А.Н. Орел
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ...
Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 12-16.
14. Сопилко Н.Ю., Навроцкая Н.А. Производственная интеграция России и Украины в условиях глобальной конкуренции // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 145-152.
15. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.
16. Ушкаренко Ю.В. Развитие кооперативной формы
хозяйствования в аграрной сфере экономики Украины // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 1 (2). С. 17-30.
17. Хорев А.И. Обеспечение устойчивого развития экономического потенциала предприятия сахарной промышленности / А. И. Хореев, О. Ю. Коломыйцев. -Воронеж: ВГТА, 2000. - 88 с.
18. Фоменко Л.Г. Влияние тенденций мирового сельскохозяйственного рынка на маркетинговую среду малых сельскохозяйственных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 61-64.
© 2014
ФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ ДИНАМ1ЧНОГО МОН1ТОРИНГУ ПРАЦЕЗАТРАТ
ХАРЧОВОГО П1ДПРИ€МСТВА
A.M. Орел, асистент кафедри «Менеджмент оргатзацт» ПВНЗ «Херсонський екoнoмiчнo-nрaвoвий тститут», Херсон (Украгна)
Анотащя. У статп розроблеш рекомендацп з формування системи динашчного мониторингу працезатрат харчо-вого тдприемства. Запропонована концепцiя динашчного мониторингу витрат пращ у харчових шдприемствах, яка дозволяе подолати недолши традицшного нормування у виглядi затзнювання й неадекватносп сучасним факторам виробництва, та розроблено алгоритм процесу ïï реалiзацiï.
Ключoвi слова: мониторинг, динамiчний мониторинг, карта динашчного мониторингу, мониторинг працезатрат, харчовi тдприемства.
FORMATION OF DYNAMIC MONITORING SYSTEM OF LABOR EXPENDITURES AT THE FOOD PRODUCTION COMPANIES
© 2014
A.N. Orel, assistant of the Department «Management of organizations»
PVNZ "Kherson Economic-law Institute', Kherson (Ukraine)
Annotation: In the paper, the recommendations for the formation of dynamic monitoring system of labor expenditures food production companies were developed. The concept of dynamic monitoring of labor expenditures at the food production companies, which can overcome the drawbacks of traditional rationing in the form of delay and inadequacy of modern inputs, and the algorithm of the process of its implementation were proposed.
Keywords: monitoring, dynamic monitoring, map dynamic monitoring, labor expenditures monitoring, food companies.
УДК 339.56
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ
© 2014
И.В. Пономарева, старший преподаватель кафедры «Экономики и финансового права»
Российский государственный социальный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: в статье проводится анализ и дается оценка внешнеэкономической деятельности России, а так же инвестиционного климата страны. Ввиду того, что в настоящее время происходит замедление темпов роста экономики, в статье раскрываются причины этого процесса.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; политический риск; страновой риск; экспортно-импортные операции.
Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т.п.
На данный период времени в структуре внешнеэкономической деятельности России, как и во всей экономике страны, происходят изменения. Согласно данным Минэкономразвития России, внешний оборот в 2012 г. составил 866,1 млрд. долл. США, превысив показатель 2011 г. на 2,4%, при этом экспорт вьтрос на 1,7%, а импорт на 3,6%. В общем объеме товарооборота в 2012 г. на долю экспорта пришлось 61,3%, импорта же 38,7%. Однако, динамика экспорта и импорта показало снижение положительного внешнеторгового сальдо, которое уменьшилось на 1,5% до 195,3 млрд. долл. США по сравнению с 2012 г. [1] Если же сравнивать основные показатели внешней торговли 2012 г. с 2011 г., то можно наблюдать ощутимое снижение значений этих
показателей. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что темпы роста мировой экономики тоже снизились, что повлекло к сокращению спроса на мировом рынке на топливно-энергетические ресурсы, экспортируемые Россией. Все это, соответственно, привело к замедлению темпов роста российской экономики, в результате которого уменьшился спрос на импортные товары. В свою очередь, это спровоцировало снижение стоимостного объема импорта.
В общем объеме экспорта России на товары топлив-но-сырьевой группы и материалов (металлы, минеральные продукты, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, драгоценные камни и изделия из них) приходится около 90% всего вывоза. Доля несыгрьевых товаров в структуре экспорта составляет лишь 8,4 %, машиностроительной продукции - порядка 5%. В результате на мировом рынке наукоемких высокотехнологичных товаров доля России не превышает 0,3%.
Зависимость России от экспорта энергоносителей и уязвимость экономики по причине изменения цен на сырьевые товары очевидна. Подтверждением этого факта служит экономический кризис 2008-2009 годов, когда цены на нефть упали с 147 долларов США до 34 долларов США за баррель.
И.В. Пономарева экономическое
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ... направление
Согласно данным Росстата, в географической структуре внешнеэкономической деятельности России крупнейшим экономическим партнером страны является Европейский союз. На его долю в 2012 г. приходилось 50,4% российского товарооборота. Второй группой по объему внешнеторгового оборота, удельный вес которых составил 25,5%, являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. [2]
Топливно-сырьевая направленность российского экспорта бесспорна и имеет серию отрицательных структурных следствий, таких как экологическая нагрузка на экономику, наращивание хозяйственных диспропорций, социально-экономическая дифференциация регионов и т.д. Необходимо отметить и тот факт, что на сегодняшний день около 60% промышленных инвестиций направляется в металлургический, топливно-энергетический комплексы, а так же высокодоходность сырьевой отрасли способствуют оттоку рабочей силы и капитала из других отраслей переработки товаров даже в условиях низкой мобильности факторов производства России.
Рассматривая российский импорт можно обратить внимание на то, что более 80% импорта, приходится на готовую продукцию, в том числе около 40% из этого на машины и оборудование, включая потребительские товары длительного пользования (мобильные телефоны, компьютеры, автомобили и др.). Если сравнивать состав импорта со странами-лидерами, то импорт из этих товаров составляет около 45-60%. Поэтому можно сделать вывод, что в России недостаточно развита внутренняя конкуренция, которая выражается в несостоятельности конкурировать и на внешних рынках. Одной из причин такой деформации экономики страны является превалирование государственных предприятий-монополистов и государственной собственности в экономике, среди которых есть энергетические компании. Это наглядно показывает высокий уровень участия государства в экономических процессах страны. Для сравнения, в странах Европейского союза доля государственной собственности в экономике в два раза меньше, чем в нашей стране.
Судя по рейтингам международных финансовых организаций за 2012 г., позиции России остаются слабыми в глазах мирового экономического сообщества. Приведенные ниже причины подтверждаются занимаемыми местами в рейтингах, а именно:
- неэффективность государства и бюрократия, говорит занимаемое 86 место из 97 в рейтинге верховенства закона (World Justice Project) и еще 139 место из 177 в рейтинге экономической свободы (The Heritage Foundation tfThe Wall Street Journal);
- коррупция - 133 место из 174 в рейтинге восприятия коррупции (Transparency International);
- высокие налоги -48 место из 50 в рейтинге лучших стран для ведения бизнеса (Bloomberg);
- слабая конкурентоспособность - 64 место из 148 в рейтинге глобальной конкурентоспособности (World Economic Forum). [1]
Экспортно-импортные операции являются одним из показателей уровня развития государства. Предприятия, совмещая абсолютные, относительные преимущества в издержках производства и обеспеченные необходимыми факторами производства, не всегда могут стать экспортерами, так как позиция экспортера или импортера обусловлена как степенью развития конкуренции на международном рынке, так и на внутреннем. В идеале, каждое государство стремится соблюсти баланс между размером экспортируемых товаров и услуг и размером импорта товаров и услуг в пределах экспортной выручки. Из этого можно выявить взаимосвязь среди экспорта, импорта и национального дохода двух стран, что описывается мультипликатором внешней торговли. Механизм мультипликатора внешней торговли представляется как зависимость экономических параметров между собой и показан следующим образом: увеличение притока ино-74
странных инвестиций влечет за собой увеличение национального дохода. Наравне с национальным доходом растет и объем ее импорта, который, соответственно, является экспортом других стран, что, в свою очередь, повышает уровень национального дохода в них. Импорт последних представляет собой экспорт первой страны, что снова ведет к увеличению национального дохода.
В посткризисные годы наблюдается медленный рост инвестиционной привлекательности России. По данным Росстата, объем иностранных инвестиций за 2012 г. составил 154,6 млрд. долл. США, снизившись по сравнению с 2011 г. на 36 млрд. долл. США. А вот объем российских инвестиций за рубеж в 2012 г. составил 150 млрд. долл. США, опять же, уменьшившись на 17 млрд. долл. США по сравнению с 2011 г. [2]
Несмотря на все меры, предпринимаемые Правительством России, инвестиционный климат страны оценен неудовлетворительно. Данную характеристику дали несколько международных организаций, таких как, Торговое представительство США, Всемирный банк, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и др.
Негативное влияние на уменьшение инвестиционной активности состоит в том, что в России происходит замедление роста экономики, вследствие этого стабилизируется уровень нагрузки мощностей предприятий и уменьшается необходимость в инвестициях.
На фоне этой ситуации можно назвать еще два недостатка. Во-первых, неразвитость инфраструктуры и общую отсталость формальных и неформальных институтов. Во-вторых, относительную дороговизну российских товаров в валютном выражении. В сфере инвестиций это проявляется в более низкой доходности проектов, связанных с притоком инвестиций.
При этом всем, Россия занимает лидирующую позицию по уровню оттока прямых иностранных инвестиций среди стран БРИК. Это вызвано все той же причиной, невысокой конкурентоспособности большинства отраслей экономики страны, вызывая острую необходимость в диверсификации и модернизации промышленных производств, стимулируя, в основном, наукоемкие отрасли. Разумеется, для исправления сложившейся ситуации следует интенсивно привлекать внешние и внутренние инвестиции с последующим эффективным размещением, что позволит государству провести политику расширенного воспроизводства основных средств в отраслях, что в дальнейшем приведет к росту инвестиционной привлекательности. Ввиду того, что инвестиции являются решающим фактором экономического роста и они взаимосвязаны между собой, т.е. динамика инвестирования зависит от динамики экономического роста и наоборот, активизация инвестиционного процесса удовлетворяет стратегическим интересам России.
Участие России в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций и вступление во Всемирную торговую организацию оказывает серьезное влияние на международные и национальные инвестиционные процессы, а также внешнеэкономическую деятельность, тем самым актуализирует потребность в развитии механизмов страхования иностранных инвестиций и экспортно-импортных операций и применение новых финансовых инструментов, направленных на хеджирование возникающих рисков.
Около 80% коммерческих структур и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую и инвестиционную деятельности, приходилось сталкиваться со страновыми рисками, в особенности с политическими рисками.
Страновый риск возникает в основном при осуществлении операций в иностранных валютах. Однако, стоит разграничивать страновой риск и коммерческий. Коммерческий связан с убытками от совершаемых ошибок в коммерческой деятельности компании, страновой же с убытками нерезидента в результате неблагоприят-Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2
И.В. Пономарева
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ...
ных событий в стране. Если обратиться к определению понятия «страновой риск», то оно до сих пор не имеет однозначной трактовки. В контексте рассматриваемой проблемы, страновой риск - это риск возникновения потерь, вследствие изменения экономических, социальных и политических условий и событий в иностранных государствах, при осуществлении различных операций (экспортно-импортных, инвестиционных и др.), предполагающих участие контрагентов, являющихся резидентами иностранных государств.
Наиболее распространенные причины появления странового риска связаны с:
- неэффективной политикой, проводимой правительством;
- особенности государственного устройства и законодательства;
- нестабильность государственной власти;
- изменение законодательства;
- изменение политического строя страны и т.п.
Для инвестора страновые риски предполагают наступление таких событий, при которых объекты инвестиций могут быть уничтожены или конфискованы, вследствие изменений законодательства и трансформации в негативную сторону инвестиционной или экономической обстановки.
Для предпринимателей же страновые риски обуславливают возможность неисполнения заключенных экспортно-импортных операций, в частности, утерю или причинение урона имуществу, денежным средствам в результате некоторых социально-политических инцидентов.
При исследовании странового риска следует учитывать его типы, а именно, некоммерческие (или политические) и коммерческие риски. Последние можно разделить на макроэкономические и микроэкономические. Макроэкономические риски охватывают уровень государства и состоят из событий влияющих на инвестиционный климат страны в целом. К ним можно отнести:
- риск неконвертируемости;
- валютный риск;
- процентный риск;
- риск инфляции;
- риски, связанные с невыполнением условий международных контрактов или соглашений.
Микроэкономические риски находятся на уровне компании, где степень риска одинакова для всех участников рынка внутри страны, т.е. компании уделяют внимание переменам, происходящим в пределах ведения бизнеса [6-17].
Что касаемо политического риска, то с данным понятием сталкиваешься в каждой публикации, посвященной управлению бизнесом на территории России. В современных условиях у каждого предпринимателя имеется своё представление о том, что такое политический риск исходя из собственного опыта существования на российском рынке. Иными словами, политический риск ассоциируют непосредственно с деятельностью коммерческих структур.
Итак, в контексте приведенной ситуации политический риск можно определить как комплекс всех мер, событий политического или административного характера на государственном или международном уровне, которые способны повлечь за собой экономический, коммерческий, финансовый ущерб для предприятия-импортера, экспортера, предприятия, инвестирующего за рубеж или заключившего экспортно-импортные контракты.
Однако, не только компании являются единственными субъектами политических рисков, сюда стоит включить и политические институты.
Наряду с факторами, определяющими уровень политических рисков в рыночной экономике, в России существуют еще несколько причин усугубляющих возникновение политических рисков:
- безответственность субъектов всех уровней за при-
нимаемые решения;
- противоречивость нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность;
- высокая степень коррупции;
- значительная зависимость хозяйствующих субъектов от криминального мира;
- неустойчивое налоговое законодательство;
- недобросовестная конкуренция;
- неравный подход государства к экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
- невысокий уровень образования государственных служащих в сфере рынка и коммерческой деятельности.
Подводя итог всему вышеизложенному уместно сказать, что перед руководством России стоит задача активизации и страхования инвестиционного процесса, а так же экспортно-импортных операций, по средствам применения зарубежного опыта, ввода в российскую практику новых финансовых инструментов, направленных на хеджирование политических и страновых рисков. Способность Правительства России реализовать эту задачу как раз и определит дальнейшую перспективу страну как государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сайт «Минэкономразвития России» (http://www. economy.gov.ru/).
2. Сайт «Федеральной службы государственной статистики» (http://www.gks.ru/).
3. Шнайдер В.В., Ещенко Е.С. Угроза банкротства и особенности финансового оздоровления в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 394-396.
4. Люльков Р.Н. Экономический потенциал организации: сущность и значение. Монография / Р. Н. Люльков, О. В. Шнайдер ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т», Фил. РГСУ в г. Тольятти Самарской обл. Тольятти, 2012.
5. Люльков Р.Н. Социальное и экономическое прогнозирование. Учебное пособие : учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по специальностям 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Р. Н. Люльков ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т», Фил. в г. Тольятти Самарской обл. Тольятти, 2006.
6. Евстратов Р.М. Место финансовых рисков в системе предпринимательских рисков коммерческих организаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.
2013. № 3 (14). С. 38-41.
7. Тимирясова А.В., Крамин Т.В., Крамин М.В. Количественная оценка влияния факторов международной конкурентоспособности регионов России // Актуальные проблемы экономики и права.
2014. № 1 (29). С. 156-165
8. Янов В.В. Концептуальные подходы к определению понятий «риск», «финансовый риск» и «бюджетный риск» // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 19. С. 149-158.
9. Курилова А.А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.
10. Ярыгин А.Н., Дудина И.П., Дудин Р.А. Компьютерная модель динамического анализа бизнес-плана // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 466-471.
11. Бердникова Л.Ф. К вопросу снижения рисков инвестиционно-инновационной деятельности организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 11-13.
12. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа
И.В. Пономарева
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ...
разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 293-300
13. Шапиро С.А. Систематизация рисков в управлении государственным внешним долгом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 81-84.
14. Тимирясова А.В., Крамин М.В., Крамин Т.В. К вопросу о международной конкурентоспособности регионов России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 348-354.
15. Шанцев В.П. Россия и ВТО: риски и перспективы развития промышленности и сельского хозяйства в нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2013. № 7 (26).
С. 130-144.
16. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Влияние крупных региональных инвестиционных проектов на инвестиционную привлекательность региона в условиях членства России в ВТО // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 301-306.
17. Ярыгина Н.А. Регулирование валютным риском на предприятии // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 52-54.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)
© 2014
THE IMPACT OF POLITICAL RISKS OF THE FOREIGN ECONOMIC
ACTIVITY IN RUSSIA
I.V. Ponomareva, assistant professor of the chair « Economy and financial law» Russian State Social University, Togliatti (Russia)
Annotation: in the article the analysis and estimation of the foreign economic activity of Russia and the country's investment climate. Due to the fact that at the present time there is a slowdown in economic growth, in the article the reasons of this process.
Keywords: foreign economic activity; political risk; country risk; export-import operations.
УДК 338.43
ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ
© 2014
Ю.В. Тинтулов, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных
систем и технологий
Одесский государственный аграрный университета, Одесса (Украина)
Аннотация: В статье исследуются факторы инвестиционного климата, определяющие влияние внутренней и внешней среды на привлечение инвестиций. Разработаны критерии эффективности механизмов привлечения инвестиций. Выявленные факторы, влияющие на процесс привлечения инвестиций в пищевой промышленности.
Ключевые слова: инвестиций, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, пищевая промышленность, накопления капитала.
Залучення швестицш у продовольчий комплекс, будучи складним i багатоаспектним народногосподарсь-ким завданням, охоплюе цший комплекс оргашзацшно-правових i фiнансово-економiчних питань регулювання, спрямованих на формування дшчих механiзмiв залучення швестицш у харчову промисловють i пов'язаних з нею галузей. Важливють дослвдження дано! проблеми пвдвищуеться внаслщок сформованого стану економiки продовольчо! сфери, що тривае насичення продовольчо-го ринку кра!ни продуктами iмпортного походження.
Аналгз остантх досл1джень I публ1кац1й. Актуальшсть науково-практичних розробок, спрямованих на шдвищення ефективносп управлшня швес-тищями, базуеться на численних диску^х щодо таких розробок, водночас ввдсутт комплексш науковi досль дження проблеми управлшня залученням швестицш у пвдприемства харчово! промисловосп галузi Укра!ни [1-16]. Питання сутносп швестування в галузях еконо-мши були предметом наукових дослвджень вичизня-них учених: 1.Бланка, Л.Борща, В.Гейця, С.Гуткевич, Й.Завадського, А.Загороднього, М.Срмошенка, Г.Юрейцева, Т.Майорово!, Ю.Орловско!, А.Пересади, С.Реверчука, П.Саблука, Ю.Стадницького та iн.
Формулювання ц1лей статт1. Основною метою статп е наукове обгрунтування проблеми управлiння залученням швестицш у тдприемства, розробка науко-во-практичних рекомендацiй щодо пiдвищення ефек-тивностi управлiння залученням iнвестицiй та привабли-востi пiдприемств харчово! промисловосл.
Виклад основного матер1алу. На сьогодшшнш день в харчово! промисловостi Укра!ш на перший план ви-суваеться завдання стабiлiзацii' й вiдновлення матерь ально-технiчного й виробничого потенцiалу промис-
ловостi, подолання його технiчного й технолопчного вiдставання, як базово! складово! економiки кра!ни. Прiоритетними завданнями також стають створення сприятливого iнвестицiйного ктмату, пiдвищення ефек-тивностi реалiзацii державно! политики iнвестицiйноi дь яльностi, особливо в частит тдтримки виробникiв[2].
Це об'ективно викликае необхiднiсть реорганiзацii вае! системи формування, розподiли й використання ш-вестицiй. Рiшення дано! проблеми вимагае теоретичного й методичного обгрунтування вибору джерел, перспек-тивних напрямшв й ефективних механiзмiв залучення iнвестицiй у продовольчий сектор економiки.
У впчизнянш лiтературi проблема залучення швестицш у теоретичному планi представлена недостатньо повно, а iз практично! точки зору тд залученням iнвес-тицш передбачають вiдкриття фiнансового забезпечен-ня для реалiзацi! проектiв або цшей.
На нашу думку, пiд залученням швестицш у харчову промисловють розумiеться фшансове забезпечення iнвестицiйного потенщалу регiональних соцiально-еко-номiчних систем (областей), пвдприемств, що впливае на !хню iнвестицiйну активнiсть за рахунок проведення ефективно! полiтики iнвестицiйно! дiяльностi держави.
Залучення швестицш може мати рiзнi цш, об'ект i суб'ект залучення, форми, шструменти (методи), меха-шзми, структуру залучення iнвестицiй. У табл.1 пред-ставленi основнi теоретичнi положения й тдходи до розглянуто! проблеми.
Разом з тим, необхiдно враховувати, що для активiза-цi! iнвестицiйних процесiв i залучення iнвестицiй у роз-виток харчово! промисловосп найважливiшу роль грае сприятливий iнвестицiйний клiмат. В цшому на iнвести-цiйний клiмат харчово! галузi впливають [6]: