Научная статья на тему 'Влияние политических и социально-экономических процессов в Российской империи на развитие отечественного Балтийского флота'

Влияние политических и социально-экономических процессов в Российской империи на развитие отечественного Балтийского флота Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / RUSSIAN EMPIRE / BALTIC FLEET / POLITICS / ECONOMICS / DEVELOPMENT / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рукавишников Евгений Николаевич

Рассматривается влияние процессов развития Российской империи на состояние Балтийского флота. Выделены пять этапов становления Балтийского флота. Флот показан как важный элемент государственного механизма, защищающего национальные интересы в мирное и военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of political and socioeconomic processes in the Russian Empire on the development of the Baltic Fleet

This paper explores the influence of the development processes taking place in the Russian Empire on the Baltic Fleet. Five periods of the Baltic Fleet development are identified. The Fleet is interpreted as a significant element of the state mechanism for defending national interests in peace and wartime.

Текст научной работы на тему «Влияние политических и социально-экономических процессов в Российской империи на развитие отечественного Балтийского флота»

УДК 359

Е. Н. Рукавишников

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Рассматривается влияние процессов развития Российской империи на состояние Балтийского флота. Выделены пять этапов становления Балтийского флота. Флот показан как важный элемент государственного механизма, защищающего национальные интересы в мирное и военное время.

This paper explores the influence of the development processes taking place in the Russian Empire on the Baltic Fleet. Five periods of the Baltic Fleet development are identified. The Fleet is interpreted as a significant element of the state mechanism for defending national interests in peace and wartime.

Ключевые слова: Российская империя, Балтийский флот, политика, экономика, развитие, национальные интересы.

Key words: Russian Empire, Baltic fleet, politics, economics, development, national interests.

Балтийский флот, созданный в 1703 г. для защиты национальных интересов России в Северо-Западном регионе, в дальнейшем превратился в эффективное средство реализации внешней политики нашего государства в общеевропейском, а затем и в мировом масштабе. Балтий-

© Рукавишников Е. Н., 2013.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 12. С. 14 — 22.

ский флот России за 310 лет своего существования накопил огромный опыт деятельности в военное и мирное время. Одной из важнейших задач исторической науки является обобщение, систематизация знаний и периодизация эволюции того или иного предмета исследования. Процесс этот сложный, поэтому до настоящего времени отсутствует единый подход к определению количества и хронологических границ этапов развития и деятельности Балтийского флота.

Традиционно принято выделять этапы парусного, парового, броненосного, разнородного и ракетно-ядерного флота. Этот вариант периодизации страдает отсутствием единого критерия в оценке наиболее значимой характеристики флота в выделяемый промежуток времени. Названия этапов содержат указания на тип движителя, на тип материала, обеспечивающего защиту корабля, на характеристику состава сил и на применяемое оружие. Кроме этого, предлагаемые этапы не учитывают особенности развития Балтийского флота, следовательно, применимы ко всем флотам нашего государства [1, с. 107].

На Балтийском флоте проводилась большая научная работа, связанная с исследованием истории создания и развития флота. При этом был дан иной вариант периодизации эволюции Балтийского флота за трехвековой период, в его основе — ранее обозначенные этапы, которые подверглись незначительному уточнению и корректуре. В качестве доказательной базы использовались статистические данные количественного состава флота и перечень основных войн и морских сражений. Схема не учитывает применения Балтийского флота в мирное время; изменение количества кораблей и тенденций состояния флота не дает исчерпывающей его характеристики. Прилагаемый перечень монархов и руководителей государства не раскрывает сущности процессов, происходивших в стране и оказавших воздействие на развитие Балтийского флота.

В качестве варианта периодизации развития Балтийского флота Российской империи предлагаются следующие этапы, хронологические границы которых определяются наиболее важными политическими и социально-экономическими процессами, повлиявшими на развитие России в целом и Балтийского флота в частности:

1. Зарождение и становление флота (с 1703 по 1725 г.).

Этот период отечественной истории связан с модернизацией Российского государства, проведенной Петром I. Учреждалась новая структура государственного управления в виде Сената и коллегий, проводились социально-административные реформы по образованию губерний, единообразной социальной структуры городов и посадов, введением Табели о рангах для дворянства и т. д. Развитие промышленности сопровождалось увеличением количества мануфактур почти в семь раз. В стране создавалась система светского образования из общеобразовательных и специализированных учебных заведений. Повышалась обороноспособность государства и эффективность защиты его национальных интересов.

Процессы, происходившие в государстве, вполне сопоставимы с теми, которые совершались на флоте. Практически заново была органи-

15

зована система управления. В 1717 г. была основана Адмиралтейств-коллегия, включавшая двенадцать контор. Устанавливались функции структурных подразделений и порядок решения служебных вопросов, организационно Балтийский флот делился на парусный и гребной.

Была сформирована береговая инфраструктура флота, заложены военно-морские базы: Санкт-Петербург, Кронштадт, Ревель, Выборг, Гельсингфорс и Або. За короткий срок строились гавани с причалами, служебные помещения, склады и арсеналы. В 1720 г. завершилась разработка важнейшего документа отечественного Военно-морского флота — первого Морского устава.

Создание кораблестроительных центров на берегах Балтики явля-16 лось частью экономического развития государства. Появление в 1704 г. Адмиралтейской верфи позволило строить для Балтийского флота корабли всех классов, до линейных включительно [2, с. 103].

Создание военно-морских учебных заведений опережало развитие системы светского образования. Навигацкая школа продолжала готовить специалистов для флота. В новой столице России в 1715 г. начала свою образовательную деятельность Академия морской гвардии [3, с. 433].

Появление Балтийского флота обеспечило победу России в Северной войне, имевшей большое значение для дальнейшего развития всего Российского государства.

2. Застой и ограниченное применение флота (с 1725 по 1764 г.).

Вторая четверть XVIII в. в России отличалась политической нестабильностью. Дворцовые перевороты являлись одной из причин частой смены власти. В хронологических рамках этапа на троне Российской империи побывало семь монархов. Усиление дворянства привело к частичному отказу от реформ Петра I и расширению привилегий этого сословия в ущерб государственным интересам. Темпы роста национальной экономики снизились. Россия постепенно теряла свои позиции в мировой политике.

В сложившихся условиях представители высших эшелонов власти утратили интерес к состоянию военно-морской мощи государства. Попытки предотвратить окончательное разложение Балтийского флота оставались на бумаге. Снижение финансирования приводило к длительной стоянке кораблей в базах, где они гнили и разрушались. Экипажи теряли практические навыки морской службы.

Участие в войнах против Швеции в 1741 — 1743 гг. и Пруссии в 1756 — 1763 гг. характеризовалось подчиненным положением Балтийского флота по отношению к армии [4, с. 84]. Моряки действовали в интересах войск, сосредоточенных на приморском направлении. Район плавания кораблей ограничивался Балтийским морем.

3. Развитие флота и решение задач в рамках общеевропейской политики государства (с 1764 по 1856 г.).

Екатерина II, несмотря на зависимость от дворянства, реформировала российский Сенат и ограничила его функции. В 1782 г. императрица изменила штаты Балтийского флота для мирного и военного времени [5, оп. 126, д. 6161, л. 794]. Была введена конкурсная основа для замещения должностей офицерским составом.

Павел I начал решительную борьбу с привилегиями дворянства: отменил ряд статей Грамоты на права, вольности и преимущества этого сословия; запретил фиктивную службу в гвардии малолетних дворян для получения ими выслуги лет. Изменения коснулись и флота.

В конце XVIII в. Павлом I был создан комитет по определению бюджета, необходимого для дальнейшего развития Балтийского флота. Не снижая численности корабельного состава, удалось добиться экономии 6,7 млн рублей за счет упразднения некоторых береговых учреждений, оптимизации портового хозяйства, сокращения расходов на нужды, не связанные с боеспособностью флота.

В первой четверти XIX в. эпоха наполеоновских войн отразилась на развитии Балтийского флота. С 1803 по 1825 г. бюджет ВМФ России возрос с 8,7 до 24 млн руб.; было создано Морское министерство. В дальнейшем Николай I стремился поддерживать высокий международный авторитет страны и требовал, чтобы Россия удерживала за собой статус третьей в мире морской державы после Великобритании и Франции. Корабельный состав менялся в зависимости от решавшихся задач. Уже к 1836 г., по мнению представителей английских ВМС, Балтийский флот России мог оспаривать господство Великобритании на морях.

К середине XIX в. российское самодержавие при Николае I достигло своего апогея. Этот процесс сопровождался нарастанием негативных тенденций, связанных с ростом коррупции и бюрократии, подавлением инициативы, жесткой регламентацией всех процессов во флотской структуре.

Экономический курс России в рамках хронологии этапа был направлен на интеграцию отечественной промышленности, торговли и финансов в общеевропейскую хозяйственную систему. На рубеже XVIII—XIX вв. Россия являлась мировым лидером по выплавке чугуна и стали. Рост национальной экономики сопровождался увеличением количественного состава флота. Только за 16 лет правления Екатерины II для Балтийского флота было построено более 350 боевых кораблей различных классов. Несмотря на затраты огромных средств, добиться резкого улучшения качества кораблестроения не удалось.

В дальнейшем развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства начало снижаться из-за сохранения крепостного труда. Состояние Балтийского флота не претерпевало качественных изменений, однако сохраняло его превосходство над ВМС стран Балтийского региона. К середине XIX в. Россия по экономическим возможностям все более отставала от стран, в которых уже произошел промышленный переворот. Недостаток новейших паровых кораблей продемонстрировал слабость Военно-морского флота России в Крымской войне.

С последней трети XVIII в. Балтийский флот активно используется в качестве силового фактора национальной дипломатии. Внешняя политика Екатерины II и экономические интересы страны были ориентирована на завоевание выхода к Черному морю [6, оп. 1, д. 3011, л. 154]. В 1769 г. впервые корабли Балтийского флота начали осваивать Средиземное море. Россия играла значительную роль участника в европейской политике: распространила свое влияние на Балканы, являлась по-

17

18

средником при завершении Силезской войны между Пруссией и Австрией, объединила семь стран для защиты торгового судоходства, участвовала в разделах Польши и коалиционных войнах против Франции, а также подавлении революционного движения в Европе.

Балтийский флот успешно защищал национальные интересы России. Его действия приобретали самостоятельность, а уровень решавшихся задач вырос до стратегических. Впервые флот вышел за пределы Балтийского моря и совершал плавания в Атлантике и на Средиземном море.

В войнах против Швеции, Франции и Османской империи моряки решали типовые задачи в соответствии со своим боевым предназначением.

Впервые Балтийский флот нашел применение в мирное время, обеспечивая демонстрацию военно-морского присутствия в районах локальных войн и вооруженных конфликтов. В 1779—1784 гг. семь эскадр Балтийского флота последовательно обеспечивали в морском пространстве от Баренцева до Средиземного моря безопасность судоходства государств, оставшихся в нейтралитете во время войны между Великобританией и ее североамериканскими колониями, боровшимися за свою независимость.

В 1827—1833 гг. эскадры вице-адмиралов Л. П. Гейдена, а затем П. И. Рикорда демонстрацией военно-морской силы препятствовали эскалации вооруженного конфликта на Балканах и содействовали национально-освободительному движению греческого народа [7, оп. 1, д. 145, л. 81]. В 1831 г. эскадра кораблей вице-адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена находилась в Балтийском море для недопущения иностранного вмешательства во внутренние дела России в период польского восстания. В 1848—1850 гг. Россия, сохраняя нейтралитет, направила флот в Балтийскую проливную зону с целью скорейшего прекращения Германо-датской войны.

Активная дипломатия и военно-морская деятельность не спасли Россию от кризиса и поражения в Крымской войне 1853—1856 гг., которые были предопределены политическим консерватизмом и экономической отсталостью страны.

4. Модернизация флота и расширение спектра решаемых задач (с 1856 по 1905 г.).

Итоги Крымской войны наглядно показали необходимость реформирования практически всех сфер деятельности российского общества. Александр II вынужден был придать жесткому государственному механизму больше либеральности. С 1864 г. в систему местного управления на уровнях уездов и губерний вводились всесословные выборные органы — земства. С 1870 г. появились органы городского выборного самоуправления — городские думы. Были реализованы судебная, образовательная и военная реформы. Отмена в феврале 1861 г. крепостного права ускорила устранение феодальных пережитков в России и ее переход к новым капиталистическим отношениям. Либеральная внутренняя политика Александра II привела к общественно-политическому подъему российского общества.

Генерал-адмирал российского флота великий князь Константин Николаевич решительно переустраивал Морское министерство. Адмиралы и офицеры Балтийского флота активно участвовали в дискуссии на страницах журнала «Морской сборник» и предлагали пути преобразования морского ведомства.

В ходе реформирования системы управления ликвидировалась жесткая централизация, исключавшая инициативу портовых управлений. Аппарат Морского министерства в 1860-е гг. сократился с 1134 до 508 человек. Создавался Главный морской штаб, уточнялись функции различных элементов иерархической структуры флота.

Переход к строительству парового и броненосного флота сопровождался увеличением численности грамотных матросов, количество которых с 1865 по 1879 г. возросло почти в два раза. В 80-е гг. XIX в. открылись несколько специальных морских школ для обучения унтер-офицеров. Изменялась программа подготовки офицеров. При получении очередных воинских званий и повышении в должности стал учитываться морской ценз, предусматривавший определенное количество лет плавания на кораблях. К началу ХХ в. Балтийский флот в целом успешно решил задачу комплектования кораблей всеми категориями личного состава.

На рубеже XIX —XX вв. Россия переживала экономический подъем. Рост тяжелой промышленности опережал развитие легкой, что было характерно для индустриальных держав. Крупное фабричное производство отходило от ручного труда и широко внедряло паровые машины. Наращивалась сеть железных дорог. Появились новые отрасли промышленности, изменялась география экономических центров: нефтедобывающих, угольно-металлургических и ма-

шиностроительных.

За относительно короткий срок Балтийский флот подвергся коренным изменениям, пройдя путь от парусного до броненосного флота. Во второй половине XIX в. было принято десять кораблестроительных программ. Из 482 построенных единиц в состав Балтийского флота были переданы 353 корабля различных классов. К началу 1898 г. российский ВМФ по количеству боевых кораблей занимал третье место в мире после Великобритании и Франции. Основные силы отечественного ВМФ были сосредоточены на Балтике. Несмотря на подъем промышленного производства в стране, Балтийский флот к началу ХХ в. отличался разнотипностью кораблей, сохранением в боевом составе флота устаревших единиц. Стремление к экономии финансовых средств, недоверие к отечественной науке и технике приводило к отставанию в производстве торпед, средств радиосвязи и т. д.

Проникновение России в мировой капиталистический рынок сопровождалось борьбой за сферы экономического и политического влияния. Во второй половине XIX в. дипломатия России отличалась стремлением избежать участия в войнах для сосредоточения усилий на проведении внутренних реформ. Однако это не исключало активного использования Балтийского флота для защиты национальных интересов в Средиземноморском регионе и на Дальнем Востоке.

20

В 1856—1860 гг. эскадры контр-адмиралов Е. А. Беренса, К. И. Истомина и Б. Д. Нордмана способствовали объединению итальянских земель в единое государство. В 1858 г. фрегат и корвет Балтийского флота совместно с французскими кораблями участвовали в демонстрации военного присутствия в Адриатическом море для признания Османской империей и европейскими странами границ независимой Черногории [8, оп. 3, д. 122, л. 707].

В 1860 — 1861 гг. эскадра контр-адмирала И. А. Шестакова находилась у берегов Сирии для урегулирования вооруженного конфликта на Ближнем Востоке [9, оп. 1, д. 14, л. 1]. В 1880 г. корабли Балтийского флота под командованием контр-адмирала О. К. Кремера в составе многонациональных сил в Адриатическом море добились от Османской империи выполнения ранее принятых обязательств по проблемам Черногории [10, оп. 2, д. 4080, л. 20]. С 1866 по 1868 г. эскадра контр-адмирала И. И. Бутакова успешно эвакуировала жителей Крита из зоны вооруженного конфликта. В 1882 г. моряки-балтийцы спасали российских подданных из Александрии, подвергшейся обстрелу английской эскадры. В 1886 г. эскадра контр-адмирала Н. И. Казнакова решила задачи в условиях международной морской блокады побережья Греции [11, оп. 482, д. 2419, л. 24 об.]. С 1897 по 1898 г. эскадры контр-адмиралов П. П. Андреева и Н. И. Скрыдлова участвовали в предотвращении эскалации вооруженного конфликта на Крите и оказании гуманитарной помощи его жертвам [12, оп. 1, д. 1793, л. 36 об.].

Применение Балтийского флота вышло за рамки европейской политики России. В сентябре 1863 г. эскадры под командованием контрадмиралов С. С. Лесовского и А. А. Попова направились в Нью-Йорк и Сан-Франциско соответственно. Акция балтийских моряков была направлена против вмешательства Великобритании во внутренние дела России и североамериканского государства.

В 1887 и 1895 гг. корабли Балтийского флота выполняли задачи на Тихом океане в интересах развития дружеских отношений России с Кореей и Китаем.

В начале ХХ в. Балтийский флот обретал все более важное значение в дальневосточной политике России. В ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг. наиболее боеспособное ядро Балтийского флота было направлено на Тихий океан, где было практически полностью уничтожено. Поражение России в войне и свертывание работ в центрах кораблестроения при революционных выступлениях рабочих обескровило Балтийский флот.

5. Реформирование флота и реализация опыта Русско-японской войны (с 1906 по 1917 г.).

Поражение в войне против Японии и революционные потрясения не прошли для России бесследно. Произошли изменения в государственном строе. В 1906 г. состоялись выборы в первую Государственную думу, что послужило началом становления российского парламентаризма. Формировалось новое правительство — Совет министров. Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, половина состава которой назначалась императором, а вторая по-

ловина избиралась земствами, дворянскими собраниями и т. д. В законодательной деятельности приняли участие депутаты Государственной думы.

Опыт Русско-японской войны отразился на Балтийском флоте и отечественном ВМФ в целом. Была упразднена должность генерал-адмирала, которую традиционно занимали представители царствующей династии Романовых. Изменились устройство Морского министерства, функции структурных подразделений и высших должностных лиц. Был создан Морской генеральный штаб [13, с. 55].

В 1907 г. упразднили должность Главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря. В июне 1908 г. было утверждено Положение о начальниках морских сил. На Балтийском море эту должность занял контр-адмирал Н. О. Эссен. Совершенствовалась организационная структура морских сил, возникали новые объединения и соединения. Помимо традиционных соединений надводных кораблей появились бригада подводных лодок и отряд гидросамолетов.

После окончания военных и революционных потрясений развитие национальной экономики набирало темпы. В 1911 — 1913 гг. наблюдался быстрый рост во всех отраслях промышленности. По общему экономическому уровню Россия уступала только Германии, Франции, США и Великобритании. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял 9 %, то есть больше, чем в передовых экономических державах. Происходила концентрация производства и формирование финансовой олигархии.

Россия оставалась аграрной страной, поэтому земельная реформа П. А. Столыпина имела большое значение. К 1913 г. урожайность выросла на 10 %. В России собирали 50% мирового урожая пшеницы и 53 % — ржи. Внешний оборот вырос в 2,5 раза и достиг 2,6 млрд руб.

В отличие от предыдущего этапа заказы на строительство кораблей размещались среди российских верфей, что являлось частью государственной политики по поддержке национальных производителей. Осуществлялась модернизация ранее построенных кораблей. На верфях Балтики приступили к строительству новейших линкоров типа «Севастополь», эсминцев типа «Новик» и подводных лодок типа «Барс». Все они относились к лучшим в мире кораблям своего класса. Несмотря на экономический подъем России, несвоевременное утверждение кораблестроительных программ и задержки в их финансировании привели к отставанию в строительстве линейных крейсеров типа «Измаил» и легких крейсеров типа «Светлана».

Во внешней политике противоречия между Россией и Германией, Австро-Венгрией принимали: более острый характер. Франко-российские связи продолжали укрепляться. Отношения с Великобританией нормализовались и в 1907 г. увенчались подписанием договора. Вскоре Франция, Россия и Великобритания окончательно оформили военный союз и создали блок Антанты. Балканский кризис 1914 г. потребовал от России соблюдения обязательств в отношении Сербии. Россия принимала активное участие в Первой мировой войне 1914 — 1918 гг., не раз спасая своих союзников.

21

Контр-адмирал Н. О. Эссен, основываясь на опыте Русско-японской войны, потребовал изменения существовавших принципов боевой подготовки флота. Командный состав флота и большинство офицеров кораблей имели боевой опыт Русско-японской войны. Это позволило творчески подойти к развитию тактики и вопросов оперативного применения сил. В годы Первой мировой войны моряки-балтийцы надежно прикрывали морские подступы к столице Российской империи, выполнив свое боевое предназначение.

В годы войны обострились социальные противоречия, которые привели в 1917 г. к двум революциям и свержению самодержавия. Развал Российской империи сопровождался потерей боеспособности Балтийского флота.

Подводя итоги развития Балтийского флота с 1703 по 1917 г., необходимо отметить, что периодизация в соответствии с предлагаемыми этапами основывается на едином подходе, который характеризует состояние Балтийского флота и тенденции его изменения на базе политических и социально-экономических процессов в стране. Такой подход к определению этапов наглядно показывает, что Балтийский флот является важной и неотделимой частью государственного механизма, способной надежно защищать национальные интересы страны в мирное и военное время.

Список источников и литературы

1. Горшков С. Г. Морская мощь государства. М., 1976.

2. История отечественного судостроения : в 5 т. СПб., 1994. Т. 1.

3. Гистория Свейской войны (Поденная записка Петра Великого) : в 2 т. М.,

2004. Т. 1.

4. Боевая летопись русского флота. М., 1948.

5. Российский государственный архив древних актов. Ф. 248. Там же. Ф. 276.

6. Российский государственный архив Военно-морского Флота. Ф. 205.

7. Там же. Ф. 283.

8. Там же. Ф. 541.

9. Там же. Ф. 410.

10. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 151.

11. Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 417.

12. Назаренко К. Б. Морское министерство России. 1906 — 1914. СПб., 2010.

Об авторе

Евгений Николаевич Рукавишников — д-р воен. наук, проф., Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия» (филиал, г. Калининград).

E-mail: ren1956.39@mail.ru

About the author

Prof. Evgeny Rukavishnikov, Naval Academy Military Training Centre (Kaliningrad branch), Kaliningrad.

E-mail: ren1956.39@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.