ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY PROBLEMS
Научная статья / Research article
Влияние пограничных споров на внешнюю политику государств
Центральной Азии
М. Ачыкгез (Турция)
Казанский Федеральный Университет, Казань, Россия e-mail: maliacikgoz@gmail.com
Аннотация. После распада СССР республики Центральной Азии, обретшие независимость, получили целый комплекс сложных проблем, связанных с советским наследством. Одним из таких негативных проявлений стали пограничные споры. Хотя данные проблемы между республиками не проявились сразу после получения независимости, они начали подниматься с начала 2000-х годов. С этого времени пограничнью споры стали одним из главных элементов, определяющих внешнюю политику республик в отношении друг друга. Разные взгляды на проблему границ способствовали тому, что страны региона проводят и разную внешнюю политику. В данной статье была рассмотрена внешняя политика, которой придерживались пять республик Центральной Азии в пограничных спорах. Была предпринята попытка выявить, как эта политика влияет на двусторонние отношения и многосторонние отношения.
Ключевые слова: Центральная Азия, пограничные споры, внешняя политика.
Для цитирования: Ачыкгез М. Влияние пограничных споров на внешнюю политику государств Центральной Азии. Постсоветские исследования. 2022;3(5):252-256.
The impact of border disputes on the foreign policy of Central Asian States
Mehmet Acikgoz (Turkey)
Kazan Federal University, Kazan, Russia e-mail: maliacikgoz@gmail.com
Abstract.After the collapse of the USSR, the republics of Central Asia, which gained independence, received a whole complex of complex problems related to the Soviet legacy. Border disputes have become one of such negative manifestations. Although these problems between the republics did not manifest themselves immediately after independence, they began to rise since the early 2000s. Since that time, border disputes have become one of the main elements determining the foreign policy of the republics towards each other. Different views on the border problem contributed to the fact that the countries of the region began to pursue different foreign policies. This article examined the foreign policy followed by the five Central Asian republics in border disputes. An attempt was made to identify how this policy affects bilateral and multilateral relations.This article reviewed the foreign policy followed by five republics of the Central Asia in border disputes. An attempt was made to express how this policy affects bilateral and regional relations.
Keywords: Central Asia, border disputes, foreign policy.
For citation: Mehmet Acikgoz. The impact of border disputes on the foreign policy of Central Asian States. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;3(5):252-256. (In Russ.)
Какими бы ни были экономические преимущества, географические размеры или геополитические приоритеты, пограничные споры имеют большое значение для внешней политики государств. Границы
признаются в качестве основного фактора формирования напряженности и
сотрудничества в регионе, как это имеет место в отношениях между странами Центральной Азии [Moraczewska 2010].
Бескровный распад СССР в конце ХХ в. затронул и Центральную Азию. Республики, получившие независимость, стали самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.
Прежде всего рассматривалась необходимость установить формы правления и провести адаптацию к международным институтам для создание независимой внешней политики
[Майтдинова 2017: 18].
В настоящее время эти государства позиционируют себя по-разному, проводя внешнюю политику, отличную друг от друга. Туркменистан называет себя государством Каспийского региона из-за своих отношений с Азербайджаном и Ираном, в то время как Казахстан называет себя евразийским государством, потому что он действует как мост между Европой и Азией [Омаров 2012]. В Центральной Азии это затрудняет решение региональных проблем.
Многие факторы оказывают влияние на определение внешней политики республик. Один из них - спорные границы. Проблемы в приграничных районах проявились во всей полноте не сразу после обретения независимости. Они копились постепенно еще с советских времен и дали о себе знать во внешней политике с 2000-х гг.
Спорные границы оказывают большое влияние на внутреннюю политику, безопасность, экономику и на общество, особенно на тех граждан, кто живет в приграничных районах.
Как яркий пример можно привести Ферганскую долину. Между тремя республиками сформировалось расхождение во мнениях относительно спорных границ. Одной из проблем было использование природных ресурсов.
После обретения независимости те, кто "владеет" природными ресурсами, начали использовать их в качестве политического и экономического оружия. Отношения между некогда соседскими народами были разрушены, возникли социальные беспорядки.
Пограничные конфликты так же могут быть вызваны усилением национальной и этнической дифференциации [Damiani 2015]
Республики располагают
ограниченными ресурсами для демаркации спорных границ, что обязывает их сотрудничать с международными организациями [Golunov 2005].
Влияние пограничных споров на внешнюю политику
Правительство республик Центральной Азии, в первую очередь, было нацелено на укрепление государственной независимости, сохранение территориальной целостности и поддержание хороших отношений с соседями.
Гражданская война в Таджикистане, взрывы бомб в Узбекистане, предположительно вызванные этой войной, а также революция в Кыргызстане отодвинули этнические, региональные и территориальные пограничные споры на второй план.
В результате только с начала 2000-х гг. республики начали переговоры об делимитации границ. В настоящее время некоторые из этих пограничных споров полностью решены, в то время как по другим еще ведутся переговоры.
Главная причина, по которой переговоры длятся так долго, заключается в том, что у правительств республик разные взгляды по этому вопросу и к компромиссу прийти очень сложно, а порой и невозможно.
Например, Узбекистан и Таджикистан строили свои притязания, основываясь на картах 1924-1927 гг., а Кыргызстан - на картах 1955, 1956 и 1989 гг. [Олимова и Олимов 2017:23].
Пограничные проблемы между республиками наиболее остро стоят в Ферганской долине. Границы Узбекистан-Кыргызстан, Узбекистан-Таджикистан и Кыргызстан-Таджикистан наиболее трудно демаркировать.
Границы буквально переплетены между собой, к тому же частично проходят по высокогорным районам. Сама Ферганская долина богата природными ресурсами, и республики не желают уступать эти земли, что затрудняет делимитацию.
Хотя правительства еще не использовали полномасштабное военное наступление для решения территориальных
споров, в приграничных районах имели место кратковременные столкновения с целью изменения границ [Реташ 2009:152]. Такая ситуация в основном сложилась в Ферганской долине и в приграничных районах, расположенных неподалеку оттуда.
В конце апреля 2021 г., в ходе ожесточенного конфликта, произошедшего между Кыргызстаном и Таджикистаном, республики региона четко обозначили свою внешнюю политику.
Узбекистан оставался нейтральным в этом конфликте, в то время как Казахстан открыто поддерживал кыргызскую сторону.
Тот факт, что Узбекистан является соседом обеих республик, и длительная продолжительность конфликта вынудили Узбекистан сохранять нейтралитет. Еще одной причиной является подозрение, что этот конфликт помешает решению пограничных споров Узбекистана и Кыргызстана. К тому же, могла быть скомпрометирована железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а ведь она имеет большое значение для экономики Узбекистана1.
Но несмотря на разные взгляды на этот конфликт Казахстана и Узбекистана, обнадеживает предложение обеих республик помощи в урегулировании конфликта.
Республики осознают, что было бы лучше разобраться в региональных проблемах между собой, чем допустить стороннее вмешательство в дела региона со стороны ЕС, США или России 2
Пограничные конфликты влияют на республики на международном уровне. Например, это влияет на их участие в международных организациях. Заявлено, что Кыргызстан и Таджикистан не могут присоединиться к Евразийскому
1Hashimova U. Uzbekistan and Kazakhstan's Divergent Responses to Regional Border Conflict // The Jamestown Foundation. https://jamestown.org/program/uzbekistan-and-kazakhstans-divergent-responses-to-regional-border-conflict/. (дата обращения: 07.02.2022.)
2 Helf G. Border Clash Between Kyrgyzstan and Tajikistan Risks Spinning Out of Control // The United States Institute of Peace. -
https://www.usip.org/publications/2021/05/border-clash-between-kyrgyzstan-and-tajikistan-risks-spinning-out-control. (дата обращения: 06.02.2022)
экономическому союзу (ЕАЭС) без делимитацие границы [Боонстра 2015].
У Таджикистана также есть пограничные споры с Узбекистаном и Кыргызстаном, которые он должен срочно урегулировать. Эти спорные границы также вызывают этнорегиональные проблемы [Майтдинова 2017:20].
Однако из-за гражданской войны, последствия которой до сих пор влияют на жизнь страны, Таджикистану трудно решить эти проблемы.
Две страны, которые находятся в состоянии конфликта из-за своих природных ресурсов в приграничных регионах, становятся источником нестабильности в регионе.
В связи с тем, что большая часть границ Таджикистана контролируется
диссидентами, соседние республики обеспокоены проникновением радикальных группировок с границ [Богатуров и др 2014: 306].
Узбекистан имеет стратегическое значение для всех Центрально Азиатских республик, так как находится ровно посередине между ними и имеет общую границу с другими республиками. Однако жесткая и закрытая пограничная политика, проводимая в эпоху И. Каримова, замедляла делимитацие пограничные споры.
Руководители международных
организаций в регионе были едины во мнении, что такая ситуация недопустима, но не знали, как решить этот вопрос [George 2012: 42].
В результате смены руководства в республиках частично улучшилась внешняя политика. С тех пор как Ш. Мирзиеев стал президентом Узбекистана, а Г. Бердымухаммедов президентом
Туркменистана, во внешней политике региона произошли значительные изменения.
Реализация более конструктивной, мирной и значительно снижающей напряженность политики способствовала и ускорила решение существующих проблем.
Но здесь стоит отметить, что подробности договоров Узбекистана о пограничных спорах держатся в секрете. Договоры Узбекистана с Кыргызстаном и
Таджикистаном о пограничных спорах так же являются конфиденциальными. Узбекистан и Туркменистан, хотя и имеют исторические претензии друг к другу, заключили договор по некоторым пунктам пограничных споров.
Казахстан, который считает себя евразийским государством, пошел по мирному пути в процессе, связанном со пограничными спорами.
Пока решались проблемы с Кыргызстаном и Туркменистаном, в 2020 г. были проведены переговоры с Узбекистаном и подготовлены документы.
Кыргызстан, который сменил большее число президентов среди государств региона, по-прежнему имеет спорные границы с Таджикистаном, хотя он решил некоторые из пограничных споров, несмотря на политическую нестабильность внутри страны.
Цветные революции, произошедшие в Кыргызстане, и политическая борьба внутри страны стали причиной, по которой администрация не может вести стабильную внешнюю политику и поддерживать надлежащий контроль над границами.
Для региона очень опасной с точки зрения экономики является ситуация, когда доминирующие страны закрывают свои границы против своих более слабых соседей или затрудняют пересечение границ.
В 2020 г. Казахстан, например, затруднил пересечения границ с Кыргызстаном [Министерство экономики Кыргызстана 2020]. Кроме того, правительство Кыргызстана также работает над поиском альтернативных способов добраться до России1.
На этом фоне Узбекистан определяется как ненадежная страна среди соседних республик [Кюлипанов 2013: 26].
С другой стороны, события, происходящие у соседей не могут остаться без ответа. Политические события в Кыргызстане и присутствие радикалов в Таджикистане из-за гражданской войны
1 Imanaliyeva A. Kyrgyz businesses fret about economic impact of Kazakhstan unrest [Cevrimigi] // Eurasianet. https://eurasianet.org/kyrgyz-businesses-fret-about-economic-impact-of-kazakhstan-unrest. (дата
обращения: 07.02.2022.)
мешают экономическим и политическим связам развиваться свободно.
По мнению экспертов США, республики заключили соглашение с НАТО в 2013 г., чтобы не зависеть от российского оружия в возможном вооруженном конфликте вокруг спорных границ и акваторий, который пережил Узбекистан. В результате этого соглашения в Ташкенте был открыт офис НАТО, на который также было возложено сотрудничество с республиками [Попов 2016: 101].
Заключение
Хотя пограничные споры в Центральной Азии возникли не сразу после обретения независимости, они вызвали большие проблемы между республиками с декабря 2000 г. Хотя внешняя политика, проводимая республиками по отношению друг к другу из-за спорных границ, в долгосрочной перспективе была сложной, некоторые спорные границы были урегулированы. Страны за пределами региона непосредственно не участвуют в конфликтах, но они ввели санкции в отношении Узбекистана.
Разрешение пограничных споров позволит региональным республикам встретиться в общей точке. Не все проблемы были решены, и спорные границывсе еще оказывают влияние на внешнюю политику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богатуров А.Д. Международные отношения в Центральной Азии: События и докумены, М., 2014.
Боонстра Й. Пересматривая подход ЕС к Центральной Азии. EUCAM, 2015, No: 34. Кулипанова Е. Международные перевозки в Центральной Азии: понимание тенденций (не)
сотрудничества // Бишкек: Университет Центральной Азии, 2013. Майтдинова Г. Суверенитету Таджикистана 25 лет: история и перспективы развития / Под.
ред. М. Ларюэль и А. Курманова. Вашингтон, 2017. Олимова С., Олимов М. Конфликты на границах в Ферганской Долине: новые причины,
новые участники // Россия и Новые Государства Евразии, 2017. Том.1№ 34, cc. 21-40. Омаров М.М. Институциональные аспекты политики идентичности государств Центральной
Азии в сфере региональной безопасности // Регионология. 2012. - № 3 (80), - C. 72-80. Попов Д.С. Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг.М., 2016. 247 c. Damiani I. Kyrgyzstan-Tajikistan-Uzbekistan: Ferghana Valley // Border Disputes: A Global
Encyclopedia. 2015. ABC-CLIO, Vol.1 George G. Central Asia's Border Woes and the Impact of International Assistance // New York:
Open Society Foundations, 2012. Golunov S. Border Security In Central Asia: Before And After September 11 // Austrian Federal
Ministry of Defense, 2005. Moraczewska A. The Changing Interpretation of Border Functions in International Relations //
Revista Romana de Geografie Politica. 2010. Vol. 1 No. 12, pp. 329-340. Peimani H. Conflict and security in Central Asia and the Caucasus // California, 2009.
REFERENCES
Bogaturov A.D.Mezhdunarodnye otnosheniya v Central'noj Azii: Sobytiya i dokumeny, M., 2014.
BoonstraJ. Peresmatrivaya podhod ES k Central'noj Azii. EUCAM, 2015, No: 34.
Kulipanova E. Mezhdunarodnye perevozki v Central'noj Azii: ponimanie tendencij (ne)
sotrudnichestva // Bishkek: Universitet Central'noj Azii, 2013. Majtdinova G. Suverenitetu Tadzhikistana 25 let: istoriya i perspektivy razvitiya / Pod. red. M.
Laryuel' i A. Kurmanova. Vashington, 2017. Olimova S., Olimov M. Konflikty na granicah v Ferganskoj Doline: novye prichiny, novye
uchastniki // Rossiya i Novye Gosudarstva Evrazii, 2017. Tom. 1№ 34, cc. 21-40. Omarov M.M. Institucional'nye aspekty politiki identichnosti gosudarstv Central'noj Azii v sfere
regional'noj bezopasnosti // Regionologiya. 2012. - № 3 (80), - C. 72-80. Popov D.S. Central'naya Aziya vo vneshnej politike SSHA. 1991-2016 gg. M., 2016. 247 c. Damiani I. Kyrgyzstan-Tajikistan-Uzbekistan: Ferghana Valley // Border Disputes: A Global
Encyclopedia. - 2015. - ABC-CLIO. - Vol.1. George G. Central Asia's Border Woes and the Impact of International Assistance // New York:
Open Society Foundations. - 2012. Golunov S. Border Security In Central Asia: Before And After September 11 // Austrian Federal
Ministry of Defense. - 2005. Moraczewska A. The Changing Interpretation of Border Functions in International Relations //
Revista Romana de Geografie Politica. - 2010. - Vol. 1 - No. 12, - pp. 329-340. Peimani H. Conflict and security in Central Asia and the Caucasus // California, 2009.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Мехмет Ачыкгез (Турция), аспирант Mehmet Acikgoz (Turkey), Postgraduate кафедры международных отношений, student of the Department of International мировой политики и дипломатии Казанского Relations, Kazan Federal University, Kazan, Федерального Университета, Казань, Россия. Russia. E-mail: maliacikgoz@gmail.com E-mail: maliacikgoz@gmail.com