Научная статья на тему 'Влияние перцептивно-интерактивной стороны общения на сформированность коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью'

Влияние перцептивно-интерактивной стороны общения на сформированность коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ / INTERACTIVE ASPECT OF COMMUNICATION / ТЯЖЕЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / SEVERE MENTAL RETARDATION / PERCEPTIVE ASPECT OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамаева Анастасия Викторовна, Захарова Анастасия Владимировна

Статья посвящена анализу результатов исследования коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью. Представлены результаты апробации адаптированных методик для изучения коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей данной категории. Выявлена прямая, тесная и высокозначимая взаимозависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороной общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамаева Анастасия Викторовна, Захарова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE PERCEPTUAL AND INTERACTIVE ASPECT OF COMMUNICATION ON THE FORMEDNESS OF COMMUNICATION SKILLS OF 8-10-YEAR-OLD CHILDREN WITH SEVERE MENTAL RETARDATION

This article analyzes the results of the study of communication skills and the perceptive and interactive aspect of communication of 8-10-year-old children with severe mental retardation. It presents the results of the testing of adapted methods to study communication skills and the perceptual and interactive aspect of communication of children in this category. The article reveals a direct, close and highly significant correlation between the levels of the formedness of communication skills and the perceptual and interactive aspect of communication.

Текст научной работы на тему «Влияние перцептивно-интерактивной стороны общения на сформированность коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью»

ВЛИЯНИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-ИНТЕРАКТИВНОИ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

THE INFLUENCE OF THE PERCEPTUAL AND INTERACTIVE ASPECT OF COMMUNICATION ON THE FORMEDNESS OF COMMUNICATION SKILLS OF 8-10-YEAR-0LD CHILDREN WITH SEVERE MENTAL RETARDATION

A.B. Мамаева, A.B. Захарова

A.V. Mamaeva, AM. Za haro va

Коммуникативные умения, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения, тяжелая умственная отсталость.

Статья посвящена анализу результатов исследования коммуникативных умений и перцептивно-интерактив-ной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью. Представлены результаты апробации адаптированных методик для изучения коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей данной категории. Выявлена прямая, тесная и высокозначимая взаимозависимость междууровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороной общения.

Дети с тяжелой степенью умственной отсталости законодательно включены в систему образования сравнительно недавно [Мамаева, Петроченко, 2015, с. 178]. Коммуникативное развитие является одним из важнейших ожидаемых результатов обучения ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью, данное направление «пронизывает» все содержание образования детей данной категории: как содержание учебных предметов и коррекцион-ных курсов («Речь и альтернативная коммуникация», «Альтернативная коммуникация»), так и программ формирования базовых учебных действий, внеурочной деятельности и сотрудничества с семьей [Федеральный... , 2014].

Для осуществления успешной коммуникации необходима сформированность не только

Communication skills, the perceptive aspect of communication, the interactive aspect of communication, severe mental retardation.

This article analyzes the results of the study of communication skills and the perceptive and interactive aspect of communication of 8-10-year-old children with severe mental retardation, it presents the results of the testing of adapted methods to study communication skills and the perceptual and interactive aspect of communication of children in this category. The article reveals a direct, close and highly significant correlation between the levels of the formedness of communication skills and the perceptual and interactive aspect of communication.

вербальных и невербальных средств, но и коммуникативных умений, то есть умений свободно и адекватно использовать имеющиеся средства коммуникации в меняющихся условиях естественного живого общения [Мамаева, 2008, с. 129].

Коммуникативная сторона не единственная сторона общения. С позиций аналитической модели в структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, в узком смысле слова заключается в обмене информацией между общающимися субъектами. Интерактивная сторона включает в себя организацию взаимодействия между общающимися субъектами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

и

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

«

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« s

Д

H U

W PQ

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и нахождения взаимопонимания друг с другом [Андреева, 2006; Кудинова, Мамаева, 2011].

В исследованиях многих ученых указывается на взаимосвязь, взаимообусловленность перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонентов общения [Андреева, 2006; Верхотурова, Абдулкин, 2013]. Но при этом перцептивно-интерактивная сторона общения детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью и её влияние на сформированность коммуникативных умений у данной категории детей изучены недостаточно.

В результате анализа литературных данных и изучения опыта практической работы выявлены несоответствия и противоречия:

- между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью и недостаточной изученностью коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у данной категории детей;

- наличием взаимосвязи, взаимообусловленности перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонентов общения и неизученностью влияния перцептивно-интерактивной стороны общения на сформированность коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью.

На основе указанных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в ответе на вопрос: каковы уровни сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения и их взаимозависимость у детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью?

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия позволили сформулировать объект, цель и задачи исследования.

Объект исследования. Коммуникативная деятельность детей 8-10-летнего возраста с тяжёлой умственной отсталостью.

Цель исследования - изучить влияние перцептивно-интерактивной стороны общения

на сформированность коммуникативных умений у детей 8-10-летнего возраста с тяжёлой степенью умственной отсталости.

Задачи:

1) изучить уровни сформированности коммуникативных умений у детей 8-10-летнего возраста с тяжёлой степенью умственной отсталости;

2) изучить уровни сформированности перцептивно-интерактивной стороной общения у детей 8-10-летнего возраста с тяжёлой степенью умственной отсталости;

3) выявить и обосновать взаимозависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей данной категории.

Для реализации цели и задач исследования был организован констатирующий эксперимент, который проводился с декабря 2014 по май 2015 года на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 5». Всего было обследовано 13 испытуемых в возрасте 8-10 лет, имеющих тяжелую умственную отсталость.

Для изучения коммуникативных умений у испытуемых экспериментальной группы (1 задача исследования) нами была использована методика, предложенная A.B. Мамаевой [Мамаева, 2008].

Методика была адаптирована нами в соответствии с особенностями испытуемых. Адаптация заключалась в изменении ситуаций, предлагаемых для общения. Экспериментатор моделировал 5 ситуаций, соответствующих ситуативно-личностной, ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной формам общения.

1. Ситуативно-личностная форма общения:

телесно-ориентированные игры «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гули», «Коза рогатая» и др.

2. Ситуативно-деловая форма общения (3 ситуации):

1) предметно-манипулятивная деятельность с игрушками (пирамидки, матрёшки, кубики, вкладыши);

2) деятельность, заведенная в сюжет. Сюжетная игра «Чаепитие»;

3)игра в лото;

3. Внеситуативно-познавательная форма общения: рассматривание крупных изображений на тему «Игрушки», «Транспорт», «Животные».

С детьми моделировались все возможные для них ситуации общения последовательно. Продолжительность каждой модели взаимодействия с ребёнком зависела от его желания, но не превышала 15-20 минут. Все ситуации взаимодействия записывались на видеокамеру.

Для анализа особенностей коммуникации выбиралась наиболее значимая для ребёнка ситуация общения. Особенности коммуникативных умений анализировались в значимой ситуации общения по следующим параметрам: активность, использование вербальных и невербальных средств, инициативность, реактивность, понятность, адекватность, владение различными формами общения.

На основании результатов обследования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости нами были выделены 4 уровня успешности.

1 уровень - с удовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении -23 % (3 человека). Дети достаточно активны в общении (общее количество знаков в минуту составляет от 11,6 до 17), проявляют инициативу в процессе общения. Инициативность в общении проявляется в стремлении продемонстрировать взрослому свои умения, получить оценку своих действий, поделиться эмоциями по поводу игры, привлечь внимание взрослого к предметам. Дети данной группы практически не отвлекаются от общения, охотно реагируют на инициативные действия взрослого, постоянно посматривают на него, следя за выражением лица. Им не требуется дополнительная стимуляция. В плане использования вербальных средств общения дети первой группы относительно успешны. 2 ребенка (15,3 %) в речи используют звукоподражания, отдельные простые общеупотребительные слова с упрощением слоговой структуры слова (да, нет, на, вот, киса, бака). У 1 ребенка (7,7 %) речь представлена в виде вокализаций, начинают появляться аморфные слова-корни (ам-ам). Недостаток вербальных средств дети компенсиру-

ют за счет использования невербальных средств общения. Арсенал экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств достаточно разнообразен. Дети активно используют жесты при общении: жесты согласия-несогласия; указательный жест; жест, изображающий отсутствие предмета (разведение рук в стороны); жест, показывающий размер предмета; жест оценки действия (поднятый вверх большой палец) и др. Дети практически всегда адекватно используют средства общения. Число адекватных высказываний составляет от 85 до 100 %. К неадекватным высказываниям в основном относятся реплики, не касающиеся ситуации общения. Доля понятных высказываний от общего количества реплик у испытуемых первой группы составляет от 47 до 100 %. Доступны все ситуации ситуативно-деловой и ситуативно-личностной форм общения.

2 уровень - с неудовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении - 53,9 % (7 человек). Дети недостаточно активны в общении. У испытуемых наблюдаются повышенная утомляемость, рассеянное внимание. В плане инициативности демонстрируют различные уровни: от условно низкого до условно высокого. На обращения взрослого реагируют не всегда, требуется неоднократная стимуляция. Реакции выражаются в довольном выражении лица, улыбке, взгляде на взрослого, эхола-лическом повторе слов за взрослым с упрощением слоговой структуры.

В этой группе грубее выражены моторные нарушения, что затрудняет использование жестов в общении. Недостаточное владение вербальными и невербальными средствами сказывается на понятности в общении. Доля понятных высказываний от общего количества реплик у испытуемых данного уровня составляет от 31 до 80 %. Адекватность использования средств общения составляет 58-90 %. Не всегда адекватно дети применяют улыбку, смех. Реплики также не всегда относятся к ситуации общения.

Количество возможных ситуаций общения от 2 до 4 (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая). Значимой формой общения, как правило, является ситуативно-личностная.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

3 уровень - с удовлетворительной активностью и недостаточной адекватностью в общении -7,7 % (1 человек). Испытуемый, продемонстрировавший данный уровень, достаточно активен в общении (общее количество знаков в минуту составляет 11,9), однако сам инициативы практически не проявляет, пассивно выжидая обращений взрослого. Среди инициативных реплик в основном встречаются взгляд и улыбка для поддержания контакта. Испытуемый проявлял интерес ко взрослому, откликался на инициативу взрослого, однако некоторые действия взрослого игнорировал. Жесты при общении использовал, но менее активно в сравнении с 1 уровнем. Основными жестами являются жест согласия (кивок головой) и указательный жест. Более активно использовал экспрессивно-мимические средства: улыбка, мимика удивления, удовольствия. Часто улыбка и смех используются неадекватно. Доля понятных высказываний от общего количества реплик составляет 40 %. Применение средств общения также не всегда адекватно.

Наблюдаются стереотипные действия: потряхивание руками, повторение одинаковых слогов. Факторами, затрудняющими коммуникацию, являются отсутствие общеупотребительной речи, низкая адекватность, отвлечение, стереотипность поведения. Доступны все ситуации ситуативно-деловой и ситуативно-личностной форм общения.

4 уровень - с неудовлетворительной активностью и недостаточной адекватностью в общении - 15,4 % (2 человека). Дети неактивны в общении. Они либо не понимают, либо не принимают предложенные задания. В ряде случаев наблюдается «полевое» поведение, аффективные вспышки (крик, бросание предметов). Интерес к взрослому и его действиям выражен слабо. Дети часто отвлекаются, вскакивают с места. Требуются постоянная стимуляция со стороны взрослого, подкрепление словесной инструкции жестами. Экспрессивная речь представлена вокализациями. Дети практически не используют невербальные средства общения. Изредка устанавливают контактный взгляд. Улыбка, смех используются неадекватно. Адекватность исполь-

зования средств общения составляет 35-40 %. Доля понятных высказываний от общего количества реплик составляет в среднем 30 %. Испытуемых данного уровня удавалось включить лишь в ситуативно-деловое общение.

Таким образом, выявлено, что группа детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированно-сти коммуникативных умений.

Для реализации 2 задачи исследования (изучение перцептивно-интерактивной стороны общения) нами использовался метод опроса (методика В.В. Ткачевой [Ткачёва, 2007]). Методика В.В. Ткачевой была модифицирована нами в соответствии с целями исследования, модификация заключалась в объединении шкал для оценивания интерактивно-перцептивной стороны общения, введении новых шкал, дополнении имеющихся шкал новым содержанием. Опрос предполагал эмпирическую оценку особенностей развития интерактивно-перцептивной стороны общения ребенка со специалистом по следующим шкалам: отношение к пребыванию в школе, принятие доступной пониманию инструкции, соблюдение доступных правил поведения, экспрессивность общения, взаимодействие с матерью, контакт со знакомым взрослым, взаимодействие с незнакомым взрослым, установление доступных контактов с другими детьми, эмпатийность.

На основе анализа результатов нами выделены 4 уровня успешности.

1 уровень - высокий - 2 человека (15,4 %). Дети, демонстрирующие первый уровень успешности, с желанием посещают школу, выполняют доступные инструкции, иногда для «включения» во взаимодействие требуется организующая помощь. Дети проявляют интерес ко взрослому и его действиям, испытывают удовольствие от общения, устанавливают контактный взгляд, адресуют улыбку собеседнику. С незнакомым взрослым дети устанавливают контакт, но он избирательный. Эмоциональный фон, как правило, положительный. Дети данной группы проявляют желание взаимодействовать с другими детьми, могут выразить жестами просьбу дать игрушку. Контакт с детьми также избирателен. Проявляют

сочувствие по отношению к детям и взрослым, пытаются помочь, выражают заботу. При взаимодействии с матерью проявляют ласку и нежность.

2 уровень-средний-3 человека (23 %). Дети с желанием посещают школу, но в школе их привлекают игровые действия, манипуляции с предметами, а не учебная деятельность и общение со взрослыми и детьми. Доступные пониманию инструкции дети выполняют частично, требуется организующая и стимулирующая помощь. Иногда дети проявляют упрямство, нарушают правила поведения на уроках в случае потери интереса. Дети данной группы проявляют интерес ко взрослому и его действиям, испытывают радость от общения, однако часто отвлекаются. При взаимодействии с незнакомым взрослым дети практически не испытывают затруднений, легко вступают в контакт. В единичных случаях контакт избирателен. Дети не всегда изъявляют желание взаимодействовать с другими детьми, стремятся играть с игрушками, которые находятся в руках у других детей. При взаимодействии с матерью проявляют теплоту, послушание. Сочувствие выражают избирательно, чаще по отношению к близкому взрослому.

3 уровень - ниже среднего - 6 человек (46,2 %). Дети, как правило, с нежеланием посещают школу. Соглашаются идти в школу только потому, что этого требует взрослый. Доступные пониманию инструкции выполняют частично, требуется стимулирующая и организующая помощь. Иногда дети проявляют упрямство, негативизм. Во время урока не могут сидеть спокойно, наблюдается отсутствие умения слушать учителя, часто отвлекаются на посторонние объекты. Дети проявляют слабый интерес ко взрослому и его действиям, часто отвлекаются от общения, эмоциональное состояние неустойчивое. При взаимодействии с незнакомым взрослым проявляют тревожность, скованность, требуется присутствие близкого взрослого. Контакт избирателен. Испытуемые данной группы практически не изъявляют желания взаимодействовать с другими детьми, предпочитают индивидуальную предметно-манипулятивную деятельность либо отбирают игрушки у других детей.

При взаимодействии с матерью проявляют ласку. В единичных случаях наблюдаются недостаточно теплые отношения, дети проявляют послушание как стремление установить связь с матерью. Дети практически не проявляют сочувствия к окружающим людям, иногда неосознанно дублируют эмоциональные реакции окружающих или же проявляют сочувствие избирательно.

4 уровень - низкий - 2 человека (15,4 %). У детей, демонстрирующих низкий уровень успешности, отсутствует желание посещать школу. При предъявлении доступной для понимания инструкции проявляют упрямство, негативизм, требуется массивная стимулирующая помощь для выполнения даже доступного действия. Дети не соблюдают нормативные правила поведения в течение всего времени пребывания в школе: кричат, вскакивают с места, бегают по школе. Дети данной группы практически не обращают внимания на взрослого, безразличны к его просьбам, избирательны в выборе партнера по общению, эмоциональный фон, как правило, отрицательный. При взаимодействии с незнакомым взрослым дети проявляют тревожность, агрессивность. С другими детьми не изъявляют желания взаимодействовать, отбирают игрушки, проявляют агрессию. Отношения с матерью недостаточно теплые, однако дети стараются быть послушными, чтобы получить одобрение со стороны матери. Сочувствия к окружающим людям практически не проявляют, иногда неосознанно дублируют эмоциональные реакции окружающих.

Таким образом, выявлено, что дети 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости демонстрируют различные уровни сформированное™ перцептивно-интерактивной стороны общения.

С целью уточнения механизмов коммуникативных нарушений нами была проанализирована взаимозависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у испытуемых экспериментальной группы (3 задача исследования). Результаты представлены в таблице.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

Количество испытуемых с различными уровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения (число / %)

Коммуникативные умения перцептивно-интерактивная сторона общения 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

1 уровень 2 /15,4

2 уровень 1/7,7 2/15,4

3 уровень 5 / 38,4 1/7,7

4 уровень 2/15,4

Как видно из таблицы, чем выше уровень сформированности перцептивно-интерактивной ^ стороны общения, тем выше уровень сформированности коммуникативных умений. Определение силы и значимости зависимости мы осущест- 2. вляли с использованием коэффициента корреляции Спирмана. Несмотря на незначительный объем выборка (13 испытуемых), выявлено, что взаимосвязь между данными показателями прямая, тесная и высокозначимая: Кэмп=0,84. Подтвердилось предположение о том, что сформи-рованность перцептивно-интерактивной сторо- 3. ны общения является основой для формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью, обмен информацией в процессе общения возможен лишь при восприятии партнера по общению и взаимодействии с 4. ним (что соответствует последовательности появления функций общения в онтогенезе).

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы.

1. Выявлены уровневые различия в плане 5. сформированности коммуникативных умений

и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10-летнего возраста с тяжёлой умственной отсталостью.

Выявленные уровневые различия нацеливают на дифференциацию содержания логопеди- 6. ческой работы.

2. Существует зависимость уровня сформированности коммуникативных умений от уровня 7. сформированности перцептивно-интерактивной стороны общения у детей с тяжелой умственной отсталостью. Данный факт позволяет рассматривать развитие перцептивно-интерактивной стороны общения как базу для формирования коммуникативных умений у данной категории детей.

Библиографический список

Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. завед. М.: Аспект Пресс, 2006. 363 с.

Верхотурова Н.Ю., Абдулкин B.B.Organization of Competence-Developing Environment Among Schoolchildren with Intellectual Disabilities (by Examples of Formation of Socio-Emotional Literacy Skills) // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2013. № 6 (9). С. 1362-1373. Кудинова Ю.П., Мамаева A.B. Анализ существующих подходов к изучению деятельности общения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17). С. 139-144. Т.1: Психолого-педагогические науки. Мамаева A.B., Петроченко В.И. О сформированности мотивационно-личностной готовности педагогов к работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 178-183. Мамаева A.B. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. Екатеринбург, 2008. 227 с.

Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М.: Астрель, 2007. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: //www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.