Научная статья на тему 'Влияние педагогической грамотности родителей на сформированность коммуникативных умений у детей 6–8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью'

Влияние педагогической грамотности родителей на сформированность коммуникативных умений у детей 6–8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УМЕРЕННАЯ И ТЯЖЕЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / COMMUNICATIVE SKILLS / PEDAGOGICAL LITERACY / MENTAL AND SEVERE MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамаева Анастасия Викторовна, Штефанова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена анализу результатов исследования коммуникативных умений у детей 6–8 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и педагогической грамотности их родителей. Выявлена взаимозависимость между этими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамаева Анастасия Викторовна, Штефанова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL LITERACY OF PARENTS ON DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF 6—8 YEAR OLD CHILDREN WITH SEVERE MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the analysis of the results of research of communicative skills of 6-8 year old children with mental retardation and pedagogical literacy of parents. Interdependence between these notions is revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогической грамотности родителей на сформированность коммуникативных умений у детей 6–8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

УДК 376.42

ББК Ч455.09-2 ГСНТИ 14.29.21 Код ВАК 13.00.03

А. В. Мамаева, Е. С. Штефанова

Россия, Красноярск ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов исследования коммуникативных умений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и педагогической грамотности их родителей. Выявлена взаимозависимость между этими показателями.

Ключевые слова: коммуникативные умения; педагогическая грамотность; умеренная и тяжелая умственная отсталость.

Сведения об авторе: Мамаева Анастасия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра коррекционной педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Сведения об авторе: Штефанова Екатерина Сергеевна, учитель-дефектолог.

Место работы: МБОУ ЦДиК № 9, г. Красноярск, ул. Мира 46-48.

Контактная информация: e-mail

За последние десятилетия в современном обществе произошли существенные изменения в отношении к лицам с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие исследователи отмечают, что возможности успешной социальной реабилитации и адаптации

A. V. Mamaeva, E. S. Shtafanova

Russia, Krasnoyarsk

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL LITERACY OF PARENTS ON DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF 6—8 YEAR OLD CHILDREN WITH SEVERE MENTAL RETARDATION Abstract. The article is devoted to the analysis of the results of research of communicative skills of 6-8 year old children with mental retardation and pedagogical literacy of parents. Interdependence between these notions is revealed.

Key words: communicative skills; pedagogical literacy; mental and severe mental retardation.

About the author: Mamaeva Anastasiya Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Chair of Correctional Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical University n. a. V. P. Astafiev, Krasnoyarsk.

About the author: Shtefanova Ekaterina Sergeevna, teacher-defectologist.

Place of employment: Center of Diagnosis and Consulting № 9, Krasnoyarsk.

— centr9@inbox.ru.

детей с тяжелыми нарушениями интеллекта во многом зависят от уровня сформированности коммуникативных умений, а также эмоциональной и поведенческой сферы [1; 2; 6]. Ребенок с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости сможет адаптироваться к окру-

жающему его миру, если он способен выразить свои желания и потребности, может попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей.

В настоящее время доказаны социальная обусловленность коммуникативного развития и ведущая роль взрослого в коммуникативном развитии ребенка. В специальной литературе имеются указания на тот факт, что семьи, воспитывающие ребенка с нарушением интеллекта, сталкиваются с рядом характерных проблем, для разрешения которых родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и нуждаются в специализированной помощи. Но при этом педагогическая грамотность родителей детей 6—8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ее влияние на сформированность коммуникативных умений у данной категории детей изучены недостаточно, отсутствуют адаптированные методики изучения как коммуникативных умений у детей 6—8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, так и педагогической грамотности их родителей.

Таким образом, проблема изучения влияния педагогической грамотности родителей на сформиро-ванность коммуникативных умений у детей 6—8-летнего возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости актуальна как на социально-педагогическом, так и на научно-теоретическом и научнометодическом уровнях.

Актуальность выявленной проблемы позволила сформулировать

цель исследования — изучить влияние педагогической грамотности родителей на сформированность коммуникативных умений у детей 6—8-летнего возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Новизна исследования заключается в том, что:

1) разработана целостная схема обследования и адаптированы существующие методики для изучения коммуникативных умений у детей 6—8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и педагогической грамотности их родителей;

2) уточнены и дополнены имеющиеся научные сведения о специфических и уровневых особенностях коммуникативных нарушений у данной категории детей;

3) получены данные о сформиро-ванности педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей 6—8-летнего возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости;

4) изучена взаимозависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений у данной категории детей и уровнем педагогической грамотности родителей.

Проведение констатирующего эксперимента предполагает два этапа исследования:

1. Подготовительный.

2. Основной.

Подготовительный этап

Целью подготовительного этапа является выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка, влияющих на

специфику коммуникативной деятельности, предварительное знакомство с семьей ребенка.

Основной этап Целью основного этапа является изучение коммуникативных умений у детей 6—8 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и педагогической грамотности родителей. Данный этап представлен четырьмя основными блоками:

- 1 блок: логопедическое обследование ребенка в присутствии матери;

- 2 блок: анкетирование родителей;

- 3 блок: изучение взаимодействия родителей с ребенком (метод наблюдения);

- 4 блок: оценка коммуникативных умений.

При составлении схемы обследования детей мы руководствовались методиками, предложенными А. В. Мамаевой [3], О. Б. Половин-киной [4], В. В. Ткачёвой [5]. Диагностические методики указанных авторов были адаптированы и модифицированы нами с учетом целей исследования, возраста и пси-холого-педагогических особенностей данной категории детей. Авторский вклад заключался в разработке целостной схемы обследования (в выделении основных этапов, целей и направлений обследования по этапам), в подборе и адаптации заданий обследования в зависимости от индивидуальных и типологических особенностей детей и родителей. Нами была составлена анкета, позволяющая определить уро-

вень педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Обратимся к описанию результатов исследования.

На основании результатов обследования экспрессивной и им-прессивной речи, коммуникативных умений нами были выделены 4 уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6—8 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Первый уровень характеризуется ведущей несформированно-стью коммуникативных умений при относительной сохранности экспрессивной и импрессивной речи — 17 детей (24,3 %). Несмотря на наличие зачатков общеупотребительной речи, а иногда и общеупотребительной речи с элементами недоразвития, дети данной группы не умеют пользоваться имеющимися у них средствами в ситуации естественного общения.

Второй уровень характеризуется ведущей несформированно-стью экспрессивной речи при относительной сохранности импресив-ной речи и коммуникативных умений — 22 ребенка (31,4 %). В данную группу вошли «безречевые» дети, проявляющие достаточно высокую активность в общении, пытающиеся компенсировать недостаток вербальных средств экспрессивно-мимическими и предметнодейственными средствами коммуникации.

Третий уровень характеризуется грубой несформированностью

коммуникативных умений и экспрессивной речи при относительно сохранном понимании речи (не ниже номинативного уровня) — 8 детей (11,4 %). Это «безречевые» дети с низкой активностью в общении, которые отсутствие языковых средств не компенсируют невербальными средствами.

Четвертый уровень является полиморфным, в нем выделено две группы:

А) с грубой несформированно-стью коммуникативных умений и импрессивной речи при относительно сохранной экспрессивной речи — 10 детей (14,3 %).

Несмотря на умение произносить слова, фразы, а иногда даже и отрывки текстов, дети данной группы не умеют пользоваться имеющимися у них средствами в ситуации естественного общения и не понимают обращенную речь. У детей сформировано умение произносить слова, фразы, а иногда даже и отрывки текстов, но в ситуации естественного общения они это умение либо не используют, либо используют неадекватно: могут произносить отрывки знакомых текстов, не относимых к ситуации общения, эхолалически повторять часть фразы или слова;

Б) с грубой несформированно-стью коммуникативных умений, экспрессивной и импрессивной речи — 13 детей (18,6 %). Это «без-речевые» дети с низкой активностью в общении и нулевым либо ситуативным пониманием речи.

Таким образом, мы увидели, что коммуникативная деятельность

детей 6—8 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости отличается рядом специфических черт. Коммуникативные нарушения в данной группе имеют полиморфный характер.

Обратимся к результатам, полученным при изучении педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Нами были выделены 4 уровня педагогической грамотности.

1 уровень — высокий — 14 родителей (20 %). Характеризуется адекватностью восприятия родителями психофизического развития ребенка, активным и педагогически грамотным взаимодействием родителя и ребенка. Поведение взрослого характеризуется умением организовать совместную деятельность, учитывая интересы и возможности ребенка, используя соответствующие развитию ребенка формы и средства общения. Отмечается эмоциональность общения, сформированность потребности в нем, адекватная позиция по отношению к ребенку, уверенный стиль воспитания. Родители проявляют и поддерживают инициативу в вопросах сотрудничества со специалистами.

2 уровень — средний — 26 родителей (37,1 %). Характеризуется наличием тенденции к «влиянию и взаимовлиянию» в общении с ребенком. Родители знают об особенностях психофизического развития ребенка, несмотря на это сотрудничество с ребенком неадек-

ватно, так как взрослые завышают возможности ребенка, учитывают его физиологический возраст, а не реальный уровень психического развития, чаще всего используются средства и формы общения, не соответствующие или частично соответствующие развитию ребенка, не учитываются интересы ребенка. Родители проявляют и поддерживают инициативу в вопросах сотрудничества со специалистами, однако не всегда и не совсем точно выполняют рекомендации педагога.

3 уровень — низкий — 24 родителя (34,3 %). Характеризуется наличием в общении родителя с ребенком тенденции к «молчаливому соприсутствию». Родители, вступая в совместную деятельность с ребенком, используют частичносовместные действия (ребенок начинает, мать заканчивает). Тем не менее сотрудничество не адекватно, так как используются неадекватные развитию ребенка формы и средства общения, родителями не учитываются интересы ребенка. Для взрослых характерна несфор-мированность желания организовывать общение с ребенком, неадекватная позиция по отношению к ребенку (мама считает его больным) и неуверенность в своих педагогических способностях. Родители не проявляют и не поддержи-

вают инициативу в вопросах сотрудничества со специалистами.

4 уровень — нулевой — 6 родителей (8,6 %). Характеризуется наличием тенденции к «изолированности». Мать и малыш — это два совершенно независимых друг от друга индивида. Родители не создают ситуацию совместной деятельности; между ними нет эмоциональной привязанности.

Проанализировав уровни сформированности педагогической грамотности, мы увидели, что родители, воспитывающие ребенка с нарушением интеллекта, имеют различный уровень знаний об индивидуальных особенностях ребенка, степень понимания стоящих перед ними проблем, разную степень потребности в помощи специалистов и т. д.

С целью уточнения механизмов коммуникативных нарушений нами была проанализирована взаимозависимость между уровнем сформированности коммуникативных умений у детей и уровнем педагогической грамотности родителей.

Результаты сопоставления уровней сформированности коммуникативных умений у детей и уровней педагогической грамотности родителей представлены в таблице.

Таблица

Количество испытуемых с различными уровнями сформированности коммуникативных умений и количество родителей с различными уровнями педагогической грамотности (число / %)

Высокий уровень педагогической грамотности Средний уровень педагогической грамотности Низкий уровень педагогической грамотности Нулевой уровень педагогической грамотности

Первый уровень 2 / 2,9 14 / 20 1 / 1,4

Второй уровень 12 / 17,1 6 / 8,6 4 / 5,7

Третий уровень 5 / 7,1 3 / 4,3

Четвер- тый уровень 1 / 1,4 16 / 22,9 6 / 8,6

Как видно из таблицы, чем выше уровень педагогической грамотности родителей, тем выше уровень сформированности коммуникативных умений у детей. Например, у родителей с высоким уровнем педагогической грамотности дети находятся на первом и втором уровнях сформированности коммуникативных умений. Средний уровень педагогической грамотности родителей соответствует, преимущественно, первому, второму и третьему уровню сформиро-ванности коммуникативных умений. У родителей с низким уровнем педагогической грамотности дети, в основном, находятся на втором, третьем и четвертом уровнях сфор-мированности коммуникативных умений (причем преобладает четвертый уровень), а у родителей с низким уровнем дети находятся на четвертом уровне. Вместе с тем встречаются и исключения, напри-

мер, в одной семье мы отмечаем средний уровень педагогической грамотности у родителей, а ребенок находится на четвертом, самом низком уровне сформированности коммуникативных умений. Это связано с наличием у ребенка тяжелой степени умственной отсталости, отягощенной нарушением слуха, тяжелыми нарушениями зрения, грубыми нарушениями поведения. Интересен также тот факт, что среднему уровню педагогической грамотности родителей, по сравнению с высоким, соответствует более высокий процент первого, самого высокого уровня сформированности коммуникативных умений у детей. Этот факт также объясняется влиянием биологических факторов на коммуникативное развитие ребенка.

Определение силы и значимости зависимости мы осуществляли с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

Нами выявлено, что взаимозависимость между данными показателями прямая, тесная и высокозначимая: Яэмп=0,85.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы:

1. Выявлены уровневые различия в плане сформированности коммуникативных умений у детей 6-8летнего возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. На основании таких критериев, как сформированность экспрессивной, импрессивной речи, адекватность и активность в общении, нами выделены 4 уровня коммуникативных нарушений:

- с ведущей несформирован-ностью коммуникативных умений при относительной сохранности речи;

- с ведущей несформирован-ностью экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной речи и коммуникативных умений;

- с грубой несформированно-стью как экспрессивной речи, так и коммуникативных умений при относительно сохранном понимании речи;

- с грубой несформированно-стью коммуникативных умений и импрессивной речи при относительно сохранной экспрессивной речи; с грубой не-сформированностью коммуникативных умений, экспрессивной и импрессивной речи.

Выявленные уровневые различия нацеливают на дифференциа-

цию содержания логопедической работы по формированию коммуникативных умений.

2. Выявлены уровневые различия в плане сформированности педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. На основании таких критериев, как степень адекватности представлений о проблемах в развитии ребенка, способы взаимодействия матери с ребенком, эмоциональные проявления матери в процессе взаимодействия с ребенком, формы контактов с ребенком, учет и использование интересов и возможностей ребенка, адекватность восприятия родителями психофизического состояния своего ребенка, понимание необходимости оказания коррекционной помощи, степень проявления родителями инициативы в вопросах сотрудничества с педагогом, нами выделены

5 уровней педагогической грамотности родителей:

- высокий, характеризуется активной взаимосвязанностью матери и ребенка;

- средний, характеризуется наличием тенденции к «влиянию и взаимовлиянию» в общении с ребенком;

- ниже среднего, характеризуется наличием у родителей мнимой «предполагаемой» взаимосвязанности с ребенком;

- низкий, характеризуется наличием в общении родителя с ребенком тенденции к «молчаливому соприсутствию»;

- нулевой, характеризуется наличием тенденции к «изолированности» .

Выявленные уровневые различия нацеливают на дифференциацию содержания работы с родителями по формированию их педагогической грамотности в вопросах развития навыков коммуникации у детей.

3. Существует тесная и высокозначимая взаимозависимость между уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории детей и уровнем педагогической грамотности родителей (Яэмп=0,85).

Данный факт позволяет рассматривать повышение педагогической грамотности родителей как одно из условий формирования коммуникативных умений у детей 6—8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Литература

1. Задумова, Н. П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью : дис. ... канд.

пед. наук : 13.00.03 / Задумова Наталья Павловна. — СПб., 2005.

2. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М. : Академия, 2003.

3. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия : дис. . канд. пед. наук : 13.00.03 / Мамаева Анастасия Викторовна. — Екатерен-бург, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Половинкина, О. Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы : дис. . канд. пед. наук : 13.00.03 / Половинкина Ольга Борисовна. — М., 2005.

5. Ткачёва, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачёва. — М. : Астрель, 2007.

6. Шипицына, Л. М. «Необучаемый ребенок»: ребенок в семье и обществе / Л. М. Шипицына. — СПб. : Дидактика Плюс, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.