Научная статья на тему 'Особенности невербальных средств коммуникации у детей 7-10 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью'

Особенности невербальных средств коммуникации у детей 7-10 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1021
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ / NONVERBAL COMMUNICATION / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / MODERATE MENTAL RETARDATION / ТЯЖЕЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / SEVERE MENTAL RETARDATION / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / DIFFERENTIAL DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамаева Анастасия Викторовна, Кудинова Юлия Павловна

В статье представлены результаты изучения невербальных средств коммуникации у детей 7-10 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Выделены и описаны уровни сформированности невербальных средств коммуникации у детей данной категории. Доказаны значимые различия между детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте 7-10 лет в плане сформированности невербальных средств коммуникации. Выявлена прямая, тесная и высокозначимая взаимозависимость между уровнями сформированности невербальных средств коммуникации и степенью умственной отсталости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мамаева Анастасия Викторовна, Кудинова Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF NONVERBAL COMMUNICATION OF 7-10-YEAR-OLD CHILDREN WITH MODERATE AND SEVERE MENTAL RETARDATION

The article presents the results of the study of nonverbal communication of 7-10 year-old children with moderate and severe mental retardation. It identifies and describes the levels of the formedness of nonverbal communication means used by children in this category. The article proves significant differences between 7-10-year-old children with moderate and severe mental retardation in terms of the formedness of non-verbal communication means. The article also reveals a direct, close and highly significant correlation between the levels of the formedness of non-verbal communication means and the degree of mental retardation.

Текст научной работы на тему «Особенности невербальных средств коммуникации у детей 7-10 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

THE FEATURES OF NONVERBAL COMMUNICATION OF 7-10-YEAR-0LD CHILDREN WITH MODERATE AND SEVERE MENTAL RETARDATION

A.B. Мамаева, Ю.П. Кудинова

A.V. Mamaeva, Yu.P. Kudinova

Невербальные средства коммуникации, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, дифференциальная диагностика. В статье представлены результаты изучения невербальных средств коммуникации у детей 7-10 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Выделены и описаны уровни сформированности невербальных средств коммуникации у детей данной категории. Доказаны значимые различия между детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте 7-10 лет в плане сформированности невербальных средств коммуникации. Выявлена прямая, тесная и высокозначимая взаимозависимость между уровнями сформированности невербальных средств коммуникации и степенью умственной отсталости.

В связи с законодательным включением в систему образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Мамаева, Петроченко, 2015, с. 178] актуальными становятся проблемы дифференциальной диагностики этих состояний. В специальной литературе психолого-педагогические особенности детей данной категории представлены, как правило, обобщенно, хотя имеются указания на полиморфность категории детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в плане познавательного, речевого, коммуникативного, моторного развития (Г.В. Гуровец, Л.З. Давидович, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицына и др.)

Особенно актуальны проблемы дифференциальной диагностики в возрасте 7-9 лет, так как именно в этом возрасте происходит определение образовательного маршрута ребёнка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, перед

Nonverbal communication, moderate mental retardation, severe mental retardation, differential diagnosis. The article presents the results of the study of nonverbal communication of 7-10 year-old children with moderate and severe mental retardation. It identifies and describes the levels of the formedness of nonverbal communication means used by children in this category. The article proves significant differences between 7-10-year-old children with moderate and severe mental retardation in terms of the formedness of non-verbal communication means. The article also reveals a direct, close and highly significant correlation between the levels of the formedness of non-verbal communication means and the degree of mental retardation.

специалистом стоит задача дифференцированно подобрать содержание учебного материала, определить рациональные приёмы работы. Появляется необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях каждого ребёнка, что должно быть положено в основу составления специальной индивидуальной программы развития (СИПР) [Федеральный..., 2014]. Способность к общению является значимым показателем для разграничения возможностей детей с умеренной (Р-71) и тяжёлой (Р-72) умственной отсталостью и должна быть учтена при построении учебно-воспитательного процесса. Включение в общение возможно лишь при наличии средств коммуникации (вербальных и невербальных), которые у детей данной категории сформированы недостаточно.

В контексте обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью невербальная

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

и

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

«

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

«

S Д

H U

W PQ

коммуникация понимается и как средство компенсации при отсутствии либо недоразвитии речи, и как катализатор развития речи и психики в целом (И.Н. Горелов, Ф. Дюкен, Е.И. Исенина, В.А. Лабунс-кая, И.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.).

В результате анализа литературных данных выявлены противоречия:

- между данными о неодинаковых возможностях детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) в плане сформированности невербальных средств коммуникации и недостаточной изученностью их уровневых особенностей у детей данной категории в возрасте 7-10 лет;

-указаниями на различия в плане сформированности невербальных средств коммуникации между детьми 7-10 лет с умеренной умственной отсталостью от детей с тяжелой умственной отсталостью такого же возраста и неизученностью взаимозависимости между уровнем сформированности невербальных средств коммуникации и степенью умственной отсталости.

На основе этих противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в ответе на вопрос: каковы уровни сформированности невербальных средств коммуникации у детей 7-9 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и их взаимосвязь со степенью умственной отсталости?

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия позволили определить объект и задачи исследования.

Объект исследования. Невербальные средства коммуникации у детей 7-10 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Задачи: 1) изучить уровневые особенности невербальных средств коммуникации детей 7-10 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью;

2) изучить взаимозависимость между уровнями сформированности невербальных средств коммуникации и степенью умственной отсталости у детей данной категории.

Для реализации задач исследования был организован констатирующий эксперимент, который проводился в период 2012-2014 гг. на базе ряда учреждений: Центра психолого-медико-социального сопровождения № 2 Ле-

нинского района г. Красноярска, детского дома-интерната для умственно отсталых детей «Березовский» г. Красноярска. Всего было обследовано 82 испытуемых. Из них: 57,3 % (47 испытуемых) имеют умеренную умственную отсталость, 42,7 % (35 испытуемых) - тяжелую умственную отсталость; 31,7 % (26 детей) воспитываются в семьях, 68,3 % (52 ребенка) - в доме-интернате.

Исследование невербальных средств коммуникации проводилось по методике, предложенной Е.В. Кирилловой [Кириллова, 2001]. Исследование состояло из восьми однотипных усложняющихся заданий, предполагающих актуализацию невербальных средств коммуникации, как экспрессивно-мимических, так и предметно-действенных. Данные констатирующего эксперимента были дополнены и уточнены наблюдением за общением детей со сверстниками, воспитателями и родителями в свободной деятельности.

На основе результатов исследования выявлены уровни сформированности невербальных средств коммуникации.

1 уровень - испытуемые с грубым ограничением невербальных средств общения. Данный уровень продемонстрировали 11 % испытуемых (9 человек), у которых грубо ограничено употребление как экспрессивно-мимических, так и предметно-действенных средств общения.

Они не использовали символы в контексте конкретной ситуации, употребление невербальных средств общения у них недостаточно развито. При реакции на новое впечатление их мимика и пластика практически не менялись, контактный взгляд был коротким или отсутствовал, вокализации выражены слабо. Предметно-действенные средства общения эти испытуемые также не демонстрировали, хотя не наблюдалось грубого ограничения движений рук, затрудняющих использование указательных и изобразительных жестов. Если дети и обращали внимание на какую-либо игрушку, то совершали ею стереотипные действия, не вникая в инструкцию экспериментатора. В единичных случаях, например при общении с родителями, испытуемые демонстрировали применение невербальных средств (демонстрировали улыбку, контактный взгляд). Однако при общении с малознакомым человеком применение невер-

бальных средств общения у данной группы детей не выявлено. Все испытуемые данной группы имеют тяжелую степень умственной отсталости, вследствие чего не понимают значений невербальных средств общения. Они могут повторить предложенное им действие вслед за экспериментатором, но в процессе наблюдения демонстрируют лишь единичные случаи применения как экспрессивно-мимических, так и предметно-действенных средств.

2 уровень - испытуемые с ограничением в применении невербальных средств вследствие непонимания их значений. Выявлен у 25,6 % (21 человек). При исследовании невербальных средств выявлено, что у испытуемых наблюдается малоподвижная мимика, улыбка встречается редко. Испытуемые данной группы употребляют некоторые изобразительные жесты, например, могут продемонстрировать хорошо знакомые им действия (как они будут чистить зубы, причесываться). Эта группа детей владеют способностью к подражанию, могут копировать жесты и мимику взрослого, однако у испытуемых отсутствует функциональное содержание жеста: ребенок, повторяя жест, не понимает его значение. Кроме того, в процессе наблюдения, организованного за детьми, выявлено, что жест, который легко вызывался в процессе исследования, в аналогичной бытовой ситуации детьми не воспроизводился, поскольку у испытуемых отсутствует функциональное содержание жеста. Самостоятельное употребление жестов, по данным наблюдения, носит единичный характер. Способность изображать и играть роль, например при выполнении заданий «Полетай, как птичка», «Попрыгай, как зайчик», также резко ограничена, что связано с недостаточным пониманием инструкции. Испытуемые имеют в большинстве случаев тяжелую, реже умеренную степень умственной отсталости.

3 уровень - испытуемые с ограничением в применении невербальных средств общения вследствие двигательной патологии. Выявлен у 14,6 % испытуемых (12 человек).

Экспрессивно-мимические средства общения у данной группы детей ограниченны. Мимика у них напряженная или вялая. Однако они делали попытки менять мимику при выполнении

задании, которые им нравились, при выражении состояния недовольства. Несмотря на ограниченный спектр интонаций, испытуемые пытались использовать вокализации для утверждения, выражения отрицательного эмоционального состояния. В отличие от экспрессивно-мимических средств, предметно-действенные средства общения у данного типа испытуемых нарушены грубее. Тем не менее дети пытаются использовать указательные жесты для выражения просьбы. Например, когда ребенок замечал понравившуюся ему игрушку, он останавливал на ней взгляд, делал взмах рукой, давая понять экспериментатору, что ему хотелось бы её подержать. Однако все жесты были замедлены, неточны, поскольку испытуемые имеют выраженную двигательную патологию, ограничивающую движения рук. Все испытуемые имеют умеренную степень умственной отсталости.

4 уровень - испытуемые с относительно сформированными невербальными средствами общения. Продемонстрировали 48,8 % (40 человек).

В отличие от предыдущей группы, испытуемые не только имитируют жест взрослого, но и используют его для замещения слова-действия. У них жест возникает в ответ на слова либо жест взрослого, в ответ на ситуацию. Испытуемые использовали как изобразительные, так и указательные жесты, в ряде случаев - их сочетание. Например, при появлении экспериментатора дети данной группы подбегали к нему, поднимали руки, тем самым демонстрируя, что они хотят пойти с ним на занятие. Также испытуемые данной группы использовали жесты в ответ на слова экспериментатора. Например, при появлении экспериментатора ребенок увлеченно рассматривал сотовый телефон воспитателя, услышав своё имя, посмотрел на экспериментатора, помахал рукой, показывая жестом, обозначающим «Нет», что с экспериментатором идти не хочет, и показал на телефон. Таким образом, дети данной группы не только в процессе исследования используют жесты, но и часто применяют их самостоятельно, в бытовых ситуациях. Все испытуемые имеют умеренную степень умственной отсталости, они часто и активно используют средства невербальной коммуникации для замены

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

существительного, глагола, выражения просьбы, согласия или несогласия.

Для реализации 2 задачи исследования проанализирована взаимозависимость между уров-

Как видно из таблицы, чем тяжелее степень умственной отсталости, тем ниже уровень сформированности невербальных средств коммуникации. Дети 7-10 лет с умеренной умственной отсталостью в большинстве случаев демонстрируют относительную сформированность невербальных средств коммуникации, реже - ограничение в применении невербальных средств общения вследствие двигательной патологии, в единичных случаях - ограничение в применении невербальных средств вследствие непонимания их значений; для их сверстников с тяжелой умственной отсталостью, напротив, характерно ограничение в применении невербальных средств вследствие непонимания их значений, а также грубое ограничение невербальных средств общения.

Определение силы и значимости зависимости мы осуществляли с использованием коэффициента корреляции Спирмана. Выявлено, что взаимосвязь между данными показателями прямая, тесная и высокозначимая: Кэмп=0,82. Подтвердилось предположение о том, что сформированность невербальных средств коммуникации является значимым показателем для разграничения возможностей детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в возрасте 7-10 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы.

1. Выявлены уровневые различия в плане сформированности невербальных средств коммуникации у детей 7-10-летнего возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

нями сформированности невербальных средств коммуникации и степенью умственной отсталости у испытуемых экспериментальной группы. Результаты представлены в таблице.

Выявленные уровневые различия нацеливают на дифференциацию содержания коррекционно-педагогической и логопедической работы.

2. Существует зависимость уровня сформированности невербальных средств коммуникации от степени умственной отсталости у 7-10-летних детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Данный факт позволяет рассматривать сформированность невербальных средств коммуникации как значимый диагностический критерий для дифференциальной диагностики умеренной и тяжелой умственной отсталости в возрасте 7-10 лет.

Библиографический список

1. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2001. 202 с.

2. Мамаева A.B., Петроченко В.И. О сформированности мотивационно-личностной готовности педагогов к работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 178-183.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: //www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

Количество испытуемых с различными уровнями сформированности невербальных средств коммуникации и различной степенью умственной отсталости (чел / %)

Уровень сформированности невербальных средств Степень умственной отсталости

Тяжелая степень умственной отсталости Умеренная степень умственной отсталости

1 уровень 9/11 -

2 уровень 18/22 3/3,6

3 уровень - 12 /14,6

4 уровень - 40 / 48,8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.