Научная статья на тему 'Влияние педагогической культуры изменяющегося социума на становление профессионального самоопределения студентов вуза'

Влияние педагогической культуры изменяющегося социума на становление профессионального самоопределения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PEDAGOGIC CULTURE / PERFORMING SELFDETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодова Галина Геннадьевна

В статье представлены особенности педагогической культуры изменяющегося социума и показано её влияние на профессиональное самоопределение студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодова Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE PEDAGOGIC CULTURE IN CHANGING SOCIETY ON PERFORMING SELFDETERMINATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

The article concerns the problem of training students for teaching under modern sociocultural conditions.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогической культуры изменяющегося социума на становление профессионального самоопределения студентов вуза»

УДК 373.1.013

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Г. Г. Солодова

INFLUENCE PEDAGOGIC CULTURE IN CHANGING SOCIETY ON PERFORMING SELFDETERMINATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS G. G. Solodova

В статье представлены особенности педагогической культуры изменяющегося социума и показано её влияние на профессиональное самоопределение студентов.

The article concerns the problem of training students for teaching under modern sociocultural conditions. Ключевые слова: педагогическая культура, становление профессионального самоопределения.

Keywords: pedagogic culture, performing selfdetermination.

Наше обращение к педагогической культуре изменяющегося социума обусловлено тем, что в данном понятии отражается социокультурный аспект в изучении педагогической реальности, а потому педагогическая культура выступает тем социальным фоном, который обусловливает содержание и формы педагогической деятельности, значимыми для становления профессионального самоопределения студентов вуза как будущих педагогов.

Обновление системы образования как одного из направлений модернизации современного социума характеризуется изменениями, которые описываются в научной литературе (А. С. Ахиезер, М. С. Каган, Н. Д. Никандров, Д. И. Фельдштейн и др.) как «цивилизационный слом», как «переход системы от одной социокультурной целостности к другой», как «кризисное состояние в системе образования» и т. п. Проблемы, которые возникают в процессе модернизации образования, не могут быть решены только лишь путём внедрения более совершенных методик и педагогических технологий, а требуют переоценки методологических оснований педагогической деятельности, выработки новой концепции образования, формирования нового социокультурного типа современного учителя, что находит отражение в изменениях педагогической культуры современного социума.

Глобальность изменений, происходящих в системе образования, обосновывает необходимость обращения к педагогической культуре, которая, если исходить из определения культуры как характеристики социума, выступает «содержанием социальной жизни людей» (Э. А. Орлова), и на этом основании культура «задаёт смыслы и цели общественного и личностного бытия» (В. П. Порус). Понимание взаимообусловленности социума и культуры определяет смысловую нагрузку педагогической культуры как социокультурного феномена и обусловливает её изучение в контексте изменяющегося социума, по отношению к которому самоопределяется студент вуза.

Приступая непосредственно к анализу ситуации модернизации образования, мы предполагаем, что

педагогическая культура изменяющегося социума -это такой этап историко-педагогического процес-

са, в котором отражается смена образовательной парадигмы социума и происходит становление социокультурного типа учителя, способного реализовывать в практической деятельности ценности субъектной педагогики.

Представленные в данной статье материалы обосновывают наше предположение. Анализируя сложившуюся ситуацию в современной системе образования, важно заметить, что изменяющийся социум - это среда, в которой осуществляется педагогическая деятельность, а потому его характеристики

- неопределённость, поликультурность, противоречивость, динамичность и др. - находят своё отражение и в педагогической культуре. Ранее было отмечено, что в переломные моменты истории решается проблема цивилизационного будущего. Если для социума эпохи перемен характерна «смена стратегий цивилизационного развития» [10, с. 98], то и в системе образования мы также наблюдаем глобальные перемены: происходит смена образовательной парадигмы - от авторитарной педагогики к педагогике, обеспеченной ценностями свободы и гуманизма.

Ситуацию в системе образования характеризуют (Е. П. Белозерцев, В. А. Болотов, Б. С. Гершун-ский, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, Н. Д. Ни-кандров, Д. И. Фельдштейн и др.) как такой этап в её историческом развитии, который свидетельствует «об исчерпанности внутренних ресурсов репродуктивно-педагогического развития образования и наступлением времени перехода в качественно иную эпоху» [7, с. 49]. Авторы фиксируют изменения в культурных основаниях педагогической реальности, акцентируют внимание на смене культурных эпох и соответствующих им педагогических парадигм. И. А. Колесникова, изучая педагогическую реальность современного социума, обосновывает становление новой педагогической цивилизации - креативной педагогики.

Педагогическая культура в ситуации переходности описывается культурологами как ситуация «перекрёстка» культур, традиций, смыслов, для которой характерны: сопряжённость, несводимость друг другу культур, их сосуществование во временном пространстве (Т. А. Яковлева). Для ситуации пере-

ходности характерно нарушение культурной целостности. Ю. Козелецкий описывает её как ситуацию «межвременья», когда «одна система изжила себя, а другая ещё не родилась» [6, с. 64].

Ситуация неопределённости, характерная для современной системы образования, обусловливает сложности в восприятии новой педагогической реальности. В работах социологов (В. Н. Введенский,

О. В. Падалко, Н. С. Ширшина и др.) выделяются те особенности, которые характеризуют ситуацию, сложившуюся в педагогической культуре изменяющегося социума: «Во-первых, в настоящее время нет единства в отношениях тех требований, которые должны быть приняты и превращены в действия, ожидаемые от каждого учителя; во-вторых, социальная роль, построенная на основе критерия субъ-ектности, осваивается будущими педагогами неоднозначно и неравномерно; в-третьих, нередким случаем является принятие социальных ролей, которые в современном обществе квалифицируются как устаревшие» [1, с. 61].

Обращение к работам, выполненным в области философии образования (О. С. Газман, Б. С. Гер-шунский, М. С. Каган, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, Ю. М. Лотман, Н. М. Розин, П. Г. Щедровицкий, Б. Ю. Щербаков и др.), позволяет отметить, что в педагогической культуре изменяющегося социума, прежде всего, находит отражение переходное состояние, которое выступает тем социально-культурным фоном, в рамках которого происходит профессиональное самоопределение студентов вуза. Переходное состояние в педагогической культуре - это время перехода системы образования на новую парадигму, предполагающую утверждение новых ценностей, новых способов общения, форм педагогической деятельности, новых типов школ и т. д.; это период разрушения “старой” и рождение “новой” культурной целостности; это время переформирования смыслообразующих оснований педагогической культуры, для которого характерно появление нового языка, стиля, рождение новой ментальности, нового образа.

Для педагогической культуры в условиях изменяющегося социума, на наш взгляд, характерна ситуация поисковой активности - метод «проб и ошибок» становится значимым для проверки инноваций, выбора наиболее целесообразных форм и методов воспитания и обучения. Как показывает педагогический опыт, некоторые из апробированных на практике форм и методов отсеиваются, другие закрепляются, становясь основанием новой культуры.

Переход на новую парадигму образования проявляется в том, что в педагогической культуре происходит становление её нового исторического типа -антропоцентристского типа культуры, в котором отражается общая тенденция к персонификации культуры. Анализ педагогических течений XX века, проведённый Б. М. Бим-Бадом, Г. Б. Корнетовым, И. А. Колесниковой, Н. Д. Наумовым, А. П. Огрур-цовым и др. показал, что антропологические основания педагогической деятельности развивались и

ранее, однако для сегодняшнего времени они оказались более значимыми и востребованными.

Антропоцентристский тип культуры обусловливает ведущую тенденцию в становлении педагогической культуры изменяющегося социума. Основу новой образовательной парадигмы составляют идеи субъектной педагогики - идея свободного развития и саморазвития личности, её индивидуальной культуры; идея самодеятельности и самоуправления в рамках образовательных учреждений и т. д. Эти идеи определяют ведущие педагогические ценности и цели педагогического процесса, его содержательные и организационно-методические подходы, что даёт основание рассматривать их в качестве образца культурно-образовательной стратегии социума. Таким образом, в изменяющемся социуме формируется образ «актуальной» педагогической культуры, который осознаётся как ценностно-смысловой мир педагога.

Наше понимание понятия «актуальная культура» основывается на определении Л. Н. Когана, который трактует её как «общие для всех людей требования общества (профессии) к культурному уровню человека; это те ценности культуры, которые непосредственно функционируют в обществе и участвуют в формировании социального типа личности -нормы и культурные стереотипы, овладение которыми необходимо для каждого человека» [5, с. 192]. Содержание «актуальной» для изменяющегося социума педагогической культуры, на наш взгляд, отражает те культурные нормативы, которые обусловливают ведущие тенденции в развитии данного социума, и представляет собой понимание культурноценностной системы современного образования, которая реализуется в педагогической практике. «Актуальная» педагогическая культура обусловливает ценностные ориентиры, в рамках которых осуществляется инициативная деятельность школы и конкретного педагога, осмысливается педагогика будущего.

Оформление актуальной для изменяющегося социума культуры имеет очень важное значение для личности, так как “общезначимое” способствует стабильности отношений и образа жизни. «Актуальная» педагогическая культура представляет “идеальный план” профессиональной деятельности. В условиях неопределённости изменяющегося социума актуализация педагогических ценностей и идей, отражающих стратегию его развития, может рассматриваться в качестве ориентира, значимого для профессионального самоопределения личности. Самоопределение студента в педагогической культуре изменяющегося социума, где представлены её лучшие образцы (социокультурный тип современного педагога, нормативы профессиональной деятельности и др.), проявляется как «возвышение» индивидуальной деятельности и опыта до всеобщих форм, а «авторское право» студента на культуру реализуется, прежде всего, в его самоопределении, обусловленным ценностями субъектной педагогики.

Однако для педагогической культуры в изменяющемся социуме складывается ситуация, для которой характерны противоречия, прежде всего, между «старой» и «новой» педагогикой, традицией и инновациями, обусловленными переходом системы образования от авторитарной (соционаправленной) парадигмы к личностно ориентированной (антропоцентрической) парадигме. Педагогическая культура в условиях перехода на новую парадигму образования характеризуется, с одной стороны, наличием в ней уже устоявшихся ценностей, способов общения и взаимодействия с ребёнком, традициями и, с другой стороны, появлением (актуализацией) новых ценностей, новых способов общения, форм педагогической деятельности, новых типов школ. Причём формирование «актуальной» педагогической культуры предполагает многообразие путей, подходов и точек зрения в решении конкретных задач.

В связи с этим научное познание (осмысление) педагогической культуры изменяющегося социума характеризуется ситуацией «межпарадигмального пространства» (Т. Кун). Изучение научной литературы по проблеме профессионального самоопределения подтверждает наши взгляды относительно того, что ситуация, сложившаяся в педагогической культуре, объективно ставит студента перед выбором, необходимостью определения своей профессиональной позиции.

Понимание нами межпарадигмальной основы профессионального самоопределения студентов базируется на концепции парадигмальной природы педагогической реальности, разработанной И. А. Колесниковой (1999 - 2001). Автором обосновано понятие «парадигмальное самоопределение», которое лежит в основе вхождения личности в профессию, когда происходит профессиональное движение как внутри «своей» парадигмы, так и по направлению к другой [7, с. 40].

Учитывая сложность ситуации, которая характерна для педагогической культуры изменяющегося социума, следует уточнить некоторые особенности профессионального самоопределения студента, проявляющиеся в процессе овладения педагогической деятельностью. На наш взгляд, недостаточно проработан вопрос о профессиональном самоопределении личности в ситуациях поликультурности, противоречивости и динамичности педагогической культуры изменяющегося социума. Поскольку педагогическая культура изменяющегося социума обладает специфическими характеристиками, то профессиональное самоопределение студента следует рассмотреть через призму этих особенностей.

Так, в современной педагогической практике нет чётко и однозначно сформулированных целей, существуют разные типы школ, в основе которых разные концепции, обучение каждому предмету становится возможным по разным учебникам и т. д. В процессе обновления школы наблюдается множество подходов, которые существуют как равноценные для совершенствования воспитательнообразовательного процесса. По оценке И. А. Колес-

никовой, специфика современной ситуации состоит в том, что здесь соседствуют и развиваются во многом противоречивые учебно-воспитательные модели; нет той упорядоченности и стабильности, которая была характерна для школы доперестроечного периода.

Такая ситуация в педагогической культуре изменяющегося социума характеризуется поликультурностью и противоречивостью, т. е. в рамках определённой культуры отмечается «культурное многообразие» (Ю. М. Лотман). Присутствие в педагогической культуре разнообразных подходов, точек зрения и суждений обусловливают необходимость процесса самоопределения. Культура (в том числе и педагогическая) обеспечивает личности «пространство смыслов» (А. А. Пелипенко,

И. Г. Яковенко), в рамках которого происходит её самоопределение (включая и профессиональное самоопределение).

Для студента, готовящегося к педагогической деятельности, важным становится умение выбирать формы и методы своей профессиональной деятельности, соотносить их с особенностями своей личности и социокультурными характеристиками профессиональной среды. Студенту необходимо самоопределяться в многообразии подходов и педагогических практик, выбирать для себя нормативы педагогической деятельности, обосновывать целе- и культуросообразность стиля во взаимоотношениях с воспитанниками, решить для себя проблему своей профессиональной идентичности относительно новых социокультурных условий. Профессиональное самоопределение в данном случае следует рассматривать как поиск точки опоры (позиции, отношения) в ситуациях множественности, плюрализма мнений.

Однако, с другой стороны, ситуация поликультурности чревата столкновением ценностей, их конфликтностью, проявлением деструктивных свойств личности, что выступает как дестабилизирующий фактор в её взаимоотношениях с социумом и с другими людьми. Для самоопределения, как мы отмечали ранее, важны ориентиры, но в ситуации поликультурности отмечается их множественность, что усложняет процесс самоопределения студента. Ситуация поликультурности и противоречивости иначе ставит проблему поиска «должного» в профессии как ориентира в процессе самоопределения будущего педагога. Именно его поиск рассматривается нами как цель профессионального самоопределения студента.

Изменяющийся социум, т. е. его поисковый, неопределённый характер, затрудняет процессы идентификации будущего педагога, так как новые ценности ещё окончательно не закрепились в его культуре, происходит их оценка и переоценка. Актуализация субъектного фактора в условиях изменяющегося социума становится возможной, если студент в процессе подготовки к педагогической деятельности научается стратегической форме. Однако культурологами фиксируется противоречие,

которое ограничивает возможности решения данной проблемы, а именно: наблюдается противопоставление мира социального (пространство заданных ограничений) и мира культурного (пространство свободы). Н. В. Рыбалкина, А. Ю. Тупицин, П. Г. Щедровицкий и др., анализируя проблему самоопределения личности в современном социуме, видят два возможных аспекта в ситуациях выбора личностью значимого для жизнедеятельности. Выбирая, личность ориентируется на:

1) «должное» с точки зрения субъекта, когда реализуется его право выбора и свобода самовыражения;

2) «должное» как необходимое (обязательное) для социума (его тенденции, проблемы).

Проблема состоит в том, что представленные аспекты в процессе выбора не всегда совпадают, и это приводит к негативным результатам.

Таким образом, ориентация личности только на социум позволяет наблюдать адаптивные формы самоопределения, ситуации конформистского поведения; ориентация личности только лишь на свободу самовыражения достаточно часто проявляет себя в маргинальных формах поведения, которая реализуется в отстранённости от чуждого личности опыта, как отрицание известного опыта или ценностей, замена старого на противоположно новое. Для овладения педагогической деятельностью маргиналь-ность приобретает негативные формы, так как наблюдается забвение традиций, потеря тех ценностей-целей, которые составляли основу педагогической системы прошлого, обеспечивая ей прогрессивное развитие.

Проведённые исследования и наша опытноэкспериментальная работа показывают, что актуализация субъектного фактора становится возможной, если профессиональное самоопределение студентов осуществляется в позиционной форме, которая реализуется, учитывая категорию «должного» и в аспекте необходимого для социума, и в аспекте интересов самого субъекта, реализующего тем самым «авторское право» на самоопределение в мире педагогической культуры. Такое понимание процесса профессионального самоопределения обусловливает необходимость создания в учебно-познавательной деятельности студента условий, которые обеспечивают поиск личностного смысла в профессии и формирование педагогических ценностей.

Анализ особенностей профессионального самоопределения в педагогической культуре изменяющегося социума позволяет прийти к выводу о том, что для студентов вуза, овладевающих педагогической деятельностью, ситуация переходного состояния в педагогической культуре осуществляется в промежутке между “прошлым” и “будущим”, между “авторской” и “иными” культурами, а потому логически обосновано обращение в нашем исследовании к теоретическому анализу профессионального самоопределения с позиции его временного и смыслового будущего.

Исходя из ведущей характеристики социальной ситуации развития личности в юношеском возрасте, - обращённость в будущее, - следует уточнить её реализацию в развитии студента вуза, обусловленностью особенностями педагогической культуры изменяющегося социума. Мы полагаем, что профессиональное самоопределение студента - это всегда его взгляд в будущее, когда у личности формируется образ его будущей профессии, который выполняет нормативно-регулирующую функцию в её профессиональном развитии. В ситуациях переходного периода в самосознании личности и оценке ею происходящего обостряется связь «прошлое - настоящее

- будущее», а потому самоопределение, осуществляемое в процессе подготовки к будущей профессии, предполагает не только обращённость в будущее, но также и обращённость в прошлое, поиск значимого для выработки новых форм социальности.

Для процесса профессионального самоопределения важно осмыслить связь «прошлое - настоящее - будущее». Поскольку человек представляет собой единство трёх составляющих - прошлого, настоящего и будущего, то и в процессе профессионального самоопределения также отражаются эти составляющие. «Настоящее» воспринимается личностью как действительность, которую необходимо познавать и осмысливать. «Будущее» определяется как проект, который необходимо выработать, что обусловливает смысловые переживания личности. Профессиональное самоопределение, понимаемое, с точки зрения временного и смыслового будущего, позволяет нам согласиться с мнением М. Р. Гинзбурга, который видит смысл самоопределения личности в «переосмыслении прошлого с позиций будущего» [3, с. 25].

Однако студент в процессе своего самоопределения относительно будущей профессии переживает не просто ситуацию ожидания будущего, он представляет себя, особенности своей личности по отношению к значимому для него будущему, он переживает то состояние, которое, пользуясь терминами А. Маслоу, можно представить как «настоящее будущее» и «настоящее прошлое». Профессиональное самоопределение студента базируется на достижениях прошлого, но личности приходится решать задачи, преодолевать трудности и противоречия, возникающие в «настоящем»; оценивая перспективы принимающих решений, думать о «будущем». Причём, в условиях изменяющегося социума категории «прошлое - настоящее - будущее» воспринимаются иначе, чем в условиях стабильного социума. Рассмотрим это обстоятельство более подробно, так как именно эти особенности в проявлении названных категорий оказывают влияние на профессиональное самоопределение студента.

Для будущего профессионала становится важным обоснование проблем, которые возникают в профессиональной деятельности в настоящем, что позволяет вырабатывать ориентиры на будущее, видеть профессиональную деятельность как способ

решения проблем в развитии социума и личности, но восприятие и оценка «настоящего» для студента представляет собой далеко неоднозначную картину. Ранее нами были представлены такие характеристики педагогической культуры изменяющегося социума, которые в ситуациях принятия решения создают для студента трудности.

Восприятие «будущего» также характеризуется неопределённостью и поликультурностью, что позволяет культурологам (А. Бергсон, В. С. Стёпин, Т. А. Яковлева и др.) высказывать мнение о его принципиальной непредсказуемости и утверждать, что оно не может быть принято личностью в качестве ориентира. Как ранее показал анализ характеристик «актуальной» педагогической культуры, её не-определённость и поликультурность приобретает черты поисковой активности, а потому восприятие будущего и педагогами, и студентами, готовящимися к педагогической деятельности, приобретает черты субъективности, а само будущее оценивается как «возможное будущее». Размышления студентов о будущей профессии, образе педагога, нормативах педагогической деятельности и т. п. отличаются большим разнообразием, что, безусловно, отражается на процессе их подготовки в вузе и, нередко, вызывает сомнение относительно возможности некоторых учебных дисциплин достигнуть намеченного образа. «Авторское право» на самоопределение в культуре, как показывает наш педагогический опыт, реализуется, и в учебно-познавательной деятельности, что требует поиска адекватных современному социуму содержательных и организационнометодических подходов.

Подготовка студентов к педагогической деятельности зависит не только от того, насколько точно ему видится его профессиональное будущее (т. е. профессия и он сам в профессии), но и то, на какой опыт прошлого он опирается, когда осуществляет свой выбор. У каждого студента сформированы свои представления о педагогической профессии, эталонном, на их взгляд, образе педагога, что выступает своего рода точкой отсчёта для выбора их (пока ещё предполагаемого) будущего. Именно «прошлое» выступает для личности исходным моментом в его ориентациях на будущую профессию, а потому закономерно предположить, что процесс вузовского обучения (и прежде всего педагогические дисциплины) должен способствовать переоценке прошлого опыта с позиции проблем настоящего, ориентируя студента на овладение им «должного» в профессии, обусловленного педагогической культурой изменяющегося социума.

Таким образом, возникает проблема соотнесения прошлого опыта студента с теми требованиями, которые предъявляются к личности педагога в условиях изменяющегося социума, когда выявляются новые тенденции в развитии современной системы образования. В целях наиболее успешной подготовки к педагогической деятельности студенту становится важным разобраться в своих представлениях о профессии, жизненных ценностях и нормах, стиле

общения с другими людьми и т. п. для того, чтобы осмыслить «исходный» уровень своего профессионального развития, соотнести его с реалиями современного социума.

В связи с этим, на наш взгляд, профессиональное самоопределение студента в процессе его подготовки к педагогической деятельности следует рассматривать в двух аспектах:

1) как ориентацию, направленную в будущее, как определение своей перспективы, выстраивание эталонного образа профессионала и нормативов педагогической деятельности;

2) как ориентацию в прошлом опыте, выявлении тех потенциальных возможностей, которые оказываются значимыми для решения проблем, возникающих в «настоящем», и изменять себя в соответствие с требованиями социума.

Ситуация «межвременья» (Ю. Козелецкий) в овладении профессией позволяет нам рассматривать процесс профессионального самоопределения студента в условиях вузовской подготовки и как постижение тысячелетнего опыта человечества по воспитанию и образованию подрастающего поколения, и как осмысление всех инноваций, обусловливающих модернизацию образования.

Данное положение мы рассматриваем как основополагающее для выстраивания воспитательнообразовательного процесса в вузе, необходимости учитывать отражение переходного состояния в педагогической культуре как диалога между «прошлым» и «будущим». В процессе подготовки к педагогической деятельности студент как будущий педагог должен осознавать ситуацию переходности в педагогической культуре, в учебно-познавательной деятельности актуализировать поиск наиболее целе- и культуросообразных форм и методов, посредством профессионального самоопределения реализовывать «авторское право» на культуру, формируя адекватную социуму профессиональнопедагогическую позицию.

Изучая профессиональное самоопределение личности в условиях изменяющегося социума, мы обосновали его культуротворческий характер, который проявляется в преобразующей деятельности человеком социума (профессии) и самого себя относительно новых условий его жизнедеятельности. Как отмечали ранее, в педагогической культуре изменяющегося социума происходит преобразование норм данной культуры относительно ценностей субъектной педагогики. Рассматривая студента как субъекта педагогической культуры, мы также воспринимаем его как творца новой педагогической реальности, а потому в воспитательно-образовательном процессе вуза студент, овладевающий педагогической культурой, не просто должен овладевать известной суммой знаний, но иметь возможность переосмысливать известный в культуре опыт педагогической деятельности, выстраивать свои представления о будущей профессии и нормативах профессиональной деятельности с учётом реалий сегодняшнего дня. Студент в процессе подготовки к пе-

дагогической деятельности должен получить возможность «творить» профессию, осваивая «актуальную» для изменяющегося социума педагогическую культуру.

Подчёркивая важность культуротворческой направленности процесса самоопределения студентов, следует заметить, что, занимая позицию субъекта педагогической культуры, он реализует возможность «авторского права» на культуру (отражённую в содержании образовательного процесса), что позволяет ему проявлять свою позицию, а потому в учебно-познавательной деятельности студент должен воспринимать себя созидателем и преобразователем профессиональной деятельности. Выстраивая образ будущей профессии, студент не только усваивает педагогическое знание, он интерпретирует педагогический опыт, представляет себя в рамках созданного им образа, он «созидает» новый педагогический опыт относительно достижения идеала современного человека (созданного им в общении с другими студентами). Таким образом, студент получает возможность в рамках воспитательнообразовательного процесса вуза занять позицию субъекта педагогической культуры - он созидает своё понимание профессии, определяет своё видение профессии и своё место в ней.

Ситуация неопределённости, которую переживает студент, актуализирует и особое состояние его личности. Поскольку прошлый опыт в профессиональной деятельности перестаёт быть значимым, а новый ещё не сложился, то для него возникает проблема: не просто привыкнуть к переменам, а выработать новые способы деятельности, адекватные тенденциям изменяющегося социума. У студента как будущего педагога должна актуализироваться значимость интуитивного познания изменяющейся педагогической реальности, обоснования новых смыслов, их сопоставления с новыми социокультурными условиями. При таком понимании ситуации студенту как будущему педагогу важно понять, что он становится «созидателем» нового образа профессии и нормативов педагогической деятельности. Такое понимание ситуации, сложившейся в современной системе образования, даёт нам основание размышлять о профессиональном самоопределении как форме культуротворчества личности в педагогической культуре изменяющегося социума.

Подводя итоги, мы считаем необходимым уточнить определение профессионального самоопределения личности. Изучив особенности педагогической культуры изменяющегося социума и её влияние на данный процесс, мы пришли к выводу: профессиональное самоопределение студента в педагогической культуре изменяющегося социума - это процесс, направленный на осмысление и преобразование педагогической реальности и самого себя с учётом положений субъектной педагогики.

В процессе подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях изменяющегося социума возникают задачи: во-первых, осмысления

педагогической реальности переходного состояния общества, по отношению к которому происходит самоопределение будущего педагога; во-вторых, осмысления самого себя в этом переходном состоянии, своей роли и места, осознание собственных возможностей и притязаний, а также условий для самоосуществления и самореализации студента в педагогической деятельности.

Мы полагаем, что в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях изменяющегося социума необходимо учесть, что «знаниевый» подход в организации учебнопознавательной деятельности не снимает обозначенных в данном параграфе проблем, а потому профессиональное самоопределение не может проявиться в полной мере для того, чтобы помочь студенту как будущему педагогу подготовиться к решению профессионально-значимых задач. В связи с этим необходимо решить проблему: каким по содержанию должно быть профессиональное самоопределение студента вуза в педагогической культуре изменяющегося социума.

Литература

1. Введенский, В. Н. Педагогическая профессия как социальный институт / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2006. - № 2.

2. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. - М., 2002.

3. Гинзбург, М. Р. Психология содержания личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

4. Ильин, Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия / Г. Л. Ильин. - М., 1992.

5. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. - М., 1984.

6. Козелецкий, Ю. Многомерный человек (психологическое эссе): [пер. с польск.] / Ю. Козе-лецкий. - Киев, 1991.

7. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии /

И. А. Колесникова. - СПб., 2001.

8. Михайлов, А. В. Языки культуры / А. В. Михайлов. - М., 1997.

9. Мудрик, А. В. Социализация личности / А. В. Мудрик. - М., 2004.

10. Стёпин, В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В. С. Степин. - М., 1996.

11. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман. - М., 1995.

12. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.