Научная статья на тему 'Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для профессионального самоопределения студентов вуза'

Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для профессионального самоопределения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PEDAGOGIC CULTURE / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Наталья Александровна, Солодова Галина Геннадьевна

В статье представлены особенности педагогической культуры изменяющегося социума и показано её влияние на профессиональное самоопределение студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва Наталья Александровна, Солодова Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYLLABUS OF PEDAGOGICAL SUBJECTS AS THE REFLECTION OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL PROCESS IN THE CHANGING SOCIETY FOR PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The paper concerns the problem of training future teachers under modern sociocultural conditions.

Текст научной работы на тему «Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для профессионального самоопределения студентов вуза»

УДК 373.1.013

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н. А. Боброва, Г. Г. Солодова

THE SYLLABUS OF PEDAGOGICAL SUBJECTS AS THE REFLECTION OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL PROCESS IN THE CHANGING SOCIETY FOR PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF UNIVERSITY STUDENTS

N. A. Bobrova, G. G. Solodova

В статье представлены особенности педагогической культуры изменяющегося социума и показано её влияние на профессиональное самоопределение студентов.

The paper concerns the problem of training future teachers under modern sociocultural conditions. Ключевые слова: педагогическая культура, становление профессионального самоопределения. Keywords: pedagogic culture, professional self-identification.

Наше обращение к анализу содержания педагогических дисциплин обусловлено тем, что в рамках педагогической науки происходит осмысление и переосмысление педагогической реальности под углом зрения изменений, характерных для современного социума. В настоящее время от педагогической науки ожидается не только теоретическое обоснование уже существующей практики, но и её выход за пределы известной педагогической реальности, созидание новых форм педагогической деятельности, обеспечивающих переход системы образования на новую парадигму. Однако сегодня в процессе преподавания педагогических дисциплин мы не всегда наблюдаем соответствие средств научного познания педагогической реальности новым социокультурным условиям. Анализ сложившейся ситуации показывает: если в педагогической культуре современного социума происходят изменения, то и в содержании педагогических дисциплин должны находить отражение данные процессы, а овладение педагогическим знанием должно способствовать формированию сознания, побуждающего студентов - будущих педагогов к продуктивной, преобразующий профессиональной де ятельности.

Та роль, которая отводится современной педагогике в созидании новых форм социальности, выводит её на философско-культурологический уровень. Расширение смыслового поля педагогической науки привносит в её содержание социокультурную проблематику, а процесс подготовки студентов к педагогической деятельности позволяет рассматривать с позиции профессионального самоопределения студента в педагогической культуре с учётом особенностей социума, в котором будет осуществляться его педагогическая деятельность.

Это значит, что в контексте педагогического опыта возникает необходимость в теоретическом обосновании содержания педагогических дисциплин, обеспечивающих становление профессионального самоопределения студентов, в котором должны найти отражение особенности педагогической культуры изменяющегося социума. Опираясь на концептуальные подходы, обеспечивающие становление профессио-

нального самоопределения студентов, мы попытались обосновать содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума.

Прежде всего, следует обосновать значимость педагогических дисциплин для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума, а затем показать отражение его содержательных характеристик в образовательном процессе вуза, акцентируя внимание на изучении педагогических дисциплин.

Наше понимание содержания педагогических дисциплин основывается на культурологической парадигме. Мы придерживаемся взглядов ряда учёных в понимании педагогического образования (Е. Н. Бон-даревская, И. Ф. Исаев, И. А. Колесникова и др.) как процесса самоопределения студента в культуре. Педагогическое образование в данной парадигме рассматривается как связующее звено между профессией и личностью, обществом и педагогом, педагогической культурой и личностью педагога, и выступает в качестве одного из гуманитарных способов познания изменяющегося социума и формирования педагогической картины мира, которые способствуют вхождению личности будущего педагога в педагогическую культуру данного социума.

Изучение педагогической культуры изменяющегося социума позволило нам выявить значимость теоретических форм освоения мира. В ситуациях неопределённости, отсутствия ясности жизненных ориентиров, для человека возникает проблема поиска новых смыслов, что обусловливает необходимость осмысления происходящего; в связи с этим важным для современного педагога становятся умения обосновывать, оценивать, прогнозировать, понимать свою ответственность в принятии решений. Посредством осмысления проблем изменяющегося социума происходит преодоление ситуаций неопределённости.

В работах социологов и культурологов (А. С. Ахи-езер, А. А. Пелипенко, Н. С. Розов, Э. В. Сайко, В. С. Стё-пин, В. А. Ядов, И. Г. Яковенко и др.) отмечалось, что теоретическая форма освоения мира в переходные периоды социума становится естественной формой

жизни человека. По мнению А. С. Ахиезера, теоретическое видение мира («философствование») «есть особая форма освоения, превращения некоторого абстрактного "нечто" в элемент содержания (суб)куль-туры субъекта, его сознания» [1, с. 307].

Изучение психолого-педагогической литературы акцентировало наше внимание на характеристиках личности, которые проявляются в процессе теоретического освоения педагогической реальности и позволяют выявить его значимость в ситуациях изменяющегося социума. Э. Шпрангер особо выделил тип «теоретического» человека - этот тип личности отличает сформированность теоретической установки, определяющей направленность его познания и деятельности. «Теоретический» человек в силу особенностей своей личности, как отмечает автор, «преодолевает зависимость от момента»; он «живёт в мире без времени, его взгляд проникает в далёкое будущее, он иногда охватывает целые эпохи, погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом»; «в практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами» и т. д. [10, с. 55 - 56].

Как видим, «теоретический» человек, который способен абстрагироваться от настоящего, выходить за пределы себя, прогнозировать, обобщать, одновременно быть конкретным и касаться вечности, - такой человек востребован в ситуациях социальной нестабильности и неопределённости. Такой человек способен творчески видоизменять культурные ценности, образцы и нормы, создавая при этом новые. Основываясь на позиции Э. Шпрангера, мы пришли к выводу о том, что педагог как субъект педагогической культуры может реализовать себя при условии сформиро-ванности теоретического видения мира, так как только способность осмысливать, анализировать, обобщать, оценивать воспитательно-образовательную практику, разрабатывать педагогические теории и концепции (как создание определённой системы в работе), а также методические подходы (как создание новой практики) позволяют ему быть творцом новой педагогической культуры.

На наш взгляд, педагогические дисциплины (теоретический курс педагогики) выполняют эти задачи по отношению к педагогической культуре изменяющегося социума. В рамках социально-философского анализа проблемы педагогические дисциплины «являются системой трансляции норм и образцов деятельности (культурного опыта) путём воспроизводства различных деятельностей и выступает как механизм формирования деятельности» [8, с. 9], а потому педагог, овладевающий педагогическим знанием, оказывается «носителем картины мира, которая разворачивается в данной педагогической системе» [8, с. 11]. Из этого следует, что в процессе овладения педагогическими знаниями у студентов формируется теоретическое видение мира (образа профессии и профессиональной деятельности), которое определяет восприятие и оценку педагогической реальности.

Теория педагогики, как показывает практика педагогического образования, обладает потенциалом для формирования нового типа педагога посредством создания возможностей для осмысления и переос-

мысления педагогических ценностей, принципов, технологий для выявления соответствия личности педагога относительно новых социокультурных условий, в рамках которых организуется его педагогическая практика. В процессе изучения педагогических дисциплин при определённых условиях у студентов происходит развитие субъектных характеристик, обусловливающих их способность к самоопределению в условиях перехода системы образования на новую парадигму.

Оценивая значимость педагогических дисциплин для становления профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума, следует обратить внимание на обусловленность данного процесса содержанием тех педагогических категорий и мировоззренческих установок, которые осваиваются будущими педагогами. В зависимости от того, какие проблемы социума отражаются в содержании педагогических дисциплин, можно наблюдать, какая педагогическая парадигма становится доминирующей для формирования педагогической позиции будущего учителя. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Анализ содержания педагогических дисциплин, проведённый нами на примере авторских учебников и учебных пособий, показал, что каждый из них можно оценивать в контексте соотношения категорий «прошлого - настоящего - будущего», что позволяет выявить две возможные установки в восприятии педагогической культуры изменяющегося социума - «прогрессивную» или «консервативную». Прогрессивная установка в процессе освоения педагогическими знаниями нацеливает будущего педагога на актуализацию тех педагогических знаний, которые значимы для решения проблем современного социума. Консервативная установка ориентирует студента на познание педагогических знаний, которые обеспечивают усвоение известного историко-педагогического опыта без его соотнесения с современным социумом, в рамках которого осуществляется педагогическая деятельность. Как правило, консервативная установка реализуется в процессе преподавания педагогики посредством «знаниевого» подхода. Можно согласиться с точкой зрения П. Г. Щедровицкого, который называет такую педагогику «стоп-педагогикой» [7, с. 46], так как будущий педагог не получает представлений о «новой» педагогической реальности, а потому не имеет возможности переосмысливать исходные педагогические позиции, сформированные на довузовском этапе профессионального становления.

В содержании педагогических дисциплин находят отражение мировоззренческие представления и социальные установки, которые обусловливают формирование целостного образа мира - образ человека, представление о его месте в мире, о социальных отношениях, о перспективах развития и т. д. Для педагога, сформированного в той или иной образовательной парадигме, смыслы мировоззренческих установок выступают в качестве «глубинных оснований... миропонимания и мироощущения» (В. С. Стёпин), обусловливают нормативы его профессиональной деятельности. Из этого следует, что освоение содержания педагогических дисциплин делает возможным не только осмысление, но и переосмысление ценностных ориен-

таций будущего педагога, что оказывает влияние на формирование когнитивного образа его будущей профессии.

Педагогическая наука и практика рассматриваются как формы существования педагогической культуры, а потому педагогика и как научная дисциплина, и как учебный предмет, на наш взгляд, реализуют в социуме ряд функций, обусловливающих становление профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума:

- эвристической, реализация которой обеспечивает познание сущностных характеристик педагогических явлений и процессов, условий их совершенствования, закономерностей, принципов и правил педагогической деятельности, обусловливает проявление личностных характеристик, определяющих успешность в принятии решений относительно проблем, возникающих в ситуациях изменяющегося социума;

- социокультурной интерпретации педагогической реальности, проявляющейся как поиск смысла выполняемой деятельности; выявление противоречий и расхождений между различными составляющими в воспитательно-образовательном процессе учебного учреждения; определение целе- и культуросообразно-сти форм, методов и технологий педагогического процесса; решение проблемы социокультурной адекватности личности педагога;

- прогностической, реализация которой позволяет студенту - будущему педагогу не только осмысливать педагогическую реальность такой, какой она является сегодня с присущими ей проблемами и трудностями в развитии подрастающего поколения, но и создавать модели возможного будущего, выявлять возможные тенденции в развитии личности.

Отсюда следует, что в процессе овладения педагогическими знаниями у студента происходит приобщение к миру профессии, вырабатываются свои представления о «должном», формируются принципы и правила педагогической деятельности, вырабатывается представление о наиболее целе- и культуросооб-разном стиле педагогической деятельности. Теоретическое видение мира, которое формируется в процессе изучения педагогических дисциплин, обусловливает формирование субъективной картины педагогической реальности, которая регулирует повседневное бытие будущего педагога. Если такие субъективные картины педагогической реальности строятся на основе «новых» представлений о профессии, образе профессионала и образе самого себя как профессионала, то становится возможным преобразование профессии, профессионально-педагогической деятельности и, как следствие, изменение педагогической практики.

Выводы, к которым мы пришли, изучая значимость теоретических форм познания педагогической реальности, позволяют утверждать, что процесс профессионального самоопределения студента в зависимости от содержания педагогических дисциплин приобретает социокультурную направленность, которая проявляется в осмыслении изменений, происходящих в педагогической культуре; выявлении тенденций, обусловливающий формирование актуальной для изменяющегося социума педагогической культуры; ориентации на овладение ценностями субъектной пе-

дагогики и т. д. Учитывая значимость теоретических форм познания педагогической реальности для становления профессионального самоопределения студента, следует отметить, что процесс овладения педагогическими дисциплинами должен быть направлен на познание изменений, которые происходят в педагогической культуре современного социума.

Оценивая значимость педагогических дисциплин в социокультурном процессе развития личности и общества, следует отметить, что педагогическое знание оказывает влияние не на саму педагогическую культуру, а на сознание и самосознание студентов, помогая им осмысливать происходящие изменения в системе образования и понимать необходимость преобразований (изменений) в самом себе в соответствии с особенностями социокультурной ситуации. Результаты теоретического анализа, позволили выявить роль, которую выполняют педагогические дисциплины для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума, их освоение студентами способствует:

- расширению социального пространства жизни, обеспечивающего возможность выбора и его социокультурного анализа;

- познанию нормативов педагогической деятельности, которые обеспечивают её успешность в новых социокультурных условиях;

- решению проблемы бытия в профессии, выработке стиля профессионального поведения, адекватного социокультурным условиям жизнедеятельности современного педагога;

- осознанию себя как субъекта педагогической культуры изменяющегося социума - и как продолжателя прогрессивных традиций социума, и как созидателя новых;

- формированию педагогической картины мира, обоснованию социокультурной значимости известных в культуре педагогических теорий и т. д.

Обосновав значимость педагогических дисциплин для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре, мы обратились к разработке их содержания как отражения поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума.

В контексте нашего исследования образовательное пространство, которое создаётся в процессе преподавания педагогических дисциплин, мы понимаем как культурно-образовательное пространство. В нашей работе мы используем определение В. Д. Га-тальского, который рассматривает культурно-образовательное пространство как «совокупность условий и возможностей развития человека, целенаправленно создаваемых различными субъектами педагогического процесса и формируемых социально-культурной средой жизнедеятельности личности» [3, с. 52]. Следует отметить, что культурно-образовательное пространство обусловлено особенностями педагогической культуры изменяющегося социума и, прежде всего, - поликультурностью, что даёт нам основание использовать термин «поликультурное образовательное пространство». Таким образом, содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства обусловлено по-

ликультурностью изменяющегося социума и проявляется в неоднозначности и, возможно, противоречивости понимания и объяснения педагогических процессов и явлений, а также возможной альтернативности принимаемых решений.

Такое понимание культурно-образовательного пространства позволяет структурировать его, используя возможности учебно-познавательной деятельности студентов вуза, обосновать содержание педагогических дисциплин в системе социально-культурной педагогической деятельности, расширить границы его влияния на становление профессионального самоопределения личности, что способствует повышению эффективности данного процесса.

Результаты, полученные в ходе нашего исследования, позволяют представить следующие компоненты поликультурного образовательного пространства, в рамках которых возможно осуществлять теоретическое обоснование содержания педагогических дисциплин для становления профессионального самоопределения студентов вуза:

- социокультурный компонент - находят отражение ситуации в педагогической культуре изменяющегося социума; освоение данного компонента расширяет границы познания педагогической реальности, ориентируя студентов - будущих педагогов на решение проблем в системе образования, обусловленных её переходом на парадигму субъектной педагогики.

Необходимость данного компонента в поликультурном образовательном пространстве объясняется значимостью для педагогической культуры изменяющегося социума культуротворческих функций современного педагога - культурно-образовательной, фор-мирующе-преобразовательной, социально-интегрирующей и др., которые должны восприниматься студентом в качестве целевой установки и ориентировать их на достижение социокультурной адекватности относительно образа педагога, подготовленного в соответствии с ценностями субъектной педагогики;

- теоретический компонент - предусматривает отражение системы «обобщённых знаний, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий» [5, с. 148 - 149]; освоение педагогических категорий, прежде всего, предполагает познание сущностных характеристик педагогического процесса.

Необходимость данного компонента в поликультурном образовательном пространстве, организуемом посредством содержания педагогических дисциплин, объясняется тем значением, которое имеет теоретическое видение мира в познании педагогической культуры изменяющегося социума. Педагогическая деятельность, осуществляемая в условиях перехода системы на новую парадигму, требует от будущего педагога определённого дистанционирования с той реальностью, в которой будет осуществляться его профессиональная деятельность; важным становится умение абстрагироваться от педагогической ситуации, мысленно отделять себя от неё. Педагогическая теория, обладающая эвристической функцией по отношению к педагогической реальности, позволяет формировать у личности этот взгляд «со стороны», направить процесс познания на выявление сущностных характеристик процессов развития, воспитания и образования,

проявляющихся вне зависимости от социокультурных изменений. Познание сущностных характеристик педагогических процессов и явлений привносит в педагогическую деятельность элементы стабильности и создаёт объективно-значимые ориентиры в становлении профессионального самоопределения студента -будущего педагога, обеспечивая поиск педагогических условий для их реализации в педагогической культуре изменяющегося социума;

- личностно-смысловой компонент - находит отражение в сформированности когнитивного образа будущей профессии, представленного как субъективное понимание студентом педагогической реальности, и осмысление самого себя в переходном состоянии социума, своей роли и собственных возможностей, позволяющих ему ориентироваться и жизнедейство-вать в педагогической культуре изменяющегося социума.

Необходимость данного компонента в поликультурном образовательном пространстве объясняется значимостью субъектных характеристик личности, сформированность которых обеспечивает становление профессионального самоопределения студентов. Поскольку педагогическое знание функционирует как знание «личностное», а процесс его освоения приобретает «авторский» характер (В. В. Краевский, И. Я. Лер-нер, Н. Д. Никандров и др.), то отражение в содержании педагогических дисциплин личностно-смы-слового компонента поликультурного образовательного пространства обусловливает возможность формировать когнитивный образ будущей профессии, который рассматривается нами как результат становления профессионального самоопределения студента в процессе освоения педагогических дисциплин.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что в содержании педагогических дисциплин должны найти своё воплощение представленные компоненты поликультурного образовательного пространства, обусловленные особенностями педагогической культуры изменяющегося социума, что позволит в учебно-познавательной деятельности студентов обеспечить становление профессионального самоопределения.

В соответствии с задачами нашей педагогической деятельности необходимо рассмотреть содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре, акцентировать внимание на тех составляющих, которые обеспечивают его эффективность. Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре рассматривается нами как система педагогических знаний, освоение которых в учебно-познавательной деятельности вуза:

- обеспечивает формирование у студентов - будущих педагогов установки на преобразование педагогической реальности в соответствии с ценностями субъектной педагогики;

- отражает ситуацию переходности системы образования на субъектную парадигму, познание кото-

рой предполагает ориентацию студента в поликультурности изменяющегося социума;

- ставит студента в позицию исследователя и интерпретатора педагогической реальности, обусловливая поиск личностного смысла в инновационных процессах, происходящих в системе образования;

- создаёт условия для формирования когнитивного образа будущей профессии, в котором отражаются личностно-смысловые ориентации студента;

- обеспечивает преодоление студентами негативных установок в восприятии ситуаций модернизации современной системы образования - конформизма, маргинальности, негативизма, бездействия и т. д.;

- стимулирует проявление и совершенствование активно-избирательного, инициативно-ответственного, творчески преобразующего отношения студента к миру, деятельности, другим людям, к самому себе, что позволяет ему становиться созидателем новой педагогической реальности, основанной на ценностях субъектной педагогики;

- способствует формированию теоретического видения мира, позволяющее студенту в ситуациях социальной нестабильности и неопределённости выявлять сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, что обусловливает поиск педагогических условий для их реализации в педагогической культуре изменяющегося социума;

- актуализирует самопознание студентами особенностей своей личности относительно возможностей реализации в практической деятельности ценностей субъектной педагогики.

Особенности педагогической культуры изменяющегося социума обусловливают изменения и в содержании педагогических дисциплин, и в процессе познания педагогических явлений и процессов, что предполагает социокультурный анализ образовательных программ и выбор того типа, который адекватен педагогической культуре изменяющегося социума. Рассмотрим более подробно становление профессионального самоопределения студентов в процессе изучения педагогических дисциплин, содержание которых представлено как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума, акцентируя внимание на наиболее значимых, с нашей точки зрения, его составляющих.

1. Содержание педагогических дисциплин должно отражать социокультурную направленность образовательных программ. В зависимости от тех функций, которые выполняет культура в социуме, - хранение, трансляция, генерирование и др. - культурологи (В. С. Стё-пин и др.) предлагают рассматривать образовательные программы трёх типов - «реликтовые», «программы, обеспечивающие воспроизводство», «программы, обеспечивающие культурные новообразования» [9, с. 10]. Следует отметить, что в педагогической культуре изменяющегося социума обостряются противоречия «прошлое - настоящее - будущее», а потому три типа образовательных программ должны найти отражение в содержании педагогических дисциплин.

Содержание педагогических дисциплин в педагогической культуре изменяющегося социума, представленное в нашей работе способствует обеспечению культурных новообразований и нацеливает будущих

педагогов на овладение инновационными формами и технологиями. Фрагменты педагогического знания, характерные и для «реликтовых» программ (прошлое), и обеспечивающих воспроизводство культуры (настоящее), а также культурные новообразования (будущее), создают поликультурное образовательное пространство для становления профессионального самоопределения студентов. Осваивая такую совокупность знаний, студент самоопределяется в историческом опыте (прошлое), в проблемах сегодняшнего дня (настоящее), в тенденциях, определяющих будущее. Следует подчеркнуть, что освоение социокультурного контекста образовательной программы актуализирует становление профессионального самоопределения - студент приобретает знания об изменениях в педагогической культуре изменяющегося социума, осмысливает ситуацию поликультурности современной системы образования, оценивает изменения, которые происходят в социальной ситуации развития личности. Осваивая тип образовательной программы, обеспечивающий культурные новообразования, у студента формируется установка на преобразование педагогической реальности.

2. Поликультурное образовательное пространство для становления профессионального самоопределения студентов находит отражение в ситуации переходности системы образования на субъектную парадигму, а потому в содержании педагогических дисциплин данная характеристика педагогической культуры изменяющегося социума рассматривается как основополагающая.

Наше обращение к научной литературе, в которой представлены взгляды известных педагогов относительно будущего нашей школы, позволило обратить внимание на дискуссионный и открытый характер в решении данной проблемы. И в педагогической науке, и в педагогической практике можно зафиксировать противопоставление «старой» и «новой» педагогики, т. е. ситуации переходного состояния в педагогической культуре изменяющегося социума. Обобщая представленные в научной литературе позиции, следует отметить, что осмысление студентами ситуации переходного состояния в педагогической культуре современного социума предполагает их ориентацию и в «старой» педагогике, от которой «отказывается» современный социум, и в той «новой» педагогике, которая предлагается в качестве альтернативы, а потому в содержании педагогических дисциплин нами отражена ситуация переходного состояния в системе образования.

Таким образом, становление профессионального самоопределения студентов проявляется в необходимости осмысливать ценности субъектной педагогики, которые выступают основаниями «актуальной» для сегодняшнего дня педагогической культуры и определяют тенденции в развитии современной школы, однако переход к новому не исключает сохранение того положительного опыта, который был накоплен в рамках «старой» педагогики, что так же требует его освоения. Следует отметить, что выбор, который осуществляет студент в процессе овладения педагогическими дисциплинами, имеет для его будущей профессии стратегическое значение; студент, осваивая ситуацию межпарадигмального пространства в

педагогической культуре, определяет для себя цель и задачи педагогической деятельности, её формы и методы, а также формулирует принципы и определяет правила, которые будут регулировать его деятельность.

3. Поликультурность образовательного пространства изменяющегося социума обусловлена кросс-культурным обменом, который характерен для современного мира. Обращение к международному опыту в решении проблем отечественной педагогики ставит студента перед выбором относительно его использования в педагогической практике. Разрабатывая содержание педагогических дисциплин, мы включили педагогическое знание, в котором нашли отражение многие культуры - это педагогический опыт и его осмысление у народов разных исторических эпох и национальностей. Постигая педагогические категории, теории и концепции, педагогический опыт, студент сталкивается с этим многообразием авторских позиций и педагогических систем. Аналогичные выводы можно сделать и относительно истории педагогики, в содержании которой представлены теории и точки зрения классиков педагогики различных исторических эпох. Можно утверждать, что таким образом представлены разные социокультурные миры, которые познаёт студент для того, чтобы расширить свой кругозор и использовать новые знания в профессиональной деятельности, а потому для студента возникает необходимость их соотнесения с условиями современного социума, выявления их смысловой сущности, оценки их целе- и культуросообразности относительно «актуальной» педагогической культуры.

Социокультурный контекст содержания педагогических дисциплин находит отражение в том, что студенту необходимо самоопределяться относительно исторического и зарубежного опыта, учитывая культурные традиции нашей страны. Таким образом, в содержании педагогических дисциплин создаётся пространственно-временная характеристика педагогической культуры, которая задаёт социокультурный контекст в становлении профессионального самоопределения студента. Содержание педагогических дисциплин, представленное в его историческом и этнокультурном аспекте, ставит студента в позицию исследователя и интерпретатора педагогической реальности, обусловливая поиск личностного смысла в инновационном развитии педагогической реальности; студент самоопределяется в историческом прошлом педагогической культуры, вырабатывает своё отношение к авторским подходам, учится соотносить педагогический опыт прошлого с реалиями изменяющегося социума; студент выбирает те подходы, позиции, концепции, системы, которые могут быть использованы для решения задач развития личности, обусловленные особенностями изменяющегося социума.

4. Рассматривая поликультурность как одну из важнейших характеристик изменяющегося социума, необходимо учесть, что поликультурность самой педагогической культуры обусловлена пониманием педагогической науки (одного из её компонентов) как совокупности педагогических теорий (Б. И. Коротяев, В. В. Краевский и др.). Из этого следует, что, постигая педагогические категории, теории и концепции, новые технологии, студент сталкивается с многообрази-

ем авторских позиций и педагогических систем, что создаёт для него ситуацию поисковой активности - он должен определить для себя значимость тех позиций, которые будут способствовать формированию когнитивного образа его будущей профессии, представляющего собой личностно-смысловые ориентации в освоении профессии и определении стиля будущей педагогической деятельности.

На наш взгляд, проблема состоит в том, что в содержании педагогических дисциплин данная особенность педагогической науки не представлена должным образом. Анализ авторских курсов показал, что во многом их содержание обусловлено позицией автора. Для многих преподавателей педагогических дисциплин также характерно авторское изложение курса, т. е. преподаватель сам самоопределяется в многообразии авторских позиций и подходов, что и находит отражение в содержании педагогической дисциплины, которую осваивают студенты. При таком подходе для студента не реализуется его «авторское право» на культуру, в рамках «знаниевого» подхода он ориентирован на однозначность в трактовке педагогического знания, что не позволяет ему в полной мере готовиться к профессиональной деятельности, осуществляемой в поликультурном образовательном пространстве.

В нашей работе содержание педагогических дисциплин представлено как отражение поликультурности педагогической науки, для которой характерно многообразие авторских позиций, подходов и теорий в решении определённых задач развития личности. Освоение педагогического знания предполагает создание ситуаций для самоопределения - выбора той позиции, которая отражает личные интересы студента - будущего педагога и учитывает целе- и культуросо-образность принимаемых решений. С этой целью, опираясь на принципы проблематизации и диалогич-ности, студентам предлагается возможность анализировать, сравнивать, обосновывать социокультурную значимость известного опыта, научных подходов, педагогических систем и т. д., определяя таким образом личную позицию. Становление профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума происходит как реализация «авторского права» на овладение педагогическими знаниями, предполагающее умение студентов анализировать авторские теории, выявлять их сущностные характеристики, обосновывать их социокультурную значимость, прогнозировать эффективность внедрения в практическую деятельность и т. д.

5. Социокультурный подход позволяет проанализировать педагогическое знание, посредством которого происходит становление профессионального самоопределения студента относительно его социокультурного смысла, что находит отражение в содержании педагогических дисциплин. Изучение научной литературы по методологии педагогики (Б. С. Гер-шунский, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, Н. Д. Никан-дров, В. А. Сластёнин и др.) позволило акцентировать внимание на ценностях-знаниях и ценностях-отношениях, посредством которых происходит переоценка педагогических ценностей, обусловливающая переход системы образования на парадигму субъектной педагогики.

В нашей работе содержание педагогических дисциплин предполагает отражение ситуации переоценки педагогических знаний-ценностей. Студент получает возможность сравнивать, оценивать, выбирать наиболее значимые для формирования его педагогической позиции - таким образом происходит становление профессионального самоопределения студентов относительно педагогических ценностей, актуализирующихся в педагогической культуре изменяющегося социума.

Выстраивая содержание педагогических дисциплин для социума переходного периода, возникает проблема - обосновать тот баланс знаний-ценностей, которые, с одной стороны, позволяют студенту как будущему педагогу познавать многогранный педагогический опыт, выявляя его целе- и культуросообраз-ность современным условиям, с другой стороны, обеспечивать поиск новых форм педагогической деятельности, обусловливающих переход на новую образовательную парадигму.

Так, применяя социокультурный и аксиологический подходы, мы пришли к выводу о том, что баланс педагогических знаний-ценностей, на наш взгляд, реализуется относительно их историко-культурной значимости. Например, в содержании педагогических дисциплин называются ценности-знания, которые естественно переходят в новую парадигму. Это те идеи и теории, разработка которых имеет давнюю историю - «познавательный интерес», «активизация познавательной деятельности», «активные методы обучения», «общественная активность», «самостоятельность», «инициативность», «диалектика воспитания и самовоспитания» и т. д. В нашей экспериментальной работе мы так же выделили те ценности-знания, которые в настоящий момент переосмысливаются педагогической общественностью, - «дисциплина», «коллектив», «личность», «цель воспитания», «всестороннее развитие личности», «дифференциация образования» и т. д. В содержание педагогических дисциплин вводятся новые категории, которые требуют своего осмысления, - «свободоспособность», «команда», «мыследеятельность», «человек культуры» и т. д.

Анализ знаний-ценностей относительно их социокультурной значимости ставит студента в ситуацию профессионального самоопределения - овладение педагогическими знаниями в социокультурном контексте способствует тому, что студент осмысливает ситуацию переходного периода и сам становится субъектом переоценки педагогических ценностей. Содержание педагогических дисциплин, в котором находят отражение изменения современного социума, приближает учебно-познавательную деятельность к педагогической реальности, а становление профессионального самоопределения студента осуществляется относительно реальных проблем, которые решаются в профессиональной деятельности каждого педагога.

6. Учитывая, что становление профессионального самоопределения студента - это развитие его субъектных характеристик, которые проявляются в понимании педагогической реальности, оценивании це-ле- и культуросообразности педагогической практики, сформированности когнитивного образа будущей

профессии, поиске личностного смысла при выполнении профессиональной деятельности и т. д., в содержании педагогических дисциплин должен найти отражение личностно-смысловой компонент поликультурного образовательного пространства.

В нашем исследовании осуществлена попытка решить данную проблему, включив личностно-смы-словой компонент непосредственно в содержание педагогических дисциплин, что способствует не только познанию ситуаций изменяющегося социума, но и осмыслению себя в переходном состоянии, своей роли и собственных возможностей, позволяющих студенту решать проблему социокультурной адекватности образа педагога относительно требований, предъявляемых современным социумом к профессии и профессионально-педагогической деятельности. С этой целью в содержание педагогических дисциплин включаются ситуации, актуализирующие самопознание студентом особенностей своей личности относительно возможностей реализации в практической деятельности ценностей субъектной педагогики.

Личностно-смысловой компонент поликультурного образовательного пространства, реализуемый в содержании педагогических дисциплин, обусловлен спецификой усвоения гуманитарных знаний в условиях нестабильного социума. По определению Н. Д. Ни-кандрова, особенность педагогического знания в том, что это "личностное знание", которое «существует не как объективное знание, а как "личностный смысл", как индивидуальная форма переживания и осмысления общего» [6, с. 53].

Такая специфика педагогического знания объясняет, на наш взгляд, ряд противоречий, которые проявляются в педагогической практике. Студент, оказавшийся в ситуации выбора, но не имеющий соответствующего личностного опыта, руководствуется собственными взглядами, в основе которых лежат его «житейские» знания и обыденный опыт. И, как показывают результаты нашего исследования, при освоении педагогической теории студентом воспринимается и усваивается только то знание, которое соответствует его жизненному опыту, его ценностным ориен-тациям. В данном случае педагогическое знание, усвоенное на формальном уровне, не обогащает опыт студента - будущего педагога, а потому в процессе познания педагогической реальности студенту необходимо соотнести личный опыт и суждения с теми научными категориями и выводами, которые зафиксированы в научных трудах педагогов-теоретиков и педагогов-практиков.

При разработке содержания педагогических дисциплин возникает задача - помочь каждому студенту осмыслить (переосмыслить) свои довузовские педагогические взгляды, включить свой «житейский» педагогический опыт и наблюдения в систему педагогических знаний, обогатив их теоретическими идеями и опытом экспериментальной работы учителей-практиков. При таком подходе происходит становление профессионального самоопределения студента относительно особенностей своей личности и их соотнесение с теми требованиями профессиональной деятельности, которые отражены в содержании педагогических дисциплин.

Выводы

Теоретическое обоснование содержания курсов педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре позволило нам выявить его структуру и межпредметные связи на этапе вузовской подготовки. Содержание педагогических дисциплин представлено нами в следующих блоках:

Социокультурный - педагогическое знание рассматривается в контексте проблем социума, его противоречий, перспектив и условий их разрешения; отражает опытно-экспериментальный характер деятельности педагогов в создании новой педагогической реальности. Педагогическое знание актуализирует ситуации изменчивости в системе образования, проявление вариативности и альтернативности в преобразующей инициативной деятельности педагога; представляет социокультурную обоснованность педагогических категорий; обусловливает необходимые и допустимые границы активности, инициативы и самоопределения современного педагога.

Концептуально-теоретический - педагогическое знание представлено как отражение педагогической культуры в её историко-цивилизационном развитии, что позволяет рассматривать содержание педагогического образования как теоретическое пространство для становления профессионального самоопределения будущего педагога. Педагогические знания воспринимаются студентом с точки зрения авторства педаго-

гической деятельности педагогов-теоретиков и педагогов-практиков. Познание педагогических теорий должно подвести студента к разработке собственной программы педагогической деятельности в соответствии с гуманистическими ценностями субъектной педагогики.

Технологический - педагогическое знание представляется как обоснование и выявление развивающего потенциала конкретных педагогических технологий, способствует развитию умений анализировать, сравнивать, выявлять социокультурную адекватность форм и методов практической деятельности, оценивать их целе- и культуросообразность. Педагогическое знание акцентирует внимание студентов как будущих педагогов на преобразующем характере деятельности. Овладение педагогическим знанием на данном уровне предполагает создание ситуаций, актуализирующих инициативные формы поведения.

Личностно-смысловой - проявляется в сформиро-ванности субъективной картины педагогической реальности, ценностно-смысловом самоопределении студента как будущего педагога, переосмыслении личного опыта с позиции требований изменяющегося социума, поиске личностных смыслов, формировании личной педагогической позиции. Проявление данного уровня педагогического знания становится возможным, когда студент занимает позицию субъекта теоретической деятельности, становится созидателем образа педагога и нормативов педагогической деятельности.

Литература

1. Ахиезер А. С. Проблемы переходов в социокультурных процессах и феномен осмысления-переосмысления социума // Мир психологии. 2000. № 1.

2. Бакштановский В. И. Выбор будущего: к новой воспитательной деонтологии. Томск, 1991.

3. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2009. № 3.

4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2001.

5. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М., 2003.

6. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Педагогика самоопределения: сборник статей. Барнаул, 1999.

8. Попов А. А. Педагогика как система социальной деятельности. Томск, 1999.

9. Стёпин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.

10. Шпрангер Э. Основные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М., 1982.

Информация об авторах:

Боброва Наталья Александровна - кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ЦПО КемГУ, kasatkina@kemsu.ru.

Natalia A. Bobrova - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Inter-University Department of General and High School Pedagogy, Kemerovo State University.

Солодова Галина Геннадьевна - доктор педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, solodova54@mail.ru.

Galina G. Solodova - Doctor of Pedagogics, Assistant Professor at the Inter-University Department of General and High School Pedagogy, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 03.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.