УДК 37.032
Инкина Светлана Геннадьевна
Аспирант кафедры псгосолого-физиологических основ физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Inkina Svetlana Gennadevna
The post-graduate student of the Psychology and Physiological foundation of Physical education of the Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk
THE INFLUENCE OF DIFFERENT PEDAGOGICAL CONDITIONS ON PUPIL’S SELF-CONTROL READINESS DEVELOPMENT IN THE ELEMENTARY SCHOOL
Совершенствование начального образования предполагает использование методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье младших школьников, определение основных форм организации обучения, способов взаимодействия учителя и учеников (особенно в адаптационный период) [9].
Вместе с тем, анализ литературных источников и практический опыт показывает, что в сфере образования сохраняются тенденции в сторону снижения психического здоровья, которое является системным показателем, определяющим успешность обучения ребенка в школе и его социальное становление. Так, внедрение компьютерного диагностического комплекса «Мониторинг психического здоровья» в образовательные учреждения г. Новокузнецка позволило выявить интегральную оценку в виде индекса психического здоровья школьников и характеристику его основных компонентов: клинического, психологического, социально-психологического, эффективности учебной деятельности и биологической предрасположенности [6]. На основании результатов исследований, проведенных в течение 2006-2008 гг. установлено, что к 1-ой группе психического здоровья отнесены 22-38 % младших школьников, которые практически здоровы и оптимально адаптированы. У 10% учащихся, отмечается напряжение адаптационных процессов, что характеризует 2-ую группу здоровья. В 3-ю группу здоровья вошли 16-45% учащихся, у которых отмечается значительное напряжение адаптационных процессов в виде слабости и утомляемости после занятий, снижения работоспособности. У 24-46% младших школьников, отнесенных к 4-ой группе здоровья, отмечаются психодеза-даптационные состояния, проявляющиеся в виде неадекватных эмоциональных реакциях, ощущения внутреннего дискомфорта [3].
Учитывая, что психическое здоровье определяет способность сознания человека использовать отображение внешнего мира, осознавать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами, мы считаем, что одним из показателей психического здоровья может выступить готовность к саморегуляции. Однако,
123
результаты исследований специалистов, занимающихся проблемами обучения и воспитания, свидетельствуют о неблагоприятном психологическом состоянии учащихся. Так, 25% младших школьников имеют низкий уровень развития произвольной регуляции и деятельности и связанные с этим трудности в организации учебной деятельности, неумении устанавливать адекватные отношения со сверстниками; всего лишь 40% учащихся к окончанию начальной школы хорошо определяют цель выполняемого задания, 41% учащихся умеют планировать его выполнение, 64% учащихся умеют контролировать и 54% учащихся умеют оценивать ход и результаты выполнения задания [2; 8].
В связи с тем, что развитие субъекта учебной деятельности происходит в самом процессе ее становления, формирование саморегуляции выступает одной из наиболее общих и постоянных педагогических задач. Однако в педагогике проблема формирования саморегуляции недостаточно изучена и требует особого внимания в силу того, что существенные предпосылки ее формирования могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте.
Мы рассматриваем готовность младших школьников к саморегуляции деятельности как интегральное личностное качество, проявляющееся в способности прогнозировать и регулировать эмоциональное состояние, деятельность и поведение в соответствии с внешней инструкцией и внутренней самоорганизацией. Наряду с этим, готовность к саморегуляции необходимо рассматривать и как сложное динамическое психическое образование, являющееся результатом внутренних процессов и внешних педагогических воздействий (воспитание и обучение), оказывающее влияние на успешность учебной деятельности.
Недостаток экспериментально проверенных педагогических условий, способных эффективно содействовать формированию готовности младших школьников к саморегуляции деятельности определил актуальность данного исследования.
Организация и методы исследования. Методологическим основанием нашего исследования избран системный и субъектно-деятельностный подходы [4; 7; 10]. Соотношение понятий «деятельность» и «саморегуляция» позволяет нам выделить ключевые моменты: понятие «саморегуляция» и «деятельность» адекватны понятию система; отсутствие или несформированность какого-либо структурного звена создает разрыв в «кольце» регуляции, делая ее неполноценной; саморегуляция является неотъемлемым компонентом всех видов деятельности человека и является условием ее осуществления; способность к осознанной саморегуляции является психологическим критерием человека как субъекта деятельности; основными принципами саморегуляции и деятельности являются системность, активность, осознанность.
Для более полного раскрытия механизма формирования готовности младших школьников к саморегуляции нами разработана структурная модель, представляющая единство и взаимосвязь потребностно-мотивационного, эмоционального, деятельностного, когнитивного и оценочно-рефлексивного компонентов.
Потребностно-мотивационный компонент ставил перед собой целью создание у младших школьников положительной мотивации, четкой мотивационной
124
установки на успех. Эмоциональный компонент заключался в формировании способности регулировать эмоциональные проявления. Уровень развития эмоционального компонента показывает характер социальных контактов и стереотип эмоционального реагирования. Когнитивный компонент предусматривал формирование системы знаний о способах самопознания, о путях сохранения здоровья через саморегуляцию своей деятельности. Деятельностный компонент предполагал формирование практических умений младших школьников к осуществлению разных видов деятельности. Знания и умения, уровень развития психических процессов младших школьников сами по себе еще не обеспечивают успешности деятельности. Оценочно-рефлексивынй компонент направлен на формирование способности анализировать свои действия, поступки, эмоциональные состояния. Данный компонент сопровождал весь процесс формирования готовности к саморегуляции, выполняя интегративную функцию.
При разработке диагностического инструментария мы опирались на принципы комплексности, обоснованности и точности информации. Для этого мы использовали возможности компьютерного диагностического комплекса «Мониторинг психического здоровья», в котором предусмотрены такие методы, как сбор данных об анамнезе и особенностях эмоциональных проявлений ребенка, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование. Выбор методик обусловлен тем, что с помощью каждой из них можно оценить несколько показателей.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» г. Новокузнецка в 2006-2008 гг. В эксперименте приняло участие 105 учащихся начальных классов.
Эффективность формирования готовности к саморегуляции не может быть обеспечена в рамках внешне-мотивированной деятельности. Организация воспитания и обучения младших школьников на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития. Как отмечает Г. Ю. Ксензова, учителю необходимо не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации [5]. Процесс взаимодействия методов обучения и методов научения ребенка, по мнению Е. Д. Божович, включает не только внешнюю сторону - предпочитаемый учителем способ обучения, но и собственную когнитивную индивидуальность ребенка по формированию удобных для него методов научения, определенный уровень зрелости нервной системы и систем регуляции [1].
Исходя из этого, при организации процесса формирования готовности младших школьников к саморегуляции деятельности, мы учитывали принципы развития, гуманизма, природосообразности. Принцип развития личности включает в себя развитие всей целостной совокупности качеств личности: знаний, умений и навыков, способов умственных действий, самоуправляющего механизма личности, сферы эстетики и нравственности, сферы действеннопрактической. Принцип гуманизма включает в себя оптимистическую веру в ребенка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование
его лучших качеств. Реализация принципа природосообразности обучения и воспитания осуществляется путем углубления индивидуального подхода, который включал психологическую диагностику, учет индивидуальных и возрастных особенностей личности, прогнозирование ее развития и индивидуальный корректив к групповой системе воспитания.
Для обеспечения успешной реализации разработанной нами модели мы определили следующие педагогические условия:
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, целью которого является обеспечение успешной деятельности обучающихся с учетом индивидуальных особенностей развития саморегуляции;
- организация совместной деятельности учащихся на основе игровых и коммуникативных технологий, направленных на развитие способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом;
- создание ситуаций успеха, способствующих формированию познавательной активности и потребности в саморазвитии учащихся.
В результате деятельности по формированию саморегуляции младших школьников в качестве педагогических средств эффективно влияющих на сохранение психического здоровья, выступили социоигровой метод, психогимнастика, подвижные игры, программа «Уроки психологического здоровья», диагностика уровня развития саморегуляции, программа повышения психоло-го-педагогической компетентности родителей и педагогов.
Результаты и их обсуждение. Сравнение данных экспериментальных и контрольных групп по критерию Стьюдента выявило их однородность на исходном этапе педагогического эксперимента (таблица 1).
Таблица 1 - Средние значения изучаемых показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента
Показатели ЭГ (п=52) КГ (11=53) Достоверность
1 2 3 4
Социальные контакты 5,3±0,6 4,6±0,7 0,702
Познавательная активность 5,6±0,6 3,9±0,7 1,71
Дисциплина 3,5±0,8 3,0±0,6 0,56
Агрессия 4,2±0,7 2,6±0,9 1,41
Игровая деятельность 4,9±0,4 3,7±0,6 1,48
Двигательная активность 5,4±0,3 4,9±0,4 0,73
Общее самочувствие 7,5±0,5 6,7±0,6 1,00
Адаптация 50±3,4 39±4,1 2,01*
Работоспособность 0,93±0,0 0,92±0,01 1,66
Тревожность 43±2,85 48,6±3,4 1,09
Понимание инструкции 1,8±0,07 1,8±0,07 0,15
Планирование деятельности 1,5±0,07 1,4±0,07 0,08
Работа без отвлечений 1,6±0,06 1,6±0,06 0,06
Самоконтроль 1,5±0,06 1,5±0,06 0,08
Реакция на замечания 1,5±0,06 1,5±0,07 0,11
Окончание таблицы
1 2 3 4
Уровень самоорганизации 8,2±0,2 8,1±0,2 0,06
Мотивация 17±0,8 15±0,8 1,88
Успеваемость 3,8±0,07 3,8±0,07 0,11
Примечание: * р<0,05; ** р <0,01
По результатам диагностики можно сделать вывод о недостаточном уровне сформированности готовности младших школьников к саморегуляции. Так, учащиеся контрольной и экспериментальной групп показали низкую работоспособность (17-19%), характеризуются неустойчивостью познавательных интересов (27-52%), преобладанием внешней мотивации (10-20%), недостаточными умениями управлять собственными эмоциями (41%). При этом учащиеся испытывают затруднения при организации своей деятельность (54%о) и осуществлении самоконтроля (38^12%).
Для определения взаимосвязей переменных, значимых для нашего эксперимента, был использован коэффициент Пирсона. Полученные коэффициенты корреляции по изучаемым показателям представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Коэффициенты корреляции изучаемых показателей младших школьников
Показатель 1 2 3 4 5 6 7
1 1,00
2 0,560** 1,00
3 0,433** 0,520** 1,00
4 0,756** 0,342** 0,538** 1,00
5 0,467** 0,566** 0,838** 0,756** 1,00
6 0,704** 0,676** 0,499** 0,236* 0,539** 1,00
7 0,558** 0,669** 0,601** 0,378** 0,633** 0,628** 1,00
Примечание: * р<0,05; ** р <0,01, незначимые коэффициенты корреляции в таблице упущены.
Условные обозначения:
1 - Самоконтроль
2 - Мотивация
3 - Познавательная активность
4 - Социальные контакты
5 - Адаптация
6 - Самоорганизация
7 - Успеваемость
Корреляционный анализ, проведенный внутри выборки младших школьников (п=Т05), позволил выделить следующие статистически значимые взаимосвязи:
- между уровнем развития самоорганизации и показателями адаптации (г=0,539; р<0,01); успеваемости (г=0,628; р<0,01); социальных контактов младших школьников (г=0,236; р<0,05);
- между уровнем развития самоконтроля и показателями мотивации (г=0,560; р<0,01); познавательной активности (г = 0,433; р<0,01); социаль-
127
ной активности (г = 0,756; р<0.01); адаптации (г = 0,467; р<0,01); самоорганизации (г=0,704; р<0,01); средним баллом успеваемости (г =0,558; р<0,01);
- между уровнем развития мотивации и показателями познавательной активности (г = 0,520; р<0,01); самоорганизации (г = 0,676; р<0,01); социальных контактов (г = 0,342; р<0,01); адаптации (г = 0,566; р<0,01); успеваемостью (г=0,669; р<0,01);
- между уровнем развития познавательной активности и показателями адаптации (г=0,832; р<0,01); самоорганизации (г=0,499; р<0,01); успеваемости (г=0,601; р<0,01); социальных контактов (г=0,538; р<0,01);
Результаты корреляционного анализа отражают наличие значимых корреляционных связей между показателями структурных компонентов готовности к саморегуляции. Наибольший вклад в формирование готовности к саморегуляции оказывает самоконтроль, самоорганизация деятельности, познавательная активность. Существенное значение играет мотивация и уровень адаптации младших школьников. Данный вывод подтвердил необходимость целенаправленного формирования готовности младших школьников к саморегуляции деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
По данным сравнительного анализа изучаемых показателей после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах были обнаружены достоверные различия, подтверждающие эффективность педагогических условий (таблица 3).
Таблица 3 - Средние значения изучаемых показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп после эксперимента
Показатели ЭГ (п=52) КГ (п=53) Достоверность
Социальные контакты 7,1±0,4 5,1 ±0,7 2,29*
Познавательная активность 6,8±0,4 4,2±0,8 2,77**
Дисциплина 5,6±0,6 3,5±0,6 2,27*
Агрессия 6,8±0,5 2,4±0,8 4,21**
Игровая деятельность 6,6±0,3 4,3±0,6 3,24**
Двигательная активность 6,1±0,2 4,9±0,4 2,42*
Общее самочувствие 8,3±0,3 6,7±0,6 2,14*
Адаптация 59±2,6 41±3,9 3,78**
Работоспособность 0,95±0,0 0,93±0,0 1,35
Тревожность 34±2,6 45,8±3,67 2,46*
Понимание инструкции 2,7±0,06 2,3±0,06 3,86**
Планирование деятельности 2,2±0,06 2,1±0,05 0,97
Работа без отвлечений 2,3±0,07 2,2±0,06 1,56
Самоконтроль 2,3±0,06 2,1 ±0,05 2,43*
Реакция на замечания 2,5±0,08 2,3±0,08 1,7
Уровень самоорганизации 12,2±0,2 И ±0,2 3,06**
Мотивация 24,6±0,5 20±0,6 5,36**
Успеваемость 3,9±0,08 3,7±0,07 1,79
Примечание: * р<0,05; ** р < 0,01
Полученные данные свидетельствуют, что в экспериментальной группе наблюдается повышение уровня познавательной активности, самоорганизации, социальных контактов, мотивации. Повышение уровня изучаемых показателей обусловлено, на наш взгляд тем, что в экспериментальной группе был организован целенаправленный поэтапный процесс формирования готовности младших школьников к саморегуляции деятельности. На первом, адаптационном этапе осуществлялось совершенствование навыков эмоционального саморегулирования, формирование умения управлять своим поведением, осведомление об особенностях и перспективах психофизического развития. На втором, ориентационно-поисковом этапе создавались условия, способствующие формированию познавательной потребности, формированию ценностного отношения к учению, формированию внутренней позиции школьника, а также формированию навыков саморганизации деятельности и поведения. Третий, регуляционно-прогностический этап, способствовал развитию устойчивой, осознаваемой системы представлений личности о самой себе, своих действиях, развитию социально-значимых качеств личности, коммуникативных способностей.
Таким образом, предложенные нами педагогические условия позволяют не только осуществлять целенаправленный поэтапный процесс формирования готовности младших школьников к саморегуляция деятельности, но дают возможность оптимизировать процесс воспитания и обучения.
Библиографический список
1. Божович, Е. Д. Психологические проблемы методов обучения в средней общеобразовательной школе [Текст]/ Е. Д. Божович // Школа здоровья. - 1995. -Т. 2. -№ 3. - С. 5-20.
2. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной регуляции в младшем школьном возрасте [Текст]/ И. В. Забегайлова // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 4. - С. 20-33.
3. Инкина, С. Г. Комплексная оценка психологического здоровья обучающихся в условиях психолого-педагогического сопровождения [Текст]/С. Г. Инкина, Д. В. Хашина, Т. В. Ильина// Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся в системе управления качеством образования: материалы межрегиональной научно-практической конф. (Новосибирск, 11 марта 2007 г.) / под науч. Ред. А. М. Олещенко. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - С. 92-94.
4. Конопкин, О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности [Текст]/0. А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 22-34.
5. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Г. Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -
128 с.
6. Левина, И. Л. Мониторинг психического здоровья детей и подростков [Текст]/ И. Л. Левина // Мониторинг психического здоровья: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Новокузнецк, 17-18 октября 2006 г.) / Под ред. акад. В. Я. Семке. - Томск, Новокузнецк, 2006. - С. 111-114.
7. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности [Текст]/А. М. Новиков.
- М.: Издательство «Эгвес», 2005. 176 с.
8. Титаренко, Н. Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников [Текст]/Н. Н. Титаренко // Начальная школа. -2005.-№9.-С. 10-13.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт в начальном общем образовании [Электронный ресурс] // http: standart.edu.ru
10.Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. [Текст]/Э. Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.
УДК 614.2:371
Захаренков Василий Васильевич
Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации, директор Учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследователь-ского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАМН, [email protected], Новокузнецк
Виблая Ирина Викторовна
Доктор медицинских наук, руководитель лаборатории информатизации здравоохранения учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, zakharenkov@nvkz. кигЬаББ. пе(, Новокузнецк
Россошанский Алексей Юрьевич
Младший научный сотрудник лаборатории охраны здоровья школьников, цветодиаг-ностики и цветолечения Учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАМН, [email protected], Новокузнецк
Репин Александр Леонидович
Младший научный сотрудник лаборатории охраны здоровья школьников, цветодиаг-ностики и цветолечения Учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАМН, [email protected], Новокузнецк
Бурдейн Анатолий Валерьевич
Младший научный сотрудник отдела проблем общественного здоровья и здравоохранения Учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАМН, [email protected], Новокузнецк
МИОПИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ
Zakharenkov Vasily Vasiljevich
Doctor of Medicine, Professor, the Honored Physician of the Russian Federation, Director of Establishment of the Russian Academy of Medicine "Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medicine’', [email protected], Novokuznetsk