Научная статья на тему 'Влияние педагогических идей русского зарубежья 20-30-х гг. ХХ столетия на формирование современных духовных ценностей образования'

Влияние педагогических идей русского зарубежья 20-30-х гг. ХХ столетия на формирование современных духовных ценностей образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ 20-30-Х ГГ. ХХ В. / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES OF EDUCATION / SPIRITUALITY / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябина Дарья Юрьевна

В данном исследовании предпринята попытка показать связь между современными духовными ценностями образования и педагогическими идеями русского зарубежья 20-30-х гг. ХХ столетия, представлены классификация ценностей образования, определения «духовность», «ценности» и «духовные ценности», рассмотрена теоретическая и практическая составляющая данного вопроса, проанализированы основные идеи педагогики эмиграции изучаемого нами периода, прослежено влияние данных педагогических взглядов на становление духовных ценностей образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence pedagogical idea russian emigration 20-30s of the 20th century on shaping of modern spiritual valuables of the formation

In the study an attempt is made to reveal the connection of spiritual values of contemporary education and those of the Russian emigration pedagogical ideas of the 1920s and 1930s. The author classifies educational values, defines the terms spirituality, values and spiritual values, considers theoretical and practical aspects of the problem viewed, observes the influence of the pedagogical theories of the emigration upon developing the spiritual values of education.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогических идей русского зарубежья 20-30-х гг. ХХ столетия на формирование современных духовных ценностей образования»

дети. Необходимо учитывать принципиальные различия работы педагога в школе и детском саду, базирующиеся на иных подходах к построению образовательной среды в дошкольном учреждении и содержательному наполнению. Не случайно Министерство образования России обращает особое внимание на то, что в ряде дошкольных образовательных учреждений наблюдается негативная практика увеличения умственной и физической нагрузки детей, что обусловлено «содержанием образования, формами организации обучения, неадекватными их возрастным особенностям» [3:146]. Подобные явления, как отмечается, вызывают у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезаптации. В ряде случаев отбор содержания дошкольного образования осуществляется исходя из «школьной логики». Происходит подмена целей и задач развития ребенка в дошкольном возрасте целями и задачами школьного обучения. Другая проблема состоит в ориентации содержания ряда образовательных программ дошкольного образования на интеллектуальное развитие, что зачастую осуществляется в ущерб физическому и социально-личностному развитию ребенка.

Необходимо учитывать, что игра - это основной вид деятельности ребенка до 7 лет, и именно в игре он постигает нормы социального взаимодействия с другими людьми и правила поведения. Методы, приемы и формы взаимодействия воспитателя и ребенка тоже имеют ряд отличительных особенностей. Взрослый может занимать то или иное место в активной деятельности детей исключительно как партнер и влиять на нее лишь косвенно, через ролевое поведение и отдельные коммуникативные тактики. Кроме того, педагог создает условия для возникновения и развертывания игры и обеспечивает баланс между разными видами игр: подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми. Педагог может и должен использовать игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов. Игра, наверное, в большой мере, характеризует отличие дискурсивного подхода именно к дошкольному образованию, в отличие от школьного и вузовского педагогического дискурса.

Однако не стоит при этом забывать, что принцип преемственности детского сада и школы является организующим в педагогическом процессе обеих институциональных форм дискурса. Правильно организованная дискурсивная стратегия позволит ребенку-дошкольнику перейти на новый качественный уровень своего развития, который формально определяется начальным школьным образованием.

Примечания

1. Арутюнова Н. Д. Дискурс. Языкознание // БЭС. М.: БРЭ, 1998. 685 с.

2. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

3. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения: инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ // Дошкольное воспитание. № 5. 2000. С. 145-149.

УДК 37.017.92(091)

Д. Ю. Скрябина

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ 20-30-х гг. ХХ СТОЛЕТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В данном исследовании предпринята попытка показать связь между современными духовными ценностями образования и педагогическими идеями русского зарубежья 20-30-х гг. XX столетия, представлены классификация ценностей образования, определения «духовность», «ценности» и «духовные ценности», рассмотрена теоретическая и практическая составляющая данного вопроса, проанализированы основные идеи педагогики эмиграции изучаемого нами периода, прослежено влияние данных педагогических взглядов на становление духовных ценностей образования.

In the study an attempt is made to reveal the connection of spiritual values of contemporary education and those of the Russian emigration pedagogical ideas of the 1920s and 1930s. The author classifies educational values, defines the terms spirituality, values and spiritual values, considers theoretical and practical aspects of the problem viewed, observes the influence of the pedagogical theories of the emigration upon developing the spiritual values of education.

Ключевые слова: духовные ценности образования, русское зарубежье 20-30-х гг. XX в., духовность, ценности.

Keywords: spiritual values of education, Russian emigration of the 1920s and 1930s of the 20th, spirituality, values.

Сложившееся содержание общего образования все больше отстает от глобальных тенденций становления духовно-нравственной личности, патриота, гражданина общества, от потребности формирования свободной личности в условиях демократизации общества. В связи с этим общая педагогика возвращается к исследованию проблем духовных ценностей в образовании. В исследовании нами предпринята попытка провести сравнение между

СКРЯБИНА Дарья Юрьевна - аспирант кафедры педагогики и психологии ГГПИ им. В. Г. Короленко © Скрябина Д. Ю., 2009

духовной составляющей педагогики эмиграции 2030-х гг. XX столетия и современным пониманием аксиологических позиций в образовании.

В некоторых историко-педагогических исследованиях интересующая нас проблема рассматривается наряду с решением основных для каждого исследователя задач (Р. А. Вахрушева, Е. В. Кабанова, А. Н. Сергеев [7; 10; 15]). Как показал анализ этих исследований, в большинстве из них раскрывается проблема воспитания духовности в условиях современной гимназии. Отметим также, что все они были написаны в 80-х гг., и проблемы, поднятые в них, были рассмотрены с иных методологических позиций. Пожалуй, только результаты исследований Вахрушевой и Кабановой во многом перекликаются с основными положениями нашего исследования. Многие представленные в их работах идеи требуют переосмысления с точки зрения современной гуманистической парадигмы образования.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы влияния духовных ценностей педагогики эмиграции на современную аксиологию определили перспективы для дальнейшего научного поиска.

Анализ педагогической литературы и практики работы современных общеобразовательных учреждений позволил обозначить два противоречия:

- между очевидными историческими и социально-политическими изменениями, связанными с пониманием духовных ценностей, произошедшими в последние десятилетия XX столетия и начале XXI в., и недостаточным уровнем их осмысления в теории образования;

- объективной потребностью современной педагогики в конструктивных идеях любой парадиг-мальной системы ценностей и недостаточным уровнем изученности имеющегося исторического опыта русского зарубежья.

На современном этапе развития общества духовные ценности несут в себе определенные жизненные ориентиры, которые в дальнейшем формируют человека как личность высокоорганизованную, высоконравственную и высокодуховную. Для того чтобы достичь необходимого результата, надо придерживаться определенной системности, так как кризис духовных ценностей носит системный характер и охватывает все сферы современного социокультурного пространства и эффективное исследование кризиса невозможно вне комплексного изучения всей системы современных духовных процессов.

Категории «ценности», «духовность», «духовные ценности» являются объектами различных сфер научного знания. Обратимся к анализу данных категорий педагогами, психологами, философами и социологами.

В педагогическом аспекте духовность понимается как особая характеристика личности, содер-

жащая ее духовные интересы и потребности. «В духовности интегрируются эмоциональные и интеллектуальные потенции личности, выражаясь в творческой деятельности, ценностных ориентаци-ях и установках» [9; 25]. Духовность рассматривается как внутренняя сфера самоопределения человека, его нравственно-эстетическое состояние.

Педагоги-методологи (М. В. Богуславский, Б. С, Гершунский, В. И. Додонов, Г. Б. Корнетов, 3. И. Равкин [2; 5; 11; 14]) утверждают, что ценности образования являются продуктом культуры. Это позволяет увидеть в них субъективную интерпретацию объективного содержания, обусловленную социокультурными доминантами. Они воплощают в себе непреходящие результаты духовной жизни общества и задают критерии оценки всего поведения и деятельности человека.

Итак, под духовными ценностями будут пониматься внутренние, чувственно освоенные субъектом ориентиры его деятельности и жизни, нравственно реализующиеся в отношении человека с самими собой, с другими людьми, с человеческим сообществом.

В. И. Додонов предлагает классифицировать духовные ценности с учетом использования и приобретения личностью их в процессе развития и образования. Проанализировав данную классификацию, мы предлагаем следующую.

1. Нравственные ценности. К данному типу ценностей отнесем «честь», «свободу», «истину», «долг». Это одни из самых главных духовных ценностей, которые являются основополагающими для дальнейшего развития личности.

2. Ценности эстетического характера, такие, как доброта, красота, любовь, понимание, творчество, выделяются нами как следующая ступень духовных ценностей, так как они являются неким соединяющим звеном между нравственными категориями и взаимодействием в коллективе.

3. Ценности коллектива, в большей степени это коллективизм, ответственность и нравственность в значении адекватного понимания и поведения личности в коллективе.

4. Наивысшей духовной ценностью мы видим веру в Высшее, то есть приход человека к той наивысшей ступени образованности, где он, овладев всеми духовными ценностями, становится духовно развитой личностью.

В своем исследовании мы будем придерживаться данной классификации.

Русская эмиграция - уникальное политическое и культурное явление. Историки обычно выделяют несколько «эмигрантских волн»; нас интересует «вторая волна» - 20-30-е гг. XX столетия.

Одним из представителей религиозно-философского направления среди философов-эмигрантов был Н. А. Бердяев. Говоря о духовности, он утверждал, что она «есть отрицание элиты спасаю-

щихся. Она означает, что каждый берет на себя судьбу мира и человечества» [1; 144]. Н. А. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Он занимался развитием идей о ценности этического характера, основываясь при их формировании на индивидуальность личности, добро, красоту.

С. И. Гессен рассматривал развитие представлений о духовных ценностях через социализацию ребенка в обществе, ориентируясь на душу ребенка. С. И. Гессен утверждал, что «личность - это духовная сущность, которая создает себя через отношение к миру» [3; 171]. Таким образом, С. И. Гессен предполагал, что «если школа игнорирует или даже активно отрицает духовную атмосферу ребенка, то она вносит тем самым в его душу раздвоение и раскол, представляющий собой прямую противоположность тому, что обусловлено определенным мировоззрением» [4; 107]. Таким образом, по мнению ученного, школа должна не только учить ребенка, но и помочь социализироваться ему в обществе. Данное утверждение позволяет сделать вывод: в педагогике эмиграции развитие представлений о духовных ценностях осуществлялось в русле социально-ориентированного направления. Антропологическая концепция личности С. И. Гес-сена основывалась на том, что могущество индивидуальности коренится в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений, через приобщение к миру «сверхличных» ценностей происходит созидание самой личности.

В 1925 г. С. И Гессеном и Н. О. Лосским была разработана программа по философии «Философская пропедевтика» [17]. Ее основной целью являлось знакомство детей с единой системой восприятия окружающей их действительности, системой предварительных знаний о ней, в том числе и знаний, полученных в процессе обучения в гимназии, которое, в свою очередь, относилось к этическим ценностям.

Говоря о ценностях в образовании, С. Л. Франк большое внимание уделял духовным. К ним он относил нравственную жизнь, искусство и науку. «В искусстве самое великое мы видим в прошлом, современность же не имеет художественного движения; способного захватить и окрылить нас... Наука, к которой мы также раньше относились с благоговением неофитов и ученическим рвением, есть только искусственный способ дрессировки бездарностей» [16; 53]. Выделяя вышеприведенные ценности, С. Л. Франк следовал иерархии общечеловеческих ценностей, в основе которых лежали нравственные и духовные ценности.

Б. П. Вышеславцев, говоря о ценностях, считал, что все они свое начало берут в христианстве

и опираются на окружающий личность социум. «В христианстве социальный вопрос ставится с такой силой и глубиной, как ни в каком миросозерцании и ни в какой религии, ибо бедность, угнетение, эксплуатация противоречат любви, братству, богосыновству» [13; 9].

Философ-эмигрант И. А. Ильин под духовными ценностями понимал родину, свободу, молитву и творчество. «Русскому духу присуща духовная свобода. Нет духовности без свободы, но и нет духовной культуры без дисциплины. Духовная сво-бодность дана нам от природы; духовное оформление задано нам от Бога» [8; 4]. Формирование духовных ценностей сводилось к созерцанию искусства, принятию веры русского народа. На этом выстраивались нравственные образы, которые в дальнейшем приводили к формированию философии народа и культуры, храбрости и подвижничества. И. А. Ильин видел развитие духовных ценностей в традициях народа - общества и семьи.

В. В. 3еньковский главную задачу воспитания видел во внутренней гармонизации человека. «3десь не придется чему-нибудь новому учить детей, они сами ищут выражения своего внутреннего мира» [31; 141]. Развитие представлений о духовной культуре проходило с учетом гармонизации личности, духовности и стремления к Высшему.

В монографии «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» [6] В. В. 3еньковский выстроил в логическом единстве принципы, задачи и цели развития религиозной, духовной и душевно свободной личности, что должно было привести ребенка к пониманию тех духовных ценностей, которые зародились и развились в его душе.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что основные педагогические идеи эмиграции легли в основу современных базовых ценностей образования: нравственных, этических, ценностей коллектива и веры в Высшее. Все приведенные выше размышления и выводы можно представить в виде следующей таблицы.

В процессе исследования сформировалось определение категории «духовные ценности». Духовные ценности - это внутренние, чувственно освоенные субъектом ориентиры его деятельности и жизни, нравственно реализующие отношения человека с самими собой, с другими людьми, с человеческим сообществом. В исследовании обозначено четыре основных компонента духовных ценностей: нравственные ценности, ценности этического характера, ценности коллектива и вера в Высшее. Проанализировав представленные педагогические идеи Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, С. И. Гессена,

B. В. 3еньковского, Н. А. Ильина, Н. О. Лосского и

C. Л. Франка, мы выделили конструктивные идеи по развитию в современном образовательном пространстве духовных ценностей с учетом педагогического опыта русского зарубежья 20-30-х гг. XX столетия.

Влияние педагогических идей русского зарубежья на современные духовные ценности

Основные педагогические идеи эмиграции Современные ценности образования

Развитие у детей представлений о нравственной жизни, искусстве, науке и духовной свободе, данной человеку природой, являются проявлением нравственных ценностей (И. А. Ильин, С. Л. Франк) Нравственные ценности Это одни из самых главных духовных ценностей, являются основополагающими для дальнейшего развития личности

Человек-индивид, формирование которого протекает под влиянием идеалов добра, красоты, прекрасного, природы и философского мировоззрения. Родина, молитва и творчество - основные этические ценности (Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, Н. О. Лосский) Ценности этического характера Доброта, красота, любовь, понимание, творчество являются неким соединяющим звеном между нравственностью и взаимодействием в коллективе

Социализация ребенка в обществе при помощи христианства. Религиозное и безрелигиозное понимание и осознание общечеловеческих ценностей (С. И. Гессен) Ценности коллектива В большей степени это коллективизм, социализация, ответственность и нравственность в смысле адекватного понимания и поведения личности в коллективе

Жизнь и вера в Бога - основа духовности. К высшим ценностям относятся: соборность, любовь и справедливость. Внутренняя гармонизация человека через гармонизацию души и Закон Божий (Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский) Вера в Высшее Приход человека к наивысшей ступени образованности, где он, овладев всеми духовными ценностями, становится духовной развитой личностью

Примечания

1. Бердяев Н. А. Дух и реальность. М., 1990. 173 с.

2. Богуславский М. В. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432 с.

3. Вахрушева И. В. Формирование гражданских ценностных ориентаций старшеклассников в образовательном процессе: автореф. ... канд. наук. Киров, 2005.

4. Гессен С. И. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1997. 348 с.

5. Гессен С. И. Мировоззрение и образование. Педагогика. Российское Зарубежье: хрестоматия / сост. Е. Г. Оссовский, О. Е. Оссовский. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 528 с.

6. Додонов В. И. Духовность и воззрения отечественных философов-гуманистов конца XIX - начала XX в.: тезисы докладов и выступлений Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике (конец XIX - начала XX в.). М., 2000.

7. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

8. Иванова Р. А. К вопросу об истории русской зарубежной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

9. Ильин И. А. О России. М. «Российский Архив», 1995. 32 с.

10. Илларионова Л. П. Духовная культура личности // Школа духовности. 2001. № 6.

11. Кабанова Е. В. Школа и учительство русской эмигрантской диаспоры в Европе 1919-1930 гг.: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

12. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история. М.: Изд-во УРАО, 2003. 96 с.

13. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.

14. Вышеславцев Б. П. Христианство и социальный вопрос // Христианство атеизм и современность. № 5. Париж: YMSA PRESS; Варшава: Изд-во «Добро», 1929. 37 с.

15. Равкин 3. И. Конструктивно-генетический подход к исследованию ценностей образования -одно из направлений развития современной отечественной теории педагогики // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). М., 1995.

16. Сергеев А. Н. Воспитание духовности старшеклассников в условиях современной гимназии: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.

17. Франк С. Л. Кумиры культуры. Педагогика. Российское Зарубежье: хрестоматия / сост. Е. Г. Оссов-ский, О. Е. Оссовский. М.: Инст-т практической психологии, 1996. 528 с.

18. ГАРФ.Ф.5785 оп.2 Д.35. Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы заграницей (1925 г.). Программа и объяснительная записка к программе по философии для русских белоэмигрантских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.