Научная статья на тему 'Влияние педагогических идей Л. Н. Толстого на гуманистическую педагогику Ф. Бакуле'

Влияние педагогических идей Л. Н. Толстого на гуманистическую педагогику Ф. Бакуле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая педагогика / сравнительное исследование / свободное воспитание / личностный подход / методы обучения и воспитания / обучение творчеству / антропологический подход. / humanistic pedagogics / comparative research / free education / personal ap- proach / methods of training and education / training in creativity / anthropological approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л А. Володина

Тема статьи обусловлена интересом к истории и культуре Чехии с учетом того, что истории педагогики Чехии конца XIX— начала XX веков в отечественной исследовательской практике не уделено должного внимания. Этот период является чрезвычайно важным для понимания последующего развития и теории, и практики педагогики в Чехии. Учитывая тот факт, что личность ученого-педагога играет фундаментальную роль в развитии педагогической системы страны, а нередко и мира, изучение великих личностей, которые определяют культурные, духовные искания, политические пристрастия и педагогические ориентиры, становится актуальной задачей научно-педагогического исследования. Объектом рассмотрения является незаслуженно забытая личность в истории зарубежной педагогики— Франтишек Бакуле. Осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ преемственности гуманистических идей Л. Н. Толстого Франтишеком Бакуле на его педагогическом поприще. Представленный анализ опирается не на хронологическую, а на ценностную, гуманистическую педагогическую идею, развитую в трудах и деяниях рассматриваемых персоналий. Идеи Л. Н. Толстого и Ф. Бакуле проанализированы на аутентичном научном материале, что составляет определенную новизну в рамках сопоставления этих двух исторических деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE PEDAGOGICAL IDEAS OF LEO TOLSTOY ON HUMANISTIC PEDAGOGY OF FRANTIŠEK BAKULE

The subject of article was chosen in accordance with our long-term interest in the history and culture of the Czech Republic, taking into account the fact that the history of Czech pedagogy of the late XIX– early XX centuries in the domestic research practice is not given due attention. However this period, according to us, is extremely important for the subsequent understanding of the directions of development and the theory, and practice of pedagogics in the Czech Republic. Considering the fact that the identity of the scientist-teacher plays a fundamental role in development of a pedagogical system of the country, and it is frequent also the world, we believe that studying of great persons who define cultural, spiritual searches, political addictions and pedagogical reference points becomes a relevant problem of a scientific and pedagogical research. Subject to our consideration is unfairly the forgotten personality in the history of foreign pedagogics—František Bakule. We carried out the comparative analysis of continuity of the humanistic ideas of Leo Tolstoy by František Bakule in his pedagogical field. The submitted analysis relies not on the chronological, but on valuable, humanistic pedagogical idea developed in works and acts of the considered persons. The ideas of Leo Tolstoy and František Bakule are analysed on authentic scientific material that makes a certain novelty within comparison of these two historical figures.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогических идей Л. Н. Толстого на гуманистическую педагогику Ф. Бакуле»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 37.017.924

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО НА ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ПЕДАГОГИКУ Ф. БАКУЛЕ

Тема статьи обусловлена интересом к истории и культуре Чехии с учетом того, что истории педагогики Чехии конца XIX— начала XX веков в отечественной исследовательской практике не уделено должного внимания. Этот период является чрезвычайно важным для понимания последующего развития и теории, и практики педагогики в Чехии.

Учитывая тот факт, что личность ученого-педагога играет фундаментальную роль в развитии педагогической системы страны, а нередко и мира, изучение великих личностей, которые определяют культурные, духовные искания, политические пристрастия и педагогические ориентиры, становится актуальной задачей научно-педагогического исследования. Объектом рассмотрения является незаслуженно забытая личность в истории зарубежной педагогики — Франтишек Бакуле.

Осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ преемственности гуманистических идей Л. Н. Толстого Франтишеком Бакуле на его педагогическом поприще. Представленный анализ опирается не на хронологическую, а на ценностную, гуманистическую педагогическую идею, развитую в трудах и деяниях рассматриваемых персоналий. Идеи Л. Н. Толстого и Ф. Бакуле проанализированы на аутентичном научном материале, что составляет определенную новизну в рамках сопоставления этих двух исторических деятелей.

Л. А. Володина

Аспирант ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-Mail: volodinalyubov@ bk.ru

Lyubov A. Volodina

Graduate Student, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Володина Л. А. Влияние педагогических идей Л. Н. Толстого на гуманистическую педагогику Ф. Бакуле // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 29-39. 001: 10.24411/2224-0772-2019-10015

Ключевые слова: гуманистическая педагогика, сравнительное исследование, свободное воспитание, личностный подход, методы обучения и воспитания, обучение творчеству, антропологический подход.

Современной науке не хватает методологического обновления. Однако новые способы анализа в педагогических компаративных исследованиях, по нашему мнению, возможно найти в плоскости антропологии. Многостороннее изучение человеческой личности, в различных культурно-исторических реалиях, «все время различая и подразделяя, сравнивая человека с другими носителями сознания» [2, с. 15], это и есть верный способ сделать педагогическое компаративное исследование гуманистичным, реальным и своевременным.

Вопрос о влиянии личности педагога на процесс формирования лич-ностиребенка, атакже, вопределенноймере, инапроцессразвитияпеда-гогическойнаукиикультурно-образовательнойсредывцелом, традиционно рассматривается как очень важный в современных исследованиях. Этой проблеме посвящены работы Ш. А. Амонашвили, С. В. Ивановой, А. В. Мудрика, В. В. Серикова, В. И. Слободчикова, Н. А. Шайден-ко и др. [1; 3; 4; 5; 6; 12]

В данной статье мы касаемся, главным образом, двух личностей и двух стран: Л. Н. Толстого и Ф. Бакуле, России и Чехии. Логика рассуждения следующая. На протяжении полутора веков личность и творчество Л. Н. Толстого поражает вдохновляет поколения людей, так или иначе соприкоснувшихся с его взглядами, философией, деятельностью (писательской, педагогической, социальной). Зарубежных исследователей и педагогов тоже не оставило равнодушным его наследие. В данном контексте мы выбрали в этом качестве Франтишека Бакуле — пионера новой чешской педагогики рубежа Х1Х-ХХ веков, реформатора, мыслителя, художника, непревзойденного практика, разработавшего методы обучения и воспитания, которые до сих пор считаются новаторскими, но, к сожалению, порой не связываются с их создателем и идейным отцом. Этого его Адольф Феррьер (Комментарий 1) назвал «нашим современным Песталоцци» [19, с. 73] (пер. - А. Володина), это о нем Ги Аванзини (Комментарий 2) говорил, что он вместе с Комениусом (Комментарий 3)—честь чешской педагогики. [19, с. 74] (пер. - А. Володина).

Незаслуженно забытый на родине, неизвестный российской научной общественности и педагогам-практикам, но чрезвычайно популярный за пределами Чехии и России, Ф. Бакуле оказался в объективе

нашего научного поиска еще и потому, что проблемы чешского педагогического реформаторства конца XIX—начала XX в. практически не исследовались в отечественной педагогической науке. Библиография, касающаяся Ф. Бакуле, крайне скудна. На русском языке о Бакуле педагогических трудов нет.

Нами изучены работы зарубежных ученых (Б. Титцл, П. и Ф. Фоше, Л. Дурдикова и др.) на чешском, французском, немецком, английском и других языках. Привлечены к работе чрезвычайно редкие материалы, которые нам удалось обнаружить в архивах Национального педагогического музея им. Я. А. Коменского, а также в архивах Института имени Джедлички (Прага, Чехия), помеченные «как утерянные» (еу1^уапо л'ако г^асепе).

На основании этих данных представлено наше авторское видение гуманистических идей в педагогическом наследии Л. Толстого и Ф. Бакуле.

Традиционно считается, что педагогическое обновление в Чехии конца XIX—начала XX века, выраженное в теории и практике свободного воспитания, новой школы, напитано идеями западноевропейского и американского гуманизма (Ж.-Ж. Руссо, С. Холл, Дж. Дьюи, Г. Спенсер, Э. Кей и некоторые др.). В Чехии, несмотря на большую популярность учения И. Ф. Гербарта, на рубеже XIX — XX веков критика гербартовской теории переросла в поиск альтернативных путей развития чешского образования. Данный процесс был продиктован, безусловно, развитием наук и новых направлений в области биологии, психологии, философии, социологии. Однако именно в Чехии освобождение от гербартризма скорее было связано с освобождением от всего имперского, австро-венгерского. Это было своеобразным актом национально-освободительного движения в педагогике. От школы ждали связи с жизнью, уделяя особое внимание практической деятельности учеников и индивидуальному подходу к детям, обновленным проблемным и проектным методам обучения и воспитания [18, с. 18] (пер. - А. Володина).

При этом Л. Н. Толстой подвергал критике западные школы, наделяя их эпитетами «учреждения для мучения детей, в которых их лишают главного удовольствия и потребности детского возраста — свободного движения, .„где каждый проступок наказывается линейкой, той же палкой.» [7, с. 68]. Толстой выступал ярым противником примене-

ния наказания в отношении детей: «...насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе. Школьники — люди, хотя и маленькие, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие [9, с. 138]. Эти идеи имели для Ф. Бакуле решающее значение. Именно благодаря Толстому с самых первых шагов в педагогике в тех школах страны, в которых ему удалось поработать (в Врапице, в Дружках, Кладно, Малой Скале), он отказывается от телесных наказаний, заменяя их самодисциплиной.

Идеи Толстого о том, что «образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» [8], Бакуле взял за основу. Толстой исповедовал универсальный гуманизм, свободное воспитание, которое и реализовал в Яснополянской школе для крестьянских детей. Вдохновленный этим опытом, Ф. Бакуле пытается внедрить его элементы в Институте по лечению и воспитанию немощных детей Рудольфа Джедлички, а затем в своей авторской школе, Институте Бакуле. «У меня есть миссия. моя работа должна быть направлена на помещение моих воспитанников в ситуацию, которая будет обогащать их жизненный опыт, который станет впоследствии их жизненной опорой. Я хочу вооружить детей способностями, которые в один прекрасный день помогли бы им бороться за лучшую социальную и экономическую жизнь» [15] (пер. - А. Володина).

Так, обучая детей с физическими и ментальными проблемами в Институте Джедлички, Бакуле превращает школу в мастерскую, переделав парты в верстаки. Мастерские развиваются и становятся настоящей фабрикой деревянных игрушек, которая обеспечит финансовую независимость данному сообществу. «Что нужно этим детям? Понять, почувствовать, что они, обездоленные, тоже могут жить без пыток души, освободившись от унизительного ощущения нищеты. Они достойны не терпимости, не жалости, а равноправия, как активные граждане, способные самостоятельно получить то, что им нужно для полноценной жизни» [19, с. 118] (пер. - А. Володина).

Бакуле искал, мастерил, изобретал, находил для каждого необходимые приспособления для работы, персонализировал ручной труд,

который требует наблюдения, отражения, концентрации, точности жестов. И когда возникла необходимость в чтении, письме, счете, зрительная и ручная моторика уже была готова к сложным упражнениям. Результат был очень быстрый, потому что для каждого ребенка использование молотка, фуганка, стамески потребовало, учитывая определенный физический или умственный дефицит, специфической умственной деятельности. Ребенок в данной деятельности обретал большую самостоятельность. В то же время и учитель обретал наивысшую свободу в реализации своих идей индивидуально для каждого воспитанника. Он сопровождал процесс познания каждого учащегося, который, который, в свою очередь, в своей уникальности его реали-зовывал. Учитель не просто учил, он «пробуждал и пробуждался. Он учил учиться» [17] (пер. - А. Володина).

А теперь читаем у Толстого: «Я не заставлял как мальчика учить азбучку, когда ему этого не хотелось, так и взрослого учиться механике или черчению, когда ему хотелось азбучку. Каждый брал то, что ему было нужно» [7, с. 230]. Для Толстого принцип свободы учащегося соблюдался только тогда, когда «школа развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителем и учениками.» [11, с. 137]. Бакуле создает систему самоуправления в своем Институте с всеобщими выборами «должностных лиц», организует дебаты с детьми по вопросам общественной жизни, руководит выпуском школьной газеты. Заработки, которые получают учащиеся от трудовой деятельности, делятся в соответствии с «их способностями, знаниями и трудолюбием». Индивидуализация и дифференциация образования осуществляется на основе ряда проводимых семинаров по изучению различных видов ремесел. От столярных работ до механики, от животноводства до садоводства, от переплета до печати, от графического искусства до фотографии. Обучение основано на принципе сотрудничества, оно же лежит и в основе организации повседневной жизни, когда здоровые дети и дети с ограниченными возможностями совместно учатся, работают и отдыхают, помогая друг другу [16] (пер. - А. Володина).

Толстой уважает права детей, верит в возможности семейного воспитания. Бакуле организует школьные экскурсии, в которых участвуют и родители (целая деревня наблюдает вместе с ним за прохождением кометы Галлея). Успехи в учебе наступают тогда, когда учащийся чувствует необходимость в этом. Этому предшествуют моторные игры

и разнообразный ручной труд, чтобы, когда появится желание учиться, все тело привыкло и было подготовлено к концентрации. Само учение было неразрывно связано с исследовательской деятельностью, чему способствовали обширная библиотека и языковая лаборатория (даже эсперанто изучался) Института Бакуля, исследовательские поездки и походы. Конструировались корабли и автомобили!

Опыт Толстого в обучении детей творчеству также был использован Бакуле. Толстой пишет: «Так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела. С этой целью я сделал следующее: некоторые из этих сторон труда я первое время брал на себя, постепенно передавая их все на их (детей) заботу. Сначала я выбирал за них из представлявшихся мыслей и образов те, которые казались мне лучше, и запоминал, и указывал место, и справлялся с написанием, удерживая их от повторений, и сам писал, предоставляя им только облекать образы и мысли в слова, потом я им дал самим и выбирать, потом справляться с написанным, и наконец., они и сам процесс написания взяли на себя».[8, с. 289]. Интересовали Бакуле размышления Толстого по поводу приобщения ребенка с ранних лет к культурному наследию, необходимости серьезного обсуждения с детьми самых сложных вопросов бытия (жизни, смерти, долга и т.д.), важности творчества [18, с. 36] (пер. - А. Володина).

Все это позволило развиться самой самобытной стороне педагогики Бакуле — обучению посредством искусства. «Я не допускаю специального искусства для детей, я делаю для них доступными искусство, красоту, независимо от того, были ли они предназначены для детей или нет. Учитель, воспитатель, педагог — проводник, посредник, сопровождающий своих учеников до вершин красоты, литературы, живописи, музыки. Он неустанно, постоянно учит детей понимать, ценить, осваивать самые тонкие формы искусства, убежденный в том, что искусство активизирует чувственность, внимание, интеллект, интуицию, рефлексию, способность суждения намного больше, чем любая другая человеческая деятельность» [20, с. 19] (пер. - А. Володина).

Этот чувственный подход к искусству, пожалуй, является одним из ключей к пониманию педагогического успеха Бакуле. Его суть — в способности к страстному убеждению, в желании делиться самыми глу-

бокими эмоциями с учениками. Это уверенность в том, что для самых бедных, обделенных, уязвленных жизнью открыты самые большие радости творчества, что является результатом подлинного братского обмена опытом. Как и Толстой, он убежден, что понимание прекрасного присуще всем детям, и с окраин, и из престижных кварталов. Читаем у Толстого: «Мне казалось столь странным, что крестьянский полуграмотный мальчик вдруг проявляет такую сознательную силу художника, которую не может достичь Гете.» [8, с. 276]. Бакуле это понимание развивал, делясь с ребенком переживаниями, полагая, что первая задача учителя — пробуждать в ребенке эмоции, которые он призывает идентифицировать, исследовать, сравнить с другими переживаниями. И только после этого наступит черед выразить эти эмоции своими словами, как говорил Бакуле, «собственным гением». Наконец, ребенку будет предложено выяснить, какими литературными средствами писатель сумел вызвать у него эти эмоции. Таким образом, углубляя чувственность, учитель стимулирует мыслительную деятельность, помогает построить ценностное суждение. Он стремится «вовлечь ученика в технологию искусства, где форма произведения обретается через чувства и дело глаз и рук. Где творчество — это художественное откровение, когда визуальное впечатление обогащается мыслью и чувствами»^] (пер. - Л. А. Володина).

Результатом этой работы явились литературные экзерсисы учащихся Бакуле, которые были не по-детски глубоки и пронзительны. Но самое великое деяние Бакуле, где его педагогический гений проявляется в наибольшей степени, благодаря чему он получает всемирную известность и признание, безусловно, хор. Именно хор Бакуле будет выступать по всей Европе, дав, например, более двухсот концертов во Франции. В Лионе, когда дети вышли на поклон, мэр города Э. Эррио восторженно их приветствовал. Приглашенный в США хор даст 150 концертов. Пример воспитания и образования детей посредством хорового пения получит огромный резонанс по всему миру и будет воплощен в детских хоровых коллективах разных стран.

Однако и здесь истинным источником хоровой идеи Бакуле, полагаем, стал опыт Л. Н. Толстого. Толстой был чрезвычайно музыкален, виртуоз -но владел игрой на рояле. Свои переживания, связанные с музыкальным творчеством, музыкой, Толстой с присущей ему высокой художественностью описал в своих произведениях. Толстой, как и впоследствии Бакуле,

ставил на первый план чувственно формирующее значение музыки для личности, а не ее изобразительное значение. Толстой сам обучал музыкальной грамоте и пению учеников своей Яснополянской школы, о чем говорится в педагогической статье 1862 г. [13]

Бакуле благоговейно относился к музыке, он был убежден, что ремесло учителя, педагога — дело артистическое: «Чтобы мои воспитанники понимали, любили музыку, я должен стать артистом. При этом искусство — это лучший метод достижения цели воспитания. Учитель, педагог, непременно должен быть артистом, быть художником» [18, с. 51] (пер. - А. Володина). Как же на практике это проявлялось? Вот так, например. Рядом с институтом был пруд, где дети обычно купались в жаркую погоду. Иногда они забавлялись, наблюдая и слушая прудовых лягушек, кваканье которых их восхищало. Однажды дети попросили учителя покинуть классы и отправиться на пруд. Тогда Бакуле предлагает представить пруд в классе. Каждый ребенок, закрыв глаза, вспоминает песню лягушек. Вот поет отец-лягушка, вот — мать. А дети? И вот к ним присоединяются дедушка-лягушка, бабушка, дядюшки и тетушки. Роли распределены. Солисты и хор определились. Остается расписать партитуру, для чего Бакуле использовал возможности контрапункта, что позволяло детям сочинять музыкальные композиции, постепенно их усложняя.

Таким образом, нетрудно заключить, что по оригинальности идей, роли в развитии прогрессивной педагогики Ф. Бакуле достоин стоять в ряду великих деятелей и творцов гуманистической школы.

Представленный аналитический материал, сформированный с использованием антропологического подхода и сравнительного метода, показывает, что, будучи современником Л. Н. Толстого, Ф. Бакуле не мог не оказаться под влиянием его великих гуманистических идей. Данный сопоставительный анализ, в котором очевидна не хронологическая, а ценностная, личностная доминанта, позволил нам обнаружить в трудах Ф. Бакуле преемственность идей Л. Н. Толстого.

Способность отвечать на вызовы времени, одновременно открывая горизонты для духовно-нравственного, физического, интеллектуального развития личности, заложенная в творчестве Л. Н. Толстого, в полной мере нашла свое теоретико-практическое воплощение в жизни, работе и научных исканиях Ф. Бакуле. Наиболее уязвимая категория его воспитанников, дети, испытывающие серьезные физические

и ментальные трудности, порой лишенные не только здоровья, но и родительского участия, реализовывали самые амбициозные планы, добивались самых высоких результатов в обучении, творчестве и жизни в целом. И этот уникальный пример личности педагога, проявления его истинно толстовского гуманизма, когда ребенок, учащийся, воспитанник, становится мерилом гармонии, красоты, добра и правды, безусловно, найдет свое достойное место в современной истории и теории педагогики.

Комментарии

1) Адольф Ферьер (1879-1960) — швейцарский педагог и публицист. Сын Ф. Ферьера, одного из руководителей Красного креста. С 20-ти лет полностью глухой, он являлся пропагандистом идей новой педагогики, активных методов обучения. Инициатор организации первой конференции по новому образованию, на которой была создана Международная лига за новое образование. Наиболее известные работы: «Тридцать принципов, создающих новую школу», манифест «Преобразуем школу».

2) Ги Аванзини (1929 г. р.) французский исследователь, признанный специалист по истории педагогики.

3) Ян Амос Коменский (1592-1670) — выдающийся чешский педагог-гуманист. Его педагогические идеи оказали огромное влияние на развитие школы и педагогики во многих странах.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Легко быть садовником, трудно быть уроком семени // Основы гуманной педагогики. В 20-ти кн. Кн. 7. М.: Амрита, 2017. 400 с.

2. Бубер М. Проблема человека // пер. с нем. Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998. 132 с.

3. Иванова С. В. Образование в организационно-гуманистическом измерении: монография. М.: РУДН, 2007. 240 с.

4. Мудрик А. В. Лики отечественной педагогики советского периода. Заметки дилетанта // Семь искусств. № 6 (43) [Электронный ресурс]. URL: http://7iskusstv.com/nomer.php?srce=43 (дата обращения: 16.04.2019).

5. Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2010. №5. С. 29-37.

6. Слободчиков В. И. Антропологический образ педагога-детоводителя // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. Калуга, 2017. С. 15-23.

7. Толстой Л. Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 230.

8. Толстой Л. Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 289.

9. Толстой Л. Н. О народном образовании // Педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1989. С. 68.

10. Толстой Л. Н. Сельский учитель // Полное собрание сочинений. В 90-та т. Т. 8: Педагогические статьи 1860-1863 гг. [Электронный ресурс]. URL: htts:// librolife.ru/g2143870 (дата обращения: 16.04.2019).

11. Толстой Л. Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 138.

12. Шайденко Н. А., Кипурова С. Н. и др. Педагогическое образование: история, современное состояние, задачи совершенствования: коллективная монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. 126 с.

13. Эйгес И. Воззрение Толстого на музыку // Лев Николаевич Толстой [Электронный ресурс]. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/ejges-vozzrenie-tolstogo-na-muzyku.htm (дата обращения: 16.04.2019).

14. Bakulüv ústav, dílo prvního feditele Jedlickova ústavu [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bejvavalo.cz/clanky.php?detail=122 (дата обращения: 16.04.2019).

15. Frantisek Bakule - zapomenuty gigant ceské pedagogiky // 60 letod otevfení nové Základní skoly -Almanach ZS Malá Skála Sborník vydany k pfílezitosti 60. Vyrocí otevrení nové skoly v Malé Skále [Электронный ресурс]. URL: http://www.zsmalaskala.cz/download/almanach.pdf (дата обращения: 16.04.2019).

16. Pefinová L. Frantisek Bakule a jeho pedagogická a sbormistrovská cinnost [Электронный ресурс]. URL: http://konference.osu.cz/khv/2017_2/index.php?id=3 (дата обращения: 16.04.2019).

17. Renotiérová M. Frantisek Bakule, cesky pedagog télesné postizenych détí (18.5.1877-15.1.1957). Pfipomínka jeho nového pohledu na vychovu [Электронный ресурс]. URL: dspace.specpeda.cz/ bitstream/handle/0/823/117-122.pdf (дата обращения: 16.04.2019).

18. Sindelárová V. 2ivot a dílo Frantiska Bakule v kontextu dobového pojetí speciální pedagogiky. Brno, 2015. 77 s.

19. Titzl B. Fenomén Bakule: Frantisek Bakule (1877-1957) — reformní pedagog Frantisek Bakule an Education Reformer // Marginalia historica: casopis pro déjiny vzdélanosti a kultury. Praha: Univerzita Karlova. 2015. Vol. 6, No. 2. S. 173-182.

20. Valenta М. Pfehled speciální pedagogiky. Praha: Portál, 2014. 270 s.

INFLUENCE OF THE PEDAGOGICAL IDEAS OF LEO TOLSTOY ON HUMANISTIC PEDAGOGY OF FRANTISEK BAKULE

The subject of article was chosen in accordance with our long-term interest in the history and culture of the Czech Republic, taking into account the fact that the history of Czech pedagogy of the late XIX- early XX centuries in the domestic research practice is not given due attention. However this period, according to us, is extremely important for the subsequent understanding of the directions of development and the theory, and practice of pedagogics in the Czech Republic. Considering the fact that the identity of the scientist-teacher plays a fundamental role in development of a pedagogical system of the country, and it is frequent also the world, we believe that studying of great persons who define cultural, spiritual searches, political addictions and pedagogical reference points becomes a relevant problem of a scientific and pedagogical research. Subject to our consideration is unfairly the forgotten personality in the history of foreign pedagogics — Frantisek Bakule. We carried out the comparative analysis of continuity of the humanistic ideas of Leo Tolstoy by Frantisek Bakule in his pedagogical field. The submitted analysis relies not on the chronological, but on valuable, humanistic pedagogical idea developed in works and acts of the considered persons. The ideas of Leo Tolstoy and Frantisek Bakule are analysed on authentic scientific material that makes a certain novelty within comparison of these two historical figures.

Keywords: humanistic pedagogics, comparative research, free education, personal approach, methods of training and education, training in creativity, anthropological approach.

References

• Amonashvili Sh. A. Legko byt' sadovnikom, trudno byt' urokom semeni // Osnovy gumannoj peda-gogiki. V 20-ti kn. Kn. 7. M.: Amrita, 2017. 400 s. [In Rus].

• Bakulûv ustav, dilo prvniho reditele Jedlickova ustavu [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bej-vavalo.cz/clanky.php?detail=122 (data obrashcheniya: 16.04.2019).

• BuberM. Problema cheloveka // per. s nem. Kiev: Nika-Centr: Vist-S, 1998. 132 s. [In Rus].

• Ejges I. Vozzrenie Tolstogo na muzyku // Lev Nikolaevich Tolstoj [Elektronnyj resurs]. URL: http:// tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/ejges-vozzrenie-tolstogo-na-muzyku.htm (data obrashcheniya: 16.04.2019). [In Rus].

• Frantisek Bakule - zapomenuty gigant ceské pedagogiky // 60 letod otevreni nové Zâkladni skoly -Almanach ZS Mala Skala Sbornik vydany k prilezitosti 60. Vyroci otevreni nové skoly v Malé Skale [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.zsmalaskala.cz/download/almanach.pdf (data obrashcheniya: 16.04.2019).

• Ivanova S. V. Obrazovanie v organizacionno-gumanisticheskom izmerenii: monografiya. M.: RUDN, 2007. 240 s. [In Rus].

• Mudrik A. V. Liki otechestvennoj pedagogiki sovetskogo perioda. Zametki diletanta // Sem' iskusstv. № 6 (43) [Elektronnyj resurs]. URL: http://7iskusstv.com/nomer.php?srce=43 (data obrashcheniya: 16.04.2019). [In Rus].

• Pefinovâ L. Frantisek Bakule a jeho pedagogicka a sbormistrovska cinnost [Elektronnyj resurs]. URL: http://konference.osu.cz/khv/2017_2/index.php?id=3 (data obrashcheniya: 16.04.2019).

• Renotiérovâ M. Frantisek Bakule, cesky pedagog têlesnê postizenych dêti (18.5.1877-15.1.1957). Pripominka jeho nového pohledu na vychovu [Elektronnyj resurs]. URL: dspace.specpeda.cz/bit-stream/handle/0/823/117-122.pdf (data obrashcheniya: 16.04.2019).

• Serikov V. V. Priroda pedagogicheskoj deyatel'nosti i osobennosti professional'nogo obrazovaniya ped-agoga // Pedagogika. 2010. №5. S. 29-37. [In Rus].

• Shajdenko N. A., Kipurova S. N. i dr. Pedagogicheskoe obrazovanie: istoriya, sovremennoe sostoyanie, zadachi sovershenstvovaniya: kollektivnaya monografiya. Tula: Izd-vo TulGU, 2018. 126 s. [In Rus].

• Sindelâfovâ V. Ëivot a dilo Frantiska Bakule v kontextu dobového pojeti specialni pedagogiky. Brno, 2015. 77 s.

• Slobodchikov V. I. Antropologicheskij obraz pedagoga-detovoditelya // Socializaciya cheloveka v sovre-mennom mire v interesah ustojchivogo razvitiya obshchestva: mezhdisciplinarnyj podhod: sb. mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kaluga, 2017. S. 15-23. [In Rus].

• Titzl B. Fenomén Bakule: Frantisek Bakule (1877-1957) — reformni pedagog Frantisek Bakule an Education Reformer // Marginalia historica: casopis pro dêjiny vzdêlanosti a kultury. Praha: Univerzita Karlova. 2015. Vol. 6, No. 2. S. 173-182.

• Tolstoj L. N. Komu u kogo uchit'sya pisat': krest'yanskim rebyatam u nas ili nam u krest'yanskih rebyat // Pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedagogika, 1989. S. 289. [In Rus].

• Tolstoj L. N. O narodnom obrazovanii // Pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedagogika. 1989. S. 68. [In Rus].

• Tolstoj L. N. Sel'skij uchitel' // Polnoe sobranie sochinenij. V 90-ta t. T. 8: Pedagogicheskie stat'i 18601863 gg. [Elektronnyj resurs]. URL: htts:// librolife.ru/g2143870 (data obrashcheniya: 16.04.2019). [In Rus].

• Tolstoj L. N. Vospitanie i obrazovanie // Pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedagogika, 1989. S. 230. [In Rus].

• Tolstoj L. N. Yasnopolyanskaya shkola za noyabr' i dekabr' mesyacy // Pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedagogika, 1989. S. 138. [In Rus].

• Valenta M. Prehled specialni pedagogiky. Praha: Portal, 2014. 270 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.