Научная статья на тему 'Педагогические идеи Л. Н. Толстого в контексте проблем профессионального мастерства современного учителя'

Педагогические идеи Л. Н. Толстого в контексте проблем профессионального мастерства современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1333
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.Н.ТОЛСТОЙ / НАУКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕРШЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SCIENCE / PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATION / HUMANISTIC APPROACH / LIBERAL UPBRINGING / PERFECT TEACHER / PEDAGOGICAL IDEAS / LEO TOLSTOY / BREEDING / PERSONAL ENHANCEMENT / EDUCATIONAL BACKGROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгенти Инга Вахтанговна

В статье рассматриваются педагогические идеи Льва Толстого и его взгляды на профессиональное мастерство учителя. Показано, что возможность систематизации педагогических феноменов может быть успешно реализована в пространстве педагогической культуры, органично соединяющей в себе прошлое, настоящее и взгляд в будущее. Педагогическая наука обязана обеспечивать свободное развитие личности ребенка, поступательный характер его образования. Так Толстой определил основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEO TOLSTOY’S PEDAGOGICAL IDEAS OF IN THE CONTEXT OF THE MODERN TEACHER’S PROFESSIONAL SKILLS PROBLEMS

The article consideres Leo Tolstoy’s pedagogical ideas and views on the teacher’s professional skills. It is shown that the ability to systematize the pedagogical phenomena can be successfully implemented in the space of pedagogical culture, organically combine the past, present and look to the future. Pedagogical science is obliged to ensure the free development of the child's personality, the progressive nature of its development. So Tolstoy determined the fundamental principles in the educational researches and activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи Л. Н. Толстого в контексте проблем профессионального мастерства современного учителя»

УДК 37.08

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ

ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

И.В. Жгенти

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические идеи Льва Толстого и его взгляды на профессиональное мастерство учителя. Показано, что возможность систематизации педагогических феноменов может быть успешно реализована в пространстве педагогической культуры, органично соединяющей в себе прошлое, настоящее и взгляд в будущее. Педагогическая наука обязана обеспечивать свободное развитие личности ребенка, поступательный характер его образования. Так Толстой определил основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятельности.

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, наука, педагогическое образование, воспитание, образование, гуманистический подход, свободное воспитание, совершенный учитель, педагогические идеи, развитие личности, первоначальное обучение.

LEO TOLSTOY'S PEDAGOGICAL IDEAS OF IN THE CONTEXT

OF THE MODERN TEACHER'S PROFESSIONAL SKILLS PROBLEMS

I.V. Zhgenti

Abstract. The article consideres Leo Tolstoy's pedagogical ideas and views on the teacher's professional skills. It is shown that the ability to systematize the pedagogical phenomena can be successfully implemented in the space of pedagogical culture, organically combine the past, present and look to the future. Pedagogical science is obliged to ensure the free development of the child's personality, the progressive nature of its development. So Tolstoy determined the fundamental principles in the educational researches and activities.

Keywords: Leo Tolstoy, science, pedagogical education, breeding, education, humanistic approach, liberal upbringing, perfect teacher, pedagogical ideas, personal enhancement, educational background.

Одним из основополагающих факторов в современном образовании являются принципы и способы построения образовательной системы. В законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года, сказано: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье» [12]. Российское общество крайне заинтересовано в том, чтобы сделать образовательное пространство более действенным и эффективным инструментом формирования жизнестойкой, оптимистичной гражданской позиции. «Школа - в широком смысле - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности», - отмечается в Концепции модернизации российского образования [6]. Построение

Человечество идет в будущее со взором, обращенным в прошлое.

Гульельмо Ферреро

новой школы невозможно без изучения наследия великих педагогов прошлых столетий, в котором можно обнаружить множество идей, концептуальных положений, которые по своему содержанию являются теоретическим фундаментом развития образования, в частности художественного.

Особенное значение для создания такого фундамента имеет учение такого педагога - философа, как Лев Николаевич Толстой, который является одним из основоположников гуманистического подхода к образованию, во главе которого стоит Ребенок. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он начал учить грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Начиная с этого времени, Л.Н.Толстой вел активную педагогическую работу до конца своей жизни. Толстой предвидел путь развития страны через воспитание. Именно в этой области Толстой имел возможность экспериментировать: он мог построить школу, в которой пытался осуществить свои педагогические идеи.

Первый период педагогической деятельности, охватывающий 1859-1862 годы, назван самим

Толстым временем «трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом» [3]. Лев Николаевич способствовал открытию более двадцати начальных школ в Тульской губернии, где всячески помогал учителям в их работе, составлял курс преподавания. Работу в школе Толстой систематически освещал в своем журнале «Ясная Поляна». Он изначально разграничивал понятия «образование» и «воспитание», считая, что «образование свободно и потому законно и справедливо; воспитание насильственно и потому незаконно и несправедливо, не может быть оправдано разумом и потому не может быть предметом педагогики» [8]. «Критерий педагогики только один -свобода» - так Толстой определял основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятельности. Он создал теорию «свободного воспитания», доказывая, что воспитание является насилием над ребенком, а поэтому оно не допустимо, следует ограничиться одним образованием.

Уже в 1890-х годах он писал: «Образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [8]. На практике на уроках в Ясной Поляне блестяще осуществлял воспитывающее обучение учащихся. Но, несмотря на то, что школа была примером для подражания, как в России, так и за рубежом, учебно-воспитательная работа сельской школы вызывала яростное сопротивление со стороны местных помещиков. После обыска в школе в 1862 году, в знак протеста Толстой прекратил свою педагогическую деятельность.

Через семь лет Л.Н.Толстой вновь возвращается к педагогике, а именно к методике первоначального обучения. Созданная писателем своеобразная энциклопедия первоначального обучения отличалась оригинальными принципами: все материалы отражали жизнь крестьян, были доступны для понимания детям, занимательны, немногословны, легко запоминались и производили на детей сильное впечатление. Составленные Толстым «Азбука» (1872 г.), «Новая азбука» (1875 г.) и «Русские книги для чтения» (1875г.) предназначались для детей разных сословий: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей - от царских до мужицких - и первые впечатления поэтические получат из нее» [9].

В 1870-ые годы Л.Н.Толстой развертывает активную деятельность по созданию школ, близких народу, и усовершенствованию их работы. Кроме учебных занятий по разработанным методикам, в школах была организована интересная внеурочная работа - дети читали вслух интересные книжки, писали сочинения, проводили опыты, разучивали песни. Л.Н. Толстой особое место отводил

живому слову учителя и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или иному методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», - считал Толстой [5]. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, надо применять на практике разнообразные методы, находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, а учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

Важнейшей задачей воспитания была и есть подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы, владению своей внутренней свободой, направлению своих мыслей, чувств, воли на творчество, созидание, готовность к сотрудничеству с другими людьми, уважение их прав: «Для того, чтобы сделаться наукой и плодотворной наукой, педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот» [3].

Говоря о качествах, которыми должен обладать учитель, Толстой утверждал, что совершенный учитель тот, который «соединяет в себе любовь к делу и к ученикам» [10]. Его дидактические рекомендации учителям представляют большой интерес - так, он отмечал, что отношения естественности между обучаемым и обучающим являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием.

На основе педагогических взглядов Толстого можно определить четыре уровня профессионализма учителя: уровень методической грамотно-сти-система знаний, которыми владеет учитель; уровень ремесла, который имеет учитель, опыт использования им известных приемов и способов обучения; уровень мастерства, который предполагает овладение таким элементом методической культуры как творчество, а ведь именно к этому призывал Толстой учителя - придать обучению творческий характер; уровень искусства, именно Толстому принадлежат слова: «Преподавать на уровне искусства значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства» [5].

И здесь уместным будет сравнение учителя с дробью, сделанное Толстым: «Учитель подобен дроби, где числитель - то, что он собой представляет, а знаменатель - то, что он о себе воображает. И чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А если знаменатель бесконечен, то дробь равна нулю» [11].

Изучая деятельность Толстого как педагогического деятеля, мы приходим к выводу, что до сих пор отношение к педагогическим новациям Толстого неоднозначно. В статье «О воспитании и образовании» он писал: «... едва ли через сто лет отживут все готовые заведения: училища, гимназии, университеты и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения» [4].

Педагогические взгляды Толстого всегда порождали многочисленные споры ученых, педаго-

Литература:

1. Алексеева, Л.Л. Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки [Электронный ресурс] / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства.-2015.- №1. Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015.

2. Алексеева, Л.Л. О взаимосвязи пространства и времени в искусстве // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 1. С. 17-22.

3. Бирюков, П.И. Биография Л.Н.Толстого, в 2-х т., из письма А.А. Фету (том 2, 2-я часть). / Посредник, 1911-1913.

4. Вейкшан, В.А. Л.Н. Толстой - народный учитель / В.А. Вейкшан. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959 г. - 103 с.

5. Вейкшан, В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении / В.А. Вейкшан. М.: Издательство АПН РСФСР, 1953г. - 144с.

6. Гусев, Н.Н. Л.Н. Толстой в его педагогических высказываниях. М.: Работник просвещения, 1928. - 106с.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

8. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. - 544с.

9. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957г., т. 21.

10. Толстой, Л.Н. Общие замечания для учителя: педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. - 544с.

11. Тулупов, Н.В. Лев Толстой как педагог. М.: Типография товарищества И.Сытина. - 1911г.-80 с.

гов, но актуальность педагогического наследия невозможно отрицать - здесь сформулированы идеи гуманистического образования, концепция свободного воспитания, непрерывности педагогического процесса. Сам Лев Толстой говорил, что только «хотел потревожить спокойствие педагогов» [5]. И это ему удалось, раз до сих пор не стихают споры о его педагогических воззрениях.

12. Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года

References:

1. Alekseeva L.L. Issledovanija v oblasti hudozhestvennogo obrazovanija v kontekste reformirovanija otechestvennoj nauki [Jelektronnyj resurs] / L.L. Alekseeva // Pedagogika iskusstva. 2015. №1. Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015.

2. Alekseeva L.L. O vzaimosvjazi prostranstva i vre-meni v iskusstve // Gumanitarnoe prostranstvo. Mezhduna-rodnyj al'manah. 2013. Tom 2. № 1. S. 17-22.

3. Birjukov P.I. Biografija L.N. Tolstogo, v 2-h t., iz pis'ma A.A. Fetu (tom 2, 2-ja chast'). / Posrednik, 1911-1913.

4. Vejkshan V.A. L.N. Tolstoj - narodnyj uchitel' / V.A. Vejkshan. M.: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo ministerstva prosveshhenija RSFSR, 1959g. 103 s.

5. Vejkshan V.A. L.N. Tolstoj o vospitanii i obuchenii / V.A. Vejkshan.. M.: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1953g. 144s.

6. Gusev N.N. L.N. Tolstoj v ego pedagogicheskih vyskazyvanijah. M.: Rabotnik prosveshhenija, 1928. - 106s.

7. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 goda, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2001 g. № 1756-r.

8. Tolstoj L. N. Pedagogicheskie sochinenija / Sost. N.V. Vejkshan (Kudrjavaja); Akad. ped. nauk SSSR. — M.: Pedagogika, 1989. 544s.

9. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo hudozhestvennoj literatury, 1957g., t. 21.

10. Tolstoj L.N. Obshhie zamechanija dlja uchitelja: pedagogicheskie sochinenija. M.: Pedagogika, 1989. 544s.

11. Tulupov N.V. Lev Tolstoj kak pedagog. M.: Tipo-grafija tovarishhestva I.Sytina. 1911g. 80 s.

12. Federal'nyj Zakon «ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» №273 ot 29.12.2012 goda.

Сведения об авторе:

Жгенти Инга Вахтанговна (г. Москва, Россия), заведующий отделением предпрофессионально-го обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», e-mail: [email protected]

Data about the author:

Zhgenti I.V. (Moscow, Russia), head of Department of pre-professional training of Federal state budgetary educational institution of higher education "Academy of Fine Arts and watercolors by Sergei Andriaka", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.