Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) НА ЭКСПОРТ ТОВАРОВ И УСЛУГ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) НА ЭКСПОРТ ТОВАРОВ И УСЛУГ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодухина Ольга Ивановна

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привела к глобальному медицинскому, социальному и экономическому кризисам. Странам потребовалось введение мер социального дистанцирования, которые в разных формулировках и степени жесткости привели к беспрецедентным для мирного времени ограничениям передвижения людей и деятельности в отдельных сферах, что обусловило спад мировой экономической активности в первой половине 2020 г. Закрытие границ, ограничения на поездки и другие меры по борьбе с COVID-19 значительно усложнили обмен товарами и услугами и нарушили глобальные цепочки создания стоимости. В этой связи, актуальным является исследование влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на тенденции развития внешней торговли России, а также анализ влияния пандемии на динамику экспорта, в том числе воздействия на товарную группу, вывозимых товаров. Приведенное исследование осуществлено с целью комплексной оценки влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации. Сокращение экспорта товаров и услуг, обусловленное введением мер по борьбе с Covid-19, является беспрецедентным по величине и более заметным, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года. Правительством Российской Федерации предпринимаются комплексные меры, в целях смягчения отрицательного влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт России и на социально-экономическое состояние государства, в целом. Не смотря на наметившиеся положительные тенденции развития экспорт Российской Федерации в 2021 году, необходимо продолжать создавать благоприятные условия для расширения продаж российской промышленной продукции, способствовать масштабной деятельности российских компаний на зарубежных рынках и вовлекать в этот процесс представителей, в первую очередь, малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE PANDEMIC OF NEW CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19) ON EXPORTS OF GOODS AND SERVICES FROM THE RUSSIAN FEDERATION

The pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) has led to global medical, social and economic crises. Countries required the introduction of social distancing measures, which, in different terms and degrees of rigidity, led to unprecedented restrictions on the movement of people and activities in certain areas for peacetime, which caused a decline in global economic activity in the first half of 2020. travel restrictions and other measures to combat COVID-19 have significantly complicated the exchange of goods and services and disrupted global value chains. In this regard, a study of the impact of the pandemic of a new coronavirus infection (COVID-19) on the trends in the development of Russian foreign trade is relevant, as well as an analysis of the impact of the pandemic on the dynamics of exports, including the impact on the commodity group, exported goods. The above study was carried out with the aim of a comprehensive assessment of the impact of the pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) on the export of goods and services from the Russian Federation. The decline in exports of goods and services due to the introduction of measures to combat Covid-19 is unprecedented in size and more noticeable than during the global financial crisis of 2008. The Government of the Russian Federation is taking comprehensive measures to mitigate the negative impact of the pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) on Russian exports and on the socio-economic condition of the State as a whole. Despite the emerging positive trends in the development of exports of the Russian Federation in 2021, it is necessary to continue to create favorable conditions for expanding sales of Russian industrial products, promote large-scale activities of Russian companies in foreign markets and involve representatives of, first of all, small and medium-sized businesses in this process.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) НА ЭКСПОРТ ТОВАРОВ И УСЛУГ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2021, №6, Том 13 / 2021, No 6, Vol 13 https://esi.today/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://esi .today/PDF/66ECVN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Солодухина, О. И. Влияние пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации / О. И. Солодухина // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 6. — URL: https://esj .today/PDF/66ECVN621 .pdf

For citation:

Solodukhina O.I. Impact of the pandemic of new Coronavirus infection (COVID-19) on exports of goods and services from the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, 13(6): 66ECVN621. Available at: https://esj.today/PDF/66ECVN621 .pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № 1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)

УДК 339.5

Солодухина Ольга Ивановна

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: kuznecova_olja@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8611-1320 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=736053

Влияние пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации

Аннотация. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привела к глобальному медицинскому, социальному и экономическому кризисам. Странам потребовалось введение мер социального дистанцирования, которые в разных формулировках и степени жесткости привели к беспрецедентным для мирного времени ограничениям передвижения людей и деятельности в отдельных сферах, что обусловило спад мировой экономической активности в первой половине 2020 г. Закрытие границ, ограничения на поездки и другие меры по борьбе с COVID-19 значительно усложнили обмен товарами и услугами и нарушили глобальные цепочки создания стоимости.

В этой связи, актуальным является исследование влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на тенденции развития внешней торговли России, а также анализ влияния пандемии на динамику экспорта, в том числе воздействия на товарную группу, вывозимых товаров.

Приведенное исследование осуществлено с целью комплексной оценки влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации. Сокращение экспорта товаров и услуг, обусловленное введением мер по борьбе с Covid-19, является беспрецедентным по величине и более заметным, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года. Правительством Российской Федерации предпринимаются комплексные меры, в целях смягчения отрицательного влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт России и на социально-экономическое состояние государства, в целом. Не смотря на наметившиеся положительные тенденции развития экспорт Российской Федерации в 2021 году, необходимо продолжать

создавать благоприятные условия для расширения продаж российской промышленной продукции, способствовать масштабной деятельности российских компаний на зарубежных рынках и вовлекать в этот процесс представителей, в первую очередь, малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: экспорт; внешняя торговля; внутренняя экономика России; COVГО-19; пандемия

На современном этапе экономического развития внешняя торговля имеет большое значение для любой страны как с точки зрения расширения рынков сбыта и получения дополнительной прибыли, так и с точки зрения повышения влияния на мировом рынке.

В начале 2020 года к числу препятствий, сдерживающих развитие глобальной экономики и международной торговли, добавилось еще одно, не имеющее аналогов в современной истории — пандемия новой коронавирусной инфекции (COVГО-19). О заболевании было впервые сообщено Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ)1 31 декабря 2019 года, 30 января 2020 г. ВОЗ объявила о международной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, а 11 марта 2020 — вспышку COVID-19 пандемией [1].

Для борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) во всем мире принимаются строгие меры. Социальное дистанцирование и ограничения на поездки начали действовать в марте 2020 года. Экономический кризис, обусловленный введением эпидемиологических ограничений, изменил структуру мировой экономики, сильнее, чем мировой финансовый кризис 2008 года. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привела к разрушающим социально-экономическим последствиям, таким как: приостановка работы предприятий или к их закрытию, разрыву в цепочках поставок, негативно повлияла на производство и потребление, а также привела к росту безработицы. Мировые торговые потоки товаров значительно сократились в 2020 году, поскольку Covid-19 нарушил экономическую активность по всему миру.

Первые признаки спада торговли были очевидны уже в январе 2020 года, при этом в большинстве крупных экономик наблюдались негативные тенденции. Тем не менее, наиболее резкое падение международной торговли произошло во втором квартале 2020 года, когда объем мировой торговли товарами снизился более чем на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [2]. Резкое сокращение международной торговли в 2020 году было широко распространенным, но более выраженным в развитых странах, особенно в отношении экспорта. В 2020 году мировой экспорт товаров снизился на 11 %, по сравнению с 2019 годом.

В этой связи актуальным является исследование структуры и динамики экспорта товаров и услуг в целях оптимизации процесса принятия решений и совершенствования методов осуществления экономической деятельности и развития внешнеторговых связей России в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Соответственно, цель исследования состоит в комплексной оценке влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации. Для достижения обозначенной цели исследования результативно решены следующие задачи: исследована товарная структура экспорта Российской Федерации, на основе методов экономико-статистического анализа осуществлена оценка стоимостного объема экспорта России.

1 https://www.who.int/. Страница 2 из 8

Введение

66ECVN621

Методы

Исследование влияния пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации осуществлено на основе данных таможенной статистики внешней торговли. Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной таможенной службы России, Федеральной службы государственной статистики, электронные ресурсы.

В процессе исследования использовались анализ и синтез, сравнение, обобщение, статистический, системный анализ, табличные и графические приемы визуализации результатов исследования.

Обоснованность выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций подтверждается полнотой использования и критическим анализом литературных источников, применением системного подхода к исследованию.

Результаты

Опрос предприятий, проведенный Центральным Банком России в 2020 г., показал, что 84 % из них испытывают на себе влияние экономических последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, меньше 30 % предприятий сообщили о проблемах в поставках, 40 % — об отмене или переносе заказов [3; 4].

Стремительное распространение COVID-19 привело к ощутимому спаду спроса и предложения, породив кризис производства, оптовой и розничной торговли. Пандемия изменила мировую экономику и международную торговлю, оказала масштабное воздействие на внешнюю торговлю России.

По данным таможенной статистики, в России в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, стоимостной объем экспорта сократился на 20,58 % (рис. 1). Экспорт России в январе-августе 2021 года составил 298 740 млн долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 41,4 %2.

Рисунок 1. Динамика стоимостного объема экспорта России, 2019-январь-август 2021 гг., млн долл. США (составлено авторами на основе данных таможенной статистики)

2 Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 08.12.2021).

Негативная динамика экспорта, отмеченная в 2019 году, усилилась в первых двух кварталах 2020 года. Дальнейшее сокращение экспорта было обусловлено вынужденными карантинными ограничениями, рецессией в странах-торговых партнерах Российской Федерации, ослаблением российской валюты, снижением мирового спроса на товары и услуги, а также падением стоимости энергоносителей. Кроме того, сокращение стоимостных объемов экспорта России связано со снижением цен на нефть. Глобальный спрос на нефть, по оценкам Международного энергетического агентств, в 2020 году упал до минимума начиная с 1995 года [5; 6].

Частые изменения мировых цен напрямую отражаются в динамике стоимостных объемов российского экспорта, вносящего значимый вклад в поддержание объемов производства, уровня занятости и доходов предприятий и населения.

Динамика цен и физический объем экспорта в период пандемии коронавирусной инфекции по товарным группам существенно различалась. Так экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличились почти на 6 % [7]. При этом, на пике карантинных мер сократились объемы экспортных поставок кожевенного сырья, пушнины и изделий из них — почти в 2 раза; машин, оборудования и транспортных средств на 5,6 %. Резкое сокращение доли минеральных продуктов до 39 %, в том числе топливно-энергетических товаров. Существенное увеличение удельного веса драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них, почти в 3 раза.

Таблица 1

Товарная структура экспорта Российской Федерации

Наименование товарной отрасли Страны дальнего зарубежья январь-июль 2021 Страны СНГ январь-июль 2021 Страны дальнего зарубежья январь-сентябрь 2020 Страны СНГ январь-сентябрь 2020

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 13458530,9 4056387,6 15279622,6 4734115,6

Минеральные продукты 129198548,2 8863682,9 119339407,7 9043281,2

Топливно-энергетические товары 125128008,4 8281719,8 116442552,7 8364388,9

Продукция химической промышленности, каучук 14099829,8 4899278,6 12552797,1 4966135,6

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 77104,8 45468,0 64072,8 49690,7

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 7637894,5 1607905,2 7470619,9 1672330,1

Текстиль, текстильные изделия и обувь 197116,8 725646,1 231687,3 798848,0

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 16600542,8 428734,2 19938456,1 481532,3

Металлы и изделия из них 31234145,0 4946134,1 19543267,7 5024628,9

Машины, оборудование и транспортные средства 9644353,8 6395284,2 9948595,6 6397202,7

Другие товары 2459679,0 1243721,2 1955701,2 1325278,6

Составлено авторами на основе данных таможенной статистики

Основу российского экспорта в январе-июле 2021 года составили продукция ТЭК, доля которой в товарной структуре экспорта составила 53,8 % (в январе-октябре 2020 — 51,0 %) (табл. 1). В товарной структуре экспорта в страны Дальнего зарубежья доля этой продукции составила 58,1 % (в январе-октябре 2020 года — 55,5 %), по странам СНГ — 25,8 % (24,0 %)2. По сравнению с январем-октябрем 2020 года стоимость топливно-энергетических товаров выросла на 51,0 %, а физический объем — на 0,7 %. В экспорте товаров продукции ТЭК физические объемы электроэнергии выросли в 1,9 раза, керосина на 22,0 %, каменного угля —

на 9,1 %, природного газа — на 5,7 %. При этом физические объемы поставок автомобильного бензина снизились на 26,1 %, сырой нефти — на 4,7 %.

Экспорт услуг в 2020 году уменьшился относительно показателя 2019 года на 24,0 %, или на 14,9 млрд долларов США, до 47,0 млрд долларов США. Наиболее сильно на динамику итогового показателя повлияли услуги, связанные с поездками, стоимость которых снизилась на 8,1 млрд долларов США (на 74,0 %). Транспортные услуги уменьшились на 4,5 млрд долларов США (на 22,0 %), прочие деловые услуги — на 1,4 млрд долларов США (на 11,1 %).

Дефицит баланса внешней торговли услугами уменьшился до 6,8 млрд долларов США с 8,2 млрд долларов США в январе-июне 2020 года преимущественно в результате снижения стоимости полученных от нерезидентов услуг [8]. Экспорт услуг оставался стабилен, его стоимость 23,8 млрд долларов США несущественно превысила показатель годичной давности (23,6 млрд долларов США). Сокращение международного транспортного пассажирского сообщения на 0,7 млрд долларов США, или на 46,2 % [9], которое было только частично нивелировано увеличением грузовых перевозок, оказало влияние на сжатие экспорта транспортных услуг до 8,1 млрд долларов США с 8,5 млрд долларов США годом ранее. Индекс предоставленных нерезидентам услуг по статье «Поездки», снизился до 1,1 млрд долларов с 2,0 млрд долларов в первом 2019 года, в основном из-за ограничительных мер, введенных Правительством Российской Федерации на въезд иностранцев на территорию РФ в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID19). При этом экспорт других услуг, в том числе в сегменте телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг, а также прочих коммерческих услуг, значительно увеличился — на 1,5 млрд долларов, или на 11,6 %.

Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2021 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 74,2 млрд долларов, США (129,1 % к январю-июлю 2020 года), Германия — 31,0 млрд долл. США (139,2 %), Нидерланды

— 24,8 млрд долл. США (146,5 %), США — 19,8 млрд долл. США (141,0 %), Турция — 17,8 млрд долл. США (155,3 %), Республика Корея — 17,5 млрд долл. США (163,6 %), Италия

— 14,8 млрд долл. США (136,3 %), Соединенное Королевство — 13,8 млрд долл. США (114,5 %), Франция — 11,8 млрд долл. США (165,7 %), Польша — 11,4 млрд долл. США (144,8 %). Со странами СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина2.

По данным Федеральной таможенной службы России, российский экспорт за десять месяцев 2021 года составил 388,4 миллиарда долларов, увеличившись на 42,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что обусловлено низкой базой 2020 года2, пострадавшего от кризиса, а также восстановлением экономики в 2021 году и ростом инфляции. Несырьевой и неэнергетический экспорт также растет и, как ожидается, достигнет 180 миллиардов долларов в 2021 году, что является самым высоким показателем за последние три года.

В 2021 году интерес к онлайн-экспорту появился у многих предпринимателей, которые раньше не торговали на внешних рынках [10]. Согласно данным eBay, только в августе более 8 тыс. селлеров выставили свое первое товарное объявление на маркетплейсе, что на 110 % выше аналогичного показателя 2020 года. Количество же активных листингов на площадке превысило 2 млн, увеличившись на 16 % относительно 2020 года. Мы также видим, что 20 % от всего объема выручки российских продавцов eBay приходится на продажи новых экспортеров, а их средний чек на 120 % выше, чем аналогичный показатель у других селлеров площадки.

Обсуждение

Пандемия новой коронавирусной инфекции (СОУГО19) оказывает негативное влияние на развитие международной торговли, что можно охарактеризовать несколькими ключевыми тенденциями, некоторые из которых носят краткосрочный характер, а некоторые определяют развитие мировой торговли в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Глобальный экономический спад, дефицит спроса, внутренние ограничения и растущая неопределенность, обусловленные распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ19), оказали негативное влияние на развитие экспорта товаров и услуг как Российской Федерации так и в остальных стран Мира. Однако в некоторых случаях увеличение количества покупок в Интернете и цифровых услуг компенсировало спад в туристическом и транспортном секторах.

Органы государственного управления Российской Федерации сконцентрированы на борьбе с Соу1ё-19 и его негативным влиянием на социально-экономическую обстановку в стране. В частности, Правительство Российской Федерации3 и Российский экспортный центр4 сохранили свои целевые показатели по многим позициям благодаря принятию своевременных мер по поддержке предприятий-экспортеров. К концу 2020 года объем поддержки, оказанной Российским экспортным центром, в рамках государственных программ экспортерам, достиг 7,4 миллиарда долларов США, при этом помощь получили более 1400 компаний.

К 2030 году, согласно государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности», объем экспорта предоставляемых услуг должен достичь 97,4 миллиарда долларов США. Бюджет государственной программы на трехлетний период (2021-2023 годы) составляет 267 млрд рублей с учетом расходов на мероприятия федеральных (национальных) проектов, реализация которых предусмотрена в рамках программы (2021 год — 85,4 млрд рублей, 2022 год — 89,2 млрд рублей, 2023 год — 92,4 млрд рублей). Ключевыми направлениями государственной поддержки экспорта в России являются предоставление льготных кредитов, страхование рисков, инвестиций, кредитных обязательств, экспортный факторинг на льготных условиях, предоставление государственных гарантий и упрощение процесса таможенного оформления грузов.

Кроме того, пандемия новой коронавирусной инфекции (СОУГО19) позволила решить проблему — потребность в цифровизации многих отраслей экономики. Долгое время этот процесс затягивался. Те предприятия, которые уже внедрили инновации, перешли в онлайн режим, в настоящее время находятся в более выигрышном положении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оболенский В.П. Коронавирус: что ждет российскую экономику и внешнюю торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 5. С. 67-75.

2. Ушкалова Д.И. Влияние пандемии Соу1ё19 на внешнюю торговлю России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 6. С. 41-51.

3 Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 10.12.2021).

4 Официальный сайт Российского экспортного центра [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/ (дата обращения: 10.12.2021).

3. Аникина Ю.А., Алымова Я.Ю., Коновалов И.О. Статистический анализ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации// Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2019. № 28. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37130362_99752480.pdf (дата обращения: 05.12.2021).

4. Лола И.С., Бакеев М.Б. Пульс мирового рынка электронной коммерции в условиях пандемии COVID-191. М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 20 с.

5. Minakova, I.V., Solodukhina, O.I. Customs Regulation of Cross-Border Movement of Goods Containing Intellectual Property Objects in the Context of Eurasian Integration / I V. Minakova, O.I. Solodukhina, А. Baroyan // SHS Web of Conferences 110, 01024 (2021) ICEMT 2021. (Web of Science) (https://doi.org/10.1051/shsconf/20211100102 4).

6. Минакова, И.В. Электронная торговля и ее бизнес-модели в условиях цифровой трансформации экономики / И.В. Минакова, И.Г. Кузьмичева, В.И. Галигузов // В сборнике: Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития. сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Курск, 2021. — С. 252-256.

7. Головин, А.А. Исследование опыта Республики Корея в сфере цифровизации процесса совершения внешнеторговых операций / А.А. Головин, О.И. Карпова, В.С. Левкина // Фундаментальные исследования. — 2021. — № 3. — С. 32-37.

8. Минакова, И.В., Букреева, Т.Н., Ермолаев, Д.В., Канищева, Е.М. Background and Directions of Transformation of the Current World Order [Текст] / И.В. Минакова, Т.Н. Букреева, Д.В. Ермолаев, Е.М. Канищева // Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Advantage. Proceedings of the 35 International Business Information Management Association Conference. (IBIMA 35) — С. 8741-8746.

9. Golovin A.A., Dobrinova T.V., Parkhomchuk M.A., Vasileva Z.A. Study Of Foreign Trade Policy Of The Developed And Developing World Economies // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. — 2019. — С. 1574-1585.

10. Шевякин, А.С. Тенденции участия Российской Федерации в международной торговле товарами и услугами / И.Г. Кузьмичева, А.С. Шевякин // Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Курск, 28 октября 2021 года. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. — С. 232-236.

Solodukhina Olga Ivanovna

Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: kuznecova_olja@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8611-1320 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=736053

Impact of the pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) on exports of goods and services from the Russian Federation

Abstract. The pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) has led to global medical, social and economic crises. Countries required the introduction of social distancing measures, which, in different terms and degrees of rigidity, led to unprecedented restrictions on the movement of people and activities in certain areas for peacetime, which caused a decline in global economic activity in the first half of 2020. travel restrictions and other measures to combat COVID-19 have significantly complicated the exchange of goods and services and disrupted global value chains.

In this regard, a study of the impact of the pandemic of a new coronavirus infection (COVID-19) on the trends in the development of Russian foreign trade is relevant, as well as an analysis of the impact of the pandemic on the dynamics of exports, including the impact on the commodity group, exported goods.

The above study was carried out with the aim of a comprehensive assessment of the impact of the pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) on the export of goods and services from the Russian Federation. The decline in exports of goods and services due to the introduction of measures to combat Covid-19 is unprecedented in size and more noticeable than during the global financial crisis of 2008. The Government of the Russian Federation is taking comprehensive measures to mitigate the negative impact of the pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) on Russian exports and on the socio-economic condition of the State as a whole. Despite the emerging positive trends in the development of exports of the Russian Federation in 2021, it is necessary to continue to create favorable conditions for expanding sales of Russian industrial products, promote large-scale activities of Russian companies in foreign markets and involve representatives of, first of all, small and medium-sized businesses in this process.

Keywords: export; foreign trade; Russian domestic economy; COVID-19; pandemic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.