УДК 338.1
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19
Коды JEL: F02, F59, P33
Старых С. А., кандидат экономических наук, доцент, инженер кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
E-mail: cvetlana.staryx.87@ mail.ru
SPIN-код: 7335-1794
Поступила в редакцию 21.02.2022. Принята к публикации 28.02.2022.
Аннотация
Предмет. Анализ мер таможенно-тарифной политики, применяемых в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Тема. Особенности применения инструментов таможенно-тарифной политики ЕАЭС в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Цели. Исследовать меры таможенно-тарифной политики, применяемые в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Методология. Основу методологии исследования составили системный анализ, сравнение, синтез, обобщение, графические, статистические и математические методы моделирования, ретроспективный и факторный анализ.
Результаты. Определены меры таможенно-тарифной политики, применяемые в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Проанализирована динамика предоставленных таможенных льгот и объем предоставленных преференций, а также представлен перечень нормативно-правовых актов, которые подверглись изменениям в условиях пандемии COVID-19.
Область применения. В целях защиты экономических интересов страны необходима оценка эффективности применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности ЕАЭС, а также критический анализ изменений нормативных правовых актов в условиях пандемии COVID-19.
Выводы. Меры таможенно-тарифного регулирования определены для ввозимых товаров в целях предупреждения и пресечения COVID-19, установлены запреты на вывоз защитных и медицинских изделий, а также продовольственных товаров. В наднациональное законодательство и национальное законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые будут способствовать беспошлинному ввозу товаров на территорию союза в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: таможенно-тарифная политика, ЕАЭС, ЕЭК, новая коронавирусная инфекция COVID-19, таможенная пошлина, тарифные преференции.
Публикация выполнена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № 1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)
UDK 338.1
FEATURES OF THE USE OF THE EAEU CUSTOMS AND TARIFF POLICY INSTRUMENTS IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19
JEL Codes: F02, F59, P33
Starykh S. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Engineer of the Department of Customs and World Economy, South-Western State University, Kursk, Russia
E-mail: cvetlana.staryx.87@ mail.ru
SPIN-KO6: 7335-1794
Abstract
Subject. Analysis of the customs tariff policy measures applied in the context of the spread of a new coronavirus infection COVID-19.
Topic. Features of the use of the EAEU customs and tariff policy instruments in the context of the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19.
Purpose. To study the customs tariff policy measures applied in the context of the spread of the new coronavirus infection COVID-19.
Methodology. The research methodology was based on such research methods as system analysis, comparison, synthesis, generalization, graphical, statistical and mathematical modeling methods, retrospective and factor analysis.
Results. Measures of the customs tariff policy applied in the context of the spread of the new coronavirus infection COVID-19 have been determined. The dynamics of the amount of customs privileges granted and the volume of preferences granted are displayed, as well as a list of legal acts that have undergone changes in the context of the COVID-19 pandemic.
Application area. In order to protect the economic interests of the country, it is necessary to assess the effectiveness of the application of measures of customs and tariff regulation of the foreign trade activities of the EAEU, as well as a critical analysis of changes in regulatory legal acts in the context of the COVID-19 pandemic.
Conclusions. Measures of customs and tariff regulation have been defined for imported goods in order to prevent and suppress COVID-19, bans on the export of protective and medical products, as well as food products have been established. Amendments have been made to the supranational legislation and the national legislation of the Russian Federation that will facilitate the duty-free import of goods into the territory of the Union as part of the fight against the spread of a new coronavirus infection.
Keywords: customs and tariff policy, EAEU, EEC, new coronavirus infection COVID-19, customs duty, tariff preferences.
Введение
В связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции COVID-19 государства столкнулись со многими трудностями. Однако, стоит заметить, что больше всего пострадали все сектора экономики. Меры, применяемые государствами для борьбы с распространением COVID-19, отразились, в том числе, и на деятельности таможенных органов. На сегодняшний день роль таможенной службы как никогда велика, ведь благодаря обеспечению надежности международных цепочек поставок (особенно при импорте товаров первой необходимости, а также товаров, связанных с лечением COVID-19) сохраняются жизни людей [4].
В целях поддержания макроэкономической стабильности в рамках ЕАЭС, обеспечения жиз-
DOI: 10.22394/1997-4469-2022-56-1-167-171
ненно важных потребностей населения, сохранения взаимной торговли, свободы передвижения товаров и создания условий для последующего экономического роста ЕЭК принимаются ряд мер таможенного регулирования, которые направлены на стимулирование ввоза необходимых товаров в Российскую Федерацию и ЕАЭС [3].
Ключевые меры таможенно-тарифной политики в условиях пандемии
Необходимо выделить меры таможенно-тарифной политики, применяемые в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19:
1. Ввозимые для предупреждения и предотвращения распространения COVID-19 товары,
а также товары критического импорта освобождаются от:
— уплаты ввозной таможенной пошлины;
— предоставления свидетельств о государственной регистрации товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контроля на таможенной границе ЕАЭС;
— подтверждения таможенным органом соблюдения мер технического регулирования.
Помимо этого, важно отметить, что до 30 сентября 2020 года в отношении ввозимых для предупреждения и предотвращения распространения COVID-19 товаров применялась таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Таким образом, от уплаты таможенных пошлин освобождены следующие категории товаров, поименованные на рис. 1.
Рис. 1. Категории товаров, освобожденные от уплаты таможенных пошлин
Кроме того, пополнен список товаров, которые могут быть использованы для изготовления лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения, ввоз которых осуществляется беспошлинно при условии того, что будет подтверждено их целевое назначение. В свою очередь в России данное подтверждение выдается Минздравом России (в отношении готовой продукции) и Минпромторгом России (в отношении сырья, материалов и комплектующих, которые в последующем используются для производства лекарств и медицинских изделий) [2].
При этом необходимо отметить, что в ЕАЭС существует перечень товаров критического импорта, в отношении которых установлены нулевые ставки таможенной пошлины. Среди товаров, оказавшихся в данном перечне, можно выделить, например, лук, чеснок, картофель, капуста и т. д.
Изменения коснулись и уплаты НДС. В условиях пандемии, вызванной COVID-19, безвозмездная передача имущества для предупреждения и предотвращения распространения, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции не признается объектом обложения НДС. Однако данный факт распространяется только на органы государственной власти и управления и (или) органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципаль-
ные унитарные предприятия. Следовательно, налог, который предъявлен при приобретении или ввозе в Российскую Федерацию такого имущества, подлежит вычету и не подлежит последующему восстановлению.
2. Установление запрета на вывоз ряда защитных и медицинских изделий, а также продовольственных товаров.
Введение данных мер происходило в два этапа.
Согласно первому этапу существенно важные для внутреннего рынка ЕАЭС товары, а также товары, в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, включаются в необходимый перечень, который подтверждает запрет вывоза данных категорий товаров. Так, в перечень вошел ряд продовольственных товаров, а именно пищевые продукты из гречки, лук, чеснок, репа.
На втором этапе возникает необходимость принятия отдельного нормативно-правового акта в целях установления запретительных мер в отношении вывоза товаров.
В государствах-членах ЕАЭС также введены запреты экспорта таких товаров, как:
— средства индивидуальной защиты;
— дезинфицирующие средства;
— медицинские маски, респираторы;
— вата, марля;
— перчатки, бахилы, очки.
Однако, необходимо отметить, что запрет на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС не применяется только в том случае, если вывоз осуществляется:
— в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами ЕАЭС, а также товаров ЕАЭС, перемещаемых между территориями государств-членов ЕАЭС через территорию государств, не являющихся членами ЕАЭС;
— для оказания международной гуманитарной помощи;
— физическими лицами для личного пользования.
Кроме того, еще одной мерой таможенно-тарифной политики в условиях распространения COVID-19 являлось установление количественного ограничения в размере 7 миллионов тонн в отношении вывоза следующих зерновых культур [2]:
— пшеница и меслин (код 1001 ТН ВЭД ЕАЭС);
— рожь (код 1002 ТН ВЭД ЕЭАС);
— ячмень (код 1003 ТН ВЭД ЕАЭС);
— кукуруза (код 1005 ТН ВЭД ЕАЭС).
Распределение квоты было произведено на
основании представленных в таможенные ор-
Как видно из таблицы 1, сумма предоставленных льгот в 2020 году возросла на 314,44 млрд руб., что обусловлено увеличением предоставления льгот по таким категориям как технологическое оборудование, а также медицинские товары, необходимые для борьбы с распространением коронавирусной инфекции в мире.
Объем преференций, предоставляемых в 2020 году, составил 31,8 млрд руб., что больше на 12,8 % чем в 2018 и на 9,3 % чем в 2019 году соответственно, на это повлияло увеличение количества стран, пользующихся предоставляемыми преференциями, а также уменьшение отказов в предоставлении тарифных преференций [4].
Практика применения таможенно-тарифных мер в 2020 году показывает синхронные изменения политик различных стран и существенные изменения характера внешнеторгового регулирования на фоне глобальной пандемии. Новые ограничения торговли касаются преимущественно экспорта, а послабления, напротив, — импорта. Стоит отметить, что вышеперечисленные меры носят временный характер.
ганы деклараций при экспорте указанных товаров. Важно также отметить, что после вывоза всего задекларированного в рамках квоты зерна экспорт перечисленных выше культур в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, был остановлен до 1 июля 2020 года.
В свою очередь до 30 сентября 2020 года в целях получения тарифных преференций в подтверждение происхождения товара допускалось предоставление бумажной или электронной копии сертификата о происхождении товара. Однако, одним из основных условий данного действия является обязательное предоставление оригинала сертификата в течение шести месяцев с даты регистрации декларации на товары. Указанное обязательство должны быть отражено на обратной стороне копии сертификата (т. е. в какой срок таможенному органу должен быть представлен оригинал сертификата).
Большое влияние на предоставление преференций и льгот оказывают отношения между государствами, входящими в состав ЕАЭС. В табл. 1 представлена динамика суммы предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2018—2020 гг., млрд руб.
В условиях распространения коронавирус-ной инфекции COVID-19 в наднациональное законодательство ЕАЭС, а также в национальное законодательство Российской Федерации был внесен ряд ключевых изменений [1]. Актуальное на сегодняшний день изменение было внесено 23 апреля 2021 года, согласно которому беспошлинного ввоза на территорию Союза отдельных товаров, необходимых для борьбы с пандемией, продлен по 30 июня 2022 года включительно. Действие решения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 года.
Заключение
Основным элементом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли [5, 6]. Таможенный тариф, как инструмент торговой политики, используется странами-участницами Евразийского экономического союза, в виде дифференциации ставок импортных пошлин Единого таможенного тарифа.
Таблица 1
Динамика суммы предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2018—2020 гг.,
млрд руб.
2018 год 2019 год 2020 год
Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей 363,9 453,0 767,44
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на защиту экономики страны, регулирование объёмов экспорта и импорта товаров, защиту национальных производителей и обеспечение источников пополнения доходной части государственного бюджета.
Основной целью таможенно-тарифного регулирования является проведение таможенного контроля, который будет направлен на определение соответствия проводимых участниками таможенных отношений действий или операций в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, предупреждение и пресечение на основе этого таможенных правонарушений.
Таким образом, Евразийская экономическая комиссия продолжает вносить необходимые изменения в нормативно-правовые акты, принимать необходимые меры таможенно-тарифной политики для стабилизации экономической ситуации в ЕАЭС, а также для обеспечения сохранности жизни и здоровья населения стран Союза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами — членами Евразийского экономического союза мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV [Электронный ресурс]: Решение Совета ЕЭК от 16.03.2020 г. № 21. — URL: http: //www. consultant.ru.
2. О мерах нетарифного регулирования : О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 [Электронный ресурс]: Решение Коллегии ЕЭК от 24.03.2020 г. № 41. —URL: http: //www. consultant. ru.
3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. — URL: https://eec.eaeunion.org.
4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. — URL: http s: //customs. gov.ru.
5. Солодухина О. И. Совершение таможенных операций в отношении товаров, переме-
щаемых через таможенную границу ЕАЭС в регионе деятельности Курской таможни [Текст] / О. И. Солодухина, С. А. Старых, Д. Ю. Солоду-хин // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты : сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 120—127.
6. Митина С. П. Повышение качества таможенных услуг [Текст] / С. П. Митина, С. А. Старых // Юность и Знания - Гарантия Успеха -2016 : сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции / Ответственный редактор А. А. Горохов, 2016. — С. 227—230.
LIST OF LITERATURE
1. On amendments to some decisions of the Commission of the Customs Union and on approval of the list of goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union in order to implement measures by member states of the Eurasian Economic Union aimed at preventing and preventing the spread of coronavirus infection 2019-nCoV [Electronic resource]: Decision of the EEC Council dated March 16, 2020 №. 21. — URL: http://www.consultant.ru.
2. On amendments to the Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission of April 21, 2015 №. 30 "On non-tariff regulation measures" [Electronic resource]: Decision of the EEC Board of March 24, 2020 № 41. — URL: http://www. consultant. ru.
3. Official website of the Eurasian Economic Commission [Electronic resource]. — URL: https:// eec.eaeunion.org.
4. Official website of the Federal Customs Service [Electronic resource]. — URL: https:// customs.gov.ru.
5. Solodukhina O. I. Performance of customs operations in relation to goods transported across the customs border of the EAEU in the region of the Kursk customs [Text] / O. I. Solodukhina, S. A. Starykh, D. Yu. Solodukhin // Strategy of socio-economic development of society: managerial, legal, economic aspects : Collection of scientific articles of the 8th International Scientific and Practical Conference. — 2018. — Р. 120—127.
6. Mitina S. P. Improving the quality of customs services [Text] / S. P. Mitina, S. A. Starykh // Youth and Knowledge - Guarantee of Success - 2016 : Collection of scientific papers of the 3rd International Youth Scientific Conference / Managing editor A. A. Gorokhov, 2016. — P. 227—230.