ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ТУРИЗМ
Жахонгир Косимов
Ст. преподаватель КарГУ
Бехруз Муродов
Студент КарГУ
АННОТАЦИЯ
Пандемия коронавируса в начале 2020 г. оказала большое влияние на состояние и дальнейшее развитие практически всех сфер мирового хозяйства, в том числе и туризма. Такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны. В статье рассматриваются новые возможности и вызовы этого серьезного испытания для всего туристского рынка.
Ключевые слова: туризм, мировая экономика, ВТО, туристы, безопасность
Туризм является важной сферой социально-экономической деятельности и вносит значительный вклад в доходы государственного бюджета многих стран.
По данным Всемирного совета путешествий и туризма (WTTC), который представляет международную индустрию туризма, вклад туризма в мировую экономику в 2019 г. составил 8,9 трлн долл. или 10,3% мирового ВВП. По оценкам Совета, на индустрию путешествий и туризма приходится 330 миллионов рабочих мест по всему миру (1 из 10 рабочих мест в мире) [2].
В начале 2020 г. все страны охватила пандемия нового вида коронавируса, COVID-19, объявленная Всемирной организацией здравоохранения.
По данным Всемирной туристской организации, количество международных туристских прибытий в первом квартале 2020 года снизилось на 22% в сравнении с тем же периодом 2019 года. В марте 2020 года по миру путешествовало на 67 млн чел. (-57%) меньше относительного аналогичного периода прошлого года.
Пандемия COVID-19 погрузила весь мир в затяжной экономический кризис, нанеся сокрушительный удар по всем отраслям человеческой деятельности. Некоторые сферы понесли особо серьезные убытки. В их числе — культура и туризм.
По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2020 году количество международных турпоездок сократилось на 60-80 %. Это в разы превышает воздействие на отрасль экономического кризиса 2008 года, когда спад составил всего 4 %. Учитывая вклад туризма в экономику — а он обеспечивает приток иностранной валюты, содействует региональному развитию, трудоустройству и предпринимательству в самых разных областях и лежит в основе существования многих коренных общин, в частности в развивающихся
странах и малых островных государствах, — восстановление этой отрасли представляет собой первостепенную задачу международного значения.
В сфере культуры и туризма заняты около 330 млн человек во всем мире. В результате пандемии 10 % из них потеряли возможность работать. Значительную часть таких людей составляют иммигранты, женщины и молодежь.
На культурный туризм приходится около 40 % совокупного мирового дохода от этой отрасли. При этом особой популярностью у туристов пользуются объекты всемирного наследия и музеи. Однако в разгар режима самоизоляции, то есть в марте и апреле 2020 года, 95 % музеев были вынуждены закрыть свои двери. По оценкам специалистов, 13 % из них могут уже никогда не открыться. Посетителей лишились и многие объекты всемирного наследия, которые были закрыты в 90 % стран. Однако закрытие достопримечательностей и культурных учреждений неминуемо влечет за собой сокращение рабочих мест и рост безработицы.
Ущерб был нанесен и нематериальному культурному наследию. Пандемия не только нарушила традиционный образ жизни местных общин, но и лишила заработка представителей исполнительского искусства и многих ремесленников. Под ударом оказались и работники индустрии творчества, в частности театров и художественных галерей, а также сотрудники ресторанов.
Пандемия нового коронавируса и введенные разными странами строгие противоэпидемические меры ускорили трансформацию мирового туризма. Отрасль теряет сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест. Но одновременно на рынок выходят цифровые стартапы travel tech, появляются новые возможности для индивидуальных туров и форматы международного сотрудничества. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уверены, что нынешний кризис - это возможность создать более
устойчивую туристическую экономику. Ускорение свободного падения
Пандемия коронавируса COVID-19 стала для туристической отрасли самым серьезным вызовом за все время ее существования. По итогам 2020 г. экономика международного туризма сократится примерно на 80%, отмечается в октябрьском докладе ОЭСР «Восстановление туризма для будущего».
Всемирная туристская организация (UNWTO) прогнозирует, что к концу года потери этого сектора экономики превысят $1 трлн, более 100 млн человек могут потерять работу.
Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма (это фрагментированный сектор, представленный в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимый от сезонности), а также пробелы в
готовности правительств и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы и изменения, подчеркивают эксперты ОЭСР.
По данным UNWTO, только с января по август падение экспортной выручки от международного туризма составило $730 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Это более чем в 8 раз превышает потери, понесенные в результате глобального экономического и финансового кризиса 2008-2009 гг. Тогда из-за спада в экономике, роста цен на топливо и падения спроса на билеты и пакетные туры с рынка ушли десятки авиаперевозчиков и туроператоров по всему миру.
Но именно тот кризис открыл новые возможности. В августе 2008 г. был основан сервис Airbnb, который сегодня стал глобальной платформой сдачи жилья в краткосрочную аренду. Сервисы и платформы, расширяющие возможности для развития неорганизованного туризма, стали набирать популярность, индустрия стала меняться.
Подобные тенденции наблюдаются в мире и сегодня: большинство стран, ориентированных на развитие туристического сектора, и сами игроки отрасли воспользовались кризисным затишьем, чтобы ускорить перезагрузку отрасли, провести диджитализацию, запуск цифровых платформ, экологичных решений и поменять подходы к организации туризма.
«Лидеры отрасли используют кризис как возможность для дальнейшего инклюзивного и устойчивого роста сектора», - подчеркивает Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) в исследовании под названием «К выздоровлению и за его пределами: будущее туризма после COVID-19».
В России, например, комитет по туризму города Москвы вместе с туристическим сообществом организовали более 70 отраслевых онлайн-мероприятий, включая антикризисные вебинары, воркшопы, международные роуд-шоу и телемосты. Например, пятидневный антикризисный онлайн-интенсив в апреле прослушали более 4000 сотрудников турагентств, отелей и авиакомпаний из России и СНГ, представители региональных администраций и туристических офисов других стран. В Греции была создана платформа «Греция из дома» для профессионалов в сфере туризма, предназначенная для обучения цифровым инструментам и улучшения цифровых навыков с помощью сертифицированных онлайн-курсов и вебинаров. Венгерское агентство по туризму вместе с Альянсом туристических ассоциаций Венгрии и Будапештским экономическим университетом создали платформу электронной обучающей Академии туризма для повышения экономической конкурентоспособности туристических малых и средних предприятий. Новые решения в новых условиях
Платформа Welcome City Lab совместно с Агентством по туризму Франции Atout France в этому году подготовили специальный документ, перечисляющий основные инновационные направления развития в туристическом секторе. В нем выделено пять трендов развития отрасли с учетом влияния пандемии. Это забота о здоровье туристов и соблюдение санитарных норм, цифровая трансформация, ориентация на осознанное потребление и Low Tech (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды), иммерсивные технологии (совмещение реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство), ориентация на города как центр инноваций.
«Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что города могут быстро адаптироваться и должны лучше подготовиться к будущему. Городской туризм -одна из главных тенденций XXI в.», - подчеркивается в исследовании.
Города действительно довольно быстро отреагировали на глобальные изменения на фоне пандемии. Мостуризм в период весенней самоизоляции - с марта по май 2020 г. - запустил несколько крупных онлайн-проектов как для поддержки турбизнеса, так и для развития инновационных предложений и новых форматов путешествий. Например, в онлайн перешел образовательно-туристический проект для школьников из регионов «Город открытий». А для поиска новых решений в туризме работает Moscow Travel Hub - площадка, где можно проводить онлайн-переговоры, проходить обучение и совместно работать над инновационными туристическими предложениями. Два его проекта -акселератор «Фабрика туристических продуктов и сервисов» и хакатон Moscow Travel Hack (подробнее см. Чем полезны хакатоны)
«Вызванные пандемией ограничения на международные поездки формируют колоссальный отложенный спрос. Кто окажется привлекательнее остальных, когда ситуация полностью нормализуется? Тот, у кого будут выгодные предложения и лучшая инфраструктура, в том числе цифровая. За последние месяцы люди по всему миру привыкли к новому уровню цифрового комфорта. Их требования возросли. Чтобы быть конкурентными, нам надо адаптироваться. Важно развивать и поддерживать технологичные проекты в туротрасли», -говорит заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.
Цифровизация туристического сектора началась задолго до пандемии. Такие сервисы, как Skyscanner, Booking.com, Airbnb, дали туристам возможность легко и просто планировать поездки самостоятельно, и все больше людей предпочитало вместо пакетных туров индивидуальные.
Еще в марте 2019 г. исследовательская компания Market Research Future прогнозировала, что темпы роста мирового рынка онлайн-туризма (интернет-сервисов планирования поездок для самостоятельных путешественников) в
ближайшие четыре года будут составлять свыше 13% в год. А мировой рынок онлайн-путешествий вырастет с $570,25 млрд в 2017 г. до $1134,55 млрд к 2023г.
Однако в реальности в период постковидного восстановления цифры могут быть выше. По данным медиаплатформы HotelTechReport, коронавирус ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства на 10-15 лет.
В тематическом исследовании Агентства инноваций г. Москвы отмечается, что будет расти спрос на онлайн-платформы, позволяющие создать бесшовный опыт организации путешествий, например, с помощью интеграции бронирования не только билетов и проживания, но и досуга непосредственно в месте отдыха (покупка билетов в музеи, заказ такси или аренда автомобиля, доставка еды и т. д.).
Другое направление цифровизации туризма, получившее особую популярность именно во время карантинных ограничений, - виртуальные экскурсии по городам и музеям мира. Не вставая с дивана, можно обойти Лувр, послушать Венскую оперу, изучить видеогалерею NASA. Возможность путешествовать онлайн помогает людям открывать для себя мир, видеть места, где они еще не бывали, получать знания, знакомиться с жителями самых разных стран, даже просто находясь дома, говорит председатель комитета по туризму города Москвы Екатерина Проничева.
В Москве благодаря запущенной Мостуризмом в марте 2020 г. медиаплатформе #Москвастобой (москвастобой.рф) человек из любой точки мира может бесплатно посмотреть виртуальные экскурсии по расположенным в Москве ведущим федеральным, городским, частным музеям, московским паркам, включая Парк Горького, ВДНХ и «Зарядье», и другим культурным площадкам столицы и районным достопримечательностям, послушать познавательные лекции, принять участие в мастер-классах и др.
Проекты, подобные медиаплатформе #Москвастобой, помогают создавать привлекательный образ города и тем самым формировать отложенный спрос на путешествия. Если человеку уже сейчас понравится, к примеру, парк, музей, театр или городская достопримечательность, велика вероятность того, что он обязательно посетит это место, как только будет возможно, подчеркивает глава Мостуризма.
Международное сотрудничество и кооперация
Цифровые технологии позволили не только вывести на рынок новые туристические продукты, повысить межотраслевую кооперацию внутри страны, но и сохранить международное сотрудничество.
Так, в марте 2020 г. комитет по туризму города Москвы запустил новый онлайн-формат международного взаимодействия - телемосты с зарубежными партнерами. Среди состоявшихся - телемосты с партнерами из Сеула, Пекина и
Чунцина, Будапешта, Парижа, Барселоны, Алма-Аты. Встречи в удаленном формате позволяют решать текущие проблемы, обсуждать вопросы развития стратегического партнерства, обмениваться опытом, предлагать новые инициативы для взаимодействия, рассказывает Ксения Бойкова, заместитель генерального директора АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Еще один пример - цифровые роуд-шоу между представителями туротрасли Москвы и зарубежных городов-партнеров. Первое мероприятие такого формата прошло в июне для стран Персидского залива. В нем приняли участие 25 представителей туриндустрии из Москвы и более 100 из ОАЭ, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и других стран. Теперь цифровые роуд-шоу станут обычной практикой наравне с традиционными форматами бизнес-миссий, констатирует Бойкова.
Несмотря на мощное падение отрасли, COVID-19 оказался неожиданным катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль, констатируют эксперты WTTC в актуальном прогнозе. Они отмечают, что ускорение цифровой повестки дня является одним из положительных результатов этого кризиса наряду с развитием новых бизнес-моделей, воплощающих цели устойчивого развития, внедрением экологического туризма, вовлечением в сектор разных социальных слоев населения, а также эволюцией спроса и переосмыслением роли безопасности и здоровья.
REFERENCES
[1] Makhmudova, A. (2018). Ensuring the competitiveness of the scientific approaches of eco-tourism a case of Uzbekistan. South Asian Journal of Marketing & Management Research, 8(11), 33-41.
[2] Махмудова, А. П. (2017). ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.
In Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы (pp. 123-125).
[3] Набиев, Г. А., & Бакирова, О. (2022). ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ. Scientific progress, 3(2), 952-958.
[4] Набиев, Г. А., & Бакирова, О. (2022). РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Scientific progress, 3(2), 944-951.
[5] G'Ulomxasanov, E., Abdullayev, N., & Jurayev, S. (2021). TURIZMNI TRANSPORT VOSITALARI ORQALI RIVOJLANTIRISH. Scientific progress, 2(5), 479-482.
[6] G'Ulomxasanov, E., Ruziyev, B., Lazizova, M., & Ochildiyev, B. (2022). TURIZM— MAMLAKAT IQTISODIYOTINING STRATEGIK TARMOG 'I. Scientific progress, 3(1), 458-464.
[7] Irgashevich, S. T. (2021). MAHMUD KASHGARI AND HIS WORK a€ reDAaWA€ N LUGHA€ T AL-TURKa€ IN THE INTERPRETATION OF WORLD KASHGARI SCIENTISTS. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), 7(4), 14.
[8] СУЛТОНОВ, Т. (2019). TAKHMIS BY NEMATULLOH KISHVARI TO THE GHAZEL WITH THE REDIF OF" BOLDUM SANGA" BY ALISHER NAVOI. Иностранные языки в Узбекистане, (2), 158-167.
[9] Kosimov, J., & Ruziboyeva, G. (2022). THE ROLE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE WORLD. Scientific progress, 3(2), 435-441.
[10] Narkabilova, G. (2021). Extracurricular activities are a key element in the organization of the educational process. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 12(4), 1029-1033.
[11] Kupaysinovna, K. S. (2021). Advanced Experiences In The Use Of Digital Technologies In Teaching Fine Arts (On The Example Of Finland And South Korea). Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 12(7), 939-946.
[12] Файзуллаев, Т., & Хужамбердиева, Ш. (2020). ЭРКИН ВО^ИДОВ ИЖОДИНИ УМУМИЙ УРТА ТАЪЛИМ МАКТАБЛАРИДА УРГАНИШДА ЁШЛАРНИ ВАТАПАРВАРЛИК РУ^ИДА ТАРБИЯЛАШНИНГ АХДМИЯТИ. Scientific Bulletin of Namangan State University, 2(4), 543-546.
[13] Khujamberdieva, S. K. (2020). EFFECTIVE TEACHING OF ERKIN VOKHIDOVS WORK IN HIGHER EDUCATION PERSONALITY OF CREATION OF INFORMATION SOFTWARE. Theoretical & Applied Science, (12), 221-226
[14] Khuzhamberdieva, S. K. (2019). МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЭРКИН ВОХИДОВА. Theoretical & Applied Science, (4), 272-276.
[15] Хужамбердиева, Ш. К. (2016). Кавказ в творчестве Эркина Вахидова. Молодой ученый, (10), 1509-1510.
[16] Shahobiddinov, V. E., Khodjayev, O. S., & Oripov, S. G. (2021). TEMIR YO 'L TRANSPORTIDA SODIR BO 'LGAN TABIIY VA TEXNOGEN TUSDAGI FAVQULODDA VAZIYATLAR OQIBATLARINI BARTARAF ETISHDA AVARIYA QUTQARUV ISHLARINI TAKOMILLASHTIRISH. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(9), 987-994.
[17] Salimov, O. A., Khusanova, S. A., Salimov, M., & Rahimjonov, A. R. (2022). Study of Factors Affecting the Quality of Raw Cotton During Storage and Processing. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 3(3), 40-46.
[18] Nosirovna, M. M., & Musulmanovich, N. J. (2021). Dialect Words in the Works of Maksim Gorky. International Journal of Discoveries and Innovations in Applied Sciences, 1(3), 1-2.
[19] Nosirovna, M. M., & Musulmanovich, N. J. (2021). Orphoepic Mistakes in Student Speech. Ижтимоий Фанларда Инновация онлайн илмий журнали, 1(1), 115-118.
[20] Nosirovna, M. M., & Musulmanovich, N. J. (2021, July). Dialectical Words and Neologisms in the Works of AS Pushkin. In Archive of Conferences (pp. 116-118).
[21] Musurmankulova, M. N., Boymirzayev, D. B., & Norbadalov, D. M. (2021). HISTORY OF COMPARATIVE DIALECT STUDIES. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PHILOLOGICAL SCIENCES (2767-3758), 2(06), 55-60.
[22] Musurmankulova, M. N., Amirkulov, S. S., & Choriev, B. A. (2021). DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CONDITIONS AND IMPROVEMENT OF COMPARATIVE-DIALECTOLOGICAL COMPETENCE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(01), 94-100.
[23] Хабибова, Н. Н., Олимова, Д. В., & Норова, М. Б. (2020). ЛЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ КАРИЕСА МЕТОДОМ ИНФИЛЬТРАЦИИ. Новый день в медицине, (4), 339-341.
[24] Олимова, Д. В. (2022). СИНДРОМ ЖЖЕНИЯ ВО РТУ: ОБЗОР ЕГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА. Лучший ин
[25] Nasullaevna, H. N., & Vohidovna, O. D. (2021). THE EFFICIENCY OF GLOSSALGIA AND STOMATALGIA COMPLEX TREATMENT. Биология и интегративная медицина, (6 (53)), 374-379.
[26] Норова, М. Б., & Олимова, Д. В. (2020). МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ, СООТВЕТСТВИЕ ИХ ЗАКОНУ ЗОЛОТОЙ ПРОПОРЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИММЕТРИЧНОСТИ. Новый день в медицине, (2), 477-479.
[27] Ziyoda, N. (2021). THE USE OF AUTHENTIC MATERIALS IN INCREASING THE MOTIVATION TO THE STUDENTS'OF ENGLISH LANGUAGE. Pindus Journal of Culture, Literature, and ELT, 6, 41-45.
[28] Ziyoda, N. Z. N. (2021). THE IMPACT OF INTEGRATED COURSE ON STUDENT ACHIEVEMENT. Журнал иностранных языков и лингвистики, 2(5).
[29] Nazarova, Z. K. (2021). THE IMPACT OF CULTURAL BASED ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT INTERMEDIATE (B1) LEVEL. Academic research in educational sciences, 2(10), 1057-1062.
[30] Nazarova, Z. K. (2020). TEACHING METHODS OF LISTENING COMPREHENSION. Theoretical & Applied Science, (5), 935-937.
[31] Nazarova, Z. K. (2017). WRITING IS THE LANGUAGE ART. Гуманитарный трактат, (20), 33-34.