Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ТУРИЗМ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ТУРИЗМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
396
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / мировая экономика / ВТО / туристы / безопасность

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жахонгир Косимов, Бехруз Муродов

Пандемия коронавируса в начале 2020 г. оказала большое влияние на состояние и дальнейшее развитие практически всех сфер мирового хозяйства, в том числе и туризма. Такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны. В статье рассматриваются новые возможности и вызовы этого серьезного испытания для всего туристского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ТУРИЗМ»

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ТУРИЗМ

Жахонгир Косимов

Ст. преподаватель КарГУ

Бехруз Муродов

Студент КарГУ

АННОТАЦИЯ

Пандемия коронавируса в начале 2020 г. оказала большое влияние на состояние и дальнейшее развитие практически всех сфер мирового хозяйства, в том числе и туризма. Такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны. В статье рассматриваются новые возможности и вызовы этого серьезного испытания для всего туристского рынка.

Ключевые слова: туризм, мировая экономика, ВТО, туристы, безопасность

Туризм является важной сферой социально-экономической деятельности и вносит значительный вклад в доходы государственного бюджета многих стран.

По данным Всемирного совета путешествий и туризма (WTTC), который представляет международную индустрию туризма, вклад туризма в мировую экономику в 2019 г. составил 8,9 трлн долл. или 10,3% мирового ВВП. По оценкам Совета, на индустрию путешествий и туризма приходится 330 миллионов рабочих мест по всему миру (1 из 10 рабочих мест в мире) [2].

В начале 2020 г. все страны охватила пандемия нового вида коронавируса, COVID-19, объявленная Всемирной организацией здравоохранения.

По данным Всемирной туристской организации, количество международных туристских прибытий в первом квартале 2020 года снизилось на 22% в сравнении с тем же периодом 2019 года. В марте 2020 года по миру путешествовало на 67 млн чел. (-57%) меньше относительного аналогичного периода прошлого года.

Пандемия COVID-19 погрузила весь мир в затяжной экономический кризис, нанеся сокрушительный удар по всем отраслям человеческой деятельности. Некоторые сферы понесли особо серьезные убытки. В их числе — культура и туризм.

По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2020 году количество международных турпоездок сократилось на 60-80 %. Это в разы превышает воздействие на отрасль экономического кризиса 2008 года, когда спад составил всего 4 %. Учитывая вклад туризма в экономику — а он обеспечивает приток иностранной валюты, содействует региональному развитию, трудоустройству и предпринимательству в самых разных областях и лежит в основе существования многих коренных общин, в частности в развивающихся

странах и малых островных государствах, — восстановление этой отрасли представляет собой первостепенную задачу международного значения.

В сфере культуры и туризма заняты около 330 млн человек во всем мире. В результате пандемии 10 % из них потеряли возможность работать. Значительную часть таких людей составляют иммигранты, женщины и молодежь.

На культурный туризм приходится около 40 % совокупного мирового дохода от этой отрасли. При этом особой популярностью у туристов пользуются объекты всемирного наследия и музеи. Однако в разгар режима самоизоляции, то есть в марте и апреле 2020 года, 95 % музеев были вынуждены закрыть свои двери. По оценкам специалистов, 13 % из них могут уже никогда не открыться. Посетителей лишились и многие объекты всемирного наследия, которые были закрыты в 90 % стран. Однако закрытие достопримечательностей и культурных учреждений неминуемо влечет за собой сокращение рабочих мест и рост безработицы.

Ущерб был нанесен и нематериальному культурному наследию. Пандемия не только нарушила традиционный образ жизни местных общин, но и лишила заработка представителей исполнительского искусства и многих ремесленников. Под ударом оказались и работники индустрии творчества, в частности театров и художественных галерей, а также сотрудники ресторанов.

Пандемия нового коронавируса и введенные разными странами строгие противоэпидемические меры ускорили трансформацию мирового туризма. Отрасль теряет сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест. Но одновременно на рынок выходят цифровые стартапы travel tech, появляются новые возможности для индивидуальных туров и форматы международного сотрудничества. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уверены, что нынешний кризис - это возможность создать более

устойчивую туристическую экономику. Ускорение свободного падения

Пандемия коронавируса COVID-19 стала для туристической отрасли самым серьезным вызовом за все время ее существования. По итогам 2020 г. экономика международного туризма сократится примерно на 80%, отмечается в октябрьском докладе ОЭСР «Восстановление туризма для будущего».

Всемирная туристская организация (UNWTO) прогнозирует, что к концу года потери этого сектора экономики превысят $1 трлн, более 100 млн человек могут потерять работу.

Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма (это фрагментированный сектор, представленный в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимый от сезонности), а также пробелы в

готовности правительств и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы и изменения, подчеркивают эксперты ОЭСР.

По данным UNWTO, только с января по август падение экспортной выручки от международного туризма составило $730 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Это более чем в 8 раз превышает потери, понесенные в результате глобального экономического и финансового кризиса 2008-2009 гг. Тогда из-за спада в экономике, роста цен на топливо и падения спроса на билеты и пакетные туры с рынка ушли десятки авиаперевозчиков и туроператоров по всему миру.

Но именно тот кризис открыл новые возможности. В августе 2008 г. был основан сервис Airbnb, который сегодня стал глобальной платформой сдачи жилья в краткосрочную аренду. Сервисы и платформы, расширяющие возможности для развития неорганизованного туризма, стали набирать популярность, индустрия стала меняться.

Подобные тенденции наблюдаются в мире и сегодня: большинство стран, ориентированных на развитие туристического сектора, и сами игроки отрасли воспользовались кризисным затишьем, чтобы ускорить перезагрузку отрасли, провести диджитализацию, запуск цифровых платформ, экологичных решений и поменять подходы к организации туризма.

«Лидеры отрасли используют кризис как возможность для дальнейшего инклюзивного и устойчивого роста сектора», - подчеркивает Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) в исследовании под названием «К выздоровлению и за его пределами: будущее туризма после COVID-19».

В России, например, комитет по туризму города Москвы вместе с туристическим сообществом организовали более 70 отраслевых онлайн-мероприятий, включая антикризисные вебинары, воркшопы, международные роуд-шоу и телемосты. Например, пятидневный антикризисный онлайн-интенсив в апреле прослушали более 4000 сотрудников турагентств, отелей и авиакомпаний из России и СНГ, представители региональных администраций и туристических офисов других стран. В Греции была создана платформа «Греция из дома» для профессионалов в сфере туризма, предназначенная для обучения цифровым инструментам и улучшения цифровых навыков с помощью сертифицированных онлайн-курсов и вебинаров. Венгерское агентство по туризму вместе с Альянсом туристических ассоциаций Венгрии и Будапештским экономическим университетом создали платформу электронной обучающей Академии туризма для повышения экономической конкурентоспособности туристических малых и средних предприятий. Новые решения в новых условиях

Платформа Welcome City Lab совместно с Агентством по туризму Франции Atout France в этому году подготовили специальный документ, перечисляющий основные инновационные направления развития в туристическом секторе. В нем выделено пять трендов развития отрасли с учетом влияния пандемии. Это забота о здоровье туристов и соблюдение санитарных норм, цифровая трансформация, ориентация на осознанное потребление и Low Tech (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды), иммерсивные технологии (совмещение реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство), ориентация на города как центр инноваций.

«Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что города могут быстро адаптироваться и должны лучше подготовиться к будущему. Городской туризм -одна из главных тенденций XXI в.», - подчеркивается в исследовании.

Города действительно довольно быстро отреагировали на глобальные изменения на фоне пандемии. Мостуризм в период весенней самоизоляции - с марта по май 2020 г. - запустил несколько крупных онлайн-проектов как для поддержки турбизнеса, так и для развития инновационных предложений и новых форматов путешествий. Например, в онлайн перешел образовательно-туристический проект для школьников из регионов «Город открытий». А для поиска новых решений в туризме работает Moscow Travel Hub - площадка, где можно проводить онлайн-переговоры, проходить обучение и совместно работать над инновационными туристическими предложениями. Два его проекта -акселератор «Фабрика туристических продуктов и сервисов» и хакатон Moscow Travel Hack (подробнее см. Чем полезны хакатоны)

«Вызванные пандемией ограничения на международные поездки формируют колоссальный отложенный спрос. Кто окажется привлекательнее остальных, когда ситуация полностью нормализуется? Тот, у кого будут выгодные предложения и лучшая инфраструктура, в том числе цифровая. За последние месяцы люди по всему миру привыкли к новому уровню цифрового комфорта. Их требования возросли. Чтобы быть конкурентными, нам надо адаптироваться. Важно развивать и поддерживать технологичные проекты в туротрасли», -говорит заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.

Цифровизация туристического сектора началась задолго до пандемии. Такие сервисы, как Skyscanner, Booking.com, Airbnb, дали туристам возможность легко и просто планировать поездки самостоятельно, и все больше людей предпочитало вместо пакетных туров индивидуальные.

Еще в марте 2019 г. исследовательская компания Market Research Future прогнозировала, что темпы роста мирового рынка онлайн-туризма (интернет-сервисов планирования поездок для самостоятельных путешественников) в

ближайшие четыре года будут составлять свыше 13% в год. А мировой рынок онлайн-путешествий вырастет с $570,25 млрд в 2017 г. до $1134,55 млрд к 2023г.

Однако в реальности в период постковидного восстановления цифры могут быть выше. По данным медиаплатформы HotelTechReport, коронавирус ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства на 10-15 лет.

В тематическом исследовании Агентства инноваций г. Москвы отмечается, что будет расти спрос на онлайн-платформы, позволяющие создать бесшовный опыт организации путешествий, например, с помощью интеграции бронирования не только билетов и проживания, но и досуга непосредственно в месте отдыха (покупка билетов в музеи, заказ такси или аренда автомобиля, доставка еды и т. д.).

Другое направление цифровизации туризма, получившее особую популярность именно во время карантинных ограничений, - виртуальные экскурсии по городам и музеям мира. Не вставая с дивана, можно обойти Лувр, послушать Венскую оперу, изучить видеогалерею NASA. Возможность путешествовать онлайн помогает людям открывать для себя мир, видеть места, где они еще не бывали, получать знания, знакомиться с жителями самых разных стран, даже просто находясь дома, говорит председатель комитета по туризму города Москвы Екатерина Проничева.

В Москве благодаря запущенной Мостуризмом в марте 2020 г. медиаплатформе #Москвастобой (москвастобой.рф) человек из любой точки мира может бесплатно посмотреть виртуальные экскурсии по расположенным в Москве ведущим федеральным, городским, частным музеям, московским паркам, включая Парк Горького, ВДНХ и «Зарядье», и другим культурным площадкам столицы и районным достопримечательностям, послушать познавательные лекции, принять участие в мастер-классах и др.

Проекты, подобные медиаплатформе #Москвастобой, помогают создавать привлекательный образ города и тем самым формировать отложенный спрос на путешествия. Если человеку уже сейчас понравится, к примеру, парк, музей, театр или городская достопримечательность, велика вероятность того, что он обязательно посетит это место, как только будет возможно, подчеркивает глава Мостуризма.

Международное сотрудничество и кооперация

Цифровые технологии позволили не только вывести на рынок новые туристические продукты, повысить межотраслевую кооперацию внутри страны, но и сохранить международное сотрудничество.

Так, в марте 2020 г. комитет по туризму города Москвы запустил новый онлайн-формат международного взаимодействия - телемосты с зарубежными партнерами. Среди состоявшихся - телемосты с партнерами из Сеула, Пекина и

Чунцина, Будапешта, Парижа, Барселоны, Алма-Аты. Встречи в удаленном формате позволяют решать текущие проблемы, обсуждать вопросы развития стратегического партнерства, обмениваться опытом, предлагать новые инициативы для взаимодействия, рассказывает Ксения Бойкова, заместитель генерального директора АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Еще один пример - цифровые роуд-шоу между представителями туротрасли Москвы и зарубежных городов-партнеров. Первое мероприятие такого формата прошло в июне для стран Персидского залива. В нем приняли участие 25 представителей туриндустрии из Москвы и более 100 из ОАЭ, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и других стран. Теперь цифровые роуд-шоу станут обычной практикой наравне с традиционными форматами бизнес-миссий, констатирует Бойкова.

Несмотря на мощное падение отрасли, COVID-19 оказался неожиданным катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль, констатируют эксперты WTTC в актуальном прогнозе. Они отмечают, что ускорение цифровой повестки дня является одним из положительных результатов этого кризиса наряду с развитием новых бизнес-моделей, воплощающих цели устойчивого развития, внедрением экологического туризма, вовлечением в сектор разных социальных слоев населения, а также эволюцией спроса и переосмыслением роли безопасности и здоровья.

REFERENCES

[1] Makhmudova, A. (2018). Ensuring the competitiveness of the scientific approaches of eco-tourism a case of Uzbekistan. South Asian Journal of Marketing & Management Research, 8(11), 33-41.

[2] Махмудова, А. П. (2017). ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.

In Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы (pp. 123-125).

[3] Набиев, Г. А., & Бакирова, О. (2022). ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ. Scientific progress, 3(2), 952-958.

[4] Набиев, Г. А., & Бакирова, О. (2022). РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Scientific progress, 3(2), 944-951.

[5] G'Ulomxasanov, E., Abdullayev, N., & Jurayev, S. (2021). TURIZMNI TRANSPORT VOSITALARI ORQALI RIVOJLANTIRISH. Scientific progress, 2(5), 479-482.

[6] G'Ulomxasanov, E., Ruziyev, B., Lazizova, M., & Ochildiyev, B. (2022). TURIZM— MAMLAKAT IQTISODIYOTINING STRATEGIK TARMOG 'I. Scientific progress, 3(1), 458-464.

[7] Irgashevich, S. T. (2021). MAHMUD KASHGARI AND HIS WORK a€ reDAaWA€ N LUGHA€ T AL-TURKa€ IN THE INTERPRETATION OF WORLD KASHGARI SCIENTISTS. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), 7(4), 14.

[8] СУЛТОНОВ, Т. (2019). TAKHMIS BY NEMATULLOH KISHVARI TO THE GHAZEL WITH THE REDIF OF" BOLDUM SANGA" BY ALISHER NAVOI. Иностранные языки в Узбекистане, (2), 158-167.

[9] Kosimov, J., & Ruziboyeva, G. (2022). THE ROLE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE WORLD. Scientific progress, 3(2), 435-441.

[10] Narkabilova, G. (2021). Extracurricular activities are a key element in the organization of the educational process. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 12(4), 1029-1033.

[11] Kupaysinovna, K. S. (2021). Advanced Experiences In The Use Of Digital Technologies In Teaching Fine Arts (On The Example Of Finland And South Korea). Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 12(7), 939-946.

[12] Файзуллаев, Т., & Хужамбердиева, Ш. (2020). ЭРКИН ВО^ИДОВ ИЖОДИНИ УМУМИЙ УРТА ТАЪЛИМ МАКТАБЛАРИДА УРГАНИШДА ЁШЛАРНИ ВАТАПАРВАРЛИК РУ^ИДА ТАРБИЯЛАШНИНГ АХДМИЯТИ. Scientific Bulletin of Namangan State University, 2(4), 543-546.

[13] Khujamberdieva, S. K. (2020). EFFECTIVE TEACHING OF ERKIN VOKHIDOVS WORK IN HIGHER EDUCATION PERSONALITY OF CREATION OF INFORMATION SOFTWARE. Theoretical & Applied Science, (12), 221-226

[14] Khuzhamberdieva, S. K. (2019). МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЭРКИН ВОХИДОВА. Theoretical & Applied Science, (4), 272-276.

[15] Хужамбердиева, Ш. К. (2016). Кавказ в творчестве Эркина Вахидова. Молодой ученый, (10), 1509-1510.

[16] Shahobiddinov, V. E., Khodjayev, O. S., & Oripov, S. G. (2021). TEMIR YO 'L TRANSPORTIDA SODIR BO 'LGAN TABIIY VA TEXNOGEN TUSDAGI FAVQULODDA VAZIYATLAR OQIBATLARINI BARTARAF ETISHDA AVARIYA QUTQARUV ISHLARINI TAKOMILLASHTIRISH. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(9), 987-994.

[17] Salimov, O. A., Khusanova, S. A., Salimov, M., & Rahimjonov, A. R. (2022). Study of Factors Affecting the Quality of Raw Cotton During Storage and Processing. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 3(3), 40-46.

[18] Nosirovna, M. M., & Musulmanovich, N. J. (2021). Dialect Words in the Works of Maksim Gorky. International Journal of Discoveries and Innovations in Applied Sciences, 1(3), 1-2.

[19] Nosirovna, M. M., & Musulmanovich, N. J. (2021). Orphoepic Mistakes in Student Speech. Ижтимоий Фанларда Инновация онлайн илмий журнали, 1(1), 115-118.

[20] Nosirovna, M. M., & Musulmanovich, N. J. (2021, July). Dialectical Words and Neologisms in the Works of AS Pushkin. In Archive of Conferences (pp. 116-118).

[21] Musurmankulova, M. N., Boymirzayev, D. B., & Norbadalov, D. M. (2021). HISTORY OF COMPARATIVE DIALECT STUDIES. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PHILOLOGICAL SCIENCES (2767-3758), 2(06), 55-60.

[22] Musurmankulova, M. N., Amirkulov, S. S., & Choriev, B. A. (2021). DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CONDITIONS AND IMPROVEMENT OF COMPARATIVE-DIALECTOLOGICAL COMPETENCE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(01), 94-100.

[23] Хабибова, Н. Н., Олимова, Д. В., & Норова, М. Б. (2020). ЛЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ КАРИЕСА МЕТОДОМ ИНФИЛЬТРАЦИИ. Новый день в медицине, (4), 339-341.

[24] Олимова, Д. В. (2022). СИНДРОМ ЖЖЕНИЯ ВО РТУ: ОБЗОР ЕГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА. Лучший ин

[25] Nasullaevna, H. N., & Vohidovna, O. D. (2021). THE EFFICIENCY OF GLOSSALGIA AND STOMATALGIA COMPLEX TREATMENT. Биология и интегративная медицина, (6 (53)), 374-379.

[26] Норова, М. Б., & Олимова, Д. В. (2020). МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ, СООТВЕТСТВИЕ ИХ ЗАКОНУ ЗОЛОТОЙ ПРОПОРЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИММЕТРИЧНОСТИ. Новый день в медицине, (2), 477-479.

[27] Ziyoda, N. (2021). THE USE OF AUTHENTIC MATERIALS IN INCREASING THE MOTIVATION TO THE STUDENTS'OF ENGLISH LANGUAGE. Pindus Journal of Culture, Literature, and ELT, 6, 41-45.

[28] Ziyoda, N. Z. N. (2021). THE IMPACT OF INTEGRATED COURSE ON STUDENT ACHIEVEMENT. Журнал иностранных языков и лингвистики, 2(5).

[29] Nazarova, Z. K. (2021). THE IMPACT OF CULTURAL BASED ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT INTERMEDIATE (B1) LEVEL. Academic research in educational sciences, 2(10), 1057-1062.

[30] Nazarova, Z. K. (2020). TEACHING METHODS OF LISTENING COMPREHENSION. Theoretical & Applied Science, (5), 935-937.

[31] Nazarova, Z. K. (2017). WRITING IS THE LANGUAGE ART. Гуманитарный трактат, (20), 33-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.