Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПАНДЕМИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова О.В.

В статье рассмотрена актуальность влияния пандемии на логистический рынок услуг. Раскрыты основные мировые логистические тенденции. Проведён анализ логистического рынка в России и предложены необходимые меры для его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В РОССИИ»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.1

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В РОССИИ

О.В. Гудкова

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В статье рассмотрена актуальность влияния пандемии на логистический рынок услуг. Раскрыты основные мировые логистические тенденции. Проведён анализ логистического рынка в России и предложены необходимые меры для его совершенствования.

Ключевые слова: логистика, пандемия, логистический рынок, логистическая инфраструктура.

В настоящее время логистический рынок - это не новое явление в экономике, а современный бизнес, как необходимость для экономических субъектов по выживанию на высоко конкурентном рынке, благодаря своей основной компетенции, при этом передавая не свойственные ему функции аутсортинговым организациям.

Мировой рынок транспортно-логистических услуг и отечественный в том числе, изменила пандемия СО"УШ-19. В мировом сообществе произошло значительное сокращение производственных мощностей в связи с закрытием границ между странами и введением режима самоизоляции. Пандемия СОУШ-19 внесла свои коррективы практически во все области и сферы коммерческой деятельности, и грузоперевозки не стали исключением. Произошло нарушение привычных связей между производителями и потребителями и внесение серьезных изменений в бизнес логистических компаний [1].

Основные мировые логистические тенденции:

1. Снижение грузопотока в мировом и локальных масштабах. Причины очевидны: закрытие границ стран, массовое закрытие торговых точек, рост курса доллара, изоляция населения, снижение спроса и покупательной способности, а также состояние страха и неопределенности у потребителей. Многие фабрики и заводы по всему миру закрыты на карантин -перевозить становится нечего и некому.

2. Отсутствие простых, понятных правил игры в условиях карантина для представителей логистического рынка [3].

Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции. Во многих регионах России в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции по-прежнему сохраняются ограничительные меры, в числе которых режим самоизоляции, пропускная система, контрольно-пропускные пункты и блок-посты на дорогах, а также карантин в отдельных населенных пунктах. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенных ограничений.

Несмотря на все ограничительные меры, препятствий для осуществления грузоперевозок в России нет: грузоперевозчики продолжали перевозить продукты первой необходимости, медикаменты и иные товары, обеспечивая население всем необходимым, так как на транспортные компании и организации данный указ не распространялся. В целях поддержки отрасли с конца марта для грузовых транспортных средств, которые доставляют продукты первой необходимости, отменили весовой контроль до 25 мая [4]. Мера касается перевозки товаров первой необходимости в прицепах, полуприцепах платформенного типа с тентиро-ванным верхом, а также в автофургонах, прицепах, полуприцепах рефрижераторного и изотермического типа, в том числе рефрижераторных, изотермических, мультитемпературных, отапливаемых и ледниках, а также малотоннажным транспортом. Многие российские регионы также отменили традиционные весенние ограничения для большегрузного транспорта из-за ситуации с коронавирусом.

В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие

времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд. руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции.

В начале апреля грузоперевозчики предложили использовать систему «Платон» вместо бумажных пропусков, которые ввели в регионах с целью борьбы с распространением вируса COVID-19. В документе перевозчики просили исключить получение бумажных пропусков, так как данная процедура замедляет товарооборот и создает дополнительную нагрузку на бизнес, а также может негативно сказаться на здоровье водителей, потому что они вынуждены стоять в очередях за пропуском, рискуя своей безопасностью.

Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

В настоящий момент на российском рынке наблюдается сокращение числа грузоперевозок, которое по различным экспертным оценкам находится в диапазоне от 10% до 15%. По этой причине многие участники рынка теряют прибыль, а некоторые и вовсе несут убытки. Говоря об изменениях в цепочках поставок наших клиентов, которые специализируются на одежде, обуви, парфюмерии, косметике и так далее, стоит отметить, что переход в онлайн-формат не смог компенсировать в полном объеме потери, связанные с приостановкой офлайн-торговли [2].

В начале пандемии фрахтовые цены на магистральные перевозки, особенно в Южном и Уральском федеральных округах, выросли в два раза, в сложившейся ситуации владельцы грузов были вынуждены принять новые условия и понести убытки. Объемы перевозок упали, так как пришлось выводить часть грузовой базы из оборота. Более того, большинство автоперевозчиков последовало введенным правилам и осталось дома. Региональные перевозчики, особенно с Урала, из ЮФО и Сибири, стали реже соглашаться на рейсы в столицу, при этом региональные плечи обслуживаются практически без изменений.

Ограничения, введенные из-за коронавируса, были продлены до конца весны, а в некоторых субъектах страны и до лета. Грузоперевозки не смогут восстановиться ни в денежном, ни в натуральном выражении даже к зиме этого года. Ряд крупных перевозчиков заявляет о падении во втором квартале грузооборота по своей сети до 50% по сравнению с 2019 годом.

В период пандемии больше всего повезло транспортникам-контрактодержателям сетевых ритейлеров и крупных дистрибьюторов. Точно не проиграли перевозчики крупного дистанционного ритейла и, как следствие, магистральные партнеры курьеров. Рост именно в этом сегменте частично смягчил удар от падения показателей грузооборота в целом по автомобильной отрасли.

Принятые меры безопасности в связи с распространением нового вируса оказали влияние на логистику нашей страны. В некоторых регионах России, в частности в городах Самара и Ростов-на-Дону, из-за введенных ограничительных мер возникли многокилометровые автомобильные заторы. Однако рынок все же смог в сжатые сроки подстроиться под изменившиеся условия. На данный период времени наблюдается увеличение продаж отдельных категорий товаров, в числе которых косметика (+186 %), детские товары (+164 %), книги (+157 %), спортивный инвентарь (+146 %) и электроника (139 %).

Грузоперевозки - сфера, которая продолжает свою работу даже в период режима самоизоляции, но все же отрасль также ощущает на себе все волнения рынка и нестабильность ситуации из-за коронавируса. Основные изменения связаны с характером перевозимого груза, уменьшением объемов перевозок товаров и оборудования, а также с увеличением спроса на продуктовые товары. Компании сталкиваются с разными проблемами, в числе которых -нехватка средств для обеспечения нормальной деятельности (рост уровня дебиторской задолженности, так как некоторые компании приостановили свою работу и не оплачивают сче-

та), вынужденный простой транспорта, нехватка водителей (многие из них вынуждены сидеть дома на карантине или оформить больничный, сильнее всего в этом плане страдают частные перевозчики, которых некому заменить).

Несмотря на сложности в отрасли в целом, зафиксирован стабильный рост в сфере внутрироссийских перевозок по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Также наблюдается значительный приток новых клиентов - те заказчики, которые продолжают свою деятельность, ищут партнеров, которые могут гарантированно предоставлять услуги по оптимальному соотношению цены и качества, не завышая тарифы в условиях дефицита транспорта и водителей, а также готовых выполнить взятые на себя обязательства в полной мере.

К новым требованиям адаптируются логистические компании, которые предъявляются для осуществления грузоперевозок по России. Необходимость получения пропусков сильно осложняло работу, особенно в первое время, когда ограничения могли вступить в силу в день официального опубликования соответствующего распоряжения. Еще одна трудность - в разных городах одного субъекта страны могли действовать совершенно разные правила и ограничения. Всё это создавало проблемы при въезде в субъекты РФ . Сейчас такой проблемы нет, а порядок получения пропусков в каждом регионе изучен и понятен. Заранее оформляют необходимые пропуска для сотрудников, в том числе и для водителей. А сложность в виде отправки в обсервацию водителей, осуществляющих доставку грузов из Москвы в региональные распределительные центры, сейчас разрешена методическими рекомендациями и письмами.

В период пандемии в российских регионах появились «схожие до букв» разъяснения и решения, контролирующие транспортное сообщение этих субъектов с соседями и транзитный транспорт. В жизни эти решения действуют по-разному, а иногда они и вовсе не работают. Так, в Краснодарском крае и Мурманской области уже есть практика выставления кордонов, проведения проверок на предмет наличия справки с места работы, первичных транспортных документов, доверенностей, специализированных уведомлений по формам региона и даже копий устава предприятия с указанием сферы деятельности [5]. Все участники рынка автомобильных грузоперевозок, страдают от этого в равной степени, возможно, за исключением крупных федеральных игроков, где водитель не вынужден самостоятельно заниматься обеспечением безопасности, соблюдением сроков и финансированием рейсов.

На фоне вводимых ограничений логистические компании принимают решения по оптимизации маршрутов. Логистические компании стараются предлагать альтернативные способы доставки грузов в удаленные регионы. Полгода назад авиаперевозки были заменены в Сибирь и на Дальний Восток автомобильными, и сейчас, в условиях распространения коро-навируса, они стали наиболее востребованы среди клиентов. Никаких сложностей при надлежащем оформлении пропусков и справок отмечено не было.

В транспортных компаниях соблюдаются все необходимые меры безопасности для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Обеспечение безопасности -одна из приоритетных задач на сегодняшний день. С этой целью перевозчики приняли ряд необходимых мер: офисных сотрудников перевели на удаленный режим работы, а часть совещаний проводят в режиме онлайн. Курьеры, водители и работники склада каждый день получают индивидуальные средства защиты, несколько раз в день им измеряют температуру тела и отмечают все показатели на специальном листе, который прикрепляется к доставляемым заказам. Кроме этого, сотрудники соблюдают правило социальной дистанции.

Для поддержки отрасли грузоперевозок власти приняли ряд мер, в числе которых -отмена весового контроля для перевозки товаров первой необходимости и отмена весенних ограничений в ряде субъектов страны.

У большинства компаний, отмена весового контроля в данной ситуации имела не сильное значение, поскольку перевозчики соблюдают все нормы и требования российского законодательства и не допускают перегруза транспортных средств. Для контроля нагрузки на ось на некоторых складах компании уже установлены специализированные комплексы весового контроля. А вот отмена весенних ограничений в регионах - действенная мера, которая

позволила компаниям сократить трудозатраты на отслеживание этих ограничений, высвободив их для контроля наличия у водителей пропусков в разные регионы.

Любые меры поддержки бизнеса повышают финансовую устойчивость и позволяют не только выживать, но и развиваться в такое сложное время. Отмена ограничений по перевозке в весенний период - отличная инициатива. Магистральные и внутрирегиональные трассы открыты для грузовых автомобилей, что позволяет выдерживать заявленные сроки доставки. Однако существует ряд задач, которые нужно решить для улучшения условий работы перевозчиков. Например, следует унифицировать разрешающие документы, чтобы их можно было использовать в разных регионах. Отдельное внимание стоит уделить развитию транспортной инфраструктуры.

В число мер господдержки необходимо внести частичные преференции или послабления по части субсидий по транспортному налогу и горюче-смазочным материалам (ГСМ) для физических лиц, которые владеют автомобилями грузоподъемностью свыше 3 тонн. Все эти меры должны распространяться не только на транспортные предприятия, но и на экспедиторов, потому что большинство мелких ИП, перевозчиков и частных лиц не самостоятельны с точки зрения оказания услуг. Их бизнес строится на том, что они являются подрядчиками у контрактодержателей, которыми выступают экспедиторские организации.

Список использованных источников

1. Булдакова А.А. Влияние коронавируса на экономику России // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2 (54). С.:32-34.

2. Гудкова О.В., Горлова К.Ю., Доманова В.О. Транспортные услуги в области таможенного дела // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 464-467.

3. Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Ковалева Н.Н. Транспортная логистика // учебное пособие / Брянск, 2020.

4. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 2. С.:7-18.

5. Сиземова В.Д. Логистика на фоне коронавируса // Студенческий форум. 2020. № 13-1 (106). С.:75-77.

Сведения об авторах

Гудкова О.В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, oliy-00@mail.ru.

UDK 338.1

IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE LOGISTICS MARKET IN RUSSIA

O.V. Gudkova Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

Abstract: the article considers the relevance of the impact of the pandemic on the logistics services market. The main global logistics trends are revealed. The analysis of the logistics market in Russia is carried out and the necessary measures for its improvement are proposed.

Keywords: logistics, pandemic, logistics market, logistics infrastructure.

References

1. Buldakova A. A. Influence of coronavirus on the Russian economy // Bulletin of scientific conferences. 2020. no. 2-2 (54). P.: 32-34.

2. Gudkova O. V., Gorlova K. Yu., Domanova V. O. Transport services in the field of customs // Current issues of the modern economy. 2019. No. 4. Pp. 464-467.

3. Gudkova O. V., Ermakova L. V., Kovaleva N. N. Transport logistics / / textbook / Bryansk, 2020.

4. Dolgov S. I., Savinov Yu. a. Impact of the new coronavirus outbreak on international trade // Russian foreign economic Bulletin. 2020. no. 2. P.: 7-18.

5. Sizemova V. D. logistics against the background of coronavirus // Student forum. 2020. no. 13-1 (106). P.: 75-77.

Author's information

Gudkova O.V. - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, oliy-00@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.