Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИБИРИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семикова Маргарита Александровна

В условиях пандемии короновируса некоммерческие организации столкнулись с новыми вызовами, угрожающими их устойчивости. Меры по профилактике короновирусной инфекции оказали значительное влияние на содержание и виды деятельности некоммерческих организаций, заставили изменить технологии оказания помощи подопечным, вызвали необходимость изменения организационных структур организаций и повышения их цифровизации. Объектом исследования данной статьи являются некоммерческие организации Сибирского федерального округа. Исследования проводились методом неструктурированного интервью. Интервьюерами выступили эксперты и лидеры общественного мнения Сибири (N=120). В результате исследования было выявлено общность мнений о появлении новых видов подопечных, ранее никогда не обращавшихся в НКО и, несмотря на появление новых технологий и цифровизации, многие отметили применение устаревших технологий, ранее признанными неэффективными. В заключении работы показано, что пандемия короновируса стала причиной качественного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семикова Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CORONAVIRUS PANDEMIC ON ACTIVITIES OF CHARITY ORGANIZATIONS IN SIBERIA

In the context of the coronavirus pandemic, non-profit organizations are faced with new challenges that threaten their sustainability. Measures to prevent coronavirus infection have had a significant impact on the content and activities of non-profit organizations, forced to change the technologies for providing care to wards, caused the need to change the organizational structures of organizations and increase their digitalization. The object of this article is the non-profit organizations of the Siberian Federal District. The research was carried out using the unstructured interview method. Experts and leaders of public opinion in Siberia (N = 120) acted as interviewers. As a result of the study, a common opinion was revealed about the emergence of new types of wards who had never previously applied to NPOs and, despite the emergence of new technologies and digitalization, many noted the use of outdated technologies that were previously recognized as ineffective. In the conclusion of the work, it was shown that the coronavirus pandemic caused a qualitative growth.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИБИРИ»

Влияние пандемии коронавируса на деятельность благотворительных организаций в Сибири

Семикова Маргарита Александровна,

аспирант Новосибирского государственного технического университета E-mail: semikova@sozvezdieserdec.ru

В условиях пандемии короновируса некоммерческие организации столкнулись с новыми вызовами, угрожающими их устойчивости. Меры по профилактике короновирусной инфекции оказали значительное влияние на содержание и виды деятельности некоммерческих организаций, заставили изменить технологии оказания помощи подопечным, вызвали необходимость изменения организационных структур организаций и повышения их цифровизации. Объектом исследования данной статьи являются некоммерческие организации Сибирского федерального округа. Исследования проводились методом неструктурированного интервью. Интервьюерами выступили эксперты и лидеры общественного мнения Сибири (N=120). В результате исследования было выявлено общность мнений о появлении новых видов подопечных, ранее никогда не обращавшихся в НКО и, несмотря на появление новых технологий и цифровизации, многие отметили применение устаревших технологий, ранее признанными неэффективными. В заключении работы показано, что пандемия короновируса стала причиной качественного роста.

Ключевые слова: благотворительные фонды, некоммерческие организации, региональная специфика, кризис, пандемия, COVID-19.

Некоммерческие организации России переживают кризис, вызванный социально-экономическими последствиями пандемии коронавируса и мерами его профилактики. Ранее значимые чрезвычайные ситуации носили локальный характер, например, наводнение в Крымске в 2012 году, многочисленные пожары в отдельных регионах в 2018-2019 годах (Приморский край, Республика Хакасия и другие), разлив нефти в Норильске 2020 году. Некоммерческие организации и гражданский сектор объединялись и оказывали значительную помощь пострадавшим регионам. Отличительная черта чрезвычайной ситуации с корона-вирусом заключается в синхронности его появления во всех регионах страны и, как следствие, масштабном изменении экономической ситуации, которая оказала негативное воздействие на некоммерческие организации, особенно в регионах.

Цель данного исследования - изучить влияние кризиса, вызванного пандемией коронавируса, на деятельность некоммерческих организаций Сибирского федерального округа. В научных публикациях до пандемии было представлено множество исследований некоммерческого сектора на федеральном уровне (в целом по России), из таких комплексных работ можно отметить анализ Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, который проводит ежегодно мониторинги состояния гражданского общества [1], ежегодные исследования Форума Доноров [2,3,4], фонда КАФ [5]. Однако последние региональные исследования [6] охватывали не все регионы.

Поскольку некоммерческие организации не однородны по целям деятельности (в их состав входят и благотворительные фонды, и общественные объединения, и садоводческие товари-

41

щества, и политические партии и т.п.), то в фокусе исследования будут социально ориентированные НКО.

Исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап - в мае 2020 года (начало пандемии и мер по самоизоляции) и 2 этап - в мае 2021 года (блок вопросов, посвященный промежуточным последствиям коронавирусной пандемии для НКО, возможным зонам роста).

Респонденты назвали основными следствиями коронавирусной пандемии следующие изменения, табл. 1.

Таблица 1. Основные следствия коронавирусной пандемии для организации

1 Прекращение работы организации полностью, из них по причине: 33%

1.1. невозможности предоставления услуг НКО 70%

1.2. невозможности получения услуг со стороны благополучателей 30%

2 Работа организации продолжается с изменениями: 57%

2.1. перевод формы предоставления услуг с офлайн формата в онлайн 65%

2.2. изменение целевой группы благополучателей услуг НКО 28%

2.3. изменение объема оказанных услуг 23%

2.4. сокращение сотрудников 7%

3 Изменилось количество пожертвований: 79%

3.1. увеличилось пожертвования 13%

3.2. уменьшились пожертвования 84%

3.3. без изменений 3%

4 Размер уменьшения объема пожертвований: 84%

4.1. менее 30% 21%

4.2. от 31-60% 14%

4.3. от 61-80% 56%

4.4. от 80-100% 9%

5 Уменьшился объем пожертвований, в связи с чем: 84%

5.1. сократили сотрудников 2%

5.2. сократили количество мероприятий и/ или программ 84%

5.3. сократили количество благополучателей 15%

5.4. перепрофилировали деятельность организации 8%

Окончание

5.5. не сказалось на организации 1%

6. Увеличился объем пожертвования, в связи с чем: 13%

6.1. увеличили количество оказанных услуг 74%

6.2. привлекли новую целевую группу благополучателей 26%

6.3. оставили всё без изменений 15%

7 Изменилось количество волонтеров 54%

7.1. уменьшилось количество регулярных волонтеров 84%

7.2. увеличилось количество разовых волонтеров 57%

Уточнение о приведенных результатах в отчете: сумма процентов в таблице не всегда равна 100%, т.к. в большинстве вопросов респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Наибольший ущерб был нанесен НКО, предоставляющие услуги «человек-человек», т.к. из-за мер профилактики коронавирусной инфекции был ограничен доступ НКО к благо-получателям. Например, учреждения не принимали волонтеров для общения с подопечными, спортивные организации не могли проводить массовые спортивные мероприятия, не реализо-вывались творческие проекты из-за отмены концертов. Часть организаций не смогли обеспечить благополуча-телей средствами связи для онлайн-взаимодействия, в связи с чем предоставление услуг стало невозможным. Часть ветеранских и пациентских организаций из-за нахождения сотрудников и благополучателей в повышенной группе риска заражения коронавиру-сом прекратили деятельность полностью.

У значительного количества респондентов уменьшился объем пожертвований на 60%-80%, увеличить же объем пожертвования смогли 13% респондентов. Из их комментариев следует, что увеличение произошло в основном за счет привлечения новой целевой группы благополучателей, «популярных» в пандемию (врачи, медицинские учреждения), либо за счет применения новых технологий привлечения средств, не использованных ранее (онлайн-

42

акции, стримы, участие на фандрайзин-говых платформах и прочее). Помимо привлечения популярных в пандемию целевых групп большинство респондентов отмечает расширение состава благополучателей за счет граждан, которые ранее никогда не прибегали к помощи НКО, но из-за мер противодействия пандемии они лишились работы и не смогли, например, оплачивать съемные квартиры, содержать детей и прочее. Часть респондентов отмечает, что их работа возвращается к старым технологиям в виде раздачи гуманитарной помощи (продукты питания, лекарства и пр.), как мере первоочередной помощи в чрезвычайной экономической ситуации, что, безусловно, является шагом назад.

Особого внимания требует ситуация с волонтерами: респонденты отмечают, что увеличилось количество разовых волонтеров, люди готовы один-два раза доставить продуктовый набор или отвезти обед врачам. Как правило, эти волонтеры не обладают профессиональными компетенциями в части социального волонтерства. В тоже время, из-за длительного закрытия социальных и медицинских учреждений, «простаивают» волонтеры, которые регулярно ходили в учреждения, выстраивали длительные коммуникации с бла-гополучателями и обладали профессиональными компетенциями по социальному волонтерству (например, если волонтер посещал хоспис, то он умеет ухаживать за лежачими людьми, прошел обучение, приобрел специальную компетенцию). Длительное ограничение на доступ в учреждения заставляет таких волонтеров, как проактивных людей, искать другое времяпровождение, новые интересы и хобби. Респонденты отмечают опасность такой ситуации и строят прогнозы на осложнение в будущем ситуации с регулярными волонтерами (их придется привлекать «с ноля», заново выстраивать систему социального волонтерства).

Респонденты ответили, какие меры поддержки для организаций были бы предпочтительными, таблица 2.

Таблица 2. Предпочтительные меры поддержки для организаций

Меры финансовой поддержки 63%

Информационная поддержка 26%

Помощь в приобретении оборудования 4%

Помощь в повышении компетенций сотрудников 93%

Сокращение налогов 58%

Отмена обязательных аудиторских проверок 12%

Отметим, что подавляющее количество респондентов отметили приоритетной мерой поддержки помощь в повышении компетенций сотрудников, наиболее часто упоминались в ответах помощь в цифровизации технологий, изменении организационной структуры, новые каналы коммуникаций и прочее. НКО понимают, что невозможно противостоять изменившейся ситуации без внедрения новых качественных технологий в организации.

На втором месте по привлекательности для респондентов стоит финансовая поддержка НКО, а именно: помощь в привлечении средств на проекты, помощь с оплатой постоянных платежей (банк, аренда, коммунальные платежи), софинансирование части расходов на фандрайзинг (респонденты отметили в своих комментариях, что в связи с кризисом бизнес стал меньше оказывать бесплатных услуг НКО, из-за чего возросли расходы на фандрайзинг), со-финансирование оплаты труда сотрудников. 58% респондентов отметили меру по отмене налогов в основные фонды (государство предоставило эту льготу в мае 2020 года).

Респонденты отметили, что в части финансовой поддержки наиболее привлекательными источниками поступления средств для них служат, табл. 3.

68% респондентов отмечает, что наиболее прозрачным источником финансовой поддержки, с их точки зрения, является Фонд президентских грантов, наименее привлекательной - платформа Добро.Мейл, т.к. она имеет значительные ограничения по приему новых участников (речь о сроках подачи зая-

43

вок, а не только о верификации). Большинство респондентов отметили вну-трисекторную поддержку, которую организовал Фонд Владимира Потанина в период пандемии. Подавляющее количество респондентов в комментариях признают, что устойчивость НКО -в массовых частных пожертвованиях, но отмечают невозможность получения быстрых результатов при развитии системы сбора частных пожертвований с «ноля» (что придется делать большинству организаций, участвовавших в опросе). Также респонденты отмечают, что низкая привлекательность пожертвований от бизнеса компаний связана с пониманием экономической ситуации, положения бизнеса, сокращением бюджетов, а не в связи с отказом от пожертвований.

Таблица 3. Источники финансовой поддержки

Конкурс Фонда президентских грантов 68%

Конкурс БФ Владимира Потанина 37%

Конкурс БФ Елены и Геннадия Тимченко 24%

Платформа Нужна помощь 33%

Платформа Добро.Мейл 1%

Пожертвования компаний 5%

Частные массовые пожертвования 19%

Региональные гранты и субсидии 8%

Участники исследования отметили, что пандемия коронавируса стала для организаций не только периодом тяжелейших вызовов, но и послужила качественным трамплином для развития, т.к. иначе невозможно было противостоять новым реалиям.

Пандемия короновируса оказала существенное влияние на благотворительные организации в Сибирском федеральном округе. Результаты исследования показывают, что изменилась и форма предоставления услуг, и технологии привлечения средств, произошла мобилизация ресурсов. Пандемия показала ценность цифровизации НКО и новых технологий, без внедрения которых региональным НКО невозможно в дальнейшем функционировать.

Ключевые «точки роста» НКО, табл. 4.

Таблица 4. Ключевые точки роста в НКО из-за пандемии

Развитие системы частных массовых пожертвований 45%

Новая организационная структура НКО 67%

Разработана новая стратегия фандрайзинга 24%

Цифровизация технологий 58%

Повышение компетентности сотрудников 53%

Новые программы и/или новые целевые группы благополучателей 68%

Более активное участие в грантовых конкурсах 33%

Повышение прозрачности НКО через сайт и социальные сети 47%

Литература

1. Центр исследования гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://grans.hse.ru/ Дата обращения: 05.06.2021

2. Форум Доноров. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:// www.donorsforum.ru/projects/rejting-informatsionnoj-otkrytosti/ Дата обращения: 05.06.2021

3. Форум Доноров. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www. donorsforum.ru/projects/lkb/ Дата обращения: 05.06.2021

4. Форум Доноров. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:// www.donorsforum.ru/projects/tochka-otschyota/pobediteli/pobediteli-2020/ Дата обращения: 05.06.2021

5. Фонд «КАФ». Исследования. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cafrussia.ru/research.html Дата обращения: 05.06.2021

6. Акаев Д.В. Состояние и проблемы развития социально ориентированных некоммерческих организаций Саратовской области // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 5. С. 210-221. DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-5-210221.

44

INFLUENCE OF CORONAVIRUS PANDEMIC ON ACTIVITIES OF CHARITY ORGANIZATIONS IN SIBERIA

Semikova IVIA

Novosibirsk State Technical University

In the context of the coronavirus pandemic, non-profit organizations are faced with new challenges that threaten their sustainability. Measures to prevent coronavirus infection have had a significant impact on the content and activities of non-profit organizations, forced to change the technologies for providing care to wards, caused the need to change the organizational structures of organizations and increase their digitalization. The object of this article is the non-profit organizations of the Siberian Federal District. The research was carried out using the unstructured interview method. Experts and leaders of public opinion in Siberia (N = 120) acted as interviewers. As a result of the study, a common opinion was revealed about the emergence of new types of wards who had never previously applied to NPOs and, despite the emergence of new technologies and digitalization, many noted the use of outdated technologies that were previously recognized as ineffective. In the conclusion of the work, it was shown that the coronavirus pandemic caused a qualitative growth.

Key words: charity foundations, nonprofit organizations, regional specifics, crisis, pandemic,

COVID-19.

References

1. The Center for the Study of Civil Society and the Non-Profit Sector of the Higher School of Economics. [Electronic resource]. -Mode of access: https://grans.hse.ru/ Data of access:: 05.06.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Donors'Forum. [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.donorsforum.ru/pro-jects/rejting-informatsionnoj-otkrytosti/ Data of access: 05.06.2021

3. Donors'Forum. [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.donorsforum.ru/pro-jects/lkb/ Data of access:: 05.06.2021

4. Donors'Forum. [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.donorsforum.ru/pro-jects/tochka-otschyota/pobediteli/pobedite-li-2020/ Data of access: 05.06.2021

5. Charitable Foundation for the Development of Philanthropy "CAF» [Electronic resource]. -Mode of access: http://cafrussia. ru/research.html Data of access: 05.06.2021

6. Akaev D.B. The state and problems of development of socially oriented non-profit organizations of the Saratov region / Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2019. Vol. 14. No. 5. pp. 210-221. DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-5-210-221.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.