Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ / ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плотников Д. М., Фуникова Е. С.

Цель. Проанализировать факторы, повлиявшие на изменение процесса организации и ведения международных переговоров в условиях пандемии COVID-19.Задачи. Определить положительные и отрицательные последствия пандемии для организации и ведения международных переговоров, а также дать прогноз относительно дальнейшего развития ситуации в этой сфере.Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен вопрос реорганизации процесса деловой активности, выявлены тенденции, характерные для актуальной экономической ситуации.Результаты. Пандемия коронавируса оказала сильное влияние на повседневную жизнь людей, их взаимодействие и деловое общение. Следствием COVID-19 стала значительная трансформация сферы бизнес-коммуникаций, появление и обновление различных сервисов онлайн-взаимодействия, в том числе для ведения деловых переговоров. На этом фоне усилилось внимание к вопросам кибербезопасности как одной из угроз при переходе к онлайн-коммуникациям.Выводы. Изучение влияния пандемии COVID-19 на организацию и ведение международных переговоров позволяет не только выявить факторы, воздействующие на процесс трансформации всех сфер деятельности, но и оценить последствия от проводимых изменений, а также актуального развития сферы бизнес-коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON INTERNATIONAL NEGOTIATIONS

Aim. The presented study aims to analyze factors affecting the way international negotiations are organized and conducted in the context of the COVID-19 pandemic.Tasks. The authors determine the positive and negative consequences of the pandemic for international negotiations and predict further development of the situation in this area.Methods. This study uses general scientific methods of cognition to examine the problem of reorganization of business activity in various aspects and identify characteristic trends in the current economic situation.Results. The coronavirus pandemic has had a strong impact on the daily lives of people, their interactions, and business communication. COVID-19 has led to significant transformations in business communication, emergence and modernization of various services for online interaction, including for conducting business negotiations. It is against this background that the attention to cybersecurity issues as a threat in the transition to online communication has increased.Conclusions. Examination of the impact of the COVID-19 pandemic on the way international negotiations are organized and conducted makes it possible not only to identify factors affect ing the transformation of all activities, but also to assess the consequences of ongoing changes and developments in the field of business communication.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ»

УДК 338:616 http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-219-226

Влияние пандемии COVID-19 на организацию и ведение международных переговоров

Плотников Д. М.1, Фуникова Е. С.1

1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Impact of the COVID-19 Pandemic on International Negotiations

Daniil M. Plotnikov1, Ekaterina S. Funikova1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Aim. The presented study aims to analyze factors affecting the way international negotiations are organized and conducted in the context of the COVID-19 pandemic.

Tasks. The authors determine the positive and negative consequences of the pandemic for international negotiations and predict further development of the situation in this area.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition to examine the problem of reorganization of business activity in various aspects and identify characteristic trends in the current economic situation.

Results. The coronavirus pandemic has had a strong impact on the daily lives of people, their interactions, and business communication. COVID-19 has led to significant transformations in business communication, emergence and modernization of various services for online interaction, including for conducting business negotiations. It is against this background that the attention to cybersecurity issues as a threat in the transition to online communication has increased.

Conclusions. Examination of the impact of the COVID-19 pandemic on the way international negotiations are organized and conducted makes it possible not only to identify factors affect-

ct

Цель. Проанализировать факторы, повлиявшие на изменение процесса организации и веде- ^

ния международных переговоров в условиях пандемии COVID-19. ш

Задачи. Определить положительные и отрицательные последствия пандемии для организации ^

и ведения международных переговоров, а также дать прогноз относительно дальнейшего s

развития ситуации в этой сфере. га

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен х

« га

вопрос реорганизации процесса деловой активности, выявлены тенденции, характерные ^ для актуальной экономической ситуации.

го

Результаты. Пандемия коронавируса оказала сильное влияние на повседневную жизнь людей, х их взаимодействие и деловое общение. Следствием COVID-19 стала значительная трансформация сферы бизнес-коммуникаций, появление и обновление различных сервисов онлайн- о взаимодействия, в том числе для ведения деловых переговоров. На этом фоне усилилось > внимание к вопросам кибербезопасности как одной из угроз при переходе к онлайн-комму- о никациям. |

Выводы. Изучение влияния пандемии COVID-19 на организацию и ведение международных i

переговоров позволяет не только выявить факторы, воздействующие на процесс трансфор- х

мации всех сфер деятельности, но и оценить последствия от проводимых изменений, а так- t=

же актуального развития сферы бизнес-коммуникаций. ®

Ключевые слова: коммуникация, переговоры, деловые встречи, кибербезопасность, последствия пандемии.

о

Для цитирования: Плотников Д. М., Фуникова Е. С. Влияние пандемии COVID-19 на организацию ш

и ведение международных переговоров // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 3. С. 219-226. http:// ^

doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-219-226 о

> ö

ing the transformation of all activities, but also to assess the consequences of ongoing changes and developments in the field of business communication.

Keywords: communication, negotiations, business meetings, cybersecurity, consequences of the pandemic.

For citation: Plotnikov D.M., Funikova E.S Impact of the COVID-19 Pandemic on International Negotiations. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2021;27(3):219-226 (In Russ.). http://doi. org/10.35854/1998-1627-2021-3-219-226

о

о о

> <

Пандемия COVID-19 и ее социальные последствия

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19, то есть признала эту эпидемию особенно сильной, распространившейся на территории стран и континентов, вызвавшей высокую заболеваемость, частую смертность, а впоследствии — закрытие границ, остановку ряда экономических, социальных и политических процессов. По состоянию на конец февраля 2021 г. в мире выявлено свыше 112 миллионов случаев инфицирования COVID-19, погибли вследствие болезни более 2,5 миллионов человек.

С целью сохранения жизни и здоровья граждан правительствами ряда стран предприняты меры, направленные на ограничение социальных контактов. Адаптация к домашнему режиму жизни для кого-то стала испытанием, а для кого-то — наслаждением. Вопросы о полезности, удобстве и целесообразности изоляции стали дискуссионными не только в высших политических кругах, но и за семейным столом. Привычная жизнь значительной части населения изменилась, ритм «дом — работа — дом» потерял, а точнее, заменил составляющую «работа» на неизменный «дом». Все процессы жизнедеятельности многих людей сосредоточились дома, в четырех стенах: и прием пищи, и работа, и отдых, и общение с близкими. Так безопаснее и проще. Но проще ли?

Использование жестких мер по борьбе с распространением коронавируса может стать причиной возникновения новых проблем. Как отмечают психологи ряда стран, самоизоляция часто расценивается человеком на подсознательном уровне как изгнание из общества: именно так наказывали провинившихся членов коммуны, племени, иного сообщества людей в Древнем мире. Изоляционные меры сопряжены с существенными психологическими, даже

психическими последствиями. К примеру, американский психиатр Дж. Морганштейн сравнил отсутствие социальных связей с отсутствием еды. К последствиям карантина можно отнести стресс, бессонница, сбитый распорядок сна, депрессия, эмоциональное выгорание, злоупотребление психоактивными веществами, а также появление или развитие вредных привычек [1].

Сложности перехода на иной ритм жизни, имеющей свои особенности и даже ограничения, связан с адаптацией к новым условиям. Консерватизм, страх, боязнь рутины или, наоборот, нововведений — все эти и другие препятствия, возникающие на пути развития общества в целом и человека в частности, пугают людей. Приспособиться к новому формату удается не каждому, потому что разрушаются старые устои, изменяются привычные действия и появляются иные феномены. Зыбкая почва под ногами вкупе с изоляцией и отсутствием общения разрушает моральную устойчивость, подвергает сомнениям дальнейшую успешность.

В условиях пандемии происходит трансформация привычного образа жизни, изменяется и образ человека, его личные качества, желание и способность к восприятию действительного. Однако не стоит переоценивать радикальность изменений. Мир отчасти был готов к такому повороту событий. Процесс изменения сложившейся культуры и особенностей взаимодействия идет уже давно. Сегодня, в условиях вынужденной изоляции, как внутри страны, так и на мировой арене, территориальные ограничения в передвижении становятся лишь катализатором изменений в процессе коммуникаций. Ввиду локдаунов и строгих правительственных мер по предотвращению распространения вируса растет число проводимых онлайн-переговоров. За счет ускорения перехода от классических форм ведения переговоров тет-а-тет к цифровому формату ставится вопрос о развитии цифровых возможностей участников.

Таблица 1

Количество интернет-пользователей в мире в 2005, 2010, 2017, 2019 гг.

Показатели 2005 2010 2017 2019

Мировое население, млрд 6.5 6.9 7.4 7.6

Интернет-пользователи, % 16 30 48 53,6

Источник: международный союз электросвязи.

Влияние коронавирусной инфекции на бизнес-коммуникации

Еще в XX в. развитие коммуникаций при помощи телефонной связи, появление и развитие интернета сделали возможным постепенный переход общества к постиндустриальному. Электронная почта, телетрансляции, прямые эфиры, аудиозвонки через мессенджеры и видеосвязь медленно, но верно охватывали земной шар. Рассмотрим в качестве примера статистику [2] о количестве интернет-пользователей в мире, представленную в таблице 1.

2020 год с позиций цифровой трансформации показал следующие результаты. Во-первых, количество интернет-пользователей в мире возросло с 53,6 % в 2019 г. до 60,1 % в 2020 г., то есть 298 миллионов новых интернет-пользователей появились в 2020 г. по сравнению с 2019 г. Во-вторых, аудитория пользователей социальных сетей и сервисов в сфере онлайн-коммуни-каций увеличилась до практически четырех миллиардов (этот показатель в сравнении с 2019 г. увеличился более чем на 320 миллионов новых пользователей). В-третьих, количество пользователей мобильных телефонов в 2020 г. достигло более 5,2 миллиарда человек, что на 2,4 % больше, чем в 2019 г. Среди наших соотечественников количество интернет-пользователей составило 118 миллионов, что равно 81 % от населения страны в целом.

В контексте негативных последствий дистанционного режима общения между партнерами можно выделить следующие проблемы при онлайн-формате коммуникации [3]:

1) использование мессенджеров, электронной почты, иных видов письменного взаимодействия приводит к недостатку невербального общения. Как указывают психологи, в среднем от 50 % до 80 % воспринимаемой информации поступает именно через невербальные каналы коммуникации. Невозможность восприятия сигналов через данный канал коммуникации усложняет процесс межличностного общения;

2) дефицит невербального взаимодействия оказывает влияние и на смысл преподносимого материала, его эмоциональную окраску. Нередки случаи повышенного недоверия, конфликтности и искажения изначального посыла;

3) обостренная конкуренция ввиду отсутствия личного контакта между партнерами и возможность ведения переговоров параллельно с несколькими партнерами — эти факторы также снижают заинтересованность и вовлеченность сторон и, следовательно, уменьшают вероятность успеха таких переговоров;

4) с точки зрения кибербезопасности и утечки информации выбор дистанционного формата переговоров может стать не самым лучшим и надежным.

В процессе ведения онлайн-переговоров правила поведения претерпели изменения, если сравнивать эти правила с офлайн-фор-матом. Предстоит снова узнавать партнера, оценивать ключевые факторы, необходимые для успешного проведения и получения выгодного результата процесса взаимодействия. Особое внимание уделено четкости сформулированного предложения, удобству его восприятия. Важным становится еще более высокий уровень внимательности к личной жизни партнера и терпимость к собеседнику.

Сервисы онлайн-взаимодействия для переговоров

Одна из немногих сфер, на которые COVID-19 повлиял положительно, — это сфера он-лайн-коммуникаций. Сервисы онлайн-кон-ференций, видеосвязи и удаленных звонков стали основой экономических, политических и социальных процессов, происходящих в обществе [4]. На рисунке 1 показаны самые популярные социальные сети для межличностного общения на внутринациональном и мировом уровнях.

Как видно на рисунке 1, лидерами являются приложения и веб-версии сервисов WhatsApp — мессенджера, используемого

ct

>

о о

<

со О

> ©

о

о о

> <

WhatsApp

Facebook Messenger*

Wixin/WeChat

QQ

Snapchat*

Telegram

433

400

648

1300

206

2 000

250

500

750 1000 1250 1500 Monthly active users in millions

1 750

2 000 2 2.

Рис. 1. Мессенджеры-лидеры в 2020 г. Источник: STATISTA [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/TTMnD (дата обращения: 18.12.2020).

в мире. Facebook — социальная сеть широкого функционала и мирового распространения, китайский Weixin используется преимущественно жителями Поднебесной. Чаще всего эти мессенджеры и социальные сети применяются в общении на личные темы. Однако они используются и как каналы связи для делового общения.

Сегодня теория ведения международных переговоров выработала базу знаний, применимых на практике, относительно проводимых деловых встреч. В политике, бизнесе, образовании, медицине, иных сферах жизни общества используется иной уровень взаимодействия. Для переговоров необходимо как вербальное общение, так и невербальная коммуникация. Все виды воздействия и методы достижения поставленных целей при личном общении в настоящее время переживают модификацию в связи с невозможностью проведения деловых переговоров в прежнем формате офлайн.

Рассмотрим список приложений и сайтов, смягчающих влияние пандемии СОУГО-19 на переговорную составляющую бизнеса, политики и других сфер. Обратим внимание на сервисы, позволяющие создать вербальный и ограниченный невербальный контакт

между людьми при помощи видеосвязи, применяющиеся для личного и делового общения внутри страны и на территории иных государств, континентов: Zoom, Sky-pe, Microsoft Teams, Cisco Webex Meetings, Slack, Google Hangouts Meet, Facebook Messenger, GoToMeeting, JoinMe, CyberLink U Meeting, BlueJeans, Lifesize. Перечисленные и остальные платформы для взаимодействия между партнерами и контрагентами стали незаменимыми сервисами в период пандемии. Рассмотрим историю этого процесса.

Ранее онлайн-переговоры осуществлялись в 10-15 % случаев, редко достигая 20 % от общего числа. Среди причин он-лайн-переговоров в прошлом могли быть следующие:

1) расстояние (в том числе осложнения ввиду разных часовых поясов, климатических условий);

2) дороговизна (затраты на территориальные перемещения, размещение, питание и прочее слишком высоки);

3) высокая занятость участников (связано с дальностью расстояния — «далеко ехать» равноценно «долго ехать туда», а потом «долго ехать обратно», то есть трата

времени, неуместная и неоправданная при большом количестве других дел и сделок);

4) срочная необходимость связи и решения неотложных вопросов (в то время как из-за дальности расстояния и иных задержек личная встреча оттягивает принятие решения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) необходимость проводить переговоры с места события (к примеру, одна из сторон находится на обсуждаемом объекте, в прямом эфире демонстрируя процесс);

6) невозможность личной встречи из-за физиологических особенностей (к примеру, по причине болезни);

7) другие личные причины (в том числе семейные обстоятельства и т.д).

В остальных случаях, независимо от расстояния, стоимости, предмета сделки, важности решения, количества участников, иных факторов, переговорщики предпочитали личный контакт, во многом упрощающий взаимодействие. Тем самым СОУГО-19 повлиял на современную практику ведения переговоров, и в настоящее время на удаленный формат работы переходит все большее число людей, в том числе потенциальные или действующие партнеры. Сегодня, по авторской оценке, около 90 % переговоров осуществляется в онлайн-формате.

Общественные мероприятия: перемены из-за COVID-19

Общественные мероприятия, встречи делового и развлекательного характера, конференции и научные конгрессы — все личные контакты сводятся к минимуму в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. СОУГО-19 повлиял на все сферы жизни общества. Культурная сфера пострадала в значительной степени: отменены или перенесены большинство привычных и ожидаемых ежегодных мероприятий и событий, в том числе концертные туры, музыкальные мероприятия национального и мирового масштаба («Евровидение-2020», «СоасЬе11а» в Калифорнии и др.); спортивные мероприятия, завершенные досрочно из-за пандемии (Национальная лига Англии, Чемпионат Бельгии по футболу, Кубок мира по биатлону, единая лига ВТБ, плей-офф Кубка Гагарина и др.); соревнования по различным видам спорта (Гран-при 2020 г. разных стран — Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Мексики, Нидерландов, США, Франции, Японии и др.), чемпионаты по футболу ряда

ct

стран (к примеру, Нидерландов), а также чемпионаты мира по керлингу, фигурному катанию, хоккею с шайбой, иные спортивные мероприятия.

В политической сфере также сокращено в 2020 г. количество проведенных мероприятий. Среди них — сессия ООН в Женеве, партийный съезд Христианско-демократи-ческого союза в Германии, агитационные мероприятия по случаю выборов президента США, Всемирная конференция по свобо- ® де СМИ в Нидерландах. Многочисленные ® экономические форумы и конгрессы, в том ® числе на национальном российском уров- = не, с участием международных партнеров, § не состоялись (Ялтинский международный ™ экономический форум, Петербургский меж- х

го

дународный экономический форум, Российский инвестиционный форум в Сочи и др.). °

Все мероприятия, отмененные по причи- *

не пандемии или перенесенные на другую 7

дату либо неопределенный срок с надеждой >

на улучшение эпидемиологической ситуа- 8

ции, значительно пошатнули как развитие 1 экономики, так и глобальные

трудничества и интеграции между страна- *

ми-союзниками и партнерами. Финансовые ^

потери оцениваются в миллиарды долларов х

сх

США, они состоят в количественно неоцени- ;е мых моральных потерях и эмоциональных 03 расстройствах.

ш

Последствия пандемии: плюсы и минусы для переговоров ^

Среди последствий пандемии коронавиру-са — новый формат коммуникаций. Относительно проведения переговоров на местном и международном уровне можно констатировать возникновение как негативных, так и позитивных последствий. К недостаткам, возникающим ввиду онлайн-формата проведения переговоров, относятся следующие:

• отсутствие личного контакта и, как следствие, снижение уровня доверия во время переговоров, степени воздействия на оппонента;

• отвлекающие факторы: окружающие люди, находящиеся в выбранном/вынужденном месте переговоров (семья дома, прохожие в парке, соседи на дачном участке, другие посетители в кафе и т. д.), любая активность на гаджетах (сообщения по другим вопросам, социальные сети, реклама, игры, иные условия, отвлекающие от сути переговоров);

> ©

о

о о

> <

^ • техническая реализация: большинство ш удобных сервисов платные и/или имеют > ограниченный функционал, необходи-з мость быть заранее зарегистрированным о в системе;

§ • степень подготовки: сигнал интернета у участников, необходимые дополнительные гаджеты (наушники, колонки), мощ-< ный процессор компьютера для многозадачности.

Можно выделить множество положительных последствий онлайн-формата переговоров. К числу удобств, реализуемых благодаря дистанционным коммуникациям, относятся следующие:

• сокращение издержек компании на организацию переговоров и конференций;

• экономия времени — быстрая реализация с использованием необходимого оборудования и технического обеспечения, встроенных сервисов по онлайн-комму-никациям;

• срочность и актуальность — налаженный процесс коммуникации упрощает и ускоряет процессы, что необходимо во время разрешения срочных задач;

• мультизадачность — функционал гад-жетов позволяет точнее и успешнее конспектировать или предоставлять данные в процессе переговоров;

• доступность — на онлайн-переговоры можно взять неограниченное (если позволяет сервис коммуникаций) количество участников; этот фактор предоставляет возможность сторонам более полноценно раскрыть свои аргументы, цели и требования (к примеру, на офлайн-конференцию из бюджета выделяют средства только на трех человек, которым необходимо изучить все аспекты рассматриваемого проекта (и с позиции финансов, маркетинга, рекламы, бухгалтерского учета, налогов, иных факторов), в то время как онлайн-формат позволяет присоединиться к переговорам всем участникам, способным поддержать выступающую сторону или задать вопросы); открыты возможности для обучения начинающих специалистов на примере реальных переговоров;

• визуализация и подкрепление данными — показ презентаций, отчетов, Excel-файлов, иного вспомогательного материала через демонстрацию экрана;

• индивидуальный формат — каждый участник на своем гаджете и в удобных условиях присутствует на переговорах;

• запись переговоров — может быть очень полезна для анализа и разбора позиций, разрешения спорных вопросов. В целях достижения максимальной полезности от сложившихся условий необходимо изучить новые правила для переговоров в онлайн-формате. К основным из них относят включенные камеры, позволяющие ощутить эффект реального присутствия и повысить уровень невербальной коммуникации; четкую организацию процесса переговоров, в том числе выступления сторон, комментарии, вопросы оппонентов и ответы на эти вопросы; налаживание персонального контакта и смягчение жестких условий дистанционного типа переговоров за счет неофициальных приветствий и коротких бесед на отвлеченные темы.

Кибербезопасность как одна из угроз в процессе перехода к онлайн-коммуникациям

Кибербезопасность представляет собой меры по обеспечению высокого уровня конфиденциальности, целостности и доступности данных в процессе взаимодействия с применением информационных технологий и гаджетов. В условиях резкого скачка в количестве проводимых онлайн-переговоров данная тема является важной, она волнует стороны, участвующие в дистанционной коммуникации. Компьютерная и информационная безопасность важна для всех этапов и разновидностей взаимодействия: в ходе общения в мессенджерах, по электронной почте, через аудиозвонки, посредством видеоконференций [5].

Помимо сложной ситуации в условиях COVID-19 очевиден тот факт, что киберпре-ступники усложняют процесс онлайн-ком-муникации как для личных целей, так и для формальных деловых объектов взаимодействия. Более того, новейшие киберугрозы, связанные с искусственным интеллектом, в большей степени подвергают опасности интернет-данные. Любая информация, хранимая и/или передаваемая посредством он-лайн-взаимодействия, оставляет «цифровой след», на который мошенники простым или сложным путем, но могут «выйти».

Примером может стать информационная утечка сервиса Zoom, занимающего сегодня первое по популярности место для взаимодействия посредством видеоконференций [6]. В апреле 2020 г. несколько тысяч за-

писей видеозвонков данного сервиса были размещены в открытом доступе в сети Интернет, на платформах YouTube и Vimeo. На тот момент ежедневное число пользователей Zoom достигало уже не 10 миллионов, как в декабре 2020 г., а более 200 миллионов. Конфиденциальность и безопасность данных также становится угрозой при интернет-взаимодействии, что может негативно влиять на процесс переговоров и оказываемое участниками доверие, но доверие не друг к другу, а к выбранной платформе для взаимодействия.

Прогнозы: что будет после?

Сроки окончания пандемии COVID-19 во многом остаются неопределенными и зависят от скорости, масштабов вакцинации населения, соблюдения мер социального дистанцирования в различных странах и регионах. Однако сегодня очевиден тот факт, что пандемия оказала значительное влияние на все без исключения сферы жизни людей, привела к трансформации трансграничных экономи-

ческих и социальных связей, существенно изменила формы и средства коммуникаций между людьми. Ученые, экономисты, политики и обыватели выдвигают разные теории о том, что станет с нашим миром по окончании коронавирусной пандемии [7].

Часть экспертов считают, что мир вернется в привычное русло. Однако большинство из них сходятся во мнении, что текущие испытания окажут неизгладимое влияние на сферу производства, образования, медицины и, следовательно, на взаимодействие между людьми. Пандемия СОУГО-19 существенно повлияла на ведение международных переговоров посредством их ускоренной цифровизации, перехода на онлайн-форма-ты. Вместе с тем дефицит традиционного общения в режиме офлайн выявил существенные недостатки дистанционных коммуникаций. После снятия соответствующих ограничений следует ожидать преобладания комбинированного подхода к организации и ведению международных переговоров, который будет сочетать и традиционный, и цифровой форматы.

et

>

о о

Литература

1. Салькова А. Звонить почаще: психологи дали советы самоизолировавшимся [Электронный ресурс] // Gazeta.ru. 2020. 30 марта. URL: https://www.gazeta.ru/science/2020/03/ 30_a_13028119.shtml (дата обращения: 15.12.2020).

2. Source of statistical reviews [Электронный ресурс] // Statista. URL: https://www.statista. com/ (дата обращения: 18.12.2020).

3. Моти Кристал. Как изменились правила ведения переговоров [Электронный ресурс] // Vedomosti.ru. 2020. 20 августа. URL: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2020/ 08/19/837173-izmenilis-peregovorov (дата обращения: 18.12.2020).

4. Карпов М. Как вести деловые переговоры в мессенджерах [Электронный ресурс] // Vedomosti.ru. 2020. 17 декабря. URL: https://www.vedomosti.ru/career/blogs/2020/12/17/ 851467-vesti-delovie (дата обращения: 11.01.2021).

5. Черников А. Утечки данных, тенденции кибербезопасности [Электронный ресурс] // Vc.ru. 2020. 28 января. URL: https://vc.ru/services/103616-utechki-dannyh-2019-statistika-tendencii-kiberbezopasnosti-i-mery-po-snizheniyu-riskov-vzloma (дата обращения: 11.01.2021).

6. Конрад А. Главный сервис на время пандемии: как ZOOM попал в тройку самых скачиваемых приложений [Электронный ресурс] // Forbes.ru. 2020. 29 марта. URL: https:// www.forbes.ru/milliardery/395573-glavnyy-servis-na-vremya-pandemii-kak-zoom-popal-v-troyku-samyh-skachivaemyh (дата обращения: 14.01.2021).

7. Шафиев Ф. Архитектура международных отношений после COVID-19: возврат к «новой норме» [Электронный ресурс] // Валдай: международный дискуссионный клуб. 2020. 28 апреля. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/arkhitektura-mezhdunarodnykh-otnosheniy-posle-covid/ (дата обращения: 14.01.2021).

> ö

References

1. Sal'kova A. Call more often: Psychologists gave advice to self-isolating. Gazeta.ru. Mar. 30, 2020. URL: https://www.gazeta.ru/science/2020/03/30_a_13028119.shtml (accessed on 15.12.2020). (In Russ.).

2. Source of statistical reviews. Statista. URL: https://www.statista.com/ (accessed on 18.12.2020).

3. Cristal M. How the rules of negotiation have changed. Vedomosti.ru. Aug. 20, 2020. URL: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2020/08/19/837173-izmenilis-peregovorov (accessed on 18.12.2020). (In Russ.).

о

о о

4. Karpov M. How to conduct business negotiations in messengers. Vedomosti.ru. Dec. 17, 2020. URL: https://www.vedomosti.ru/career/blogs/2020/12/17/851467-vesti-delovie (accessed on 11.01.2021). (In Russ.).

5. Chernikov A. Data leaks: Cybersecurity trends. Vc.ru. Jan. 28, 2020. URL: https://vc.ru/ services/103616-utechki-dannyh-2019-statistika-tendencii-kiberbezopasnosti-i-mery-po-snizheni-yu-riskov-vzloma (accessed on 11.01.2021). (In Russ.).

6. Konrad A. The main service at the time of the pandemic: How ZOOM got into the top three most downloaded applications. Forbes.ru. Mar. 29, 2020. URL: https://www.forbes.ru/ milliardery/395573-glavnyy-servis-na-vremya-pandemii-kak-zoom-popal-v-troyku-samyh-skachi-vaemyh (accessed on 14.01.2021). (In Russ.).

7. Shafiev F. The post-COVID-19 architecture of international relations: A return to the "new norm". Valdai Discussion Club. Apr. 28, 2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/ arkhitektura-mezhdunarodnykh-otnosheniy-posle-covid/ (accessed on 14.01.2021). (In Russ.).

> <

Сведения об авторах

Плотников Даниил Максимович

студент 4-го курса факультета информационных технологий и анализа больших данных

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125993, Москва, Ленинградский пр., д. 49, Россия

(Н) e-mail: daniil.plotnikov@gmail.com

Фуникова Екатерина Сергеевна

студент 4-го курса факультета международных экономических отношений

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125993, Москва, Ленинградский пр., д. 49, Россия

(Н) e-mail: happykate258@gmail.com

Поступила в редакцию 09.02.2021 Подписана в печать 22.02.2021

Information about Authors

Daniil M. Plotnikov

4th Year Student of the Faculty of Information Technology and Big Data Analysis

Financial University under the Government of the Russian Federation

49, Leningradkiy Ave., Moscow, 125993, Russia

(H) e-mail: daniil.plotnikov@gmail.com

Ekaterina S. Funikova

4th Year Student of the Faculty of International Economic Relations

Financial University under the Government of the Russian Federation

49, Leningradkiy Ave., Moscow, 125993, Russia

(H) e-mail: happykate258@gmail.com

Received 09.02.2021 Accepted 22.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.