DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.145
СПОСОБЫ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Научная статья
Рзаитдинов Р.Р.*
ИП Рзаитдинов Р.Р., Екатеринбург, Россия
* Корреспондирующий автор (samsungekb96[at]gmail.com)
Аннотация
Рассмотрена важная и актуальная тема проблем бизнеса в период пандемии Covid-19, которая затронула все сферы жизни общества. Представлены данные аналитических исследований, которые отражают мнение малого и среднего бизнеса в отношении технических и базовых трансформаций бизнес-процессов. Уделено внимание примерам дифференцированных компаний и корпораций, которые имели смешанный вид бизнеса до пандемии и проведено описание их действий с точки зрения эффективной оптимизации. Сделаны развернутые выводы о том, какие шаги должны предпринимать компании для сохранения жизнеспособности своего бизнеса, в том числе, с точки зрения системности, отношения к заболеваемости, безопасности, а также методикам продаж и изменению поведенческих привычек потребителей.
Ключевые слова: пандемия, анализ, исследование, изменения, трансформация.
WAYS TO TRANSFORM BUSINESS PROCESSES DURING A PANDEMIC
Research article
Rzaitdinov R.R.*
Sole Proprietor Rzaitdinov R. R. (Individualny predprinimatel Rzaitdinov R. R.), Yekaterinburg, Russia * Corresponding author (samsungekb96[at]gmail.com)
Abstract
The current article discusses an important and relevant topic of business problems during the COVID-19 pandemic, which affected all spheres of society. The study presents data of analytical studies that reflect the opinion of small and medium-sized businesses in relation to technical and basic transformations of business processes. The author pays particular attention to the examples of differentiated companies and corporations that had a mixed type of business before the pandemic and describes their actions in terms of effective optimization. The study draws detailed conclusions on what steps companies should take to maintain the viability of their business, including in terms of consistency, attitude to morbidity, safety, as well as sales methods and changes in consumer behavioral habits.
Keywords: pandemic, analysis, research, changes, transformation.
Введение
Пандемия коронавируса 2020 года оказала существенное влияние на все стороны жизни, включая государственную политику, корпорации, малый и средний бизнес. Негативное влияние этих событий дало бизнесу мощный толчок к необходимости что-то менять. Изменения затронули финансовую сторону, работу с персоналом, стратегическое планирование. Вместо долгосрочных перспектив бизнес вынужден думать над краткосрочными и среднесрочными задачами, чтобы как можно скорее вывести организацию из кризиса и трансформировать её в сторону видимых улучшений. В статье мы рассмотрим основные сферы, которые затронули изменения, а также рассмотрим виды этих изменений.
Тема является крайне актуальной, так как даже спустя год, в течение которого продолжается пандемия, а многие страны все еще находятся в состоянии глубокого локдауна, по данным РИА Новости часть компаний так и не смогла вывести свои процессы на новый, необходимый сейчас уровень. Даже если организация до пандемии работала в режиме онлайн и обладала регулярным поступлением платежей, она тоже нуждается в переменах, так как сроки снятия эпидемиологических ограничений на данный момент не известны, сложно провести прогноз третьей волны эпидемии. Тем субъектам бизнеса, кто находится не в лучшем состоянии на данный момент, очень важно сейчас заняться снижением издержек, осуществить переход на удаленную работу, а также провести оптимизацию всех управленческих решений. По оценкам аналитиков Банка России согласно источнику «Обзор финансовой стабильности. IV квартал 2019 - I квартал 2020 г.», кризис 2020 года является самым непредсказуемым, что усложняет прогнозы методов выхода из него. Анализ текущей ситуации показал, что 54% российских организаций перешли на удаленный формат работы. Больше 80% компаний считают, что переход на удаленный режим работы закрепится и окажет долгосрочное влияние на бизнес, существенно поменяв принципы его работы. Диверсифицированные организации данный процесс переживают гораздо легче, так как в их структуру уже внедрены онлайн форматы, которые могут развиваться пока оффлайн находится в заморозке.
Какие же компании можно считать диверсифицированными? Отличным примером является компания Яндекс. Это корпорация, активно использовавшая онлайн задолго до первых проявлений кризиса. Сервис включает такие направления как: «Яндекс.Драйв» - это доступная поминутная аренда автомобилей, «Яндекс.Еда» - доставка готовой еды, «Яндекс.Карты» и многое другое. После объявления массовых ограничений компания столкнулась с запретом системы аренды автомобилей, ввиду чего оффлайн мощности в виде сотен машин остались стоять на парковке, никак не участвуя в бизнес-процессах и принося компании убытки. Корпорации удалось достаточно быстро трансформировать процессы под текущие условия, включив в сервисы такси функцию доставки товаров и продуктов для населения, так как такси не было под запретом. Наличие мощных ресурсов (карты, пробки) позволяло отслеживать индекс самоизоляции населения, фактически помогая правительству осуществлять контроль над ситуацией.
Еще одним примером являются компании-ритейлеры: X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси», «Лента» и др. Практически каждая из представленных корпораций на базе своих мощностей смогли организовать быструю доставку продуктов своим клиентам, минимально потеряв выручку.
Крупные маркетплейсы, такие как «Озон» и «Wildberries», которые и до пандемии специализировались на онлайн-торговле прошли ряд трансформаций в своих бизнес-процессах, а именно: была убрана возможность примерки товаров, а также существенно сокращено количество доступных пунктов выдачи. С апреля по июнь аудитория покупателей «Wildberries», по словам представителя ритейлера, выросла примерно на 6 миллионов и достигла 30 миллионов зарегистрированных пользователей. В апреле 2020 года рост оборота Ozon составил почти 200%, как говорит представитель компании (данные электронного ресурса Ведомости).
С точки зрения государства, произошли позитивные трансформации в ряде сервисов. К примеру, портал «Госуслуги» на данный момент позволяет оформить практически любое заявление, не выходя из дома, что оказывает сдерживающее влияние эпидемиологической обстановки, так как препятствует созданию массовых скоплений людей в государственных учреждениях. ВУЗы и школы в большинстве перешли на дистанционное обучение, не без помощи новых технологий, которые были оперативно внедрены в процессы. Речь о сервисах голосового общения: Zoom, Skype, Discord, а также электронных дневниках и системах учета успеваемости без оффлайн-носителя.
На основании исследования, которое упоминалось выше и было создано Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с НИУ ВШЭ и Microsoft в России, респонденты думают, что бизнес столкнется с рядом изменений во внутренних бизнес-процессах и организации внешнего взаимодействия. К примеру, 41% респондентов думают, что осуществится перераспределение внешнего взаимодействия в пользу цифровых каналов, иными словами, будет серьезный рост использования электронного документооборота с клиентами и контрагентами, 33% респондентов считаю, что будет частичный переход взаимодействия с клиентами в дистанционный формат, 26% ожидают распространения использования ЭЦП и биометрии для дистанционного подтверждения своих действий.
Исследование показывает, что наиболее серьезные изменения коснутся сферы внешних коммуникаций: 22% думают, что в будущем часть внешних встреч в их компании будет проводится только в формате онлайн-звонков, 21% думают, что поменяется формат мероприятий, а часть из них будет проводится в онлайне и в будущем. По мнению 17% респондентов, часть сотрудников их предприятия останутся на удаленном формате работы, но окончательный переход компании на удаленную работу видится, скорее, исключением - соответствующую перспективу считают реальной только 2% участников исследования.
Что же должен предпринять бизнес в подобных условиях?
• С точки зрения системности
Необходимо условно разделить процессы на 3 части: острые вопросы, срочные вопросы, долгосрочные вопросы. Каждый момент требует назначения ответственного руководителя, который будет контролировать все бизнес-процессы. Все системы подвержены высокой нагрузке, важно поэтапно ее снижать. А именно:
o Внедрить системы работы удаленно: корпоративное программное обеспечение, безопасность, обучение персонала системе инструментов корпоративной коммуникации.
o Не бросать коммуникацию с действующими клиентами: осуществить оперативное информирование любым доступным способом, если бизнес-процессы временно приостановлены.
o Продумать информационную безопасность. Отслеживать, чтобы переход на новый формат работы был безопасен для данных.
• С точки зрения отношения к заболеваемости
Глобальная цель государства и бизнеса - снижение уровня заболевших. В современных условиях бизнес не должен думать только о спасении структуры компании, очень важно вести работу над сдерживанием болезни. Регулярное проведение тестов на коронавирус, а также антитела к нему, и своевременная вакцинация персонала поможет плавно снимать действующие ограничения, реанимируя бизнес.
• С точки зрения продаж
Важно понимать, что любая кризисная или резонансная ситуация способна запустить процесс изменения потребительского поведения. Пандемия 2020 не является исключением, бизнес должен изучать привычки и тонко подстраиваться под них, чтобы привлечь новых покупателей и удержать внимание старых. Отметим основные изменения потребительского поведения, которые помогут некоторым компаниям легко перестроиться: o Отношение к безопасности
Любая организация сейчас старается показать все мероприятия по защите потребителей и персонала: ношение масок, регулярная обработка рук антисептическими средствами, контроль температуры, социальное дистанцирование. Если вы работаете с людьми в оффлайне - крайне важно следить за вышеуказанными мероприятиями и открыто о них сообщать потребителю, так как от этого будет зависеть привлечение новых клиентов. o Отношение к удобству
Такого всплеска онлайн-торговли и доставок до этого момента не было, исследования показывают, что в России среднегодовой рост выручки онлайн ритейла окажется с 28% на уровне 33%. При этом потребитель остановит свой выбор на том продавце, кто окажет услугу максимально быстро и удобно. Речь идет о сроках сборки товаров, а также возможности доставки до двери. К примеру, появление сервиса доставки продуктов «Самокат» (ООО «Умный Ритейл») с наличием территориальных дарксторов (складов), позволило заполучить большой процент клиентской аудитории и дать начало другим подобным сервисам (к примеру, Яндекс.Лавка) по принципу даркстор. Доставка продуктов питания, осуществляемая за 15-30 минут с сохранением или незначительным увеличением стоимости продукции по сравнению с оффлайн-ритейлом, оказалась очень популярной, и принесла компании ООО «Умный Ритейл» в сравнении с 2019 годом рост в 23 раза, что составило 9 млрд рублей. Было доставлено 18 млн заказов, что в 15 раз больше в сравнении с результатами предыдущего года. Поэтому, если ваша компания связана с продажей товаров, рассмотрите варианты максимального удобства для потребителя.
o Отношение к программному обеспечению
Цифровые инструменты помогают потребителям оставаться на связи, находясь дома, и безопасно выходить во внешний мир по мере того, как экономика вновь активизируется. Представителям бизнеса крайне важно внедрять современные системы быстрого общения: сервисы видеоконференций, дополненной реальности.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что пандемия стала в большинстве случаев отправной точкой к развитию новых технологий, медицины, IT-сектора, управления персоналом. Трансформация старых бизнес-процессов важна, так как иного пути сохранения компании не существует. Бизнес обязан ориентироваться на изменения и быстро реагировать, чтобы не упустить своих клиентов. Только общими усилиями и при помощи тонкого анализа получится уловить тенденцию и остаться на плаву.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы/References
1. Алтуфьева Н.В. Влияние цифровизации на развитие малых предприятий / Н.В. Алтуфьева // Инновации в менеджменте, 2020, №23, с. 4-9.
2. Громов В.В. Рекомендации по дополнению мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии в части снижения налоговой нагрузки на труд (по уплате страховых взносов) / В.В. Громов, Н.С. Милоголов // Экономические развитие России 2020, том 27, №5, с. 83-89.
3. Обзор финансовой стабильности. IV квартал 2019 - I квартал 2020г. // Сайт Банка России. [Электронный ресурс]. - URL: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/27911/OFS_20-01.pdf, (дата обращения: 12.05.2021)
4. Влияние коронавируса COVID-19 на экономику России // Сайт TAdviser.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Влияние_коронавируса_COVID19_на_экономику_России#.D0.A2, (дата обращения: 12.05.2021)
5. Как трансформировать бизнес-стратегию в период пандемии, А. Ахвердян, электронный журнал «Эксперт», // Сайт expert.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://expert.ru/2020/06/16/kak-transformirovat-biznes-strategiyu-v-period-pandemii/, (дата обращения: 12.05.2021)
6. Ведомости, Исследование: 51% компаний использовали специальное ПО для перестройки бизнес-процессов в пандемию, // Сайт vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/VDdhU, (дата обращения: 12.05.2021)
7. Эксперты выяснили, сколько российских компаний перешли на удаленку // Сайт ria.ru. [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/20200818/1575920589.html, (дата обращения: 12.05.2021)
8. МКБ проанализировал влияние пандемии на малый бизнес. // Сайт mkb.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://mkb.ru/news/38341 (дата обращения: 12.05.2021)
9. Поддержка МСП в контексте COVID-19. Дайджест. Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. // Сайт ach.gov.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf, (дата обращения: 12.05.2021)
10. Минус семь триллионов: коронавирус опустошил мировую экономику. // Сайт ria.ru. [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/20200921/tsena-pandemii1577459576.html, (дата обращения: 12.05.2021)
11. Безработица в России в мае выросла до максимума за 8 лет. Интерфакс. // Сайт Interfax.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/business/713965, (дата обращения: 12.05.2021)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Altufyeva N. V. Vlijanie cifrovizacii na razvitie malyh predprijatij [The impact of digitalization on the development of small enterprises] / N. V. Altufyeva // Innovacii v menedzhmente [Innovations in Management], 2020, No. 23, pp. 4-9. [in Russian]
2. Gromov V. V. Rekomendacii po dopolneniju mer podderzhki malogo i srednego biznesa v uslovijah pandemii v chasti snizhenija nalogovoj nagruzki na trud (po uplate strahovyh vznosov) [Recommendations for supplementing measures to support small and medium-sized businesses in the context of a pandemic in terms of reducing the tax burden on labor (for paying insurance premiums)] / V. V. Gromov, N. S. Milogolov // Jekonomicheskie razvitie Rossii 2020 [Economic Development of Russia 2020], vol. 27, no. 5, pp. 83-89. [in Russian]
3. Obzor finansovoj stabil'nosti. IV kvartal 2019 - I kvartal 2020g. [Financial Stability Review. IV quarter 2019 - I quarter 2020] // Website of the Bank of Russia. [Electronic resource]. - URL: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/27911/OFS_20-01.pdf, (accessed 12.05.2021) [in Russian]
4. Vlijanie koronavirusa COVID-19 na jekonomiku Rossii [The impact of the COVID-19 coronavirus on the Russian economy. TAdviser.ru]. [Electronic resource]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Impact of the coronavirus_covid19_on_economic_russia#.D0. A2, (accessed 12.05.2021) [in Russian]
5. Kak transformirovat' biznes-strategiju v period pandemii, A. Ahverdjan, jelektronnyj zhurnal «Jekspert» [How to transform a business strategy during a pandemic, A. Akhverdyan, electronic journal "Expert"], // Website expert.ru. [Electronic resource]. - URL: https://expert.ru/2020/06/16/kak-transformirovat-biznes-strategiyu-v-period-pandemii/, (accessed 12.05.2021) [in Russian]
6. Issledovanie: 51% kompanij ispol'zovali special'noe PO dlja perestrojki biznes-processov v pandemiju [Research: 51% of companies used special software to restructure business processes in the pandemic] // Website vedomosti.ru. [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/VDdhU, (accessed 12.05.2021) [in Russian]
7. Jeksperty vyjasnili, skol'ko rossijskih kompanij pereshli na udalenku [Experts found out how many Russian companies switched to the remote site. ria.ru]. [Electronic resource]. - URL: https://ria.ru/20200818/1575920589.html, (accessed 12.05.2021) [in Russian]
8. MKB proanaliziroval vlijanie pandemii na malyj biznes [The ICD analyzed the impact of the pandemic on small businesses]. // Website mkb.ru. [Electronic resource]. - URL: https://mkb.ru/news/38341 (accessed 12.05.2021) [in Russian]
9. Podderzhka MSP v kontekste COVID-19. Dajdzhest. Departament mezhdunarodnogo i regional'nogo sotrudnichestva SP RF [Support for SMEs in the context of COVID-19. Digest. Department of International and Regional Cooperation of the Joint Venture of the Russian Federation]. // Website ach.gov.ru. [Electronic resource]. - URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf, (accessed 12.05.2021) [in Russian]
10. Minus sem' trillionov: koronavirus opustoshil mirovuju jekonomiku [Minus seven trillion: the coronavirus has devastated the global economy]. // Website ria.ru. [Electronic resource]. - URL: https://ria.ru/20200921/tsena-pandemii1577459576.html, (accessed: 12.05.2021) [in Russian]
11. Bezrabotica v Rossii v mae vyrosla do maksimuma za 8 let. Interfaks [Unemployment in Russia in May rose to the highest in 8 years. Interfax]. // Website Interfax.ru. [Electronic resource]. - URL: https://www.interfax.ru/business/713965, (accessed 12.05.2021) [in Russian]