Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АФГАНСКИЙ НАРКОБИЗНЕС В 2020 Г'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АФГАНСКИЙ НАРКОБИЗНЕС В 2020 Г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / НАРКОТИКИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / НАРКОТРАФИК / НАРКОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофаненкова Ольга Евгеньевна

В статье рассматривается влияние пандемии Covid-19 на афганский наркобизнес в 2020 г. Автор также отмечает и общие изменения, которые произошли в международном наркобизнесе для лучшего понимания ситуации в Афганистане. Рассмотрены изменения в производстве наркотиков и в маршрутах афганского наркотрафика на фоне пандемии коронавируса. Автор дает также прогноз развития афганского наркобизнеса на несколько лет вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF COVID-19 PANDEMIC ON AFGHAN DRUG BUSINESS IN 2020

The article examines the impact of the Covid-19 pandemic on afghan drug business in 2020. Author also highlights main changes that have occurred in international drug business for the better understanding situation in Afghanistan. Changes in drug production and Afghan drug trafficking routes against the backdrop of the coronavirus pandemic are also taken in consideration. The author also gives a forecast of Afghan drug business development for several years ahead.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АФГАНСКИЙ НАРКОБИЗНЕС В 2020 Г»

ЭКОНОМИКА

Научная статья

001: 10.31696/2227-5568-2021-02-043-052

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АФГАНСКИЙ НАРКОБИЗНЕС В 2020 г.

Ольга Евгеньевна Митрофаненкова а

а - Институт востоковедения РАН, Москва, Россия а - mitrofanenkova.olga@bk.ru, 0RCID: 0000-0003-0076-2956

Аннотация: В статье рассматривается влияние пандемии Covid-19 на афганский наркобизнес в 2020 г. Автор также отмечает и общие изменения, которые произошли в международном наркобизнесе для лучшего понимания ситуации в Афганистане. Рассмотрены изменения в производстве наркотиков и в маршрутах афганского наркотрафика на фоне пандемии коронави-руса. Автор дает также прогноз развития афганского наркобизнеса на несколько лет вперед. Ключевые слова: Афганистан, наркотики, пандемия Covid-19, наркотрафик, наркопроизводство

ECONOMY

Original article

THE INFLUENCE OF COVID-19 PANDEMIC ON AFGHAN DRUG BUSINESS

IN 2020

Olga Mitrofanenkovaa

a - IOS RAS, Moscow, Russia

a - mitrofanenkova.olga@bk.ru, ORCID: 0000-0003-0076-2956

Abstract: The article examines the impact of the Covid-19 pandemic on afghan drug business in 2020. Author also highlights main changes that have occurred in international drug business for the better understanding situation in Afghanistan. Changes in drug production and Afghan drug trafficking routes against the backdrop of the coronavirus pandemic are also taken in consideration. The author also gives a forecast of Afghan drug business development for several years ahead. Key words: Afghanistan, drugs, Covid-19 pandemic, drug traffic, drug production.

Пандемия Covid-19, которая распространилась по всему миру в 2020 г., затронула многие аспекты жизни человечества в глобальном масштабе. Исключением подверженным влиянию Со-^-19 не стал и афганский наркобизнес.

Важно отметить, что события 2020 г. внесли существенные изменения в глобальный рынок нелегальных наркотиков, что отразилось сильно на поставках и производстве. Кроме этого, существенные изменения претерпел и спрос на наркотические вещества в целых регионах (пример: Западная Европа).

© Митрофаненкова О. Е.

Влияние пандемии Covid-19 на мировой рынок наркотиков

Пандемия нового коронавируса оказала сильное влияние на мировой рынок наркотиков, внеся сильные изменения и создав новые условия для незаконного наркобизнеса. Можно выделить несколько критериев, с которыми связаны основные перемены в этой области: закрытие границ, внутренняя ситуация в странах, влияние общего экономического спада.

Закрытие границ. В связи с закрытием границ и усилением контроля над границами, на фоне стремительного распространения вируса, во многих странах отмечалось сокращение поставок наркотиков (героин, кокаин, каннабис и т.д.).

Закрытие границ и усиление пограничного контроля, сокращение международных грузоперевозок (наркотики часто перевозят вместе с легальными товарами, маскируя их под законную продукцию).

Согласно полученным данным в 2020 г. многие страны мира сообщали об общем дефиците многих наркотических веществ в незаконной розничной торговле, а также о том, что это привело к росту цен на наркотики и снижению качества продаваемых наркотических веществ1. Преимущественно подобная ситуация была связана с колебаниями в поставках наркотических веществ.

Несмотря на краткосрочные колебания в поставках наркотиков на фоне введенных ограничений, в некоторых странах крупные изъятия афганского героина в 2020 г., продемонстрировали, что крупномасштабный оборот наркотиков продолжался во время всей пандемии, возможно за счет более крупных поставок наркотиков, чем ранее2.

Многие наркозависимые были вынуждены искать альтернативы запрещенным наркотическим веществам. Так стали активно использоваться синтетические альтернативы традиционным наркотикам. К примеру, в странах Западной Европы афганский героин был замещен синтетическим, который производился в подпольных домашних лабораториях из доступных лекарственных препаратов, имеющих в своем составе алкалоиды опия3. Важно отметить, что такие виды наркотиков хоть и компенсировали сформировавшийся дефицит на фоне снижения поставок, тем не менее, они не являются полноценной заменой традиционным наркотикам. Прежде всего, подобные наркотики обладают более высокой токсичностью и способны наносить больший урон здоровью человека, также они чаще приводят к летальному исходу.

1 Covid-19 и цепочка незаконных поставок наркотиков: от производства и транспортировки до потребления. УНП ООН, Вена, 2020. С. 1

2 Ibid.

3 World drug report 2020. Volume 1. P. 23.

Однако, несмотря на то, что границы многих стран были закрыты, поставки наркотиков (в том числе и из Афганистана) полностью не прекращались. Тем не менее, в самом начале отмечались перебои с поставками.

Согласно отчету УНП ООН меры по закрытию границ в странах на Балканах и на Ближнем Востоке были менее строгие, что создавало возможности для осуществления нелегальных поставок наркотиков4. Наркобизнес сумел эффективно и быстро адаптироваться к меняющимся глобальным условиям жизни человечества.

Влияние ситуации внутри отдельных стран. Важно также отметить, что пандемия повлияла в некоторой степени на антинаркотическую политику внутри многих стран. В странах с ограниченными ресурсами правоохранительных органов, а также в связи с тем, что большое количество ресурсов было направлено на борьбу с Covid-19, для наркобизнеса условия становились более благоприятными5. Из-за того, что приходилось сокращать внутренние усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, наркотические вещества стали более свободно распространяться в конечных рынках сбыта. Этот фактор в свою очередь сыграл на руку крупным наркоторговцам.

Влияние общего экономического спада на наркоситуацию в будущем

Определенное беспокойство касательно распространения наркотиков в будущем связано с общим мировым экономическим спадом. Согласно прогнозам Управления ООН по наркотикам и преступности (далее УНП ООН) экономический кризис может сильно усугубить положение более уязвимых групп населения, которые в свою очередь могут быть легко вовлечены в незаконные виды деятельности (в том числе и наркобизнес) как среду для выживания, в целях компенсации потери легальных доходов. Кроме этого эксперты отмечают, что в последующем снятие ограничительных мер из-за пандемии, экономические потрясения могут также вызвать рост потребления наркотиков6. В целом сложившиеся условия на фоне пандемии, создают хорошую почву для будущей реализации афганских наркотиков после снятия ограничений.

Рассматривая влияние пандемии коронавируса на международный наркобизнес можно отметить как аспекты, способствующие распространению наркотиков, так и создающие определенные преграды для их распространения. Безусловно, наибольшее негативное влияние на распространение наркотиков в глобальном масштабе оказало закрытие границ, ограничение авиасообщения и сокращение легальных торговых грузоперевозок. Это привело к тому, что наркотики в глобальном масштабе стали менее

4 Ibid.

5 COVID-19 and the drug supply chain: from production and trafficking to use. UNODC. 2020. P. 5

6 Всемирный доклад о наркотиках 2020 г. УНП ООН, Вена.C. 1.

свободно распространяться. При этом на внутренних рынках в отдельных странах они стали более доступными.

Рассматривая уже непосредственно влияние пандемии Covid-19 на афганский наркобизнес, важно будет рассмотреть изменения, которые произошли как в области производства, так и в области распространения наркотиков по маршрутам наркотрафика.

Влияние пандемии Covid-19 на производство наркотиков в Афганистане

После падения режима талибов в 2001 г. в Афганистане окончательно закрепилась тенденция к постоянному росту производства наркотиков. Если в производстве наркотиков и происходили колебания в сторону снижения, то это носило временный характер, и зачастую было обусловлено условиями на глобальном рынке наркотиков, природно-климатическими условиями и т.д. Борьба с производством наркотиков также давала кратковременный результат.

Пандемия коронавируса также оказала влияние на производство наркотиков в Афганистане в 2020 г.

Согласно последним данным в 2020 г. площадь, занятая посевами опийного мака составила 224 тыс. га., что на 37% больше, чем в 2019 г., когда площадь посевов составляла 163 тыс. га. Потенциальный объем произведенных наркотиков в 2020 г. должен был составить 6300 т7. В 2019 г. объем производства наркотиков в Афганистане оценивался приблизительно в 6000 т8. В целом существенного снижения производства наркотиков в 2020 г. не ожидалось.

Кроме этого из-за пандемии афганское правительство было вынуждено сократить операции по борьбе с производством наркотиков. Несмотря на тревожные тенденции в производстве наркотиков в Афганистане правительство США также приостановило свои программы по борьбе с наркотиками здесь9. Другие международные акторы также полностью отстранились от борьбы с производством наркотиков в Афганистане.

Ключевые месяцы для сбора урожая опия в Афганистане в 2020 г. пришлись на март-июнь, на пик мер по борьбе с Covid-19. Из-за закрытия границы с Пакистаном в южных и западных провинциях Афганистана возникла проблема с нехваткой рабочей силы для сбора урожая10. Важно отметить, что сбор урожая опийного мака является самым сложным и трудоемким процессом в цикле производства наркотиков. Данный вид работ

7 Afghanistan opium Survey 2020. Cultivation and production — executive summary. P. 4.

8 World drug report 2019. Vol. 3. p. 10.

9 Ibid.P. 46.

10 Ibid. P. 24.

также лучше всего оплачивается, но из-за своей сложности в сборе урожаю задействованы преимущественно мужчины.

Учитывая сложившиеся обстоятельства в 2020 г. активное участие в сборе урожая принимали женщины и дети, которые также были задействованы в выращивание опийного мака. Поэтому в Афганистане урожай за 2020 г. был собран.

Другой стороной проблемы, связанной с производством наркотиков является сокращение поставок ангидрида уксусной кислоты из-за сокращения объемов международной торговли на фоне ограничений11. Ангидрид уксусный кислоты, необходимый для производства героина, не производится в Афганистане и поставляется из соседних с ним стран. Кроме этого афганский наркобизнес также столкнулся с проблемой глобального распространения наркотиков, что привело к увеличению запасов наркотиков внутри страны.

Согласно отчету Sigar за 2021 г. несмотря на глобальную пандемию Covid-19 и ее серьезные последствия для всей мировой экономики, опийная экономика Афганистана сохранила устойчивость12.

Несмотря на то, что производство наркотиков в Афганистане на фоне пандемии сильно не пострадало, ряд аспектов все же в будущем может вызвать беспокойство у международного сообщества. Легальная экономика Афганистана также пострадала от пандемии Covid-19, как и во всем мире. Учитывая тот факт, что здесь ранее уже наблюдались серьезные экономические проблемы в будущем ситуация может усугубиться. Так ряд исследований говорит о том, что сложная экономическая ситуация в Афганистане, которая усугубилась на фоне пандемии, может способствовать тому, что еще большее количество крестьянских домохозяйств будет задействовано в производстве наркотиков. Экономически пострадавшие крестьяне будут больше склонны участвовать в нелегальной экономике, если это будет давать им возможность восстановить свои доходы и гарантировать относительно стабильный и устойчивый доход13.

Можно сказать, что в ближайшие годы сокращение производства наркотиков в Афганистане будет маловероятным. Возможно, также вырастет количество крестьян вовлеченных в производство наркотиков. Кроме этого из-за того, что в 2020 г. часть произведенных наркотиков оставалась на складах в будущем возможно падение цен на афганские опиаты. Выше было также отмечено, что в конечных рынках сбыта, могут быть сформированы благоприятные условия для дальнейшей реализации афганских наркотиков.

Влияние пандемии Covid-19 на маршруты афганского наркотрафика

11 Ibid.

12 SIGAR. 2021 high-risk list. P. 44.

13 Afghanistan opium Survey 2019. Socio-economic survey report: drivers, causes and consequences of opium poppy cultivation. P. 49.

Пандемия Covid-19 также оказала влияние и на маршруты афганского наркотрафика, что в основном было связано с закрытием границ и ограничением передвижения людей и товаров по всему миру. Для лучшего понимания изменений в связи с пандемией необходимо определить особенности основных маршрутов.

Формирование маршрутов афганского наркотрафика можно отнести к 1990-м гг., когда у власти в Афганистане находились талибы. Последние несколько лет выделяют три основных маршрута афганского наркотрафика: Северный маршрут, Балканский маршрут и Южный маршрут.

На современном этапе афганские наркотики с помощью маршрутов наркотрафика поставляются практически во все страны мира. Единственным регионом, где нет афганских наркотиков, остается Латинская Америка, так как этот регион также является центром международного производства кокаина. В Мексике также производят героин.

Балканский маршрут афганского наркотрафика уже многие годы остается одним из самых востребованных и популярных маршрутов афганского наркотрафика. В основном он служит для поставки наркотиков в страны Европы и, ориентирован на удовлетворение потребностей одного большого рынка сбыта.

Балканский маршрут проходит через территорию Ирана, Пакистана и Турции. Важную роль в этом маршруте играют порты в Пакистане (порт г. Карачи) и Иране для поставки наркотиков по морю в страны Ближнего Востока. Ключевым транзитным пунктом для наркотиков на сухопутном маршруте стала Турция. Отсюда наркотики поступают в страны Восточной и Юго-Восточной Европы. Откуда они дальше достигают конечного потребителя в странах Западной Европы. На Балканском маршруте активно используются и морские порты в Италии. Ряд стран на этом маршруте стали как конечными рынками сбыта, так и одновременно транзитными зонами (Италия, Греция, Швейцария и большая часть стран Восточной Европы)14. Длительное время именно Балканский маршрут оставался основным каналом поставки афганских наркотиков в страны Европы.

Существенные изменения произошли на этом маршруте в 2014 г., что привело к сокращению поставок наркотиков на этом маршруте. Подобное изменение было связано с тем, что страны транзита (Иран и Турция) стали проводить более активную политику борьбы с афганским наркотрафиком. На фоне этого стали формироваться маршруты альтернативные Балканскому, так как спрос на героин в Европе остался на прежнем уровне. Наркотики из Афганистана в Европу стали поставляться через страны Ближнего и Среднего Востока, через восточную Африку, а также и напрямую из Паки-стана15. В этот период большим спросом стал пользоваться Южный маршрут афганского наркотрафика. Пандемия и последующее закрытие границ

14 The illicit drug trade through south-eastern Europe. UNODC. 2014. P. 37.

15 World drug report 2014. UNODC. 2015. P. 22-24.

в странах Европы затруднило поставку наркотиков с помощью Балканского маршрута до конечного потребителя. Поэтому во многих странах наблюдались временные перебои с поставками.

Тем не менее, пандемия COVID-19 не остановила Балканский маршрут афганского наркотрафика, сохранив за ним статус одного из ключевых каналов поставки наркотиков в страны Европы. Кроме этого возросло значение кавказской ветви маршрута в качестве транзитной зоны для афганских наркотиков на рынки Европы16. В свою очередь пандемии заставила наркоторговцев осваивать новые каналы поставок и искать более уязвимые страны для наркотрафика. В будущем это грозить тем, что в странах, через которые пройдет маршрут наркотрафика, существенно усугубиться ситуация с наркотиками.

Северный маршрут наркотрафика так же, как и Балканский маршрут, служит преимущественно для удовлетворения спроса на наркотики одного крупного рынка сбыта (Россия).

Особое значение для этого маршрута приобрели страны Центральной Азии.

Северный маршрут афганского наркотрафика является преимущественно сухопутным. Он включает в себя сеть автомобильных дорог, железных дорог и другой транспортной инфраструктуры, которая соединяет Афганистан через страны Центральной Азии с Россией. На данном маршруте, правда в меньшей степени, используются и авиаперевозки наркотиков из аэропортов в странах Центральной Азии в Россию.

Про Северный маршрут можно сказать, что он представляет собой совокупность более мелких маршрутов. В составе Северного маршрута можно выделить три более мелких. Основной канал поставок афганских наркотиков в Россию проходит через территорию Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Этот маршрут называют «Северо-восточным». Менее используемым, но также важным маршрутом в поставке наркотиков является «центральный» маршрут. Он проходит через территорию Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. Третьим маршрутом является «северо-западный». Он соединяет Афганистан и Туркменистан. Однако на данный момент сложно сказать, насколько актуальным является данный маршрут17. Во время пандемии Covid-19 на этом маршруте практически полностью перестало использоваться авиасообщение для перевозки наркотиков. Согласно отчетам УНП ООН в этот период существенно возрос риск изъятия наркотиков по северному маршруту наркотрафика. Тем не менее, от стран входящих в состав маршрута не поступало сообщений об увеличение изъятий наркотиков в сравнение с прошлым годом. В целом, ситуация на маршруте

16 UNODC Drugs monitoring platform brief: possible impact of the Covid-19 pandemic on trafficking in opiates and methamphetamine originating in Afghanistan. P. 2.

17 Незаконный оборот афганских опиатов вдоль «Северного маршрута». UNODC. 2018. C. 70.

наркотрафика не была стабильной и скорее всего наркоторговцы находили альтернативные маршруты18.

Южный маршрут также играет сегодня значительную роль в контрабанде наркотиков. Этот маршрут стал активно развиваться в 2000-е гг. Можно предположить, что одним из факторов для этого послужило сильное снижение производства наркотиков в Мьянме. В результате чего для афганских наркотиков появилась возможность получить доступ к новым рынкам сбыта. Последние годы все больше растет значимость этого маршрута. Он представляет собой преимущественно совокупность нескольких более мелких маршрутов наркотрафика.

В отличие от указанных выше Балканского и Северного маршрутов, Южный маршрут снабжает не один рынок сбыта, а несколько. Наркотики по этому маршруту поставляются в страны Азии и Африки, страны Персидского залива, Западную и Центральную Европу. В последние годы выросли поставки в Северную Америку, преимущественно в Канаду.

Наркотики на этом маршруте перевозятся в основном морским или сухопутным путем. Авиаперевозки распространены меньше, так как данный вид перевозок подразумевает меньший объем грузов из-за риска обнаружения и не дает возможности транспортировать большие партии наркотиков.

Южный маршрут проходит, прежде всего, через территорию Пакистана и Ирана. Наркотики поставляются в Восточную и Западную Африку, которая является рынком сбыта и перевалочным пунктом. Из Пакистана поставки наркотиков осуществляются на рынки Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Океании19. Стоит отметить, что этот регион продолжает снабжать наркотиками также и Мьянма, но в меньшей степени, чем раньше.

Сегодня нередко бывает так, что где-то Южный маршрут наркотрафика пересекает Балканский маршрут. В основном это происходит в местах, где используется транспортировка наркотиков морем. В свою очередь это приводит к тому, что сложнее становится определить точный канал поставки наркотиков. При этом Южный и Северный маршрут не пересекаются. Это связано с тем, что рынки сбыта маршрутов находятся далеко друг от друга.

На фоне пандемии существенно выросла популярность южного маршрута для поставки наркотиков. Этот маршрут дает также возможность перевозить крупные партии наркотиков, преимущественно из-за активного использования перевозок морем. Особенностью южного маршрута является также и то, что он проходит преимущественно через страны с более слабым правоохранительным потенциалом.

Важно отметить, что перевозки героина осуществляются преимущественно наземным транспортом, поэтому введенные ограничения оказали

18 Covid-19 and the drug supply chain: from production and trafficking to use/UNODC, Vienna, 2020. P. 28.

19 Незаконный оборот афганских опиатов вдоль «Южного маршрута». UNODC. 2016. С. 18.

на них меньше влияния и сильно не повлияли на поставки20. Тем не менее, информация от стран, которые расположены на основных маршрутах афганского наркотрафика, показывает, что сильно вырос риск изъятия при транспортировке героина наземным транспортом21. В результате наркоторговцы вынуждены были искать альтернативные способы перевозки наркотиков. На фоне этого большее значение стала приобретать перевозка наркотиков морем. Из-за сложности поставки наркотиков, также вероятно, что наркотики будут оставаться на складах, что приведет к формированию запасов и в будущем может привести к падению цен на наркотики.

Заключение

Мировая пандемия Covid-19 внесла свои изменения как в международную торговлю наркотиками, так и в афганский наркобизнес. Предпринимаемые государствами и международным сообществом меры по борьбе с вирусом как препятствовали распространению наркотиков, так и наоборот создавали более благоприятные условия для их распространения. Наркобизнес в отличие от мировой экономики практически не пострадал на фоне событий 2020 г. Он сумел в короткие сроки адаптироваться к меняющимся глобальным условиям.

Сложившаяся ситуация связанная с пандемией усугубила состояние легальной экономики в Афганистане, что в свою очередь может привести к еще большему разрастанию наркоиндустрии и наращиванию производства наркотиков. Кроме этого, существует вероятность, что спрос на наркотики в экономически пострадавших странах возрастет.

Программы по борьбе с наркотиками внутри самого Афганистана также, в ближайшие годы, скорее всего не будут осуществляться в полной мере. В свою очередь это даст возможность производить все больше наркотиков и в последующем спекулировать на мировых ценах на героин (к примеру: храня наркотики на складах и создавая искусственный дефицит).

Тем не менее, скорее всего производство героина в Афганистане не будет испытывать сильных колебаний в последующие несколько лет, держа примерно один и тот же уровень (зависимость от внешнего спроса).

Последние несколько лет в отчетах УНП ООН отмечается также и рост подпольного производства метамфетаминов22. Поэтому возможно, что в несколько ближайших лет Афганистан также займет нишу и в производстве метамфетамина.

20 Covid-19 и цепочка незаконных поставок наркотиков: от производства и транспортировки до потребления. УНП ООН, Вена, 2020. С. 1.

21 Там же.

22 World drug report 2020. Volume 3. P. 42.

Литература/References

1. Afghanistan opium Survey 2019. Socio-economic survey report: drivers, causes and consequences of opium poppy cultivation. P. 49.

2. Afghanistan opium Survey 2020. Cultivation and production — executive summary. P. 4.

3. Covid-19 and the drug supply chain: from production and trafficking to use / UNODC, Vienna, 2020. P. 28.

4. Covid-19 и цепочка незаконных поставок наркотиков: от производства и транспортировки до потребления. УНП ООН, Вена, 2020. С. 1.

5. SIGAR. 2021 high-risk list. Р. 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The illicit drug trade through south-eastern Europe. UNODC. 2014. Р. 37.

7. UNODC Drugs monitoring platform brief: possible impact of the Covid-19 pandemic on trafficking in opiates and methamphetamine originating in Afghanistan. Р. 2.

8. World drug report 2014. UNODC. 2015. Р. 22-24.

9. World drug report 2019. Vol. 3. Р. 10.

10. World drug report 2020. Volume 1. Р. 23.

11. Всемирный доклад о наркотиках 2020 г. УНП ООН, Вена. С. 1.

12. Незаконный оборот афганских опиатов вдоль «Северного маршрута». UNODC. 2018. С. 70.

13. Незаконный оборот афганских опиатов вдоль «Южного маршрута». UNODC. 2016. С. 18.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Митрофаненкова Ольга Евгеньевна - Mitrofanenkova Olga - Junior Scientific

м.н.с. Центра изучения стран Ближне- Researcher of Centre of Standing Countries

го и Среднего Востока ИВ РАН, Москва, of Middle East IOS RAS, Moscow, Russia. Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.