Митрофаненкова О. Е. *
АФГАНСКИЙ НАРКОТРАФИК И БОРЬБА ИРАНА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Mitrofanenkova O. Е.**
DRUG TRAFFIC FROM AFGHANISTAN
AND IRAN'S FIGHT AGAINST DRUG TRAFFICKING
Аннотация: В статье выделены факторы, приведшие к массовому употреблению наркотиков в Иране. Автором рассмотрены маршруты наркотрафика из Афганистана через территорию Ирана. Внимание уделено не только внутренней борьбе иранского государства с наркотиками, но также и его взаимодействию в данной области с другими странами. Отдельно рассматривается вопрос о сотрудничестве Ирана с Россией.
Ключевые слова: Иран, антинаркотическая политика, маршруты наркотрафика, ирано-российское сотрудничество.
Abstract: The article focuses on factors that lead to mass drug abuse in Iran. The drug traffic through Iran from Afghanistan is also considered in the article. The author analyzes not only Iranian anti-drug policy, but also international cooperation in this field. The author pays special attention to the Iranian-Russian cooperation. Key word: Iran, anti-drug policy, drug traffic, Iranian-Russian cooperation
Производство наркотиков в Афганистане и наркотрафик через Иран
По мере эскалации кризиса в Афганистане и роста афганского наркопроизводства выросли и объемы наркотрафика через соседние страны (Иран, Пакистан, государства Центральной Азии). Проблемы, связанные с производством наркотиков в Афганистане вызывают беспокойство у его соседей не только из-за наркотрафика, проходящего через их территорию, но также и из-за возможного усиления активности террористических и экстремистских организаций. Известно, что доходы от производства наркотиков в Афганистане всегда были важным источником финансирования афганского движения Талибан.
* Митрофаненкова Ольга Евгеньевна - младший научный сотрудник, Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока
** Mitrofanenkova Olga - junior scientific resercher of Center of studing countries of Middle East.
Таблица 1
Производство наркотиков в Афганистане 1994-2018 гг.
Год Производство героина в тоннах
1994 3416
1995 2335
1996 2241
1997 2804
1998 3000
1999 4600
2000 3276
2001 185
2002 1900-2700
2003 7000
2004 4200
2005 4100
2006 6100
2007 8200
2008 7700
2009 6900
2010 3600
2011 5800
2012 3700
2013 5500
2014 6400
2015 3300
2016 4800
2017 9000
2018 6400
Ист.: составлено автором на основе ежегодных докладов УНП ООН за 1995-2019 гг.
Наркотрафик из Афганистана через Иран
Из-за своих протяженных границ с Афганистаном (936 км) Иран еще при режиме талибов стал важным звеном в наркотрафике афганских наркотиков (героин, опиум, гашиш). Через территорию Ирана с 1990-х гг. пролегает Балканский маршрут наркотрафика, по которому наркотики из Афганистана через Иран поступают сначала в Турцию, а потом в страны Юго-Восточной и Западной Европы.
Именно с территории Ирана основной объем афганских опиатов идет в Европу. Героин из Ирана, как правило, поступает на территорию Турции и Украины, затем в Польшу, Германию и Великобританию.
Часть маршрутов, которые идут из Ирана в Европу, проходят через Кавказские горы. Первый маршрут: Иран - Азербайджан - Грузия - Черное море - Украина и/ или Болгария. Второй маршрут: Иран - Каспийское море -Российская Федерация/ Кавказ - Черное море - Украина и/ или Болгария1.
Согласно отчетам Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) часть афганских опиатов с территории Ирана поступает в страны Африки. Большая часть героина ввозится в ЮАР, главным образом из Юго-Западной Азии и в меньшей степени из Юго-Восточной Азии. Основные центры ввоза героина в Африке включают Нигерию и ЮАР2.
Активная политика борьбы с незаконным оборотом наркотиков, которую постоянно проводит руководство Ирана, вынуждает наркоторговцев искать новые маршруты для сухопутной контрабанды наркотиков. Поставки героина из Афганистана осуществляются не только через Балканский и северные маршруты, но и в южном направлении. Тем не менее, роль Балканского маршрута в наркотрафике никак не уменьшается3.
Согласно отчету УНП ООН за 1999 г. на Исламскую Республику Иран приходилось 97% от мирового объема изъятия морфина4. В 1990-е гг. большой объем наркотиков проходил через территорию Ирана в Турцию. Однако ближе к 2000-м гг. часть наркотиков стала поступать в Туркменистан через северные части Ирана. Если освещать ситуацию более точно, то нужно подчеркнуть, что до 1997 г. Балканский маршрут был ключевым маршрутом транспортировки наркотиков из Афганистана. Но с 1998 г. произошли изменения, связанные с началом более широкого использования Центральной Азии в качестве транзитного региона и с увеличением производства опиумного мака и опиатов на севере Афганистана.
Согласно тому же отчету со ссылкой на информацию Интерпола, Иран в конце 1990-х годов усилил контроль за перемещением наркотиков
1 11п^ес1 №1:юпб Office оп Оп^б апс1 Опте. МЫ1с1 с1п^ герси! 1999/ ^ Уогк 2000, р. 54.
2 ипМ Ыа^опБ Office оп Оп^б ап<С Опте. World <Сп^ героН: 1999/ Уогк 2000, р. 75.
3 ипИж< Ыа^опБ Office оп Оп^б ап< Опте. World героН: 2013/ ^ Уогк 2014, р. 11.
4 ип^ Ыа^опБ Office оп йг^Б ап< Опте. World героЛ 1999/ ^ Уогк, 2000, р. 25.
на границе с Афганистаном. Это привело к более широкому использованию Пакистана и государств Центральной Азии в качестве стран транзита.
Помимо балканского маршрута через территорию Ирана также проходит и южный маршрут (основной канала поставок афганских опиатов в Юго-Восточную Азию и в Восточную Азию). Исторически южный маршрут имел меньшее значение, так как эти страны снабжались наркотиками из Мьянмы. С начала нынешнего века Мьянма не смогла, удовлетворять потребности регионов в наркотиках и значение южного маршрута афганского наркотрафика возросло5.
Усиление мер приграничного контроля между Ираном и Афганистаном, а также между Ираном и Турцией вынуждают наркоторговцев, как отмечается в докладе УНП ООН переносить свою противозаконную деятельность на юг к побережью Ирана и Пакистана. Партии героина из Ирана также ввозятся в Европу транзитом через страны Восточной и Западной Африки6.
Важно отметить, что сегодня в Иране насчитывается до 2 млн афганских беженцев. Беженцы из Афганистана в Иране появились еще при прямой вовлеченности СССР в дела Афганистана (1979-1989 гг), Последующие волны беженцев были связаны с гражданской войной, правлением талибов и современной стадией афганского конфликта (с 2001 г.
)7 Афганские беженцы помогают осуществлять наркотрафик на территорию Ирана, являясь курьерами.
Борьба Ирана с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией
В противодействии наркотрафику Иран проводит в последние годы самую активную антинаркотическую политику из стран региона8.
Власти страны демонстрируют отсутствие толерантности к наркотикам, что выражается в крайне жесткой борьбе с наркобизнесом и наркоманией. В этих целях активно используются аресты наркозависимых граждан в целях борьбы с наркоманией. В результате подобной деятельности, иранские тюрьмы оказались заполнены наркоманами9.
Строгая запретительная антинаркотическая политика, как правило, является весьма эффективной. Она направлена на безопасность всего общества в целом. Подобная политика также способна сформировать негативное отношение в обществе к наркотикам.
5 United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2015/ New York 2016, p. 106.
6 Ulbid, p. 105.
7 Iran needs more help to support Afghan refugees // The UN Refugee Agency [Электронный ресурс] URL: https://www.unhcr.org/news/latest/2018/9/5b8e9f414/iran-needs-help-support-afghan-refugees-unhcr-chief.html дата обращения: 28.02.2019.
8 Drug trafficking and border control: situation analysis // UNODC [Электронныйресурс] URL: https:// www.unodc.org/islamicrepublicofiran/drug-trafficking-and-border-control.html дата обращения: 28.02.2019.
9 Vick K. Opiates of the Iranian people // Washington post. [Электронный ресурс] URL: http://www. washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/09/22/AR2005092202287.html дата обращения: 28.02.2019.
После Исламской революции в 1979 г. правительство Ирана полностью уничтожило производство наркотиков в своей стране. Напомним все же, что до революции тоже предпринимались попытки борьбы с производством опиума. Так законом от 30 октября 1955 г. было полностью запрещено производство и сбыт опия. Однако под давлением со стороны землевладельцев и крестьян этот закон был отменен в 1969 г.10
Несмотря на антинаркотическую политику, иранское правительство во второй половине XX в. мирилось с полным отсутствием мер по лечению наркозависимых11. В стране не применялись такие либеральные меры борьбы с наркоманией, как программа "обмена игл" или программы "заместительной" терапии. Отсутствие этих мер связано с высоким уровнем порицания употребления наркотиков в иранском обществе.
Следующим витком развития политики по борьбе с наркотиками в Иране является период роста наркопроизводства в Афганистане при режиме талибов (1996-2001 г).
Так с 1994 г. по 1997 г. борьба с наркотиками в Иране осуществлялась в соответствии с проектом ООН, который предусматривал усиление право-
о и 19
охранительной политики в приграничных районах12.
Вследствие роста объемов наркотрафика внутри транзитных стран отмечался рост наркомании среди населения. Власти Ирана оценивали количество опиатных наркоманов в начале 1990-х годов примерно в размере 500000 человек (из которых 150000 были героиновыми наркоманами). Некоторые оценки за 1998 г. показывают, что количество опиатных наркоманов выросло до 1,2 млн человек13.
В середине 2000-х гг. в Иране отмечался рост потребления наркотиков. Эксперты и иранские чиновники говорили о том, что подобный рост наркомании был следствием острых экономических проблем. Опросы среди населения, проводимые правительством, показали, что 80% из опрошенного населения связывают рост наркомании с безработицей14.
Уровень наркомании в Иране продолжал расти и к 2017 г. около 3 млн иранцев на постоянной основе употребляли наркотики15. Рост наркомании в последние годы, как и раньше, связан с экономическими проблемами.
10 Zouhair Bouhou A history of Iranian drug policy // Talking drugs [Электронный ресурс] URL: https:// www.talkingdrugs.org/a-history-of-iranian-drug-policy дата обращения: 28.02.2019.
11 Там же.
12 Арунова М.Р. Афганская политика ИРИ // Роль и место Ирана в регионе. М., 2007, с. 148-152.
13 United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 1999/ New York, 2000, p. 113.
14 Vick K. Opiates of the Iranian people // Washington post. [Электронный ресурс] URL: http://www.
washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/09/22/AR2005092202287.html.
Уровень безработицы в Иране в 2017 г. составил порядка 12% 1 6, что является весьма высоким показателем17. Он свидетельствует о непростом положении в экономике Ирана, сложившемся под влиянием санкций, введенных США. Кризис в экономике усугубляет социальные проблемы, одной из которых является массовая "наркотизация" населения.
Помимо проблем, связанных с безработицей, значение имеют проблемы, связанные с коррупцией. Согласно оценкам портала Trading Economics, Иран занимает 131 место, т. е. относится к числу стран с высоким ее уровнем18. Учитывая наличие серьезных экономических трудностей, широко распространенную коррупцию (имеется ввиду индекс восприятия коррупции, который оценивается путем опросов) можно утверждать, что эти факторы формируют благоприятные условия для наркотрафика и наркотизации населения.
Несмотря на жесткие меры, принимаемые властями Исламской Республики Иран в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, в государстве сохраняется тенденция к росту числа наркоманов. В докладе УНП ООН отмечалось, что ситуация с ростом наркомании среди населения Ирана остается одной из худших в мире. Повторим, что основная причина этого заключается в экономической стагнации и высоком уровне безработицы19.
Главное внимание в борьбе с афганскими наркотиками в Иране по-прежнему занимает совершенствование пограничного контроля и охраны границ. Активность Ирана в борьбе с наркотиками приводит к тому, что на черный рынок европейских стран поступает меньше наркотиков из Афганистана. Согласно последним данным УНП ООН, Иран продолжает тратить миллионы долларов на охрану границ, включая и строительство дорогих защитных сооружений на границах с Афганистаном и Пакистаном20.
Спецслужбы Ирана проводят довольно жесткую оперативную работу в области противодействия наркотикам21.
Помимо охраны границ и перехвата контрабанды наркотиков, Иран проводит политику по борьбе с наркоманией внутри страны. Прежде всего, данная политика направлена на лечение больных наркоманией. Важное место в борьбе и в профилактике наркомании занимает работа с молодежью,
16 Iran unemployment rate 2001-2018 // Trading Economics [Электронный ресурс] URL: https:// tradingeconomics.com/iran/unemployment-rate дата обращения: 28.02.2019.
17 Iran GDP/Trading Economics // Trading Economics [Электронный ресурс] URL: https://tradingeconomics. com/iran/gdp дата обращения: 28.02.2019.
18 Iran corruption rank // Trading Economics [Электронный ресурс] URL: https://tradingeconomics.com/ iran/corruption-rank дата обращения: 28.02.2019.
19 McKernan B. Number of drug addicts in Iran 'doubles' in six years // Independent [Электронный ресурс] URL: http://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/iran-tehran-drug-addiction-opium-heroin-afghanistan-taliban-a7809046.html дата обращения: 28.02.2019.
20 Drug trafficking and border control: situation analysis // UNODC [Электронный ресурс] URL: https://
www.unodc.org/islamicrepublicofiran/drug-trafficking-and-border-control.html дата обращения: 28.02.2019.
которая носит просветительский характер. Учитывая тот факт, что рост распространения наркотиков зачастую приводит и к росту криминогенности, иранское правительство значительно усилило меры уголовных наказаний за преступления, связанные с производством, реализацией и транспортировкой наркотических веществ22. Согласно иранскому законодательству, за торговлю наркотиками грозит смертная казнь.
Иран и сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Иран стремится налаживать сотрудничество с другими государствами в области противодействия афганскому наркобизнесу. УНП ООН полностью поддерживает взаимодействие Ирана с Афганистаном и Пакистаном в области противодействия наркотикам. Взаимодействие Ирана и Пакистана основывается на трех аспектах: 1) политическая составляющая 2) укрепление доверия между государствами 3) техническое взаимодействие. Политическая составляющая взаимодействия трех государств заключается в привлечении ресурсов международных доноров для борьбы с наркобизнесом, а также во взаимодействии с другими членами ООН23.
Важное место во внешней политике Ирана занимают его отношения с Афганистаном. Иран, как никто другой, заинтересован в разрешении афганского кризиса и стабилизации ситуации внутри Афганистана. С территории Афганистана исходят несколько угроз национальной безопасности Ирана. К ним относятся, отметим еще раз, наркотрафик и террористическая угроза. Иран является участником всех международных встреч связанных с Афганистаном. Помимо угроз, Иран с Афганистаном связывает близость народов этих двух стран, т. к. некоторые основные этносы Ирана и Афганистана имеют единые во многом исторические и культурные корни24.
Согласно мнению иранского руководства, в 2000-е гг. с афганской территории исходила одна основная угроза национальной безопасности Ирана: наркотрафик. Иранские лидеры неоднократно заявляли, что содействие становлению государственных институтов, урегулирование внутренней обстановки, совместная борьба с афганской наркоугрозой будут способствовать развитию политических связей, активизации развития двусторонних экономических связей и регионального сотрудничества25.
С 2006 г. Иран и Афганистан договорились об установке совместных постов и контрольно-пропускных пунктов в Герате, Фарахе и Нимрузе.
22 United Nations Office on Drugs and Crime. World drug report 2015/ New York 2016, p. 169.
23 Drug trafficking and border control: situation analysis // UNODC [Электронный ресурс] URL: https:// www.unodc.org/islamicrepublicofiran/drug-trafficking-and-border-control.html дата обращения: 28.02.2019.
24 Месамед В.И. Афганистан и Исламская Республика Иран: нынешний этап отношений // Институт стран Ближнего Востока URL: http://www.iimes.ru/?p=22885 дата обращения: 28.02.2019.
25 Кузьмин М.Н. Последние тенденции в ирано-афганских отношениях // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/10-03-06a.htm дата обращения: 28.02.2019.
Государства договорились и о взаимной экстрадиции криминальных элементов, задержанных за контрабанду наркотиков или тяжкие преступления. Стороны договорились также об обмене информацией о деятельности криминальных группировок, занимающихся наркобизнесом. Иранской стороне было разрешено открыть в Кандагаре представительство своего Центрального штаба по борьбе с наркотиками дополнительно, к функционирующим в Кабуле и Герате26.
Как отмечает известный отечественный афганист М.Р. Арунова, помимо наркотрафика для Ирана важна и цель достижения мира и стабильности в Афганистане27.
Сотрудничество Ирана и России в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
В области борьбы с афганским наркобизнесом Иран сотрудничает с Российской Федерацией. Афганский наркобизнес является угрозой национальной безопасности, как для РФ, так и для Исламской Республики Иран. РФ и Иран объединяют многие факторы, которые могут оказать положительное влияние на их совместную борьбу с афганским наркобизнесом.
Сотрудничество России и Ирана в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) является, по мнению В. Евсеева, хорошей основой для совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков28.
В сфере противодействия афганскому наркобизнесу Россия и Иран не смогли пока достичь конкретных договоренностей. Отчасти это связано с различными путями транспортировки наркотиков из Афганистана, что приводит к отсутствию реального взаимодействия российских и иранских спецслужб29.
Отсутствие общей политики России и Ирана в отношении афганского наркотрафика связана с различной степенью угрозы, которую данная проблема представляет для этих государств. Но безотносительно к этому можно говорить о почти полном совпадении интересов России и Ирана на афганском направлении. Это в частности подтвердил министр обороны С. Шойгу во время своего визита в Тегеран в январе 2015 г. Оба государства призвали
26 Кузьмин М.Н. Последние тенденции ...
27 Арунова М.Р. Афганская проблема и соседние мусульманские страны // Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке М., 2014, с. 492-510.
28 Евсеев В. Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. Общие вызовы безопасности и перспективы сотрудничества // Российский совет по международным делам М., 2017,
с. 73-78.
сделать упор на скоординированных усилиях по борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом30.
Подчеркнем, что Россия всегда выражала заинтересованность в развитии партнерских отношений с любыми контрагентами в разрешении общих проблем и угроз в Афганистане и Центральной Азии, таких как борьба с терроризмом и наркобизнесом. Несмотря на то, что эти инициативы часто не встречали поддержки со стороны США и НАТО, российское руководство сохраняет приверженность заявленным принципам. Опираясь на них, Москве удалось добиться некоторых успехов по этим направлениям в рамках ШОС и ОДКБ. Это не осталось незамеченным со стороны Ирана31.
Заключение
Наркотики из Афганистана являются угрозой национальной безопасности Ирана, что вынуждает его проводить самую жесткую политику борьбы с незаконным оборотом наркотиков в регионе. Тем не менее, жестких запретительных мер и усиления пограничного контроля оказывается недостаточным для того, чтобы остановить рост наркомании в Иране.
30 Боев Э.Б. Цивилизационные ценности как фактор сближения России и Ирана // Российско-иранские
отношения. Проблемы и перспективы/ М.: ИВ РАН, 2015, с. 174.