lib '
УДК 615.835.3:618.36-008-059
ВЛИЯНИЕ ОЗОНОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ФЕТОПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
С.А. Дворянский1, Э.М. Иутинский1, С.М. Пшеницына1, Н.Н. Никишов3, И.В. Зеленская4, Х.М. Клементе Апумайта4,
1ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия», г. Киров, 2Медицинский институт БФУ им. И. Канта, кафедра акушерства и гинекологии, г. Калининград,
3Перинатальный центр ГБУЗ «Детская краевая больница» Министерства Здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар, 4Медицинский центр Аэрофлота, г. Москва
Дворянский Сергей Афанасьевич - e-mail: [email protected]
В статье приводится анализ физического и нервно-психического развития детей первого года жизни, чьи матери получали в процессе беременности озонотерапию в связи с наличием у них фетоплацентарной недостаточности. Авторы приходят к выводу о наличии у медицинского озона длительного эффекта, выражающегося в нормализации у детей психо-неврологического статуса, что связано с антигипоксическим действием на плод.
Ключевые слова: озонотерапия, дети первого года жизни, психо-неврологический статус.
This article provides an analysis of physical and neuropsychic development of children first year of life whose mothers received during the pregnancy ozone therapy in connection with the presence of placental insufficiency. The authors come to the conclusion about the presence of medical ozone long-term effect, manifested in the normalization of the children's psycho-neurological status that is associated with antyhypoxic effect on the fetus.
Key words: ozone therapy, children first year of life, psycho-neurological status.
Введение
Известно, что психо-неврологическое развитие детей, особенно в возрасте до одного года, когда формируется большое количество навыков и умений, в значительной степени зависит от тех условий, в которых развивался внутриутробный плод. В случае недостаточного снабжения плода кислородом и питательными веществами, что и является сутью фетоплацентарной недостаточности (ФПН), в дальнейшем развитие таких детей идет более медленно, чем у их сверстников, что проявляется в сниже-нииинтеллекта и плохой успеваемости в школе [1, 2].
Патологическое влияние перенесенной во время беременности гипоксии и гипотрофии плода реализуется у детей посредством появления во внеутробной жизни большого количества разнообразных хронических соматических дегенеративных заболеваний (синдром инсули-норезистентности, остеопороз, гипоспадия у мальчиков, иммунодефицитные состояния) [3-6].
Таким образом, дети, чье внутриутробное развитие проходило на фоне хронической фетоплацентарной недостаточности, гораздо в большей степени подвержены различного рода заболеваниям, первичной профилактикой которых может стать эффективное лечение ФПН. Одним из эффективных средств борьбы с ФПН, по мнению различных авторов, является озонотерапия [7-11].
Целью данного исследования было оценить, каким образом перенесенная во время беременности ФПН влияет на развитие ребенка на первом году жизни и какое влияние на это оказывает ранее проведенная озоноте-рапия.
Материал и методы
Мы обследовали 214 детей, которые были разделены на три группы.
В I группу вошли 52 ребенка, матери которых во время беременности не имели признаков хронической ФПН.
Во II группу вошли 106 детей, рожденных от матерей с ФПН, от матерей с верифицированной ФПН, в комплекс лечения которых помимо традиционной терапии входила терапия медицинским озоном (5-7-дневный курс внутривенных капельных инфузий озонированного физраствора, приготовленного с использованием в концентрации озона 400 мкг/л озоно-кислородной смеси).
У матерей 56 детей III группы во время беременности также была диагностирована патология фетоплацентар-ного комплекса, однако лечение ее осуществлялось только с помощью традиционной медикаментозной терапии.
Социально-бытовые условия в семьях всех новорожденных были примерно одинаковыми. Также достоверно не отличался и характер питания (таблица 1) детей, что позволило исключить влияние этих факторов на возможные различия в физическом и психическом развитии ребенка.
таблица 1.
Характер питания детей на первом году жизни (P±m; M±m)
Метод обследования Группы
I (n=52) II (n=106) III (n=56)
Искусственное вскармливание с рождения, % 3,85+2,67 5,66+2,24 5,36+3,01
Грудное вскармливание до 1 месяца, % 11,54+4,43 10,38+2,96 10,71+4,13
Грудное вскармливание до 2-3 месяцев, % 36,52+6,62 37,74+4,71 35,71+6,40
Грудное вскармливание до 4-8 месяцев, % 34,62+6,60 32,08+4,53 33,93+6,33
Грудное вскармливание до 9-12 месяцев, % 13,47+4,73 14,14+3,38 14,29+4,68
Длительность грудного вскармливания, мес. 5,34+0,15 5,61+0,20 5,75+0,18
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Большинство детей в первые полгода жизни находились на грудном вскармливании и лишь небольшая их часть с самого рождения получала искусственное питание.
Для комплексной оценки темпов развития ребенка на первом году жизни ежемесячно в течение года проводилось изучение его физического и психического статуса. Темпы физического развития ребенка определялись посредством измерения его основных антропометрических показателей и оценки их динамики, а также по становлению и совершенствованию основных моторных актов.
Психическое развитие ребенка определялось по его эмоциональному статусу, способности контактировать с окружающими, но самое главное - по становлению и совершенствованию речи как признака развития второй сигнальной системы.
Использовались общепринятые физикальные, лабораторные методы исследования. Обследование проводилось совместно со смежным специалистом - неонатологом.
Обработку данных проводили в программе Microsoft Excel с рассчетом среднего арифметического М, стандартной ошибки среднего арифметического - m. Достоверность различий в сравниваемых рядах проверяли с использованием критерия Стьюдента и принимали при 5% уровне значимости. Результаты и их обсуждение
При рождении вес и рост новорожденных в III группе был меньше, чем аналогичные показатели детей двух других групп, подобная тенденция сохранилась и к окончанию первого года жизни. Так, средний вес детей первого года жизни в I группе составил 10 389,28±76,23 г, во II группе 10 511,82±85,19 г и в III группе - 9374,25+74,28 г (рис. 1), а рост соответственно 76,65+0,33 см, 76,72+0,37 см и 73,18+0,42 см (рис. 2).
Подобные отличия объясняются не только изначальной разницей в величинах этих антропометрических показателей, но и достоверно меньшим приростом их в течение года у детей III группы (таблица 2).
таблица 2.
Динамика основных антропометрических показателей у детей на первом году жизни (M±m)
Возраст
* I группа 1 II группа —*—II группа
РИс. 1.
Динамика веса у детей в течение первого года жизни. Примечание: * - различия с показателями I и II групп достоверны при р<0,05.
Возраст
РИс. 2.
Динамика роста у детей в течение первого года жизни. Примечание: * - различия с показателями I и II групп достоверны при р<0,05.
Метод обследования Группы
I (n=52) II (n=106) III (n=56)
вес (г.) Рост (см.) вес (г.) Рост (см.) вес (г.) Рост (см.)
0 3315,67±73,04 52,28±0,31 3274,29±65,32 51,74±0,26 3061,45±72,18* 49,67±0,34*
1 мес. 4062,72±76,25 55,01±0,45 3985,61±70,39 54,25±0,38 3640,35±73,14 51,93±0,33
2 мес. 4785,19±69,81 57,34±0,39 4709,68±74,12 56,72±0,29 4318,06±70,09 54,24±0,27
3 мес. 5513,44±81,13 59,81±0,40 5498,19±82,15 59,23±0,35 5037,94±60,43 56,70±0,39
4 мес. 6401,15±74,92 62,15±0,32 6382,55±60,54 61,72±0,34 5782,41±68,35 59,08±0,28
5 мес. 7130,59±63,25 64,71±0,46 7188,71±80,23 64,22±0,28 6421,68±81,92 61,53±0,31
6 мес. 7645,30±79,16 67,20±0,34 7794,02±66,71 66,75±0,29 6970,57±79,04 63,92±0,26
7 мес. 8105,46±80,07 68,92±0,31 8316,34±89,03 69,22±0,31 7561,43±61,82 66,33±0,41
8 мес. 8558,03±78,45 70,55±0,35 8725,94±80,38 70,75±0,36 7952,86±82,15 67,78±0,32
9 мес. 9032,41±73,60 72,10±0,33 9208,72±79,03 72,27±0,33 8375,22±73,68 69,14±0,38
10 мес. 9510,06±74,56 73,67±0,44 9641,15±64,40 73,78±0,27 8691,55±79,11 70,61±0,36
11 мес. 9969,10±82,35 75,19±0,37 10084,65±86,94 75,26±0,25 9003,34±84,19 71,95±0,37
12 мес. 10389,28±76,23 76,6 5±0,33 10511,82±85,19 76,72±0,37 9374,25±74,28* 73,18±0,42*
Общая прибавка за 12 месяцев 7092,15±72,19 24,55±0,32 7284,85±68,75 25,12±0,29 6398,11±62,10* 23,59±0,35*
Примечание: * - различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05.
AI
SSM
Так, изменения веса в I группе за 12 месяцев составили 7092,15±72,19 г, во II группе - 72 84,85 ±68,75 г, а в III -6398,11±62,10 г. За тот же промежуток времени рост в среднем увеличился у детей I группы на 24,55±0,32 см, II группы -на 25,12±0,29 см, III группы - на 23,59±0,35 см.
Первый год жизни ребенка наряду с интенсивным ростом характеризуется значительными изменениями в деятельности нервной системы, как центральной, так и периферической, что в свою очередь проявляется развитием новых навыков и умений.
Самый первый из таких навыков - способность фиксировать взглядом предметы у детей I и II групп появился примерно в одно и то же время - в 1,23±0,10 и 1,19±0,11 мес. соответственно, в то время как в III группе только к 1,57±0,13 мес. (таблица 3).
Также достоверно позже дети III группы (в 6,44±0,16 мес.) по сравнению с их сверстниками (в I группе в 6,03±0,12, во II группе в 5,87±0,12 мес.) начали самостоятельно сидеть, а затем стоять (в I группе в 10,58±0,12, во II группе в 10,50±0,10 и в III группе в 11,02±0,14 мес.) и таблица 3.
Средние сроки развития моторных актов и становления речи у детей на первом году жизни в месяцах (M±m)
движение и умелость Группы
I (n=52) II (n=106) III (n=56)
Фиксирует взором предметы 1,23±0,10 1,19±0,11 1,57±0,13*
Гуление 1,80±0,13 1,74±0,10 1,92±0,13
Удерживание головы 3,05±0,10 2,91±0,09 3,16±0,10
Переворачивания 5,11±0,10 5,05±0,13 5,39±0,12
Сидение 6,03±0,12 5,87±0,12 6,44±0,16*
Ползание 7,17±0,10 7,10±0,15 7,24±0,14
Вставание 9,14±0,15 9,0 5±0,10 9,38±0,13
Шаги с поддержкой 9,61±0,17 9,53±0,14 9,95±0,16
Стояние самостоятельное 10,58±0,12 10,50±0,10 11,02±0,14*
Ходьба самостоятельная 11,64± 0,13 11,47±0,12 12,07±0,17*
Произносит гласные звуки 2,14±0,13 2,0 5±0,16 2,39±0,17
Произносит отдельные слоги 6,18±0,17 5,94±0,17 6,22±0,14
Произносит короткие слова «мама» «папа» 10,29±0,16 10,15±0,19 10,82±0,20*
Произносит первое слово помимо «папа», «мама» 11,76±0,12 11,58±0,17 12,04±0,15
Примечание: * - различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05.
рис. 3.
Структура жалоб у детей первого года жизни (на 100 обследованных).
Примечание: * - различия с показателями I и II групп достоверны при р<0,05.
ходить (в I группе в 11,64±0,13, во II группе в 11,47±0,12, а в III группе в 12,07±0,17 мес.).
Развитие речи во всех трех группах началось ближе к двум месяцам жизни вначале гулением, затем произношением в два месяца отдельных гласных звуков и в полгода - отдельных слогов.
Однако темпы этого развития у детей III группы были все же ниже, чем у детей первых двух групп, что проявилось боле поздним началом произношения отдельных коротких слов «мама» и «папа» (в I группе в 10,29±0,16, во II группе в 10,15±0,19 и в III группе в 10,82±0,20 мес.).
таблица 4.
Заболеваемость детей на первом году жизни (P±m; M±m)
признак Группы
I (n=52) II (n=106) III (n=56)
Жалобы:
выраженное беспокойство, крикливость, % 28,85±6,28 22,64±4,06 48,21±6,68*
нарушение сна, % 32,69±6,50 28,30±4,38 51,79±6,68*
плохой аппетит, частые срыгивания, % 13,46±4,73 10,38±2,96 17,86±5,12
нарушение тонуса мышц (дрожание ручек, подбородка), судороги, % 15,38±5,00 11,32±3,08 32,14±6,24*
заболеваемость:
Дети, состоящие на учете у невропатолога до 1 года, % 42,31±6,85 35,85±4,66 62,50±6,47*
Дети, перенесшие заболевания ВДП (ОРВИ, грипп, фарингиты, тонзиллиты, риниты и др.), % 73,08±6,15 54,72±4,83** 82,14±5,12
Число случаев заболеваний ВДП у одного ребенка 2,31±0,12 1,98±0,09** 2,57±0,15
Дети, перенесшие заболевания НДП (пневмония, бронхит, астма), % 7,69±3,69 3,77±1,85 8,93±3,81
Число случаев заболеваний НДП у одного ребенка 1,75±0,48 1,25±0,25 1,80±0,37
Дети, перенесшие болезни крови (анемия, гемолитическая желтуха новорожденных), % 11,54±4,43 9,43±2,84 14,29±4,68
Дети, перенесшие болезни органов пищеварения (гастриты, энтериты, дисбактериозы и др.), % 9,62±4,09 6,60±2,41 8,93±3,81
Дети, перенесшие инфекционные заболевания (ветряная оспа, краснуха и др.), % 3,85±2,67 4,72±2,06 5,36±3,01
Примечание: * - различия с показателями I и II групп достоверны при р<0,05; ** - различия с показателями Iи IIIгрупп достоверны при р<0,05.
инфекционные эабэщеникп «
боЛС JIM oprühOD ['ИЦСЫР'Л'Н' р
Нр«И Р
бале1ннНДП Р
болим* адп »
IH, СОС ГОНЩИК hlil унртеу НПрИЧТОЛбЧ J(0 1 .. Р
Игкф4!«ЦНОЫНЫ1! JüÖC.lLüJНИ' Р
боПС1НЛ DprdHÜH Uttmi'mpttHHH Р брлеэми 1 рои и
5 16
- 8ЛЗ
- 8,93
' 4,72 - 6.60 —: 5.43 болнннадп щ 3,77 (ЮПЯНМ БДП р
де™, юстонщне из учете у ннролзталогадог. р игсфиицкщнмтс J : болсу J инь " бОЛЕ ihm органов инщерзронн к р
GOiltf JHW HpOlJH N
болезни НДП р
Селями 6ДП р ■¿С11ЬССЙМЙ1Ш*И1 унстс у невропатолога до
I
MS
- 9,62
- 11,54
- 7,69
1 6ШГ
43131
О 10 20 SO 40 SO ев JO SO 904
РИс. 4.
Структура заболеваемости детей первого года жизни (на 100 обследованных).
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
При обращении в детскую поликлинику в течение года родители всех детей предъявляли примерно одинаковые жалобы. Однако частота их в различных группах отличалась (рис. 3).
Так, у детей III группы чаще отмечалось выраженное беспокойство и крикливость (48,21±6,68%) по сравнению с
I (28,85±6,28%) и II (22,64±4,06%) группами, нарушение сна (в I группе в 32,69±6,50%, во II группе в 28,30±4,38% и в III группе в 51,79±6,68%). Нарушение тонуса мышц, проявляющееся дрожанием ручек, подбородка, а иногда и судорогами, отмечалось в I группе в 15,38±5,00%, во
II группе в 11,32±3,08% и в III группе в 32,14±6,24%.
Подобные жалобы отчасти были причиной того, что больше половины детей III группы (62,50±6,47%) в течение первого года жизни состояли на учете у невропатолога, в то время как в I группе их было 42,31±6,85%, а во II - 35,85±4,66%.
Анализ заболеваемости детей первого года жизни показал (таблица 4, рис. 4), что наиболее часто в этой возрастной группе встречались инфекции верхних дыхательных путей, однако у детей II группы их частота была меньше по сравнению с детьми I и III групп (54,72±4,83% против 73,08±6,15% и 82,14±5,12% соответственно). Также во II группе было меньше число случаев заболевания инфекциями верхних дыхательных путей на одного ребенка (1,98±0,09, против 2,31±0,12 случаев в I группе и 2,57±0,15 случаев в III группе).
Таким образом, дети, рожденные от матерей с ФПН, в течение первого года жизни меньшими темпами набирают рост и вес, а также имеют больший риск развития различного рода неврологической патологии, проявляющиеся в увеличении частоты судорог, беспокойности и тревожности. Возможной причиной этого является гипоксическое поражение головного мозга во время их внутриутробного существования, а также нарушение процесса миелинизации нервных волокон. В дальнейшем это проявляется нарушением процессов физического и нервно-психического развития. Назначение медицинского озона в комплексе терапии ФПН, помимо непосредственного позитивного многофакторного корригирующего влияния на состояние фето-плацентарного комплекса, способно улучшать прогноз развития детей после их рождения [8, 9, 12]. В перспективе озонотерапия позволяет не только снизить частоту нервно-психических отклонений, но и за счет иммуномодули-рующего эффекта озона [13] уменьшить вероятность инфекционных заболеваний у детей на первом году жизни.
Заключение
Озонотерапия, проводимая в комплексе коррекции фе-топлацентарной недостаточности, имеет патогенетическое обоснование как со стороны матери и плода, так и в интересах обеспечения нервно-психического и соматического здоровья будущего ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эйзенберг А., Муркофф Х.Э., Хатауэй С.Э. Первый год жизни ребенка: универсальное пособие. М.: АСТ. 2000. 672 с.
Etzenberg A., Murkoff H.E., Hatauei C.E. Perviy god ghizni rebenka: universal'noye posobie. M.: ACT. 2000. 672 s.
2. Buka I., Koranteng S., Osornio-Vargas A.R. The effects of air pollution on the health of children. Paediatr Child Health. 2006. Vol. 11. № 8. P. 513-516.
3.Currie J.M. Stress and pain relief in the care of the surgical neonate. Semin Pediatr Surg. 2008. Vol. 17. № 4. P. 285-289.
4.Wilcox A.L., Calise D.V., Chapman S.E. et al. Hypoxic/ischemic Encephalopathy Associated with Placental Insufficiency in a Cloned Foal. Vet Pathol. 2009. Vol. 46. № 1. P. 75-79.
5. Woldesenbet M., Rosenfeld C.R., Ramilo O. et al. Severe neonatal hypoxic respiratory failure correlates with histological chorioamnionitis and raised concentrations of interleukin 6 (IL6), IL8 and C-reactive protein. Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 2008. Vol. 93. № 6. P. 413-417.
6.Zanardo V. Placental lesions and abnormal neurocognitive function at school age in extremely low-birth weight infants . Pediatr Dev Pathol. 2008. Vol. 11. № 2. P. 164.
7. Клементе Апумайта Х.М., Сидорова И.С., Мурашко А.В. и др. Влияние озонотерапии и гипербарической оксигенации на клинико-лабораторные и морфологические показатели у больных с хронической плацентарной недостаточностью. Медицинский альманах. 2010. № 2. С. 176-179.
Klemente Apumaita H.M., Sidorova I.S., Murashko A.V. i dr. Vliyanie ozonoterapii i giperbaricheskoi oksigenacii na kliniko-laboratornie I morfologicheskie pokazateli bolnih s hronicheskoi placentarnoi nedostatochnostyu. Medicinskiy almanac. 2010. № 2. S. 176-179.
8. Качалина Т. С., Гречканев Г. О. Озоновые технологии в акушерстве и гинекологии. Н. Новгород. 2007. 292 с.
Kachalina T.S., Grechkanev G.O. Ozonovye technologii v akucherstve i gynecologii. N. Novgorod, Izdatel~stvo NGMA, 2007.292 s.
9. Серов В.Н., Федорова Т.А., Чернуха Е.А. и др. Медицинская технология «Применение медицинского озона в акушерстве, гинекологии и неонато-логии». Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2010. № 3. С. 47-55.
Serov V.N., Fedorova T.A Chernuha E.A i dr. Medicinskaya technologiya «Primenenie medicinskogo ozona v akucherstve, gynecologii i perinatalogii». Fizioterapiya, balneologiya, reabilitaciya. 2010. № 3. S. 47-55.
10. Клементе Апумайта Х.М., Мурашко А.В., Пак С.В. и др. Влияние озонотерапии и гипербаротерапии на гормонопродуцирующую функцию фетоплацентарного комплекса, состояние свертывающей системы крови и морфологию плаценты у больных с хронической плацентарной недостаточностью. Российский вестник акушера-гинеколога. 2010. Т. 10. № 2. С. 35-38.
Klemente Apumaita H.M., Murashko A.V., Pak S.V. i dr. Vliyanie ozonoterapii i giperbaroterapii na gormonoproduciruyushuyu funkciyu fetoplacentarnogo kompleksa, sostyanie svertivayushey sistemi krovi i morfologiyu placenti u bolnih s hronicheskoi placentarnoi nedostatochnostyu. Rossiskiy vestnik akushera-ginrkologa. 2010. T. 10. № 2. S. 35-38.
11. Клементе Апумайта Х.М., Гречканев Г.О. Воздействие озоно и гипербаротерапии на показатели гемостаза, иммунитета, перекисного окисления липидов у беременных с субкомпенсированной хронической плацентарной недостаточностью. Уральский медицинский журнал. 2010. № 10. С. 141-145.
Klemente Apumaita H.M., Grechkanev G.O. Vozdeistvie ozono i giperbaroterapii na pokazateli gemostasa, immuniteta, perekisnogo okisleniya lipidov u beremennih s subkompensirovannoi hronicheskoi placentarnoi nedostatochnostyu. Uralskiy medicinskiy ghurnal. 2010. № 10. S. 141-145.
12. Клементе Апумайта Х.М., Мурашко А.В., Пак С.В. и др. Динамика показателей иммунитета, перекисного окисления липидов и антиокси-дантной системы защиты у беременных с хронической плацентарной недостаточностью под влиянием озоно- и гипербаротерапии. Пермский медицинский журнал. 2010. Т. 27. № 2. С. 48-53.
Klemente Apumaita H.M., Murashko A.V., Pak S.V. i dr. Dinamika pokazateley immuniteta, perekisnogo okisleniya lipidov i antioksidantnnoy sistemi zaschiti pod vliyaniem ozono i giperbaroterapii u beremennih s subkompensirovannoi hronicheskoi placentarnoi nedostatochnostyu. Permskiy medicinskiy ghurnal. 2010. T. 27. № 2. S. 48-53.
13. Клементе Апумайта Х.М., Мурашко А.В., Пак С.В. и др. Влияние озоно-гипербаротерапии на состояние свертывающей системы крови у больных с хронической плацентарной недостаточностью. Пермский медицинский журнал. 2010. Т. 27. № 1. С. 57-61.
Klemente Apumaita H.M., Murashko A.V., Pak S.V. i dr. Vliyanie ozono i giperbaroterapii na sostoyanie svertivaiushei sistemi krovi u bolnih hronicheskoi placentarnoi nedostatochnostyu. Permskiy medicinskiy ghurnal. 2010. T. 27. № 1. S. 57-61.