Научная статья на тему 'Влияние оздоровительных занятий с элементами волейбола на физическое состояние женщин - преподавателей вузов'

Влияние оздоровительных занятий с элементами волейбола на физическое состояние женщин - преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЖЕНЩИНЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кленина Алла Николаевна, Дьяконова Тамара Михайловна, Бербенец Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы оптимизации физической активности и здоровья женщин, работающих преподавателями вузов. Авторами разработан специальный комплекс оздоровительных занятий с элементами волейбола и определены показатели эффективности его влияния на физическое состояние участников эксперимента, представлены результаты самооценки их здоровья и оценка состояния сердечно-сосудистой системы до и после умеренной физической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кленина Алла Николаевна, Дьяконова Тамара Михайловна, Бербенец Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of health-improving workouts with volleyball elements on physical condition of university female - teachers

This article deals with the optimization of physical activity and health improving of the university female teachers. The authors have developed a special set of health-improving workouts with volleyball elements and determined the effectiveness indicators of its influence on the experiment participants’ physical condition. This article presents the results of participants’ health self-assessment and cardiovascular system condition assessment before and after moderate physical activity.

Текст научной работы на тему «Влияние оздоровительных занятий с элементами волейбола на физическое состояние женщин - преподавателей вузов»

2. Loginov, A.I. (2015), City sports in the Lipetsk region: reviving traditions - strengthening the nation!, YSU, Yelets.

Контактная информация: eleckaraseva@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 01.03.2018

УДК 796.034.2

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Алла Николаевна Кленина, кандидат педагогических наук, доцент, Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Анатольевна Бербенец, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивосток

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оптимизации физической активности и здоровья женщин, работающих преподавателями вузов. Авторами разработан специальный комплекс оздоровительных занятий с элементами волейбола и определены показатели эффективности его влияния на физическое состояние участников эксперимента, представлены результаты самооценки их здоровья и оценка состояния сердечно-сосудистой системы до и после умеренной физической нагрузки.

Ключевые слова: состояние здоровья, женщины-преподаватели, физическое состояние, оздоровительные занятия с элементами волейбола.

INFLUENCE OF HEALTH-IMPROVING WORKOUTS WITH VOLLEYBALL ELEMENTS ON PHYSICAL CONDITION OF UNIVERSITY FEMALE - TEACHERS

Alla Nikolaevna Klenina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Anatolyevna Berbenets, the senior teacher Far Eastern Federal University, Vladivostok

Annotation

This article deals with the optimization of physical activity and health improving of the university female - teachers. The authors have developed a special set of health-improving workouts with volleyball elements and determined the effectiveness indicators of its influence on the experiment participants' physical condition. This article presents the results of participants' health self-assessment and cardiovascular system condition assessment before and after moderate physical activity.

Keywords: health condition, female teachers, physical condition, health-improving workouts with volleyball elements.

ВВЕДЕНИЕ

Тревожной тенденцией современности является ухудшение здоровья и работоспособности женщин. Вопросы женского здоровья тесно связаны с возрастными изменениями. Эксперты ВОЗ относят низкий уровень физической активности к одному из важных факторов риска для здоровья, и особое внимание рекомендуют уделять разработке специальных мер по содействию регулярной практике физической активности для лиц старшего возраста, являющихся, как правило, наименее физически активной группой.

Ряд исследователей доказывают, что организация оздоровительных занятий способствует повышению уровня здоровья и положительно влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы лиц зрелого возраста [2]. Как отмечает Корякина Е.А., одно из важнейших средств, предупреждающих развитие возрастных изменений в организме -это занятия, которые проводятся с учетом морфофункциональных особенностей женского организма. Под влиянием специально подобранных комплексов физкультурно-

оздоровительных упражнений регулируется обмен веществ, работа сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата [3]. Научные и практические данные говорят о том, что можно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помощью рациональной двигательной деятельности. Даже наблюдается рост количества людей разных возрастов и профессий, приобщающихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями [1]. В тоже время есть тревожные факты о ряде причин, по которым посещаемость физкультурно-оздоровительных занятий женщинами зрелого возраста снижается [4]. Несмотря на разнообразие практики физкультурно-оздоровительного сервиса для лиц зрелого возраста, целесообразно использование популярности элементов спортивных игр. На наш взгляд, влияние оздоровительных занятий с элементами волейбола на физическое состояние занимающихся определяется как в самооценке здоровья, так и в количественных показателях работоспособности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу разработки комплекса оздоровительных занятий с элементами волейбола для женщин-преподавателей легли 4 этапа, каждый из которых продолжался 3 месяца и включал блоки (разминочный, общефизической подготовки, с элементами волейбола, игровой, теории и домашних заданий), меняющиеся по соотношению и содержанию в зависимости от интенсивности занятий и уровня готовности группы. Комплекс оздоровительных занятий основан на всех базовых принципах организации занятий по ОФК. Мотивация занимающихся и учет их возрастных изменений определили выбор основных средств и элементов волейбола. Занятия проводились с экспериментальной группой в течение года на базе спортивного комплекса ДВФУ два раза в неделю по 1,5 часа. В эксперименте приняли участие 40 женщин-преподавателей, 2 группы (20 человек - контрольная, 20 человек

- экспериментальная) в возрасте от 35 до 55 лет (второй период зрелого возраста), ведущие здоровый образ жизни без систематических оздоровительных занятий. Все испытуемые являлись преподавателями университетов г. Владивостока.

Контроль физического состояния испытуемых осуществлялся с помощью специального опросника, составленного на основе опросника самооценки здоровья по В.П. Вой-тенко (1991), обобщения данных о самочувствии испытуемых из «Дневника самонаблюдений» и показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и после нагрузки.

Модификация опросника самооценки здоровья по В.П. Войтенко (1991) представляла собой градацию самооценки здоровья по бальной системе от 0 баллов до 5 баллов, где 0 - отсутствие признака, 1 - наименьшая, 5 - наибольшая интенсивность/частота/выраженность конкретного признака. Таким образом, испытуемым предлагалось не просто ответить на 28 вопросов о своем здоровье, а оценить интенсивность/частоту /выраженность данного признака в баллах - от 0 до 5. Затем подсчитывалось среднее значение баллов по каждому вопросу в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента. Таким образом, мы получали общее среднее значение оценки здоровья всей группы и каждого участника отдельно. Итоговая сумма отражала количественную оценку здоровья от «идеального» до «очень плохого». Таких градаций предложено шесть. В зависимости от суммы баллов оценка здоровья могла быть следующей: «идеальное» - 0-0,82, «хорошее»

- 0,83-1,66, «стабильное» - 1,67-2,5, «удовлетворительное» - 2,5-3,33, «плохое» - 3,344,17, «очень плохое» - 4,18-5,0 баллов.

«Дневник самонаблюдений» содержал ряд параметров, по которым испытуемым предлагалось с определенной периодичностью оценивать свое самочувствие. Вопросы касались самочувствия испытуемых, субъективной оценки своего физического состояния и его изменений. Основными являлись данные трех показателей: 1 - количество резких ухудшений самочувствия; 2 - количестве поводов обращения к врачу; 3 - количество поводов оформить лист временной нетрудоспособности. Суммарные показатели обеих групп

снимались одновременно, каждые три месяца, то есть после каждого этапа (всего 4 этапа) комплекса оздоровительных занятий с элементами волейбола.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы участников контрольной и экспериментальной групп до и после умеренной физической нагрузки проводилась на начало и завершение эксперимента. Исследование включало следующие тесты: ЧСС в покое; процент возрастания ЧСС после 20 приседаний за 30 секунд; восстановление ЧСС спустя 3 минуты от нагрузки (разница от ЧСС в покое).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение результатов опроса контрольной и экспериментальной группы по самооценке здоровья до эксперимента показало средние значения в обеих группах - 3,89 и 3,96 балла, что соответствует оценке «плохое здоровье».

После эксперимента средние значения контрольной группы изменились с 3,96 до 3,98 балла, что свидетельствует о несущественном изменении прежних результатов и соответствует оценке «плохое здоровье» (рисунок 1).

4,5

3,5 3 2,5

3,96 3,89 3,98

3,15

До

J контрольная группа

После

□ экспериментальная группа

Рисунок 1

Сравнение результатов опроса контрольной и экспериментальной группы по самооценке здоровья (по В. П. Войтенко) до и после эксперимента, баллы

Как видно на рисунке 1, в экспериментальной группе средние значения изменились в положительную сторону от 3,89 до 3,15 балла, что свидетельствует об изменении оценки от исходной «плохое здоровье» в сторону показателя «удовлетворительное здоровье».

Анализ показателей «Дневника самонаблюдений» демонстрирует изменения в контрольной и экспериментальной группах, как поэтапные, то есть в течение всего эксперимента, так и суммарные, на момент окончания процесса (таблица 1). Таблица 1 - Сравнение показателей «Дневника самонаблюдений»

4

2

Показатели «Дневника самонаблюдений» I этап Пэтап Шэтап !Уэтап Всего

1К 2Э 1К 2Э 1К 2Э 1К 2Э 1К 2Э

Количество резких ухудшений самочувствия 51 53 44 46 63 42 40 28 198 169

Количество поводов обращения к врачу 16 16 12 11 24 10 10 3 62 40

Количество поводов оформить лист временной нетрудоспособности 6 7 5 5 8 4 6 2 25 18

Примечание: 1К - контрольная группа; 2Э - экспериментальная группа

Таким образом, из таблицы 1 следует, что количество резких ухудшений самочувствия в экспериментальной группе уменьшилось за год в 1,8 раза, количество поводов обращения к врачу - в 5,3 раза, а количество поводов оформить лист временной нетрудоспособности - в 3,5 раза. В то время как в контрольной группе эти показатели - 1,2; 1,6; 0, соответственно.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы участников на начало и завершение эксперимента показала, что среднее значения ЧСС в покое обеих групп соответствуют норме - 70-72 уд/мин. и 68-68 уд/мин. (таблица 2).

Таблица - 2 Показатели состояния сердечно-сосудистой системы испытуемых до и после умеренной физической нагрузки_

Тесты Группы До эксперимента После эксперимента

ЧСС в покое, уд/мин Контрольная 70 72

Экспериментальная 68 68

Процент возрастания ЧСС после 20 приседаний за 30 с, % Контрольная 58 60

Экспериментальная 56 48

Восстановление пульса после нагрузки, спустя 3 минуты, уд/мин. Контрольная 4 5

Экспериментальная 3 1

Реакция на умеренную физическую нагрузку до и после эксперимента в контрольной группе осталась на удовлетворительном уровне - 58 и 60%, в экспериментальной группе этот показатель изменился с удовлетворительного уровня 56% (56-75%) до хорошего, - 48% (36-55%). Показатель восстановления пульса после нагрузки, спустя три минуты, в контрольной группе до и после эксперимента составил соответственно - 4 и 5 уд/мин. Следовательно, показатель снизился из диапазона «хороший уровень» (2-4 уд/мин.) в диапазон «удовлетворительный уровень» (5-7 уд/мин.). Этот же показатель в экспериментальной группе составил - 3 и 1 уд./мин. отражает положительную динамику из диапазона «хороший уровень» (2-4 уд/мин.) в диапазон «очень хороший уровень» (до 2 уд/мин.)

Таким образом, контроль физического состояния испытуемых в процессе эксперимента показал:

1. Достоверно значимые отличия самооценки здоровья (по В.П. Войтенко) до и после эксперимента. В экспериментальной группе средние значения изменились от исходного показателя «плохое здоровье» в сторону показателя «удовлетворительное здоровье» (3,89 - 3,15 балла).

2. Существенные изменения данных «Дневника самонаблюдений». В экспериментальной группе количество резких ухудшений самочувствия уменьшилось за год в 1,8 раза, количество поводов обращения к врачу - в 5,3 раза, а количество поводов оформить лист временной нетрудоспособности - в 3,5 раза. В контрольной группе эти показатели - 1,2; 1,6; 0, соответственно.

3. Положительную реакцию сердечно-сосудистой системы испытуемых на умеренную физическую нагрузки в экспериментальной группе. Показатель изменился с удовлетворительного уровня 56% (56-75%) до хорошего, - 48% (36-55%),в контрольной группе остался на удовлетворительном уровне - 58 и 60%.Показатель восстановления пульса спустя три минуты после нагрузки в экспериментальной группе изменился с 3 до 1 уд./мин. -это «очень хороший уровень», в контрольной группе показатель ухудшился с 4 до 5 уд./мин. - это «удовлетворительный уровень».

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что проведение комплекса занятий с элементами волейбола оказывает на женщин, работающих преподавателями Вузов лечебно-оздоровительный эффект, способствует улучшению физического состояния, самооценки здоровья, оценки состояния сердечно-сосудистой системы до и после умеренной физической нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байтесова, Н.К. Двигательная активность как фактор повышения работоспособности женщин второго периода зрелого возраста, работающими преподавателями вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Байтесова Нурсулу Куспановна. - Белгород, 2012. - 26 с.

2. Гришина, М.А. Средства и методы физкультурно-оздоровительных занятий с людьми старшей возрастной группы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Гришина Марина Аркадьевна. - М., 2004. - 22 с.

3. Корякина, Е.А. Значение сочетания оздоровительных упражнений с физиотерапевтическими процедурами в занятиях с женщинами зрелого возраста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 93-97.

4. Товстоног, И.М. Рекреационно-оздоровительные занятия с женщинами 35-45 лет с использованием инновационного комплекса взаимодополняющих средств физической культуры : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Товстоног Ирина Михайловна. - Смоленск, 2011. - 22с.

REFERENCES

1. Baytisova, N.K. (2012), Motor activity as a factor in improving the working capacity of women of the second period of adulthood, working as teachers of higher educational institutions, dissertation, Belgorod.

2. Grishina, M.A. (2004), Tools and methods of physical training - health improving classes with people of the older age group, dissertation, Moscow.

3. Koryakina, E.A. (2011), "The Importance of combining of wellness exercises with physiotherapeutic procedures in classes with adult women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 93-97.

4. Tovstonog, I.M. (2011), Recreational and health-improving activities with 35-45 years old women using an innovative complex of complementary tools ofphysical training, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: dyakonova.tm@dvfu.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2018

УДК 796.035

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В КОМБИНИРОВАННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург; Оксана

Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербург; Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье рассматривается использование дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах. Дано описание дыхательной методики Оксисайз, используемой в оздоровительных программах. Представлены результаты экспериментальной работы и эффективность предложенной методики.

Ключевые слова: комбинированные оздоровительные программы, дыхательная гимнастика Оксисайз, эффективность оздоровительных методик.

USE OF BREATHING EXERCISES IN COMBINED PROGRAMS

Tatyana Evgenievna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University

Annotation

The article discusses the use of breathing exercises in combined health programs. The description of breathing techniques Oxycise, used in wellness programs, has been given. Results of the experimental

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.