Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ШКОЛЬНИЦ
'

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ШКОЛЬНИЦ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оздоровительная аэробика / физическая культура / школа / пространственно-временная ориентация / музыкально-ритмическое воспитание / recreational aerobics / physical education / school / space-time orientation / musical-rhythmic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашова Валентина Федоровна

Разработана и экспериментально апробирована методика развития пространственно-временной ориентации у школьниц 10–11-х классов путем применения в тренировочном процессе средств и методов оздоровительной аэробики. Представлен сравнительный анализ показателей уровня развития способностей в оценке пространственно-временных характеристик у участниц исследования до и после эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балашова Валентина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HEALTH AEROBICS ON THE DEVELOPMENT OF SPATIO-TEMPORAL ORIENTATION IN SCHOOLGIRL

A methodology for developing spatio-temporal orientation in schoolgirls in grades 10–11 through the use of means and methods of health-improving aerobics in the training process has been developed and experimentally tested. A comparative analysis of indicators of the level of development of abilities to assess spatio-temporal characteristics among study participants before and after the experiment is presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ШКОЛЬНИЦ »

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.015.572 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-11-3-13

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ШКОЛЬНИЦ

В.Ф. Балашова

Разработана и экспериментально апробирована методика развития пространственно-временной ориентации у школьниц 10-11-х классов путем применения в тренировочном процессе средств и методов оздоровительной аэробики. Представлен сравнительный анализ показателей уровня развития способностей в оценке пространственно-временных характеристик у участниц исследования до и после эксперимента.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, физическая культура, школа, пространственно-временная ориентация, музыкально-ритмическое воспитание.

INFLUENCE OF HEALTH Балашова Валентина Федоровна, д-р пед.

AEROBICS ON THE DEVELOPMENT наук, проф., balashova.valent@mail.ru, Россия, Тольятти,

OFSPATIO-TEMPORAL ORIENTATION Тольяттинский государственный университет IN SCHOOLGIRL

г. . , Специалисты в области физиче-

Balashova V.F., doctor of pedagogical sci- ^

ences. professor, balashova.valent@mail.ru. ской культуры отмечают, что особое

Russia, Tolyatti. Tolyatti State University внимание следует обращать на развитие

A methodology for developing spatio-tem- ориентаЦии в пространстве и времени на poral orientation in schoolgirls in grades 10- ранних этапах подготовки, когда закла-

п throughthe use ofmeansandmethodsof дывается база дальнейшего роста спор-

health-improving aerobics in the training

process has been developed and experimen- тивно-технического мастерства.

tally tested. A comparative analysis of indi- в научно-методической литера-

cators of the level of development of abilities

to assess spatio- temporal characteristics туре по оздоровительной аэробике во-among study participants before and after the просы, связанные с формированием у

experiment is presented. спортсменов пространственно-временной

Key words: recreational aerobics. physical основы двигательных действий. осве-education. school. space-time °rientati°n. щены достаточно широко [1. 4]. Однако

musical-rhythmic education.

традиционный подход к использованию средств и методов аэробики не всегда оказывается достаточным для эф -фективного развития специальных двигательных качеств у занимающихся.

Актуальность данного исследования обусловлена спецификой учебно-тренировочного процесса в оздоровительной аэробике и невозможностью заимствования методик, разработанных в других спортивных дисциплинах.

Целью исследования является повышение уровня развития пространственно-временной ориентации у школьниц путем применения в тренировочном процессе средств и методов оздоровительной аэробики.

Задачи исследования:

1) оценить исходный уровень развития пространственно-временных способностей у девушек 10-11-х классов;

2) разработать программу по оздоровительной аэробике с направ -ленностью на развитие пространственно-временных способностей у девушек 10-11-х классов;

3) изучить эффективность экспериментальной программы.

Методика и организация исследования. Одним из методов исследования был педагогический эксперимент, который проводился с целью изучения влияния оздоровительной аэробики на пространственно -временные способности школьниц 10-11-х классов. Исследование проходило на базе физкультурно-оздоровительного комплекса института физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета в тече -ние 2022/23 учебного года. В нем приняли участие 20 школьниц, из которых были сформированы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 10 человек в каждой.

Различие в содержании занятий состояло в том, что испытуемые ЭГ занимались в течение учебного года оздоровительной аэробикой с акцентом на развитие у них способности к пространственно-временной ориентации, а ученицы КГ проходили обучение по утвержденной комплексной программе предмета «Физическая культура».

Для тестирования были выбраны показатели и упражнения, оценка которых осуществлялась экспертной комиссией в баллах:

- реакция на движущийся объект (РДО): необходимо было поймать мяч, который девушке без команды бросал тренер, проводящий тестирова -ние. Оценивалась быстрота реакции и способность поймать мяч;

- чувство ритма: включалось три музыкальных отрывка с разным ритмом, необходимо было хлопать в ладоши в такт музыке. Оценивались точность попадания в ритм и скорость переключения с одного ритма на другой;

- варьирование исходного положения (И.П.): выполнение 4 поворотов на 360 ° налево или направо, стоя на гимнастической скамейке. Оценивалось время выполнения;

- изменение условий внешней среды: предлагалось выполнить три упражнения лицом к зеркалу и спиной к нему (то есть в первом случае девушки видели свое отражение, во втором - нет). Первое упражнение -поднять прямые руки в стороны так, чтобы ладони оказались на уровне плеч, второе - поднять прямые руки вперед так, чтобы ладони оказались на уровне плеч, третье - поднять прямую ногу в сторону на 45 °. Оценива-

лось, насколько точно спортсменки повторяли упражнение при отсутствии зеркала;

- изменение пространственных границ - прыжки на разметку: испытуемому необходимо было спрыгнуть с ящика высотой 110 см на линию, находящуюся в 1,5 м от него, чтобы попасть на эту линию пятками. Оценки ставились по отклонению от линии (максимально удаленная пятка одной из ног);

- пространственная ориентация при перемещении - бег к пронумерованным трем из пяти набивным мячам, расположенным веером на рас -стоянии 3 м от места старта: по команде «внимание - марш!» начиналось движение, после чего тренер, проводящий тестирование, называл номер мяча. Испытуемому было необходимо добежать до мяча, коснуться его рукой сверху и вернуться на место старта в И.П. После этого назывался другой номер и т. д. Сочетание номеров мячей было различным. Оценивалось время пробегания трех отрезков в разных направлениях;

- зеркальное выполнение: необходимо было выполнить три упражнения зеркально по отношению к демонстрирующему. Первое упражнение - поднять прямую руку в сторону, второе - сделать два шага вправо - вернуться в И.П., сделать два шага влево - вернуться в И.П., третье - поднять прямую ногу в сторону. Оценивалась успешность выполнения (получилось ли «отзеркалить» движение);

- проприоцептивная чувствительность: выполнялась балансировка гимнастического мяча на открытой ладони во время движения по скамейке. Оценивалось время прохождения и количество падений мяча - за одно падение засчитывался штрафной балл, за два - два балла, за три - попытка аннулировалась.

Результаты исследования и их обсуждение. На этапе предварительного тестирования методом экспертной оценки были получены данные, характеризующие уровень развития способности девушек к простран -ственно-временной ориентации (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей уровня развития способностей к оценке пространственно-временных характеристик у участниц исследования до эксперимента, баллы (М±ш)

Показатели КГ (n=10) ЭГ (n=10) t-кр. Стьюдента Р

Реакция на движущийся объект 5,67±1,13 5,20±1,47 0,25 > 0,05

Чувство ритма 4,67±0,43 3,80±0,62 1,02 > 0,05

Варьирование исходного положения 4,33±1,08 3,60±1,17 0,46 > 0,05

Изменение условий внешней среды 2,83±0,49 2,77±0,36 0,09 > 0,05

Окончание табл. 1

Показатели КГ (n=10) ЭГ (n=10) t-кр. Стьюдента Р

Изменение пространственных границ 5,37±0,82 5,27±1,86 0,05 > 0,05

Пространственная ориентация при перемещениях 4,80±0,87 4,43±0,84 0,30 > 0,05

Зеркальное выполнение 5,47±0,88 4,97±1,92 0,33 > 0,05

Проприоцептивная чувствительность 5,20±0,70 5,10±1,44 0,06 > 0,05

Примечание: t0,05 = 2,10

Из табл. 1 видно, что между средними величинами показателей нет статистически значимых различий (Р>0,05). Группы можно считать однородными, что дает право проведения педагогического эксперимента.

Теоретической основой для разработки программы по оздоровительной аэробике для школьниц ЭГ послужили труды таких специалистов, как А.Н. Борцова, Н.А. Кушнер, И.А. Лапшин [3], А.А. Найн [6], Г.М. Популо, А.А. Подлубная, Т.А. Усиевич [8] и др.

Как известно, оздоровительная аэробика характеризуется определенными организационными и методическими особенностями проведения занятий. Так, М.В. Брызгалова пишет: «На начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, на последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструкто -ром по ходу занятия» [4].

По убеждению В.А. Белова и А.И. Кавеевой, «Одним из наиболее действенных средств в занятиях аэробикой являются средства музыкально -ритмического воспитания. Уже на первых тренировках, в процессе выпол -нения даже простейших упражнений, занимающиеся начинают познавать музыкально-выразительные средства через акцентированный счет, меняющиеся интонации голоса педагога. Музыкальные занятия форми-руют способность свободно управлять своим телом, согласовывая движе -ния с пространством и временем» [2].

Каждому движению свойствен определенный ритм, который, в свою очередь, имеет моторное происхождение. Движение, слитое с музыкой, интегрирует деятельность нервно-мышечного аппарата, анализаторов и развивает координационные способности. Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить точно и правильно воспроизводить характер музыки посредством движения, начинать и заканчивать движение в полном соответствии с музыкой, распознавать музыкальный двигательный такт и его размер, воспроизводить посредством движения изменение ритма, темпа и динамики музыкального произве-

дения, выделять и передавать в движении музыкальные контрасты, тонко реагировать на музыкальные оттенки [8].

В программу занятий для испытуемых ЭГ были включены средства, направленные на улучшение пространственно-временных способностей, планируемые по периодам.

Подготовительный период (сентябрь - октябрь 2022 г.). Занятия проводились на стадионе. Необходимость подготовительного периода объясняется низким исходным уровнем физической подготовленности девушек. Данный период необходим для адаптации организма к предстоящей тренировочной нагрузке. Согласно рекомендациям Э.Р. Антоновой: «Первую неделю продолжительность аэробных нагрузок (ходьба + бег) составляет 8 минут, вторую - 12 минут. При этом пульс не превышает 120130 уд/мин. На данном этапе участницы овладевают техникой выполнения базовых шагов в аэробике (шаги, прыжки, подскоки, повороты, разновидности бега и т. д.)» [1].

Помимо аэробных нагрузок программа занятий содержала ком -плексы силовых упражнений с использованием гимнастической палки и массы собственного тела, выполняемых по круговой форме организации занятий [4]. Комплекс разделялся на две части, которые чередовались между собой. Количество упражнений - 12 (на все основные группы мышц), количество кругов на первой неделе - 1, на второй - 2. Отдых между упражнениями - 30 с, между «кругами» - 1,5-2 мин, число повторений - 12-15 раз. Между основными упражнениями выполнялись упражнения на расслабление и растягивание мышц. Максимальные значения ЧСС в основной части занятия - 120-130 уд/мин.

Основной период (ноябрь 2022 г. - март 2023 г.). Занятия проводились в спортивном зале. Цель данного учебно-тренировочного периода -воспитание выносливости и поддержание ее на оптимальном уровне. Основные задачи: совершенствование нервно-мышечного аппарата в упражнениях с использованием веса своего тела; гармоничное развитие основных мышечных групп и формирование правильной осанки; совер-шенствование координации движений, развитие пространственно -временных способностей; формирование знаний учащихся о типичных упражнениях, используемых в аэробике, и умений самостоятельно оценивать уро -вень сложности упражнений в соответствии с возможностями своего орга -низма.

Первые две недели основного периода в аэробной части занятия использовались только базовые шаги аэробики с простой хореографией рук. Выполнялись приставные шаги (вперед, назад, в сторону, по диаго -нали) под музыку. Темп выполнения составлял 130-134 уд/мин. Не использовались повороты, сложные перемещения в пространстве, прыжки и подскоки. Занятия проводились с использованием метода блоков.

В последующие недели основного периода танцевальные движения в аэробной части занятия постепенно усложнялись. Интенсивность увели-

чивалась за счет выполнения подскоков и прыжков на двух ногах: на месте и с продвижением в разных направлениях, с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу в выпаде и др., сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещением с различными движениями руками. Разучивались и выполнялись элементы танцевального комплекса с использованием нестандартного музыкального сопровождения (фристайл). Темп музыки составлял 134-140 уд/мин. Использовался метод блоков.

Затем, выполнялись стандартные аэробные программы под специально подготовленное музыкальное сопровождение: сочетания различных аэробных шагов, повторяющихся в определенном порядке, с заданной час -тотой, количеством движения и в точном соответствии с музыкальным ритмом. Добавлены танцевальные элементы и связки. Увеличение ампли -туды движения и музыкального темпа до 140 уд/мин. Многократное выполнение соединений и перехода от конца танцевальной связки к началу без остановки. Использовался повторный метод.

В силовой части занятия выполнялся комплекс упражнений с ганте -лями методом стандартно-интервального упражнения с полными интервалами отдыха между подходами. Количество упражнений - 11 (на все основные группы мышц), количество подходов - 2, отдых между подходами - до восстановления (1,5-2 мин), число повторений - 10-12 раз. Между основными упражнениями выполнялись упражнения на расслабление и растягивание мышц.

Переходный период (апрель - май 2023 г.). Физические тренировки проводились школьницами самостоятельно по рекомендуемым формам и объемам. Применение средств варьировалось в зависимости от целей и задач тренировки.

По окончании педагогического эксперимента, в целях определения влияния экспериментальной методики на показатели пространственно -временной ориентации школьниц, было проведено контрольное тестиро -вание участниц обеих групп (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей уровня развития способностей к оценке пространственно-временных характеристик у участниц исследования после эксперимента, баллы (М±ш)

Показатели КГ (n=10) ЭГ (n=10) t-кр. Стьюдента Р

Реакция на движущийся объект 4,80±0,56 8,90±0,59 5,04 < 0,01

Чувство ритма 5,20±0,49 8,23±0,67 3,61 < 0,01

Варьирование исходного положения 5,00±0,56 8,13±0,42 4,45 < 0,01

Изменение условий внешней среды 4,30±0,46 7,97±0,46 5,62 < 0,01

Окончание табл. 2

Показатели КГ (n=10) ЭГ (n=10) t-кр. Стьюдента Р

Изменение пространственных границ 5,20±0,53 8,34±0,49 4,65 < 0,01

Пространственная ориентация при перемещениях 4,93±0,44 8,67±0,21 7,77 < 0,01

Зеркальное выполнение 5,23±0,49 8,87±0,28 6,46 < 0,01

Проприоцептивная чувствительность 5,30±0,16 8,70±1,44 5,19 < 0,01

Примечание: t0,05 = 2,10, t0,0i = 2,88

Из табл. 2 видно, что изменения, касающиеся способности к пространственно-временной ориентации у школьниц, произошли в обеих группах. Следовательно, средства, применяемые в учебно-тренировочном процессе, способствовали повышению общего уровня координационной подготовленности занимающихся. Однако средние показатели участниц ЭГ во всех контрольных упражнениях оказались значительно выше. В ходе математико-статистической обработки между группами испытуемых обнаружены статистически значимые различия (Р<0,01).

Средний показатель в тесте на РДО у испытуемых КГ в начале педагогического эксперимента равнялся 5,67±1,13 балла, у участниц ЭГ -5,20±1,47 балла. По окончании педагогического эксперимента результаты в данном тесте изменились в обеих группах. Так, в КГ результат стал равен 4,80±0,56 балла, в ЭГ - 8,90±0,59 балла. Следовательно, разница данного показателя у испытуемых ЭГ составила 3,7±2,06 балла, что превосходит отрицательную динамику КГ (-0,87±1,69 балла) на 4,57±3,75 балла.

При тестировании чувства ритма у занимающихся в КГ в начале эксперимента средний показатель равнялся 4,67±0,43 балла, в ЭГ -3,80±0,62 балла. В конце эксперимента результаты изменились следующим образом: в КГ результат стал равен 5,20±0,49 балла, в ЭГ - 8,23±0,67 балла. Разница этого показателя в ЭГ составила 4,43±1,29 балла, что на 3,9±2,21 балла больше, чем в КГ (0,53±0,92 балла).

Средний показатель в тесте на варьирование И.П. у испытуемых в КГ в начале педагогического эксперимента равнялся 4,33±1,08 балла, в ЭГ - 3,60±1,17 балла. По окончании педагогического эксперимента результаты в данном тесте изменились в обеих группах. Так, в КГ результат стал равен 5,00±0,56 балла, в ЭГ - 8,13±0,42 балла. Следовательно, разница данного показателя у испытуемых ЭГ составила 4,53±1,59 балла, что превосходит динамику испытуемых КГ (0,67±1,64 балла) на 3,86±3,23 балла.

Средний показатель в тесте «Изменение условий внешней среды» у испытуемых КГ в начале педагогического эксперимента равнялся 2,83±0,49 балла, у участниц ЭГ - 2,77±0,36 балла. По окончании эксперимента результаты в данном тесте изменились в обеих группах. Так, в КГ

результат стал равен 4,30±0,46 балла, в ЭГ - 7,97±0,46 балла. Таким образом, в ЭГ показатель изменился на 5,2±0,82 балла, что превосходит динамику в КГ (1,47±0,95 балла) на 3,73±1,77 балла.

В тесте на изменение пространственных границ у испытуемых КГ в начале эксперимента средний показатель был равен 5,37±0,82 балла, у испытуемых ЭГ - 5,27±1,86 балла. В конце эксперимента в КГ результат стал равен 5,20±0,53, в ЭГ - 8,34±0,49. Следовательно, разница данного показателя у испытуемых ЭГ составила 3,07±2,35 балла, что превосходит отрицательную динамику КГ (-0,17±1,35 балла) на 3,24±3,7 балла.

Средний показатель при оценке пространственной ориентации при перемещениях у девушек КГ в начале педагогического эксперимента составил 4,80±0,87 балла, у девушек ЭГ - 4,43±0,84 балла. В конце эксперимента результаты в данном тесте изменились в обеих группах. В КГ ре -зультат стал равен 4,93±0,44 балла, в ЭГ - 8,67±0,21 балла. Разница этого показателя в ЭГ составила 4,24±1,05 балла, в КГ - 0,13±1,31 балла. Таким образом, динамика в ЭГ превосходит динамику в КГ на 4,11±2,36 балла.

В тесте на зеркальное выполнение упражнения в начале эксперимента были следующие средние показатели: в КГ - 5,47±0,88 балла, в ЭГ -4,97±1,92 балла. В конце эксперимента показатели изменились, а именно: в КГ результат стал равен 5,23±0,49 балла, в ЭГ - 8,87±0,28 балла. Разница данного показателя у испытуемых ЭГ составила 3,9±2,2 балла и была выше, чем в КГ (-0,24±1,37 балла) на 4,14±3,57 балла.

При исследовании проприоцептивной чувствительности выявили, что средний показатель в КГ в начале педагогического эксперимента равнялся 5,20±0,70 балла, а в ЭГ - 5,10±1,44 балла. По окончании педагогического эксперимента результаты в данном тесте изменились в обеих группах: в КГ достигли уровня 5,30±0,16 балла, в ЭГ - 8,70±1,44 балла. Разница данного показателя в ЭГ составила 3,6±2,88 балла, в КГ - 0,1±0,86 балла (3,5±3,74 балла).

Далее был рассчитан процентный прирост показателей, произо -шедший после проведения педагогического эксперимента в обеих группах (рисунок).

Установлено, что во всех контрольных упражнениях процент прироста выше у испытуемых ЭГ. Самые высокие результаты показаны в упражнениях на чувство ритма (65,97 %), в варьировании исходных положений (64,82 %) и изменении условий внешней среды (64,86 %).

Данные, полученные в результате контрольного тестирования после завершения педагогического эксперимента, свидетельствуют о повышении у школьниц уровня способности к пространственно-временной ориентации. Следовательно, представленная методика, направленная на развитие пространственно-временной ориентации средствами оздоровительной аэробики и музыкально-ритмического воспитания, эффективна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж экспериментальная группа ■ контрольная группа

Динамика исследуемых показателей в период педагоги ческого эксперимента, %: 1 - реакция на движущийся объект; 2 - чувство ритма;

3 - варьирование исходного положения; 4 - изменение условий

внешней среды; 5 - изменение пространственных границ; 6 - пространственная ориентация при перемещениях;

7 - зеркальное выполнение; 8 - проприоцептивная чувствительность

Выводы

1. Ведущими факторами, определяющими успешность развития способности к пространственно-временной ориентации, являются:

- имеющиеся у занимающихся знания и опыт дифференцирования основных пространственных параметров;

- согласованная работа двигательного и зрительного анализаторов;

- умение словесно обозначить пространственные признаки и отношения;

- общий уровень развития координационных способностей.

2. В рамках специализированного процесса, в особо организованных условиях должно осуществляться целенаправленное развитие пространственно-временной ориентации занимающихся. Содержание методики составляют комплексы специальных упражнений и заданий, формирующие правильное восприятие, адекватное предвосхищение времени и пространства, основанные на развитии музыкально-ритмических способностей.

3. Представленная в работе методика развития пространственно-временной ориентации у юных школьниц средствами оздоровительной аэробики и музыкально-двигательной подготовки оказалась более эффективной по сравнению с традиционными средствами физического воспита -ния, что подтверждено экспериментально (Р<0,05; Р<0,01).

4. Результаты, полученные в ходе исследований, могут применяться в практике работы тренеров ДЮСШ, СДЮСШОР, специализирующихся в области тренировки юных спортсменок, а также в качестве методического материала при подготовке слушателей ФПК и студентов специализированных вузов.

Список литературы

1. Антонова Э.Р., Иваненко О.А. Фитнес-аэробика как вид спорта: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУГГПУ, 2017. 59 с.

2. Белов В.А., Кавеева А.И. Современное состояние и тенденции развития системы музыкально-ритмического воспитания в обучении хореографии // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: сб. материалов Междунар. электрон. науч.-практ. конф. Казань: ИПК «Бриг», 2018. С. 185-190.

3. Борцова А.Н., Кушнер Н.А., Лапшин И.А. Фитнес-аэробика как эффективное средство физического воспитания студентов вузов // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2019. № S (22). С. 37-40.

4. Брызгалова М.В., Каймакчи Л.А. Развитие силовых качеств и гибкости в фитнес-аэробике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. 2023. № 1 (215). С. 71-74.

5. Заярная Н.И., Алексеева Д.Ю., Шестакова И.Н. Музыкально -ритмическое воспитание в современном образовательном пространстве // Актуальные вопросы и перспективы физической культуры, спорта и безо -пасности жизнедеятельности: сб. науч. трудов по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск: Изд-во ТГУ, 2023. С. 55-58.

6. Найн А.А. Оздоровительная аэробика как эффективное средство физической подготовленности девушек молодого возраста // Современная наука в олимпийском спорте: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Ташкент: Изд-во УДЖТСУ, 2020. С. 284-286.

7. Подлубная А.А., Балашова В.Ф. Планирование адаптивного физического воспитания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с применением средств аэробики и лечебной физической культуры // Педагогический форум. 2021. № 2(8). С. 86-91.

8. Популо Г.М., Подлубная А.А., Усиевич Т.А. Влияние комбинированных занятий фитнесом на развитие физических качеств девушек 16-18 лет // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. Чебоксары: Изд-во ЧРИБ, 2022. С. 274-277.

References

1. Antonova E.R., Ivanenko O.A. Fitnes-aerobika kak vid sporta [Fitness aerobics as a sport]: textbook. allowance. Chelyabinsk: YuUGGPU Publishing House, 2017. 59 p.

2. Belov V.A., Kaveeva A.I. Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya sistemy muzykal'no-ritmicheskogo vospitaniya v obuchenii horeografii [Current state and trends in the development of the system of musical-rhythmic education in teaching choreography] // Social and cultural activities: vectors of research and practical prospects: collection. materials International electron. scientific-practical conf. Kazan: IPK "Brig", 2018. P. 185-190.

3. Borcova A.N., Kushner N.A., Lapshin I.A. Fitnes-aerobika kak effektivnoe sredstvo fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov [Fitness aerobics as an effective means of physical education for university students] // Mezhdunarodnyj elektronnyj zhurnal. Ustojchi-voe razvitie: nauka i praktika [International electronic journal. Sustainable development: science and practice]. 2019. No. S (22). P. 37-40.

4. Bryzgalova M.V., Kajmakchi L.A. Razvitie silovyh kachestv i gibkosti v fitnes-aerobike [Development of strength qualities and flexibility in fitness aerobics] // Uchenye za-piski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2023. No. 1 (215). P. 71-74.

5. Zayarnaya N.I., Alekseeva D.Yu., Shestakova I.N. Muzykal'no-ritmicheskoe vos-pitanie v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Musical and rhythmic education in the modern educational space] // Current issues and prospects of physical culture, sports and life safety: collection. scientific works based on materials from Vseros. scientific-practical conf. Khabarovsk: TSU Publishing House, 2023. P. 55-58.

6. Najn A.A. Ozdorovitel'naya aerobika kak effektivnoe sredstvo fizicheskoj podgo-tovlennosti devushek molodogo vozrasta [Health-improving aerobics as an effective means of physical fitness for young girl] // Modern science in Olympic sports: collection of articles. materials International scientific-practical conf. Tashkent: OJTSU Publishing House, 2020. P. 284-286.

7. Podlubnaya A.A., Balashova V.F. Planirovanie adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya dlya detej s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata s primeneniem sredstv aero-biki i lechebnoj fizicheskoj kul'tury [Planning adaptive physical education for children with musculoskeletal disorders using aerobics and therapeutic physical education] // Pedagogi-cheskij forum [Pedagogical Forum]. 2021. No. 2(8). P. 86-91.

8. Populo G.M., Podlubnaya A.A., Usievich T.A. Vliyanie kombinirovannyh zanyatij fitnesom na razvitie fizicheskih kachestv devushek 16-18 let [The influence of combined fitness classes on the development of physical qualities of girls 16-18 years old] // Pedagogy, psychology, society: from theory to practice: collection. materials V All-Russian. scientific-practical conf. with international part. Cheboksary: Publ. house ChRIB, 2022. P. 274-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.