отмечены у 16 пациенток (65,3%). При изучении распределения пациенток I, II и III группы в зависимости от стадии заболевания было установлено, что среди пациенток I группы 20,0% (2 из 8) имели ранние стадии (!а-с), тогда как во II группе у 49,1% (2 из 5) пациенток диагноз был установлен на поздних стадиях (Па-ГУб), разница статистически достоверна (р<0,05). У 2 (69,7%) пациенток III группы были диагностированы ранние стадии.
Выводы. Клиническому течению РФРТМ свойственны следующие особенности. Редкие формы рака тела матки составили 4,3% (24 пациентки) от всех случаев злокачественных
опухолей тела матки, зарегистрированных в Новосибирском Областном онкологическом диспансере за 7-летний период. Доминирующим морфологическим типом явилась СКК (38,6% пациенток). Светлоклеточные карциномы характеризуются относительно благоприятным течением. Опухоль возникает в более старшей возрастной группе, причем пациенткам не свойственны обменно-эндокринные нарушения. Прогноз зависит в первую очередь от стадии заболевания, возраста пациенток, а также глубины инвазии опухоли в миометрий и лимфоваскулярной инвазии и благоприятен при Та стадии неопластического процесса.
ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ АЭРОИОНОВ КИСЛОРОДА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ХИМИОТЕРАПИИ
П.И. СКОПИН
ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
Актуальность. Известный русский ученый А.Л. Чижевский считал, что развитие опухолевых образований может быть обусловлено систематическим аэроионным дефицитом, который постоянно испытывает человек. Это ведет к нарушению эндогенного электрообмена, снижает электрический потенциал клеток, тканей и органов, нарушает их метаболизм и вызывает преждевременное старение, на фоне которого и развиваются злокачественные образования. Следовательно, целесообразно изучение возможности включения аэроионотерапии в комплекс противоопухолевых методов лечения.
Целью настоящей работы явилось изучение воздействия комбинированного применения ру-бомицина и ОАИК на некоторые метаболические показатели и характеристики опухоли в условиях роста холангиоцеллюлярного рака РС-1.
Материал и методы. Эксперимент выполнен на 42 нелинейных белых крысах обоего пола массой 80-90 г, содержащихся в стандартных условиях в виварии ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва». Использована модель неоплазии, создаваемая путем перевивки опухолевого штамма холангиоцеллюлярного рака крыс РС-1 (опухолевый банк ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН). На
21 сут роста опухоли животные были разделены на 3 серии. Контрольную группу составили 14 животных с опухолью. В 1-й экспериментальной группе (п=14) производилось моделирование противоопухолевой химиотерапии рубомицином в дозе 4 мг/кг, внутрибрюшинно на 20, 22, 24 и 26 сутки роста опухоли. Во 2-й группе (п=14) оценивалось влияние комбинированного применения рубомицина и отрицательных аэроионов кислорода (ОАИК), образующихся под влиянием электроэффлювиальной люстры Чижевского (100 тыс. аэроионов в 1 см3 в 1 мин). Люстра помещалась на расстоянии 1,5 м от клетки, проводилось ежедневное шестичасовое облучение. Животных забивали путем декапитации после в/ брюшного введения раствора тиопентала натрия в дозе 50 мг/кг на 38 сут после перевивки опухоли. В плазме, эритроцитах, гомогенатах печени, почек, сердца и в ткани опухоли определяли содержание малонового диальдегида (МДА) и индуцированного железом малонового диальдегида ^е-МДА), отражающего резерв перекис-ного окисления липидов (ПОЛ), рассчитывали антиокислительную активность (АОА), резерв липидов для перекисного окисления (РЛПО), определяли активность ферментов антиокис-
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2009. Приложение № 1
лительной защиты - каталазы и супероксид-дисмутазы (ШД). Oценивали массу опухоли и индекс массы опухоли (MMO), а также индекс торможения роста опухоли (MTPO). Статистическая обработка результатов проведена с помощью t-критерия Стьюдента с использованием программы «Primer of Biostatistics for Windows» v.4.03 (1998).
Результаты. В условиях роста холангиоцел-люлярного рака PC-1 выявлено значительное усиление процессов ПOЛ в организме животных на фоне резкого снижения антиоксидантной защиты, применение рубомицина усугубляло эти изменения. Применяемые в эксперименте OAMK на фоне введения рубомицина повышали активность каталазы в плазме крови, почках на 144% (p<0,001) и 49% (p<0,001) соответственно, по сравнению с монотерапией рубомицином. При этом содержание MflA снизилось в эритроцитах на 8% (p<0,05), в плазме крови на 52% (p<0,001), в печени на 37% (p<0,001), что говорит о подавлении активности процессов ПOЛ в этих тканях. На этом фоне отмечалось повышение AOA в эритроцитах, плазме крови, тканях печени на 52% (p<0,05), 106% (p<0,001), 58% (p<0,001) соответственно. В эритроцитах, плазме крови и ткани печени увеличился PЛПO на 50% (p<0,05), 298% (p<0,001) и 319% (p<0,001) соответственно. В сердечной мышце OAMK способствовали уменьшению кардиотоксичности рубомицина, что выражалось в снижении содержания MflA на 49% (p<0,005) на фоне увеличения PЛПO на 319% (p<0,001), усиления AOA на 110% (p<0,001), повышения активности каталазы на 71% (p<0,001).
Важно, что в ткани опухоли комбинация ОАИК и рубомицина приводила к активации процессов липопероксидации: содержание МДА увеличилось на 50% (p<0,05), снизился РЛПО на 44% (p<0,001) и АОА на 18% (p<0,05) на фоне снижения активности каталазы на 60% (p<0,001). При применении ОАИК на фоне введения рубомици-на количество патологических митозов в краевой зоне опухоли уменьшилось на 51% (p<0,001), в сравнении с таковым показателем в группе животных, получавших только химиопрепарат. Применение рубомицина в изучаемой дозе приводило к уменьшению массы опухоли, индекса массы опухоли, ИТРО составил 33,54±7,05% (p<0,05). При комбинации рубомицина и ОАИК выявлено дополнительное снижение массы опухоли на 47% (p<0,05), ИМО на 32% (p<0,05), повышение ИТРО на 91% (p<0,001) по сравнению с контрольной группой.
Выводы. Использование отрицательных аэроионов кислорода на фоне химиотерапии рубомицином способствовало снижению уровня эндогенной интоксикации, снижению накопления вторичных продуктов перекисного окисления липидов, росту антиокислительной защиты ткани печени и сердца на фоне роста холангиоцеллюлярного рака РС-1 по сравнению с монотерапией рубомицином. Дополнительное применение отрицательных аэроионов кислорода повышало противоопухолевую активность рубомицина, что проявлялось уменьшением массы опухоли, повышением индекса торможения роста опухоли, снижением количества патологических митозов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ХИМИОТЕРАПИИ МЕТАСТАТИЧЕСКОГО РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
К.К. СМАГУЛОВА, С.Е. ЕСЕНТАЕВА, Н.А. ЧИЧУА, Г.О. АЯПБЕРГЕНОВА
Казахский НИИ онкологии и радиологии, г. Алматы
Актуальность. В структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями женского населения Казахстана рак молочной железы (РМЖ) занимает первое место, составляя 20,3%, в структуре смертности - второе. По данным 2007 г., число впервые заболевших
РМЖ составило 3 078 человек, состоящих на учете по поводу данной патологии - 21 623, а умерших - 1 365 женщин.
Возможность применения высокоэффективных противоопухолевых препаратов последнего поколения позволила повысить медиану вы-
CИБИPCKИЙ OHKOЛOГИЧЕCKИЙ ЖУPHAЛ. 2009. Приложение № 1