КЛИНИКО-МОРОФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕДКИХ ФОРМ РАКА ТЕЛА МАТКИ У ЖЕНЩИН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В.Г. СИСАКЯН, А.В. ГЕРАСИМОВ, А.В. ТАРХОВ, Е.В. БАБАЯНЦ, А.П. КУЛИДЖАНЯН, А.А. АСАТРЯН, Н.А. АФАНАСЬЕВА, С.Э. КРАСИЛЬНИКОВ
Новосибирский областной онкологический диспансер, г. Новосибирск
Актуальность. Среди опухолей женской репродуктивной системы рак тела матки отличается относительно благоприятным прогнозом. Однако обращает на себя внимание, что существуют исключения из общей закономерности течения опухолей эндометрия. Рак тела матки является морфологический гетерогенной опухолью и преимущественно (80%) представлен эндометриоидными формами заболевания, которым свойственно благоприятное течение с 5-летней выживаемостью до 90%. На долю редких эндометриальных опухолей приходится 15-20%, однако именно эта группа ответственна за наибольшее число рецидивов заболевания (50%), 5-летняя выживаемость не превышает 40%. Заболеваемость раком эндометрия в Новосибирской области составила в 2002 г. 20,8 на 100 тыс. населения, 2003 г. - 23,2, в 2004 г. -22,8. Новосибирская область стоит в одном ряду с регионами с очень высоким уровнем заболеваемости раком тела матки.
Согласно последней классификации ВОЗ. выделяют две группы эндометриальных карцином: эндометриоидные и неэндометриоидные (редкие), включающие серозно-папилярный, светлоклеточный, муцинозный, плоскоклеточный, смешанный и недифференцированный рак.
Цель исследования. На основе клиникоэпидемиологического анализа оценить 5-летнюю выживаемость у женщин с редкими формами рака тела матки, по данным Новосибирского ООД.
Материал и методы. Для ретроспективного анализа историй болезни использовались данные о 1098 больных раком тела матки, которые находились на лечении в гинекологическом отделении Новосибирского ООД с 2000 по 2007 г. Диагноз редких форм рака тела матки был верифицирован морфологическим исследованием путем пересмотра готовых гистологических
препаратов операционного материала. Проведен анализ общей и 5-летней выживаемости у этих больных. Изучено влияние на отдаленные результаты лечения различных видов редких морфологических форм РТМ.
Пациентки были разделены на 3 группы в зависимости от срока рецидива заболевания. В I группу (рецидив болезни в течение 12 мес после лечения) было включено 8 (64,5%) пациенток. Средний срок возврата заболевания в данной группе составил 7,0 ± 2,5 мес. Из них у 40,0% пациенток возврат заболевания был отмечен в течение первых 6 мес после лечения и расценивался нами как продолженный рост опухоли. Во II группу вошло 5 (35,5%) пациенток, у которых рецидив возник более чем через 12 мес после лечения. Средний срок до возврата заболевания в данной группе составил 29,4 ± 16,9 мес. III группа (рецидивов не отмечено, при условии, что минимальный период наблюдения составил 36 мес) включала 11 (34,7%) больных. Средний период прослеженности пациенток III группы составил 93 ± 44,6 мес. Пациентки сравниваемых групп не различались по возрасту.
Результаты исследования. Средний возраст больных составил 63 года. Нами отмечено, что для изучаемой категории больных не характерно наличие ожирения или сахарного диабета. Стадия РФРТМ определялась в соответствии с международной классификацией РТМ FIGO и по системе. Морфологическая характеристика опухоли проводилась на основании совокупности макро- и микроскопических признаков, таких как локализация опухоли, размеры и характер роста опухоли, степень дифференцировки и ати-пии опухолевых клеток, наличие или отсутствие очагов некроза опухоли, глубина инвазии опухолью толщины миометрия, распространенность на шейку и придатки матки, степень выраженности лимфоплазмоцитарной инфильтрации. Из 24 пациенток РФРТМ рецидивы и метастазы были
отмечены у 16 пациенток (65,3%). При изучении распределения пациенток I, II и III группы в зависимости от стадии заболевания было установлено, что среди пациенток I группы 20,0% (2 из 8) имели ранние стадии (!а-с), тогда как во II группе у 49,1% (2 из 5) пациенток диагноз был установлен на поздних стадиях (Па-ГУб), разница статистически достоверна (р<0,05). У 2 (69,7%) пациенток III группы были диагностированы ранние стадии.
Выводы. Клиническому течению РФРТМ свойственны следующие особенности. Редкие формы рака тела матки составили 4,3% (24 пациентки) от всех случаев злокачественных
опухолей тела матки, зарегистрированных в Новосибирском Областном онкологическом диспансере за 7-летний период. Доминирующим морфологическим типом явилась СКК (38,6% пациенток). Светлоклеточные карциномы характеризуются относительно благоприятным течением. Опухоль возникает в более старшей возрастной группе, причем пациенткам не свойственны обменно-эндокринные нарушения. Прогноз зависит в первую очередь от стадии заболевания, возраста пациенток, а также глубины инвазии опухоли в миометрий и лимфоваскулярной инвазии и благоприятен при !а стадии неопластического процесса.
ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ АЭРОИОНОВ КИСЛОРОДА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ХИМИОТЕРАПИИ
П.И. СКОПИН
ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
Актуальность. Известный русский ученый А.Л. Чижевский считал, что развитие опухолевых образований может быть обусловлено систематическим аэроионным дефицитом, который постоянно испытывает человек. Это ведет к нарушению эндогенного электрообмена, снижает электрический потенциал клеток, тканей и органов, нарушает их метаболизм и вызывает преждевременное старение, на фоне которого и развиваются злокачественные образования. Следовательно, целесообразно изучение возможности включения аэроионотерапии в комплекс противоопухолевых методов лечения.
Целью настоящей работы явилось изучение воздействия комбинированного применения ру-бомицина и ОАИК на некоторые метаболические показатели и характеристики опухоли в условиях роста холангиоцеллюлярного рака РС-1.
Материал и методы. Эксперимент выполнен на 42 нелинейных белых крысах обоего пола массой 80-90 г, содержащихся в стандартных условиях в виварии ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва». Использована модель неоплазии, создаваемая путем перевивки опухолевого штамма холангиоцеллюлярного рака крыс РС-1 (опухолевый банк ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН). На
21 сут роста опухоли животные были разделены на 3 серии. Контрольную группу составили 14 животных с опухолью. В 1-й экспериментальной группе (п=14) производилось моделирование противоопухолевой химиотерапии рубомицином в дозе 4 мг/кг, внутрибрюшинно на 20, 22, 24 и 26 сутки роста опухоли. Во 2-й группе (п=14) оценивалось влияние комбинированного применения рубомицина и отрицательных аэроионов кислорода (ОАИК), образующихся под влиянием электроэффлювиальной люстры Чижевского (100 тыс. аэроионов в 1 см3 в 1 мин). Люстра помещалась на расстоянии 1,5 м от клетки, проводилось ежедневное шестичасовое облучение. Животных забивали путем декапитации после в/ брюшного введения раствора тиопентала натрия в дозе 50 мг/кг на 38 сут после перевивки опухоли. В плазме, эритроцитах, гомогенатах печени, почек, сердца и в ткани опухоли определяли содержание малонового диальдегида (МДА) и индуцированного железом малонового диальдегида ^е-МДА), отражающего резерв перекис-ного окисления липидов (ПОЛ), рассчитывали антиокислительную активность (АОА), резерв липидов для перекисного окисления (РЛПО), определяли активность ферментов антиокис-