Каховская Е.Е., Каширская Л.В.
ВЛИЯНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЙ В УЧЕТЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
Себестоимость представляет собой один из важнейших показателей деятельности фирмы. Данный показатель выполняет целый ряд функций:
- выступает одним из факторов, определяющих уровень цены на продукт;
- является базой для оценки эффективности деятельности как производственного, так и управленческого персонала;
- определяет наряду с выручкой от реализации финансовый результат хозяйствования.
Кроме того, изучение производственных издержек по видам производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, сравнение их уровня с получаемой выручкой дает возможность определить экономическую выгодность производства; сопоставление уровней затрат на аналогичные продукты в нескольких организациях или со среднеотраслевым уровнем позволяет установить его сравнительную экономическую эффективность.
Говоря о значении показателя себестоимости в информационном обеспечении управленческой деятельности, следует помнить о том, что управление направлено прежде всего на конечный финансовый результат работы организации, т. е. на получение прибыли.
Для понимания процедур учета затрат в рамках единой системы бухгалтерского учета, объединяющей такие подсистемы, как финансовый, управленческий и налоговый учет, необходимо конкретизировать используемый при этом понятийный аппарат, регламентирующий отдельные экономические понятия и определенные правила их применения. В экономической литературе и нормативных документах при описании процесса учета затрат применяют такие термины, как "издержки", "затраты", "расходы" и "себестоимость". Неправильное определение этих экономических понятий может исказить их экономический смысл.
В своей книге А.Н. Кизилов и М.Н. Карасева "Бухгалтерский управленческий учет" [3] пишут следующее: "Издержки характеризуют суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций при производстве и реализации продукции (работ, услуг). Причем
они включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные издержки представляют собой выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции. Альтернативные издержки означают упущенную выгоду предприятия.
В свою очередь, рассматривая издержки производства в качестве объекта учета, следует разграничить такие экономические понятия, как затраты и расходы. Как правило, в теории и практике эти понятия используются как синонимы, хотя по экономическому содержанию они различаются.
Затраты организации - это выраженная в денежном эквиваленте величина различных ресурсов, средств, которые были приобретены, имеются в наличии, включая потребленную в процессе производства часть затрат, а также расходы организации, непосредственно не связанные с ее производственно-хозяйственной деятельностью.
Затраты на производство - это стоимость части затрат (ресурсов) организации, которые израсходованы на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг за отчетный период.
Таким образом, понятие "затраты организации" значительно шире, чем понятие "затраты на производство" Относительно трактовки понятия "расходов" можно отметить следующее. Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) [2]. В нем под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). При этом под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.
То есть расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2008. Экономические науки
полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного периода времени для получения дохода. А затраты - это денежная оплата приобретенных товаров и услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли. Таким образом, расходы - это часть затрат, которые понесло предприятие в связи с получением дохода в будущем.
В налоговом учете ст. 252 НК РФ [1] установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
О.В. Рыбакова в своей книге "Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование" [4] пишет следующее: "Себестоимость - это денежное выражение затрат, необходимых на производство и продажу продукции (работ, услуг).
В зависимости от целей (планирования, учета, анализа) используются себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, а также себестоимость сравнимой товарной продукции".
Также интересно рассмотреть отраслевые особенности терминов "себестоимость", "затраты".
В рамках одного из крупных предприятий России ОАО "Газпром" выпущены методические рекомендации по планированию и калькулированию себестоимости транспорта газа[5]. В этих рекомендациях также дается определение терминов "себестоимость" и "затраты".
"Затраты - стоимостная оценка (плановая или фактическая) материальных, трудовых и иных ресурсов, потребляемых в ходе осуществления производственной деятельности в рассматриваемом периоде.
Калькуляция - расчет себестоимости единицы продукции (работы, услуги) по установленной номенклатуре затрат с учетом места их возникновения и назначения по объектам калькулирования. В зависимости от назначения составляют плановые, нормативные и отчетные (фактические) калькуляции. Плановая калькуляция определяет плановую себестоимость единицы продукции (работ, услуг) на планируемый период (месяц, квартал, год).
Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В зависимости от состава включаемых расходов различают:
^ производственную себестоимость готовой продукции (работ, услуг);
^ полную себестоимость готовой продукции (работ, услуг);
Производственная себестоимость готовой продукции (работ, услуг) - затраты на производство продукции (работ, услуг), состоящие из стоимости материальных, трудовых и иных ресурсов, использованных в процессе осуществления производственной деятельности, включая общепроизводственные расходы.
Полная себестоимость готовой продукции, работ, услуг - затраты на производство и реализацию готовой продукции (работ, услуг), складывающиеся из производственной себестоимости готовой продукции (работ, услуг), планируемых к реализации с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов (расходов на продажу) планируемого периода».
В строительстве себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой сумму затрат подрядной организации на выполненный объем строительно-монтажных работ. В планировании и учете различают сметную, плановую и фактическую себестоимость работ. Сметная себестоимость рассчитывается умножением нормативных затрат на объем работ по сметным ценам и нормам. Сметная себестоимость за вычетом задания по снижению себестоимости либо увеличения в связи с изменением номенклатуры используемых строительных материалов составляет плановую себестоимость - планируемые затраты на выполнение строительно-монтажных работ и использование технических средств. Фактическая себестоимость складывается из фактических затрат на производство строительно-монтажных работ, устанавливаемых по данным бухгалтерского учета. Она содержит все затраты на производство, в том числе непроизводительные расходы, не предусмотренные сметами (потери материалов и т. п.). При сопоставлении фактической и плановой себестоимости строительно-монтажных работ выявляется экономия или перерасход и намечаются меры по регулированию затрат [6].
Себестоимость туристского продукта - это совокупность затрат туристской организации на его производство, продвижение и реализацию. При этом затраты на производство и продвижение туристского продукта составляют себестоимость туров организаций-туроператоров, а затраты по реализации туров и оказанию сопутствующих услуг - себестоимость для организаций-тураген-тов [7].
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сказать следующее: до сих пор отсутствует
официальное определение основных экономических понятий используемых в бухгалтерском учете таких, как "себестоимость". Из приведенных выше определений можно выделить основные элементы, входящие в определение понятий "себестоимости". Таким основным элементом является понятие затрат, что в свою очередь оз-
начает материальные, трудовые и иные ресурсы используемые при производстве и реализации продукции. А конкретный состав таких ресурсов определяется спецификой предприятий и возможно, такой состав затрат необходимо закреплять в учетной политике предприятия для целей управленческого учета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ часть 2.
2. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 "Расходы организации".
3. Кизилов А.Н., Карасева М.Н. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. М.:ЭКСМО НАУКА-ПРЕСС, 2006. 318с.
4. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. М.: Финансы и статистика, 2005. 462 с.
5. Методические рекомендации по планированию и калькулированию себестоимости транспортировки газа.
6. Алексеева О.А. Анализ себестоимость продукции в строительной организации // Аудиторские ведомости, 2007, № 11, С. 7-11
7. Антошина О.В. Формирование себестоимости туристских услуг // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, № 31, С. 4-8.