Научная статья на тему 'Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи GSM-R на готовность перевозочного процесса'

Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи GSM-R на готовность перевозочного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
370
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Отказ / сбой / GSM-R / поездная цифровая радиосвязь / надежность / готовность / безопасность / уровни полноты безопасности / уровни полноты готовности / стандарт EN 50126. / Failure / malfunction / GSM-R / train digital radio / reliability / safety / availability / safety integrity levels / availability integrity levels / EN 50126 standard.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шматченко Владимир Владимирович, Роенков Дмитрий Николаевич, Плеханов Павел Андреевич, Иванов Виктор Геннадьевич, Яронова Наталья Валерьевна

Цель: Оценить действие отказов и сбоев систем цифровой радиосвязи стандарта GSM-R, использовавшихся различными эксплуатирующими организациями на железных дорогах Европы, на своевременность (готовность) прибытия поездов. Методы: Использовались методы анализа риска (изложенные в стандарте EN 50126), включающие идентификацию отказов и сбоев в системах GSM-R, оценку частоты их появления, оценку тяжести их последствий для своевременности прибытия поездов. Результаты: В ходе выполненного исследования были получены следующие основные результаты: 1) показана взаимосвязь между безопасностью и готовностью перевозочного процесса, обусловленная надежностью систем радиосвязи железнодорожного транспорта; 2) выявлены последствия отказов и сбоев, имевших место в технических системах и средствах цифровой радиосвязи стандарта GSM-R; 3) введена метрика полноты готовности (своевременности) в зависимости от надежности систем и средств GSM-R (уровни полноты готовностиAvailability Integrity Levels – AIL); 4) сформирована классификация отказов и сбоев в системе GSM-R, как факторов снижения готовности; 5) установлены параметры, учитываемые при определении уровней полноты готовности (своевременности) систем и средств поездной радиосвязи стандарта GSM-R; 6) оценены рассмотренные отказы и сбои в терминах уровней полноты готовности. Практическая значимость: Полученный способ оценки уровней полноты готовности может быть применен при проектировании сетей радиосвязи и других систем на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шматченко Владимир Владимирович, Роенков Дмитрий Николаевич, Плеханов Павел Андреевич, Иванов Виктор Геннадьевич, Яронова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF MALFUNCTIONS AND FAILURES OF GSM-R RADIO COMMUNICATIONS SYSTEM ON AVAILABILITY OF RAIL TRAFFIC MANAGEMENT SYSTEM

Objective: To assess the effect of failures and malfunctions of GSM-R digital radio, used by different operating organizations of European railways, on timeliness (availability) of train arrival. Methods: Methods of risk analysis were applied, in accordance with CENELEC Committee EN 50126 standard, including failure and malfunction identifi cation in GSM-R systems, the assessment of their frequency and severity of consequences for timeliness of trains’ arrival. Results: The following main results were obtained as a result of the conducted research: 1) the relations between transportation process safety and its availability determined by GSM-R systems’ reliability were shown; 2) the consequences of GSM-R failures and malfunctions occurring in engineering systems and digital radio facilities were determined; 3) availability (timeliness) metrics was introduced depending on GSM-R system and facilities’ reliability (AIL – availability Integrity Levels); 4) the classifi cation of failures and malfunctions in GSM-R system, being the causes of availability reduction, was formed; 5) the parameters, taken into account in the process of AIL determination, were established; 6) the considered failures and malfunctions, occurring in the GSM-R system, were assessed in terms of AIL. Practical importance: The obtained method of AIL evaluation may be used in design of radio network and railway systems.

Текст научной работы на тему «Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи GSM-R на готовность перевозочного процесса»

УДК 621.396.931

В. В. Шматченко, Д. Н. Роенков, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов, Н. В. Яронова

ВЛИЯНИЕ ОТКАЗОВ И СБОЕВ СИСТЕМЫ РАДИОСВЯЗИ GSM-R НА ГОТОВНОСТЬ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА

Дата поступления: 03.05.2017 Решение о публикации: 17.07.2017

Аннотация

Цель: Оценить действие отказов и сбоев систем цифровой радиосвязи стандарта GSM-R, использовавшихся различными эксплуатирующими организациями на железных дорогах Европы, на своевременность (готовность) прибытия поездов. Методы: Использовались методы анализа риска (изложенные в стандарте EN 50126), включающие идентификацию отказов и сбоев в системах GSM-R, оценку частоты их появления, оценку тяжести их последствий для своевременности прибытия поездов. Результаты: В ходе выполненного исследования были получены следующие основные результаты: 1) показана взаимосвязь между безопасностью и готовностью перевозочного процесса, обусловленная надежностью систем радиосвязи железнодорожного транспорта; 2) выявлены последствия отказов и сбоев, имевших место в технических системах и средствах цифровой радиосвязи стандарта GSM-R; 3) введена метрика полноты готовности (своевременности) в зависимости от надежности систем и средств GSM-R (уровни полноты готовности - Availability Integrity Levels - AIL); 4) сформирована классификация отказов и сбоев в системе GSM-R, как факторов снижения готовности; 5) установлены параметры, учитываемые при определении уровней полноты готовности (своевременности) систем и средств поездной радиосвязи стандарта GSM-R; 6) оценены рассмотренные отказы и сбои в терминах уровней полноты готовности. Практическая значимость: Полученный способ оценки уровней полноты готовности может быть применен при проектировании сетей радиосвязи и других систем на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: Отказ, сбой, GSM-R, поездная цифровая радиосвязь, надежность, готовность, безопасность, уровни полноты безопасности, уровни полноты готовности, стандарт EN 50126.

Vladimir V. Shmatchenko, Cand. Eng. Sci., assistant professor, railwayradio@gmail.com; Dmitriy N. Roy-enkov, Cand. Eng. Sci., assistant professor, roenkov_dmitry@mail.ru; Pavel A. Plekhanov, Cand. Eng. Sci., assistant professor, pavelplekhanov@gmail.com; Victor G. Ivanov, senior lecturer, ivanov. v.g.spb@gmail. com; *Natalya V. Yaronova, postgraduate student, tatochka83@list.ru (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University) THE IMPACT OF MALFUNCTIONS AND FAILURES OF GSM-R RADIO COMMUNICATIONS SYSTEM ON AVAILABILITY OF RAIL TRAFFIC MANAGEMENT SYSTEM

Summary

Objective: To assess the effect of failures and malfunctions of GSM-R digital radio, used by different operating organizations of European railways, on timeliness (availability) of train arrival. Methods: Methods of risk analysis were applied, in accordance with CENELEC Committee EN 50126 standard, including failure and malfunction identification in GSM-R systems, the assessment of their frequency and severity of consequences for timeliness of trains' arrival. Results: The following main results were obtained as a result of the conducted research: 1) the relations between transportation process safety and its availability determined by GSM-R systems' reliability were shown; 2) the consequences of GSM-R failures and malfunctions occurring in engineering systems and digital radio facilities were determined; 3) availability (timeliness) metrics was introduced depending on GSM-R system and facilities' reliability (AIL - availability Integrity Levels); 4) the classification of failures and malfunctions in GSM-R system, being the

causes of availability reduction, was formed; 5) the parameters, taken into account in the process of AIL determination, were established; 6) the considered failures and malfunctions, occurring in the GSM-R system, were assessed in terms of AIL. Practical importance: The obtained method of AIL evaluation may be used in design of radio network and railway systems.

Keywords: Failure, malfunction, GSM-R, train digital radio, reliability, safety, availability, safety integrity levels, availability integrity levels, EN 50126 standard.

Введение

Известно, что основу как для безопасности, так и для готовности составляет надежность одних и тех же систем и средств [1-4]. Эту взаимосвязь иллюстрирует рис. 1. Из него следует, что перевозочный бизнес объективно должен быть заинтересован в увеличении готовности, которой характеризуется способность бизнеса получать прибыль и укреплять свою репутацию, и в повышении безопасности, от которой зависит способность бизнеса минимизировать материальные и репутацион-ные потери, связанные с причинением вреда людям и окружающей среде.

Эта логика закреплена также международными нормативными документами, в частности, стандарт БК 50126-1 (международная версия - 1БС 62278 [2]) в разделе 4.3.2 утверждает, что безопасность и готовность связаны друг с другом в том смысле, что слабость требований

к одной из этих характеристик или наличие противоречий между ними является признаком недостаточной надежности системы.

Система цифровой поездной радиосвязи (ПРС) стандарта GSM-R на протяжении 15 лет эксплуатируется на европейских железных дорогах. После анализа документа [5] в работе [6] было представлено подробное изучение действия отказов и сбоев в сетях GSM-R на безопасность движения поездов. Анализ риска, проведенный в [6] применительно к причинам и последствиям отказов и сбоев в цифровой системе ПРС стандарта GSM-R, позволил оценить уровни полноты безопасности (Safety Integrity Levels - SIL) для этих отказов и сбоев и предложить меры по снижению связанного с ними риска. В настоящей работе рассмотрено воздействие отказов и сбоев в сетях GSM-R на готовность железнодорожной транспортной системы к предоставлению перевозочных услуг.

/

^ Готовность - \

способность бизнеса . удовлетворять спрос | * и получать прибыль

✓ N

/ Безопасность _ \

способность бизнеса не причинять вреда при удовлетворении спроса

А

Надежность - способность технических систем и средств, менеджмента и нормативной базы бизнеса к обеспечению готовности и безопасности

Ремонтопригодность - способность технических систем и средств, менеджмента и нормативной базы бизнеса к обеспечению надежности

Рис. 1. Взаимосвязь готовности и безопасности с надежностью и ремонтопригодностью систем

Анализ действия отказов и сбоев в сетях GSM-R на своевременность прибытия поездов

При анализе действия отказов и сбоев на безопасность движения поездов системы радиосвязи GSM-R параллельно изучалось влияние указанных отказов и сбоев на своевременность прибытия поездов (т. е. влияние готовности этой системы радиосвязи на готовность транспортной системы к предоставлению перевозочных услуг). Все установленные отказы и сбои, а также их причины и воздействие на готовность приведены в табл. 1.

Представляется, что, подобно тому, как на множестве этих отказов и сбоев в [6] была введена метрика SIL, на этом же множестве может быть введена метрика уровней полноты готовности (своевременности) (Availability Integrity Levels - AIL). Это позволит классифицировать опасные события (отказы и сбои) еще и с такой точки зрения.

Под полнотой готовности будем понимать степень уверенности в том, что при штатных условиях эксплуатации и обслуживания система будет выполнять свои функции в соответствии со штатными требованиями к готовности системы. Следовательно, уровень полноты готовности - численное значение, которым характеризуется полнота готовности.

Согласно [7, 8], все отказы и сбои можно классифицировать по категориям в зависимости от тяжести последствий. Эта классификация в исходном виде представлена в табл. 2. В ней приведено расширение этой классификации - для 3-й категории отказов приведены два уровня тяжести последствий. Такое подразделение 3-й категории было произведено в связи с необходимостью учета отказов и сбоев, действие которых могло вызвать опоздания поездов, но не привело к ним в силу своевременного реагирования службы движения или по другим причинам. Понятно, что в любом случае причины и потенциальные последствия таких отказов и сбоев должны быть исследованы, для чего их необходимо группировать в отдельную категорию.

Кроме того, степень С2 тяжести последствий включает нарушение одного или нескольких обобщенных показателей качества перевозочной услуги, которыми оценивается ее восприятие клиентами и к которым относятся (модель SERVQUAL [9]):

1) надежность точного и своевременного предоставления всех аспектов услуги (Reliability);

2) способность обеспечить компетентность и конфиденциальность при предоставлении услуги (Assurance);

3) способность услуги производить положительное впечатление на клиентов (Tangible);

4) способность оценивать восприятие предоставляемой услуги клиентами (Empathy);

5) готовность оказать помощь при предоставлении услуги (Responsiveness).

С учетом вышесказанного и по аналогии с метрикой уровней полноты безопасности можно формализовать метрику уровней полноты готовности (AIL), определяя действующие параметры С, I, P, F так, как показано в табл. 3.

Для рассмотренных параметров справедливы соотношения

С1 < С 2 < С 3 < C 4'

Л< 1 2'

Р < Р ,

12'

F < F < F .

1 2 3

Алгоритм компоновки этих параметров для формирования уровней полноты готовности представлен на рис. 2.

Оценка вероятностей появления отказов или сбоев должна производиться с использованием методов априорного и апостериорного оценивания. Априорное оценивание позволяет использовать мнение и опыт линейного персонала, для чего необходимо разрабатывать тематические вопросники, позволяющие классифицировать ответы по уровням полноты готовности. Апостериорное оценивание

ТАБЛИЦА 1. Отказы и сбои в цифровой системе ПРС стандарта GSM-R и уровни полноты безопасности и готовности

Отказы и сбои Причины Последствия Уровень полноты безопасности Уровень полноты готовности

1 2 3 4 5

Сбой при тестировании Неисправность оборудования ПРС Недостаточность гарантий своевременности (задержка поезда при отправлении) - -

Задержка передачи данных по радиоканалу о маршруте следования Сбой канала GPRS Недостаточность гарантий своевременности (задержка отправления поезда составила 30 мин) - AIL 1

Ошибочный аварийный вызов Недоработка человеко-машинного интерфейса Недостаточность гарантий своевременности (многократные задержки, измеряемые в единицах-десятках минут) SIL 2 AIL 2

Отказ в доступе к услугам связи Неисправность сетевой инфраструктуры GSM-R Недостаточность гарантий своевременности (ограничение скорости в соответствии с процедурой безопасной деградации системы управления, задержки, измеряемые в единицах-десятках минут) SIL 2 AIL 2

Проблемы регистрации подвижного состава при пересечении национальных границ Недоработка процедуры межнационального роуминга, обусловленная различиями в правилах эксплуатации Недостаточность гарантий своевременности (потери связи на значительной площади радиопокрытия GSM-R и значительные задержки по времени (15-30 мин на 1 поезд)) SIL 4+ AIL 3

Отказ передачи индивидуального вызова GSM-R Помехи со стороны публичных сетей GSM Недостаточность гарантий своевременности (возможное снижение своевременности из-за задержек получения важного распоряжения) SIL 4+ AIL 3

Отказ передачи аварийного вызова GSM-R Неисправность оборудования ПРС (из-за повреждения при крушении поезда на каменной осыпи) Недостаточность гарантий своевременности (две аварийных ситуации подряд, со значительными (более часа) задержками движения поездов) SIL 4+ AIL 3

Недостаточность гарантий своевременности (потеря связи. ТЧМ удалось передать ДНЦ только вызов «112» по обычному телефону GSM. Задержка передачи вызова «112» около 20 мин) SIL 4+ AIL 3

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Отказ передачи аварийного вызова GSM-R Помехи со стороны публичных сетей GSM Недостаточность гарантий своевременности (задержка при выполнении восстановительных работ) SIL 4+ AIL 3

Отказ передачи группового вызова, прерывание группового соединения Недостаточность гарантий своевременности (задержка при выполнении маневровых работ) SIL 4+ AIL 3

Неверная адресация при индивидуальном вызове ДНЦ^ТЧМ Неправильное определение соты, в которой находится поезд Недостаточность гарантий своевременности (возможное снижение своевременности из-за неполучения важного распоряжения) SIL 4+ AIL 3

Неверная адресация при аварийном вызове ДНЦ^ТЧМ SIL 4+ AIL 3

Проблемы передачи соединения при пересечении национальных границ Несовершенство процедуры передачи соединения Недостаточность гарантий своевременности (возможное снижение своевременности из-за задержек получения важного распоряжения, потери связи на время до 20 с) SIL 4+ AIL 3

ТАБЛИЦА 2. Классификация отказов

Категория отказов Последствия Степень тяжести последствий

1-я Отказы, приведшие к задержке движения поездов на время 1 ч и более (либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта) C4

2-я Отказы, приведшие к задержке движения поездов на время от 6 мин до 1 ч С3

3-я Отказы, не имеющие последствий, относящихся к отказам 1-й и 2-й категорий Задержка поездов на время до 6 мин С2

Задержка одного поезда с возвращением в график С1

определяется на основе статистики реальных Предложенный подход позволяет ввести событий, учитываемых в системе мониторин- метрику уровней полноты готовности А1Ь га и администрирования. транспортной системы (табл. 4).

ТАБЛИЦА 3. Параметры полноты готовности (своевременности)

Параметры готовности Градация параметров

Тяжесть последствий отказа или сбоя Ci Поезд приходит своевременно, но затраты при этом превышают штатные значения

С2 Поезд выходит из графика, но возвращается в него за счет выхода из графика других поездов

С3 Поезд приходит с задержкой от 6 мин до 1 ч (возможно, потребуется компенсация пассажирам)

С4 Задержка прибытия более 1 ч (возможно, что помимо компенсации пассажирам необходимо будет предоставить другие транспортные средства)

Интенсивность движения поездов Ii Незначительная

I2 Значительная

Возможность предотвращения (подконтрольность отказа или сбоя) Pi Возможно предотвращение отказов или сбоев или уменьшение тяжести их последствий

P 2 Отказы или сбои неотвратимы

Вероятность появления отказа или сбоя в системе радиосвязи Fi Очень низкая (очень редкие события)

F2 Низкая (редкие события)

F3 Высокая (частые события)

Ci

C2

Сз

С4

11

12

11

12

11

12

Pi

P2

Pi

P2

Pi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P2

Pi

P2

F3

F2

Рис. 2. Определение уровней полноты готовности

Fi

- - -

0 - -

i 0 0

2 i 0

3 2 i

4 3 2

ТАБЛИЦА 4. Требования, предъявляемые к уровням полноты готовности

Уровни полноты готовности Пояснения

- Дополнительные требования по повышению готовности системы радиосвязи могут вырабатываться в рамках процесса совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика, и решение по их реализации остается на усмотрение руководства предприятия

А1Ь 0 Дополнительные требования по повышению готовности системы радиосвязи могут вырабатываться в рамках процесса совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика, и руководству предприятия рекомендуется реализовать эти требования

А1Ь 1 Необходимо сформулировать дополнительные требования, направленные: - либо на повышение надежности аппаратуры радиосвязи (чтобы отказы стали редкими или очень редкими событиями); - либо на предотвращение отказов (повышение ремонтопригодности на основе резервирования отказывающих модулей) с выходом на уровень А1Ь 0. Обоснование требований производится путем апостериорного оценивания имеющейся статистики и (или) априорного оценивания - анализа мнения линейного персонала, определяемого по результатам аудита. Соответствующие процедуры должны быть включены в процесс совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика

А1Ь 2 Необходимо сформулировать дополнительные требования, направленные: - на повышение надежности аппаратуры радиосвязи (чтобы отказы стали редкими или очень редкими событиями); - на предотвращение отказов (повышение ремонтопригодности на основе резервирования отказывающих модулей) с выходом на уровень А1Ь 0. Обоснование требований производится путем апостериорного оценивания имеющейся статистики и априорного оценивания - анализа мнения линейного персонала, определяемого по результатам аудита. Соответствующие процедуры должны быть включены в процесс совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика

А1Ь 3 Необходимо сформулировать дополнительные требования, направленные: - на повышение надежности аппаратуры радиосвязи (чтобы отказы стали редкими или очень редкими событиями); - на предотвращение отказов (повышение ремонтопригодности на основе резервирования отказывающих модулей) с выходом на уровень А1Ь 0. Обоснование требований производится путем апостериорного оценивания имеющейся статистики отказов и предотказных состояний и априорного оценивания - анализа мнения линейного персонала относительно отказов и предотказных состояний, определяемого по результатам аудита. Соответствующие процедуры должны быть включены в процесс совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика

АТЬ 4 Необходимо сформулировать дополнительные требования, направленные: - на повышение надежности аппаратуры радиосвязи (чтобы отказы стали редкими или очень редкими событиями);

Окончание табл. 4

Уровни полноты готовности Пояснения

AIL 4 - на предотвращение отказов (повышение ремонтопригодности на основе резервирования отказывающих модулей) с выходом на уровень AIL 0. Обоснование требований производится путем апостериорного оценивания имеющейся статистики отказов и предотказных состояний и априорного оценивания - анализа мнения линейного персонала относительно отказов и предотказных состояний, определяемого по результатам аудита. Соответствующие процедуры должны быть включены в процесс совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика, а также всех причастных организаций в кооперации работ с возможностью использования соответствующих данных предприятием-перевозчиком

AIL 2 Необходимо сформулировать дополнительные требования, направленные: - на повышение надежности аппаратуры радиосвязи (чтобы отказы стали редкими или очень редкими событиями); - на предотвращение отказов (повышение ремонтопригодности на основе резервирования отказывающих модулей) с выходом на уровень AIL 0. Обоснование требований производится путем апостериорного оценивания имеющейся статистики и априорного оценивания - анализа мнения линейного персонала, определяемого по результатам аудита. Соответствующие процедуры должны быть включены в процесс совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика

AIL 3 Необходимо сформулировать дополнительные требования, направленные: - на повышение надежности аппаратуры радиосвязи (чтобы отказы стали редкими или очень редкими событиями); - на предотвращение отказов (повышение ремонтопригодности на основе резервирования отказывающих модулей) с выходом на уровень AIL 0. Обоснование требований производится путем апостериорного оценивания имеющейся статистики отказов и предотказных состояний и априорного оценивания - анализа мнения линейного персонала относительно отказов и предотказных состояний, определяемого по результатам аудита. Соответствующие процедуры должны быть включены в процесс совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика

AIL 4 Необходимо сформулировать дополнительные требования, направленные: - на повышение надежности аппаратуры радиосвязи (чтобы отказы стали редкими или очень редкими событиями); - на предотвращение отказов (повышение ремонтопригодности на основе резервирования отказывающих модулей) с выходом на уровень AIL 0. Обоснование требований производится путем апостериорного оценивания имеющейся статистики отказов и предотказных состояний и априорного оценивания - анализа мнения линейного персонала относительно отказов и предотказных состояний, определяемого по результатам аудита. Соответствующие процедуры должны быть включены в процесс совершенствования деятельности в системе менеджмента качества предприятия-перевозчика, а также всех причастных организаций в кооперации работ с возможностью использования соответствующих данных предприятием-перевозчиком

Заключение

В статье рассмотрено влияние отказов и сбоев в системе радиосвязи GSM-R на готовность перевозочного процесса (на своевременность прибытия поездов) по данным документа [5].

Проведена классификация отказов и сбоев с учетом их воздействия на своевременность прибытия поездов; классификация выражена в уровнях полноты (гарантированности) готовности (AIL), подобно тому, как это было сделано для уровней полноты безопасности (SIL) [6].

Для каждого класса отказов и сбоев определен комплекс действий, направленных на минимизацию действия отказов и сбоев в системе радиосвязи и приведение этой системы в состояние AIL 0, т. е. с минимальным воздействием на своевременность прибытия поездов. В составе этих действий предусмотрены, в частности, идентификация предотказ-ных состояний (для AIL 3 и AIL 4) и аудиты, основывающиеся на опросе линейного персонала.

Процедуры, регламентирующие указанные выше действия, могут быть составной частью процесса совершенствования деятельности в системе менеджмента качества ISO 9001 или системе менеджмента бизнеса IRIS [10] у предприятия-перевозчика, а уровни полноты готовности AIL могут рассматриваться как ключевые показатели эффективности (KPI -Key Performance Indicate).

Полнота готовности во многом зависит от полноты нормативной базы, регламентирующей организацию сетей радиосвязи на всех этапах их жизненного цикла. Нормативная база должна жестко соблюдать не только требования к сетям и средствам радиосвязи, но и к работам по их эксплуатации и обслуживанию на всех этапах жизненного цикла. От качества нормативной базы и ее соответствия современным требованиям зависит и качество работы радиосетей [11-16].

Представленный в статье подход, учитывающий уровни полноты как безопасности,

так и готовности, может быть применен и для других технических систем железнодорожного транспорта.

Библиографический список

1. Шматченко В. В. Требования по надежности, готовности и ремонтопригодности для сетей GSM-R / В. В. Шматченко, П. Н. Ерлыков, П. А. Плеханов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2010. - Вып. 1. - С. 94-106.

2. IEC 62278. Railway applications - Specification and demonstration of reliability, availability, maintainability and safety (RAMS) *. - М. : Стандартинформ, 2002. - 162 с.

3. IEC 62280. Railway applications - Communication, signalling and processing systems - Safety-related communication in transmission systems **. - М. : Стандартинформ, 2014. - 136 с.

4. Шматченко В. В. Стандарты Комитета CENE-LEC как составная часть Международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов // Сб. науч. тр. «Актуальные вопросы развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики». - СПб. : ПГУПС, 2013. - С. 75-79.

5. Operational requirements of railway radio communication systems. - Valenciennes : European railway agency, 2014. - 77 p.

6. Шматченко В. В. Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи GSM-R на безопасность перевозочного процесса / В. В. Шматченко, Д. Н. Роенков, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов, Н. В. Яронова //Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2016. - Вып. 4 (49). - С. 570-578.

7. Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН) : методика расчета показателей надежности железнодорожной электросвязи. - М. : ОАО «РЖД», 2014. - 68 с.

* Железнодорожные приложения - Обоснование и подтверждение выполнения требований по надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности.

** Железнодорожные приложения - Системы связи, сигнализации и обработки данных - Безопасная передача данных в системах связи.

8. Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 мая 2014 г. № 1223р «Об утверждении стандарта СТО РЖД 02.046-2014 - Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов». -М. : ОАО «РЖД», 2014. - 10 с.

9. Parasuraman A. SERVQUAL: A Multiple-Item Scale for Measuring Consumer Perceptions of Service Quality / A. Parasuraman, Valarie A. Zeithaml, Leonard L. Berry // Journal of Retailing. - 1988. -N 64 (1). - Р. 12-40.

10. IRIS Revision 02.1. International Railway Industry Standard *. - 2012.

11. Яронова Н. В. Методика оценки обеспеченности нормативной документацией сетей и средств поездной радиосвязи на всех этапах их жизненного цикла / Н. В. Яронова // Науч. тр. республикан. науч.-технич. конференции с участием зарубежных ученых «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте» (тр. конференции 14-15 декабря 2015 г.). - Ташкент : ТашИИТ,

2015.- С. 269-272.

12. Роенков Д. Н. Основные требования к организации радиосвязи на высокоскоростной магистрали / Д. Н. Роенков, В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов // Транспорт Российской Федерации. - 2015. - № 2 (57). - С. 49-52.

13. Специальные технические условия «Проектирование участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург со скоростями движения до 400 км/ч. Изменение № 1». - СПб. : ПГУПС, 2016. - 73 с.

14. Специальные технические условия «Железнодорожная электросвязь участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург. Технические нормы и требования к проектированию и строительству железнодорожной радиосвязи. Изменение № 1». -СПб. : ПГУПС, 2016. - 50 с.

15. Специальные технические условия «Проверка действия и контроль параметров поездной радиосвязи и беспроводных систем передачи данных на участке Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург. Изменение № 1». - СПб. : ПГУПС,

2016. - 30 с.

16. Специальные технические условия «Обеспечение безопасности движения поездов на участке

* Международный стандарт железнодорожной промышленности.

Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург. Технические нормы и требования к проектированию и строительству. Изменение № 1». - СПб. : ПГУПС, 2016. - 25 с.

References

1. Shmatchenko V. V., Yerlykov P. N. & Plekha-nov P. A. Trebovaniya po nadezhnosty, gotovnosty i remontoprygodnosty dlya setey GSM-R [Reliability, availability and maintainability requirements for GSM-R networks]. Proceedings of Petersburg Transport University, 2010, issue 1, pp. 94-106. (In Russian)

2. IEC 62278. Railway applications - Specification and demonstration of reliability, availability, maintainability and safety (RAMS). Moscow, Standartinform Publ., 2002, 162 p.

3. IEC 62280. Railway applications - Communication, signaling and processing systems - Safety-related communication in transmission systems. Moscow, Standartinform Publ., 2014, 136 p.

4. Shmatchenko V. V. & Plekhanov P. A. Standarty Komyteta CENELEC kak sostavnaya chast Mezh-dunarodnogo standarta zheleznodorozhnoy promy-shlennosty IRIS [CENELEC Committee Standards as an integral part of International Railway Industry Standard IRIS]. Sbornyk nauchnykh trudov "Aktual-niye voprosy razvitiya system zheleznodorozhnoy av-tomatyky i telemekhanyky" [ "Topical issues of railway automatics and telemechanics systems ' development"]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2013, pp. 75-79. (In Russian)

5. Operational requirements of railway radio communication systems. Valenciennes, European railway agency Publ., 2014, 77 p.

6. Shmatchenko V. V., Royenkov D. N., Plekhanov P. A., Ivanov V. G. & Yaronova N. V. Vliyaniye otkazov i sboyev systemy radiosvyazy GSM-R na bezopasnost perevozochnogo protsessa [The impact of malfunctions and failures of GSM-R radio communications systems on the safety of transportation process]. Proceedings of Petersburg Transport University, 2016, vol. 13, issue 4 (49), pp. 570-578. (In Russian)

7. Upravleniye resursamy, riskamy i nadezhnostiyu na etapakh zhyznennogo tsykla (URRAN): metodyka rascheta pokazateley nadezhnosty zheleznodorozhnoy elektrosvyazy [Resources, risks and reliability manage-

ment at the stages of a life cycle (URRAN): calculation method of railway telecommunication reliability indices]. Moscow, OJSC "Russian Railways" Publ., 2014, 68 p. (In Russian)

8. Rasporyazheniye OAO "RZhD"ot 19 maya 2014 g. no. 1223r "Ob utverzhdenii standarta STO RZhD 02.046-2014 - Klassifikatsiya intsydentov, vyzyvayushykh narusheniya grafika dvyzheniyapoyez-dov" [OJSC "Russian Railways" order dated May 19th 2014 section N 1223 "On approval of 02.0462014 OJSC "Russian Railways" Industry Standard -Classification of incidents which cause train schedule delays"]. Moscow, OJSC "Russian Railways" Publ., 2014, 10 p. (In Russian)

9. Parasuraman A., Zeithaml Valarie A., Berry Leonard L. SERVQUAL: A Multiple-Item Scale for Measuring Consumer Perceptions of Service Quality. Journal of Retailing, 1988, no. 64 (1), pp. 12-40.

10. IRIS Revision 02.1. International Railway Industry Standard, 2012.

11. Yaronova N. V. Metodyka otsenky obespe-chennosty normatyvnoy dokumentatsiyey setey i sredstv poyezdnoy radiosvyazy na vsekh etapakh ikh zhiznennogo tsikla [Estimation procedure of regulatory documentation support of radio train communication networks and facilities at all stages of the life cycle]. Nauchniye trudy respublykanskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii s uchastiyem zarubezh-nykh uchenykh "Resursosberegayushiye tekhnologii nazheleznodorozhnom transporte" (trudy konferentsii 14-15 dekabrya 2015g.) [Scientific works of the republican scientific and technical conference with the participation of scholars abroad "Resource-saving technologies on railway transport" (Proceedings of the conference on December 14-15 2015)]. Tashkent, TashlIT Publ., 2015, pp. 269-272. (In Russian)

12. Royenkov D. N., Shmatchenko V. V., Plekha-nov P. A. & Ivanov V. G. Osnovniye trebovaniya k or-ganizatsii radiosvyazy na vysokoskorostnoy magys-traly [Basic requirements on organization of radiocommunication on a high-speed network]. Transport of the Russian Federation, 2015, no. 2 (57), pp. 49-52. (In Russian)

13. Spetsialniye tekhnicheskiye usloviya "Proyek-tyrovaniye uchastka Moskva-Kazan vysokoskorostnoy zheleznodorozhnoy magystraly Moskva-Kazan-Yekaterinburg so skorostyamy dvyzheniya do 400 km/ch. Izmeneniye no. 1" [Special technical regulations "The development of Moscow-Kazan district of Moscow-Kazan-Yekaterinburg high-speed railroad with speeds up to 400 km/h. Amendment N1"]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016, 73 p. (In Russian)

14. Spetsialniye tekhnicheskiye usloviya "Zhelez-nodorozhnaya elektrosvyaz uchastka Moskva-Kazan vysokoskorostnoy zheleznodorozhnoy magys-traly Moskva-Kazan-Yekaterinburg. Tekhnicheskiye normy i trebovaniya k proyektyrovaniyu i stroitelstvu zheleznodorozhnoy radiosvyazy. Izmeneniye no. 1" [Special technical regulations "Railway telecommunication of Moscow-Kazan district of Moscow-Kazan-Yekaterinburg high-speed railroad. Technical regulations and engineering and construction requirements of railway radio communication. Amendment N1"]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016, 50 p. (In Russian)

15. Spetsialniye tekhnicheskiye usloviya "Proverka deystviya i control parametrov poyezdnoy radiosvyazy i besprovodnykh system peredachy dannykh na uchastke Moskva-Kazan vysokoskorostnoy zheleznodorozhnoy magystraly Moskva-Kazan-Yekaterinburg. Izmeneniye no. 1" [Special technical regulations "Functioning and parameter checkout of radio train communication and wireless data communication network at Moscow-Kazan district of Moscow-Kazan-Yekaterinburg highspeed railroad. Amendment N 1"]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016, 30 p. (In Russian)

16. Spetsialniye tekhnicheskiye usloviya "Obespech-eniye bezopasnosty dvyzheniya poyezdov na uchastke Moskva-Kazan vysokoskorostnoy zheleznodorozhnoy magystraly Moskva-Kazan-Yekaterinburg. Tekhniches-kiye normy i trebovaniya k proyektyrovaniyu i stroitelstvu. Izmeneniye no. 1" [Special technical regulations "Train safety control at Moscow-Kazan district of Moscow-Kazan-Yekaterinburg high-speed railroad. Technical regulations and engineering and construction requirements. Amendment N1"]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016, 25 p. (In Russian)

ШМАТЧЕНКО Владимир Владимирович - канд. техн. наук, доцент, railwayradio@gmail.com; РО-ЕНКОВ Дмитрий Николаевич- канд. техн. наук, доцент, roenkov_dmitry@mail.ru; ПЛЕХАНОВ Павел Андреевич - канд. техн. наук, доцент, pavelplekhanov@gmail.com; ИВАНОВ Виктор Геннадьевич - ст. преподаватель, ivanov. v.g.spb@gmail.com; *ЯРОНОВА Наталья Валерьевна - аспирант, tatochka83@list.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.