Научная статья на тему 'Влияние особенностей социально-психологической совместимости в первичных студенческих профсоюзных организациях молодежи на успешность деятельности'

Влияние особенностей социально-психологической совместимости в первичных студенческих профсоюзных организациях молодежи на успешность деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ЗНАЧИМЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ГРУППАХ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТИЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕРВИЧНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / COMPATIBILITY / SOCIALPSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / YOUTH / RELEVANCE OF PERSONAL ATTRIBUTES IN TEAM / INDIVIDUAL STYLE OF SELF-CONTROL / CREATIVE INITIATIVE / THE STUDENT''S PRIMARY TRADE UNION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Примаченко Янина Витальевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности взаимодействия молодежи в процессе общественной деятельности и их совместимости. Основное содержание исследования составляет анализ результатов эмпирического исследования особенностей социально-психологической совместимости в группах молодежи первичной студенческой профсоюзной организации (далее ПСПО) с разным уровнем успешности выполняемой профсоюзной (общественной) деятельности с использованием тестовых методик: «Диагностика мотивационной структуры» (В.Э. Мильман), «Направленность личности» (В.Смейкал, М. Кучер), «Стилевая саморегуляция поведения» (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз), «Краткий ориентировочный отборочный тест» (В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик); «Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента» (Г.Айзенк), «Тест общей оценки психологического климата коллектива» (Ф. Фидлер). Выявлены базовые индивидуально-психологические факторы совместимости в сфере общественного профсоюзного взаимодействия молодежи: у членов ПСПО «с высоким уровнем успешности деятельности» выраженность «делового» и «общежитейского» профиля направленности личности, творческая активность, социальная полезность, общение, направленность в первую очередь на задание, общий уровень саморегуляции выше чем у второй группы; у членов ПСПО «с низким уровнем успешности деятельности» выраженность только «общежитейского» профиля, общение, общая активность, творческая активность, направленность в первую очередь на себя, общий уровень саморегуляции ниже чем у первой группы. Автор приходит к выводу, что совокупность индивидуально-психологических факторов совместимости отличается у членов первичной студенческой профсоюзной организации различной успешности в общественной деятельности по иерархии входящих в нее компонентов и способностью к выработке своего стиля саморегуляции произвольной активности. Также автор показывает, что творческая самореализация, общий уровень саморегуляции для членов профсоюзной группы представляет собой один из главных критериев совместимости влияющих на эффективность деятельности первичной студенческой профсоюзной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Примаченко Янина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT ON SUCCESS OF YOUTH ACTIVITY OF SPECIAL ASPECTS OF SOCIAL- PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY IN THE STUDENT'' S PRIMARY TRADE UNION ORGANIZATIONS

The article is devoted to the actual problem of the effectiveness of youth interaction in the process of public activity and their compatibility. The main content of the study is the analysis of the results of an empirical study of the features of socio-psychological compatibility in youth groups the primary student trade union organization (hereinafter referred to as PSP) with different levels of success of the trade union (public) activity performed using test methods: "Diagnosis of the motivational structure" (V.E. Milman), "Personality Direction" (V. Smekal, M. Kucher), "Style Self-Regulation of Behavior" (V.I Morosanova, E.M Konoz), "Short indicative selection a test "(V.N Buzina, E.F Vanderlik); "G. Eisenk's test for determining the type of temperament" (G. Aizenk), "Test of the general assessment of the psychological climate of the collective" (F. Fiedler). The author comes to the conclusion that the aggregate of individual psychological factors of compatibility differs among members of the primary student trade union organization of various successes in social activity in the hierarchy of its constituent components and the ability to develop their own style of self-regulation of voluntary activity. Also the author shows that creative self-realization, the general level of self-regulation for the members of the trade-union group is one of the main criteria of compatibility of the primary student trade union organization influencing the effectiveness of the activity.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей социально-психологической совместимости в первичных студенческих профсоюзных организациях молодежи на успешность деятельности»

психологические науки

Примаченко Янина Витальевна ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ...

УДК 159.9.07

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ В ПЕРВИЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОЛОДЕЖИ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Примаченко Янина Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология», начальник Управления стандартизации и качества Дальневосточный университет путей сообщения (380021, Россия, Хабаровск, улица. Серышева, 47, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности взаимодействия молодежи в процессе общественной деятельности и их совместимости. Основное содержание исследования составляет анализ результатов эмпирического исследования особенностей социально-психологической совместимости в группах молодежи - первичной студенческой профсоюзной организации (далее - ПСПО) с разным уровнем успешности выполняемой профсоюзной (общественной) деятельности с использованием тестовых методик: «Диагностика мотивационной структуры» (В.Э. Мильман), «Направленность личности» (В.Смейкал, М. Кучер), «Стилевая саморегуляция поведения» (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз), «Краткий ориентировочный отборочный тест» (В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик); «Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента» (Г.Айзенк), «Тест общей оценки психологического климата коллектива» (Ф. Фидлер). Выявлены базовые индивидуально-психологические факторы совместимости в сфере общественного профсоюзного взаимодействия молодежи: у членов ПСПО «с высоким уровнем успешности деятельности» - выраженность «делового» и «общежитейского» профиля направленности личности, творческая активность, социальная полезность, общение, направленность в первую очередь на задание, общий уровень саморегуляции выше чем у второй группы; у членов ПСПО «с низким уровнем успешности деятельности» - выраженность только «общежитейского» профиля, общение, общая активность, творческая активность, направленность в первую очередь на себя, общий уровень саморегуляции ниже чем у первой группы. Автор приходит к выводу, что совокупность индивидуально-психологических факторов совместимости отличается у членов первичной студенческой профсоюзной организации различной успешности в общественной деятельности по иерархии входящих в нее компонентов и способностью к выработке своего стиля саморегуляции произвольной активности. Также автор показывает, что творческая самореализация, общий уровень саморегуляции для членов профсоюзной группы представляет собой один из главных критериев совместимости влияющих на эффективность деятельности первичной студенческой профсоюзной организации.

Ключевые слова: совместимость, социально-психологическая совместимость, молодежь, значимые взаимосвязи личностных характеристик в группах, направленность, стилевая саморегуляция, творческая активность, первичная студенческая профсоюзная организация.

IMPACT ON SUCCESS OF YOUTH ACTIVITY OF SPECIAL ASPECTS OF SOCIAL- PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY IN THE STUDENT'S PRIMARY TRADE UNION ORGANIZATIONS

© 2018

Primachenko Yanina Vitalievna, Candidate of sciences (Psychology), Associate professor of the department of general, legal and engineering psychology, Head of department of standardization and quality Far Eastern State Transport University, (380021, Russia, Khabarovsk, Seryshev Street, 47, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the effectiveness of youth interaction in the process of public activity and their compatibility. The main content of the study is the analysis of the results of an empirical study of the features of socio-psychological compatibility in youth groups - the primary student trade union organization (hereinafter referred to as PSP) with different levels of success of the trade union (public) activity performed using test methods: «Diagnosis of the motivational structure» (V.E. Milman), «Personality Direction» (V. Smekal, M. Kucher), «Style Self-Regulation of Behavior» (V.I Morosanova, E.M Konoz), «Short indicative selection a test «(V.N Buzina, E.F Vanderlik); «G. Eisenk's test for determining the type of temperament» (G. Aizenk), «Test of the general assessment of the psychological climate of the collective» (F. Fiedler). The author comes to the conclusion that the aggregate of individual psychological factors of compatibility differs among members of the primary student trade union organization of various successes in social activity in the hierarchy of its constituent components and the ability to develop their own style of self-regulation of voluntary activity. Also the author shows that creative self-realization, the general level of self-regulation for the members of the trade-union group is one of the main criteria of compatibility of the primary student trade union organization influencing the effectiveness of the activity.

Keywords: compatibility, social- psychological compatibility, youth, relevance of personal attributes in team, individual style of self-control, creative initiative, the student's primary trade union organization

Исследования психологической совместимости в трудовых коллективах и формирование социально-психологических взаимоотношений (И.Д. Ладанов, А.И. Китов, А.Л. Журавлев, В.М. Давыдов, С.Т. Глебов, В.И. Куликов) свидетельствуют о том, что совместимость рассматривается как доминирующий фактор успешности жизнедеятельности личности, представляющий собой сложное явление, охватывающее физиологический, социальный, интеллектуальный, психологический аспекты [1]. Однако изучение социально-психологической совместимости именно в первичных трудовых коллективах современной молодежи представлено недостаточно. По причине демографического спада рождаемости, в России уменьшается число трудоспособных

людей и как никогда стало актуальным не только активное включение молодого поколения в различные виды профессиональной деятельности [2], но и обеспечение эффективности их деятельности. В образовательных организациях высшего образования существуют добровольные объединения обучающихся имеющие общие производственные и профессиональные интересы -Первичные Студенческие Профсоюзные Организации (Профсоюз студентов). Являясь одним из центральных компонентов общественной деятельности в вузе, распространяющейся на учебную и внеучебную сферы, они вовлекают студенчество к деятельности в области организации и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, социальной помощи и трудоустрой-

Primachenko Yanina Vitalievna IMPACT ON SUCCESS ...

psychological science

ству, таким образом представляют собой главный элементом вовлечения молодежи в деятельность.

Отечественные исследователи (В.В. Бойко, А.Г. Ковалев и др.) рассматривают совместимость через сочетание качеств людей, способствующих эффективности деятельности. Так В.В. Бойко определяет социально-психологическую совместимость как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании [3]. Другой методологический подход позволяет рассматривать социально-психологическую совместимость как системно-структурный феномен, в котором характер межличностного взаимодействия обусловлен иерархично выстроенными индивидуально-психологическими характеристиками субъектов (Н.Н. Обозов, Ю.А. Коломейцев, В.Н. Панферов, А.А. Бодалев, А.А. Свенцицкий, Н.И. Шевандрин и др.) [4; 5]. При этом, как отмечает Сидоренков А.В., влияние некоторых компонентов потенциала группы на результативность ее деятельности может быть обусловлено взаимосвязью между компонентами и промежуточными факторами. Однако совместная деятельность может осуществляться в новой для членов группы ситуации, в течение разного временного континуума и тогда, как отмечает Ю.М. Жуков социально-психологическую совместимость необходимо характеризовать с помощью адаптивных способностей каждого члена группы [6], в том числе и способности к выработке оптимального сочетания типов стилевой саморегуляции.

Исходя из теоретического анализа, под социально-психологической совместимостью в группе молодежного общественного объединения - Первичной Студенческой Профсоюзной Организации (далее - ПСПО), мы будем понимать как сочетание особенностей стилевой саморегуляции поведения членов профсоюзных групп, особенностей их интеллектуальной сферы, так и соотношение их мотивационных установок, направленности личности, что в свою очередь повышает результативность профсоюзной группы, формируя благополучный социально-психологический климат в группе.

Цель исследования: выявить влияние особенностей социально-психологической совместимости в первичных студенческих профсоюзных организациях молодежи на успешность общественной деятельности. Выборку исследования представляли члены Профсоюза студентов (далее - ПСПО), являющиеся студентами университета. Организационная структура ПСПО университета представлена на рисунке 1.

Председатель Первичной Студенческой Профсоюзной Организации (ПСПО)

Профсоюзный комитет

Комиссии ПСПО Университета (9 комиссий)

Профорганизации

институтов ( 9 организаций)

Профгруппа Профгруппа Профгруппа

Рисунок 1 - Организационная структура Первичной Студенческой Профсоюзной Организации университета (ПСПО)

Сбор эмпирических данных проводился с использованием достоверных диагностических тестов и методик.

Методы обработки полученных данных: методы математической статистики (сравнительный и корреляци-

онный анализы с использованием ^критерия Studentа г-коэффициента корреляции Пирсона).

Анализ проведенных ранее исследований показал, что оптимальное сочетание характеристик личности может выражаться как в их оптимальном сходстве, так и в оптимальном различии характеристик личности. Исходя из этого при подборе членов группы для выполнения разных видов деятельности, желательно предугадать и спрогнозировать не только какое оптимальное сочетание характеристик личности будет обеспечивать совместимость, но и оценить возможный эффект от «соединения» этих характеристик личности. Учитывая, что студенты вступают в организацию добровольно, и объединены общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности мы предположили сходство установок в мотивации на эффективность и успешность деятельности в момент вступления в ПСПО. Для обозначения критериев успешности выполняемой в ПСПО деятельности, была проведена беседа с председателем ПСПО университета и определены следующие критерии успешности организаций и профгрупп ПСПО: 1) результат участия в Фестивале Самодеятельного Творчества Студентов «Гаудеамус»; 2) оценка участия в Фестивале имиджевой рекламы; 3) высокий процент «вступаемости» студентов в ПСПО. На основе выделенных критериев, респонденты были разделены на группы «с высоким уровнем успешности деятельности» (выборка 1) и «с низким уровнем успешности» (выборка 2). Средний возраст респондентов 20 лет и все они имеют неполное высшее образование (обучаются в вузе). Тип совместной деятельности, характерный для выделенных групп респондентов - совместно-творческий. Членам ПСПО поручается создание творческого проекта, зачастую они создают совершенно новое, чего нельзя создать по имеющимся правилам и технологиям. Такая деятельность характеризуется совместным творчеством, в котором нельзя определить степень прав для участия в ней членов группы - все в равной степени причастны к результату. И в таких группах особенно актуален вопрос совместимости ее членов [7]. Проявляя индивидуальную, или как отмечает Р.Х. Шакуров специфичную активность, каждый из участников творческого процесса, участвуя в совместной деятельности повышает свою профессиональную компетентность, и выделить достижения каждого члена группы в таком типе деятельности не возможно. [8].

Как отмечено исследователями (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) совместимость является микрофактором в формировании и подержании психологического (социально-психологического климата) коллектива, группы [5]. В частности, если рассматривать соответствующие личностные и профессиональные установки как потенциал группы, влияющий на результативность ее деятельности, то взаимосвязь между этими установками будет оказывать влияние на формирование психологического климата и являться промежуточным фактором совместимости. Например, доброжелательность и сотрудничество, агрессивность, вражда, самоизоляция создают разную социально-психологическую обстановку в группе и, соответственно, отражают разную степень совместимости ее членов. Эмпирическое исследование социально-психологического климата в исследуемых выборках показал средний, благоприятный психологический климат и дает основание предположить о наличии совместимости членов ПСПО в каждой из исследуемых выборок.

Анализ исследования особенностей уровня интеллекта по методике «Краткий ориентировочный отборочный тест» каждой из групп позволил выявить, что значимых отличий в интеллектуальной сфере нет, респондентов отличает средний уровень интеллекта (21,006 балла и 19,615 балла соответственно) и интеллектуальная совместимость хорошая. По данным методики «Направленность личности», респонденты 1-й

психологические науки

Примаченко Янина Витальевна ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ...

выборки имеют доминирующую установку «на задание» (22 балла) в отличие от группы «с низким уровнем успешности деятельности» групп ПСПО (16,769 балла). В направленности «на себя» и на «взаимоотношения» выборки схожи. По методике «Диагностика мотиваци-онной структуры» группа ПСПО «с высоким уровнем успешности деятельности» имеет сбалансированную, гармоничную мотивационную структуру («рабочий» и «общемотивационный» профили имеют высокие показатели (67,677 и 60,533 баллов)). Они мотивированы на достижение творческих результатов (23,066 балла по шкале «творческая активность», «социальная полезность» - 21,133 балла, «общение» - 20,666 балл). Таким образом, положительной особенностью совместимости респондентов 1-й группы является их заинтересованность в достижении социально-значимых результатов и высокая мотивация на выполнение творческой деятельности. При этом у «не успешных» (респонденты 2-й группы), доминирующим в мотивационной структуре является только «общемотивационный» профиль (67,714 балла), это характеризует их как ориентированных в большей степени на получение результата влияющий на их личный успех и статус, соотносится с личными целями и задачами. Если выполняемая деятельность не соотносится с их целями, то эффективно выполнять ее не будут. Дальнейший анализ данных по этой методике выявил следующую иерархию мотивационных установок членов «неуспешного» профсоюза: «общение» -18,785 балла, «общая активность» - 18,714 балла, «творческая активность» - 18,142 балла, «социальная полезность» - 17,357, что дополнительно характеризует их как ориентированных на личные потребности в общении и проявлению общей активности, не имеющей отношение к выполняемой общественной деятельности. Подтверждает данное отличие сравнительный анализ, проведенный с применением ^критерия. На уровне значимости р<0,005 подтверждено, что «общая активность» более свойственна неуспешному активу студенческого профсоюза (эмпирическое значение = 2,99), «творческая активность» действительно является доминирующей и отличающей успешные группы ПСПО (при р<0,012, эмпирическое значение = 2,687)

Отличается «успешная» и «неуспешная» молодежь профсоюза и по индивидуальному стилю саморегуляции произвольной активности. Для обоих выборок характерен средний общий уровень саморегуляции, что свидетельствует об их способности строить жизненные планы планировать и выстраивать последовательность достижения жизненных целей, с учетом иерархии внешних и внутренних условий [9]. При этом у группы 1 процессы самоорганизации развиты и осознаны в большей степени, чем у второй группы (0э= 2,64 при р=0,013 по шкале «Общий уровень саморегуляции). Это характеризует их как более совместимых и способных формировать конкретный стиль деятельности в различных ее видах. Оценка результатов и корректировка своей активности для достижения субъективно приемлемых результатов у 1-й и 2-й группы значимо не отличаются, одной из причин этого является коллегами и высокая восприимчивость ко внешним обстоятельствам и внешней оценке их деятельности (показатель по шкале «нейротизм» в обоих выборках имеет средние значения).

Таким образом, структура индивидуально-психологических факторов совместимости у членов ПСПО различной успешности в профсоюзной деятельности отличается по порядку составляющих ее компонентов и способностью к выработке своего стиля саморегуляции произвольной активности. Базовыми индивидуально-психологическими факторами совместимости в сфере общественного профсоюзного взаимодействия молодежи является: у первой группы респондентов «с высоким уровнем успешности деятельности» - выраженность «делового» и «общежитейского» профиля направленности личности, творческая активность, социальная по-

лезность, общение, доминирующая направленность на задание, более высокий общий уровень саморегуляции чем у второй группы; у группы членов студенческого профсоюза «с низким уровнем успешности деятельности» - выраженность только «общемотивационного» профиля направленности личности, ориентация на общение, общую творческую активность, направленность на себя, более низкий общий уровень саморегуляции, в сравнении с первой группой.

Корреляционный анализ позволил выявить значимые взаимосвязи на уровне 1 % между составляющими социально-психологической совместимости групп, представлено на рисунке 2 и рисунке 3) и схожесть взаимосвязей «успешных» и «неуспешных» группы ПСПО по компонентам социальной полезности и творческой активности, направленности на задание и направленности на взаимодействие. Корреляционная связь, в первом случае, положительная, что означает - чем больше молодежь ПСПО склонна проявлять социальную полезность, тем выше их творческая активность. В совокупности с результатами сравнительного анализа, мы можем сделать вывод, что при организации профсоюзных объединений студенчества наличие творческих способностей может стать одним из индикаторов подбора в команду.

Творческая активность

Социальный статус

Общение

Социальная полезность

Социально-психологический климат

Направленность на себя

Жизнеобеспечение

Направленность на взаимодействие

Экстравертированность / интровертированность

Направленность на задание

Рисунок 2 - Корреляционные плеяды факторов социально-психологической совместимости в группе ПСПО «с высоким уровнем успешности деятельности» Используемые обозначения:

......значимая отрицательная корреляционная

связь на уровне р<0,01

--- значимая положительная корреляционная

связь на уровне р<0,01

Творческая

активность * *

Социальная

Направленность Интеллект полезность

на задание

Социально-психологический климат

Направленность на

взаимодействие

Направленность на себя

Общий уровень Оценка

саморегуляции результатов

Рисунок 3 - Корреляционная плеяда факторов социально-психологической совместимости в группе ПСПО «с низким уровнем успешности деятельности» Используемые обозначения:

......значимая отрицательная корреляционная

связь на уровне р<0,01

--- значимая положительная корреляционная

связь на уровне р<0,01

Во втором случае (связь направленности на задание и направленности на взаимодействие) - при повышении взаимодействия в группе, меньше становиться сосредоточенность на задание (корреляционная связь отрицательная). Данная взаимосвязь показывает, что при взаимодействии в группе, ее члены ориентированы на получение социального одобрения деятельности, формируется эмоциональная привязанность и зависимость от группы, что провоцирует стремление поддержания отношений с людьми даже с риском для невыполнения порученных заданий, выражение сопереживания будет

Общение

Primachenko Yanina Vitalievna IMPACT ON SUCCESS ...

psychological science

определено желанием соблюдения делового этикета, без искренности. При этом, если для первой группы, снижение направленности никак не отражается ни на творческой активности, ни на социальной полезности и социально-психологическом климате (связь между направленностью на взаимодействие и указанными компонентами отсутствует), то для второй группы - от особенностей взаимодействия в группе будет зависеть и направленность на задание, и творческая активность, и направленность на социальную полезность - чем лучше взаимодействие в группе, тем меньше данная профсоюзная категория молодежи будет сосредоточена на за задании (связь обратная), и тем, меньше будет проявляться их творческая активность, социальная полезность (связь прямая), при этом направленность на себя будет увеличиваться и менее значимо станет оценка их деятельности (связь обратная). Это объясняется тем, что направленность на себя проявляется в стремлении к власти, собственному вознаграждению, а не стремлению внести свой вклад в совместную деятельность.

Как было отмечено ранее, сравнительный анализ общемотивационных профилей групп выборок, выявил, что для представителей неуспешного профсоюзного актива более значима общая активность (важен процесс, а не результат). Эта чрезмерная общая активность в сочетании с ярко выраженной направленностью «на себя» может способствовать проявлению негативных последствий [10], отражающихся на результативности деятельности. Выявленные корреляционные связи отражают эффект, вызванный совместимостью данных студентов -при наличии указанных корреляционных связей данные группы студенческого актива больше напоминают круг свободного собрания (круг по интересам) и подходят под типологии «тусовка», показывая неэффективность как группа ПСПО. При этом их отличает (как показано ранее) более слабая способность формировать конкретный стиль деятельности в различных ее видах, процессы самоорганизации развиты и осознаны в меньшей степени, чем у первой группы. Между общим уровнем саморегуляции и оценкой результатов в группе существует положительная корреляционная связь, представлена на рисунке 3, что подтверждает необходимость объективной оценки результатов деятельности профсоюзных молодежных групп - чем объективнее оценка, тем выше общий уровень саморегуляции, меньше направленность на себя (связь между направленностью на себя и оценкой результатов отрицательная), больше выраженность направленности на социальную полезность, творческую активность и, как итог - доминирование направленности на задание.

Проведя анализ полученных результатов мы получили достоверные отличия и корреляцию, выделив особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической совместимости и успешности выполняемой деятельности в группах молодежного общественного объединения. Безусловно, требуется продолжение накопления эмпирических данных, с целью дальнейшего уточнения особенностей профсоюзных студенческих объединений, но и проведенное на сегодняшний день исследование показало, что творческая самореализация, общий уровень саморегуляции для членов профсоюзной группы представляет собой один из главных критериев совместимости влияющих на эффективность деятельности ПСПО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прокушев Е.Ф., Прокушев Я.Е. Психологическая совместимость и срабатываемость в первичном трудовом коллективе // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права, 2012. - № 2. - С. 32-39

2. Чижиков Р.С. Молодёжь России 2000-2025: Развитие Человеческого Капитала // материал доклада Молодёжь России 2000-2025: Развитие Человеческого Капитала, подготовленного специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной служ-

бы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в 2013 г. (на правах рукописи):: http://infonarod.ru/info/ molodyozh-rassii-2000-2025-razvitie-chelovecheskogo-ka-pitala

3. Бойко, В.В., Ковалёв А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность

- М.: Мысль, 1983. - 196 с.

4. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.

5. Обозов, Н.Н, Щёкин Г.В. Психология работы с людьми: Советы руководителю: учеб. пособие. 6-е изд., стереотип - М: МАУП, 2004. - 228 с. - С. 58

6. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю.М. Жукова. М.: Изд-во МГУ,1981. - 73 с.

7. Деркач, А.А., Г.С. Михайлов Методология и стратегия акмеологического исследования. - М.: МПА, 1998.

- 148 с.

8. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

9. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека - М.: Наука, 1998

10. Сидоренков, А. В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты : монография -Ростов н/Д Изд-во ЮФУ, 2011 - 256 с

Статья поступила в редакцию 09.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.