Библиографический список
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
2. Государственный совет Российской Федерации (материалы заседания Государственного совета Российской Федерации и официальные документы). Москва: ФГУП Издательство «Известия УДПРФ», 2001.
3. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере и пути их решения (доклад Координационного Совета по делам молодёжи в научной и образовательных сферах). Москва, 2007.
4. Попов А.И., Пучков Н.П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. Тамбов.
5. Мартынов М.С. Решение прикладных задач по физике - важный фактор активизации познавательной деятельности обучающихся. Физическое образование в ВУЗах. 2003; Т. 9, № 2: 39-44.
References
1. Andreev V.I. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2004.
2. Gosudarstvennyj sovet Rossijskoj Federacii (materialyzasedaniya Gosudarstvennogo soveta Rossijskoj Federacii ioficial'nye dokumenty). Moskva: FGUP Izdatel'stvo «Izvestiya UDPRF», 2001.
3. Aktual'nyezadachi vosproizvodstva kadrov v nauchno-obrazovatel'noj sfere iputiih resheniya (doklad Koordinacionnogo Soveta po delam molodëzhi v nauchnoj i obrazovatel'nyh sferah). Moskva, 2007.
4. Popov A.I., Puchkov N.P. Metodologicheskie osnovy iprakticheskie aspekty organizaciiolimpiadnogo dvizheniya po uchebnym disciplinam v vuze: monografiya. Tambov.
5. Martynov M.S. Reshenie prikladnyh zadach po fizike - vazhnyj faktor aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Fizicheskoe obrazovanie v VUZah. 2003; T. 9, № 2: 39-44.
Статья поступила в редакцию 28.12.22
УДК 377
Balyagov V.R., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: baliagov_vr@icloud.com
Kazantseva A.N., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: an.kazan4ewa@yandex.ru
THE INFLUENCE OF FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY ON REQUIREMENTS FOR PRACTICE-ORIENTED ADAPTATION OF OIL AND GAS TECHNICIANS. The article deals with a current problem of adaptation of students of secondary vocational education who receive a working qualification in the profession of "technicians" of oil and gas business. The main priority conditions for the development of highly qualified personnel for the oil and gas industry are highlighted. The paper analyzes the scientific literature defining the concept of "practice-oriented adaptation", gives the authors' clarification of this term, adapted to one of the directions of the oil and gas industry. The main features of production activity and the existing priority directions of development of oil and gas technicians during the implementation of the educational process are considered. The key features of the profession of an oil and gas specialist with the qualification of "technician" according to the unified tariff and qualification handbook are presented. To develop effective methods of practice-oriented adaptation, the factors that influence the gradual formation of requirements for the adaptation of graduates of secondary vocational educational institutions in the direction of "oil and gas business" are considered.
Key words: professional activity, oil and gas technician, well operation, practice-oriented adaptation.
В.Р. Балягое, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: baliagov_vr@icloud.com
А.Н. Казанчееа, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: an.kazan4ewa@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АДАПТАЦИИ ТЕХНИКОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема адаптации студентов среднего профессионального образования, получающих рабочую квалификацию по профессии «Техник нефтегазового дела». Выделены основные приоритетные условия развития высококвалифицированных кадров для нефтегазодобывающей отрасли. В работе производится анализ научной литературы, определяющей понятие «практико-ориентированная адаптация», дается авторское уточнение данного термина, адаптированное к одному из направлений нефтегазодобывающей промышленности. Рассмотрены основные особенности производственной деятельности и существующие приоритетные направления развития техников нефтегазового дела в период осуществления образовательного процесса. Представлены ключевые особенности профессии специалиста нефтегазового дела с квалификацией «Техник» согласно единому тарифно-квалификационному справочнику. Для разработки эффективных методик практико-ориентированной адаптации рассмотрены факторы, которые влияют на поэтапное формирование требований к адаптации выпускников средних профессиональных учебных заведений по направлению «Нефтегазовое дело».
Ключевые слова: профессиональная деятельность, техник нефтегазового дела, эксплуатация скважин, практико-ориентированная адаптация.
Нефтегазовая промышленность России является одной из основных составляющих экономического развития государства. Значительная доля производственных мощностей находится на пределах выработки запланированного потенциала. Внушительную значимость в это внесла высокая степень износа машин и различных агрегатов. Учитывая это, нефтегазовые компании активно обновляют оборудование, дабы гарантировать своевременную актуализацию, модернизацию и техническое перевооружение комплексов, задействованных в решении задач нефтегазодобывающей индустрии. Поэтому предприятиям нефтегазодобывающей отрасли необходимо увеличить производительность труда через введение современных технологий, новой техники и импортозамещения оборудования.
Оптимальное применение новейшего оснащения объектов нефтегазового промысла выводит на периферию профессию техника нефтегазового дела. Техник нефтегазового дела высокой квалификации обязан не только знать об особенностях регулирования режимов работ технологического оборудования нефтегазовых скважин, но и налаживать, диагностировать его техническое состояние, управлять им и устранять неисправности. Вышеперечисленные умения требуют высокий уровень профессиональной подготовки, сформированных профессионально важных свойств личности, самостоятельности в принимаемых решениях, ответственности, основательного понимания устройства технических средств,
которыми оборудовано производство. Все эти умения возможно реализовать посредством практико-ориентированной адаптации студентов среднего профессионального образования в период обучения, что делает данное исследование актуальным.
Целью данной статьи является выявление особенностей профессиональной деятельности в сфере требований к практико-ориентированной адаптации техников нефтегазового дела.
Научная новизна настоящего исследования заключается в уточнении факторов, которые влияют на формирование требований к практико-ориентирован-ной адаптации выпускников средних профессиональных учебных заведений по направлению «Нефтегазовое дело».
Теоретическая значимость данного исследования заключается в выявлении особенностей профессиональной деятельности техников нефтегазового дела и уточнении понятия практико-ориентированной адаптации по данному направлению, а также в раскрытии факторов и условий эффективности адаптации студентов среднего профессионального образования, обучающихся по направлению «Нефтегазовое дело».
Развитие наук, успехи в производстве новой техники и современных технологий, а также обширное использование новых инженерных решений и конфигураций, нарастающая сложность промышленных процессов приводит к не-
прерывной потребности актуализации требований к квалификации персонала и, следовательно, изменению спроса на специалистов и уровню их профессиональной подготовки. Причиной тому является необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятий индустрии не только на региональном уровне, но и на международном. Одним из приоритетных условий развития нефтегазодобывающей отрасли является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, которые будут обладать высокой степенью мобильности и адаптированности к изменяющимся условиям производства, а также способностью к принятию ответственных решений и умению решать производственные задачи [1].
Отмеченные выше перечисления предъявляют к выпускнику образовательной организации среднего профессионального образования дополнительные требования наравне с основными профессиональными качествами. В связи с этим обозначается курс для работодателей на трудоустройство опытных рабочих, имеющих обширную базу знаний, полученную во время обучения, а также трудовой стаж на уровне не ниже, чем прохождение практики в условиях промышленного объекта.
В основные обязательства техника нефтегазового дела входит обеспечение эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования, агрегатов и оборудования скважин, своевременное предоставление информации в соответствующие инженерно-геологические и инженерно-технологические службы о потребности наладки и модернизации оснастки различных устройств путем формирования и передачи заявок, осуществление проверки качества выполненных плановых работ, которые осуществляются посредством сторонних организаций на определенном участке производства.
Дополнительно нужно отметить, что задача техника нефтегазового дела также состоит еще и в том, чтобы проводить контроль режима эксплуатации скважины, проверять ее продуктивность и анализировать изменения в показателях. Персонал данной квалификации должен владеть аналитическим мышлением и умением прогнозировать дальнейшие изменения параметров процессов основываясь на фактической информации, чтобы заблаговременно определять необходимость проведения различных сервисных мероприятий (например, чистка, проверка работоспособности, ремонт, проведение замеров, диагностический осмотр) [2].
Ключевой профессией, связанной с эксплуатацией скважин, на которую принимается специалист нефтегазового дела с квалификацией «Техник», является «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата», согласно профессиональному стандарту 255, код 19 [3].
Специальность «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата (Оператор)», согласно единому тарифно-квалификационный справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019 [3; 4], содержит в себе 7 разрядов, за исключением первого и второго разряда.
Операторы Ш-У разрядов исполняют технические задания; осуществляют технологическую поддержку хода добычи нефти, газа, газового конденсата с помощью насосных установок, фонтанного способа; управляют оборудованием скважин и выводят на установившийся режим работы.
Операторы VI разрядов руководят работами, исполняемыми одним звеном операторов более низкого разряда, и несут ответственность за конечный итог исполнения поставленной задачи, тогда как операторы VII разрядов управляют работами нескольких звеньев низшего технического персонала и несут ответственность за исполнение группы сопряженных задач на закрепленном участке, включающем в себя комплекс производственных объектов.
По роду своей деятельности операторы по добыче нефти, газа и газоконденсата должны:
- владеть практическими навыками квалифицированного профессионала;
- усвоить исполнение производственных операций;
- использовать всевозможные виды контрольно-измерительной техники и её оснащений;
- знать на профессиональном уровне технологические операции, которые выполняются рабочими смежных профессий.
Более того, учитывая развитие современных технологий, выпускник колледжа с присвоенной квалификацией «Техник нефтегазового дела» должен быть готов исполнять работы, сопряженные с:
- диагностикой состояния промышленного оборудования;
- профилактикой и ремонтом оснастки различного оборудования в составе производственных систем;
- участием в обеспечении установленных параметров эксплуатации разнообразных аппаратов и комплексов [5].
Резюмируя вышесказанное, можно говорить о том, что профессиональная деятельность техника нефтегазового дела на предприятиях добычи углеводородов устанавливает дополнительные требования к их обучению и практике, которые необходимо выполнять.
Практико-ориентированная адаптация студентов нефтегазового направления становится особенно важной в системе среднего профессионального образования ввиду узконаправленной подготовки обучающихся к определенной профессиональной деятельности, в процессе которой практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются
при непосредственном участии представителей предприятий нефтегазовой отрасли.
Практико-ориентированное обучение в работе А.М. Кубековой состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных в процессе обучения в колледже, приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки [6]. Педагогическое сопровождение профессионального становления студентов технического колледжа И.А. Щербаковой рассматривается как динамично развивающийся процесс взаимодействия педагога и студента, направленный на осознанное разрешение студентом возникающих затруднений, решение профессиональных задач в русле индивидуальной траектории при регулярном оказании педагогом дозированной помощи и обеспечивающий поэтапный переход обучающихся на более высокий уровень профессионального становления [7]. По мнению Н.Л. Морозовой, профессиональное самоопределение - это «сознательный деятельностный акт выявления и утверждения собственной позиции человека в выборе сферы профессиональной деятельности в соответствии с этическими, личностными ценностями, социальными потребностями и запросами современного рынка труда» [8].
В работе Хлебниковой Н.В. рассмотрено понятие практико-ориентирован-ной адаптации как процесс вхождения в профессиональную среду в ходе взаимодействия участников системы «вуз - работодатель», включающий изучение и освоение профессиональных знаний и практического опыта, получение навыков в производственной деятельности и направленный на формирование профессиональных качеств и готовности к работе на основе современных требований рынка труда [9]. Цель такого обучения состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки. Именно данный подход позволит адаптировать студентов к возможным производственным ситуациям и их решению в период прохождения обучения за счет совмещения теории и практического опыта преподавателей, которые имеют опыт работы в области нефтегазодобывающей промышленности.
Проанализировав представленную литературу, мы определили практико-о-риентированную адаптацию техника нефтегазового дела как процесс приспособления выпускников учреждений среднего профессионального образования к новым профессиональным отношениям и формирования практических качеств, обеспечивающих успешное исполнение трудовых обязанностей.
Таким образом, результат практико-ориентированной адаптации студентов среднего профессионального образования проявляется в виде способности к эффективной реализации своего потенциала на престижных градообразующих предприятиях, а также возможности техника быть мобильным и постоянно приспосабливаться к многогранной и непрерывно усложняющейся деятельности прогрессивного производства.
Совместно с профессиональной подготовкой выпускника среднего профессионального образования необходимо готовить психологически к самостоятельному труду и деятельности, которая ориентирована на выработку качественного отношения к порученному делу, инициативы и творчества, стремления к строгому соблюдению культуры и порядка на производстве, безопасной эксплуатации оборудования и материалов, инструментов, охраны труда и экологических норм. Важной составляющей является своевременное разъяснение возможных производственных ситуаций на опасном производственном объекте [10].
В настоящее время для работодателей важными факторами в вопросе принятия техника на работу являются, помимо профессиональных знаний, личностные характеристики, присущие перспективному работнику (мобильность, динамичность, стремление к повышению квалификации, подготовленность к работе в команде, готовность брать на себя ответственность). Высокий показатель уровня готовности профессионалов и начинающих трудовую деятельность техников считается одним из самых ключевых ресурсов социально-экономического развития в нынешнем обществе и рассматривается сегодня как один из значимых элементов конкурентоспособности. В настоящее время показатель качества готовности рабочей силы становится одним из важнейших показателей, устанавливающих превосходство в конкуренции любой эффективной нефтегазодобывающей компании.
Развернутый синтез и анализ проблем профессионального образования позволяет сделать вывод, что в основном они сопряжены с качеством подготовки выпускаемых специалистов. Итоги опросов работодателей доказывают, что содержание профессиональной готовности ещё не гарантирует способности к конкуренции выпускников среднего профессионального образования на рынке труда [10].
Безусловно, сфера труда требует подготовки специалиста, готового к конкуренции и умеющего принимать осмысленные решения в свете появляющихся трудностей, искать рациональные пути выхода из непростых производственных ситуаций посредством применения современных технологий и методик; грамотно и обоснованно применять полученные профессиональные знания и умения; обладать способностью эксплуатировать современные технологии; владеть цифровой грамотностью; уметь осуществлять трудовую деятельность
в команде с коллективом, в который входят сотрудники разных специальностей; постоянно трудиться над уровнем самообразования и степенью культуры и нравственности.
Выявление особенностей профессиональной деятельности техников нефтегазового дела и уточнение понятия практико-ориентированной адаптации, раскрытие факторов и условий эффективности адаптации студентов среднего профессионального образования, обучающихся по направлению «Нефтегазовое
Библиографический список
дело», обогатило теорию и практику профессионального образования, что составляет теоретическую значимость работы.
Перспективой дальнейшего исследования является разработка и внедрение методических указаний, направленных на формирование условий эффективной адаптации выпускников учреждений среднего профессионального образования, не имеющих трудового производственного опыта на предприятиях нефтегазовой промышленности.
1. Хамматдинова ГИ. Нефтяная промышленность РФ: особенности развития и основные проблемы. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018; № 3 (25).
2. Ладенко A.A. Нефтегазопромысловое оборудование: учебное пособие. Вологда: Инфра-Инженерия, 2022.
3. Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск в, разделы: «Бурение скважин», «Добыча нефти и газа. Постановление Минтруда РФ от 14.11.2000 N 81. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901779193
4. Об утверждении профессионального стандарта «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 N 898н (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014 N 35214). Available at: https://docs.cntd.ru/document/566006502
5. Санду С.Ф. Оператор по исследованию скважин: учебное пособие. Томск: ТПУ 2015.
6. Кубекова AM Практико-ориентированное обучение - залог успешного обучения. Педагогическая наука и практика. 2018; № 1 (19).
7. Сайгушев Н.Я., Веденеева ОА, Щербакова Иа Педагогическое сопровождение как средство эффективной подготовки студентов. Мир науки. Педагогика и психология. 2018; № 6.
8. Морозова И.Л. Практико-ориентированное обучение - залог формирования языковой и коммуникативной компетенции у специалистов со средним профессиональным образованием. Государственные образовательные стандарты ОТО нового поколения проблемы и решения: материалы межрегиональной, межотраслевой научно-практической конференции, посвященной 60-летию Тюменской области. Тюмень: Федеральное агентство по образованию, 2004.
9. Хлебникова Н.В. Профессиональная адаптация студента к будущей профессии: процесс и результат. Казанская наука. 2015; № 8.
10. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию. Высшее образование в России. 2008; № 1.
References
1. Hammatdinova G.I. Neftyanaya promyshlennost' RF: osobennosti razvitiya i osnovnye problemy. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'Ekonomika. 2018; № 3 (25).
2. Ladenko A.A. Neftegazopromyslovoe oborudovanie: uchebnoe posobie. Vologda: Infra-Inzheneriya, 2022.
3. Ob utverzhdenii Edinogo tarifno-kvalifikacionnogo spravochnika rabot i professij rabochih, vypusk в, razdely: «Burenie skvazhin», «Dobycha nefti i gaza. Postanovlenie Mintruda RF ot 14.11.2000 N 81. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901779193
4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Operator po dobyche nefti, gaza i gazovogo kondensata. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.11.2014 N 898n (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 17.12.2014 N 35214). Available at: https://docs.cntd.ru/document/566006502
5. Sandu S.F. Operator po issledovaniyu skvazhin: uchebnoe posobie. Tomsk: TPU, 2015.
6. Kubekova A.M. Praktiko-orientirovannoe obuchenie - zalog uspeshnogo obucheniya. Pedagogicheskaya nauka iprakíika. 2018; № 1 (19).
7. Sajgushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Scherbakova I.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kak sredstvo 'effektivnoj podgotovki studentov. Mirnauki. Pedagogika ipsihologiya. 2018; № 6.
8. Morozova I.L. Praktiko-orientirovannoe obuchenie - zalog formirovaniya yazykovoj i kommunikativnoj kompetencii u specialistov so srednim professional'nym obrazovaniem. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty OTO novogo pokoleniya problemy i resheniya: materialy mezhregional'noj, mezhotraslevoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 60-letiyu Tyumenskoj oblasti. Tyumen': Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, 2004.
9. Hlebnikova N.V. Professional'naya adaptaciya studenta k buduschej professii: process i rezul'tat. Kazanskaya nauka. 2015; № 8.
10. Yalalov F. Deyatel'nostno-kompetentnostnyj podhod k praktikoorientirovannomu obrazovaniyu. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 1.
Статья поступила в редакцию 15.01.23
УДК 378
Voskovskaya A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: ASVoskovskaya@fa.ru
USING MUSIC AND SONG TO INCREASE THE LEVEL OF MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article deals with an issue of influence of teaching methods and strategies related to the use of music and songs on the learning and teaching of a foreign language in the framework of the theory of multiple intelligences. The study is an analysis of works of foreign authors devoted to this problem. The results of this study show that the complexity of the process of teaching a foreign language arises from the social and cognitive needs of students, which in most cases are not taken into account, and many affective factors also have a negative impact. The article concludes that songs and music can certainly be considered as one of the useful language learning tools that helps in the teaching process without putting a lot of academic pressure on students. The emphasis is on the need to create a psychologically comfortable, supportive learning environment, free from anxiety and other negative emotions. Evidence is given that the use of songs and music is an effective means of developing all types of speech activity, especially listening.
Key words: multiple intelligences, linguistic intelligence, musical intelligence, pedagogical functions of songs and music, learning strategies.
А.С. Восковская, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: ASVoskovskaya@fa.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ И ПЕСЕН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В данной статье рассматривается вопрос влияния методов и стратегий обучения, связанных с использования музыки и песен на обучение и преподавание иностранного языка в рамках теории множественного интеллекта. Исследование представляет собой анализ работ зарубежных авторов, посвященных данной проблеме. Результаты данного исследования показали, что сложность процесса обучения иностранному языку возникает из-за социальных и когнитивных потребностей студентов, которые в большинстве случаев не принимаются во внимание, а также негативное влияние оказывают многие аффективные факторы. В статье делается вывод о том, что песни и музыка, безусловно, могут рассматриваться как один из полезных инструментов изучения языка, которые помогают в процессе преподавания, не оказывая большого академического давления на обучающихся. Акцент делается на необходимости создания психологически комфортной, благоприятной среды обучения, свободной от беспокойства и других негативных эмоций. Приводятся доказательства того, что использование песен и музыки являются эффективным средством развития всех видов речевой деятельности, в особенности аудирования.
Ключевые слова: множественный интеллект, лингвистический интеллект, музыкальный интеллект, педагогические функции песен и музыки, стратегии обучения.