Научная статья на тему 'Влияние ортогональной анизотропии в проницаемом опорном слое подшипника скольжения конечной длины на устойчивый режим его работы'

Влияние ортогональной анизотропии в проницаемом опорном слое подшипника скольжения конечной длины на устойчивый режим его работы Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРИСТЫЙ ПОДШИПНИК / POROUS BEARING FRICTION REGIME / РЕЖИМ ТРЕНИЯ / ПРОНИЦАЕМОСТЬ ПОРИСТОГО СЛОЯ / THE PERMEABILITY OF THE POROUS LAYER / ВЯЗКОУПРУГАЯ СМАЗКА / THE VISCOELASTIC LUBRICATION

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ахвердиев Камил Самедович, Мукутадзе Александр Мурманович, Задорожная Наталья Сергеевна, Поляков Евгений Викторович

Исследованио влияние анизотропии проницаемости пористого слоя подшипника скольжения на устойчивый режим его работы при двух направлениях подачи смазки осевом и радиальном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ахвердиев Камил Самедович, Мукутадзе Александр Мурманович, Задорожная Наталья Сергеевна, Поляков Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ORTHOGONAL ANISOTROPY OF THE PERMEABLE SUPPORT LAYER OF FINITE LENGTH SLIDING BEARING ON THE STEADY OPERATION MODE

The purpose of the present activity is the research of influencing of an anisotropy of a permeability of an porous layer of a sliding bearing on a stable conditions of its activity at two directions of submission of lubrication axial and radial.

Текст научной работы на тему «Влияние ортогональной анизотропии в проницаемом опорном слое подшипника скольжения конечной длины на устойчивый режим его работы»

УДК 51:621:891

ВЛИЯНИЕ ОРТОГОНАЛЬНОЙ АНИЗОТРОПИИ В ПРОНИЦАЕМОМ ОПОРНОМ СЛОЕ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ КОНЕЧНОЙ ДЛИНЫ НА УСТОЙЧИВЫЙ РЕЖИМ ЕГО РАБОТЫ

© 2014 г. К.С. Ахвердиев, А.М. Мукутадзе, Н.С. Задорожная, Е.В. Поляков

Ахвердиев Камил Самедович - д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Высшая математика-2», Ростовский государственный университет путей сообщения. Тел. (863) 272-6399. E-mail: [email protected]

Мукутадзе Александр Мурманович - аспирант, кафедра «Высшая математика-2», Ростовский государственный университет путей сообщения. Тел. (863) 272-62-63. E-mail: [email protected]

Задорожная Наталья Сергеевна - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Высшая математика-2», Ростовский государственный университет путей сообщения. E-mail: [email protected]

Поляков Евгений Викторович - аспирант, кафедра «Высшая математика-2», Ростовский государственный университет путей сообщения. Тел. (863) 272-62-63. E-mail: [email protected]

Akhverdiev Kamill Samedovich - Doctor of Technical Sciences, professor, head of department «Higher Mathematics-2», Rostov State Transport University. Ph. (863) 272-63-99. E-mail: [email protected]

Mukutadze Alexandr Murmanovich - post-graduate student, department «Higher Mathematics-2», Rostov State Transport University. Ph. (863) 272-62-63. E-mail: [email protected]

Zadorozhnaya Natalya Sergeevna - Candidate of Technical Sciences, assistant professor, department «Higher Mathematics-2», Rostov State Transport University. Ph. E-mail: [email protected]

Polyakov Evgeny Victorovich - post-graduate student, department «Higher Mathematics-2», Rostov State Transport University. Ph. (863) 272-62-63. E-mail: [email protected]

Исследований влияние анизотропии проницаемости пористого слоя подшипника скольжения на устойчивый режим его работы при двух направлениях подачи смазки - осевом и радиальном.

Ключевые слова: пористый подшипник; режим трения; проницаемость пористого слоя; вязкоупругая смазка.

The purpose of the present activity is the research of influencing of an anisotropy of a permeability of an porous layer of a sliding bearing on a stable conditions of its activity at two directions of submission of lubrication - axial and radial.

Keywords: porous bearing friction regime; the permeability of the porous layer; the viscoelastic lubrication.

Задача об устойчивости работы однослойных и двухслойных пористых подшипников конечной длины рассматривались в работах [1 - 6]. Существенным недостатком указанных работ является то, что в них проницаемость пористых слоев считается постоянной и, кроме того, не учитывается источник подачи смазки (рис. 1). В рассматриваемом случае трудно обеспечить жидкостный режим трения, так как подшипник работает за счет запаса смазки лишь в порах пористого слоя.

Разработке расчетной модели гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины при наличии принудительной подачи смазки посвящена работа [7]. Здесь с учетом анизотропии проницаемости в радиальном направлении и наличия принудительной подачи смазки приводится расчетная модель неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения. В начале рассматривается случай, когда смазка принудительно подается в направлении оси Оу, а затем в осевом направлении.

Обобщение задачи, рассмотренной в работе [7], для случая, когда проницаемость меняется как в ради-

альном, так и в осевом направлениях, позволит не только обеспечить подшипнику повышенную несущую способность, но и уплотнительное свойство. Решение этой задачи является основной целью данной работы.

Постановка задачи. Рассматривается неустановившееся течение вязкой несжимаемой жидкости в зазоре пористого радиального подшипника конечной длины. Подшипник с неоднородным пористым слоем считается неподвижным, а движение вала считается заданным. Проницаемость пористого слоя задается следующей зависимостью:

k,lzR

k ' = A0e

Здесь А0 - заданная постоянная величина; ^ J -

известная безразмерная функция; Ь - длина подшипника; Н - толщина пористого слоя.

В дальнейшем будем считать, что на поверхности у = -Н проницаемость пористого слоя в направлении оси г меняется по нормальному закону, а давление

L > H

подачи смазки подчиняется параболической зависимости.

Гидродинамический расчет рассматриваемого подшипника нами будет производиться при следующих допущениях [1, 2].

1. Толщина пористого слоя считается малой по сравнению с радиусом подшипника, и в конечной модели используется короткий подшипник. Уравнение, определяющее течение смазки, в пористой матрице представляется в виде

+к (^_!Ф*+уФ*дК = 0, (1)

ду2 дг2 11L) Н ду Н дг дг

*

где у, г - прямоугольные координаты (рис. 1); р -гидродинамическое давление в пористом слое.

2. Для определения распределения давления в пленке смазки между шипом и подшипником будем исходить из модифицированного уравнения Рейнольд-са в рамках модели короткого подшипника [1].

здесь к' - проницаемость материала пористого слоя.

Система уравнений (1), (2) в случае подачи смазки через поры пористого слоя в направлении оси Оу

решается при граничных условиях (рис. 1)

* *

р = р при у = 0 ; р = при у = -Н ; * L * L

р = р = ра при г = -у; р = р = ра при г = (3)

где рг - давление подачи смазки; ра - атмосферное давление.

В случае подачи смазки в осевом направлении граничные условия запишутся в следующем виде (рис. 2, начало координат в этом случае выбрано в левом конце подшипника):

* п др*

р = р при у = 0 ; —— = 0 при у = -Н ;

&

** р = р = рн при г = 0; р = р = рк при г = L . (4)

— [ h3 — 1 = ец|(юА +ю, - 2юг - 2 — | — + 5z I 5z ) 11 b j L dt ) d0

de

+ 2—cos 0 |-12uv0i ..

dt 1 01 y=0'

(2)

k

vo =--

H

op

dy

y=o

(4)

Здесь рн - давление в начальном сечении; рк - в конечном сечении.

Перейдем к безразмерным параметрам по формулам

P* = Р C . р = . PC .

где h = C (1 + e cos 0) - толщина пленки смазки; C -

радиальный зазор; е - относительный эксцентриситет; 0 - угловая координата; p - давление в пленке смазки; ц - динамический коэффициент вязкости; юь, ю j, roL -

угловые скорости соответственно подшипника, шипа и нагрузки; ф - угол положения; t - время; v0 - компонента скорости в направлении Оу на внутренней границе пористого слоя, прилегающая к зазору,

|HRq<B

ош j

H-R,2®

ош j

2 z y

Z = —; Y = —; L H

ßZ 2

T =o jt; k' = A0k ; k = e

Ф = -

AH

C3

- PgC

p g =-Rk~

HRo° j

Pa =

PaC 2 HRo2° j

Установим закон подачи смазки на поверхности Y = -1, а также проницаемость пористого слоя на этой поверхности в виде

Z 2

_ - = 2 = -р— Pg = Pa + Pg (Z2-1), Pg = const, k = e 4. (5)

А - А

Н l/2 l/2

Y

4

Рис. 1. Радиальный подшипник конечной длины с пористой обоймой

Рис. 2. Радиальный подшипник конечной длины с пористой обоймой (осевая подача смазки)

Тогда уравнения (1), (2) принимают вид (в дальнейшем предполагается, что юЬ, юь равны нулю)

52P* ( H V 52P* „ Z2 5P*

- + 41 —

+ ß-

5Y2 1 L ) 5Z2 4 5Y

+ |H)2 ßZY5P* = 0;

l L ) 2 5Z

(6)

52 P 12(LD)

5Z2 (l + e cos e)3 3Ф

s| (-Цsine + ecose

(l + e cose)3 (H/L)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| 5P

И

*\

(7)

Y=0

I 2,2 n*

52 P ( H V52 P 72 5P

- + 41 —

2 o2 n*

+ ß"

5Y2 'ЛL ) 5Z2 ' r 4 5Y *

+11H Г ßZY 21 L ) 5Z

dY = 0.

(10)

Решение уравнения (10), удовлетворяющее граничным условиям (8), будем искать в виде

р* = А^3 + A2Y2 + А3У + ра + Рх(1,0). (11)

Подставляя (11) в (10), с учетом граничных условий (8), приходим к следующей системе уравнений:

-Л + A2 - A3 + p + Pa = Pg ;

где D = 2R0; точкой обозначено дифференцирование по Т.

Граничные условия (3) и (4) соответственно, примут следующий вид:

р = р при Y = 0; р = рг при Y = -1;

Йг ~ * ~

р = р = ра при г = -1; р = р = ра при г = 1; (8)

* др*

р = р при Y = 0; -= 0 при Y = -1;

дY

р = р = рн при г = 0 ; р = р = рк при г = 1, (9) где ра = ; р = ; Я = *С 2

j

Ч) ш] Ц^®] ^0 ш]

уравнению:

Ниже мы покажем, что при выполнении зависи- ^ мостей (5) пористая втулка обладает уплотнительным свойством, а подшипник повышенной несущей способностью.

Полагая толщину пористого слоя малой, уравнение (6) усредним по толщине смазочного слоя. Тогда уравнение (6) запишется в виде

^02ю j

7

A1 + 2P1 - 2A3 - 2Pg (Z3 -1) + ß—(-A1 + A2 - A3) +

+I H l2 ß Z 1 A+15k -15A3+15P11+

l L ) 2 l 5 5Z 4 5Z 3 5Z 2 5Z )

2 Л ^2

2n l

1 52 Al _ 1 52 A2 + 1 52 A3 _ 52 P

4 5Z2 3 5Z2 2 5Z2 5Z2

= 0.

Полагая

21H l2 52A3 ßP

3 Н дА-"-г 4 -2 2)-2р»<2 2 -')="2)

для определения функций А1 придем к следующему

Z2 „ ßZ IИ^2

Al -2A3 + 2Pl-ß — P + —I — I x

4

2 l L

f1 5Al 1 5Pl - 1 5A3 PgZЛ 20 5Z 4 5Z 12 5Z 2

+

+

+

+4 (H

2 (

1 d2 A1 2 d2 P1 2 g

-------P

12 dz2 3 dz2 3 g

А Подставляя (18) в (16), с учетом граничных усло-

= 0 . (13) вий (9) будем иметь

Интегрируя уравнение (12) с граничными условиями А3 = 0 при Z = +1, будем иметь

A3 = 2 ( H

ß P

24 g

(z6 _ z4 )

5 2

+ P„

íz 4

—_ z2

V 6 ,

v у

+РИ 5 g 1 80 6

(14)

3 A1 _ 2A2 + A3 = 0,

2Aj _ A2 _ A3 +ßZ 2 (_Aj + A2 _ A3) + 2 jL) x

1 dA 1 dA2 1 dA3 a 1 dPj ) (H)2 <ßZj---1 +--2---3 + —+--1 | + j— I :

1 dZ 4 dZ 3 dZ 2 2 dZ J V L

= 0.

(1 d2 A1 1 d2 A2 d2 P1 + 1 d2 A3 A

4 dZ2 3 dZ2 dZ2 2 dZ2

Уравнение (13) решается после определения функции Р1. Явный вид функций А1 и А2 при определении несущей способности подшипника нам не понадобится.

С учетом (14) решение уравнения (7) запишется в

виде

Р =

(LD )2

(1 + е cos 6 9Ф

sj ф_ 1 Isin6 + scos6

2 (1 + cos 6)3 V H

p

480 g

( Z8 Z 6

(Z2 _ 1) + 11

---+■

14 3 42

+

+12 p

( Z6 „14 Z--Z 4 + —

11

11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+1 Pg +1 Ii Z 2 _1)

4 g V 40 3

!)(Z2 _1)

. (11)

Полагая

H)ßZa+3 f L

4 (H )2 d2A3

dZ2

= 0,

(19)

для определения Aj(Z, 6) приходим к следующему уравнению:

2л -3Аз+Pz2í1 л -2Аз)+

+2 j' H YßZ fJL di _ A di+1 dP)+

1 L J V 40 dZ 24 dZ 2 dZ J

(H )2 ( 1 d2A1 d2P^

+V L

4 dZ 2 dZ2

= 0.

(20)

Перейдем к случаю осевой подачи смазки (рис. 2). В рассматриваемом случае уравнения (6) и (9) будем иметь (7) останутся без изменения

Решая уравнение (19) с граничными условиями

dP+4 (HI2 dP+ß Z 2 dP*+ß Zr (H 12 dP*=0,

dr¿

L J dZ2

dr 2

L J dZ

(16)

d2 P

12

( ld )2

dZ2 (1 + s cos 6)3 3Ф

sj ф_ — |sin6 + scos6

dP 42"j dr

(1 + 6 cos 6)3 (H/L) Уравнение (16) усредним по зазору.

(17)

I

d 2 P* +(H12 dP+ßZ 2 dP*+

dr2 V l

dZ2

dr

+ ^ßZr í H J2 f

dr = 0.

Решение уравнений (16) и (17) с учетом граничных условий (9) будем искать в виде

P = aZ + b + P1(Z, 6); P* = A1r3 + A2r2 + A3r + aZ + b + P1.

A3 = 1 aß( Z3 _ Z ) .

(21)

Уравнение (20) решается после определения функции Р1. Явный вид функций А1 и А2 в рассматриваемом случае при определении несущей способности подшипника нам не понадобится. С учетом (21) решение уравнения (17) запишется в виде

24

P =

(LD )2

(1 + s cos 6) 6Фaß

s| ф _ 1 I sin 6 + s cos 6

Z5 Z3 1

(Z2-Z)+

(1 + s cos6)3 (H/L)

2j Z _ —

2 i 20 6 6 20

(22)

где a =

P _ P

к н

P + P

b = к н

2 2 Перейдем к определению усилий масляной плен-

ки.

При неполном заполнении смазкой зазора область положительных давлений, ограниченная углами 6j и 62, определяется из условий

6 cos 6j +бф sin 6j = 0,

6sin62 — 6Сфcos62 = 0, 62 =6j +Л .

2

+

x

3

4

L

+

4

+

+

+

В рассматриваемом случае усилия масляной пленки вычисляются интегрированием по положительной области распределения давления.

В случае подачи смазки в направлении перпендикулярно оси подшипника

F(e) = -

цЯЗю L i ei+*

2С 2

J J p cos ededz,

mR3ю l 1 е1+л

F(ф) = -——2— J J PsinededZ . (23)

2C -1 e1

Здесь выражение для P определяется формулой (15). В случае подачи смазки в осевом направлении

F (е) = -

цЯ3Ю L 1 eit*

С 2

J J p cos ed edz,

цЯЗю L i e1+m F(ф) = - 21 J J P sin ed edZ

С -i e.

(24)

где р определяется формулой (22).

При полном заполнении смазкой зазора в случае подачи смазки перпендикулярно оси Оу

цЯ ю L i 2? F(e) = -——í Г P cos ed edZ . 2С2 -i 0

Fw = -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2С 2

J J P sin ed edz . (25)

-i о

Здесь р определяется формулой (15). В случае осевой подачи смазки

ЦК3Ю iL i2-

F(e) = -

С 2

J J pcosededz .

-i о

ЦЯЧ^ f 2?

Fw = -

С2

J J p sin ed edz

(26)

-i о

где р определяется формулой (22).

Решение задачи на устойчивость шипа в подшипнике

Безразмерные уравнения, определяющие движение шипа, записываются в следующем виде

d2 е

F

(e)

dT2 d2ф_ F(ф)

ю 1MC

rg

Ю 7

V 1 /

cos ф + е

d ф

2

ю2 ю

dT2 ю jMC е

Ю 7

V 1 /

Sin ф-

dT

2 Г dе Vdф"

(27)

е V dT A dT

где М - масса ротора; F(е) и F(ф) - усилия масляной пленки в случае неполного заполнения смазкой зазора. Они определяются формулами (15), (22) - (26) соответственно в случаях подачи смазки в направлении, перпендикулярном оси подшипника, и в осевом направлении.

Уравнения (27), определяющие движение шипа, решаются численно с учетом полученных данных

d 2е d 2

(15), (22) - (26). Компоненты ускорения —е, —Ф

dT2 dT2

представляют собой явные функции параметров е и

Ф • %. £. р.. Д, 4 в„ 02, Ф, -, ра.

Уравнения (27) записываются в стандартной форме первого порядка и решаются с помощью метода, разработанного Гиром [8].

Как и в работе [7], после получения решения уравнений движения, устойчивость рассматриваемого движения определяется визуально по графику. При заданных значениях вышеуказанных параметров, области устойчивости приведены на рис. 3 а, б.

8 = i02S

а б

Рис. 3. Схематическое изображение границ устойчивости: а - подача смазки в направлении оси Оу (е = 102е ); б - осевая подача смазки (рн = 0,04; рк = 0,03): 1 - Ф = 0,03, в = 0,01 (полное заполнение); 2 - Ф = 0,03, в = 0,02 (неполное заполнение); 3 - Ф = 0,02, в = 0,001 (неполное заполнение); 4 - Ф = 0,01, в = 0,001 (неполное заполнение); 5 - Ф = 0,003, в = 0,001 (неполное заполнение); 6 - Ф = 0,001, в = 0,001 (неполное заполнение)

i

ю

ю

ю

Здесь все точки, которые лежат ниже кривых устойчивости, соответствуют устойчивому движению шипа, а все точки, которые лежат выше кривых, соответствуют неустойчивому движению

(fflg =4gJc),

где g - ускорение силы тяжести.

Из найденных аналитических решений и зависимостей, приведенных на рис. 3, следует, что:

1. В случае, когда проницаемость пористого слоя в осевом направлении меняется по нормальному закону, и смазка подается в направлении, перпендикулярном оси подшипника, пористая втулка рассматриваемого подшипника обладает уплотнительным свойством (отсутствуют утечки из торцов подшипника).

2. В случае, когда проницаемость пористого слоя k' зависит от координаты Z по нормальному закону, пористый подшипник работает более устойчиво, чем при k' = const.

3. В случае полного заполнения смазкой зазора рассматриваемый подшипник работает более устойчиво, чем при частичном заполнении смазкой зазора.

4. Область устойчивости в случае подачи смазки в направлении, перпендикулярном оси подшипника, намного шире, чем в случае подачи смазки в осевом направлении.

Литература

1. Конри К, Кузано К. Об устойчивости пористых радиальных подшипников // Конструирование и технология машиностроения. 1974. № 2. С. 206 - 216.

2. Ахвердиев К.С., Муленко О.В. Об устойчивости двухслойных пористых радиальных подшипников // Вестн. РГУПС. 2002. № 3. С. 5 - 7.

3. Кузано К., Фанк П.Е. Исследование коэффициента передачи упругой опоры качения в демпфере со сдавливаемой пленкой и пористой обоймой // Проблемы трения и смазки. 1974. № 1. С. 54.

4. Ахвердиев К.С., Копотун Б.Е. Разработка математической модели гидродинамического расчета конических подшипников // Вестн. РГУПС. № 3. 2005.

5. Ахвердиев К.С., Кочетова С.Ф., Мукутадзе М.А. Нестационарная математическая модель гидродинамической смазки сложнонагруженного составного конического подшипника с пористым слоем на его рабочей поверхности с учетом его конструктивной особенности // Вестн. РГУПС. 2009. № 1. С. 135 - 143.

6. Ахвердиев К.С., Копотун Б.Е., Мукутадзе М.А. Устойчивость движения шипа в коническом подшипнике с пористым слоем на рабочей поверхности // Трение и износ. 2007. Т. 28, № 4. С. 361 - 366.

7. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Флек Б.М., Задорож-ная Н.С., Поляков Е.В. Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки // Инженерный вестн. Дона. Электронный науч. журн. 2013. № 3.

8. Gear C.W. Numarical Initial Value Problems in Ordinary Differential Equations, Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs N.J. 1972.

Поступила в редакцию 9 января 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.