Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки
М.А. Мукутадзе, Б.М. Флек, Н.С. Задорожная, Е.В. Поляков, А.М. Мукутадзе
Задача об устойчивости работы однослойных и двухслойных пористых подшипников конечной длины рассматривались в работах [1-7]. Существенным недостатком указанных работ является то, что в них проницаемость пористых слоев считается постоянной и, кроме того, не учитывается источник подачи смазки (рис. 1). В рассматриваемом случае трудно обеспечить жидкостный режим трения, так как подшипник работает за счет запаса смазки лишь в порах пористого слоя.
В настоящей работе нами, с учетом анизотропии проницаемости пористого слоя и наличия принудительной подачи смазки, приводится расчетная модель неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения. Здесь вначале рассматривается случай, когда смазка принудительно подается в направлении оси Оу, а затем в осевом направлении. Проницаемость задается в виде (1) (рис.1):
^^у
К = Ае н . (1)
Здесь А - заданная постоянная величина; Н - толщина пористого слоя; X-безразмерный параметр, характеризующий распределение проницаемости в направлении оси Оу.
Рис. 1. Радиальный подшипник конечной длины с пористой обоймой Гидродинамический расчет рассматриваемого подшипника нами будет производиться при следующих допущениях [1,2].
1. Толщина пористого слоя считается малой по сравнению с радиусом подшипника и в конечной модели используется короткий подшипник. Уравнение, определяющее течение смазки, в пористой матрице представляется в виде
д2р* д2р* Л др*
= 0,
(2)
ду2 дг2 Н ду
где у, г - прямоугольные координаты (рис.1), р* - гидродинамическое давление в пористом слое.
2. Для определения распределения давления в пленке смазки между шипом и подшипником будем исходить из модифицированного уравнения Рейнольдса в рамках модели короткого подшипника [1] .
д (,_ 3 др
&Iк & І~=єц
(
Ср"] ёк Св л
Сь + с і — 2с — 2— I----------+ 2 — со%в
ь 1 т Сг) ёв Сг у
— 12Ц
1у=0 ’
(3)
где к = С(1 + єсоБв) - толщина пленки смазки, С - радиальный зазор, є -относительный эксцентриситет, в - угловая координата, р - давление в пленке смазки, ц - динамический коэффициент вязкости, соь ,ф ,ст - угловые
скорости соответственно подшипника, шипа и нагрузки, р - угол положения, г - время, у0 - компонента скорости в направлении у на внутренней границе пористого слоя, прилегающая к зазору:
Ал * Л
дp
у=0
где к - проницаемость материала пористого слоя.
Система уравнений (2)-(3) в случае подачи смазки через поры пористого слоя в направлении оси Oy решается при граничных условиях (рис. 1)
P = Р
при у = 0;
при у = -Н ;
Ь
Р = Р = Ра при ^ = - Р = Р = Ра
где У& - скорость подачи смазки, Ра - атмосферное давление.
В случае подачи смазки в осевом направлении граничные условия запишутся в следующем виде (рис.2, начало координат в этом случае выбрано в левом конце подшипника)
при * = Ь (5)
Р = Р
при у = 0;
др * ду
= 0
при у = -Н;
Р * = Р = Рн при г = 0 ; р * = р = рк при г = Ь . (6)
Здесь рн - давление в начальном сечении; рк - в конечном сечении.
Переход к безразмерным переменным.
В дальнейшем предполагается, что а>ъ = 0; соЬ = 0.
Перейдем к безразмерным величинам по формулам [1]:
Р* =-рС—, Р = -РС—, г = —, У = у; £ = —, Т = 0/; Ф = Щ
мії2®і мії2®і ь н с 1 с3
Тогда уравнения (2) и (3) принимают следующий вид:
2 п*
д2 Р дУ7
+ 41 —
НЛ2 д2Р*
Ь У д12
дР*
+ А—= 0 дУ
д2 Р* = 12 (Ь/1.) )2 д22 (і + £сов#)3
єіф - 2у ътв + ё соэв
+ ■
3Ф
(і + £СОБ^)31 Н
гр Л
VдУ У
(8)
(9)
где 1 = 2Я; точкой обозначено дифференцирование по Т.
*
*
2
У =0
Граничные условия (5) и (6), соответственно, примут следующий вид
дР
дУ
Р* = Р при У = 0; —— = -Ува при У = -1.
Р* = Р = Ра при г = -1; Р* = Р = Ра при г = 1; (10)
дР*
Р* = Р при У = 0; -= 0 при У = -1;
дУ
Р* = р = РН при г = 0; Р* = Р = Рк при г = 1, (11)
НС2 ~ раС ~ рНС2 ~ ркС2
где «=——, ра =-ta^, рн =^н^' рк =^к^-
кЯ а>1 а уЯ а>1 уЯ а>1 уЯ а>1
Перейдем к решению системы (8)-(9) с граничными условиями (10). Установим закон подачи смазки в виде
- Уа = с (г). (12)
Полагая толщину пористого слоя малой, уравнение (8) осредним по толщине смазочного слоя. Тогда уравнение (8) запишется в виде
-}(д2р* /нЛ2 д2р* ЛдР*^ Л (13)
+ 4V1 )-&-+Л1У) = °. (13)
Решение уравнения (13), удовлетворяющее граничным условиям (10), будем искать в виде
Р* = А1У3 + А2У2 + А3У + Ра + Р(г ,0). (14)
Подставляя (14) в (13), приходим к следующему уравнению
3 А1 - 2А2 -ХА1 + %А2 -%А3 + ^-Ь] V^ - А~ + ~А^- Р1*Л = 0 . (1 5)
Выполняя граничные условия (10), будем иметь:
А3 = С (і), 3 А1 - 2 А2 = 0,
| ЛА - С(2) + 4^--г) А- + С.-Р'^ = 0. (16)
Решение уравнения (16) можно найти после определения функции Р1, удовлетворяющей условию
д2 Р = 12(Ь /1 )2
д22 (1 + £соб^)3
+—зФ^сг)— . (17)
(1 + £«»*)■ Г1Л
Уравнение решается при граничных условиях
Р1 = 0 при 7 = ±1 (18)
п2
Полагая С2(7) = Дсоз—, с учетом граничных условий (18), для Р1
окончательно получим следующее выражение
(1 + єсо%в)
Ф&
біп# + £ соъв
2
22 V ^ ^У
л. . пг
12А0 соб— 2
(1 + есоъв)
г-'2
(19)
V Ь У
п
С учетом (19), уравнение (16) решается при граничных условиях
А2 = 0 при 7 = ±1.
При определении основных рабочих характеристик явный вид функций А1 и А2 нам не понадобятся.
Перейдем к случаю осевой подачи смазки (рис. 2).
Рис. 2. Радиальный подшипник конечной длины с двухслойной
пористой обоймой Решение уравнений (9) и (13), удовлетворяющих граничным условиям (11), будем искать в виде
Р = а2 + Ъ + Рх(7,0), Р* = А1У3 + А2У2 + А3У + а2 + Ъ + Р1. (20)
С учетом граничных условий (11), для определения А3 приходим к следующему уравнению
Л + 6 12Л
А32- р. = 0.
Функции А1 и А2 выражаются через функцию А3 в виде
1
1
A=4 i1+Л,
A A f 2
Константы a и b определяются выражениями
a = PK - PH , b = PH •
(22)
(23)
Решая уравнение (21) с граничными условиями А3 = 0, Р1 = 0 при I = 0, I = 1, для А3 получим следующее выражение
A =
12Л
Л + 6
P( Z ,0) = AiP( Z ,0).
(24)
С учетом (24), для определения уравнения Р(1,0) приходим к следующему уравнению
д2 P = 12( / Р )2 dZ2 (l + scos0)3
+ ■
30A1P
(25)
(1 + ^со^^ у /у
Решая уравнение (25) с граничными условиями Р = 0 при I = 0, I = 1, для Р1 окончательно получим следующее выражение
P =
ф-2 |sin0 + Scos0
ФА,
A, Z
JA, Z
-- 1
(26)
где A 2 =
3ФА,
A1 =
12Л
Л + 6
(1 + scos^ ^ /l)
Перейдем к определению усилий масляной пленки.
При неполном заполнении смазкой зазора область положительных давлений, ограниченная углами 01 и 02, определяются из условий
S cos 01 + scp sin 01 = 0;
Ssin02 -s(pcos01 >0,
02 = 01 + П •
В случае подачи смазки в направлении перпендикулярной оси подшипника через поры пористого слоя с заданной скоростью, усилия масляной пленки вычисляются интегрированием по положительной области распределения давления, определяемые формулой
e
e
уЯ V 101 + Г~ 1 уЯЧ
1 )[Ра + Р \cos0d0dI = ■ }
Ь 01 2
-1
0, +п
2Р -■
8( Ь / Б)2
(1 + £СОБ0)
е\ ф - 2 | БШ0 + В СОБ0
С2
48 А0
(1 + ВСОБ0)31 Н | П3
cos0d0;
Ь
~ 01 +п
т-)3 1 01+П т-)3
Р(Ф) = Я | |Рsin0d0dI = у:Ср-1 1[Р~г + Р\in6d6dZ = уЯ|а
Ь С2 С2
01 + П
X 1 <
2Ра -
8( Ь / Б)2
(1 + ВСОS0)
\Ф - 21 sin0 + Вcos0
48 А
(1 + ВСОS0)3 ГН I П3
sin0d0;
(28)
В случае осевой модели смазки
3_ 1 01 +П
( ) г г уЯ а 1 1Г Г 1
Р(Г) = Я| |Рcos0d0dI = 2 ; | Д(а1 + Ъ) + Р]cos6d6dI
С
уЯ3а} С2
01 +П
X
01
ф - Ц sin0 + £ cos0
Б ФА1
2(( -1) ,
Л ("+1)-.
cos0d0
(29)
3 _ 1 01 +п
Р(Ф) = я| |Рsin6d6dI = уЯ_р_ 1 |[(а1 + Ъ) + Р\in6d6dZ
С
01 +П
X 1 <
а
— + Ъ + • 2
ф - 1| sin0 + £ cos0
Б ФА1
2(( -1) 1
ТАГ (А1) \
cos0d0
(30)
В случае полного заполнения смазкой зазора и подачи смазки в направлении оси Оу будем иметь
Ь
2 2п
3„ 1 2п
С2
-10
уЯ а
~С2
3,, 2п
2Р_____8((Р^
(1 + ВСОS0)3
в|ф - 2]*п0 + Вcos0
48
А1+ВСо$0)3(НЬ)2п3
cos0d0
X
X
Ь 01 +П
X
0
0
2
Ь 01 +П
X
0
0
ь
2 2п
Е(ф) = Я | ’РьтШШІ = и!Ср_’’(р + р)пеао% =
3_ 1 2п
/иЯ Зю
С2
’
- Ь 0 2
2 Р -
С2
(1 + єсозв}3
1
є\ф - -\зіпв + єсозв
48 А
(і + є соб в}3 (ь) П
біп вів
Рассмотрим случай полного заполнения смазкой зазора и осевой подачи смазки. Используя формулу (26), будем иметь
2п
х {-,
0
4Н2
а
+Ь+
С оо
ф - ЦБІпв + єсозв
В ФА,
Е(ф) = Я’’РзіпШШІ = и'а_‘ ’ ’[(а2 + Ь) + Р]ШШ2
3 1 2п
С
2п
х Я
о
а
— + Ь + ■
1 Л
ф------1ЗІпв + Є соБ0
2у
В ФА,
2(1 -1}
ТАГ (( (+1} \
ияЗю;. С2
созвів
иЯ Зю;. С2
біп вів
(33)
(34)
Решение задачи на устойчивость
Безразмерные уравнения, определяющие движение шипа,
записываются в следующем виде
і2 є
ЕГ
іТ2 и МС
■ +
і2ф _ Еф
1
ґ л2
!и±
кии ґи, ^2
іТ2 и МС є
( Іф
соб ф + є| —
V іТ у
зіп ф-2 (
є і іТАіТУ
(35)
где М - масса ротора.
Е(Г) и Е(ф) - усилия масляной пленки, в случае неполного заполнения смазкой зазора они определяются формулами (27), (28), когда смазка подается перпендикулярно оси подшипника, и формулами (29) и (30) в случае осевой подачи смазки. Для случая полного заполнения смазкой зазора эти усилия определяются, соответственно, формулами (31)-(34).
-1 0
ь 2п
X
00
2
Ь 2п
X
о о
о о
2
2
Уравнения (35), определяющие движение шипа, решаются численно с учетом полученных данных (27)-(34). Компоненты ускорения
d 2s d2p
r ~ , ds dm
представляют собой явные функции параметров s, ф, —, —-
dT1 dT1
Vg, Ph , Pk , Ф
dT' dT' g’ H’ K'-X, 015 a, pa.
Уравнения (31) записываются в стандартной форме первого порядка и решаются с помощью метода, разработанного Гиром [7].
После получения решения уравнений движения, устойчивость рассматриваемого движения определяется визуально по графику. При заданных значениях выше указанных параметров, области устойчивости приведены на рис. 3-4. Здесь все точки, которые лежат ниже кривых устойчивости, соответствуют устойчивому движению шипа, а все точки, которые лежат выше кривых, соответствуют неустойчивому движению =4sic), где g - ускорение силы тяжести.
Из зависимостей, приведенных на рис. 3 и 4, следует, что:
1. Пористый подшипник как при осевой подаче смазки, так и при подаче перпендикулярно оси, работает более устойчиво, чем пористый подшипник, работающий без подачи смазки.
2. Площадь области устойчивости, в случае подачи смазки в направлении перпендикулярной оси подшипника, расширяется в сравнении с подачей смазки в осевом направлении.
3. В случае полного заполнения смазкой зазора и учета анизотропии проницаемости пористого слоя подшипник работает более устойчиво, чем при частичном заполнении смазкой зазора и при к = const.
Рис. 3. Схематическое изображение границ области устойчивости. Подача смазки в направлении оси Оу (У8 = 0,01; Ра = 0,02; е = 0,5; е = 0)
1 - Ф =0,03, Л =0,1; 2 - Ф =0,03, Л=0;
3 - Ф =0,03, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);
4 - Ф =0,03, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора);
5 - Ф =0,01, Л =0,1; 6 - Ф =0, Л=0;
7 - Ф =0,01, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);
8 - Ф =0,01, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора).
Рис. 4. Схематическое изображение границ области устойчивости Осевая подача смазки (Рн =0,04; Рк =0,03; е=0,5; е =0)
1 - Ф =0,03, Л =0,1; 2 - Ф =0,03, Л=0;
3 - Ф =0,03, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);
4 - Ф =0,03, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора);
5 - Ф =0,01, Л =0,1; 6 - Ф =0, Л=0;
7 - Ф =0,01, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);
8 - Ф =0,01, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора).
Литература:
1. Конри, Об устойчивости пористых радиальных подшипников. Конструирование и технология машиностроения / Конри, Кузано // Вестник Машиностроения.- 1974. - № 2. - С. 206-216.
2. Ахвердиев, К.С.,Об устойчивости двухслойных пористых радиальных подшипников / К.С. Ахвердиев, О.В. Муленко // Вестник РГУПС. - 2002. - № 3. - С. 5-7.
3. Кузано, Исследование коэффициента передачи упругой опоры качения в демпфере со сдавливаемой пленкой и пористой обоймой. / Кузано, Р.Е. Франк // Проблемы трения и смазки. - изд-во «Мир». - 1974. - № 1, - С. 54.
4. Ахвердиев, К.С. Разработка математической модели гидродинамического расчета конических подшипников. / К.С. Ахвердиев, Б.Е. Копотун // - Вестник РГУПС. - 2005. - № 3. - С 5-9.
5. Ахвердиев, К.С. Нестационарная математическая модель гидродинамической смазки сложнонагруженного составного конического подшипника с пористым слоем на его рабочей поверхности с учетом его конструктивной особенности. / К.С. Ахвердиев, С.Ф. Кочетова, М.А. Мукутадзе // - Вестник РГУПС. - 2009 - № 1. - С. 135-143.
6. Ахвердиев, К.С. Устойчивость движения шипа в коническом подшипнике с пористым слоем на рабочей поверхности. / К.С. Ахвердиев, Б.Е. Копотун, М.А. Мукутадзе // - Трение и износ. - 2007. - Т. 28. - № 4. - С. 361-366.
7. Gear C.W., Numarical Initial Value Problems in Ordinary Differential Equations / C.W. Gear. - Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs. - N.J., 1972. - С. 52.
S. Майба, И. А., Глазунов, Д.В. Теоретическое обоснование механизма смешанной (полужидкостной) смазки в контакте «твердый оболочечный смазочный стержень-колесо-рельс» [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012 г., №1 - Режим доступа:
http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/бб4 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Дерлугян Ф.П., Щербаков И.Н. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического наноконструирования. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2010 г., №4 - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/2S7 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Reynolds, O. On the theory of lubrication and its application to Mr. Beauchamp Tower”s experiments / O. Reynolds. - Phil. Trans. Roy. Soc. London, 1SS6, vol. 177, pt. 1.