Научная статья на тему 'Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки'

Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОРИСТЫЙ ПОДШИПНИК / РЕЖИМ ТРЕНИЯ / ПРОНИЦАЕМОСТЬ ПОРИСТОГО СЛОЯ / ВЯЗКОУПРУГАЯ СМАЗКА / POROUS BEARING / FRICTION REGIME / THE PERMEABILITY OF THE POROUS LAYER / THE VISCOELASTIC LUBRICANT

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Мукутадзе Мурман Александрович, Флек Борис Михайлович, Задорожная Наталья Сергеевна, Поляков Евгений Викторович, Мукутадзе Александр Мурманович

С целью исследования устойчивости работы пористых подшипников разработана расчетная модель неоднородного пористого подшипника конечной длины. С учетом анизотропии проницаемости пористого слоя в работе рассмотрены задачи об устойчивости движения шипа в подшипнике для двух разных вариантов подачи смазки: в осевом направлении и в направлении, перпендикулярном оси подшипника. Получены и проанализированы решения задач, определены области устойчивости движения шипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Мукутадзе Мурман Александрович, Флек Борис Михайлович, Задорожная Наталья Сергеевна, Поляков Евгений Викторович, Мукутадзе Александр Мурманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The computational model of hydrodynamic lubrication heterogeneous porous bearing of finite length, running in a stable transient regime of friction in a forced-feed lubrication

To investigate the stability of the porous bearings developed computational model heterogeneous porous bearing of finite length. Given the permeability anisotropy of the porous layer in the paper the problem of stability of motion of a pin in the bearing for the two different versions of lubrication: the axial direction and in the direction perpendicular to the axis of the bearing. Obtained and analyzed the tasks identified areas of stability of motion spine.

Текст научной работы на тему «Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки»

Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки

М.А. Мукутадзе, Б.М. Флек, Н.С. Задорожная, Е.В. Поляков, А.М. Мукутадзе

Задача об устойчивости работы однослойных и двухслойных пористых подшипников конечной длины рассматривались в работах [1-7]. Существенным недостатком указанных работ является то, что в них проницаемость пористых слоев считается постоянной и, кроме того, не учитывается источник подачи смазки (рис. 1). В рассматриваемом случае трудно обеспечить жидкостный режим трения, так как подшипник работает за счет запаса смазки лишь в порах пористого слоя.

В настоящей работе нами, с учетом анизотропии проницаемости пористого слоя и наличия принудительной подачи смазки, приводится расчетная модель неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения. Здесь вначале рассматривается случай, когда смазка принудительно подается в направлении оси Оу, а затем в осевом направлении. Проницаемость задается в виде (1) (рис.1):

^^у

К = Ае н . (1)

Здесь А - заданная постоянная величина; Н - толщина пористого слоя; X-безразмерный параметр, характеризующий распределение проницаемости в направлении оси Оу.

Рис. 1. Радиальный подшипник конечной длины с пористой обоймой Гидродинамический расчет рассматриваемого подшипника нами будет производиться при следующих допущениях [1,2].

1. Толщина пористого слоя считается малой по сравнению с радиусом подшипника и в конечной модели используется короткий подшипник. Уравнение, определяющее течение смазки, в пористой матрице представляется в виде

д2р* д2р* Л др*

= 0,

(2)

ду2 дг2 Н ду

где у, г - прямоугольные координаты (рис.1), р* - гидродинамическое давление в пористом слое.

2. Для определения распределения давления в пленке смазки между шипом и подшипником будем исходить из модифицированного уравнения Рейнольдса в рамках модели короткого подшипника [1] .

д (,_ 3 др

&Iк & І~=єц

(

Ср"] ёк Св л

Сь + с і — 2с — 2— I----------+ 2 — со%в

ь 1 т Сг) ёв Сг у

— 12Ц

1у=0 ’

(3)

где к = С(1 + єсоБв) - толщина пленки смазки, С - радиальный зазор, є -относительный эксцентриситет, в - угловая координата, р - давление в пленке смазки, ц - динамический коэффициент вязкости, соь ,ф ,ст - угловые

скорости соответственно подшипника, шипа и нагрузки, р - угол положения, г - время, у0 - компонента скорости в направлении у на внутренней границе пористого слоя, прилегающая к зазору:

Ал * Л

дp

у=0

где к - проницаемость материала пористого слоя.

Система уравнений (2)-(3) в случае подачи смазки через поры пористого слоя в направлении оси Oy решается при граничных условиях (рис. 1)

P = Р

при у = 0;

при у = -Н ;

Ь

Р = Р = Ра при ^ = - Р = Р = Ра

где У& - скорость подачи смазки, Ра - атмосферное давление.

В случае подачи смазки в осевом направлении граничные условия запишутся в следующем виде (рис.2, начало координат в этом случае выбрано в левом конце подшипника)

при * = Ь (5)

Р = Р

при у = 0;

др * ду

= 0

при у = -Н;

Р * = Р = Рн при г = 0 ; р * = р = рк при г = Ь . (6)

Здесь рн - давление в начальном сечении; рк - в конечном сечении.

Переход к безразмерным переменным.

В дальнейшем предполагается, что а>ъ = 0; соЬ = 0.

Перейдем к безразмерным величинам по формулам [1]:

Р* =-рС—, Р = -РС—, г = —, У = у; £ = —, Т = 0/; Ф = Щ

мії2®і мії2®і ь н с 1 с3

Тогда уравнения (2) и (3) принимают следующий вид:

2 п*

д2 Р дУ7

+ 41 —

НЛ2 д2Р*

Ь У д12

дР*

+ А—= 0 дУ

д2 Р* = 12 (Ь/1.) )2 д22 (і + £сов#)3

єіф - 2у ътв + ё соэв

+ ■

(і + £СОБ^)31 Н

гр Л

VдУ У

(8)

(9)

где 1 = 2Я; точкой обозначено дифференцирование по Т.

*

*

2

У =0

Граничные условия (5) и (6), соответственно, примут следующий вид

дР

дУ

Р* = Р при У = 0; —— = -Ува при У = -1.

Р* = Р = Ра при г = -1; Р* = Р = Ра при г = 1; (10)

дР*

Р* = Р при У = 0; -= 0 при У = -1;

дУ

Р* = р = РН при г = 0; Р* = Р = Рк при г = 1, (11)

НС2 ~ раС ~ рНС2 ~ ркС2

где «=——, ра =-ta^, рн =^н^' рк =^к^-

кЯ а>1 а уЯ а>1 уЯ а>1 уЯ а>1

Перейдем к решению системы (8)-(9) с граничными условиями (10). Установим закон подачи смазки в виде

- Уа = с (г). (12)

Полагая толщину пористого слоя малой, уравнение (8) осредним по толщине смазочного слоя. Тогда уравнение (8) запишется в виде

-}(д2р* /нЛ2 д2р* ЛдР*^ Л (13)

+ 4V1 )-&-+Л1У) = °. (13)

Решение уравнения (13), удовлетворяющее граничным условиям (10), будем искать в виде

Р* = А1У3 + А2У2 + А3У + Ра + Р(г ,0). (14)

Подставляя (14) в (13), приходим к следующему уравнению

3 А1 - 2А2 -ХА1 + %А2 -%А3 + ^-Ь] V^ - А~ + ~А^- Р1*Л = 0 . (1 5)

Выполняя граничные условия (10), будем иметь:

А3 = С (і), 3 А1 - 2 А2 = 0,

| ЛА - С(2) + 4^--г) А- + С.-Р'^ = 0. (16)

Решение уравнения (16) можно найти после определения функции Р1, удовлетворяющей условию

д2 Р = 12(Ь /1 )2

д22 (1 + £соб^)3

+—зФ^сг)— . (17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 + £«»*)■ Г1Л

Уравнение решается при граничных условиях

Р1 = 0 при 7 = ±1 (18)

п2

Полагая С2(7) = Дсоз—, с учетом граничных условий (18), для Р1

окончательно получим следующее выражение

(1 + єсо%в)

Ф&

біп# + £ соъв

2

22 V ^ ^У

л. . пг

12А0 соб— 2

(1 + есоъв)

г-'2

(19)

V Ь У

п

С учетом (19), уравнение (16) решается при граничных условиях

А2 = 0 при 7 = ±1.

При определении основных рабочих характеристик явный вид функций А1 и А2 нам не понадобятся.

Перейдем к случаю осевой подачи смазки (рис. 2).

Рис. 2. Радиальный подшипник конечной длины с двухслойной

пористой обоймой Решение уравнений (9) и (13), удовлетворяющих граничным условиям (11), будем искать в виде

Р = а2 + Ъ + Рх(7,0), Р* = А1У3 + А2У2 + А3У + а2 + Ъ + Р1. (20)

С учетом граничных условий (11), для определения А3 приходим к следующему уравнению

Л + 6 12Л

А32- р. = 0.

Функции А1 и А2 выражаются через функцию А3 в виде

1

1

A=4 i1+Л,

A A f 2

Константы a и b определяются выражениями

a = PK - PH , b = PH •

(22)

(23)

Решая уравнение (21) с граничными условиями А3 = 0, Р1 = 0 при I = 0, I = 1, для А3 получим следующее выражение

A =

12Л

Л + 6

P( Z ,0) = AiP( Z ,0).

(24)

С учетом (24), для определения уравнения Р(1,0) приходим к следующему уравнению

д2 P = 12( / Р )2 dZ2 (l + scos0)3

+ ■

30A1P

(25)

(1 + ^со^^ у /у

Решая уравнение (25) с граничными условиями Р = 0 при I = 0, I = 1, для Р1 окончательно получим следующее выражение

P =

ф-2 |sin0 + Scos0

ФА,

A, Z

JA, Z

-- 1

(26)

где A 2 =

3ФА,

A1 =

12Л

Л + 6

(1 + scos^ ^ /l)

Перейдем к определению усилий масляной пленки.

При неполном заполнении смазкой зазора область положительных давлений, ограниченная углами 01 и 02, определяются из условий

S cos 01 + scp sin 01 = 0;

Ssin02 -s(pcos01 >0,

02 = 01 + П •

В случае подачи смазки в направлении перпендикулярной оси подшипника через поры пористого слоя с заданной скоростью, усилия масляной пленки вычисляются интегрированием по положительной области распределения давления, определяемые формулой

e

e

уЯ V 101 + Г~ 1 уЯЧ

1 )[Ра + Р \cos0d0dI = ■ }

Ь 01 2

-1

0, +п

2Р -■

8( Ь / Б)2

(1 + £СОБ0)

е\ ф - 2 | БШ0 + В СОБ0

С2

48 А0

(1 + ВСОБ0)31 Н | П3

cos0d0;

Ь

~ 01 +п

т-)3 1 01+П т-)3

Р(Ф) = Я | |Рsin0d0dI = у:Ср-1 1[Р~г + Р\in6d6dZ = уЯ|а

Ь С2 С2

01 + П

X 1 <

2Ра -

8( Ь / Б)2

(1 + ВСОS0)

\Ф - 21 sin0 + Вcos0

48 А

(1 + ВСОS0)3 ГН I П3

sin0d0;

(28)

В случае осевой модели смазки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3_ 1 01 +П

( ) г г уЯ а 1 1Г Г 1

Р(Г) = Я| |Рcos0d0dI = 2 ; | Д(а1 + Ъ) + Р]cos6d6dI

С

уЯ3а} С2

01 +П

X

01

ф - Ц sin0 + £ cos0

Б ФА1

2(( -1) ,

Л ("+1)-.

cos0d0

(29)

3 _ 1 01 +п

Р(Ф) = я| |Рsin6d6dI = уЯ_р_ 1 |[(а1 + Ъ) + Р\in6d6dZ

С

01 +П

X 1 <

а

— + Ъ + • 2

ф - 1| sin0 + £ cos0

Б ФА1

2(( -1) 1

ТАГ (А1) \

cos0d0

(30)

В случае полного заполнения смазкой зазора и подачи смазки в направлении оси Оу будем иметь

Ь

2 2п

3„ 1 2п

С2

-10

уЯ а

~С2

3,, 2п

2Р_____8((Р^

(1 + ВСОS0)3

в|ф - 2]*п0 + Вcos0

48

А1+ВСо$0)3(НЬ)2п3

cos0d0

X

X

Ь 01 +П

X

0

0

2

Ь 01 +П

X

0

0

ь

2 2п

Е(ф) = Я | ’РьтШШІ = и!Ср_’’(р + р)пеао% =

3_ 1 2п

/иЯ Зю

С2

- Ь 0 2

2 Р -

С2

(1 + єсозв}3

1

є\ф - -\зіпв + єсозв

48 А

(і + є соб в}3 (ь) П

біп вів

Рассмотрим случай полного заполнения смазкой зазора и осевой подачи смазки. Используя формулу (26), будем иметь

2п

х {-,

0

4Н2

а

+Ь+

С оо

ф - ЦБІпв + єсозв

В ФА,

Е(ф) = Я’’РзіпШШІ = и'а_‘ ’ ’[(а2 + Ь) + Р]ШШ2

3 1 2п

С

2п

х Я

о

а

— + Ь + ■

1 Л

ф------1ЗІпв + Є соБ0

В ФА,

2(1 -1}

ТАГ (( (+1} \

ияЗю;. С2

созвів

иЯ Зю;. С2

біп вів

(33)

(34)

Решение задачи на устойчивость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безразмерные уравнения, определяющие движение шипа,

записываются в следующем виде

і2 є

ЕГ

іТ2 и МС

■ +

і2ф _ Еф

1

ґ л2

!и±

кии ґи, ^2

іТ2 и МС є

( Іф

соб ф + є| —

V іТ у

зіп ф-2 (

є і іТАіТУ

(35)

где М - масса ротора.

Е(Г) и Е(ф) - усилия масляной пленки, в случае неполного заполнения смазкой зазора они определяются формулами (27), (28), когда смазка подается перпендикулярно оси подшипника, и формулами (29) и (30) в случае осевой подачи смазки. Для случая полного заполнения смазкой зазора эти усилия определяются, соответственно, формулами (31)-(34).

-1 0

ь 2п

X

00

2

Ь 2п

X

о о

о о

2

2

Уравнения (35), определяющие движение шипа, решаются численно с учетом полученных данных (27)-(34). Компоненты ускорения

d 2s d2p

r ~ , ds dm

представляют собой явные функции параметров s, ф, —, —-

dT1 dT1

Vg, Ph , Pk , Ф

dT' dT' g’ H’ K'-X, 015 a, pa.

Уравнения (31) записываются в стандартной форме первого порядка и решаются с помощью метода, разработанного Гиром [7].

После получения решения уравнений движения, устойчивость рассматриваемого движения определяется визуально по графику. При заданных значениях выше указанных параметров, области устойчивости приведены на рис. 3-4. Здесь все точки, которые лежат ниже кривых устойчивости, соответствуют устойчивому движению шипа, а все точки, которые лежат выше кривых, соответствуют неустойчивому движению =4sic), где g - ускорение силы тяжести.

Из зависимостей, приведенных на рис. 3 и 4, следует, что:

1. Пористый подшипник как при осевой подаче смазки, так и при подаче перпендикулярно оси, работает более устойчиво, чем пористый подшипник, работающий без подачи смазки.

2. Площадь области устойчивости, в случае подачи смазки в направлении перпендикулярной оси подшипника, расширяется в сравнении с подачей смазки в осевом направлении.

3. В случае полного заполнения смазкой зазора и учета анизотропии проницаемости пористого слоя подшипник работает более устойчиво, чем при частичном заполнении смазкой зазора и при к = const.

Рис. 3. Схематическое изображение границ области устойчивости. Подача смазки в направлении оси Оу (У8 = 0,01; Ра = 0,02; е = 0,5; е = 0)

1 - Ф =0,03, Л =0,1; 2 - Ф =0,03, Л=0;

3 - Ф =0,03, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);

4 - Ф =0,03, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора);

5 - Ф =0,01, Л =0,1; 6 - Ф =0, Л=0;

7 - Ф =0,01, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);

8 - Ф =0,01, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора).

Рис. 4. Схематическое изображение границ области устойчивости Осевая подача смазки (Рн =0,04; Рк =0,03; е=0,5; е =0)

1 - Ф =0,03, Л =0,1; 2 - Ф =0,03, Л=0;

3 - Ф =0,03, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);

4 - Ф =0,03, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора);

5 - Ф =0,01, Л =0,1; 6 - Ф =0, Л=0;

7 - Ф =0,01, Л =0,1 (неполное заполнение смазкой зазора);

8 - Ф =0,01, Л=0 (неполное заполнение смазкой зазора).

Литература:

1. Конри, Об устойчивости пористых радиальных подшипников. Конструирование и технология машиностроения / Конри, Кузано // Вестник Машиностроения.- 1974. - № 2. - С. 206-216.

2. Ахвердиев, К.С.,Об устойчивости двухслойных пористых радиальных подшипников / К.С. Ахвердиев, О.В. Муленко // Вестник РГУПС. - 2002. - № 3. - С. 5-7.

3. Кузано, Исследование коэффициента передачи упругой опоры качения в демпфере со сдавливаемой пленкой и пористой обоймой. / Кузано, Р.Е. Франк // Проблемы трения и смазки. - изд-во «Мир». - 1974. - № 1, - С. 54.

4. Ахвердиев, К.С. Разработка математической модели гидродинамического расчета конических подшипников. / К.С. Ахвердиев, Б.Е. Копотун // - Вестник РГУПС. - 2005. - № 3. - С 5-9.

5. Ахвердиев, К.С. Нестационарная математическая модель гидродинамической смазки сложнонагруженного составного конического подшипника с пористым слоем на его рабочей поверхности с учетом его конструктивной особенности. / К.С. Ахвердиев, С.Ф. Кочетова, М.А. Мукутадзе // - Вестник РГУПС. - 2009 - № 1. - С. 135-143.

6. Ахвердиев, К.С. Устойчивость движения шипа в коническом подшипнике с пористым слоем на рабочей поверхности. / К.С. Ахвердиев, Б.Е. Копотун, М.А. Мукутадзе // - Трение и износ. - 2007. - Т. 28. - № 4. - С. 361-366.

7. Gear C.W., Numarical Initial Value Problems in Ordinary Differential Equations / C.W. Gear. - Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs. - N.J., 1972. - С. 52.

S. Майба, И. А., Глазунов, Д.В. Теоретическое обоснование механизма смешанной (полужидкостной) смазки в контакте «твердый оболочечный смазочный стержень-колесо-рельс» [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012 г., №1 - Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/бб4 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Дерлугян Ф.П., Щербаков И.Н. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического наноконструирования. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2010 г., №4 - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/2S7 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Reynolds, O. On the theory of lubrication and its application to Mr. Beauchamp Tower”s experiments / O. Reynolds. - Phil. Trans. Roy. Soc. London, 1SS6, vol. 177, pt. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.