Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОРИЕНТАЛИЗМА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО НА ПРИМЕРЕ БАЛЕТА М. ФОКИНА «ШЕХЕРАЗАДА»'

ВЛИЯНИЕ ОРИЕНТАЛИЗМА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО НА ПРИМЕРЕ БАЛЕТА М. ФОКИНА «ШЕХЕРАЗАДА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ / «ШЕХЕРАЗАДА» / М. ФОКИН / ОРИЕНТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ежова А.В.

в статье исследуется влияние ориентализма на хореографическое искусство на примере балета М. Фокина «Шехеразада» на симфонию Н.А. Римского-Корсакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОРИЕНТАЛИЗМА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО НА ПРИМЕРЕ БАЛЕТА М. ФОКИНА «ШЕХЕРАЗАДА»»

ВЛИЯНИЕ ОРИЕНТАЛИЗМА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО НА ПРИМЕРЕ БАЛЕТА М. ФОКИНА «ШЕХЕРАЗАДА»

Ежова А.В.

Ежова Анастасия Владимировна - магистрант, кафедра хореографического искусства, факультет искусств, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье исследуется влияние ориентализма на хореографическое искусство на примере балета М. Фокина «Шехеразада» на симфонию Н.А. Римского-Корсакова. Ключевые слова: балет, «Шехеразада», М. Фокин, ориентализм.

Балет «Шехеразада» на симфонию Н.А. Римского-Корсакова представляет собой воплощение не только основных принципов балетмейстера-реформатора Михаила Фокина, но и наиболее яркий «восточный» балет. В работе над балетом он опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета, искал новые хореографические решения, фактически упразднил пантомиму в балете [3].

Премьера балета состоялась в Парижской опере в программе вторых «Русских сезонов» С. Дягилева 4 июня 1910 года. И это был сразу успех и успех невероятный среди обывателей и профессионалов, так М. Пруст, обращаясь в письме к композитору Р. Гану, передал свой восторг от спектакля: «... я испытываю волшебное удивление, не зная ничего более прекрасного, чем «Шехеразада» [8, 189 с.].

Зрители воспринимали «Шехеразаду» как истинный восток и этому способствовали ряд моментов. В первую очередь сюжет, положенный в основу либретто, который, своего рода, является литературным наследием восточной культуры - фрагмент одной из арабских сказок «1001 ночь». Этим же сборником сказок был вдохновлен и композитор Римский-Корсаков, когда написал одноименную симфоническую сюиту, которая в итоге была использована для балета, хоть и в неполном варианте [9, с. 132-134].

Успех балета обусловлен рядом новым принципов работы, ключевым из которых является изменение роли художника, которая становится не менее значима чем роль композитора и балетмейстера.

Не смотря на спорные моменты в авторстве идеи «Шехеразады» безусловно велика заслуга Бакста в данном балете, так Бенуа пишет «Баксту, действительно, принадлежит честь создания «Шехеразады» как зрелища, и зрелища изумительного, я бы сказал - невиданного» [1, с 10].

Бакст в «Шехеразаде» смог создать невероятное полотно, на котором все: движения, динамика, цвета, сочетания света и цвета, игра тени в сочетании с театральными фактурами и тканями, соединено в единую ориентальную картину. Художник искал вдохновение в восточной культуре: в персидских миниатюрах и живописи. Ориентализм Бакста представляет собой практически немыслимое тогда сочетание красок, использование крупных мазков в создании богатой атмосферы дворца Султана. Художник передал красоту востока как нечто яркое, жгучее, сладострастное и при это таящее в себе опасность. За счет контраста холодного изумрудно-зеленого и кроваво-красного была создана своего рода колористическая мелодия декораций. Цвет не был застывшим, он становился как будто подвижным, пропитанным густым терпким ароматом [2, с. 121].

Такое оформление нашло полное единение с восточной темой музыки Римского-Корсакова, с чередованием то тихих, то невероятно громких ритмов, с ее «страстным томлением и причудливой цветистостью» [2, с. 122].

Таким образом, балет «Шехеразада» - это взрыв цвета, этой буйство и игра светотени, невероятный по силе воздействия на зрителя, подчиняющий себе и музыку и танец: «. Это был бесспорный шедевр Бакста. Пожалуй, нигде он не выразил себя так полно, как в этом спектакле.» [7, с. 114].

Оформление Л. Бакста абсолютно гармонирует и с хореографией в чем безусловно заслуга и Михаила Фокина, в его новых, для того времени, решений. В создании «Шехеразады» особое значение сыграл личный интерес балетмейстера к восточной культуре. В ней он видел чувственность, настоящую страсть, искренность переживаний и при этом невероятную иную пластику и музыкальность. Говоря о музыкальности важно упомянуть, что М. Фокин придавал большое значение музыке, находя в ней вдохновение как для сюжета, так и для поиска различных «pas» [4, с. 13-14].

Важной особенностью в хореографическом тексте балета является полное слияние пантомимы и танца. Тут каждый жест, сохраняя смысловую и этническую наполненность, филигранно вплетён в танцевальные движения артистов, что формирует единое хореографическое полотно. Следующая особенность - в качестве выразительного средства балетмейстер использует характерный танец, наполняя лексику типичными восточными движениями: волнообразные движения тела, плавные или акцентные движения бедрами, змееобразные por de bras, геометрические позы рук, невыворотные положения ног. Из чего можно было бы предположить, что М. Фокин пренебрег классическим танцем, но сравнение некоторых фрагментов балетов «Баядерка» М. Петипа и «Шехеразады» становится возможным предположить, что Фокин как минимум вдохновлялся балетом великого балетмейстера и

даже взял за основу приемы интеграции восточного и классического танцев Мариуса Петипа [5, с. 42-45]. И в этом кроется еще один принцип работы балетмейстера - уважение «старому» балету.

Еще одним принципом М. Фокина, реализованным в «Шехеразаде», можно назвать художественность, которая включает в себя практически все элементы спектакля: жесты, позы, движения тела артиста, которые должны быть не просто выразительными, но и естественными и при этом соответствовать этническим особенностям восточных стран, например, приветствие одалисками Шахрияра, «абрис лица» рукой.

Таким образом, в хореографии балета «Шахеразада» можно выделить ряд особенностей: гармоничное сочетание восточного колорита и классического балета эпохи Мариуса; полное слияние танца и пантомимы в единый танцевальный язык позволяющий создать образы целостные и естественно эмоциональные и этнически яркие; сокращение музыкально-танцевальных форм (отказ от сольных вариаций, танцевальные движения нескольких групп танцоров, в которые вплетаются индивидуальные па); использование более сложных рисунков (отказ от симметрии и повторений в пользу словно перетекающих из одной фигуры в другую перестроений, замысловатой асимметрии); художественность и этническое сходство жестов и движений. [6, с. 204-205]. Все эти особенности позволили создать принципиально новый и «очень восточный» балет, который на фоне яркого шатра Бакста в сочетании чарующей музыкой Римского-Корсакова вышел целостным и объемным, словно густой и обволакивающий аромат арабского уда, с первых минут уносит в жаркие страны загадочного востока и окутывает его ароматом, чувственностью, а непрерывное действие полное томления, тайных желаний и истинной страсти, захватывают не только внимание зрителей, но позволяет ощутить те же эмоции и чувства, исполняемые артистами на сцене.

С точки зрения интерпретации востока в балете можно сказать, что ориентализм заложен в каждом из структурных компонентов балета: арабская сказка в основе либретто и как вдохновение в написании музыки, восточная живопись и личный опыт Л. Бакста, позволивший воссоздать восточный мир невероятной яркости,, интерес к восточной культуре, в том числе танцевальной, М. Фокина. В хореографии ориентализм в балете «Шехерезада» представлен довольно ярко за счет использования характерных движений, которые не встречаются до этого в классическом танце.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что балет «Шехеразада» весь, до мельчайших нюансов, пронизан восточным колоритом, пусть и вымышленного Востока [Против течения], но невероятно яркого. И такой результат - заслуга нового принципа работы над постановкой балета: совместный разносторонний и при этом однонаправленный в принципах труд художника, композитора и балетмейстера и умелого сочетания этнического и классического танца.

Список литературы

1. Бенуа А.Н. Живопись, воспоминания, размышления. Книга пятая «7. 1908 г. Лето в Лугано»

2. Давыдова М.В. Художник в театре начала 20 века. М.: Наука, 1990

3. Долинская Елена. Балет - это та же симфония // Музыкальная жизнь, 2014. № 5.

4. Ежова А.В. Влияние ориентализма на хореографическое искусство на примере балетов «Баядерка» М. Петипа, «Шехерезада» М. Фокина и «Легенда о любви» Ю. Григоровича. СПбГУП, 2022.

5. Красовская В.М. История русского балета. Издательство: Планета музыки, 2021. С. 204-205.

6. Нижинская Р. Вацлав Нижинский. М., 2004. С. 114.

7. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. М.: АСТ, Люкс, 2005. 189 с.

8. Фокин М.М. Против течения: Воспоминания балетмейстера: Статьи, письма. Ленинград; Москва: Искусство, 1962. С. 132-134.

9. Добровольская Г.Н. Михаил Фокин. Русский период / Г.Н. Добровольская. СПб.: Гиперион, 2004. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.