Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОПЫТА ЖИЗНИ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О СВОИХ БУДУЩИХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

ВЛИЯНИЕ ОПЫТА ЖИЗНИ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О СВОИХ БУДУЩИХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брачность / молодежь / опыт жизни / представления / родительская семья / семейные ценности / marriage / youth / life experience / ideas / parental family / family values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фофанова Катерина Владиславовна, Капусткина Ксения Геннадьевна

Цель статьи – на основе эмпирических данных выявить, как соотносятся между собой тип отношений в родительской семье и проекция своей будущей семьи. Гипотеза исследования направлена на проверку положения о том, что опыт родительской семьи может привести как к прямому воспроизведению родительской модели семьи, так и к формированию обратной по отношению к ней проекции. Статья основывается на данных пилотажного исследования, проведенного среди студентов г. Саранска в апреле 2021 г. Данные были получены на основе применения теста «Шкала семейной адаптации и сплоченности», разработанного Д. X. Олсоном, Дж. Портнером, И. Лави, в сочетании с рефлексивным методом «синквейн». Были выявлены уровень удовлетворенности отношениями в родительской семье, уровень семейной сплоченности и гибкости, что позволило определить, на какие модели будущих семейных отношений ориентируется молодежь. В статье показано, что опыт жизни в родительской семье может привести как к прямому воспроизведению родительской модели семьи, так и к обратной проекции. Авторы отмечают перспективность дальнейшего изучения внутренних семейных процессов и характеристик, которые влияют на формирование представлений молодежи о своей будущей семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фофанова Катерина Владиславовна, Капусткина Ксения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE EXPERIENCE OF LIFE IN THE PARENTAL FAMILY ON THE IDEAS OF YOUNG PEOPLE ABOUT THEIR FUTURE FAMILY

The purpose of the article is to reveal on the basis of empirical data, how the type of relationship in the parental family and the projection of one's future family correlate with each other. The hypothesis of the study is aimed at testing the proposition that the experience of the parental family can lead both to direct reproduction of the parental model of the family, and to the formation of its opposite projection. The article is based on data from a pilot study conducted among students in Saransk in April 2021. The data were obtained based on the application of the “Family Adaptation and Cohesion Scale” test developed by D. H. Olson, J. Portner, I. Lavi in combination with reflexive method known as “cinquain”. The level of satisfaction with relationships in the parental family, the level of family cohesion and flexibility were revealed, which made it possible to determine which models of future family relations young people prefer. The article shows that the experience of living in a parental family can lead to both direct reproduction of the parental model of the family, and to the reverse projection. The authors note the prospects for further study of internal family processes and characteristics that influence the formation of young people's ideas about their future family.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОПЫТА ЖИЗНИ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О СВОИХ БУДУЩИХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

УДК 316.36

DOI: 10.24412/2713-1033-2022-1-54-64

К. В. Фофанова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия, e-mail: kateri02yandex.ru

К. Г. Капусткина Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия, e-mail: kapustkina_02@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ОПЫТА ЖИЗНИ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О СВОИХ БУДУЩИХ СЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ

Цель статьи - на основе эмпирических данных выявить, как соотносятся между собой тип отношений в родительской семье и проекция своей будущей семьи. Гипотеза исследования направлена на проверку положения о том, что опыт родительской семьи может привести как к прямому воспроизведению родительской модели семьи, так и к формированию обратной по отношению к ней проекции. Статья основывается на данных пилотажного исследования, проведенного среди студентов г. Саранска в апреле 2021 г. Данные были получены на основе применения теста «Шкала семейной адаптации и сплоченности», разработанного Д. X. Олсоном, Дж. Портнером, И. Лави, в сочетании с рефлексивным методом «синквейн». Были выявлены уровень удовлетворенности отношениями в родительской семье, уровень семейной сплоченности и гибкости, что позволило определить, на какие модели будущих семейных отношений ориентируется молодежь. В статье показано, что опыт жизни в родительской семье может привести как к прямому воспроизведению родительской модели семьи, так и к обратной проекции. Авторы отмечают перспективность дальнейшего изучения внутренних семейных процессов и характеристик, которые влияют на формирование представлений молодежи о своей будущей семье.

Ключевые слова: брачность, молодежь, опыт жизни, представления, родительская семья, семейные ценности.

K. V. Fofanova

National Research Mordovian State University, Saransk, Russia, e-mail:kateri02yandex.ru

K. G. Kapustkina

National Research Mordovian State University, Saransk, Russia, e-mail: kapustkina_02@mail.ru

INFLUENCE OF THE EXPERIENCE OF LIFE IN THE PARENTAL FAMILY ON THE IDEAS OF YOUNG PEOPLE ABOUT THEIR FUTURE

FAMILY

The purpose of the article is to reveal on the basis of empirical data, how the type of relationship in the parental family and the projection of one's future family correlate with each other. The hypothesis of the study is aimed at testing the proposition that the experience of the parental family can lead both to direct reproduction of the parental model of the family, and to the formation of its opposite projection. The article is based on data from a pilot study conducted among students in Saransk in April 2021. The data were obtained based on the application of the "Family Adaptation and Cohesion Scale" test developed by D. H. Olson, J. Portner, I. Lavi in combination with reflexive method known as "cinquain". The level of satisfaction with relationships in the parental family, the level of family cohesion and flexibility were revealed, which made it possible to determine which models of future family relations young people prefer. The article shows that the experience of living in a parental family can lead to both direct reproduction of the parental model of the family, and to the reverse projection. The authors note the prospects for further study of internal family processes and characteristics that influence the formation of young people's ideas about their future family.

Keywords: marriage, youth, life experience, ideas, parental family, family values.

Введение

Современная семья переживает разноплановые перемены: возникают новые модели брачно-семейных отношений, изменяются представления о социальных ролях в семье, меняется отношение к незарегистрированным бракам, сокращается количество детей, снижается уровень брачности, решение вступить в брак откладывается на более поздний возраст и т.д. В то же время не уходят в прошлое (а в некоторых случаях даже переживают возрождение) традиционные модели выстраивания жизненных траекторий, а соответствующие им ценности получают широкую поддержку со стороны государства и религиозных организаций. В целом, у молодого поколения сегодня гораздо больше возможностей для выбора в сфере семейных отношений, чем у их предшественников. В этом контексте нельзя не согласиться с выводами из трансформационной концепции развития семьи А. Г. Вишневского, согласно которым в современном обществе «с одной стороны, отстаиваются

"традиционные семейные ценности", с другой - в процессе адаптационных изменений, учитывающих новые демографические реалии, формируются новые стереотипы массового поведения и появляются новые совсем не традиционные культурные парадигмы, допускающие гораздо более богатое, чем прежде, разнообразие культурно санкционированных индивидуальных вариантов жизненного пути человека, организации семейной жизни, отношения полов, воспитания детей» [Вишневский, 2015: 101].

Результаты ряда социально-психологических исследований, устанавливающих причинно-следственные связи между качеством отношений в семье и будущим благополучием детей, служат свидетельством того, что атмосфера родительской семьи, характер отношений в ней влияют на представления о своей будущей семье [Гурко, 1995; Реан, 2017]. Исследователи отмечают, что «семейные факторы, объединяющие семейную атмосферу, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей можно назвать определяющими в развитии личности» [Карабанова, 2017: 92]. Добавим, что модель и тип отношений в родительской семье формируют не только личность ребенка, но и закладывают паттерны, во многом определяющие дальнейшие перспективы выстраивания отношений в собственной семье.

С другой стороны, Л. И. Савинов отмечает, что «родительские социальные роли детерминированы не только чувствами, эмоциями и отношениями, но и другими социальными институтами (культурой, государством, поселенческим сообществом, религией)» [Савинов, 2007:120]. Поэтому, с одной стороны, представления молодежи о своей будущей семье зависят от их внутрисемейного опыта жизни в родительской семье, с другой же нельзя исключать влияния на них разнообразных внешних факторов и тенденций, о которых активно говорят современные исследователи [Жадунова, 2021; Сычев, 2020].

Цель статьи - на основе эмпирических данных выявить, как соотносятся между собой тип отношений в родительской семье и проекция своей будущей семьи. Гипотеза исследования направлена на проверку положения о том, что опыт родительской семьи может привести как к прямому воспроизведению родительской модели семьи, так и к формированию обратной по отношению к ней проекции.

Методы исследования

Статья основывается на данных пилотажного исследования, проведенного среди студентов г. Саранска в апреле 2021 г. Всего опрошено 100 человек. Использовалась стихийная выборка, отбор респондентов осуществлялся по принципу доступности в вузе. Респонденты опрашивались очно. Возраст респондентов 20-21 год, 70% из которых - девушки, 30% - молодые люди. Полученные результаты очевидно не претендуют на полную репрезентативность относительно всей генеральной совокупности, однако позволяют проследить

основные тенденции, характерные для исследовательской проблемы, тем самым способствуя определению дальнейших стратегий ее изучения.

Эмпирические данные получены с помощью теста «Шкала семейной адаптации и сплоченности», разработанного Д. X. Олсоном, Дж. Портнером, И. Лави [Olson, 1985]. Тест позволяет не только оценить уровень семейной сплоченности, эмоциональной близости и эмоциональных связей в семье, выявить восприятие своей семьи в данный момент, но и измерить желаемые представления о своих будущих семейных отношениях. Отклонение восприятия от идеала позволяет судить о степени удовлетворенности семейными отношениями, «климате» родительской семьи.

Методология теста основана на «циркулярной» («круговой») модели функционирования семьи Д. X. Олсона, предусматривающей измерение сплоченности и адаптации семьи. «Семейная сплоченность» выступает комплексным индикатором, отражающим степень эмоциональной близости и качество отношений между членами семьи посредством замера эмоциональных связей, семейных границ, зон ответственности и стратегий принятия решений. Согласно концепции Д. X. Олсона, выделяются четыре уровня семейной сплоченности - от экстремально низкого до экстремально высокого. К числу сбалансированных уровней относятся разделенный и объединенный типы, которые можно рассматривать как показатели успешности и здоровья семьи; разобщенный и запутанный типы, напротив, отражают проблемность в семейных отношениях, выступают признаком семейной дисгармонии, эмоциональной отчужденности и дистанцированности между членами семьи.

Индикатор «семейная адаптация» также имеет четырехуровневую структуру, включающий ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный уровни адаптации. Структурированный и гибкий уровни указывают на семейное благополучие, в то время как хаотичный и ригидный выступают признаком кризисной семьи.

В качестве дополнительного рефлексивного метода был применен метод «синквейн». Респондентам предлагалось описать родительскую и свою будущую семью через два прилагательных, т.е. ответить «Какая она?», через три глагола, т.е. «Что она делает?», далее подобрать синоним к ключевому слову и сделать вывод, связанный с ключевым словом. Данный метод позволил осуществить процедуру триангуляции данных.

В целом, для выявления влияния опыта родительской семьи на свою будущую семью эмпирический инструментарий был ориентирован на выявление:

- удовлетворенности детско-родительскими отношениями;

- представлений молодежи о типе семейной структуры в родительской семье и своей будущей семье;

- уровня соответствия представлений о будущей семье модели родительской семьи.

Результаты исследования

Студентам предлагалось оценить степень удовлетворенности семейной сплоченностью по тринадцатибалльной шкале. «Шкала сплоченности» показывает степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие искренних, теплых отношений. В результате было выявлено три уровня удовлетворенности семейной сплоченностью: высокий (0-4 балла) - 70% опрошенных, умеренный (5-8 баллов) - 17% и низкий (9-13 баллов) - 13%.

Расхождение (между имеющимся в родительской семье и желаемым в будущем) в полученных результатах по шкале семейной сплоченности наблюдается у 87% респондентов. В целом по выборке разница составляет 3,6 балла из 13 возможных.

По шкале семейной гибкости также просматривается разрыв в представлениях, он встречается у 93% респондентов. Средний показатель по выборке - 4,9 балла из 13 возможных. Шкала гибкости отражает способность семьи приспосабливаться к возникшим изменениям, реагировать на стрессовые ситуации. Если придерживаться распределения деления респондентов по трем уровням, представленным выше, то получим следующие результаты: 57% респондентов имеют высокую степень удовлетворенности семейной гибкостью, 23% - умеренную, и 20% - низкую степень. Уровень удовлетворенности отношениями в родительской семье коррелирует с полом респондента. Так, по данным исследования низкая степень удовлетворенности в большей степени характерна для девушек - 75% по шкале сплоченности и 83% по шкале гибкости, в то время как умеренная степень удовлетворенности представлена в большей степени юношами: 80% и 71% соответственно.

Таким образом, большинство респондентов (70% и 57%) удовлетворены отношениями в родительской семье, у основной доли респондентов практически не выявлено расхождений между имеющимся опытом и представлениями о будущей семье. Но вместе с тем около шестой части опрошенных (13% и 20%) оценивают родительскую семью неудовлетворительно, на что указывает высокая оценка расхождения.

Согласно результатам теста, 74% опрошенных студентов имеют умеренно сплоченные родительские семьи, т.е. определенная отдаленность членов семьи присутствует, но не выходит за границы критичности. Для подобных семей характерно признание ценности раздельного времяпровождения; интересы, друзья у членов семьи разные, однако существуют точки пересечения, вопросы, объединяющие всех, при возникновении серьезных проблем члены семьи консолидируются.

Разобщенные и объединенные модели семьи менее частотны. По данным исследования, такие модели родительской семьи встречаются у 13% опрошенных респондентов.

Большинство респондентов (75%) из тех, кто воспитывался в разобщенной семье, мечтают об ином уровне сплоченности в своей будущей семье: 50% из них предпочли бы семью с объединенной структурой, еще 25% хотят изменить ее на раздельную.

Половина респондентов, выросших в раздельной семье, довольна данной структурой и в будущем хотела бы воплотить ее в своей семье. Другие 50% мечтают об объединенной структуре для будущей семьи.

По шкале гибкости родительской семьи (которая демонстрирует, как семья приспосабливается, изменяется в зависимости от стрессовых условий, как решаются жизненные задачи семьи) нет явно лидирующего уровня: 43% респондентов определяют семью как хаотичную, т.е. в подобных семьях отношения отличаются высокой степенью непредсказуемости, нет четкого закрепления ролей и зон ответственности, 37% респондентов - как гибкую, т.е. семья сбалансированная, характеризуется демократическим стилем отношений. Структурированной считают родительскую семью 13% студентов. Стоит отметить, что выявлена также сравнительно небольшая часть респондентов - 7%, имеющих ригидный уровень гибкости в родительской семье. Это указывает на то, что подобные семьи имеют низкий уровень адаптивности, неспособны решать жизненные задачи.

Родительские семьи с ригидной структурой (которую можно описать фразой: «Будет так, как я сказал») респонденты хотят заменить на гибкую (50%) и хаотичную (50%). А вот хаотичную структуру родительской семьи (где «Никто никому ничего не должен» и «Не ясно, кто за что несет ответственность») большинство респондентов (85%) менять не намерено.

В представлениях о своей будущей семье 53% респондентов отдают предпочтение объединенной семье (по шкале сплоченности), т.е. семье с высокой степенью эмоциональной близости, привязанности, лояльности в отношениях, 67% рассматривают как вариант хаотичную семью (по шкале гибкости).

Большинство (64%) из тех, кто имел гибкую родительскую семью, хотят в будущем изменить ее на более «проблематичную» структуру - хаотичную, оставшаяся часть (34%) довольна гибкой структурой и готова ее воплотить в жизнь снова.

С целью рефлексивности представлений о родительской семье и своей будущей семье респондентам было предложено составить «синквейн». Так респонденты посредством пятистрочной стихотворной формы выразили свое представление о родительской семье и своей будущей семье. Родительская семья половиной респондентов рассматривается как любящая (53%) или помогающая,

более чем третью (37%) - как поддерживающая. Результаты исследования выявили следующее описание родительской семьи: «дружная и любящая», «способная помогать и поддерживать». В последней строке - вывод синквейна -в целом отражаются идеи «семья - главная опора», «семья - родное место, которое всегда рядом» (табл. 1). Интерес представляют и расхождения. Так, например, респонденты воспринимают родительскую семью как помогающую и дружную чаще, чем свою. Выявление причин таких расхождений может стать предметом отдельного исследования.

Таблица 1. Пересекающиеся характеристики родительской и будущей своей семьи (% опрошенных)

Характеристики Родительская семья Будущая собственная семья

Прилагательные, раскрывающие содержание ключевого слова

Дружная 33% 20%

Любящая 20% 27%

Глаголы, описывающие де к ключевому йствия, относящиеся у слову

Любить 53% 43%

Помогать 47% 33%

Поддерживать 37% 37%

Облако слов визуально отражает сущностное содержание представлений о семье (рис. 1). Практически такими же прилагательными и глаголами студенты оперируют при описании своей будущей семьи (рис. 2).

Рис. 1. Облако слов «Родительская семья»

Рис. 2 . Облако слов «Моя будущая семья»

Отличия состоят в том, что в ключевом предложении-выводе респондентами чаще используются слова «любовь, счастье и доверие», выражающие мысль, что «семья - это всегда счастье». Таким образом, данные синквейна показывают, что молодежь оценивает родительскую семью как самое ценное, как опору, поддержку.

В большинстве случаев, согласно данным исследования, респонденты планируют повторить родительскую модель в собственной семье и выстроить семью на основе «доверия», «счастья», «принятия», «любви».

По данным исследования 47% респондентов воспитывались в функциональных семьях, являющихся сбалансированными и гармоничными, 43% - в полуфункциональных (среднесбалансированных), и 10% - в дисфункциональных (несбалансированных). В представлениях 70% респондентов их будущая семья должна соответствовать полуфункциональной модели, 30% мечтают о гармоничной, здоровой семье, которую принято называть функциональной.

Согласно концепции Олсона функциональность или дисфункциональность семейной системы находится в зависимости от комбинации гибкости и сплоченности [Olson, 1985]. Так, центральные уровни сплоченности (разделенный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) можно рассматривать как сбалансированные. Сочетание этих уровней создает оптимальную степень функциональности (функциональная и полуфункциональная семейные системы), в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными и образуют дисфункциональные семейные системы.

Заключение

Стоит отметить, что данные, полученные в ходе исследования, не претендуют на полную репрезентативность, что обусловлено, с одной стороны, пилотажной стратегией, с другой - возможностями используемых в исследовании методов (тест «Шкала семейной адаптации и сплоченности» и «синквейн»). Тем не менее, полученные данные дают возможность выявить некоторые тенденции и сделать предварительные выводы.

Во-первых, результаты проведенного исследования показывают достаточно высокую степень удовлетворенности детско-родительскими отношениями у большинства студентов. Во-вторых, те респонденты, которые воспитывались в функциональных семьях, в своих представлениях о будущей семье не придерживаются ее модели, то есть не планируют воспроизводить опыт родительской семьи, делая выбор скорее в пользу полуфункциональной модели. В-третьих, результаты теста и тексты синквейнов показывают, что здоровые эмоциональные отношения в родительской семье проецируются на будущее, и большая часть студентов из таких семей ориентированы на воспроизводство модели отношений, сложившейся в родительской семье. В-четвертых, в полученных данных прослеживается достаточно оптимистичная тенденция,

согласно которой, несмотря на все изменения и кризисы семьи как социального института, семья воспринимается молодежью через призму понятий «любовь», «счастье» и «главная цель».

Как правило, исследование семьи и семейно-брачных отношений в российской социологической практике опирается на классические количественные методы (в основном анкетные опросы), обращение же к методу тестирования, который предусматривает особый алгоритм обработки данных, а также к рефлексивному методу «синквейна» позволил показать новые аспекты взаимосвязи «настоящего» и «будущего». В перспективе можно продолжить изучение выявленных групп респондентов, воспитанных в функциональных, полуфункциональных и дисфункциональных семьях, сквозь призму проектных стратегий и выявление факторов, влияющих на выбор в пользу той или иной модели выстраивания будущего. Таким образом, полученные данные в перспективе могут быть использованы для дальнейшего изучения механизмов и факторов влияния родительской семьи на будущие брачно-семейные отношения детей.

Список литературы (References)

1. Вишневский А. Г. Время демографических перемен: избр. ст. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 517 с.

Vishnevsky A. G. (2015) The Time of Demographic Changes: sel. art. Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki. 517 p. (In Russ.)

2. Гурко Т. А. Трансформация семьи и перспективы родительства // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 10-44.

Gurko T. A. (1995) Transformatsiia sem'i i perspektivy roditel'stva (Family transformation and parenting perspectives). Sociological Studies. No. 10. P. 10-44. (In Russ.)

3. Гурко Т. А. Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 2. С. 65-80.

Gurko T. A. (2019) Predstavleniia studentov v otnoshenii roditel'stva i sotsial'nykh rolei muzhchin i zhenshchin (Student's Attitudes to Parenthood and the Social Roles of Men and Women). The journal Sociological Science and Social Practice. Vol. 7. No 2. P. 65-80. (In Russ.)

4. Жадунова Н. В. «Брак или партнерство»: моральная дилемма однополых браков в современных протестантских деноминациях // Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы - 2021. Этика как наука и профессия. Материалы конференции. Санкт-Петербургский государственный университет; Институт философии; Кафедра этики. 2021. С. 128-129.

Zhadunova N. V. (2021) «Brak ili partnerstvo»: moral'naia dilemma odnopolykh brakov v sovremennykh protestantskikh denominatsiiakh ("Marriage or Partnership": The Moral Dilemma of Same-Sex Marriage in Contemporary Protestant

Denominations). Teoreticheskaia i prikladnaia etika: Traditsii i perspektivy - 2021. Etika kak nauka i professiia. Materialy konferentsii. Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet; Institut filosofii; Kafedra etiki. P. 128-129. (In Russ.)

5. Илюхина О. О., Фофанова К. В. Установки молодежи на семью и деторождение в республике Мордовия // Огарев-Online. 2017. № 5 (94). С. 4.

Iliukhina O. O., Fofanova K. V. (2017). Ustanovki molodezhi na sem'iu i detorozhdenie v respublike Mordoviia (The Attitudes of Young People to Starting a Family and Childbearing: a Study of the Republic of Mordovia). Ogarev-Online. No. 5 (94). P. 4. (In Russ.)

6. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 92-97.

Karabanova O. A., Molchanov S. V. (2017) Semeinye faktory v formirovanii roditel'skikh ustanovok u studencheskoi molodezhi na etape vkhozhdeniia vo vzroslost' (Family factors in shaping parental attitudes in young students at the stage of entering adulthood). National Psychological Journal. No. 2 (26). P. 92-97. (In Russ.)

7. Реан А. А. Семья в структуре ценностей молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 62-76.

Rean A. A. (2017). Sem'ia v strukture tsennostei molodezhi (A family in the structure of values of young people). Russian Psychological Journal. Vol. 14. No. 1. P. 62-76. (In Russ.)

8. Савинов Л. И. Социология родительства // Вестник Мордовского университета. 2007. № 2. С. 119-127.

Savinov L. I. (2007) Sotsiologiia roditel'stva (Sociology of parenthood). Bulletin of the Mordovian University. No. 2. P. 119-127. (In Russ.)

9. Сычев А. А. Институт семьи в контексте социокультурных вызовов миграционной политике // Взаимодействие семьи с другими социальными институтами как возможность преодоления социокультурных угроз в России: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Саранск, 2020. С. 42.

Sychev A. A. (2020) Institut sem'i v kontekste sotsiokul'turnykh vyzovov migratsionnoi politike (The Institute of the Family in the Context of Sociocultural Challenges to Migration Policy). Vzaimodeistvie sem'i s drugimi sotsial'nymi institutami kak vozmozhnost'preodoleniia sotsiokul'turnykh ugroz v Rossii. materialy Mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Saransk. P. 42. (In Russ.)

10. Olson D., Portner J., Lavee Y. (1985) FACES III Manual. Twin Cities, Minnesota: University of Minnesota.

Сведения об авторах

Фофанова Катерина Владиславовна - профессор кафедры социологии и социальной работы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, доктор социологических наук. Занимается изучением вопросов

методологии и методов социологических исследований, гендерными исследованиями. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. E-mail: kateri02yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-2344-8986

Капусткина Ксения Геннадьевна - студентка направления подготовки «Социология» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Занимается изучением вопросов в области социологии семьи. E-mail: kapustkina_02@mail.ru

About the authors

Fofanova Katerina Vladislavovna - рrofessor of the Department of Sociology and

Social Work, N. P. Ogarev National Research Mordovian State University, Doctor of

Sociological Sciences. Engaged in the study of issues of methodology and methods of

sociological research, gender studies. Author of more than 100 scientific and

educational works.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: kateri02@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-2344-8986

Kapustkina Ksenia Gennadievna - a student of the Sociology department of the N.

P. Ogarev Mordovian State University. Engaged in the study of issues in the field of

family sociology.

E-mail: kapustkina_02@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-2344-8986

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.