УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10051
Влияние одной тренировки на психофизическое состояние спортсменок-баскетболисток сборной университета
The Impact of One Workout on the Psychophysical Condition of Female Basketball Players of the University Team
Татьяна Ивановна ТОЛСТОВА,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного университет им. И.П. Павлова
E-mail: [email protected]
Игорь Викторович СУХИНИН,
преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного университета им. И. П. Павлова
Аннотация. В работе представлены результаты обследования студенток спортсменок-баскетболисток с целью изучения влияния одной тренировочной игры в баскетбол на их психофизиологическое состояние. Обследование проводилось в предсорев-новательный период до и сразу после одной тренировочной игры. Проводили антропометрию, динамометрию, спирометрию. Для изучения особенностей спортсменок был использован ПАК «Valeometer». В блок нейродинамических исследований вошли тесты: «Сенсомоторная реакция», для оценки когнитивной деятельности «Тест Люшера», для оценки состояния вегетативной нервной системы — кардио-интервалометрия. Использование ПАК способствует личностно ориентированному подходу к игрокам команды. Выявленные результаты помогают ориентировать тренеров на включение в тренировочный процесс упражнений для развития силы и выносливости студентов.
Ключевые слова: студенты спортсменки-баскетболистки сборной университета, тренировочная игра, психофизиологическое состояние
Abstract. The paper presents the results of a survey of students of female basketball players to study the effect of a single basketball training game on their psycho-physiological state. The survey was carried out in the precompetitive period before and immediately after one training game. Conducted anthropometry, dy-namometry, spirometry. For studying features of the athletes was used by the PAC «Valeometer». The neu-rodynamic studies block included the «Sensomotor Reaction» tests, the «Luscher Test» for the assessment of cognitive activity, and cardiointervalometry for the assessment of the state of the autonomic nervous system. The use of the PAC promotes a personality-oriented approach to the players of the team. The revealed results help orient coaches to include exercises in the training process for developing students' strength and endurance.
Key words: students athletes, basketball team of the university team, a training game, psycho-physiological state
Студенческий спорт в России в центре внимания общественности и государства. В настоящее время вместо тезиса «Спорт — это здоровье» все чаще встречается вопрос: «Спорт для здоровья или здоровье для спорта?». Имеется широкий спектр патологических изменений, связанных с перенапряжением. Поэтому здоровье спортсменов-студен-
тов следует рассматривать как один из показателей качества их подготовки. У этих студентов помимо нервного напряжения, связанного с переработкой большого потока разнообразной информации, имеются нагрузки тренировочные. Забота о сохранении здоровья и работоспособности данной категории студентов легла в основу работы.
Цель работы — изучение влияния одной тренировочной игры в баскетбол на психофизиологическое состояние спортсменок-баскетболисток для контроля их функционального состояния и коррекции тренировочного процесса.
Материал и методы исследования. Обследование проводилось в предсоревнова-тельный период. Всего обследовано девять спортсменок 19—24 лет 2—5-го курсов. Обследование проводилось до и сразу после одной тренировочной игры. Проводили антропометрию, динамометрию, спирометрию. Для изучения особенностей спортсменок был использован ПАК «Valeometer». В блок нейро-динамических исследований вошли тесты: «Сенсомоторная реакция», для оценки когнитивной деятельности — «Тест Люшера»,
для оценки состояния вегетативной нервной системы — кардиоинтервалометрия.
Получены следующие результаты. Средний рост баскетболисток — 172,6 см, средний вес — 62,4 кг. Индекс массы тела у одной спортсменки — 17,3, у других — в норме. Силовой индекс средний — 37,7 (ниже среднего). Общие резервы здоровья — ниже среднего у более половины команды. Хочется отметить, что только четыре спортсменки имеют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) 3ооо и выше перед тренировкой, средняя ЖЕЛ — 2800. Физические резервы — ниже среднего у половины команды, у 40% — низкие и ниже среднего психические резервы. После тренировки ЖЕЛ снизилась и составила в среднем 2500 мл (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей ЖЕЛ до и после тренировки
Сила кисти снизилась как правой, так и левой руки. Однако выросли психические резервы — с 46% в среднем до 51% после тренировки (рис. 2).
Рис. 2. Динамика психических возможностей студенток до и после тренировки
Возможности нервной системы также выросли — с среднем с 41,5% до тренировки до 56,8% после тренировки (рис. 3).
198
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1
Рис. 3. Динамика возможностей ЦНС студенток до и после тренировки
Обсуждение полученных результатов. Обратили на себя внимание общие низкие резервы здоровья уже перед игрой. Возможно, студенты нуждаются в дополнительном питании. Известно, что за одну игру можно потерять до 1200 ккал при дополнительном отдыхе, потому что все девушки говорили про недосыпание. Удивительно низкими оказались показатели ЖЕЛ, особенно у иностранных студенток, так как считается, что регулярные тренировки способствуют повышению ЖЕЛ. Обследованные студенты не имеют разряда и их тренировки не были регулярными. Снижение силы и показателей жизненной емкости легких после тренировки говорит о высокой нагрузке и усталости студентов. Повышение возможностей нервной системы можно объяснить активностью нервной системы в процессе игры, которая постоянно контролирует и регулирует активность всех органов, координирует движения. Быстрое освоение меняющейся информации во время борьбы с соперником при постоянном дефиците времени связано с повышенной активностью и совершенствованием функций зрительного анализатора. Контроль за перемещением партнеров и соперников, удерживание мяча в поле зрения подтверждает исследование А.П. Лаптева: улучшается чувствительность зрительного восприятия световых импульсов. Известно, что в ближайшие 2—4 часа после интенсивной тренировки улучшаются память и внимание. Необходимо доводить до студентов, что это наилучшее время для усвоения учебной информации. Психофизиологические резервы обеспечивают мобилизацию потенциальных возможностей отдельных систем на уровне целостного организма, способность человека во много раз улучшать качественное функционирова-
ние своих анализаторных систем, свойств ЦНС, ВНД, противостоять сбивающим факторам и длительно поддерживать оптимальный уровень функционирования.
Выводы и предложения. Использование ПАК способствует личностно ориентированному подходу к игрокам команды. Выявленные результаты помогают ориентировать тренеров на включение в тренировочный процесс упражнений для развития силы и выносливости студентов. Студенты сборной университета — это обычные студенты, отличающиеся от остальных студентов тем, что они когда-то играли в баскетбол. Поэтому и здоровье у них — это отображение здоровья современной молодежи. Повышенные нагрузки, наверное, должны предполагать дополнительные мероприятия восстановительного характера для этой группы студентов, своевременный динамический контроль на протяжении спортивной деятельности.
Конфликт интересов отсутствует.
Список литературы
1. Котельникова СЛ., Ноздрачев А.Д., Одинак М.М. и др. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах / / Физиология человека. 2002. Т. 28. № 1.
2. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: Монография. М.: Советский спорт, 2010.
3. Севрюк АЮ, Нерик В.С., Чернышова ИВ. и др. Роль баскетбола в физическом воспитании студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Сб. ст. по материалам XXXI междунар. студ. науч. конф. Новосибирск. 2015. № 4 (31).