Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ'

ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение с использованием симуляционных технологий / психологическое состояние / тревожность / лапароскопия / training using simulation technologies / psychological state / anxiety / laparoscopy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логвинов Юрий Иванович, Горбунова Елизавета Александровна

Статья посвящена исследованию влияния обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей хирургического профиля. Описанные в статье результаты эмпирического исследования демонстрируют значимые различия в уровне тревожности и степени готовности к выполнению лапароскопических манипуляций среди врачей. Анализ результатов позволяет сделать вывод о положительном влиянии обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей-хирургов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логвинов Юрий Иванович, Горбунова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TRAINING USING SIMULATION TECHNOLOGIES ON THE EMOTIONAL STATE OF SURGEONS

The article is devoted to the study of the influence of training using simulation technologies on the emotional state of surgical doctors. The results of an empirical study described in the article demonstrate significant differences in the level of anxiety and the degree of readiness to perform laparoscopic manipulations among doctors. The analysis of the results allows us to conclude about the positive impact of training using simulation technologies on the emotional state of surgeons.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ»

ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ

Логвинов Ю.И., Горбунова Е.А.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы Городская клиническая больница имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы, 125284, г. Москва, Российская Федерация

Статья посвящена исследованию влияния обучения с использованием симу-ляционных технологий на эмоциональное состояние врачей хирургического профиля. Описанные в статье результаты эмпирического исследования демонстрируют значимые различия в уровне тревожности и степени готовности к выполнению лапароскопических манипуляций среди врачей. Анализ результатов позволяет сделать вывод о положительном влиянии обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей-хирургов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Логвинов Ю.И., Горбунова Е.А. Влияние обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей-хирургов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 8-22. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-8-22 Статья поступила в редакцию 09.09.2021. Принята в печать 13.1 2.2021.

Ключевые слова:

обучение

с использованием

симуляционных

технологий,

психологическое

состояние,

тревожность,

лапароскопия

THE IMPACT OF TRAINING USING SIMULATION TECHNOLOGIES ON THE EMOTIONAL STATE OF SURGEONS

Logvinov Yu.I., Gorbunova E.A.

S.P. Botkin City Clinical Hospital of the Department of Healthcare of the City of Moscow, 125284, Moscow, Russian Federation

The article is devoted to the study of the influence of training using simulation technologies on the emotional state of surgical doctors. The results of an empirical study described in the article demonstrate significant differences in the level of anxiety and the degree of readiness to perform laparoscopic manipulations among doctors. The analysis of the results allows us to conclude about the positive impact of training using simulation technologies on the emotional state of surgeons.

Keywords:

training using simulation technologies, psychological state, anxiety, laparoscopy

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

For citation: Logvinov Yu.I., Gorbunova E.A. The impact of training using simulation technologies on the emotional state of surgeons. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (4): 8-22. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-8-22 (in Russian) Received 09.09.2021. Accepted for publication 13.1 2.2021.

Актуальность исследования обусловлена потребностью в повышении профессионального уровня врачей-хирургов, специализирующихся на лапароскопических вмешательствах, активно используемых в современной медицине [1, 2].

Ввиду специфики хирургической деятельности, сопряженной с напряженными внешними факторами [4-6] и с большой ответственностью в профессиональной деятельности хирургов, раскрывается проблема психического благополучия врачей, актуализируется потребность в изучении способов минимизации дезадаптивных реакций1 и повышении результативности профессиональной деятельности [7-10].

Цель настоящего эмпирического исследования заключается в изучении влияния обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей хирургического профиля.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

При проведении исследования, объектом которого выступало психологическое состояние врачей-хирургов, использовались стандартизированные методики, направленные на самооценку тревожности, анкеты; производилась оценка изменений степени личной готовности к проведению лапароскопических вмешательств, уровня уверенности врачей хирургического профиля, предварительно до обучения с использованием симуляционных технологий и после него.

Психоэмоциональное состояние участников исследования оценивалось с помощью методики личностной тревожности Ч.Д. Спил-бергера, в модификации Ю.Л. Ханина, предоставленной курсантам до обучения с использованием симуляционных технологий; методика «Личностной шкалы проявлений тревоги Тэй-лора» (в адаптации В.Г. Норакидзе) предоставлялась по завершении обучения. При обработке данных шкалы были приравнены. Выбор методик обусловлен невозможностью контролировать эффект переноса и научения в тестировании, вследствие чего для уменьшения вероятности имплицитного2 научения использовали методики, разработанные разными авторами, оценивающими одну устойчивую характеристику личности - тревожность [11, 12]. Оценку уровня готовности к проведению лапароскопических вмешательств, наиболее устойчивых проявлений чувств, готовности к внештатным ситуациям, реакцию на неопределенные ситуации, наличие ассоциаций в процессе обучения с реальными ситуациями и оценку улучшения профессиональных навыков по окончании обучения проводили путем анкетирования. Выводы, полученные в ходе исследования, относятся к объективным ввиду соблюдения принципов конфиденциальности и объективности мнения респондентов, исключающих вероятность получения социально желательных ответов. В некоторых пунктах итоговое значение может превышать значение 100% ввиду предоставления возможности выбора более одного варианта ответа на случай имеющихся таковых.

1 Дезадаптация (дезадаптивность) - непригодность, неприспособленность. Дезадаптивный: в клинической психологии - поведение или совокупность действий человека, приводящих к нарушениям психики. Многие признаки дезадаптивного поведения не являются признаками серьезных заболеваний (Немов Р.С. Психологический словарь. Москва: Владос, 2007. 560 с.).

2 Имплицитное научение - скрытое, неявное научение, происходящее без осознавания предмета. Имеет свой механизм, не зависит от эксплицитного научения. Требует минимальной вовлеченности (Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология: учебник для вузов. 3-е изд. Москва: Юрайт, 2013. С. 432-465).

35 30

20

о 15

10

Возраст

18-25 26-30 31-35 36-40 41-45 Старше

Рис. 1. Возраст респондентов

Годы

45

£ 25

5

0

Пол

Холост Щ Женат Щ Разведен Щ Вдовец

Рис. 2. Пол респондентов

Обработка полученных результатов производилась с помощью методов экономико-статистического анализа, реализованного в пакете программ IBM SPSS Statistics Subscription 28.0.0.0., Microsoft Excel 2010, стандартизированных ключей.

Для решения поставленной цели исследование проводили на основе доэкспе-риментального плана с предварительным и итоговым тестированием в 2 независимых группах [13]: R,О, Х О2; R2О, Х О2, где R1 - преподаватель группы № 1, R2- преподаватель группы № 2. Первичная оценка уровня тревожности и анонимное анкетирование (О1); формирующий эксперимент (в данном

1%

Рис. 3. Семейное положение респондентов

случае обучение с использованием симу-ляционных технологий) (Х); вторичное оценивание уровня тревожности, анонимное анкетирование (О2).

В обучении слушателей курсов были задействованы 2 преподавателя - ведущие специалисты практического здравоохранения. Группирующим признаком, положенным в основание формирования выборки на группу № 1 и группу № 2, был преподаватель.

Исследование проводили на территории Учебно-аккредитационного центра -Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы. В исследовании принял участие 151 врач хирургического профиля (п=151),

прибывший на обучение для отработки навыков лапароскопических вмешательств. В случае неполного или некорректного заполнения испытуемыми опросников материалы исключались из обработки результатов. Решение слушателей об участии в исследовании принималось добровольно. Ниже представлены (рис. 1-5) социально-демографические данные слушателей, принявших участие в исследовании.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ нормальности распределения внутри выборок проведен с помощью критерия нормального распределения Кол-магорова-Смирнова. До начала обучения значение в группе № 1 - 0,086; в группе № 2 -0,013. После завершения обучения в группе № 1 - значение 0,200; в группе № 2 - значение 0,005.

В качестве критерия для независимых выборок использовался критерий для равенства средних: до обучения р=0,900 (>0,05), после обучения р=0,807 (>0,05), следовательно, разницы в средних значениях уровня тревожности между 2 группами в генеральной совокупности не выявлено.

Размеры эффектов независимых выборок до обучения ё Коэна: ё=0,021 (<0,3; <0,1), что свидетельствует о слабом эффекте; размеры эффектов независимых выборок после обучения ё Коэна: ё=0,043 (<0,3; <0,1), что также свидетельствует о слабом эффекте.

Непараметрический критерий и Манна-Уитни подтверждает результаты г-Стьюдента для независимых выборок, следовательно, результаты непараметрического теста совпадают с параметрическими.

В средних значениях 2 групп до обучения существенных различий между результатами не выявлено: результаты группы № 1 до обучения (М=17,29, ¿£=0,762), результаты группы

Должность Руководитель 7%

Врач-специалист 93%

Рис. 4. Занимаемая должность респондентов

Профессиональный стаж

20

Т9%~

17% 17%

Менее 2-5 6-10 11-15 16-20 21-25 Свыше

2 лет лет лет лет лет лет 25 лет

Рис. 5. Профессиональный стаж работы респондентов

№ 2: (М=17,15, ¿£=0,838), г (144)=0,125, р=0,900, ё=0,021.

В средних значениях двух групп после обучения существенных различий между результатами не выявлено: результаты группы № 1 до обучения (М=11,78, ¿£=0,653), результаты группы № 2: (М=11,54, ¿£=0,765), г (127)=0,245, р=0,807, ё=0,043.

Результаты непараметрического теста Манна-Уитни подтверждают результаты теста г-Стьюдента для независимых выборок.

Медианы тревожности в 2 группах до обучения (группа № 1 №Шп=18, группа № 2 №№п=17) различаются незначительно. и=2559,500, г= -0,342, р=0,732. Медианы тревожности в 2 группах после обучения (группа

60

40

20

Из предложенных ниже вариантов выберите 3 пункта, которые в большей степени описывают Ваши чувства чаще всего, в течение рабочего дня:

^ ^ ^ ¿Г # с^ ,<гР # Л-0

/V У ////,// ¿/у///

/; // ^ ж

/

// * * «г ^

# V Л.«?

Рис. 6. Варианты чувств, характерные для слушателей в течение рабочего дня чаще всего

№ 1 МЬп=11, группа № 2 МЬп=10) различаются незначительно. ¿7=1969,500, г= -0,355, р=0,723.

Значение р-уровня р=0,001 (>0,05), статистически значим уровень выраженности тревожности в 2 группах до и после обучения ? (128)=7,281. Снижение средних оценок: среднее = 17,23 до начала обучения, среднее = 11,67 после обучения, снижение медианы: до начала обучения М^=17,00, после обучения МЬп=11,00.

До начала обучения высокий уровень тревожности выявлен у 11% респондентов, после обучения отмечен у 4% курсантов. Уровень тревожности до обучения: х2 = 117,616 (р=0,001; <0,05). После обучения уровень тревожности х2 = 62,271 (р=0,001; <0,05). р=0,001 (<0,05) свидетельствует о различиях в результатах до и после обучения с использованием симу-ляционных технологий.

Ниже представлены диаграммы (рис. 6) с ответами, предоставленными слушателями в письменном анонимном опросе до начала обучения.

На вопрос: «Из предложенных ниже вариантов выберите 3 пункта, которые в большей степени описывают ваши чувства чаще всего в течение рабочего дня?» - преобладающее большинство респондентов выбрали: рабочий настрой (60%), заинтересованность (52%), уверенность (37%), оптимизм (21%) и другие благоприятные тенденции. Редко встречаемые чувства: неуверенность (3%), уныние (3%), безразличие (3%), менее благоприятные чувства.

Большая часть врачей, принявших участие в исследовании, ответили (рис. 7), что в случае неожиданного звонка от родственника предположительно они будут испытывать спокойствие (28%) и приятное удивление (26%).

Абсолютное большинство (рис. 8) опрошенных ответили, что в случае неожиданного вызова к руководителю, вероятнее всего, почувствуют настороженность (53%). Ответы, содержащие больше уверенности, пользовались небольшой популярностью.

0

Представьте, что Вам неожиданно звонит Ваш родственник, с которым редко общаетесь. С каким чувством Вы ответите на звонок?

С желанием скорее завершить разговор 1,3%

С удивлением и страхом 1,3%

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос, подразумевающий неопределенность

В целом около 22% респондентов отреагируют спокойно, около 18% примут сообщение с надеждой на лучшее. Больше половины (53%) участников опроса с большей вероятностью настороженно воспримут неожиданную новость.

Большая часть ответов (рис. 9) свидетельствует об уверенности в своих коллегах, в случае внештатной ситуации: полностью уверены - 29%, скорее уверены - 49%, полностью не уверены - 3%.

В последующем блоке рассмотрены ответы, полученные в предварительном анкетировании и в последующем, после завершения обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На предложенный вопрос: «Оцените вашу готовность выполнить интракорпоральный шов в ходе оперативного вмешательства» -мы получили следующие результаты.

На представление слушателей группы № 1 о собственной готовности выполнить интракорпоральный шов в ходе оперативного вмешательства существенно повлияло обучение,

что подтверждают статистические данные: в группе № 1 шкала оценки готовности до обучения Ме=4,00, после обучения уровень оценки был Ме=5,00.

Попарное сравнение со скорректированными значениями р показало, что готовность стала значительно выше группе № 1 после обучения по сравнению с данными до обучения, 1= -3,491, р=0,001 (критерий знаковых рангов Вилкоксона).

В группе № 2 у слушателей готовность к выполнению интракорпорального шва выше после обучения, чем до обучения, о чем свидетельствуют полученные данные, где 1= -3,397, р=0,001 (критерий знаковых рангов Вилкоксона), Ме=4,00 в результатах до обучения, после обучения Ме=5,00.

Большая часть слушателей (51%) по окончании обучения отметили полную готовность выполнить интракорпоральный шов (рис. 10). До начала обучения считали себя полностью готовыми только 31% слушателей.

Страх 0,7% Радость 2,6%

Рис. 8. Выбранные ответы на вопрос неопределенного характера

Не уверен полностью 3,3%

Рис. 9. Ответы, полученные от слушателей на вопрос: «Уверены ли вы в своих коллегах в случае внештатной ситуации?»

В группе № 1 слушатели имели значительно более высокий уровень уверенности после обучения, чем до обучения, где 1= -0,756, р=0,450 (критерий знаковых рангов Вилкок-сона).

В группе № 2 слушатели, как и в группе № 1, отметили подъем по шкале «Уверенность» после обучения в сравнении с данными, полученными до обучения, где 1= -6,798, р=0,001 (критерий знаковых рангов Вилкоксона).

Значения р-уровня: р=0,001 (>0,05), статистически значимо, в уровне выраженности

чувств до и после обучения г (411)=4,761, результат анализа (рис. 11).

Слушателям предлагалось оценить готовность к управлению лапароскопическими инструментами до начала обучения и после его окончания. На рис. 12 представлены полученные результаты.

На рис. 13 продемонстрировано сравнение полученных результатов в предварительном анкетировании и в заключительном в вопросе: «Оцените свою готовность к наложению хирургических швов и узлов различными способами».

Оцените Вашу готовность выполнить интракорпоральный шов в ходе оперативного вмешательства:

54%

33% 32%

До обучения После обучения

19%

СИЗ 14% ^^^^ 10%

■чЬ-

0% 0% 0%

Рис. 10. Общее сравнение готовности до и после обучения

Оцените Вашу готовность выполнить интракорпоральный шов в ходе оперативного вмешательства:

% 60

40

54%

До обучения После обучения

Рис. 11. Общие результаты до и после обучения

В заключительном блоке представлены результаты, полученные по окончании образовательного процесса с использованием симуляционных технологий.

Результаты реакций вслед за обучением на вопрос: «Обучение улучшило мои профессиональные навыки», где 1 балл - минимальная, 7 баллов - максимальная оценка, представлены на круговой диаграмме

(рис. 15), демонстрирующей 82% высоких оценок (от 5 до 7). Около 13% считают, что их профессиональные навыки улучшились на 4 балла. Менее продуктивным обучение стало для 1,4%, 4% слушателей воздержались от ответа.

В финале обучения 85% врачей отметили (рис. 16) вызванные процессом обучения ассоциации с реальными ситуациями.

40

20

5%

0

20

0

Оцените свою готовность к управлению

лапароскопическими хирургическими инструментами

%

60

40 20 0

1

Готов Скорее Готов Скорее

полностью

До обучения

частично не готов

После обучения

Рис. 12. Готовность к управлению лапароскопическими инструментами. Сравнение ответов до и после обучения

Оцените свою готовность к наложению хирургических швов и узлов различными способами

60 _ 50

.0-/ Щ

30 /П - , I

И

До обучения После обучения

Рис. 13. Готовность к наложению хирургических швов и узлов различными способами ОБСУЖДЕНИЕ

Распределение исследуемых характеристик в двух группах значимо не отличалось от нормального. Учитывая значение р-уровня (р=0,001; >0,05), можно сделать вывод о статистически значимых различиях в уровне выраженности тревожности до и после обучения ? (128)=7,281, следовательно, можно говорить о значимом снижении тревожности после обучения. Следовательно, обучение, максимально приближенное к реальным ус-

ловиям, оказалось эффективным и воздействовало на уровень тревожности. Об этом также свидетельствует снижение средних оценок уровня тревожности: среднее = 17,23 до начала обучения, среднее = 11,67 после обучения, снижение медианы: до начала обучения 1^п=17,00, после обучения 1^п=11,00. Согласно полученным результатам, среднее значение оценок до начала обучения соответствовало среднему уровню тревожности. По завершении обучения с использованием

готов

Оцените свою готовность к прошиванию иглой тканей

% 60

40

До обучения После обучения

■Р

i>,N

СГ

Рис. 14. Готовность к прошиванию тканей

3 балла 0%

2 балла 0,7%

Рис. 15. Оценки улучшения навыков после обучения

симуляционных технологий средняя оценка уровня тревожности снизилась до низкого уровня,следовательно, обучение эффективно. Необходимо добавить, что высокий уровень тревожности в условиях внешнего оценивания служит отвлекающим фактором, ввиду того что предвосхищение неудачи побуждает к перераспределению внимания от поиска решений и разрешения ситуативной задачи [14]. Существует ряд исследований, согласно которым высокий уровень тревож-

ности при выполнении сложных задач неблагополучно отражается на эффективности деятельности [14]. Существует экспериментальное подтверждение (Broadbent et. al., 1988; Mathews, 1993) влияния тревожности на познавательные процессы, вследствие сужения поля внимания, так как восприятие информации, не связанной с безопасностью и благополучием, нивелируется в тревожном состоянии [15]. Следовательно, можно предположить ухудшение продуктивности дея-

20

0

Возникали ли у Вас ассоциации в процессе учебы с реальными ситуациями?

Возникали 85%

Рис. 16. Ассоциации с реальными ситуациями в процессе обучения

тельности под эмоциональным воздействием, снижение качества умственных операций и эмоциональной гибкости с тенденцией к сте-реотипизации мышления [16]. Выраженная тревожность стимулирует повышение бдительности, в связи с чем внимание направлено на приоритетную информацию угрожающего характера [17].

Вопросы нейтрального характера в анонимном анкетировании предлагались в качестве вспомогательного диагностического инструментария для определения склонности к реагированию в ситуации неопределенного характера: «Представьте, что вам неожиданно звонит ваш родственник, с которым редко общаетесь. С каким чувством вы ответите на звонок?» (см. рис. 7); «Представьте, что вас неожиданно вызывает руководитель. Какие чувства вы испытаете?» (см. рис. 8). Изучение ответов на данный вопрос позволяет предположить наличие тревожных тенденций, присущих индивидуальной личностной характеристике. Можно отметить ответ: «Не отвечу на звонок», оказавшийся абсолютно не востребованным.

На вопрос об уверенности в своих коллегах большая часть ответов (см. рис. 9) сви-

детельствует об уверенности в своих коллегах в случае внештатной ситуации. Стоит отметить, что доверие к профессионализму коллег положительно отражается на состоянии специалиста, повышает степень уверенности в ходе совместной деятельности, что также позволит сосредоточиться на выполнении профессиональных задач.

Отмечено значительное различие результатов, полученных до начала обучения и после его завершения, в степени готовности к выполнению интракорпорального шва в ходе оперативного вмешательства (см. рис. 10). Можно сделать вывод о повышении готовности выполнить интракорпоральный шов у обученных врачей. Заслуживает внимания отсутствие ответов «скорее не готов» и «не готов» после пройденного обучения. Высокий уровень готовности в значительной степени определяет эффективность действий в ситуации с высокой степенью напряжения.

В вопросе: «Из предложенных ниже вариантов выберите 3 пункта, которые в большей степени описывают ваши чувства в настоящее время» - выявлены статистически значимые различия в уровне выраженности чувств (см. рис. 11) до начала обучения с использова-

нием симуляцоннных технологий и после завершения обучения у слушателей, что свидетельствует о влиянии обучения на эмоциональное состояние.

Анализ статистических данных подтверждает гипотезу о влиянии обучения на эмоциональное состояние. В процессе анализа выявлено значительное повышение уверенности после обучения. Восприятие ситуации как неподконтрольной повышает вероятность актуализации защитных стратегий. Чем лучше прогнозируемость ситуации, тем выше вероятность ее планомерного разрешения. Ценность заключается не в качестве и точности объективности прогноза, а в субъективной уверенности в нем. Наличие уверенности побуждает к активным действиям, реализации попыток для разрешения задачи. Уверенность в прогнозируемости проецируется на уверенность в действиях. Следовательно, допустимо сделать вывод о повышении успешности проведения лапароскопических вмешательств, проведенных врачом-хирургом, после обучения с использованием симуляционных технологий.

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о возрастании шкалы «Удовлетворенность жизнью в целом», увеличение шкалы «Душевный подъем». Необходимо отметить снижение заинтересованности, что, вероятнее, свидетельствует о закономерности процесса, так как до обучения врачи пребывали в ожидании удовлетворения познавательной потребности. За восполнением актуальной информации следует, соответственно, снижение уровня потребности в ней, что выражено на гистограмме «Снижение заинтересованности», что, вероятно, также благоприятно скажется на последующей деятельности, так как недостаток важной информации стимулирует нарастание чувства страха, тревоги. Следо-

вательно, можно сделать вывод о минимизации недостаточной информированности за счет усвоенных знаний в процессе обучения с использованием симуляционных технологий, благодаря виртуальным технологиям, теоретическому учебному материалу, получению ответов от преподавателей и коллег, снижая риск возникновения чувства страха и тревожности. Хорошо известно, что достаточный объем знаний анатомии оперируемой области придаст уверенности в действиях хирургов.

Помимо снижения уровня заинтересованности наблюдаются небольшое истощение рабочего настроя, ослабление беспокойства и неуверенности. Уменьшение беспокойства, очевидно, отразится на качестве деятельности, так как возрастающая сила эмоций снижает способность рационального мышления [18]. В ходе обработки полученных результатов зафиксирован устойчивый характер усталости, оставшийся на том же уровне после обучения, что и в преддверии его. Опираясь на полученный результат, можно предположить высокую степень усталости стабильного характера, нежелательную для результативной профессиональной деятельности врачей.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о влиянии обучения с использованием симуляционных технологий на готовность к управлению лапароскопическими инструментами (см. рис. 12). Важно отметить после обучения, отсутствие ответов «Не готов» и «Скорее не готов». Уровень шкалы «Готов частично» снизился. Повысились шкалы «Скорее готов» и «Готов полностью». Следовательно, можно сделать вывод об особой эффективности обучения для тех слушателей, кто до обучения относил свою готовность к минимальной. Мы предполагаем, что причина не столь существенного

изменения шкалы «Готов полностью» в сравнении с большей неготовностью заключается в результатах, полученных от слушателей, обучавшихся на продвинутых курсах, предварительно уже получивших опыт управления лапароскопическими инструментами на базовом курсе, соответственно, уже с определенной подготовкой в управлении лапароскопическими инструментами.

Анализ полученных данных в ходе исследования позволяет убедиться в укреплении оценки готовности к наложению хирургических швов и узлов различными способами (см. рис. 13), более половины врачей отметили полную готовность. Ни один из слушателей не выразил неготовность либо тенденцию к неготовности.

Согласно итоговым результатам (рис. 14), уровень готовности после взаимодействия с симуляционным образовательным процессом возрос. Курсантов, отметивших свою неготовность после практической отработки навыков вУчебно-аккредитаци-онном центре - Медицинском симуляци-онном центре, значительно снизилось, лишь 2,11% выбрали сомневающийся вариант «Скорее не готов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большая часть слушателей поставили высокую оценку, свидетельствующую об улучшении их профессиональных навыков (рис. 15).

Подтверждает эффективность обучения анализ ответов, полученных на вопрос об ассоциациях в процессе учебы с реальными ситуациями (рис. 16), где 85% слушателей отметили наличие ассоциаций с реальными ситуациями. Восприятие учебного процесса, ассоциируясь с реальной средой, с большей вероятностью будет перенесено в реалии операционной деятельности после отработки навыков в условиях виртуальной клиники.

ВЫВОДЫ

Гипотеза о влиянии обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей подтвердилась.

1. Данное исследование подтверждает эффективность обучения с использованием симуляционных технологий вследствие роста уверенности, оптимизма, ощущения душевного подъема, уравновешенности, удовлетворения жизнью в целом, уверенности в личной готовности к выполнению интракорпорального шва в ходе оперативного вмешательства, усиления готовности к управлению лапароскопическими инструментами, упрочения готовности к прошиванию иглой тканей,укрепления готовности к наложению хирургических швов и узлов различными способами. Слушатели курсов дали высокие оценки по улучшению профессиональных навыков. Обозначили восприятие учебного процесса с ассоциациями реальных условий.

2. Результаты исследования установили снижение уровня тревожности, беспокойства, неуравновешенности, разочарования. Особо стоит отметить абсолютное отсутствие ответов по итогу обучения, констатирующих неготовность к выполнению элементов лапароскопии.

3. Обучение дает возможность получить рекомендации по совершенствованию техники, повысить скорость выполнения манипуляций, снизить число недостаточно верных действий, расширить контакты среди коллег с последующей возможностью делиться опытом и коллегиальным обсуждением сложных задач.

4. Важность проведенного исследования определяется его актуальностью. Полученные в ходе исследования данные, могут быть использованы для дальнейшего практического изучения роли обу-

чения с использованием симуляционных технологий в деятельности врачей, анализа факторов профессиональной успешности.

5. Выявленные особенности эмоциональных состояний могут выступать ориен-

тиром для профилактики и корректировки эмоционального напряжения, совершенствования адаптивных возможностей и улучшения качества жизни при использовании методики «Т.О.Р.» (Техника оптимальной реадаптации) [19].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Логвинов Юрий Иванович (Yuriy I. Logviniv)* - заведующий Учебно-аккредитационным центром - Медицинским симуляционным центром ГБУЗ ДЗМ ГКБ им. С.П. Боткина, Москва, Российская Федерация

E-mail: mossimcentr0gmail.com

https://orcid.org/0000-0001-8687-526X

Горбунова Елизавета Александровна (Elizaveta A. Gorbunova) - психолог Учебно-аккре-дитационного центра - Медицинского симуляционного центра ГБУЗ ДЗМ ГКБ им. С.П. Боткина, Москва, Российская Федерация

E-mail: Eliza.gorbunova0gmail.com

https://orcid.org/0000-0002-4329-9968

ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтева М.Е., Баранов А.В., Панченков Д.Н. Хирургия единого лапароскопического доступа: история и современное состояние вопроса // Эндоскопическая хирургия. 2012. № 6. С. 26-31.

2. Луцевич О.Э., Розумный А.П., Михайлов В.Г Тенденции развития лапароскопии // Вести научных достижений. Медицина и фармация. 2019. № 1. С. 6-9. DOI: 10.36616/2713-1718-2019-1-6-9. URL: https:// vestind.ru/ journals/medicine/releases/2019-1/articles?pdfView&page=6

3. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления (На материале профессии врача-хирурга): Дис. д-ра психол. наук. Саранск, 1999.

4. Гигиена труда: учебник / под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 480 с.

5. Дитерихс М.М. Душа хирурга. Москва: Наука, 1986.

6. Полин А.В. Медицинская психология. Москва: Научная книга, 2017. 256 с.

7. Никитина Е.Л. Психологическая характеристика инициативности (на примере врачей-хирургов. Дипломная работа. Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2005.

8. Раттнер Г.Л. Советы молодому хирургу. Москва: Прогресс, 1985.

9. Урванцев Л.П., Рехвиашвили Н.М. Психологическое исследование профессиональных особенностей врачей-хирургов. Ярославль, 1996.

10. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 3. С. 71-81.

11. Reber A.S. Implicit Learning and Tacit Knowledge: An Essay on the Cognitive Unconscious. New York: Oxford University Press. 1996. 200 p.

12. Психофизиология / под ред. Ю.А.Александров. Санкт-Петербург: 3-е изд., доп. и перераб. Питер, 2004. 464 с.

13. Кемпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.И. Бобнева. Москва: Прогресс, 1980. 391 с.

*Автор для корреспонденции.

14. Хекхаузена Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ.: Т. Гудкова и др. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 860 с.

15. Дружинина В.Н., Воронин А.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология: учебник для студентов вузов. Москва: PER SE, 2002. 478 с.

16. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского и вступ. статья В.К. Вилю-наса; общ. ред. О.В. Овчинниковой. Москва: Прогресс, 1979. 392 с.

17. Mathews A. Why worry? The cognitive function of anxiety // Behaviour Research and Therapy. 1990. Vol. 28, N 6, 1990. P. 455-468. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/behaviour-research-and-therapy

18. Тихомиров О.К. Психология мышления. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.

19. Логвинов Ю.И., Горбунова Е.А., Карпова Е.В. Снижение психоэмоционального напряжения и использованием авторской методики ТОР (Техника оптимальной ресоциализации) // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 1. С. 33-35. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.46594/2687-0037_2020_1_33

REFERENCES

1. Bekhteva M.E., Baranov A.V., Panchenkov D.N. Single Laparoscopic access surgery: history and current state of the issue. Endoskopicheskaya hirurgiya [Endoscopic surgery]. 2012; (6): 26-31. (in Russian)

2. Lucevich O.E., Rozumnyj A.P., Mihajlov V.G. Trends in the development of laparoscopy. Vesti nauchnyh dostizhenij. Medicina i farmaciya [News of scientific achievements. Medicine and Pharmacy]. 2019; (1): 6-9. DOI: https://www.doi.org/10.36616/2713-1718-2019-1-6-9. URL: https://vestind.ru/journals/medicine/ releases/2019-1/articles?pdfView&page=6 (in Russian)

3. Andronov V.P. Psychological foundations of the formation of professional thinking (Based on the material of the profession of a surgeon): Diss. of the Doctor of Psychological Sciences. Saransk, 1999. (in Russian)

4. Occupational hygiene: textbook. In N.F. Izmerov, V.F. Kirillov ed. 2nd ed., reprint. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2016. 480 p. (in Russian)

5. Dieterichs M.M. The soul of a surgeon. Moscow: Nauka, 1986. (in Russian)

6. Polin A.V. Medical psychology. Moscow: Scientific Book, 2017. 256 p. (in Russian)

7. Nikitina E.L. Psychological characteristics of initiative (on the example of surgeons. Graduate work. Moscow: M.A. Sholokhov Moscow State University, 2005. (in Russian)

8. Ratner G.L. Advice to a young surgeon. Moscow: Progress, 1985. (in Russian)

9. Urvantsev L.P., Rekhviashvili N.M. Psychological study of the professional characteristics of surgeons. Yaroslavl, 1996. (in Russian)

10. Yasko B.A. Expert analysis of professionally important qualities of a doctor. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2004; 25 (3): 71-81. (in Russian)

11. Reber A.S. Implicit Learning and Tacit Knowledge: An Essay on the Cognitive Unconscious. New York: Oxford University Press, 1996. 200 p. (in Russian)

12. Psychophysiology. In Yu.A. Alexandrov ed. St. Petersburg: 3rd ed., supplement and revision. Peter, 2004. 464 p. (in Russian)

13. Campbell D.T. Models of experiments in social psychology and applied researches. Translation from English by M.I. Bobneva. Moscow: Progress, 1980. 391 p. (in Russian)

14. Heckhausen H. Motivation and activity. Translated from English by T. Gudkova et al. St. Petersburg: Peter, 2003. 860 p. (in Russian)

15. Druzhinina V.N., Voronin A.N., Ushakova D.V. Cognitive psychology: textbook for university students. Moscow: PER SE, 2002. 478 p. (in Russian)

16. Rejkovsky Ya. Experimental psychology of emotions. Translation from Polish and intro. article by V.K. Vilyunas; general ed. by O.V. Ovchinnikova. Moscow: Progress, 1979. 392 p. (in Russian)

17. Mathews A. Why worry? The cognitive function of anxiety. Behaviour Research and Therapy. 1990: 28 (6): 455-68. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/behaviour-research-and-therapy

18. Tikhomirov O.K. Psychology of thinking. Moscow: Publishing Center «Academy», 2002. 288 p. (in Russian)

19. Logvinov Yu.I., Gorbunova E.A., Karpova E.V. Reduction of psycho-emotional tension and the use of the author's TOR technique (Technique of optimal resocialization). Virtualnie tekhnologii v meditsine [Virtual technologies in medicine]. 2020; (1): 33-5. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.46594/2687-0037_2020_1_33 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.