Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения'

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
726
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
симуляционное обучение / симуляционный центр / результативность обучения / критерии оценки / simulation training / simulation center / learning effectiveness / evaluation criteria

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Логвинов Юрий Иванович, Орловская Анна Иренеушевна

В статье сформулированы основные критерии эффективности и направления обучения в сфере симуляционного медицинского образования для практического здравоохранения, представлен обобщенный опыт Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы (МСЦ Боткинской больницы) в подготовке специалистов практического здравоохранения хирургического профиля. Эффективность и результативность симуляционного обучения медицинских работников для практического здравоохранения и медицинской науки определяются критериями, среди которых значимыми являются практические результаты, практико-ориентированный формат обучения, очная форма реализации образовательных программ и общая трудоемкость их освоения, объективность экспертизы профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения, непрерывное повышение профессионального уровня медицинских работников. Положительный опыт работы МСЦ Боткинской больницы показал целесообразность инвестирования материальных средств в многопрофильный образовательный центр, сегодня являющийся идеальной практической площадкой для постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов здравоохранения. Эффективная деятельность и результативность МСЦ Боткинской больницы подтверждает значимость применения инновационных технологий в организации дополнительного профессионального образования медицинских работников для столичного практического здравоохранения и медицинской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Логвинов Юрий Иванович, Орловская Анна Иренеушевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ESTIMATING EFFECTIVENESS OF SIMULATION TRAINING FOR PRACTICAL HEALTH CARE

The article contains the main key performance criteria and directions of training in the sphere of simulation medical education for practical health care; it outlines generalized experience of the training center for medical workers – Medical Simulation Center of City Clinical Hospital named after S.P. Botkin (MSC of Botkin Hospital) in educating specialists of practical health care of surgical profi le. The effi ciency and effectiveness of simulation training of medical workers for practical health care and medical science is determined by the criteria, among which are the following: practical results; practice-oriented type of training; full-time form of educational programs; total complexity of mastering programs; objectivity of the examination of professional competence of practical health care specialists; continuous improvement of professional level of medical workers. The positive experience of the MSC of Botkin Hospital has showed the expediency of investing material resources in the implementation of the idea of organizing a multieducational center, which is now an ideal practical platform for continuous improvement of professional competencies of health care professionals. The effective activity and effectiveness of the training center for medical workers – the MSC of Botkin Hospital confi rms the importance of using innovative technologies in the organization of additional professional education of medical workers for the capital's practical health care and medical science.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Логвинов Ю.И., Орловская А.И.

Медицинский симуляционный центр ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы

В статье сформулированы основные критерии эффективности и направления обучения в сфере симуляционного медицинского образования для практического здравоохранения, представлен обобщенный опыт Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы (МСЦ Боткинской больницы) в подготовке специалистов практического здравоохранения хирургического профиля. Эффективность и результативность симуляционного обучения медицинских работников для практического здравоохранения и медицинской науки определяются критериями, среди которых значимыми являются практические результаты, практико-ориентированный формат обучения, очная форма реализации образовательных программ и общая трудоемкость их освоения, объективность экспертизы профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения, непрерывное повышение профессионального уровня медицинских работников.

Положительный опыт работы МСЦ Боткинской больницы показал целесообразность инвестирования материальных средств в многопрофильный образовательный центр, сегодня являющийся идеальной практической площадкой для постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов здравоохранения. Эффективная деятельность и результативность МСЦ Боткинской больницы подтверждает значимость применения инновационных технологий в организации дополнительного профессионального образования медицинских работников для столичного практического здравоохранения и медицинской науки.

Ключевые слова:

симуляционное обучение, симуляционный центр, результативность обучения,критерии оценки

CRITERIA FOR ESTIMATING EFFECTIVENESS OF SIMULATION TRAINING FOR PRACTICAL HEALTH CARE

Logvinov Yu.I., Orlovskaya A.

Medical Simulation Center of City Clinical Hospital named after S.P. Botkin

The article contains the main key performance criteria and directions of training in the sphere of simulation medical education for practical health care; it outlines generalized experience of the training center for medical workers - Medical Simulation Center of City Clinical Hospital named after S.P. Botkin (MSC of Botkin Hospital] in educating specialists of practical health care of surgical profile. The efficiency and effectiveness of simulation training of medical workers for practical health care and medical science is determined by the criteria, among which are the following: practical results; practice-oriented type of training; full-time form of educational programs; total complexity of mastering programs; objectivity of the examination of professional competence of practical health care specialists; continuous improvement of professional level of medical workers. The positive experience of the MSC of Botkin Hospital has showed the expediency of investing material resources in the implementation of the idea of organizing a multi-educational center, which is now an ideal practical platform for continuous improvement of professional competencies of health care professionals. The effective activity and effectiveness of the training center for medical workers - the MSC of Botkin Hospital confirms the importance of using innovative technologies in the organization of additional professional education of medical workers for the capital's practical health care and medical science.

Keywords:

simulation training, simulation center, learning effectiveness, evaluation criteria

Сегодня обеспечение качества образования и развития медицинских кадров в России крайне актуально. Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г. является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг, качество которых должно соответствовать потребностям населения и передовым достижениям медицинской науки*.

В последние годы государство осуществило качественный прорыв в системе здравоохранения: идет процесс технологической модернизации, медицинские учреждения переоснащаются новым высокотехнологичным оборудованием, внедряется новый формат допуска к медицинской деятельности в РФ, развиваются непрерывное медицинское и фармацевтическое образование и профессиональное развитие, основанные на использовании новейших достижений в области здравоохранения. Работа на современном оборудовании представляет достаточно сложный многогранный процесс, требует специальной узкопрофессиональной подготовки специалистов практического здравоохранения, позволяющей обучающимся приобретать и совершенствовать профессиональные компетенции, наиболее актуальные и востребованные в настоящий момент на рынке труда, делать специалиста конкурентоспособным, повышать его творческую профессиональную самореализацию. Все это способствует повышению требований к качеству подготовки специалистов здравоохранения и определяет необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса в сфере дополнитель-

ного профессионального образования, использования инновационных технологий медицинского образования для баланса теоретической и практической подготовки.

Требования новых профессиональных стандартов, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы - выполнению трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт и современные условия профессиональной деятельности в здравоохранении, диктуют необходимость изменений в методологии медицинского образования. Сегодня актуальными задачами системы здравоохранения РФ в целом и Департамента здравоохранения г. Москвы в частности в области медицинского последипломного образования являются разработка и обоснование современных, более эффективных методов подготовки специалистов практического здравоохранения, внедрение объективных способов оценки знаний и качества освоения практических навыков обучающимися.

Основная миссия создания и предназначение медицинских симуляционных центров заключаются в совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских специалистов, развитии кадрового потенциала здравоохранения в целях усовершенствования качества, эффективности и безопасности медицинской помощи. К настоящему времени накоплен достаточный опыт применения симуляционных (имитационных) методов во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски и угрозы.

Цель данного исследования - определение критериев и показателей оценки эффективности симуляционного обучения для развития практического здравоохранения и медицинской науки.

* Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

С 2015 г. на базе крупнейшей столичной клиники активно функционирует Учебный центр для медицинских работников - Медицинский симуляционный центр ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы (далее - МСЦ Боткинской больницы), представляющий собой уникальную многопрофильную виртуальную клинику, по ряду особенностей не имеющую аналогов в мире: впервые применен принцип бинарности помещений для образовательных учреждений -возможность оперативного переоборудования учебных помещений в клинические; самый крупный комплекс симуляторов высшего уровня реалистичности с современным программным обеспечением; многофункциональный инновационный виртуальный комплекс «Медицина катастроф» под управлением высокотехно-

логичного программно-аппаратного комплекса «Learning Space».

На сегодняшний день МСЦ Боткинской больницы является одним из крупнейших МСЦ в Европе и РФ как по площади, на которой размещаются симуляционное оборудование, медицинская техника и учебные узкоспециализированные клиники и отделения, так и по количеству, разнообразию и интерактивности представленных в центре симуляторов. Сопутствующее техническое оснащение МСЦ Боткинской больницы отвечает самым современным стандартам организации МСЦ.

С октября 2015 г. по июнь 2018 г. обучение в МСЦ Боткинской больницы прошли 24 944 слушателя, совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы и ведущими специалистами практического здравоохранения разработано более 200 уникальных образовательных программ.

По данным мониторинга, анализа и обобщения собственной организационно-образовательной практики, мнения преподавательского состава, отзывов слушателей, проходивших профессиональную подготовку в МСЦ Боткинской больницы, определены критерии и показатели эффективности симуляционного обучения для развития практического здравоохранения и медицинской науки в Москве.

Основными критериями оценки эффективности образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы (дополнительные профессиональные программы с применением симуляционных технологий), являются (рис. 1):

1. Практическая результативность: практический выход (ориентация на практический результат) применительно к медицинской среде - положительная

динамика показателей, продуктивность и результативность работы учреждений в целом для столичного здравоохранения в улучшении качества оказания медицинской помощи.

2. Практико-ориентированность обучения: подготовка кадров для практического здравоохранения в практико-ориентированном формате с целью совершенствования профессиональных компетенций, формирования востребованных знаний, умений и практического опыта для решения актуальных задач в сфере обеспечения населения качественной медицинской помощью.

3. Очная форма обучения: реализация образовательных программ симуляционного содержания в очной форме (с отрывом от работы) способствует качественной отработке мануальных навыков в условиях, реалистично имитирующих клиническую

Эффективность образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы

Качество профессиональной подготовки специалистов практического здравоохранения

обучения

Ля Практико-

Практическая ориентирован-

результативность ность

Очная форма обучения

Общая трудоемкость освоения

Объективность оценки

Непрерывность

Рис. 1. Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

ситуацию, что в свою очередь позволяет достичь желаемого положительного эффекта от организации симуляционного обучения.

4. Трудоемкость обучения: сроки реализации образовательных программ и общая трудоемкость освоения программ расчитывается в академических часах (акад. ч), учитывая все виды аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы слушателя, контроля качества освоения программы.

5. Объективность оценки:проведение объективной экспертизы профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения (оценка качества подготовки специалистов по итогам освоения образовательных программ).

6. Непрерывность: регулярное повышение профессионального уровня медицинских работников столичного здравоохранения путем реализации образовательных программ симуляционного содержания в высокореалистичной образовательной среде.

Качество профессиональной подготовки специалиста здравоохранения прежде всего определяется тем, насколько специалист умеет применить полученные знания на практике. Поэтому ведущим направлением в сфере медицинского образования является значительное усиление практического аспекта подготовки специалистов здравоохранения путем применения передовых образовательных технологий при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Эффективность образовательного процесса является важным показателем и представляет собой интегрированную меру качества обучения и контроля сформированных во время обучения навыков.

Для оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения необходимо учесть следующие, тесно взаимосвязанные показатели: ■ доступность и индивидуализация обучения;

№ 2, 2018

19

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

1. Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга

(

2. Fast-Track-хирургия в практике амбулаторного хирурга

1. Интракорпоральный шов

в лапароскопической хирургии. Базовый курс

\

2. Интракорпоральный шов

в лапароскопической хирургии. Продвинутый курс

Рис. 2. Этапность и последовательность освоения оптимальной программы непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля в Медицинском симуляционном центре ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы

■ соответствие структуры и содержания обучения актуальным потребностям и тенденциям здравоохранения;

■ уровень технической оснащенности учебного процесса;

■ реализация мульти- и междисциплинарного подхода;

■ качество методического сопровождения образовательного процесса;

■ показатели, характеризующие результаты контрольно-оценочной деятельности;

■ ожидаемые положительные изменения в области практического здравоохранения.

В работе использовали методы теоретического познания, наблюдения, сравнения, группировки данных, системного анализа и обобщения. Эмпирической базой исследования является Концепция непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля в МСЦ Боткинской больницы (оптимальная программа для возможности планирования образовательного маршрута специалистами на ближайшую перспективу), включая лапароскопическую, робот-ассистированную и амбулаторную хирургию, эндоскопию и лапароскопическую гинекологию.

Несмотря на бурное развитие и внедрение в медицинскую среду высокотех-

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

Оптимальная программа непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля (всего 14 инновационных образовательных программ)

Название образовательной программы Категория обучающихся Цель реализации программы

Лапароскопическая хирургия

Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии (18 акад. ч) Врачи-хирурги, врачи-урологи, врачи акушеры-гинекологи, врачи-эндоскописты Освоение навыков наложения интракорпораль-ного шва и завязывания узлов во всех областях лапароскопической хирургии

Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии. Продвинутый курс (18 акад. ч) Освоение навыков формирования различных видов интракорпорального шва по сложным траекториям во всех областях лапароскопической хирургии

Основы лапароскопической хирургии. Базовый курс (36 акад. ч) Освоение базовых навыков работы лапароскопическими инструментами, формирование интра-корпоральных узлов и швов

Основы лапароскопической хирургии. Продвинутый курс (36 акад. ч) Врачи-хирурги, врачи-эндоскописты Освоение навыков выполнения основных лапароскопических вмешательств на органах брюшной полости путем выполнения учебных заданий на компьютерных симуляторах, совершенствование навыков наложения узлов и швов различными способами

Лапароскопические вмеша- Врачи-хирурги Совершенствование навыков выполнения тельства при вентральных основных лапароскопических вмешательств при грыжах, язвенных перфора- вентральных грыжах, язвенных перфорациях циях и рефлюксной болезни и рефлюксной болезни (36 акад. ч)

Робот-ассистированная хирургия

Роботическая хирургия. Врачи-хирурги всех профилей Формирование у врачей хирургического профиля Базовый курс (36 акад. ч) компетенций для использования робототехники в своей профессиональной деятельности

Радикальная робот-ассистированная простат-эктомия (18 акад. ч) Врачи-урологи всех профилей, осуществляющие оперативные вмешательства Формирование у врачей хирургического профиля компетенций для использования робототехники в своей профессиональной деятельности на примере радикальной простатэктомии

Амбулаторная хирургия

Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга (18 акад. ч) Врачи-хирурги, ведущие амбулаторный прием в медицинских организациях, осуществляющих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) взрослому населению Снижение риска возникновения врачебных ошибок и повышение безопасности пациента с помощью отработки алгоритмов принятия врачебных решений. Повышение эффективности деятельности медицинских организаций догоспитального и госпитального звена посредством оптимизации принятия решений по диагностике и лечению врачами-хирургами амбулаторного звена

Fast-Track-хирургия в прак- Врачи-хирурги, ведущие амбу- Снижение риска возникновения врачебных оши-тике амбулаторного хирурга латорный прием в медицинских бок и повышение безопасности пациента с помо-(18 акад. ч) организациях, осуществляющих щью отработки алгоритмов принятия врачебных ПМСП взрослому населению решений. Повышение эффективности деятельности медицинских организаций догоспитального и госпитального этапов посредством оптимизации принятия решений по диагностике и лечению врачами-хирургами амбулаторного звена

окончание таблицы

Лапароскопическая гинекология

Избранные вопросы лапароскопической гинекологии (18 акад. ч) Врачи акушеры-гинекологи, имеющие определенный опыт выполнения лапароскопических операций, врачи-урологи, врачи-хирурги, врачи-эндоскописты Освоение техники выполнения основных лапароскопических вмешательств на органах брюшной полости

Лапароскопия в гинекологии. Базовый курс (36 акад. ч) Врачи акушеры-гинекологи, врачи-эндоскописты, имеющие определенный опыт выполнения лапароскопических операций Освоение техники выполнения основных лапароскопических вмешательств на органах брюшной полости путем выполнения учебных заданий на компьютерных симуляторах, совершенствование навыков наложения узлов и швов различными способами

Эндоскопия

Основы диагностической эндоскопии (36 акад. ч) Врачи-эндоскописты Формирование навыков управления эндоскопом, выполнения эндоскопических лечебно-диагностических (в том числе оперативных) исследований на органах верхних отделов желудочно-кишечного тракта (эзофагогастро-дуоденоскопия), нижних отделов желудочно-кишечного тракта (колоноскопия), дыхательных путей (бронхоскопия)

Основы диагностической и оперативной эндоскопии. Продвинутый курс (36 акад. ч) Врачи-эндоскописты Формирование навыков управления эндоскопом, выполнения эндоскопических лечебно-диагностических (в том числе оперативных) исследований на органах верхних отделов желудочно-кишечного тракта (эзофагогастро-дуоденоскопия), нижних отделов желудочно-кишечного тракта (колоноскопия), дыхательных путей (бронхоскопия) и панкреатобилиарной системы в зоне большого дуоденального сосочка (эндоскопическая ретроградная панкреатохолан-гиография)

Эндоскопические ретроградные вмешательства на желчных протоках и поджелудочной железе (18 акад. ч) Врачи-эндоскописты Формирование навыков управления эндоскопом с торцевой оптической системой, выполнения эндоскопических лечебно-диагностических (в том числе оперативных) исследований на органах панкреатобилиарной системы в зоне большого дуоденального сосочка (эндоскопическая ретроградная панкреатохолангиография)

нологичного оборудования, врач любой специальности обязан владеть всем арсеналом накопленных знаний и навыков, в трудной неоднозначной ситуации позволяющих выбрать единственно верный диагноз и провести адекватные лечебные мероприятия. Поэтому непрерывное профессиональное образование и компе-тентностный подход к образовательной

деятельности признаны в качестве совершенствования практической подготовки медицинских работников.

В МСЦ Боткинской больницы впервые в РФ разработана и внедрена Концепция непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля, в основе которой лежит уникальная программа непрерывного обучения и развития, на-

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

ш

правленная на подготовку квалифицированных специалистов для возможности работы на самом современном оборудовании с применением высокотехнологичных материалов, используемых в учреждениях Департамента здравоохранения г. Москвы, по таким направлениям, как лапароскопическая и робот-ассистированная хирургия для высокоэффективного оказания медицинской помощи. В рамках Концепции разработана и активно реализуется программа непрерывного обучения хирургов первичного звена (амбулаторных хирургов) с целью повышения уровня амбулаторной хирургической помощи в столичном здравоохранении (рис. 2).

В проектировании и создании образовательных программ хирургического профиля (см. таблицу) участвует творческая группа разработчиков, в состав которой входят ведущие специалисты отечествен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного практического здравоохранения, учебно-методического и инженерно-технического отделов МСЦ Боткинской больницы, руководителем которой является доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный врач РФ, главный хирург Департамента здравоохранения г. Москвы, главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Алексей Васильевич Шабунин.

Комплексный подход с поэтапным и последовательным освоением практических умений и созданием условий, воссоздающих реальные условия работы для специалистов, максимально обеспечивающих эффективность обучения для практического здравоохранения, позволяет оптимально подойти к вопросам обучения и развития специалистов практического здравоохранения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Современный уровень развития имитационного обучения, внедрение передовых педагогических технологий, в том числе авторских методик, успешно применяющихся сегодня в МСЦ Боткинской больницы, позволили реализовать качественно новый вид практической подготовки и объективной оценки уровня сформированности практических навыков, обеспечивающий высокое качество практической подготовки медицинских кадров, внося при этом положительный вклад в развитие столичного здравоохранения и медицинской науки.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что реализация оптимальной программы непрерывной клинической подготовки специалистов практического здравоохранения хирургического профиля, опирающаяся на широкое внедрение

инновационных комплексов и интерактивных образовательных технологий, способствует плавному переносу полученного практического навыка от имитации в клинику к реальному пациенту, непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций, повышению профессионального уровня специалиста.

На официальном сайте ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы в разделе «Симуляционный центр» размещены аннотации к дополнительным профессиональным программам по направлениям, в которых представлена подробная информация о цели реализации программы, совершенствуемых компетенциях, планируемых результатах освоения, особенностях и структуре симу-ляционного курса (освещены симуляцион-ные модули), дана общая характеристика программы.

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

Современные тенденции медицинского образования, обусловленные использованием симуляционной техники, в процессе обучения позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических сценариев, отточить мануальные навыки отдельных диагностических и лечебных манипуляций. Именно в условиях симуляционного центра обучение может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на меж- и мульти-дисциплинарное обучение, на выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом.

В используемых в МСЦ Боткинской больницы формах обучения преобладают манипуляции на тренажерах, симуляторах, фантомах, разыгрывание клинических ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, проведение клинического сценария, что позволяет специалистам многократно отработать определенные

действия, дает возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося при сопровождении учебного процесса своевременными подробными профессиональными инструкциями со стороны преподавателя-практика.

Для всех категорий слушателей в МСЦ Боткинской больницы организована обязательная итоговая аттестация, по-

ложительный результат которой является одним из условий выдачи документа о повышении квалификации. Контроль знаний обучающихся осуществляется

после модульного обучения в объеме, предусмотренном учебным планом соответствующей дополнительной профессиональной программы повышения ква-

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

519

Общее количество курсов повышения квалификации

2228

Общее количество обученных специалистов

15678

Общая трудоемкость 1462

освоения образовательных Лапароскопическая программ (в академических хирургия часах)

Рис. 3. Итоги реализации оптимальной программы непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля

лификации с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с применением видео- и звукозаписи и последующим индивидуальным обсуждением с преподавателем (во время дебрифинга). Качество знаний оценивается на всех этапах подготовки на основании поэтапной (помодульной) экспертизы качества совершенствования профессиональных компетенций в процессе обучения и выявляет практическую подготовленность слушателей в соответствии с требованиями квалификационных характеристик специалиста.

За годы функционирования в МСЦ Боткинской больницы (с октября 2015 г. по май 2018 г.) в рамках реализации Концепции непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля проведено 519 курсов повышения квалификации общей трудоемкостью освоения соответствующих дополнительных профессиональных программ 15 678 академических часов, общее количество обученных специалистов практического здравоохранения по хирургическому направлению составило 2228 человек (рис. 3, 4).

27

Лапароскопическая гинекология

_____327

Эндоскопия

__260

I Амбулаторная * хирургия

152

Роботическая хирургия

Рис. 4. Количество обученных специалистов практического здравоохранения по хирургическому направлению

Основные принципы работы учебного центра для медицинских работников - МСЦ Боткинской больницы, такие как инновационный и практико-ориентированный подходы в организации дополнительного профессионального образования, много-профильность, мульти- и междисципли-нарность, в некоторой степени позволили стандартизировать процесс симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы, создать единую методологию учебного процесса, разработать и ввести объективные критерии оценки качества эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения.

Рис. 5. Динамика роботических вмешательств

Всего лапароскопических операций Плановых лапароскопических операций Экстренных лапароскопических операций

. 38 249 .

80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

2014 г. 2015 г.

Рис. 6. Динамика лапароскопических вмешательств

79 684

30 247

22 367

| ияв|

2016 г.

2017 г.

2017 г.

2016 г.

2015 г.

7661

Рис. 7. Динамика эндоскопических вмешательств по удалению доброкачественных образований

Спустя чуть более 2,5 лет можно уверенно сказать, что деятельность многофункционального образовательного центра - Учебного центра для медицинских работников - МСЦ Боткинской больницы вносит значительный положительный результат в развитие практического здравоохранения и медицинской науки в Москве: подготовлены высокопрофессиональные кадры для работы на самом современном оборудовании с помощью высокотехнологичных материалов, используемых в учреждениях Департамента

здравоохранения г. Москвы по таким направлениям, как лапароскопическая и робот-ассистированная хирургия, что в свою очередь привело к увеличению высокотехнологических вмешательств с использованием современных технологий:

■ с использованием роботических комплексов: с 2015 г. по 2017 г. количество роботических вмешательств увеличилось на 210 %1 (рис. 5);

■ по итогам 2017 г. количество оперативных вмешательств с использованием лапароскопических технологий выросло с 34,1% (в 2014 г.) до 64,7% (в 2017 г.)1 (рис. 6);

■ с 2015 г. по 2017 г. количество удалений доброкачественных образований увеличилось на 170%2 (рис. 7). Положительная динамика показателей

в области лапароскопических, эндоскопических и роботических вмешательств свидетельствует о значительном повышении экономической эффективности оказания медицинской помощи населению.

1 Организационно-методический отдел Департамента здравоохранения г. Москвы. 2014-2017 гг.

2 Организационно-методический отдел Департамента здравоохранения г. Москвы. 2015-2017 гг.

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование передовых высокореалистичных виртуальных технологий обучения, привлечение ведущих специалистов отечественного здравоохранения к преподавательской деятельности, интенсивность и интерактивность обучения, максимальная индивидуализация обучения, включение в образовательные программы наиболее актуальных проблем с учетом современных достижений медицины позволяют МСЦ Боткинской больницы занимать лидирующие позиции в сфере дополнительного профессионального образования.

Система мониторинга позволяет оценить качество симуляционного обучения медицинских работников, если определены стандарты, установлены критерии,

по которым можно судить о достижении результатов деятельности, ведутся сбор и соответствующая обработка данных, качественная оценка результатов и принимаются соответствующие меры.

Значимость симуляционного обучения в дополнительном профессиональном образовании и обеспечении качества подготовки современных медицинских кадров очевидна. Мы убеждены, что инновационные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального развития обеспечивают качественную подготовку специалистов практического здравоохранения, что в свою очередь способствует снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и существенно повышает эффективность и безопасность оказываемой медицинской помощи населению.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Логвинов Юрий Иванович - заведующий Медицинским симуляционным центром ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы E-mail: mossimcentr0gmail.com

Орловская Анна Иренеушевна - методист Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы E-mail: orlovskaya82@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.