Научная статья на тему 'Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью'

Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
737
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Набойченко Евгения Сергеевна

В статье говорится о влиянии общественного мнения на психологическое состояние родителей, имеющего ребенка с врожденной расщелиной губы и неба. Рассматриваются последствия социальной стигматизации и их роль в формировании психологических комплексов, которые возникают сначала у родителей ребенка с атипичной внешностью, а затем и у самих детей. Приведены примеры изменения личности подростка с атипичной внешностью в условиях социально-психологической стигматизации. Ключевые слова: социально-психологическая стигма, общественное мнение, ребенок с атипичной внешностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Набойченко Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью»

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА СТИГМАТИЗАЦИЮ РЕБЕНКА С АТИПИЧНОЙ ВНЕШНОСТЬЮ

Набойченко Е. С. г. Екатеринбург

В статье говорится о влиянии общественного мнения на психологическое состояние родителей, имеющего ребенка с врожденной расщелиной губы и неба. Рассматриваются последствия социальной стигматизации и их роль в формировании психологических комплексов, которые возникают сначала у родителей ребенка с атипичной внешностью, а затем и у самих детей. Приведены примеры изменения личности подростка с атипичной внешностью в условиях социально-психологической стигматизации.

Ключевые слова: социально-психологическая стигма, общественное мнение, ребенок с атипичной внешностью.

Феномен «человек» всегда следует рассматривать в качестве вечно пребывающего непостоянства. Человек мыслим только как социальное существо, ибо по большому счету сущностью человека как явления выступает его социальность, которая означает начало разума, начало мышления, самопознания и самосознания.

Человеку массовому трудно смотреть в лицо хаосу, проявлением которого он считает существо, чем-то отличающееся от него. Стремление сохранить свое «Я» или «МЫ»

является одним из самых сильных психических мотивов, поэтому одна из функций мифа - функция формирования идентичности [3].

Мифы и предрассудки складывались столетиями, и преодолеть их чрезвычайно сложно, тем более что за ними, говоря языком психоанализа, стоит стремление всего человечества к выживанию, поскольку для выживания человечества в целом важно, чтобы подавляющее большинство людей по всем показателям находилось в границах ана-томо-физиологической нормы.

Предрассудки, социальные установки и стереотипы обладают значительной инерцией, сохраняются как эмоциональные паттерны реагирования вопреки сознательно провозглашаемым декларациям о всеобщем равенстве и братстве. Обеспечивая специфическую для общества координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность и разделение общества на «МЫ и ОНИ», в данном случае мы - полноценная, здоровая часть общества и они, неполноценная, нездоровая и бесполезная его часть.

Негативная проблема различий принципиальным образом детерминирует индивидуальное и общественное сознание и социальное бессознательное.

Греческое слово «stigma» означает «телесные знаки», позволяющие распознать нечто необычное в характере человека.

В современной психологии стигматизацией называется процесс, в результате которого некоторая группа людей получает устойчивый отрицательный маркер, определяющий отношение к ним окружающих, а отчасти - и их собственную самооценку.

Признав, что у него есть какие -либо ограничения, человек невольно навешивает на себя ярлык с надписью: «Я не такой, как все!». Тем, кто знает о его особенностях, этот ярлык тоже очень хорошо виден, и это приводит к тяжелейшим последствиям, которые касаются и самого

человека, ребенка и его семьи, и всего общества. Эти последствия называются социальной стигматизацией.

Социально-психологические закономерности стигматизации лучше всего изучены на примере расовых и национальных меньшинств.

Среди исследований, посвященных стигме человека с атипичной внешностью, можно выделить три основных направления: стигматизация атипичной внешности со стороны общества, их самостигма-тизация, преодоление последствий стигмы.

Несмотря на достижения социальной медицины и широкую социальную презентацию проблем людей с атипичной внешностью, немедицинские условия, создающие саму возможность стигмы, изучены недостаточно.

Нами было исследовано отношение жителей Екатеринбурга к лицам, имеющим врожденную расщелину верхней губы и неба (ВРГиН). В опросах приняли участие 1145 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Предварительно демонстрировалась фотография ребенка, имеющего ВРГиН до хирургической коррекции. Распределение респондентов по полу и возрасту представлено в табл.1.

В отношении детей с ВРГиН, общественное мнение жителей Екатеринбурга отличается единством. Примерно у 85 % респондентов образ детей с расщелиной верхней губы и неба сочетает в себе одно-

Таблица 1

Распределение респондентов по полу и возрасту (п=1145)

Воз раст, лет

18-30 31-50 51-60

Мужской 190 282 56 528

Женский 209 332 76 617

Всего 399 614 132 1145

% 34,8 53,6 11,6 100

временно два аспекта: и физический, и психический недостатки.

Необходимо отметить, что

большинство респондентов не

имеют представления о том, какой это недостаток, главное, что образ такого ребенка тесно переплетается с различной степенью тяжести патологией и уродствами (дауны, дебилы, парализованные).

Более пятидесяти процентов респондентов считают, что детей с ВРГиН в Свердловской области много. Однако конкретизировать понятие «много» практически никто из респондентов не смог.

По данным медицинской статистики на сегодняшний день количество таких детей (в возрасте от рождения до 18 лет) по Свердловской области составляет 1997 человек (официально состоящих на учете). Каждый год по Свердловской области таких детей рождается от 50 до 80 человек, в том числе 1,5 ребенка с ВРГиН на 1000 новорожденных в г. Екатеринбурге.

Лично знакомыми с детьми, имеющими ВРГиН, оказалось 4,3 % опрошенных. Это означает, что та-

кие дети рождались у знакомых или родственников, т.е. отвечавшие имели четкие представления о том, как выглядит ребенок с расщелиной верхней губы и неба. Многие респонденты на вопрос о том, какие это дети (внешне) отвечали, что это дети с «заячьей губой и волчьей пастью».

На наш взгляд, такое негуманное высказывание можно объяснить тем, что длительное время ВРГиН в средствах массовой информации, в литературе именно так и называли людей с расщелиной губы и неба, а научную терминологию или объяснение атипичной внешности, не всегда употребляют даже специалисты в области медицины.

В отношении детей с ВРГиН у 76 % респондентов доминируют два чувства: сострадание и жалость. Остальные 24 % ответили, что каких-либо чувств не испытывают, так как на сегодняшний день проблемы личного характера их беспокоят больше, чем какие-либо другие проблемы.

По данным литературы причины появления детей с расщелиной верхней губы и неба имеют мульти-факторный характер [1]. Респондентам был задан вопрос: «Что является причиной рождения детей с врожденной расщелиной губы и неба?».

В отношении причин появления таких детей большинство респондентов (56,4 %) ответили, что затрудняются что-либо сказать по данному вопросу, скорее всего, на их взгляд, причин было множество, а вот 24,1 %

опрошенных указали на наркоманию и пьянство у родителей. 15,5 % опрошенных указали в качестве причины нарушенную экологию и наследственность.

Интересным оказались ответы 4 % опрошенных, которые указали на низкий уровень медицинского обслуживания и недостаточную профилактику (психологическую и медицинскую), предупреждающую рождение незапланированных детей.

На вопрос: «Имеются ли возможности в Екатеринбурге и области для трудоустройства и приобретения профессии людьми с такой патологией?», 35,2 % ответили, что с такой патологией трудоустроиться практически невозможно, т.к. внешнее уродство столь значительно, что это несомненно будет влиять на работоспособность такой категории людей (идет «подмена» понятием «недееспособный»).

Двенадцать процентов респондентов ответили, что не знают, да и в общем, им все равно, можно с таким «дефектом» работать или нет. Остальные отвели, что сегодня трудоустроиться может каждый член общества, у которого есть желание работать, независимо от того, какой порок у человека имеется.

Отвечая на вопрос: «Какие виды работ выполняют чаще всего люди, имеющие расщелину верхней губы и неба, в настоящее время?» 44,2 % респондентов ответили - механические, вспомогательные работы по низкой квалификации. Эти цифры практически совпали с представле-

ниями о невозможности трудоустройства такими людьми. Только 14 % опрошенных ответили, что, скорее всего, возможно участие таких людей в различных сферах профессий в зависимости от физического и умственного потенциала. Остальные опрошенные затруднились ответить на поставленный вопрос.

Таким образом, современное общество воспринимает ребенка с ВРГиН неполноценным в двух аспектах - телесном и душевном, что категорически не подтверждается данными исследований. По нашим данным, дети с расщелиной губы и неба при условии своевременного начала комплексной помощи по параметрам психического развития не отстают от здоровых сверстников ни в одной возрастной группе, а по отдельным показателям (невербальный интеллект), превосходят их [2].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что лишь незначительная часть общества имеет пусть не полное, то хоть какое-то представление о личности человека, имеющего врожденную расщелину верхней губы и неба. Общество либо не готово, либо не хочет принимать и понимать проблемного человека, отличающегося внешне и внутренне от человека «массового». Этому свидетельство огромное количество «безликих» ответов типа «не знаю», «затрудняюсь ответить».

Проявления стигмы наблюдаются на всем протяжении истории общества. Имея в разные времена различные под собой основания,

стигматизация функционировала согласно нормативным принципам поддержания социальной гомогенности и стабильности.

Неспособность индивида к идентификации себя с членами своего сообщества, социальная инородность предоставляла обществу право применять карательные процедуры.

Умение идентифицировать себя с социальным окружением и отграничение себя от других/иных, пренебрежительное отношение к инаковости поощрялись так называемыми церемониями унижений [5].

По мнению М. Фуко, истоки стигматизации непосредственно связаны со становлением и развитием различных форм социального контроля. Специфические «системы значений и образов», отмечает Фуко, ранее связанные с практиками изоляции больных проказой, сохраняются и после того, как проказа побеждена. «Персона прокаженного» наделяется символическим значением исключенного из социальной группы и очерченного «сакральным кругом» отвержения [4].

«Персона прокаженного» моделирует все последующие формы взаимоотношений общества и изгоняемых его членов по уже готовой схеме: диагностирование отклонения — отчуждение / отвержение — изоляция. Выражения повседневного языка: «шарахнуться, как от прокаженного», «что я — прокаженный, что ли» — сегодня отражают скорее

социальные опасения по поводу возможного отвержения и страх изоляции, исключения. За подобными опасениями стоит интуитивное избегание неких социальных пустот, где привычные правила и законы не действуют. Что это за социальные лакуны, абсорбирующие отверженных? Приюты, психиатрические клиники, тюрьмы. специализированные школы и т.д. — таковы границы и социальные маркеры этих лакун, посредством которых общество обеспечивает контроль над «инаковостью».

Ритуализированный механизм стигмы срабатывает в тот самый момент, когда обнаруживается социальное несоответствие человека представлению о нормальности, устоявшимся правилам и порядкам.

Это несоответствие описывается Е. Гофманом через понятия виртуальной и актуальной идентичности [6]. Определенные социальные ожидания, лежащие в основе виртуальной социальной идентичности, по Е. Гофману, выступают гарантами нормальности; если актуальная социальная идентичность не вписывается в рамки виртуальных ожиданий, происходит негативная, стигматизирующая атрибуция личности.

Стигматизация выступает чувствительным социальным инструментом в формировании моральной карьеры человека с ограниченными возможностями здоровья, демонстрируя непреодолимую дистанцию между больным и обществом [7].

Стигма выступает как соци-

альный симптом болезни, как онтологическое отличие от здоровых и как социокультурный запрет на ряд отношений, устанавливаемых между нормальными членами общества. Ролевые притязания инвалида ограничены стигмой как мерой их реальных возможностей и способностей.

Самый трудный вопрос нашей темы — психологические последствия стигмирования. Мы считаем, что невротические симптомы у наших клиентов в немалой степени вытекают из трудностей их социального положения. В самом деле, легко ли сохранить душевное здоровье и психическое равновесие человеку, который должен, разде-

ляя мнение большинства, считать себя неполноценным? А это означает, что сегодня не столько собственно инвалидность, сколько общественные предубеждения против «иных», не таких как все, препятствуют полноценной социальной жизни лиц, имеющих атипичную внешность.

Проиллюстрируем этот аспект эпизодом исследования психоэмоционального статуса подростков, имеющих ВРГиН.

С помощью методики «Дембо-Рубинштейн» исследовалась самооценка подростков с ВРГиН и условно здоровых подростков в возрасте от 13 до 15 лет (табл.2).

Таблица 2

Результаты исследования самооценки по методике «Дембо-Рубинштейн» (М±т)

Группа Шкалы (в баллах)

Здоровье Ум Счастье Характер

ВРГиН (п=20) 66,1±13.1 77,7±16,9 61,1±10,2* 60,1±7,6

Контроль. (п=18) 88,5±8,6 92,0±7,6 84,1±12,2 77,5±9,6

ф эмп ф эмп 1,14< ф кр 1,60 ф эмп 0,28< ф кр 1,60 ф эмп 1,65> ф кр 1,60 ф эмп 0,44< ф кр 1,60

*отличие достоверно от группы контроля (р<0,05) по ф-критерию Фишера

Оценивая себя равными здоровым по шкалам «Здоровье», «Ум» и «Характер», тем не менее, подростки группы ВРГиН чувствуют себя несчастными. Таким образом, при ВРГиН обязательно меняется отношение личности к себе, оценка себя

приобретает негативные тона, возникает негативный образ «Я», и это -результат социальной стигматизации.

Подводя итоги можно предположить, что социальные стереотипы, передающиеся из поколения в поколение, в данном случае насто-

роженное, дистанцированное отношение к людям с ВРГиН складывались в те далекие времена, когда медицина находилась на очень низком уровне, когда расщелина верхней губы и неба являлась уродством, сопровождавшим человека на протяжении всей жизни.

Фактически, эти социальные стереотипы были направлены на то, чтобы, заботясь о нуждах нормального развития человечества в целом, пожертвовать людьми, имеющими различные дефекты, особенно врожденные, к которым относится и ВРГиН. А что значит в данном случае «пожертвовать»? Это значит, благодаря стихийному включению разнообразных социально-психологических закономерностей и механизмов, создать для человека, в данном случае, с дефектом лица, невыносимые условия существования, сформировать у него чувство неполноценности, ущербности, превратить в изгоя, который бы и не помышлял о нормальных человеческих отношениях, не мог бы создать семью, испытать радость материнства и отцовства.

К счастью, общество далеко продвинулось по пути цивилизации и, наряду с интересами всего человечества, стало заботиться и об интересах отдельного человека, отдельной личности, в том числе и с анатомической деформацией в виде врожденной расщелины губы и неба.

Литература

1. Виссарионов В. А. Реконструктивная хейлоринопластика в системе мероприятий по медицинской реабилитации больных с врожденной расщелиной верхней

губы: Дисс.... д-ра мед. наук., М.

1989.

2. Набойченко Е.С.., Блохина С.И. Модель организации и качества оказания помощи семье, имеющей ребенка с врожденной челюстно-лицевой патологией// Организационные и информационные технологии в здравоохранении. Екатеринбург: Бонум. 2003.

3. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. Изд-во: Питер Принт, 2005.

4. Фуко М.. История безумия в классическую эпоху / Пер. И.К. Стаф. СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997.

5. Garfinkel H. Conditions of successful degradation ceremonies // American Journal of Sociology. 195б. No. б1.

6. Goffman E. The moral career of the mental patient // Goffman E. Asylums: Essays on the social situation of mental patients and other inmates. New York: Anchor Books, 19б1.

7. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. New York: Prentice-Hall, 19б3.

© Е. С. Набойченко, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.