Научная статья на тему 'Сравнение некоторых показателей развития ребенка с врожденной расщелиной губы и неба в зависимости от метода лечения'

Сравнение некоторых показателей развития ребенка с врожденной расщелиной губы и неба в зависимости от метода лечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
396
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОСТОРОННЯЯ РАСЩЕЛИНА ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И НЕБА / УРАНОПЛАСТИКА / UNILATERAL CLEFT LIP AND PALATE / CLEFT PALATE REPAIR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фоменко Ирина Валерьевна, Краевская Наталия Стефановна, Касаткина Анжела Левоновна, Зарбалиева Шаргия Салех Кызы

В статье представлено сравнение некоторых показателей развития ребенка с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба в зависимости от метода пластики дефекта неба в период постоянного прикуса. В нашем исследовании пациенты были разделены на две группы. Пациентам первой группы проводили пластику дефекта неба в два этапа (велопластика + уранопластика), детям которые были включены во вторую группу осуществляли одномоментную уранопластику. Выявляли психофизиологические особенности детей с врожденной односторонней полной расщелиной верхней губы и неба методом анкетирования. Проводили оценку показателей, отражающих развитие биологических и социальных функций. По результатам исследования было выявлено, что состояние здоровья детей с данной патологией требует особого подхода и проведение пластики неба в два этапа позволит улучшить качество их жизни и социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фоменко Ирина Валерьевна, Краевская Наталия Стефановна, Касаткина Анжела Левоновна, Зарбалиева Шаргия Салех Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of some indicators of development of the child with congenital cleft lip and palate depending on the method of treatment

The article presents a comparison of some indicators of development of a child with a congenital unilateral cleft of the upper lip and palate depending on the method of plastics defect of the sky in the permanent dentition period. In our study, the patients were divided into two groups. Patients of the first group underwent plastic defect of the palate in two stages (veloplasty + uranoplasty), children who were included in the second group entered into a one-step uranoplasty. Detected physiological characteristics of children with congenital unilateral complete cleft upper lip and palate using questionnaires. Evaluated the indicators reflecting the development of biological and social functions. The results of the study revealed that the health of children with this pathology requires a special approach and holding the plastic of the palate in two stages will improve their quality of life and social adaptation.

Текст научной работы на тему «Сравнение некоторых показателей развития ребенка с врожденной расщелиной губы и неба в зависимости от метода лечения»

УДК 616.315-007.254-053.2

СРАВНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ

И.В. Фоменко, Н.С. Краевская, А.Л. Касаткина, Ш. С. Зарбалиева

ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» г. Волгоград, Россия, 400001

Аннотация. В статье представлено сравнение некоторых показателей развития ребенка с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба в зависимости от метода пластики дефекта неба в период постоянного прикуса. В нашем исследовании пациенты были разделены на две группы. Пациентам первой группы проводили пластику дефекта неба в два этапа (велопластика + уранопластика), детям которые были включены во вторую группу осуществляли одномоментную уранопластику. Выявляли психофизиологические особенности детей с врожденной односторонней полной расщелиной верхней губы и неба методом анкетирования. Проводили оценку показателей, отражающих развитие биологических и социальных функций. По результатам исследования было выявлено, что состояние здоровья детей с данной патологией требует особого подхода и проведение пластики неба в два этапа позволит улучшить качество их жизни и социальной адаптации.

Ключевые слова: односторонняя расщелина верхней губы и неба, уранопластика.

Введение. Социальная и психологическая реабилитация пациентов с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области — актуальная проблема в системе их комплексного лечения. Врожденная расщелина верхней губы, альвеолярного отростка и неба сопровождается морфологическими, функциональными и эстетическими нарушениями, которые нередко, вызывают ответные психогенные реакции у детей и их родителей. В большинстве семей рождение ребенка с расщелиной губы и неба воспринимается как кризисная (стрессовая) ситуация и является причиной конфликтной напряженности и негативного психологического фона [2; 4].

Современные методы хирургического лечения позволяют рано, на первом году жизни начать реабилитацию, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии родителей. В дальнейшем, при своевременной медико-логопедиче-

ской помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка [1; 5].

Исследования основных показателей здоровья таких детей позволит расширить представление о влиянии данного порока на качество жизни, своевременно выявить особенности психоэмоционального состояния ребенка и внести коррективы в тактику комплексной медико-социальной реабилитации [3].

Цель исследования: охарактеризовать некоторые психофизиологические особенности личности ребенка с врожденной расщелиной губы и неба и их родителей в зависимости от метода пластики расщелины неба.

Материал и методы исследования. Методом анкетирования (в работе использовался опросник, разработанный, совместно с кафедрой психологии) были изучены показатели, отражающие

—--—

~ 102 ~

Since 1999 ISSN 2226-7425

Фоменко И.В. и др. Сравнение некоторых показателей развития ребенка с врожденной расщелиной губы...

развитие биологических и социальных функций. Проведено исследование у 51 ребенка (14—17 лет) с врожденной расщелиной губы и неба. Все дети состоят на учете в центре диспансеризации детей с врожденной патологией лица г. Волгограда.

Пациенты были разделены на две группы. Первую группу составили 27 детей, которым проводилась закрытие дефекта неба в два этапа. Во вторую группу вошли 24 пациента, которым осуществлялась пластика дефекта неба в один этап. В рамках исследования проанкетировано 60 родителей этих детей. Группу А составили родители, детям которых проводилось закрытие дефекта неба в два этапа (30 человек), группу В — в один этап (30 человек).

Результаты исследования. Анализ полученных данных показал, что большинство обследуемых родителей в двух группах не были удовлетворены состоянием зубов и прикуса у своих детей: 83,3 ± 7,8% в группе А и 93,3 ± 5,6% в группе В соответственно.

В то же время родителей, которые были удовлетворены состоянием прикуса и зубов у детей в группе А было больше (16,6 ± 7,8% и 6,7 ± 5,6% соответственно).

Анализ результатов анкетирования детей показал, что в целом число пациентов, удовлетворенных состоянием зубов и прикуса, было значительно больше в сравнении с аналогичным показателем у родителей (33,33 ± 9,62% 1 группы и 62,5 ± 9,88% 2 группы).

В рамках комплексного обследования мы проанализировали некоторые показатели психофизического развития таких детей. При ответе на вопрос: «Часто ли болеют их дети?» положительно ответили 35,9 ± 8,8% группы А и 30,0 ± 8,4% группы В. Имеют проблемы во время приема пищи 20,5 ± 2,6% (А) и 22 ± 8,4% (В). Раздражительность у ребенка отметили 10,3 ± 5,5% респондентов группы А и 11 ± 6,3% группы В. На то, что ребенок общается с меньшим количеством людей, чем его сверстники указали 7,7 ± 4,9% родителей в группе А и 8,2 ± 5,6% в группе В. О случаях снисходительного или пренебрежительного отношения окружающих сообщили 5,1 ± 4,0% в группе А и 6,1 ± ± 4,8% соответственно. О том, что получают заниженные оценки в школе заявили 2,6 ± 2,9% в груп-

пе А и 2,7 ± 3,3 в группе В. Число родителей положительно, ответивших на вопрос: «трудно ли учиться в школе ребенку?» значительно превышало в группе В 30,0 ± 8,4% и 6 ± 4,5%, соответственно.

Результаты анкетирования детей показали: меньшую общительность, неуверенность в себе, стеснительность отметили 42,8 ± 10,1% детей 2-й группы и только 20,5 ± 7,7 детей 1-й группы.

Таким образом, проведенное психологическое обследование выявило у детей 2-й группы повышенную замкнутость, стеснительность, напряженность поведения, подобные проявления отмечались у детей 1-й группы, но в меньшей степени. Неудовлетворенность состоянием зубов и прикуса, желание продолжить ортодонтическое лечение достоверно чаще отметили дети 2-й группы и родители группы В. Как следует из вышеперечисленного состояние здоровья детей с данной патологией требует особого подхода и проведение пластики неба в два этапа позволит улучшить качество их жизни и социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глотова Г.А., Набойченко Е.С. Специфика потребностей развития детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 60.

2. Леонов А.Г., Баранская Л.Т. Психологическая оценка качества жизни подростков с ВРГиН на завершающем этапе реабилитации // Соматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте. Новосибирск: НИИ физиологии СО РАМН, 2008.

3. Набойченко Е.С. Создание формирующего пространства как условие развития социальной компетентности детей с врожденной челюстно-лицевой патологией // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2004. № 3.

4. Фоменко И.В. Эпидемиологическая характеристика врожденных расщелин лица на территории Волгограда и Волгоградской области // Стоматология детского возраста и профилактика. 2009. № 1. С. 20—24 (Е.В. Филимонова, C.B. Дмитриенко, А.Л. Касаткина)

5. Шафирова Е.М., Виссарионов В.А. Особенности формирования личности подростков с врожденными и приобретенными дефектами личности // Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении / под ред. С.И. Блохиной, Г. А. Глотовой. Екатеринбург: СВ-96, 2005.

—--—

~ 103 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

—■--—

COMP ARISON OF SOME INDICATORS OF DEVELOPMENT OF THE CHILD WITH CONGENITAL CLEFT LIP AND PALATE DEPENDING ON THE METHOD OF TREATMENT

I. V. Fomenko, N.S. Kraevskaya, A.L. Kasatkina, Sh.S. Zarbalieva

GBOU VPO "Volgograd State Medical University " Volgograd, Russia, 400001

Annatation. The article presents a comparison of some indicators of development of a child with a congenital unilateral cleft of the upper lip and palate depending on the method of plastics defect of the sky in the permanent dentition period. In our study, the patients were divided into two groups. Patients of the first group underwent plastic defect of the palate in two stages (veloplasty + uranoplasty), children who were included in the second group entered into a one-step urano-plasty. Detected physiological characteristics of children with congenital unilateral complete cleft upper lip and palate using questionnaires. Evaluated the indicators reflecting the development of biological and social functions. The results of the study revealed that the health of children with this pathology requires a special approach and holding the plastic of the palate in two stages will improve their quality of life and social adaptation.

Key words: unilateral cleft lip and palate, cleft palate repair.

REFERENCES

1. Glotova G.A., Nabojchenko E.S. Specifika potreb-nostej razvitija detej s vrozhdennoj rasshhelinoj verhnej guby i neba. Izv. Ural.gos. un-ta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury, 2008, no. 60.

2. Leonov A.G., Baranskaja L.T. Psihologicheskaja ocenka kachestva zhizni podrostkov s VRGiN na zaversha-jushhem jetape reabilitacii // Somaticheskie i pogranichnye nervno-psihicheskie rasstrojstva v detskom i podrostkovom vozraste. Novosibirsk: NII fiziologii SO RAMN, 2008.

3. Nabojchenko E.S. Sozdanie formirujushhego pro-stranstva kak uslovie razvitija social'noj kompetentnosti detej

s vrozhdennoj cheljustno-licevoj patologiej. Izv. Ural. gos. unta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury, 2004, no. 3.

4. Fomenko I.V. Jepidemiologicheskaja harakteris-tika vrozhdennyh rasshhelin lica na territorii Volgograda i Volgogradskoj oblasti. Stomatologija detskogo vozrasta i profilaktika, 2009, no. 1, pp. 20—24 (E.V. Filimonova, S.V. Dmitrienko, A.L. Kasatkina)

5. Shafirova E.M., Vissarionov V.A. Osobennosti for-mirovanija lichnosti podrostkov s vrozhdennymi i priobre-tennymi defektami lichnosti. Aktual'nye problemy klini-cheskoj psihologii v sovremennom zdravoohranenii. Ed. S.I. Blohinoj, G.A. Glotovoj. Ekaterinburg, SV-96, 2005.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.