Научная статья на тему 'Влияние образовательного процесса на формирование гендерной ориентации младших школьников'

Влияние образовательного процесса на формирование гендерной ориентации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / гендерные ориентации / гендерная идентичность / гендерное воспитание / primary school age / gender orientations / gender identity / gender education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Юлия Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования гендерной ориентации детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Показаны негативные тенденции гендерного развития подрастающего поколения: ослабление поляризации гендерных отличий и нарушение гендерной идентичности, кризис традиционной семьи, тенденции внедрения чуждых программ гендерного воспитания. Обоснована актуальность данной проблематики в начальной школе среди детей младшего школьного возраста. Показано, что приоритетными задачами формирования гендерных ориентаций в младшем школьном возрасте являются развитие семейных ценностей и гендерных семейных ролей. Раскрыты понятия гендер и пол, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерные ориентации младшего школьника. Освещены основные направления и педагогические технологии гендерного воспитания в младшем школьном возрасте. Раскрыты педагогические условия формирования гендерных ориентаций детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE FORMATION OF THE GENDER ORIENTATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to the problem of forming the gender orientation of primary school students in the educational process. The negative trends in the gender development of the younger generation are shown: the weakening of the polarization of gender differences and the violation of gender identity, the crisis of the traditional family, the trends in the introduction of alien programs of gender education. The relevance of this problem in primary school among children of primary school age is justified. It is shown that the priority tasks of the formation of gender orientations in primary school age are the development of family values and gender family roles. The concepts of gender and gender, gender stereotypes, gender identity, and gender orientations of primary school students are revealed. The main directions and pedagogical technologies of gender education in primary school age are highlighted. The pedagogical conditions for the formation of gender orientations of younger schoolchildren in the educational process are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательного процесса на формирование гендерной ориентации младших школьников»

Влияние образовательного процесса на формирование гендерной ориентации младших школьников

Курбатова Юлия Викторовна,

учитель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением иностранного языка» E-mail: Yulya-pushok@yandex.ru

Статья посвящена проблеме формирования гендерной ориентации детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Показаны негативные тенденции гендерного развития подрастающего поколения: ослабление поляризации тендерных отличий и нарушение гендерной идентичности, кризис традиционной семьи, тенденции внедрения чуждых программ гендерного воспитания. Обоснована актуальность данной проблематики в начальной школе среди детей младшего школьного возраста. Показано, что приоритетными задачами формирования гендерных ориентаций в младшем школьном возрасте являются развитие семейных ценностей и гендерных семейных ролей. Раскрыты понятия гендер и пол, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерные ориентации младшего школьника. Освещены основные направления и педагогические технологии гендерного воспитания в младшем школьном возрасте. Раскрыты педагогические условия формирования гендерных ориентаций детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, гендерные ориентации, гендерная идентичность, гендерное воспитание.

о с

CJ

см со

Современный мир характеризуется трансформацией гендерных отношений, инверсиией гендерных ролей, феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин, стиранием гендерных стереотипов и ослаблением поляризации гендерных отличий [2]. «Кризис традиционной семьи, роли мужчин и женщин в обществе привели к появлению проблемы нарушения гендерной идентичности подрастающего поколения, что приводит к таким негативным для личности последствиям, как несоответствие гендерной роли биологическому полу или отсутствие выраженности мужского или женского в личности» [1]. Поэтому проблема формирования гендерной ориентации подрастающего поколения в современном образовании приобретает особую значимость. С другой стороны, наблюдаются тенденции внедрения чуждых отечественной образовательной практике программ гендерного воспитания «на фоне активизации и насильственного внедрения западных стандартов в гендерном воспитании современных российских школьников, несмотря на категоричные протесты родительской общественности в отношении европейской ультра-гендерной эмансипации сексуального воспитания» [3, с. 80].

Актуальность формирования гендерных ориентаций в младшем школьном возрасте обусловлена интенсивными процессами социализации личности, принятием норм и ценностей общества. Осознание и принятие гендерных норм и ценностей, формирование гендерных ориентаций оказывают влияние на развитие гендерной идентичности младшего школьника и на успешность его дальнейшей, как профессиональной, так и интимно-личностной и семейной жизни.

Анализ содержания гендерного воспитания и образовательных практик, направленных на формирование гендерной ориентации у детей младшего школьного возраста, требует осмысления сущности понятия гендерные ориентации и близкие к нему понятия гендер и пол, гендерные стереотипы, гендерная идентичность. Термин гендер в научный обиход был введен для преодоления сугубо биологического понимания различий между мужчиной и женщиной, подчеркивая социальную природу этих различий. Данное понятие в науке применяется для «обозначения социально детерминированных ролей, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, которые определяются не биологическими половыми различиями, а социальной детерминацией общественных отношений» [4]. Гендер, по мнению М.А. Ерофеевой, «рассматривается как инструментальная катего-

рия педагогическом науки в анализе социокультурных различий, поведенческих проявлений,психологических особенностей формирования и развития половых групп: мальчиков и девочек в качестве объектов и субъектов гендерной социализации, гендерного воспитания, укорененного в культуре, традициях, ценностях общества» [3, с. 83].

В общем, гендерные ориентации ребенка определяют его общую готовность к тому или иному виду социальной деятельности в системе взаимодействия между лицами противоположного пола. Здесь стоит особенно подчеркнуть особую значимость имеющегося у детей их опыта в сфере межличностных отношений с людьми противоположного пола, которые для них особо значимы. То есть, гендерные ориентации являются основообразующими элементами гендерных отношений между представителями противоположного пола.

«Гендерные ориентации опосредованы тендерными установками личности, которые отражают такие феномены, как позитивное или негативное отношение к своему и противоположному полу, желание быть представителем определенного пола, предпочтение соответствующих половых ролей и занятий» [4; 7].

Более устойчивыми, чем стереотипы, являются гендерные роли, которые, по мнению И.С Кона, представляет собой «нормативные предписания и ожидания, которые культура предъявляет к правильному мужскому или женскому поведению. Совокупность биологических и социальных факторов накладываются на жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека» [4]. Основные общепринятые гендерные роли мужчин можно сформулировать как: добытчик, защитник и отец-наставник, гремя как женщине отводятся роли воспитателя детей и домашней хозяйки.

Гендерные роли меняются от эпохи к эпохе. И.С. Кон подчеркивал, что «система разделения гендерных ролей с традиционными стереотипами мужественности-женственности имеет ряд характерных особенностей: феминные и маскулинные занятия полярно противоположны; различия активно поддерживаются религией и аппеляцией к природе; маскулинные и феминные обязанности дополняют друг друга и находятся в иерархии, где женщина подчиняется мужчине и его интересам» [4].

Важной задачей образовательной деятельности по формированию гендерных ориентаций детей младшего школьного возраста выступает формирование гендерной идентичности, которая выявляет принадлежность к тому или иному полу (мужскому или женскому) в общем представлении самого ребенка, а также его самоидентификации в процессе его социализации. Следует отметить, что гендерная идентичность это более емкое и всеобъемлющее понятие, чем полороле-вая идентичность. Гендерную идентичность нельзя также отождествлять с сексуальной идентич-

ностью, поскольку гендер является понятием «не столько биологическим, сколько социокультурным. Гендерная идентичность проявляется не столько в сфере интимно-личностных отношений, сколько специфическим образом в существенно более широком контексте межличностных отношений» [7]. Гендерное воспитание связано с развитием полноценной «гендерной идентичности ребенка на основе формирования культуры здорового образа жизни, при учете половой принадлежности, его интересов, склонностей, запросов; а также воли, потребностей, ожиданий родителей» [3, с. 83].

Таким образом, гендерные ориентации ребенка младшего школьного возраста это - сложный социокультурный феномен.

Формирование гендерных ориентаций младших школьников предполагает как создание специальных психолого-педагогических условий в рамках программ гендерного воспитания детей различной направленности, проведения тематических воспитательных мероприятий, так и в рамках организации образовательного процесса при изучении различных образовательных дисциплин. Так, в исследовании С.Д. Отбоевой говорится, что программы различных учебных предметов обладают потенциалом для формирования гендер-ных ориентаций детей, подготовки их к семейно-брачным отношениям. Педагоги признают подобную возможность, считают ее реализуемость в дисциплинах как естественно-математического, так и общественно-гуманитарного направления. «На уроках литературы можно показать роль женщины в разные исторические эпохи, общественные взгляды на любовь, брак, семью, красоту женского и героизм мужского образов. На математике можно говорить о формировании семейного бюджета, на занятиях по иностранному языку рассмотреть быт, убранство квартир, особенности ведения хозяйства в разных странах, на уроках музыки разучить колыбельные, народные, детские песни» [6, с. 93-94].

В настоящее время разработаны и реализуются различные программы гендерной и семейной проблематики, в том числе и с детьми младшего школьного возраста. Интерес представляют активно-деятельностные технологии, например, интерактивная технология видеокейс, которая «основана на активном проблемно-ситуационном анализе задач-ситуаций (кейсов)» [5, с. 115], которая позволяет ввести младших школьников в социокультурное пространство и расширить представления о семейных и гендерных ценностях и ориентирах. Большим развивающим потенциалом для формирования гендерных ориентаций младших школьников обладают воспитательные мероприятия, направленные на развитие семейных ценностей детей в совместной творческой деятельности детей и родителей на основе использования педагогических технологий совместного досуга детей и родителей, социальных проектов семейной направленности, технологии организации совместного обучения детей и родителей. В рамках

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

формирования гендерных ориентаций младших школьников рассматривается осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих младшему школьному возрасту, в том числе семейных и гендерных социальных ролей [5].

Итак, образовательный процесс оказывает влияние на формирование гендерных ориентаций младших школьников. Для того, чтобы это влияние было целенаправленным и отвечало приоритетным задачам отечественного образования, необходимым является реализация в образовательном процессе принципов и подходов гендер-ного воспитания, в основе которого лежат цели и ценности семейной и гендерной культуры девочек и мальчиков как источников общенациональной идентичности.

Литература

1. Битянова, М.Р. Социальная психология. -СПб.: Питер, 2008-368с.

2. Думнова Э.М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект (на примере Новосибирска) // Вестник Томского гос. Ун-та. - 2012. - № 363. - С. 4750.

3. Ерофеева М.А. Формирование профессиональной готовности студентов к гендерному воспитанию школьников на основе комплексно-интегративного подхода: дис. доктора пед. наук. - М, 2015. - 540 с.

4. Кон И.С. Пол и гендер: Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. - 2004. -№ 1-2. - С. 31-34.

5. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие; под. ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воро-бейковой, О.В. Эрлиха. - СПб.: Свое издательство, 2014. - 403 с.

6. Отбоева С.Д. Учащаяся молодежь: особенности подготовки к семейно-брачным отношениям: на материалах Республики Бурятия: дис. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 157 с.

7. Степанова Л.Г. Введение в гендерную психологию. Курс лекций. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2015. - 299 с.

THE INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE FORMATION OF THE GENDER ORIENTATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Kurbatova Yu.V.

Municipal budgetary educational institution "Secondary school No. 24 with in-depth study of a foreign language"

The article is devoted to the problem of forming the gender orientation of primary school students in the educational process. The negative trends in the gender development of the younger generation are shown: the weakening of the polarization of gender differences and the violation of gender identity, the crisis of the traditional family, the trends in the introduction of alien programs of gender education. The relevance of this problem in primary school among children of primary school age is justified. It is shown that the priority tasks of the formation of gender orientations in primary school age are the development of family values and gender family roles. The concepts of gender and gender, gender stereotypes, gender identity, and gender orientations of primary school students are revealed. The main directions and pedagogical technologies of gender education in primary school age are highlighted. The pedagogical conditions for the formation of gender orientations of younger schoolchildren in the educational process are revealed.

Keywords: primary school age, gender orientations, gender identity, gender education.

References

1. Bityanova M.R. Social psychology. - St. Petersburg: Piter, 2008. - 368 p.

2. Dumnova E.M. Marriage and family attitudes of the youth of the Russian megapolis: gender aspect (on the example of Novosibirsk). Un-ta. - 2012. - No. 363. - P. 47-50.

3. Erofeeva M.A. Formation of professional readiness of students for gender education of schoolchildren on the basis of a complex-integrative approach: dis. doctor of pedagogical sciences. - M, 2015-540 p.

4. Kon I.S. Gender and gender: Notes on terms / / Andrology and genital surgery. - 2004. - No. 1-2. - P. 31-34.

5. Model of formation of family values in children and adolescents: Educational and methodological manual; ed. by E.V. Vergizova, T.S. Vorobeykova, O.V. Ehrlich. - St. Petersburg: Svoie publishing house, 2014. - 403 p.

6. Otboeva S.D. Student youth: features of preparation for family and marriage relations: on the materials of the Republic of Bury-atia: dis. ... kand. social sciences. - Ulan-Ude, 2010. - 157 p.

7. Stepanova L.G. Introduction to gender psychology. Course of lectures. - M.: Moscow Psychological and Social University (MPSU), 2015. - 299 p.

о с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.