Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ'

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психологическое благополучие / психологическое здоровье / образ семьи / личностный рост / функционирование семьи / студенты / Psychological well-being / psychological health / family image / personal growth / family functioning / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брагина С.А., Шахова И.С.

В статье представлены результаты экспериментального исследования посвящённого изучению влияния образа семьи на психологическое благополучие студентов. При анализе полученных эмпирических данных выявлено четыре основных характеристики образа семьи и наличие положительных корреляций между ними и уровнем психологического благополучия. Таким образом, можно сделать вывод, что семья, ее наличие, близкие отношения влияют на психологическое благополучие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FAMILY ON PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

The article presents the results of an experimental study devoted to the study of the influence of the family image on the psychological well-being of students. The analysis of the empirical data revealed four main characteristics of the family image and the presence of positive correlations between them and the level of psychological well-being. Thus, it can be concluded that the family, its presence, close relationships affect psychological well-being.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

УДК 159.9.075

Брагина С.А.

Студентка 1 курса ИГУ, г. Иркутск, РФ Научный руководитель: Шахова И.С.,

Кандидат психологических наук, ИГУ

г. Иркутск, РФ

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования посвящённого изучению влияния образа семьи на психологическое благополучие студентов. При анализе полученных эмпирических данных выявлено четыре основных характеристики образа семьи и наличие положительных корреляций между ними и уровнем психологического благополучия. Таким образом, можно сделать вывод, что семья, ее наличие, близкие отношения влияют на психологическое благополучие.

Ключевые слова

Психологическое благополучие, психологическое здоровье, образ семьи, личностный рост,

функционирование семьи, студенты.

Bragina S. A.

1st-year student of ISU, Irkutsk, Russia Scientific supervisor: Shahova I.S.,

Candidate of Psychological Sciences, ISU

Irkutsk, Russia

THE INFLUENCE OF FAMILY ON PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

Annotation

The article presents the results of an experimental study devoted to the study of the influence of the family image on the psychological well-being of students. The analysis of the empirical data revealed four main characteristics of the family image and the presence of positive correlations between them and the level of psychological well-being. Thus, it can be concluded that the family, its presence, close relationships affect psychological well-being.

Keywords

Psychological well-being, psychological health, family image, personal growth, family functioning, students.

Семья - эта та маленькая ячейка общества, которая на протяжении всей жизни оказывает огромное влияние на человека. Основополагающим фактором в обеспечении психологического благополучия ребенка являются условия его психологического развития в семье. Именно семья, благодаря воспитанию и взаимодействию с ребенком, социализирует его, формирует ценности и качества, с помощью которых человек впоследствии выходит во взрослый мир. При невыполнении семьей основополагающих функций, таких как воспитательная, эмоционально-психологическая, защитная, рекреационная личностное развитие ребенка осложняется, что ведет к ухудшению его психологического благополучия.

Термин психологическое благополучие включает в себя актуальное состояние человека и уровень его жизни. Он также тесно связан с такими понятиями как психологическое здоровье, личностный рост, качество жизни, самопринятие и другие.

Изучением данного феномена занимался Н. Брэдбёрн. Он описывал психологическое благополучие с точки зрения баланса позитивных аффектов и негативных, разница между которыми показывает степень удовлетворенностью жизни. Э. Динер придерживался той же концепции. Он ввел понятие «субъективное благополучие», которое содержит в себе три аспекта: удовлетворенность, приятные и неприятные эмоции. С помощью них он оценивал благополучие человека. Грубо говоря, автор измерял уровень счастья.

К. Рифф был сторонником иного подхода. Он рассматривал проблему в основе изучения позитивного функционирования личности, где постулатом психологического благополучия является личностный рост. Рифф выделил шесть компонентов психологического благополучия: позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие. Эти понятия рассматривались им намного глубже, заключая в себе несколько теорий, и охватывают различные сферы жизни человека [1].

Сама тема «Влияние образа семьи на психологическое благополучие» является довольно актуальной и рассматривается многими авторами с разных сторон. Так, например, Волчик А.А. в своей статье «Влияние семьи и группы сверстников на психологическое благополучие ребенка дошкольного возраста» описал взаимосвязи психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста и особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, а также показал важную роль отношений с родителями, своего места в структуре семейных взаимоотношений, положения ребенка в группе сверстников и удовлетворенности или неудовлетворенности взаимоотношениями с ними. Он отметил, что комфортное эмоциональное состояние является главной составляющей психического развития, фундаментом успешной социализации, компонентом для развития личности ребенка. Однако родители или лица их заменяющие, часто не владеют необходимыми знаниями и навыками для создания благоприятных условий, способствующих обеспечению эмоционального и психологического благополучия детей. В связи с этим научный интерес к данной теме по-прежнему актуален [2].

Ундуск Е.Н. рассмотрев эту тему, в своей статье также отметила, что на становление личности ребенка оказывает влияние его ближайшее социальное окружение, в первую очередь, семья. При утрате эмоционально теплых отношения с семьей, человеку самому приходится обращать внимание на выстраивании новых отношений для дальнейшего полноценного развития, перенося на второй план остальные возрастные задачи. Без этого личностное становление не сможет быть полноценно реализовано. Под «психологическим благополучием» Елена Николаевна подразумевает субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия [3].

В связи с актуальностью данной темы мы провели экспериментальное исследование, направленное на изучение образа семьи у студентов. За теоретическую основу исследования была взята концепция К. Риффа о психологическом благополучии, а также опросник «Семья - это...» модификация теста М. Куна и Т. Макпартленда.

Для определения наличия связей между характеристиками образа семьи и уровнем психологического благополучия нами был использован коэффициент корреляции Спирмена. При анализе полученных эмпирических данных выявлено четыре основных характеристики образа семьи и наличие положительных корреляций между ними и уровнем психологического благополучия.

1. Выявлена положительная корреляция между эмоциональными характеристиками образа семьи и формальными характеристиками (Ро=0.583, р=0,023). Мы думаем, это связано с тем, что чем больше члены семьи испытывают положительных эмоций вместе, считают себя счастливыми, радуют друг друга, тем больше они ассоциируют себя семьей, близкими, родными людьми. Корреляция растет в зависимости

от увеличения эмоциональных характеристик, что предполагает связь между эмоциональным благополучием и формальным определением себя семьей.

2. Выявлена положительная корреляция между эмоциональными характеристиками и образными характеристиками (Ро=0.551, р=0,033). Каждая эмоция оставляет свой отпечаток на человеке. Такие эмоции и чувства как любовь, радость, удовольствие у большинства людей ассоциируются с чем-то теплым, притягательным, мягким. Чем больше люди испытывают положительные эмоции в семье, тем больше они связывают семью с предметами уюта, комфортными условиями. Родные люди воспринимаются как субъекты материального или нематериального мира, которые приносят наслаждение и приятные состояния, из-за чего возникает положительная корреляция.

3. Также выявлена положительная связь между функциональными характеристиками и образными (Ро=0.605, р=0,017). Под образной характеристикой семьи подразумевается единение этого понятия с некими представлениями реального мира. Связь между функциональным аспектом и образным возникает на основе типичных представлений о предназначении предмета. Например, дом -ассоциируется с обязанностями, ответственностью или благосостоянием. Тепло - с заботой и поддержкой. На основе этого формируется образ семьи.

4. Показатели уровня психологического благополучия и функциональные характеристики коррелируют между собой на достоверном уровне (Ро=0.769, р=0,001). Как было сказано ранее, психологическое благополучие включает в себя множество компонентов жизни человека. Правильное функционирование в отношениях с людьми или в целом в семье ведет к росту этого благополучия. Здоровая модель поведения семьи влияет на качество жизни, именно поэтому корреляция между данными аспектами положительная.

5. Также выявлена статистически достоверная связь между принадлежностью к определенному полу и формальными характеристиками образа семьи (Ро=0.545, р=0,036). Исходя по результатам исследования, мы увидели, что у юношей наиболее выраженной характеристикой семьи является формальная. Мы можем предположить, что мужское население тождественно сравнивает семью с официальным браком, когда после его заключения родственники противоположной стороны становятся общей семьей и только крепче скрепляются семейные узы. Второй по значимости характеристикой у мужчин является эмоциональная. Мужчины в большинстве случаев женятся по любви, так как русский менталитет возлагает на женщину меньше ответственности, в особенности материальной, из-за чего девушкам при образовании семьи приходится думать о денежном достатке. В то время как у мужчин главной составляющей являются эмоции. Без чувств, без удовольствия мужчины не видят здоровую и полноценную семью, и чаще всего это является причиной разлада.

Для девушек первой по значимости характеристикой образа семьи является функциональная. Это можно связать с тем, что для девушек слово семья ассоциируется с ответственностью, обязанностями. Женский пол намного глубже воспринимает данное понятие, затрагивая функции семьи. Для них брак -это не просто документ, а последствия, которые за ним следуют. Это подкрепляется второй по значимости характеристикой - образность. Каждый предмет, каждое сравнение или слово имеет смысл, который обязательно должен реализовываться в семейных взаимоотношениях.

Полученные результаты убеждают нас в том, что у каждого человека свой образ семьи, но все же нам удалось выделить четыре основных характеристики и найти взаимосвязь между ними.

При подсчете результатов диагностики по методике «Шкала психологического благополучия» (К.Рифф) низкий уровень психологического благополучия не выявлен. У одиннадцати человек - высокий уровень психологического благополучия, у четырех - средний уровень психологического благополучия. Предполагается, что такого рода результаты у студентов возникли из-за успешного окончания второго семестра и долгожданным летним отдыхом.

У респондентов с высоким уровнем психологического благополучия все характеристики образа

семьи более выражены, такие студенты способны отметить и положительно оценить различные грани своей семьи. Мы предполагаем, что это связано со здоровой обстановкой в семье. Возможно, наиболее выраженная в их ответах характеристика - функциональная распространена в силу правильной модели поведения в собственных семьях. Студенты из группы с высоким уровнем психологического благополучия чаще отмечают значимость для них роли семьи в удовлетворении базовых потребностей безопасности, заботе, любви и принятии.

В то время как у опрошенных со средним уровнем психологического благополучия превалирует эмоциональная характеристика семьи. Возможно, в данный момент времени студентам не хватаем эмоциональной близости со своей семьей, так как кто-то живет в другом городе или далеко от родителей. Мы решили поинтересоваться данным вопросом и оказались правы. Четыре студента имевшие низкие показатели в действительности давно не виделись со своими родными и испытывают нехватку чувств по отношению к близким.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья, ее наличие, близкие отношения влияют на психологическое благополучие. Если с детства привить нездоровую модель поведения, не уделять внимание теплым доверительным отношениям, не давать безусловную опору и поддержку, то человек в будущем будет хуже справляться со сложностями жизни и в результате иметь более низкий уровень благополучия. Присутствие значимых людей в среде человека играет огромную роль для его психологического, а также и физического здоровья, поэтому стоит ответственно подходить к формированию семьи и созданию экологичной атмосферы в межличностных отношениях.

Список использованной литературы:

1. Борисов Г.И. Подходы к изучению психологического благополучия // Психология образования: современный вектор развития: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 157-174.

2. Волчик А.А. Влияние семьи и группы сверстников на психологическое благополучие ребенка дошкольного возраста// Конференция: гармонизация психофизиологического и социального развития детей дошкольного возраста. 2021. С 73-76.

3. Ундуск Е.Н. Положительное самоотношение подростков и молодежи, формируемое в условиях семейного воспитания, как одно из проявлений их психологического благополучия// Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Выпуск 2. С.747-749.

©Брагина С.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.