Научная статья на тему 'Влияние образа будущего на самореализацию подростков и юношей, воспитывающихся в условиях родительской депривации'

Влияние образа будущего на самореализацию подростков и юношей, воспитывающихся в условиях родительской депривации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ОБРАЗ МИРА / ОБРАЗ СЕМЬИ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щелин И. В.

Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение влияния воспитания в неполной семье на «образ» будущей семьи как составляющей образа будущего у подростков и юношей. По результатам исследования можно сделать выводы о том, что родительская депривация может приводить к таким деформациям «образа» будущей семьи, как страхи создания семьи, снижение ценности брачно-семейных отношений, чувство вины, что откладывает отпечаток на самореализацию молодых людей в этой жизненной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние образа будущего на самореализацию подростков и юношей, воспитывающихся в условиях родительской депривации»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.922.27

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕГО НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

РОДИТЕЛЬСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

И.В. ЩЕЛИН*

ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск

Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение влияния воспитания в неполной семье на «образ» будущей семьи как составляющей образа будущего у подростков и юношей. По результатам исследования можно сделать выводы о том, что родительская депривация может приводить к таким деформациям «образа» будущей семьи, как страхи создания семьи, снижение ценности брачно-семейных отношений, чувство вины, что откладывает отпечаток на самореализацию молодых людей в этой жизненной сфере.

Ключевые слова: образ будущего, образ мира, образ семьи, неполная семья, самореализация, депривация.

Устремленность в будущее является характерной чертой подросткового и юношеского возраста. Образ будущего отражает наиболее важные для данной возрастной группы жизненные сферы, чаще всего связанные с продолжением образования, выбором профессии и создания семьи. Эти сферы могут рассматриваться молодыми людьми как пространство для саморазвития и самореализации. В ходе процесса временной организации жизни подростками и юношами наделяются смыслом и эмоциональной окраской события прошлого, и в этой связи прогнозируется будущее. Жизненный опыт может выступать ресурсом для дальнейшей самореализации в значимой для молодого человека сфере. Травматические переживания, связанные с оценкой событий прошлого, могут накладывать отпечаток на образ будущего: так, деформации в системе детско-родитель-ских отношений, отсутствие одного из ро-

© Щелин И.В., 2013

* Для корреспонденции:

Щелин Игорь Владимирович доцент, зам. декана факультета психологии Томского государственного университета 634050 Томск, Московский тракт, 8

дителей могут оказывать влияние на образ будущей семьи.

Общеизвестно, что увеличение количества неполных семей представляет собой острую проблему современного общества. Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.

Важным моментом является то, каким образом воспитание в неполной семье окажет влияние на формирование образа будущей семьи у подростков и юношей: захотят ли они создать в будущем семью, либо, придерживаясь примера своей семьи, откажутся от создания полноценного брака.

Семья, наряду с другими институтами социализации, обеспечивает социально-ролевые позиции своим членам, которые либо способствуют, либо препят-

ствуют самореализации личности в различных сферах деятельности, в том числе семейной.

Данную проблему исследовали многие авторы: Лангмейер Й., Матейчек З., Николаева Я.Г., Немировский К.Е., Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Нова-ковская А.А., Ткаченко И.В., Целуйко В.М., Фидгор Г., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. и др. Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении собственной будущей семьи.

Для того чтобы лучше понять проблему «образа семьи», необходимо осветить понятие «образ мира» в психологии. Впервые понятие «образ мира» в психологии введено А.Н. Леонтьевым, он определяет данную категорию как психическое отражение, взятое в системе связей и отношений субъекта с окружающим его миром. В его трудах образ мира рассматривается как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. А.Н. Леонтьев изучал процесс возникновения образа мира, объясняя его деятельностной природой, задающей образ как момент своего движения [6].

Опираясь на положения А.Н. Леонтьева, Н.Г Осухова рассматривает эту категорию как целостное психическое образование, отмечая, что она существует на когнитивном и образно-эмоциональном уровне. Рассматривая составные компоненты, из которых состоит образ мира, Н.Г. Осухова выделяет «образ Я» как систему представлений и отношения человека к себе во времени жизни, включая все, что человек считает своим. Кроме этого, рассматривается образ другого человека, образ мира в целом и психологическое время личности [9].

В.Е. Клочко подчеркивает, что образ мира многомерен и возникает как результат отражения многомерного мира. Характерные собственно для человека измере-

ния (значения, смыслы и ценности) представляют предметы, включенные в мир человека, и являются качествами самих предметов [3].

А.А. Крылов отмечает, что образ мира изменяется в течение всей жизни человека. Он должен становиться все более полным и адекватным. Однако условием успешной самореализации служит динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование соответствующих социальных умений. При тех или иных нарушениях этого равновесия человеку для решения проблем самореализации приходится искать условно-компенсаторные пути по типу психологической защиты [5].

По мнению Л.А. Коростылевой, самореализация предполагает, прежде всего, исследование структуры личностных смыслов в образе мира человека, особенностей внутреннего мира лиц с разным уровнем самореализации в различных сферах жизнедеятельности во взаимосвязи с их индивидными и личностными свойствами [4].

Таким образом, анализируя вышеприведенные данные, можно утверждать, что категория «образ мира» представляется многоуровневой системой; он многомерен, избирателен и включает все, что значимо для человека. Соответственно категория «образ семьи» выступает элементом «образа мира» и напрямую зависит от того, как сформирован «образ мира».

У каждого члена семьи существуют свои представления о различных сторонах жизни семьи: о необычных и ежедневных событиях, о ее прошлом и будущем, о желаниях и реальности, об огорчениях и радостях, о себе и о других членах семьи, об их чувствах и мыслях, привычках и планах - на первый взгляд, все они случайны и не связаны между собой.

Представления индивида о жизни его семьи - это самостоятельный, сложный механизм, который необходим для успешного функционирования семьи. Синонимы

образа семьи - понятия «семейный миф», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации (ожидания)», «согласованная защита», «образ мы», «наивная семейная психология» и др. [12].

Т.М. Мишина под «образом семьи» понимает интегрированное образование - семейное самосознание. Наиболее важной функцией семейного самосознания является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов. Адекватный образ «Мы» определяет стиль жизни семьи, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «Мы» - это согласованные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для каждого члена семьи и семьи в целом наблюдаемый публичный образ -семейный миф, цель которого заключается в завуалировании тех неудовлетворенных потребностей, конфликтов, которые имеются у членов семьи, и создать определенные идеализированные представления друг о друге. Для гармоничных семей характерен согласованный образ «Мы», для дисфункциональных - семейный миф [7].

Внутренний образ семьи включает в себя представление индивида о себе самом, своих потребностях, возможностях, о других членах семьи, с которыми индивида связывают семейные отношения, и о характере этих отношений.

Общее развитие внутреннего образа семьи происходит на протяжении всего жизненного цикла многих семейных поколений: когда человек учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных сторон ее жизни, взаимоотношения, чувства всех ее членов. Это происходит за счет: а) социализации; б) благодаря культуре и средствам массовой информации; в) благодаря межличностному общению, «межличностной сети», в которую включена система семьи. Исследования показывают, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи [11].

Особое место в процессе формирования позитивных брачно-семейных установок занимает период детства, который связан с родительской семьей. В это время формируется представление о семье, закладываются черты личности будущего семьянина. Социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи.

Выстраиваемые внутрисемейные параллели межличностных контактов (муж-жена, отец-ребенок, мать-ребенок, ребенок-ребенок и др.) дают возможность личности впитать в себя значительный опыт построения отношений. Именно в семье формируется особая социальная общность, позволяющая личности в благоприятных условиях «прочувствовать» себя через других, увидеть себя со стороны, лучше познать себя.

Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку (так называемая холодная мать), и в таких случаях употребляется понятие «материнская депривация»; при отсутствии отца или его отчужденности от ребенка возникает патернальная деприва-ция. По степени выраженности депривация бывает полная и частичная.

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей [8]. Материнская депривация в детском и подростковом возрасте приводит к искажению центральной составляющей Я-концепции, образу Я, которое выражается в явном или скрытом безразличии к окружающим, пренебрежительном или враждебном отноше-

нии к ним, отсутствии уважения к индивидуальным потребностям других людей, тревожное поведение [2].

Отсутствие отца в семье также негативно влияет на полноценное развитие личности ребенка. Отмечается, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Согласно мнению Т.В. Андреевой, значимость личности отца, прежде всего, в том, что для сына он представляет собой эталон мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика [1].

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Соответственно отсутствует и определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. У будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [10].

В этой связи нами была предпринята попытка провести сравнительный анализ особенностей образа будущей семьи у подростков и юношей из полных и неполных семей.

При проведении эмпирического исследования были использованы: методика «незаконченных предложений» Джозефа М. Сакса, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, анкета на выявление отношения к браку и семье.

В исследовании приняли участие две группы: 30 подростков и юношей в возрасте 16-23 лет из полных семей и 30 подростков и юношей в возрасте 16-23 года, воспитывающихся в условиях неполной семьи (частичной социальной депривации). Выборку подростков и юношей из неполных

семей составили молодые люди, у основной части которых нет родных братьев и сестер (63% - семьи с одним ребенком). Для чистоты эксперимента были взяты семьи, в которых отсутствует отец (отцовская де-привация), основной причиной чего являлся развод родителей. Выборку подростков и юношей из полных семей составляли молодые люди, воспитание которых проходит (проходило) в семьях, где присутствуют оба родителя. При этом у большинства подростков есть родные братья и сестры (73% - семьи с двумя детьми, 10% - семьи с тремя детьми).

В результате проведенного исследования по изучению особенностей образа будущей семьи по методике «Незаконченные предложения» у подростков и юношей выявилось следующее. У подростков и юношей, воспитание которых проходит (проходило) в условиях частичной социальной депривации, преобладает отрицательное отношение к отцу; у них существуют страхи и опасения, связанные с созданием будущей семьи. Также было обнаружено, что для части подростков и юношей из неполных семей характерно чувство вины, связанное с распадом родительской семьи; многие считают себя причиной развода родителей (7 человек, или 23%). При этом среди подростков и юношей, чье воспитание проходило в условиях полной семьи, вовсе не было выявлено чувства вины. Помимо этого, для подростков из неполных семей характерно отрицательное отношение к брачно-семейным отношениям (14 человек, или 47%).

Для описания отношения к отцу подростками и юношами из неполных семей использовались следующие ключевые фразы: «редко думает обо мне», «не знает, сколько мне лет», «редко бывает трезвым», «если бы захотел, то остался бы в семье», «редко думает о других людях», «лентяй», «психически неуравновешенный человек», «эгоист», «хочу, чтобы он любил меня», «редко мне звонит», «редко интересуется мной», «хочу, чтоб он умер», «нечестен и жалок», «хочу,

чтоб он не показывался мне на глаза», «он сам загубил свою жизнь» и т.д.

Подростки и юноши из полных семей, напротив, при описании отношений с отцом используют положительные характеристики: «самый классный», «замечательный человек», «редко злится», «самый лучший», «очень хороший человек», «хочу, чтоб он был самым счастливым», «хочу, чтоб он очень долго жил», «очень меня любит», «идеальный мужчина», «заботливый, на все руки мастер», «лучший отец», «любит нашу семью» и т.д.

У подростков и юношей из неполных семей были обнаружены страхи и сомнения, связанные с будущим, в том числе созданием будущей семьи. При этом характерными для них были следующие высказывания: «боюсь одиночества», «хотелось бы перестать бояться будущего», «в будущем нет определенности», «много чего боюсь», «хотелось бы перестать бояться жизни», «будущее кажется туманным», «хотелось бы перестать бояться отношений», «боюсь остаться одна», «боюсь говорить о чувствах», «хотелось бы перестать бояться измены», «хотелось бы перестать бояться не выйти замуж» и т.д.

Еще одной особенностью подростков и юношей из неполных семей является чувство вины, связанное, в первую очередь, с распадом родительской семьи. Рассуждая о своих ошибках и негативных моментах своей жизни, они отмечают следующее: «сделал бы все, чтобы забыть половину жизни из детства», «сделала бы все, чтобы забыть развод родителей», «самая большая ошибка - обвинять себя в разводе», «чувствовала вину, если родители ругались», «сделал бы все, чтобы забыть о детстве», «моей самой большой ошибкой было - родиться», «я чувствовал вину, когда был похож на отца» и т.д.

Важнейшей выявленной особенностью представляется отношение к семье. Подростки, у которых был отрицательный опыт, которые пережили распад семьи, начинают проецировать родительские отношения на

свою будущую семейную жизнь, что и служит основной причиной страхов и тревог, связанных с созданием будущей семьи. Говоря о семье, подростки и юноши, воспитание которых проходило в условиях частичной социальной депривации, используют фразы, окрашенные мрачными красками: «по сравнению с большинством моя семья очень странная», «большинство семей благополучны только с виду», «когда была ребенком, семья переживала нелегкие времена», «моя семья разрознена», «большинство семей часто ругаются», «большинство семей разведены», «моя семья недружная», «большинство семей имеют проблемы», «большинство семей неполные», «когда была ребенком, моя семья распалась», «большинство семей создают видимость благополучия», «большинство семей не ценят друг друга», «большинство семей неполные и несчастные», «в детстве семья развалилась» и т.д. Было дано очень много характеристик, часть из них повторялась, но основной особенностью явилось резко негативное отношение к семье и брачным отношениям.

Если же сравнивать полученные результаты с подростками и юношами из полных семей, то можно заметить существенную разницу. В их высказываниях преобладает позитивное отношение к семье и брачным отношениям. Например: «моя семья самая лучшая», «большинство семей - благополучны», «большинство семей счастливы в браке», «моя семья дружная», «большинство семей - дружные», «большинство семей - полные», «моя семья идеальная», «моя семья любящая и крепкая», «большинство семей живут душа в душу», «моя семья сплоченная» и др.

Также стоит отметить тенденцию отрицательного отношения к лицам противоположного пола у подростков и юношей из неполных семей. Это также является важной особенностью, поскольку при таком изначально негативном отношении могут возникать определенные трудности при создании близких отношений и впоследствии семьи. Относительно лиц противоположного пола

подростки писали следующее: «большинство девушек - глупые», «большинство парней не задумываются о будущем», «большинство парней плохие», «большинство парней озабочены», «большинство парней ведут нездоровый образ жизни», «большинство парней - безответственные», «парни -несерьезные», «большинство парней предпочитают пить, курить и не работать» и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание в неполной семье связано с негативным отношением подростков к отцу, противоположному полу, чувством вины, связанным с распадом семьи, а также отрицательным отношением к семье и ее созданию. Подростки и юноши изначально негативно настроены к лицам противоположного пола, видят в них больше отрицательных сторон. Помимо этого, видя печальный опыт родителей, многие из них считают, что такая же система семейных отношений может быть и у них; в связи с этим беспокоятся по поводу создания своей будущей семьи.

Результаты, полученные по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири, свидетельствуют о том, что у подростков и юношей, которые воспитываются (воспитывались) в условиях частичной социальной депривации, в межличностных отношениях преобладает тип «дружелюбие» (53%). В полных же семьях, напротив, преобладают межличностные отношения по типу «доминирование» (70%). Эти результаты показывают, что подростки и юноши из неполных семей ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования окружающих, склонны к сотрудничеству, любят помогать, стремятся заслужить признание и любовь окружающих. Для подростков и юношей из полных семей характерно стремление к лидерству, упорство и настойчивость; они полагаются, как правило, на свое мнение, требуют к себе уважения, стремятся достигать успеха во всем.

Помимо этого, было показано, что у подростков из неполных семей существу-

ют значительные различия между Я-реаль-ным и Я-идеальным, что свидетельствует о заниженной самооценке данной группы. У подростков и юношей из полных семей различия между этими показателями были несущественными, что говорит о стабильности самооценки.

Результаты исследования по анкете «Выявление отношения к браку и созданию семьи» демонстрируют различие представлений о семье и брачных отношениях подростков и юношей из полных семей и семей с частичной социальной депривацией.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что подростки и юноши из полных семей в большей степени склоняются к тому, что в брак необходимо вступать один раз и на всю жизнь (14 человек, или 46%). Большинство подростков из неполных семей считает, что в брак можно вступать неопределенное количество раз, пока не найдешь подходящего человека (17 человек, или 57%). Это позволяет утверждать о снижении ценности семьи у подростков из неполных семей: по их мнению, если супруг (супруга) перестает устраивать, то следует расстаться и искать более подходящего спутника жизни. При этом не учитывается наличие в семье детей.

Подростки и юноши из семей с частичной социальной депривацией более лояльно относятся к гражданским бракам (23 человека, или 73%). По их мнению, перед тем как официально заключить брак, необходимо некоторое время пожить вместе, «узнать» человека в быту. Кроме того, они в меньшей степени, чем подростки из полных семей, желают вступать в брак (23 человека, или 73%).

У основной части подростков из полных семей брак ассоциируется с большой семьей, детьми (25 человек, или 84%). Более чем у половины подростков из неполных семей брак вызывает такие же ассоциации (16 человек, или 53%), но при этом в неполных семьях подростки и юноши в большей степени, чем из полных семей, связывают брак с хозяйственно-бытовыми заботами

(5 человек, или 17%), либо брак для них видится как союз двух влюбленных людей, не включают туда детей (9 человек, или 30%).

Подростки и юноши из полных семей в большей степени ожидают от брака гармоничных отношений, счастливой семейной жизни (15 человек, или 50%); для подростков из неполных семей брак - это, прежде всего, решение бытовых проблем (11 человек, или 37%), но при этом треть опрошенных подростков из неполных семей считает, что когда они вступят в брак, то у них будут гармоничные отношения и счастливая семейная жизнь (10 человек, или 33%).

Помимо вышеуказанных результатов, надо отметить, что подростки и юноши из неполных семей полагают, что в семье должно быть равноправие, а основной доход в семье супруги должны приносить в равной степени. Подростки из полных семей также за равноправие в семейных отношениях, но при этом основной доход в семье должен приносить мужчина.

При виде семейных пар у подростков и юношей из полных семей чаще возникают положительные чувства и эмоции (26 человек, или 87%), нежели у подростков из неполных семей (20 человек, или 67%). При этом ни одного подростка из полных семей такие пары не вызывают негативных чувств, а у двух подростков из неполных семей при виде семейных пар появляются негативные чувства и эмоции.

Образ будущей семьи у подростков и юношей, которые воспитывались/воспитываются в неполной семье, отличается рядом особенностей:

- преобладает в большинстве случаев негативное мнение относительно брачно-се-мейных отношений;

- характерно наличие страхов и опасений, связанных с созданием будущей семьи;

- большинство подростков и юношей из неполных семей считает, что в брак можно вступать неопределенное количество раз, пока не найдешь подходящего человека;

- брак для них, в первую очередь, связан с решением хозяйственно-бытовых проблем и забот.

Работа выполнена в рамках госзадания на НИР «Исследование и развитие потенциала одаренности, инновационности и самореализации современной молодежи в условиях модернизации экономики и социальной сферы» Рег. № 6.4804.2011.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология. -СПб.: Речь, 2004. - С. 76.

2. Золотарева О.С. Влияние депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: автореф. дисс. канд. психол. наук. - Астрахань, 2007. - 21 с.

3. Клочко В.Е. Самореализация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. -Томск: Томский государственный университет, 2005.

4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005.

- 222 с.

5. Крылов А.А. Психология. 2-е изд. - М.: Проспект, 2005.

6. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979.

7. Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» / Психогигиена и психопрофилактика: Сб. научн. тр. Под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семено-вой-Тян-Шаньской. - Л., 1983.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М: Тривола, 1998.

9. Осухова Н.Г. В поисках идентичности: от зеркала до дневника // Школьный психолог. - 2001. - № 33.

10. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. - М., 1998.

11. Поддьяков Н.Н. «Образ мира» и вопросы сознательного учения: современный контекст // Вопросы психологии. - 2003. - № 2.

- С. 122-132.

12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

INFLUENCE OF THE IMAGE OF THE FUTURE ON SELF-REALIZATION IN TEENAGERS AND YOUTH BROUGHT UP UNDER THE CONDITIONS OF PARENTAL DEPRIVATION

I.V. SCHELIN National Research Tomsk State University, Tomsk

The article presents the results of the empirical study aimed at investigating the effect of upbringing in a single-parent family on the «image» of a future family as a part of the image of the future in adolescents and youths. According to the study, we can conclude that parental deprivation can distort the «image» of a future family causing fear of founding a family, decline in the value of marriage and family relationships and sense of guilt that leaves traces on self-realization of young people in this area of life.

Keywords: image of the future, image of the world, image of the family, single-parent family, self-realization, deprivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.