Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ'

ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна

Представлена актуальная проблема исследования нравственных представлений старших дошкольников и их влияние на межличностные отношения со сверстниками. Рассмотрены теоретические аспекты понятий «нравственность», «нравственные представления», «межличностные отношения» с опорой на научные исследования по данной проблематике. Необходимость изучения влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками обусловлена проявлением неустойчивости, эмоциональности, динамичности, избирательности отношений, спецификой нравственного развития в старшем дошкольном возрасте. Эксперимент был направлен на установление взаимосвязей между уровнем сформированности нравственных представлений и межличностными отношениями в двух группах старших дошкольников. Основными диагностическими методами выступили беседа, метод проблемных ситуаций, а также метод математической статистики коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Установлен высокий уровень сформированности нравственных представлений у испытуемых дошкольников, низкий уровень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника и высокий уровень просоциальных действий в адрес сверстника. Выявлены следующие виды положительной корреляционной связи между: нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональной вовлеченностью как интересом и различными эмоциями по отношению к действиям сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и характером участия детей в действиях сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и просоциальными действиями ребенка по отношению к сверстнику-партнеру; нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональными состояниями детей по отношению друг к другу в совместной игровой деятельности. Сделан вывод о том, что наличие влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками может иметь практическую значимость при разработке программ нравственного и социального развития детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MORAL CONCEPTS OF SENIOR PRESCHOOLERS ON INTERPERSONAL RELATIONSHIPS WITH PEERS

The article presents the actual problem of studying the moral ideas of older preschoolers and their impact on interpersonal relationships with peers. The authors consider the theoretical aspects of the concepts of “morality”, “moral ideas”, “interpersonal relations” based on scientific research on this issue. The need to study the influence of moral ideas of older preschoolers on interpersonal relationships with peers is due to the manifestation of instability, emotionality, dynamism, selectivity of relationships, the specifics of moral development in older preschool age. The experiment was aimed at establishing relationships between the level of formation of moral ideas and interpersonal relationships in 2 groups of older preschoolers. The main diagnostic methods were the conversation, the method of problem situations, as well as the method of mathematical statistics of the r-Spearman rank correlation coefficient. A high level of formation of moral ideas in the preschool subjects was established, as well as a low level of emotional involvement in the actions of a peer and a high level of prosocial actions addressed to a peer. The following types of positive correlation were revealed: between the moral ideas of older preschoolers and emotional involvement as an interest and various emotions in relation to the actions of a peer; between the moral ideas of older preschoolers and the nature of children’s participation in the actions of a peer; between the moral ideas of older preschoolers and the social actions of a child in relation to a peer partner; moral values of older preschoolers and emotional the states of children in relation to each other in joint play activities. It is concluded that the influence of moral ideas of older preschoolers on interpersonal relationships with peers may have practical significance in the development of programs for the moral and social development of preschool children.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ»

Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 2 (48). C. 7-15 Pedagogical Review. 2023, vol. 2 (48), pp. 7-15

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья УДК 373.2

https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-2-7-15

Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками

Анжелика Николаевна Пронина1, Ирина Валерьевна Фаустова2

1 2 Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия

1 antipi-elena@yandex.ru

2 fayst71@mail.ru

Аннотация

Представлена актуальная проблема исследования нравственных представлений старших дошкольников и их влияние на межличностные отношения со сверстниками. Рассмотрены теоретические аспекты понятий «нравственность», «нравственные представления», «межличностные отношения» с опорой на научные исследования по данной проблематике. Необходимость изучения влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками обусловлена проявлением неустойчивости, эмоциональности, динамичности, избирательности отношений, спецификой нравственного развития в старшем дошкольном возрасте. Эксперимент был направлен на установление взаимосвязей между уровнем сформи-рованности нравственных представлений и межличностными отношениями в двух группах старших дошкольников. Основными диагностическими методами выступили беседа, метод проблемных ситуаций, а также метод математической статистики коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Установлен высокий уровень сформированности нравственных представлений у испытуемых дошкольников, низкий уровень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника и высокий уровень просоциальных действий в адрес сверстника. Выявлены следующие виды положительной корреляционной связи между: нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональной вовлеченностью как интересом и различными эмоциями по отношению к действиям сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и характером участия детей в действиях сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и просоциальными действиями ребенка по отношению к сверстнику-партнеру; нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональными состояниями детей по отношению друг к другу в совместной игровой деятельности. Сделан вывод о том, что наличие влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками может иметь практическую значимость при разработке программ нравственного и социального развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: нравственность, нравственные представления, межличностные отношения, старшие дошкольники

Для цитирования: Пронина А. Н., Фаустова И. В. Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 7-15. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-2-7-15

© А. Н. Пронина, И. В. Фаустова, 2023

GENERAL EDUCATION

Original article

Influence of moral concepts of senior preschoolers on interpersonal relationships with peers

Anzhelika N. Pronina1, Irina V. Faustova2

1 2 Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation

1 antipi-elena@yandex.ru

2 fayst71@mail.ru

Abstract

The article presents the actual problem of studying the moral ideas of older preschoolers and their impact on interpersonal relationships with peers. The authors consider the theoretical aspects of the concepts of "morality", "moral ideas", "interpersonal relations" based on scientific research on this issue. The need to study the influence of moral ideas of older preschoolers on interpersonal relationships with peers is due to the manifestation of instability, emotionality, dynamism, selectivity of relationships, the specifics of moral development in older preschool age. The experiment was aimed at establishing relationships between the level of formation of moral ideas and interpersonal relationships in 2 groups of older preschoolers. The main diagnostic methods were the conversation, the method of problem situations, as well as the method of mathematical statistics of the r-Spearman rank correlation coefficient. A high level of formation of moral ideas in the preschool subjects was established, as well as a low level of emotional involvement in the actions of a peer and a high level of prosocial actions addressed to a peer. The following types of positive correlation were revealed: between the moral ideas of older preschoolers and emotional involvement as an interest and various emotions in relation to the actions of a peer; between the moral ideas of older preschoolers and the nature of children's participation in the actions of a peer; between the moral ideas of older preschoolers and the social actions of a child in relation to a peer partner; moral values of older preschoolers and emotional the states of children in relation to each other in joint play activities. It is concluded that the influence of moral ideas of older preschoolers on interpersonal relationships with peers may have practical significance in the development of programs for the moral and social development of preschool children.

Keywords: morality, moral ideas, interpersonal relationships, senior preschoolers

For citation: Pronina A. N., Faustova I. V. Vliyaniye nravstvennykh predstavleniy starshikh doshkol'nikov na mezhlichnostnye otnosheniya so svestnikami [Influence of moral concepts of senior preschoolers on interpersonal relationships with peers]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2023, vol. 2 (48), pp. 7-15. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-2-7-15

В современных условиях жизни человечества наибольшую актуальность приобретают понятия «нравственность», «нравственные ценности», «нравственные представления», «отношение к другому человеку». Нравственность выступает одной из форм общественного сознания, в основу которой положены определенные установленные нравственные нормы [1, с. 171]. Нравственность включает способность человека подчинять и приспосабливать свои поступки и действия принятым в обществе ценностям и требованиям, соотносить их с особенностями и потребностями других людей [2, с. 17-36].

Нравственные ценности в науке можно определить как общественные идеалы и эталонные нормы, выработанные обществом и принятые в обществе. Они включают в себя как их знание, переживание их выполнимости и соблюдения, а также специфику их реализации в деятельности. «Нравственные представления о мире - результат познания детьми мира на основе присвоенных ими нравственных ценностей, лежащих в основе национальных культур народов России и культур

большинства народов мира. В основу формируемых у детей представлений о мире должны быть положены нравственные ценности, общие для разных народов российского общества и для других народов и культур, т. е. необходимо уже с дошкольного возраста формировать нравственные представления о мире, основанные на базовых национальных ценностях» [3, с. 5], которые передаются человеку посредством воспитания и обучения, воплощаются во взаимоотношениях и деятельности других людей.

В системе воспитания и обучения задачи формирования нравственных представлений закреплены в нормативных документах, целях и задачах духовного и нравственного развития подрастающего поколения [4, с. 11]. Воплощение и развитие нравственных представлений определяются такими факторами, как возраст, уровень образования, специфика социального окружения [5, с. 51].

Межличностные отношения рассматриваются исследователями с различных позиций и подходов. В основе межличностных отношений лежат взаимосвязанные позиции по отношению к себе и другому человеку.

Развитие межличностных отношений в онтогенезе начинается с взаимоотношений со взрослыми, где ребенок приобретает опыт отношений с людьми, а затем этот опыт переносится в сферу взаимоотношений со сверстниками. Согласно научным исследованиям межличностные отношения со сверстниками в дошкольном возрасте характеризуются избирательностью, эмоциональностью, субъективностью и основаны на оценках сверстников значимыми взрослыми. Вместе с тем в науке выявлено, что межличностные отношения со сверстниками неустойчивы, импульсивны, динамичны, предметны. Психологами выделены несколько видов межличностных отношений дошкольников со сверстниками, в основе которых лежат различные основания [6-10].

В научной литературе изучены некоторые аспекты влияния нравственных представлений на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста [11, с. 13-17]. Развитые нравственные представления являются основой для установления контактов с другими людьми, развитие возрастных новообразований в дошкольном возрасте способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками. Знание и овладение нравственными представлениями способствуют формированию морального поведения со сверстниками, регулированию нравственных поступков в деятельности.

Поэтому необходимо выявить влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками.

Задачи данного исследования:

1. Изучить уровень сформированности нравственных представлений старших дошкольников.

2. Диагностировать и определить состояние и специфику межличностных отношений дошкольников старшего возраста.

3. Проанализировать влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками.

Для выявления сформированности нравственных представлений у старших дошкольников использовалась методика беседы, которая включала специально разработанные вопросы, направленные на выявление сформированности у детей нравственных представлений о добре, зле, справедливости, честности, совести, патриотизме. Ниже приведен перечень вопросов беседы:

1. Как ты понимаешь, что такое зло? Как ты понимаешь выражения: «причинить зло», «злиться»? Почему не любят злых людей?

2. Как ты понимаешь, что такое добро? Что означает выражение «делать добро», о каких людях говорят «добродушный»? Почему любят добрых людей?

3. Что такое любовь к другим людям? Каких людей нужно любить? Надо ли помогать людям и каким?

4. Что означает быть справедливым? По отношению к кому нужно быть справедливым? Почему любят справедливых людей?

5. Что означает быть честным человеком? По отношению к кому нужно быть честным?

6. Что означает быть патриотом своей Родины? Нужно ли защищать и беречь свою Родину? А что можно сделать для своей Родины, если ей будет угрожать опасность?

7. Как ты понимаешь, что такое совесть? Что означает выражение «поступать по совести»? О каком человеке говорят «бессовестный»? Почему любят людей, которые поступают по совести?

Беседу проводили индивидуально, за каждый правильный ответ дошкольник получал два балла, ответ с помощью экспериментатора оценивался в один балл, за отсутствие ответа выставлялось 0 баллов. Высокий уровень сформированности нравственных представлений у старших дошкольников составлял от 42-38 баллов, средний - от 37-21 балла, низкий - ниже 20 баллов. Оценка уровня сформированности соответствующего нравственного представления осуществлялась посредством анализа содержания ответов детей и представлена следующим образом: к высокому уровню сформированности нравственных представлений о добре, зле, справедливости и т. п. были отнесены дети, ответы которых соответствовали общеустановленному содержанию (добро - это помогать другим людям, делиться с другими, совершать добрые поступки). Отметим, что с учетом возрастных особенностей оформления речевого высказывания детей содержание их ответов может иметь определенное индивидуальное понимание и выражение (добро - помогать маме, бабушке, друзьям, делиться с друзьями, родителями, поступать по-доброму и т. д.).

Для выявления сформированности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста были подобраны две методики, которые определяли сформированность различных аспектов этих отношений - эмоциональный и поведенческий. Эмоциональный аспект межличностных отношений выявлялся посредством методики проблемных ситуаций [6].

Для изучения влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками использован метод математической статистики - коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена, который рассчитывается по формуле:

. б£о2

ГЙМП П(П2 _ Г)

В исследовании принимали участие две группы детей в количестве 56 человек. Средний возраст участников составил 6,2 лет. Представим полученные результаты на каждом этапе исследования по каждой диагностической методике.

В ходе проведения беседы были установлены высокий и средний уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (рис. 1).

100

79

1

21

■ - 1 1 1

80 60 40 20 0

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

Рис. 1. Процентное соотношение уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего

дошкольного возраста

Наличие высокого и среднего уровня сформированности нравственных представлений свидетельствует о сформированности личности детей старшего дошкольного возраста и об их способности регулировать межличностные отношения со сверстниками.

Приведем некоторые примеры ответов детей. На вопрос беседы дети отвечали, что зло - это когда делаешь плохое другим людям, делаешь что-то отвратительное и совершаешь плохие поступки, бьешь других, делаешь гадости. Зло бывает и в сказках, и в жизни. Причинить зло, по мнению многих дошкольников, это сделать плохо другим людям, обзывать их, дразниться, ябедничать.

Большинство опрашиваемых детей считает, что злиться - значит не разговаривать, не играть, не дружить с другим человеком. Дети считают, что злых людей не любят потому, что они причиняют вред другим людям, делают им плохо. Только несколько детей по отдельным вопросам отвечали с некоторой помощью экспериментатора, детей с нулевыми баллами выявлено не было.

Добро в ответах дошкольников - это когда совершаешь добрые поступки, помогаешь другим, жалеешь других людей, делаешь что-то хорошее другим людям, когда ты сам добрый. Для многих дошкольников словосочетание «делать добро» означает оказание помощи людям, дарить подарки, делать приятное другим, чем-то делиться, отдать то, что тебе дорого. А добродушный человек, по мнению детей, это тот, который делится добром, продуктами, конфетами, игрушками, книжками с другими людьми и детьми, делает что-то доброе другим людям, у которых душа добрая. Добрых людей любят, потому что от них польза другим, они делают только хорошее людям и от этого людям радостно. В ходе беседы не было детей, чьи ответы оценивались в ноль баллов. На вопрос, что означает быть патриотом своей родины, дошкольники дали следующие ответы: защищать от врагов, стать военным, чтобы на родину не нападали враги. Большинство детей ответили, что нужно защищать и беречь свою родину от всех врагов, беречь ее от войны и опасностей, а если нужно, то надо собрать всех военных и военную технику и встать на ее защиту.

Из ответов старших дошкольников следует, что совесть - это когда тебе стыдно за свои поступки, плохие слова, за то, что ты обманывал других людей, говорил неправду. Поступать по совести -значит говорить всегда правду, никогда не обманывать, честно делиться и играть с другими детьми и взрослыми, уступать другим детям и людям. По мнению дошкольников, бессовестный человек -это тот, который нечестно поступает с другими людьми, всегда врет, совершает плохие поступки.

Только небольшая часть детей на отдельные вопросы отвечала с некоторой помощью экспериментатора, детей с нулевыми баллами выявлено не было.

Наблюдение за детьми в ходе методики проблемных ситуаций показало, что только в 10 % случаев дети безразличны, равнодушны и безучастны к действиям сверстника в процессе выполнения им задания. У 20 % дошкольников, наблюдавших за занимающимся сверстником, нечасто проявлялись повторяющиеся отдельные реакции в его сторону. У 44 % детей замечено более пристальное внимание к действиям сверстника и некоторые попытки что-то подсказать и прокомментировать. А 26 % детей показали повышенную речевую инициативу - попытку комментировать действия сверстника, а также активное проявление вмешательства в его действия, которые кажутся неправильными. Данные факты могут свидетельствовать о повышенном интересе к сверстнику как возможному субъекту для взаимодействия.

Оценка параметра участия детей в действиях сверстника показала отсутствие данного параметра только у 5 % детей. У 38 % наблюдающих детей преобладают позитивные оценки по отношению к выполняющему задание сверстнику, которые выражаются в форме поддержки, совета, подсказки. У 40 % детей, которые смотрели за действиями сверстника, выявлены демонстративные оценки в виде сравнения с собой, и только у 17 % дошкольников отмечены отрицательные проявления оценок в адрес сверстника, выраженные в основном в форме насмешки.

Характеризуя выраженность сопереживания сверстнику во время одобряющих или порицающих действий педагога, отмечено наличие безразличия к другому ребенку у 12 % детей. Эти дети были равнодушны к тому, какую оценку сверстник получает от взрослого. У 34 % детей выявлены неадекватные реакции по отношению к сверстнику, которого поощрял либо порицал педагог, они были согласны с осуждением действий сверстника педагогом и поддерживали такие отрицательные реакции воспитателя, тем самым утверждая свое превосходство перед ним. У 20 % детей, наблюдающих за действиями сверстника, отмечалось проявление частичной адекватной реакции, которая проявлялась в одинаковом соотношении согласия как с отрицательными, так и положительными оценками педагога в адрес сверстника, который выполнял задание. В данном случае можно говорить о преобладании авторитета педагога в сравнении с авторитетом сверстника. У 33 % дошкольников выявлены адекватные реакции как на положительные, так и на отрицательные оценки в адрес сверстника со стороны воспитателя, а также попытку защитить сверстника, рассказать педагогу о достоинствах его друга.

Дадим оценку просоциальным формам поведения ребенка, выступающим одним из вариантов морального выбора, во второй части эксперимента. Отмечено 22 % случаев отказа сверстнику в деталях мозаики, в том числе даже с применением просьбы воспитателя поделиться лишними деталями с другим ребенком. Это свидетельствует о нежелании жертвовать собой ради другого ребенка. В 28 % ситуаций выявлена провокационная помощь сверстнику, которая выражалась в уступке только под давлением другого ребенка либо под давлением воспитателя, хотя делали это неохотно. При этом дети постоянно ожидали благодарности со стороны сверстника в ответ за свою помощь.

Прагматическая помощь сверстнику выявлена у 35 % старших дошкольников, которая проявлялась в виде оказания помощи сверстнику (отдавали лишние детали) только после того, как ребенок выполнял свое задание. В этом случае сверстник являлся для ребенка конкурентом и соперником, а сам ребенок проявлял собственное стремление победить в этом соревновании.

Только 15 % дошкольников, участвующих в эксперименте, оказывали сверстнику безусловную помощь, что могло происходить как по собственной инициативе, так и по просьбе сверстника. Сверстник выступал в этом случае в качестве партнера по взаимодействию. На рис. 2 представлены результаты методики проблемных ситуаций.

120

26 34 15

38

64 54 63

Эмоциональная Участие в действиях Выраженность Просоциальные

вовлеченность в сверстника сопереживания действия в адрес

действия сверстника сверстнику сверстника

■ Низкий ■ Средний Высокий

Рис. 2. Процентное соотношение сформированности параметров межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками по методике проблемных ситуаций (Е. О. Смирнова и В. Г. Утробина)

В таблице представлены результаты корреляционного анализа между нравственными представлениями старших дошкольников и межличностными отношениями, выявленными по результатам методики проблемных ситуаций.

Корреляционные связи между нравственными представлениями старших дошкольников и параметрами межличностных отношений дошкольников по методике проблемных ситуаций

(Е. О. Смирнова и В. Г. Утробина)

Показатель Параметры межличностных отношений дошкольников

Эмоциональная вовлеченность как интерес и различные эмоции по отношению к действиям сверстника Характер участия детей в действиях сверстника Действия ребенка по отношению к сверстнику Просоциальные действия ребенка по отношению к сверстнику-партнеру

Нравственные представления 0,36* 0,30* 0,22 0,31*

* Статистически значима прир < 0,05.

Поясним выявленные взаимосвязи с опорой на полученные результаты исследования и имеющиеся в научной литературе данные. Было выявлено, что высокий уровень сформированности нравственных представлений положительно связан с проявлением повышенного интереса к сверстнику, обостренной чувствительностью к тому, что он делает. В случае данного вида связи для ребенка с высоким уровнем сформированности нравственных представлений соответствующие эмоции по отношению к сверстнику приобретают личностный смысл. Если сверстник испытывает какие-то проблемы в деятельности, то наличие представлений о любви, честности, добродушии и справедливости вызывает у него чувства сопереживания, сопричастности. А для ребенка с недостаточно сформированными нравственными представлениями о добре, зле, справедливости и др. сверстник является внешним, отделенным от него существом, и по отношению к нему ребенок проявляет безразличие и равнодушие. Данные факты выявлены в исследовании Е. О. Смирновой [6-8].

Таким образом, проведенное исследование показало, что старшие дошкольники с высоким уровнем сформированности нравственных представлений выражают позитивные (положительные) оценки в адрес действий сверстников, которыми они стараются поддержать как удачные, так неудачные действия сверстника.

Старшие дошкольники с низким и недостаточно сформированным уровнем сформированности нравственных представлений проявляют негативные оценки или вообще не дают никаких оценок по отношению к выполняемым действиям сверстника.

Установлено, что высокий уровень сформированности нравственных представлений положительно связан с проявлением просоциальных действий ребенка по отношению к сверстнику-партнеру. Эти дети стараются бескорыстно уступить, помочь, так как они воспринимают сверстника как партнера по взаимодействию. Вместе с тем отмечено, что дети с недостаточно сформированными нравственными представлениями проявляют эгоистические формы поведения по отношению к сверстнику, либо вообще не дают детали и не помогают сверстнику, либо делятся своими деталями со сверстниками под давлением педагога.

Отсутствие связи между нравственными представлениями и действиями ребенка по отношению к сверстнику объясняется научными фактами, в которых установлено, что даже при наличии у ребенка сформированных нравственных представлений отсутствует их применение и несоблюдение в реальном поведении со сверстниками. Данные особенности поведения детей старшего дошкольного возраста описаны в исследованиях И. О. Смирновой, С. Г. Якобсон [12].

Были выявлены только некоторые взаимосвязи между нравственными представлениями и межличностными отношениями старших дошкольников, в частности с эмоциональными состояниями к партнеру, характером участия детей в действиях сверстника, просоциальными действиями ребенка по отношению к сверстнику-партнеру.

Действуя в соответствии с усвоенными нравственными представлениями, ребенок учится применять и реализовывать их в отношениях, действиях и поступках со сверстниками [7, 13].

Низкий уровень сформированности нравственных представлений ограничивает диапазон отношений и нравственных поступков ребенка во взаимодействиях с другими детьми, и он может проявлять безразличие и равнодушие к ним [13, с. 11].

Данный подход основан на допущении, что нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом и источником его морального поведения. Однако эффективность этих методов остается недоказанной. В психологической литературе имеются отдельные исследования, как доказывающие наличие взаимосвязи между нравственными представлениями и межличностными отношениями дошкольников, так и опровергающие ее [8, 10, 13].

В данном исследовании показано отсутствие взаимосвязи между нравственными представлениями и действиями ребенка по отношению к сверстнику, что подтверждает вывод Е. О. Смирновой о расхождении морального сознания и поведения у большинства дошкольников в реальных жизненных ситуациях [6]. Также выявлена точка зрения, согласно которой нравственные представления не связаны с длительностью, инициативой, величиной, интенсивностью игровых взаимодействий детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в учете наличия взаимосвязей

нравственных представлений и отношений со сверстниками при разработке развивающих занятий и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программ по этическому, патриотическому, социальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Список источников

1. Динейкина Е. В. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества: дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2020. 171 с.

2. Дробницкий О. Г. Структура морального сознания: хрестоматия по педагогической аксиологии / сост. В. А. Сластёнин, Г. И. Чижакова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 17-36.

3. Ломоносова Н. В. Формирование у старших дошкольников нравственных представлений о мире средствами базовых национальных ценностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2021. 28 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N° 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195441/ (дата обращения: 5.04.2022).

5. Ежкова Н. С., Вихарева К. А. Развитие нравственных представлений у старших дошкольников: теоретико-методический аспект // News of Science and Education. 2019. Т. 2, № 2. С. 51-54

6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005. 158 с.

7. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 5-14.

8. Смирнова Е. О., Бутенко В. Н. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 27-37.

9. Тхазеплова Д. Ф., Ногерова М. Т. Особенности проявлений межличностных отношений старших дошкольников // Вопросы науки и образования. 2019. № 9 (55). С. 51-56.

10. Ильин В. А., Хрисанова Е. В. К вопросу о методическом обеспечении исследований отношений межличностной значимости в воспитательных группах дошкольных образовательных учреждений // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7 № 1. С. 140-147.

11. Рубинчик Ю. С. О Методы и средства, направленные на формирование нравственных представлений у старших дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1. № 3. № 2. С. 33-36.

12. Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: Педагогика, 1977. 216 с.

13. Ерофеева Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986. 16 с.

References

1. Dineykina E. V. Dukhovno-nravstvennoye stanovleniye lichnosti v usloviyakh transformatsii sovremennogo rossiyskogo obshchestva. Dis. kand. filos. nauk [Spiritual and moral formation of personality in the conditions of transformation of modern Russian society. Dis. kand. philos. sci.]. Pyatigorsk, 2020. 171 p. (in Russian).

2. Drobnitskiy O. G. Struktura moral'nogo soznaniya: khrestomatiya po pedagogicheskoy aksiologii [The structure of moral consciousness: a textbook on pedagogical axiology]. Moscow, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut Publ., 2005. Pp.17-36 (in Russian).

3. Lomonosova N. V. Formirovaniye u starshikh doshkol'nikov nravstvennykh predstavleniy o mire sredstvami ba-zovykh natsional'nykh tsennostey. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of moral ideas about the world among older preschoolers by means of basic national values. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Maykop, 2021. 28 p. (in Russian).

4. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.05. 2015 g. № 996-r "Ob utverzhdenii strategii raz-vitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" [On Approval of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025: Order of the Government of the Russian FederationNo. 996-r of May 29, 2015]. Konsultant Plyus: spravochno-pravovaya sistema - Consultant Plus: legal reference system (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195441/ (accessed 5 April 2022).

5. Ezhkova N. S., Vikhareva K. A. Razvitiye nravstvennykh predstavleniy u starshikh doshkol'nikov: teoretiko-metodicheskiy aspect [The development of moral ideas in older preschoolers: theoretical and methodological aspect]. News of Science and Education, 2019, vol. 2, no. 2, pp. 51-54 (in Russian).

6. Smirnova E. O., Kholmogorova V M. Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol'nikov: diagnostika, problemy, kor-rektsiya [Interpersonal relationships of preschoolers: diagnosis, problems, correction]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. 158 p. (in Russian).

7. Smirnova E. O., Utrobina V. G. Razvitiye otnosheniya k sverstniku v doshkol'nom vozraste [Developing an attitude towards a peer in preschool age]. Voprosypsikhologii - Voprosy Psychologii, 1996, no. 3, pp. 5-14 (in Russian).

8. Smirnova E. O., Butenko V. N. Issledovaniye mezhlichnostnykh otnosheniy v raznovozrastnykh gruppakh doshkol'nikov [The study of interpersonal relationships in different age groups of preschoolers]. Voprosy psikhologii - Voprosy Psychologii, 2007, no. 1, pp. 27-37 (in Russian).

9. Thazeplova D. F., Nogerova M. T. Osobennosti proyavleniy mezhlichnostnykh otnosheniy starshikh doshkol'nikov [Features of manifestations of interpersonal relationships of older preschoolers]. Voprosy nauki i obrazovaniya -Questions of Science and Education, 2019, no. 9 (55), pp. 51-56 (in Russian).

10. Ilyin V. A., Khrisanova E. V. K voprosu o metodicheskom obespechenii issledovaniy otnosheniy mezhlichnostnoy znachimosti v vospitatel'nykh gruppakh doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [On the question of methodological support for research on relations of interpersonal significance in educational groups of preschool educational institutions]. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo - Social Psychology and Society, 2016, vol. 7, no. 1, pp. 140-147 (in Russian).

11. Rubinchik Y. S. Metody i sredstva, napravlennye na formirovaniye nravstvennykh predstavleniy u starshikh doshkol'nikov vo vzaimootnosheniyakh so sverstnikami [Methods and means aimed at the formation of moral ideas among older preschoolers in relationships with peers]. Novaya nauka: strategii i vektory razvitiya [New Science: Strategies and Vectors of Development]. Sterlitamak, 2017, vol. 1, no. 3, part 2, pp. 33-36 (in Russian).

12. Yakobson S. G., Shchur V. G. Psikhologicheskiye mekhanizmy usvoyeniya det'mi eticheskikh norm [Psychological mechanisms for children to internalize ethical standards]. Psikhologicheskiye problemy nravstvennogo vospi-taniya detey [Psychological problems of moral education of children]. Moscow, Pedagogika Publ., 1977. 216 p. (in Russian).

13.Erofeyeva T. I. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya dobrozhelatel'nykh vzaimootnosheniy u detey starshego doshkol'nogo vozrasta. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of friendly relationships among older preschool children. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 1986. 16 p. (in Russian).

Информация об авторах

Пронина А. Н., доктор педагогических наук, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770).

Фаустова И. В., кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770).

Information about the authors

Pronina A. N., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).

Faustova I. V., Doctor of Pedagogical Sciences, assistant of professor, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).

Статья поступила в редакцию 18.07.2022; принята к публикации 03.03.2023 The article was submitted 18.07.2022; accepted for publication 03.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.