Научная статья на тему 'Влияние нового нейромодуляторного средства «Ноофит» на показатели здоровья студентов'

Влияние нового нейромодуляторного средства «Ноофит» на показатели здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЙРОМОДУЛЛЯТОР / СТУДЕНТЫ / НООФИТ / NEUROREGULATOR / STUDENTS / NOOFIT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цыремпилов С. В., Мяханов В. В., Борбоева А. Л., Маладаева Н. Б.

В данной статье описывается метод повышения результативности обучения студентов медицинского факультета БГУ путем исправления состояния их здоровья посредством комплекса вегетативных средств традиционной восточной медицины «Ноофит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цыремпилов С. В., Мяханов В. В., Борбоева А. Л., Маладаева Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of neuroregulator «Noofit» on the students' health indexes

In given clause the method of increase of a learning efficiency of students of medical faculty BGU, by improvement of a condition of their health, by means of complex vegetative means from arsenal of traditional east medicine conditionally named «Noofit» is described

Текст научной работы на тему «Влияние нового нейромодуляторного средства «Ноофит» на показатели здоровья студентов»

УДК 378.172:615.015.1

С.В. Цыремпилов, В.В. Мяханов, А.Л. Борбоева, Н.Б. Маладаева

влияние нового нейромодуляторного средства «НООФИТ» на показатели здоровья студентов

Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)

В данной статье описывается метод повышения результативности обучения студентов медицинского факультета БГУ путем, исправления состояния их здоровья, посредством комплекса вегетативных средств традиционной восточной медицины. «Ноофит».

Ключевые слова: нейромодуллятор, студенты, Ноофит

THE influence of neuroregulator «NooFiT» on the students’ health indexes

S.V. Tsirempilov, V.V. Miahanov, A.L. Borboeva, N.B. Maladaeva

Buryat State University, Ulan-Ude

In given clause the method, of increase of a learning efficiency of students of medical faculty BGU, by improvement of a condition of their health, by means of complex vegetative means from arsenal of traditional east medicine conditionally named. «Noofit» is described.

Key words: neuroregulator, students, Noofit

Анализ литературы, освещающей проблему повышения эффективности обучения студентов, показал, что предлагаемые пути решения проблемы в основном направлены на улучшение методологии обучения и во вторую очередь учитывают состояние здоровья студентов [6, 8]. Состояние здоровья студентов, в особенности состояние нервной системы (НС), определяют необходимые качества для успешной учебы. Это прекрасная память, способность к длительной концентрации внимания, хорошая физическая и психическая выносливость, эмоциональная стабильность и т.п. [7]. В совокупности наличие этих качеств придает человеку эпитет «умный». Безусловно, возможность назвать человека «умным», определена наследственностью, что подтверждается многочисленными исследованиями, в т.ч. проведенными на медицинском факультете (МФ) БГУ [7, 11]. Но также аксиоматично то, что хорошее здоровье приобретается. Таким образом, состояние здоровья студентов нужно улучшать. Требования к мероприятиям по диагностике и улучшению состояния здоровья студентов определяются тем, что это практически здоровые люди, следовательно, они должны отвечать следующим критериям. Прежде всего, безопасность применяемых средств, методов и их достаточная эффективность. Этим требованиям в полной мере отвечают средства и методы традиционной восточной медицины (ТВМ). ТВМ имеет собственную оригинальную теорию функционирования организма, рассматривающую человека как сложную функциональную систему [3, 9]. В ТВМ существует концептуальная классификация болезней, предусматривающая не органную, а системную патологию, не морфологический, а прогнозирующий диагноз. Применяются концептуальные методы и средства восстановления здоровья, лечения и профилактики болезней. Лекарственные

средства ТВМ преимущественно нетоксичны, обладая поливалентностью фармакотерапевтического действия оказывают лечебное действие системно на весь организм [13]. Таким образом, арсенал ТВМ наиболее оптимальный выбор пути к повышению уровня здоровья студентов.

Цель исследования улучшить состояние здоровья студентов, с помощью комплексного растительного средства из арсенала ТВМ, условно названного «Ноофит».

Для достижения указанной цели решали следующие задачи:

1. Определить показатели, характеризующие функциональное состояние НС у студентов 1 курса МФ БГУ до и после приема «Ноофита», а также у студентов, не принимавших «Ноофит».

2. Определить успеваемость студентов после приема «Ноофита» у студентов, не принимавших «Ноофит», а также в отдаленном периоде через 9 мес. после приема «Ноофита».

3. Установить корреляцию между приемом «Ноофита» и успеваемостью студентов.

МАТЕРИАЛЫ, МЕТОдЫ ИССЛЕдОВАНИЯ

Исследования проведены с соблюдением этических, правовых и научных принципов, сформулированных в положениях Хельсинкской декларации, GCP, Конституции РФ, федеральных законов «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», «О лекарственных средствах».

Клиническое изучение фармакотерапевтического действия «Ноофита» проведено на 28 студентах 1 курса медицинского факультета БГУ (опытная группа) в 2007 — 2008 г. на базе МФ БГУ и отдела биологически активных веществ (ОБАВ) ИОЭБ СО РАН. Контрольная группа 32 студента 1 курса МФ. Студенты 1 курса были выбраны в качестве объекта

исследования, потому что на 1 курсе происходит период адаптации к условиям обучения в ВУЗе, что может неблагоприятным образом сказываться на показателях здоровья студентов и соответственно снижать качество обучения в ВУЗе.

«Ноофит» представляет собой растительный сбор корней шлемника байкальского, левзеи сафлоровидной, валерианы обыкновенной, травы мяты перечной, спорыша и др. растительного сырья.

Экспериментальные химико-технологические и фармакологические исследования данного средства проведены в ОБАВ ИОЭБ СО РАН и показали наличие широкого спектра фармакологических свойств (адаптогенного, иммуномодулирующего, противовоспалительного и др.), где наиболее проявленным свойством «Ноофита» явилась его выраженная нейрозащитная активность, включающая ноотропное, противосудорожное и антистрессор-ное действия. Разнообразие и выраженность фармакологических свойств «Ноофита» обусловлено наличием в них комплекса БАВ, среди которых ведущее место занимает комплекс фенольных антиоксидантов (галлотанинов, флавоноидов и др.). Средство готовилось в виде отвара, применялось в дозе 2 г 1 раз в сут., прием осуществлялся после учебы на протяжении 21 дня (в апреле 2007 г.), согласно фармакопейным требованиям.

Исследование функционального состояния НС проведено с помощью письменного анкетного тестирования, рекомендованного Ангарским НИИ медицины труда к применению при периодических медицинских осмотрах трудящихся [5, 8]. Проводилось перед приемом средства, непосредственно после курса лечения и через 8 мес. после приема.

Функциональное состояние НС оценивалось по состоянию эмоциональной сферы, состоянию вегетативной НС, состоянию когнитивных функций НС, состоянию общей психической активности.

Состояние эмоциональной сферы оценивалось по наличию тревожно-депрессивных расстройств у студентов (ТДР). Для этого использовались диагностические критерии американской ассоциации психиатров [14].

Состояние вегетативной НС оценивалось по наличию сосудисто-вегетативных дистоний (СВД). Для скрининга СВД использована анкета, предложенная

A.М. Вейном с соавт. [3].

Для определения состояния когнитивных функций (КФ) оценивалось внимание (степень концентрации и устойчивость), умственная работоспособность. Для этого использовалась цифровая проба в модификации

B.Н. Аматуни [1].

Состояние общей психической активности (ПА) определялось путем оценки степени астенизации студентов с помощью стандартизованной шкалы определения уровня астенизированности организма [10], предложенной Институтом профессиональных заболеваний (г. Ангарск), как критерия функционального состояния организма.

Показатели выражались в процентном отношении числа студентов с неблагоприятными признаками к общему числу студентов в группах.

Качество подготовки студентов оценивалось по данным успеваемости за летнюю сессию 2007 г. и за зимнюю сессию 2008 г.

Результаты исследований статистически обработаны общепринятыми методами для малой выборки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕдОВАНИЯ

Исходные показатели функционального состояния НС были таковы. В контрольной группе существенно ниже (в 2 раза) был показатель наличия тревожно-депрессивных расстройств, меньше на 9 % показатель наличия вегетативных расстройств, выше на 22 % показатель когнитивных функций и не отличался показатель психической активности (табл. 1).

Непосредственно после приема «Ноофита» показатели функционального состояния НС в опытной группе претерпели существенные позитивные изменения. В 2 раза уменьшился показатель наличия тревожно-депрессивных расстройств, причем в одном случае исчезли признаки так называемой большой депрессии. Уменьшился на 19 % показатель наличия вегетативных расстройств. На 21 % улучшились когнитивные функции студентов. Показатель психической активности достоверно не изменился (табл. 2).

Показатели успеваемости перед приемом «Ноофита» (по данным зимней сессии) у студентов опытной и контрольной групп не отличались, средний балл в обеих группах составил 3,5, что соответствовало среднему баллу по всему курсу.

Непосредственно после приема «Ноофита» в опытной группе студентов показатель успеваемости по сравнению с контрольной имел тенденцию к улучшению. Средний балл за летнюю сессию 2007 г. в опытной группе студентов 3,7 балла, в контрольной группе 3,6.

Через 8 месяцев по итогам зимней сессии 2008 г. в контрольной группе не изменился показатель

Таблица 1

Исходные показатели функционального состояния нервной системы

Показатели функционального состояния нервной системы, %

Контроль Опыт

ТДР СВД КФ ПА ТДР СВД КФ ПА

40 55 76 10 87 64 54 11

Таблица 2

Функциональное состояние нервной системы в опытной группе до и непосредственно после приема «Ноофита»

Показатели функционального состояния нервной системы, %

До приема После приема

ТДР СВД КФ ПА ТДР СВД КФ ПА

87 64 54 11 43 45 33 12

Таблица 3

Сезонная заболеваемость студентов опытной и контрольной групп с апреля по декабрь 2007г.

обучения студентов, средний балл 3,6. В опытной группе средний балл составил 3,6 балла.

Вместе с тем позитивная динамика в опытной группе отмечается в увеличении числа студентов улучшивших свою учебу по итогам двух сессий. В контрольной группе 18,5 % студентов улучшили успеваемость, в опытной группе 58 % студентов улучшили успеваемость, что на 40 % больше. Показатели функционального состояния нервной системы в отдаленном периоде существенной разницы не имели.

Существенным «побочным» результатом применения «Ноофита» стало уменьшение сезонной заболеваемости у студентов опытной группы по сравнению с показателем контрольной группы за период апрель-декабрь 2007 г. (табл. 3).

выводы

1. Комплексное растительное средство «Ноо-фит», существенно улучшает функциональные показатели нервной системы у студентов 1 курса МФ БГУ.

2. В группе студентов принимавших «Ноофит», в отдаленном периоде, выросло число студентов улучшивших свою успеваемость, по сравнению с контрольной группой студентов.

3. Прием комплексного растительного средства «Ноофит» является одним из путей к повышению качества подготовки студентов на младших курсах МФ БГУ

4. Необходимо внедрить положительный опыт применения растительного ноотропного средства в практику педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вассерман Л.И. Методы нейропсихологи-ческой диагностики: практическое руководство / Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеев, Я.А. Меерсон. — СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 304 с.

2. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / А.М. Вейн [и др.]. — М.: Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с.

3. Гайдес М.А. Общая теория систем (системы и системный анализ). — 2004/http://www.medlinks. ra/sectшns.php?op=viewartide&artid=1076

4. Горшунова Н.К. Педагогические технологии освоения практических навыков в курсе общей врачебной практики: Методическое руководство / Н.К. Горшунова, М.Н. Киндрас. — http://www. kgmu.kursknet.ru/kafedra/obch_vraz_prakt/k13_7. htm

5. Дьякович М.П. Гигиенические и социальнопсихологические основы оценки качества трудового потенциала промышленных предприятий: Автореф. дис. ... докт. биол. наук / М.П. Дьякович.

— Иркутск, 2004. — 40 с.

6. Лобанова Е.Е. Современные технологии преподавания медицинской статистики при непрерывном профессиональном образовании: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.Е. Лобанова. — М., 2007.

— 28 с.

7. Мачульский Е.А. Показатели состояния здоровья, влияющие на успеваемость студентов / Е.А. Мачульский [и др.] // Научный и инновационный потенциал байкальского региона глазами молодежи: Матер. 5-ой научно-практической конференции, 19 апреля 2006 г., Улан-Удэ. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — С. 115—117.

8. Методы диагностики при периодических осмотрах трудящихся (токсические поражения нервной системы): Методические рекомендации.

— Ангарск, 2005. — 50 с.

9. Николаев С.М. Тибетская традиция врачевания и перспективы ее использования в современных условиях / С.М. Николаев [и др.] // Вестник Бурятского государственного университета. — 2006. — Вып. 6., Серия 11. — С. 11—24.

10. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Л.И. Вансов-ская [и др.]; Под ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд. ЛГУ, 1990. — 272 с.

11. Пурэвдорж И. Особенности дерматогли-фических показателей у людей с высоким уровнем интеллекта / И. Пурэвдорж, А. Даваадорж, П. Эр-хэмбулган // Сибирский медицинский журнал.

— 2002. — № 5. — С. 29 — 33.

12. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В.А. Пискунов.

— М.: Медицина, 1996. — 413 с.

13. Цыремпилов С.В Экспериментальная азатиоприновая иммуносупрессия и ее коррекция средствами растительного происхождения /

С.В. Цыремпилов, В.Б. Хобракова, И.Г. Николаева // Терапия и фундаментальные науки — перспективы содружества в новом тысячелетии: Сб. докл. Сибирского конкурса молодых ученых. — Новосибирск, 2001. — С. 179—184.

14. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. — 3 ed. (DSM-III). — Washington, D.C.: American Psychiatric Association, 1980.

Показатель сезонной заболеваемости, количество дней на амбулаторном лечении

Контрольная группа Опытная группа

24 5

Сведения об авторах:

Цыремпилов С.В., tsyrempilov@yandex.ru, тел. 8(3012) 448255, +79243913892.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.