УДК 378.172:615.015.1
С.В. Цыремпилов, В.В. Мяханов, А.Л. Борбоева, Н.Б. Маладаева
влияние нового нейромодуляторного средства «НООФИТ» на показатели здоровья студентов
Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
В данной статье описывается метод повышения результативности обучения студентов медицинского факультета БГУ путем, исправления состояния их здоровья, посредством комплекса вегетативных средств традиционной восточной медицины. «Ноофит».
Ключевые слова: нейромодуллятор, студенты, Ноофит
THE influence of neuroregulator «NooFiT» on the students’ health indexes
S.V. Tsirempilov, V.V. Miahanov, A.L. Borboeva, N.B. Maladaeva
Buryat State University, Ulan-Ude
In given clause the method, of increase of a learning efficiency of students of medical faculty BGU, by improvement of a condition of their health, by means of complex vegetative means from arsenal of traditional east medicine conditionally named. «Noofit» is described.
Key words: neuroregulator, students, Noofit
Анализ литературы, освещающей проблему повышения эффективности обучения студентов, показал, что предлагаемые пути решения проблемы в основном направлены на улучшение методологии обучения и во вторую очередь учитывают состояние здоровья студентов [6, 8]. Состояние здоровья студентов, в особенности состояние нервной системы (НС), определяют необходимые качества для успешной учебы. Это прекрасная память, способность к длительной концентрации внимания, хорошая физическая и психическая выносливость, эмоциональная стабильность и т.п. [7]. В совокупности наличие этих качеств придает человеку эпитет «умный». Безусловно, возможность назвать человека «умным», определена наследственностью, что подтверждается многочисленными исследованиями, в т.ч. проведенными на медицинском факультете (МФ) БГУ [7, 11]. Но также аксиоматично то, что хорошее здоровье приобретается. Таким образом, состояние здоровья студентов нужно улучшать. Требования к мероприятиям по диагностике и улучшению состояния здоровья студентов определяются тем, что это практически здоровые люди, следовательно, они должны отвечать следующим критериям. Прежде всего, безопасность применяемых средств, методов и их достаточная эффективность. Этим требованиям в полной мере отвечают средства и методы традиционной восточной медицины (ТВМ). ТВМ имеет собственную оригинальную теорию функционирования организма, рассматривающую человека как сложную функциональную систему [3, 9]. В ТВМ существует концептуальная классификация болезней, предусматривающая не органную, а системную патологию, не морфологический, а прогнозирующий диагноз. Применяются концептуальные методы и средства восстановления здоровья, лечения и профилактики болезней. Лекарственные
средства ТВМ преимущественно нетоксичны, обладая поливалентностью фармакотерапевтического действия оказывают лечебное действие системно на весь организм [13]. Таким образом, арсенал ТВМ наиболее оптимальный выбор пути к повышению уровня здоровья студентов.
Цель исследования улучшить состояние здоровья студентов, с помощью комплексного растительного средства из арсенала ТВМ, условно названного «Ноофит».
Для достижения указанной цели решали следующие задачи:
1. Определить показатели, характеризующие функциональное состояние НС у студентов 1 курса МФ БГУ до и после приема «Ноофита», а также у студентов, не принимавших «Ноофит».
2. Определить успеваемость студентов после приема «Ноофита» у студентов, не принимавших «Ноофит», а также в отдаленном периоде через 9 мес. после приема «Ноофита».
3. Установить корреляцию между приемом «Ноофита» и успеваемостью студентов.
МАТЕРИАЛЫ, МЕТОдЫ ИССЛЕдОВАНИЯ
Исследования проведены с соблюдением этических, правовых и научных принципов, сформулированных в положениях Хельсинкской декларации, GCP, Конституции РФ, федеральных законов «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», «О лекарственных средствах».
Клиническое изучение фармакотерапевтического действия «Ноофита» проведено на 28 студентах 1 курса медицинского факультета БГУ (опытная группа) в 2007 — 2008 г. на базе МФ БГУ и отдела биологически активных веществ (ОБАВ) ИОЭБ СО РАН. Контрольная группа 32 студента 1 курса МФ. Студенты 1 курса были выбраны в качестве объекта
исследования, потому что на 1 курсе происходит период адаптации к условиям обучения в ВУЗе, что может неблагоприятным образом сказываться на показателях здоровья студентов и соответственно снижать качество обучения в ВУЗе.
«Ноофит» представляет собой растительный сбор корней шлемника байкальского, левзеи сафлоровидной, валерианы обыкновенной, травы мяты перечной, спорыша и др. растительного сырья.
Экспериментальные химико-технологические и фармакологические исследования данного средства проведены в ОБАВ ИОЭБ СО РАН и показали наличие широкого спектра фармакологических свойств (адаптогенного, иммуномодулирующего, противовоспалительного и др.), где наиболее проявленным свойством «Ноофита» явилась его выраженная нейрозащитная активность, включающая ноотропное, противосудорожное и антистрессор-ное действия. Разнообразие и выраженность фармакологических свойств «Ноофита» обусловлено наличием в них комплекса БАВ, среди которых ведущее место занимает комплекс фенольных антиоксидантов (галлотанинов, флавоноидов и др.). Средство готовилось в виде отвара, применялось в дозе 2 г 1 раз в сут., прием осуществлялся после учебы на протяжении 21 дня (в апреле 2007 г.), согласно фармакопейным требованиям.
Исследование функционального состояния НС проведено с помощью письменного анкетного тестирования, рекомендованного Ангарским НИИ медицины труда к применению при периодических медицинских осмотрах трудящихся [5, 8]. Проводилось перед приемом средства, непосредственно после курса лечения и через 8 мес. после приема.
Функциональное состояние НС оценивалось по состоянию эмоциональной сферы, состоянию вегетативной НС, состоянию когнитивных функций НС, состоянию общей психической активности.
Состояние эмоциональной сферы оценивалось по наличию тревожно-депрессивных расстройств у студентов (ТДР). Для этого использовались диагностические критерии американской ассоциации психиатров [14].
Состояние вегетативной НС оценивалось по наличию сосудисто-вегетативных дистоний (СВД). Для скрининга СВД использована анкета, предложенная
A.М. Вейном с соавт. [3].
Для определения состояния когнитивных функций (КФ) оценивалось внимание (степень концентрации и устойчивость), умственная работоспособность. Для этого использовалась цифровая проба в модификации
B.Н. Аматуни [1].
Состояние общей психической активности (ПА) определялось путем оценки степени астенизации студентов с помощью стандартизованной шкалы определения уровня астенизированности организма [10], предложенной Институтом профессиональных заболеваний (г. Ангарск), как критерия функционального состояния организма.
Показатели выражались в процентном отношении числа студентов с неблагоприятными признаками к общему числу студентов в группах.
Качество подготовки студентов оценивалось по данным успеваемости за летнюю сессию 2007 г. и за зимнюю сессию 2008 г.
Результаты исследований статистически обработаны общепринятыми методами для малой выборки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕдОВАНИЯ
Исходные показатели функционального состояния НС были таковы. В контрольной группе существенно ниже (в 2 раза) был показатель наличия тревожно-депрессивных расстройств, меньше на 9 % показатель наличия вегетативных расстройств, выше на 22 % показатель когнитивных функций и не отличался показатель психической активности (табл. 1).
Непосредственно после приема «Ноофита» показатели функционального состояния НС в опытной группе претерпели существенные позитивные изменения. В 2 раза уменьшился показатель наличия тревожно-депрессивных расстройств, причем в одном случае исчезли признаки так называемой большой депрессии. Уменьшился на 19 % показатель наличия вегетативных расстройств. На 21 % улучшились когнитивные функции студентов. Показатель психической активности достоверно не изменился (табл. 2).
Показатели успеваемости перед приемом «Ноофита» (по данным зимней сессии) у студентов опытной и контрольной групп не отличались, средний балл в обеих группах составил 3,5, что соответствовало среднему баллу по всему курсу.
Непосредственно после приема «Ноофита» в опытной группе студентов показатель успеваемости по сравнению с контрольной имел тенденцию к улучшению. Средний балл за летнюю сессию 2007 г. в опытной группе студентов 3,7 балла, в контрольной группе 3,6.
Через 8 месяцев по итогам зимней сессии 2008 г. в контрольной группе не изменился показатель
Таблица 1
Исходные показатели функционального состояния нервной системы
Показатели функционального состояния нервной системы, %
Контроль Опыт
ТДР СВД КФ ПА ТДР СВД КФ ПА
40 55 76 10 87 64 54 11
Таблица 2
Функциональное состояние нервной системы в опытной группе до и непосредственно после приема «Ноофита»
Показатели функционального состояния нервной системы, %
До приема После приема
ТДР СВД КФ ПА ТДР СВД КФ ПА
87 64 54 11 43 45 33 12
Таблица 3
Сезонная заболеваемость студентов опытной и контрольной групп с апреля по декабрь 2007г.
обучения студентов, средний балл 3,6. В опытной группе средний балл составил 3,6 балла.
Вместе с тем позитивная динамика в опытной группе отмечается в увеличении числа студентов улучшивших свою учебу по итогам двух сессий. В контрольной группе 18,5 % студентов улучшили успеваемость, в опытной группе 58 % студентов улучшили успеваемость, что на 40 % больше. Показатели функционального состояния нервной системы в отдаленном периоде существенной разницы не имели.
Существенным «побочным» результатом применения «Ноофита» стало уменьшение сезонной заболеваемости у студентов опытной группы по сравнению с показателем контрольной группы за период апрель-декабрь 2007 г. (табл. 3).
выводы
1. Комплексное растительное средство «Ноо-фит», существенно улучшает функциональные показатели нервной системы у студентов 1 курса МФ БГУ.
2. В группе студентов принимавших «Ноофит», в отдаленном периоде, выросло число студентов улучшивших свою успеваемость, по сравнению с контрольной группой студентов.
3. Прием комплексного растительного средства «Ноофит» является одним из путей к повышению качества подготовки студентов на младших курсах МФ БГУ
4. Необходимо внедрить положительный опыт применения растительного ноотропного средства в практику педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вассерман Л.И. Методы нейропсихологи-ческой диагностики: практическое руководство / Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеев, Я.А. Меерсон. — СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 304 с.
2. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / А.М. Вейн [и др.]. — М.: Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с.
3. Гайдес М.А. Общая теория систем (системы и системный анализ). — 2004/http://www.medlinks. ra/sectшns.php?op=viewartide&artid=1076
4. Горшунова Н.К. Педагогические технологии освоения практических навыков в курсе общей врачебной практики: Методическое руководство / Н.К. Горшунова, М.Н. Киндрас. — http://www. kgmu.kursknet.ru/kafedra/obch_vraz_prakt/k13_7. htm
5. Дьякович М.П. Гигиенические и социальнопсихологические основы оценки качества трудового потенциала промышленных предприятий: Автореф. дис. ... докт. биол. наук / М.П. Дьякович.
— Иркутск, 2004. — 40 с.
6. Лобанова Е.Е. Современные технологии преподавания медицинской статистики при непрерывном профессиональном образовании: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.Е. Лобанова. — М., 2007.
— 28 с.
7. Мачульский Е.А. Показатели состояния здоровья, влияющие на успеваемость студентов / Е.А. Мачульский [и др.] // Научный и инновационный потенциал байкальского региона глазами молодежи: Матер. 5-ой научно-практической конференции, 19 апреля 2006 г., Улан-Удэ. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — С. 115—117.
8. Методы диагностики при периодических осмотрах трудящихся (токсические поражения нервной системы): Методические рекомендации.
— Ангарск, 2005. — 50 с.
9. Николаев С.М. Тибетская традиция врачевания и перспективы ее использования в современных условиях / С.М. Николаев [и др.] // Вестник Бурятского государственного университета. — 2006. — Вып. 6., Серия 11. — С. 11—24.
10. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Л.И. Вансов-ская [и др.]; Под ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд. ЛГУ, 1990. — 272 с.
11. Пурэвдорж И. Особенности дерматогли-фических показателей у людей с высоким уровнем интеллекта / И. Пурэвдорж, А. Даваадорж, П. Эр-хэмбулган // Сибирский медицинский журнал.
— 2002. — № 5. — С. 29 — 33.
12. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В.А. Пискунов.
— М.: Медицина, 1996. — 413 с.
13. Цыремпилов С.В Экспериментальная азатиоприновая иммуносупрессия и ее коррекция средствами растительного происхождения /
С.В. Цыремпилов, В.Б. Хобракова, И.Г. Николаева // Терапия и фундаментальные науки — перспективы содружества в новом тысячелетии: Сб. докл. Сибирского конкурса молодых ученых. — Новосибирск, 2001. — С. 179—184.
14. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. — 3 ed. (DSM-III). — Washington, D.C.: American Psychiatric Association, 1980.
Показатель сезонной заболеваемости, количество дней на амбулаторном лечении
Контрольная группа Опытная группа
24 5
Сведения об авторах:
Цыремпилов С.В., tsyrempilov@yandex.ru, тел. 8(3012) 448255, +79243913892.