Влияние норм международного права на национально-правовую систему в отношении предупреждения пыток
Иванов Александр Михайлович,
К.и.н., доцент кафедры математики, информатики и общегуманитарных наук Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: smolensk@fa.ru
Михайленков Сергей Юрьевич,
магистрант, Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: pravo-smol@ranepa.ru
Статья раскрывает влияние норм международного (конвенционного) права на национальное законодательство в отношении предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, дается значение понятию «пытка» его толкование, как доктриналь-ное, так и из практики Верховного Суда, продемонстрированы национальные институты, оказывающие превентивные меры по предупреждению пыток. В работе использовались методы научного познания: анализ, синтез, индукция, системный подход, метод формальной логики, юридико-догматический и другие. Авторы делает вывод, что в Российской Федерации имеется правовая основа, механизмы предупреждающие пытки в виде правозащитных организаций, например Общественной наблюдательной комиссии, но самым действенным институтом по предупреждению пыток остается - Федеральный омбудсмен по правам человека.
Ключевые слова: международное право, насилие, превентивные меры, пытки, пенитенциарные учреждения, уголовно-исправительная система, уголовное законодательство.
Исходя из доктринального толкования и теории международного права, пытки относятся к международным преступлениям, поэтому нормы содержащие запрет пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, можно встретить в ряде международных документов: Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г., Международный пакт о политический и гражданских свободах 16 декабря 1966 г., о защите прав человека и основных свобод ООН 4 ноября 1950 г. также соответствующие протоколы к ней, Европейская Конвенция предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 26 ноября 1987 г. и также соответствующие протоколы к ней.
После развала Советского Союза, Российская Федерация встала на путь формирования демократического, правового государства, следуя общемировому запросу на гуманизацию права и искоренению неправовых методов воздействия на лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. В соответствии с № 44-ФЗ 28 марта 1998 г была ратифицирована Европейская Конвенция о предупреждении пыток 1987 г., а 30 марта 1998 г. согласно № 54-ФЗ Конвенция о защите прав человека от 1950 г. Как гласит ч. 4, ст. 15 Конституции РФ международные договоры и нормы являются составной частью правовой системы РФ, но в связи с выходом Российской Федерации из Совета Европы 28 февраля 2023 Президентом Путиным В.В был подписан Федеральный Закон о «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы», поэтому в действующий момент Европейская Конвенция о предупреждении пыток - не имеет юридической силы, но это не умаляет того факта, что она имела значимость в становлении мер превентивного характера в отношении пыток, которые по сей день используются в правоприменительной практики.
При этом Конвенция о защите прав человека от 1950 г. по-прежнему имеет юридическую силу, но если возвращаться к № 54-ФЗ, то мы можем пронаблюдать, что теперь имеется некоторая «правовая несостыковка», в связи с нестабильной геополитической и давлением Европейского Союза на Россию, продемонстрируем следующим примером из ст. 1: «Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы
5 -о
сз ж
■с
лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации». Но в связи с выходом из Совета Европы РФ и принятой 16 марта 2022 г. Резолюцией кабинета министров ЕС об исключении РФ из членства в Европейском Суде по правам человека, а это значит, что ЕС умаляет права тех российских заключенных, которые могут подвергаться пыткам для обращения в соответствующий судебный орган [4, с. 6-63-64; 6, с. 120-122].
Рассмотрев влияние норм международного права и международные институты по предупреждению пыток, автор переходит к национальной правовой системе, чтобы изучить правовое закрепление запрета пыток и соответствующие превентивные институты. В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ регламентируется, что государство охраняет достоинство личности человека и ничто не может его умалять, обобщая это означает следующее: государство и есть главный институт по предупреждению пыток. Также в ч. 2 ст. 21 Основного закона, оговаривается, что никто не может быть подвергнут пыткам и приравненным к ним действиям. Примечателен тот факт, что Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. стала первой, где появилась норма, устанавливающая подобный запрет, ни в одной из четырех Конституциях СССР - подобной нормы не было.
Говоря о пытках также следует осветить и тот факт, какое определение «пытки» предлагает международное право и какое дает российский законодатель? Так например к.ю.н. Антонович Е.К. исходя из рассмотренной практики ЕСПЧ, дает следующее определение: пытка - такое умышленное бесчеловечное обращение, которое: причиняет серьезные и жестокие физические или психологические страдания, обусловленные стремлением заставить лицо совершить те или иные действия (например, дать признательные показания) либо воздержаться от их совершения; происходит, как правило, на протяжении непродолжительного времени. Также интересен следующий момент, Антонович считает, что несмотря на то, что «пытка» и «бесчеловечного обращение или наказание унижающие достоинство личности» разные правовые понятия, пытка может быть совершена в форме бесчеловечного обращения или наказания, унижающего достоинство личности [1, с. 176-178].
Рассматривая практику Верховного Суда от 01 ноября 2020 г. по данному вопросу, к ст. 1 Европейской Конвенции автором делается вывод, что «пытка» - это любое действие, совершенное умышленно, государственным, официальным субъектом, наделенным властными полномочия-~ ми, посредством причинения физических и нрав-^ ственных страданий лицу или третьим лицам, с це-~ лью получения сведений или признательных пока-■г. заний, а также для «неправового наказания» за со-
вершенное потерпевшем преступление или по любой иной причине основанной на дискриминации к лицу[7, с. 7-8].
Российский законодатель не предусматривает отдельной уголовно-правовой нормы за пытки (и приравненные к ним), само же определение законодатель дает в прим. 1 к ст. 286 Уголовного Кодекса РФ: «Под пыткой понимается любое действие (бездействие), которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль либо физические или нравственные страдания, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера». Соотнося, толкование ВС РФ из практики по применению норм Европейской Конвенции по предупреждению пыток и определение, закрепленное в виде прим. 1 к ст. 286 УК РФ, можно заметить, что толкование конвенционной нормы плавно перешло в уголовное законодательство РФ. Стоит оговорить тот факт, что благодаря законодательной инициативе сенаторов Совета Федерации Клишаса А.А., Полетаева В.В. и депутата Государственной Думы Крашенинникова П.В. 14 июля 2022 г. был принят № 307-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в ст. 286 УК РФ, в соответствии с которыми данная статья дополнена 2 примечаниями. Из статьи 117 УК РФ был убран п. «Д» ч. 2, который устанавливал квалифицирующий состав с применением пыток и примечание, закрепляющее определение пыток, в свою очередь статья 286 УК РФ была дополнена ч. 4 в которой предусмотрено деяние совершенное должностным лицом с применением пытки, также статья была дополнена двумя примечаниями, прим. 1 дает понятливость «пытки», а прим. 2 обстоятельства исключающие пытки (причинение боли подозреваемому во время задержанием, если тот оказывал сопротивление).
Таким образом впервые за долгое время законодатель учел необходимое международной практикой обстоятельство и теперь уголовно-правовая норма, которая регулирует преступления, связанные с пытками (и приравненные к ним), содержит в себе необходимый специальный субъект в виде должностного лица, наделенного властными полномочиями [8, с. 335-339]. Также изменения затронули ст. 302 УК РФ, поскольку пытки применяются чаще всего с целью принудить лицо к даче сведений или показаний, законодателем был расширен круг лиц в отношении кого может быть применено принуждение к даче показаний, к ним был отнесен осужденный, помимо этого был дополнен перечень лиц, совершаемых принуждением к даче показаний, к таковым законодатель отнес «иной сотрудник правоохранительного органа», в пояснительной записке указывается, что к ним следует отнести сотрудников ФСИН. Примечательно, что
законодатель из ч. 2 ст. 302 УК РФ, переместил альтернативный признак «с применением насилия» или «издевательства» в ч. 3 данной статьи. Оба преступления (ст. ст. 286, 302 УК РФ) отнесены к особо тяжким, санкции одинаковые в виде лишения срока свободы от 4 до 12 лет и правом занимать определенную должность 10 лет. По мнению автора, данная законодательная инициатива, сполна отразила необходимый запрос в обществе на ужесточение подобного рода деяния, и усилила уголовно-правовую защиту прав граждан, в отношении которых могут быть применены пытки [3, с. 103-105].
Возвращаясь к национальным институтам противодействующим пыткам, можно подразделить их на следующие виды: государственные, общественные. К государственным институтам, следует отнести прокуратуру, как надзорный орган, следящий в том числе и за условиями содержания в уголовно-исправительной системе, следственный комитет, как орган предварительного следствия в чью подследственность входят преступления, совершенные по ст. 286 УК, суды общей юрисдикции, как орган отправляющий правосудие и устанавливающий единообразную судебную практику по данной категории, но более значимое влияние оказывают Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека. К общественный институтам противодействия пыткам следует отнести Общественные Наблюдательный Комиссии (ОНК), которые действуют согласно N76^3 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 г. чье участие также регламентируется ст. 23 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ, в соответствии п.п. 1, ст. 5 данные комиссии образуются на всей территории РФ, как гласит ст. 6 данного ФЗ, главной задачей ОНК является содействие в реализации государственной политики в области обеспечения прав заключенных, также в рамках данной статьи оговаривается тот факт, что ОНК постоянно действующий орган, а его состав утверждается Общественной Палатой субъекта Федерации [10, с. 140-143].
Возвращаясь к основным детерминантам пыткам, так во время встречи Путина В.В. с представителями Суда по правам человека, Ева Меркаче-ва высказываюсь по данному вопросу, выделила три основных причины пыток: 1) Пытают с целью получения признательных показаний, явок с повинной, свидетельских показаний. 2) С целью материальной наживы. 3) С целью «ломки» осужденного, чтобы запугать и устрашить, а также за жалобы на условия содержания [2].
Выдающийся советский и российский криминолог Гилинский Я.И. считает, что проблема преступлений, связанных с пытками (и приравненных к ним) заключается также в том, что основная масса не попадает в уголовно-статистический учет,
а это означает, что данную категорию можно отнести к «латентной преступности», вместе с тем крайне неоднозначное выдвигается утверждение о том, что само содержание в российских тюрьмах носит собой «пыточный» характер, в пример приводятся так называемые «пресс-хаты», куда отправляются подозреваемые в следственных изоляторах, с целью получения от них признательных показаний, также Яков Ильич свидетельствует о существовании такого феномена, как «пыточные колонии», в пример им приводится исправительная колония «Белые лебеди».
Безусловно уголовно-исправительная система РФ имеет ряд недостатков, но говорить о том, что само содержание в местах лишения свободы носит «пыточный» характер, не совсем корректно, потому что цель наказания восстановление социальной справедливости и исправление осужденного, а не отдых вдали от дома. В свою очередь действительно важным замечанием со стороны профессора Гилинского Я.И., является «упрек» в сторону закрытости российских пенитенциарных учреждений [5, с. 445-449], данный тезис также находит свое отражение в докладе федерального омбудсмена по правам человека Москальковой Т.Н. от 2019 г.: «По оценке Генеральной прокуратуры Российской Федерации, одной из причин жестокого обращения с заключенными являются недостаточная открытость пенитенциарной системы и невысокий уровень эффективности ведомственного контроля». Анализируя данные по поступившим жалобам в аппарат федерального омбудсмена с 2019 по 2022 гг. можно сделать вывод, что прослеживается тенденция на уменьшение количества жалоб, так например в 2019 г. - 364 обращений, 2020 г. -189 обращений, 2021 г. - 66 обращений, 2022 г. -47 обращений. К сожалению эти данные мало что дают, трудно сказать, действительно ли пыткам в местах лишения свободы, осужденные подвергаются реже или просто институт Уполномоченного по правам человека утратил доверие и эффективность, но следует оговорить тот факт, что Мо-скалькова Т.Н. например способствовала принятию поправкам в действующий уголовный закон, ужесточающий ответственность за пытки и устанавливающий специальный субъект, хотя по ее убеждению этого не достаточно, схожих взглядов придерживаются как Меркачева Е.М., так и Мо-скалькова Т.Н., а именно криминализация пыток в целом и введение в уголовный закон отдельной уголовно-правовой нормы за данное деяние.
Для предупреждения пыток, Москалькова Т.Н. предлагает: 1) расширение полномочий федерального омбудсмена, так выдвигается предложение, чтобы Уполномоченный имел право выдавать мандат сторонним лицам для осуществление обще- р ственного контроля, что повысило бы состояние Д законности и способствовало развитию граждан- Ч
гп
ского общества; 2) должный уровень ведомствен- К ного контроля ФСИН за условиями содержания за- ё ключенных и внимательное рассмотрение админи- у страцией жалоб на нарушение со стороны сотруд- А
ников; 3) Оказание юридической помощи заключенным для ликвидации правовой безграмотности [9, с. 280-282].
Таким образом, авторы делает вывод, что в Российской Федерации имеется правовая основа, механизмы предупреждающие пытки в виде правозащитных организаций, например Общественной наблюдательной комиссии, но самым действенным институтом по предупреждению пыток остается - Федеральный омбудсмен по правам человека. Проблема ОНК заключается в том, что там часто состоят люди, работавшие в системе исполнения наказания или органах МВД. О какой непредвзятости с их стороны может идти речь? Сама Москаль-кова Т.Н. в своих специальных докладах отмечает неэффективность проверок ОНК пенитенциарных учреждений и ее «фиктивность».
Литература
1. Антонович Е.К. Пытка и другие формы жестокого обращения в решениях по уголовным делам Европейского суда по правам человека // Правоведение. - 2019. - Т. 63. - № 1. - С. 172180.
2. Встреча Владимира Путина с членами СПЧ 9 декабря 2021 года. Стенограмма (обновляется) http://www.president sovet.ru/presscenter/ news/vstrecha_vladimira_putina_s_chlenami_ spch_9_dekabrya_2021_goda_stenogramma_ obnovlyaetsya/?ysclid=lo7gl62rdq824828171 (дата обращения 03.01.2024).
3. Журтов А.Б. К вопросу об ответственности за пытки в Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2020. -Т. Х. - № 2. - С. 103-106.
4. Кантур Р. Проблемы соблюдения Россией обязательств по статье 3 Европейской Конвенции по правам человека в отношении задержанных: практика ЕСПЧ // Международное правосудие. - 2018. - № 2(26). - С. 63-67.
5. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Авторский курс. 4-е изд., перераб и доп. ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», СПб.: 2018. 517 с.
6. Павленко А.А. Законодательные гарантии защиты осужденных к лишению свободы от пыток, другого жестокого или унижающего достоинство обращения в постсоветских государствах // Уголовная юстиция. - 2022. - № 20. -С.119-129.
7. Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговор-ных органов по вопросам защиты права лица не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (обновлено по состоянию на 1 ноября 2020 года) https://vsrf.ru/documents/internation-al_practice/29487/ (дата обращения 04.01.2024).
8. Решетникова Г.А. Законопроект № 42307-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части установле-
ния уголовной ответственности за пытки)» // Вестник Удмуртского университета. - 2022. -т. 32. - Вып. 2. - Экономика и право. - С. 335339.
9. Соблюдение и защита прав потерпевших в уголовном процессе. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Тематический доклад // https://ombudsmanrf.org/stor-age/74a0484f-7d5a-4fe4-883d-a1b5ba1dd5f8/ mediateca/doclad-2022.pdf (дата обращения 04.01.2024).
10. Чуксина В.В. Институт омбудсмена как национальный превентивный механизм против пыток // Известия иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 3. - С. 140143.
IMPACT OF INTERNATIONAL LAW ON THE NATIONAL LEGAL SYSTEM WITH REGARD TO THE PREVENTION OF TORTURE
Ivanov A.M., Mikhailenkov S. Yu.
Smolensk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
This article reveals the influence of the norms of international (conventional) law on national legislation with regard to the prevention of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment, gives the meaning of the concept of "torture", its interpretation, both doctrinal and from the practice of the Supreme Court, demonstrates national institutions that provide preventive measures to prevent torture. The methods of scientific cognition were used in the work: analysis, synthesis, induction, system approach, method of formal logic, juridical-dogmatic, and others. The authors conclude that the Russian Federation has a legal basis, mechanisms to prevent torture in the form of human rights organizations, for example, the Public Monitoring Commission, but the most effective institution for the prevention of torture remains the Federal Ombudsman for Human Rights.
Key words: international law, violence, preventive measures, torture, penitentiaries, penal system, criminal law.
References
1. Antonovich E.K. Pytka i drugie formy cruel'nogo obrazovanie v resheniya po ugolovnykh del'akh Evropeyskoy suda po pra-vovykh [Torture and other forms of cruel treatment in decisions on criminal cases of the European Court of Human Rights]. -2019. - T. 63. - № 1. P. 172-180.
2. Vladimir Putin's meeting with members of the HRC on December 9, 2021. Transcript (updated) http://www.president sovet. ru/presscenter/news/vstrecha_vladimira_putina_s_chlenami_ spch_9_dekabrya_2021_goda_stenogramma_obnovlyaet-sya/?ysclid=lo7gl62rdq824828171 (accessed 03.01.2024).
3. Zhurtov A.B. On the issue of responsibility for torture in the Russian Federation // Socio-political sciences. - 2020. - T. H. -No. 2. - pp. 103-106.
4. Kantur R. Problems of Russia's compliance with obligations under Article 3 of the European Convention on Human Rights in relation to detainees: the practice of the ECHR // International Justice. - 2018. - № 2(2б). - Pp. 63-67.
5. Criminology: theory, history, empirical base, social control. The author's course. 4th ed., revision and supplement. Alef-Press Publishing House LLC, St. Petersburg: 2018. 517 p.
6. Pavlenko A.A. Legislative guarantees for the protection of persons sentenced to imprisonment from torture, other cruel or degrading treatment in post-Soviet states // Criminal Justice. -2022. - No. 20. - pp. 119-129.
7. Generalization of the practice and legal positions of international treaty and non-treaty bodies on the protection of the right of a person not to be subjected to torture, inhuman or degrading treatment or punishment (updated as of November 1, 2020)
https://vsrf.ru/documents/international_practice/29487 / (accessed 04.01.2024).
8. Reshetnikova G.A. Draft law No. 42307-8 "On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation (regarding the establishment of criminal liability for torture)" // Bulletin of the Udmurt University. - 2022. - vol. 32. - Issue 2. - Economics and Law. - pp.335-339.
9. Observance and protection of the rights of victims in criminal proceedings. Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. Thematic report // https://ombudsmanrf.org/stor-age/74a0484f-7d5a-4fe4-883d-a1b5ba1dd5f8/mediateca/do-clad-2022.pdf (accessed 04.01.2024).
10. Chuksina V.V. Institute of the Ombudsman as a national preventive mechanism against torture // Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics. - 2012. - No. 3. - pp.140-143.