Влияние научно-технического прогресса на моду XX века
&
л
а
2 о
Мелая Тамари Гияевна,
аспирант, ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий
Козлова Татьяна Васильевна,
д-р тех. наук, проф., ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий
Большинство дизайнеров уделяют большое значение использованию инновационных технологий в своих проектах, с особой выразительностью это прослеживается в дизайне одежды. Постоянное развитие инновационных технологий побуждает дизайнеров создавать инновационные формы, применять новые методы при моделировании и проектировании коллекций, своевременно создавать новую продукцию, пользующуюся наибольшим спросом. Инновационные методы моделирования и проектирования, нетрадиционные материалы: оптоволокно, силикон, полимеры, и в целом удивительная фантазия дизайнеров, дают неограниченные стилистические возможности для широкой деятельности. Материал статьи посвящен анализу инноваций как явлению культуры. Включенность открытий научно-технического прогресса в научную, промышленную, экономическую, модную сферы, актуализируются как важная социокультурная проблема. Рассматриваются с точки зрения эволюции формообразования костюма на основе новых инновационных решений в области производства материалов с новыми техническими и эксплуатационными свойствами. Ключевые слова: инновации, дизайн, нанотехнологии, мода, дизайн костюма.
Анализ многочисленных научных источников дает возможность нам утверждать, что стремительное развитие научно-технического прогресса способствует внедрению инновационных технологий в текстильную, легкую промышленность, формирует новые стилистические, технологические, инновационные способы в формообразовании костюма.
Научно-технический прогресс определяют как использование передовых достижений науки, техники и технологий в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, максимального удовлетворения потребностей человека. Мы согласимся с мнением Б.А. Райзберга, что передовые достижения науки и техники называют сегодня инновациями [1, 9]. Однако и разделить эти понятия необходимо. Научно-технический прогресс связывают с использованием природных сил и ресурсов человеком, который внедряет научные и технические достижения в развитие технологических процессов различных производств. Новейший философский словарь трактует понятие «Инновации» (позднелат. inovatio, англ. innovation нововведение) как введение нового в различные отрасли (области) сферы жизнедеятельности человека «.. .явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые «социализировались», зафиксировались на данной стадии.
В этом контексте влияние научно-технического прогресса на моду логически вытекает из его исторического развития, так как законы развития моды «.подчинены общемировым тенденциям развития технического прогресса, обеспечивающего поступательное развитие всего человечества» [2]
Исторически мода возникла как «ходящий обычай, временная изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах» (В.И.Даль). Данное понятие относясь к явлениям культуры, охватывает широкий круг вопросов жизнедеятельности людей, включает материальные и духовные блага, созданные человеком. Т.В.Козлова отмечает: «Благодаря сложившимся для модных интеграционных процессов условиям, мода в рекордные сроки стала едва ли ни единственным социальным регулятором поведения широких слоев населения индустриально развитых стран и, в меньшей степени, стран развивающихся» [3]
В книге «Мода и люди» А.Б.Гофман отмечая принадлежность моды к миру людей пишет: «.мода касается самых различных сторон социальной жизни, сознания и поведения человека, социальных групп и массовых сообществ, социология и социальная психология и оказываются главными, привилегированными дисциплинами в исследовании моды» И далее автор дает определение данному феномену: мода это «.... одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения» [4].
Вполне очевидно, что на развитие моды влияют множество факторов, среди которых научно-технический прогресс является одним из них. Изменчивость базового образца европейской женской одежды в период 1787 - 1835 и 1910 - 1936 гг. А.Кребер и
Д.Ричардсон объясняют зигзагами европейской истории. Это Великая французская революция, наполеоновские войны и политическая напряженность 1910гг, Первая и Вторая мировая война, экономический кризис и т.д. Например, в период Первой мировой войны 19141918 гг. изменился уклад жизни женщин, которые заменили ушедших на фронт мужчин на многих промышленных предприятиях, что повлияло на форму, пропорции, стилистику и функционал костюма. Историки костюма отмечают использование военной одежды, например тренчкота («траншейное пальто»), предложенного в качестве обмундирования солдатам британской армии. Трен-чкот известный и сегодня шился из водонепроницаемого габардина. Таким образом, стилистика костюма, обусловленная социальными катаклизмами способствовала появлению более практичной, функциональной одежды для работы, отдыха, занятий спортом и др. Это были комбинезоны, брюки, шорты, лётные куртки, купальники.
В послевоенный период, господство промышленного массового производства, научно-технический прогресс окончательно сменил XIX век с его традициями и устоями. Общество кардинально изменилось, возникновение эмансипации оказало значительное влияние на моду, воплощавший в себе стиль модерн и «прекрасной эпохи». Таким образом новая женская одежда позволяла успешно осваивать мужское функциональное пространство. В 20-е годы возникает «культ молодости», модной становится женщина андрогинного типа, активно занижающаяся спортом. Костюм этого периода отличали кардинально изменившиеся социальные, культурно-нравственные устои: мужские костюмы на женщинах, новые принципы кроя, меняющие фигуру, новые материалы, фурнитура и др. Примером этого может быть творчество А.М.-
Родченко, который известен проектом рабочей одежды инженера-конструктора. Интересно отметить, что Комиссариат здравоохранения в 1919 году активно обсуждал вопросы проектирования нового рабочего костюма, который должен быть функциональным, эстетичным, соответствоватьгигиени-ческим требованиям, отвечать современным экономическим условиям. Таким образом, мы видим влияние социальных революций на развитие моды, формирования новых требований к одежде в связи с изменившимися условиями труду и быта граждан молодой Российской республики [5].
Экономический кризис 1929 года, охвативший весь мир, естественным образом повлиял на пространство моды, перенаправив вектор модной индустрии на определенные социальные потребности человека. Естественность, натуральность, бережливость, аккуратность, простота становятся модными атрибутами этого времени. Мода вновь приспосабливается к новым веяниям времени, и одним из них становится активно развернувшаяся киноиндустрия, охватившая весь цивилизованный мир. Такие известные киноактрисы 30-х гг., как М.Дитрих, Г.Гарбо, Б.Дэвис, Д.Харлоу, М.Вест, Д.Кроуфорд, К.Хепберн и др. являлись иконами стиля, определив меру культурных моделей костюма, поведения, социального и нравственного «покоя» человека.
Такие выдающиеся дизайнеры, как К.Шанель, Э.Скьяпарел-ли, К.Баленсиага, М.Вионне и др., предлагают самые разные по стилистике костюмы, что отражает сложность и многообразие социальных групп, разнообразие культурных ценностей в одном культурном поле. Данный феномен социологи и социальные психологи называют функцией создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах, обеспечивающих экономическое развитие промышленных производств. «Осуществ-
ляется диахронное разнообразие, мода, таким образом, выполняет важную функцию компенсации синхронного однообразия, выступающего как условие и результат массового поточного производства» [4, 112].
Таким образом, мода практически дает возможность человеку приспособиться к подвижному миру в условиях кризисной ситуации. Об этой функции моды говорят социологи (Г.Блумер, А.Гофман и др.), отмечая что «.. .мода обеспечивает упорядоченное движение и развитие» [4, 172], формируя общественный вкус и общественное восприятие культурных ценностей.
Вторая мировая война кардинально изменила не только жизнь людей, но и оказала влияние на становление новых модных направлений,обусловленных рядом причин:политических, экономических, социальных. Экономия ткани для производства одежды, отсутствие шпилек для волос, появившиеся гольфы, все говорило о влиянии новыхусловий на функционирование моды. Например, дефицит фурнитуры позволил создать самодельные пуговицы, обтянутые тканью, появление модных тюрбанов способствовали определенные экономические условия, как и запрет на использование нейлона и шёлка в чулочной промышленности, который необходим при пошиве парашютов.
Вопросы моды затрагивали и проблемы нравственности модного стандарта (костюм, поведение, регуляция). Например, коллаборационистский режим во Франции подвергает высокую моду гонениям считая духовное и нравственное возрождение нации главной политической задачей, насаждая новый образ настоящей женщины (Е.С.Семенова).
После второй мировой войны человечество обратилось к культурной модели, которая интерпретировалась как норма и эталон красоты. Ею была женщина с тонкой талией, пышным
О £
ю
5
2 а
6
сч cs £
Б
a
2 о
бюстом, облегающими нарядами, шпильками, активного декорирования. Одним из наиболее ярких модельеров 40-х, 50-х годов был Кристиан Диор, сформировавший новый стиль женского образа (New Look), определивший модные тенденции этого периода.
60-е и 70-е годы ХХ века это эра космического прорыва, которая определила направление модных тенденций «простейших одежд». Научно-технический прогресс, связанный с покорением космоса и созданием новых технологий, использованием новейших материалов с уникальными свойствами, тут же нашел свое отражение и применение в индустрии моды. Мембранные ткани, застежки «молнии» и «липучки», простежка - все это отголоски эры космических технологий. Новые технологические разработки, новые ткани и материалы подтолкнули модельеров на создание курток как дань ракетному веку: простеганные, как аналоги скафандров, из блестящей ткани, тугие, на поролоне, они изобилуют застежками «молний» (даже на локтях) и сверкают металлом «фурнитурных конструкций»^].
Для нашего исследования важным является анализ не только политических, социальных, но и культурных причин, обусловивших появление новых модных течений. В 60-е это культурная революция, определившая совершенно новое молодежное направление, для которого модельеры черпали свои идеи прямо на улицах городов. Новые культурные образцы обеспечили полный разрыв с недавними прошлыми культурными образцами, изменив не только форму, пропорции (появилось - «мини»), цвет, декор, но обеспечили новое «культурное поведение» молодежи. Например, короткие платья Мэри Куант, высокие сапоги П.Кардена, «унисекс» Р.Гернрайрх создали неповторимый образ молодой девушки. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами,
сделав стрижку «под мальчика», примером эталона стиля унисекс была знаменитая модель-Твигги. Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз» [6].
Таким образом, мода обеспечивает приспособление к стремительно меняющемуся современному миру, предлагая не только и не столько новые «моды», но и новые культурные модели поведения людей. Это утверждение касается и моды 1970-х, 1980-х, которая стала более демократичной. Ее ярчайшими представителями являлись С.Рикель, Д.Армани, К.Монтана, В.Вествуд, Д.Галья-но, Ж-П.Готье, Й.Ямамото, И.Мияке, Кензо, и др. Можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. 70-е характеризовались разностильем: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья-рубашки [7].
Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much» -вызывающее, провоцирующее впечатление сексуальности за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин, отрытых декольте, блестящих тканей. Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк. Появились стрейтче-вые джинсы и джинсы-варёнки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды [6].
Экономический кризис 1990-х привел к изменениям в модных тенденциях. Большое количество молодёжных субкультур, как социального феномена позволило молодежи активно осваивать новые социальные роли, нормы и ценности в демонстративной форме, какой и представлена мода этого периода в стиле «гранж», от-
личающаяся многослойностью, с элементами моды хиппи, этнических элементов. Этот период позволяет молодежи с помощью моды быть своего рода оппозиционерами, отвергающими старые модные стандарты и образцы и культивируя новые. Мода этого периода с особенной яркостью демонстрирует возможности личного самоутверждения и самореализации. Таким образом, на наш взгляд именно мода 90-х раскрыла психологические аспекты зависимости личности от модных стандартов, являясь компенсаторным механизмом личностного самоутверждения.
Отмечаем также влияние новых открытий в химической, легкой индустрии способствовавших производству одежды из синтетических материалов, появлению ярких неоновых цветов, приверженцами которой были представители субкультуры «нео-панк» [6]. А.МакКуин в коллекциях для СмепсИу использовал прессованную кожу, создавая наряды, идеально повторяющие контуры человеческого тела. И.Мияке преображал пластик в подобие второй кожи. Ж-П.Готье использовал эластичные материалы, которые на теле также выглядели как вторая кожа. Платье из коллекции весна-лето 1996 было сшито из голубой нейлоновой сетки с муаровым рисунком, повторяющим контуры челове-ческоготела.
Еще одной проблемой, связанной с развитием научно-технического прогресса и его влияния на моду является ухудшение экологического состояния планеты. Появившееся «движение зеленых» способствовало изменению отношения не только к производству синтетических тканей, но и переработке использованных материалов, для их реанимации в новых коллекциях. В 1989 году в Париже модельер из Бельгии М.Мард-жела предложил идею переработки одежды утратившей актуальность, которая получила всеобщее признание. Модельер создал замкнутый цикл, от-
рицающий саму идею модной индустрии, постоянно отказывающейся от старых вещей в угоду новым нарядам.
Внимание к проблемам окружающей среды побудило дизайнеров использовать для пошива моделей неокрашенный лен и волокна конопли. Англичанка Х.Сторм в своей коллекции «Вторая жизнь» 1992 года представила наряды, переделанные из старой одежды. Ее соотечественница К.Хэмнет работала с экологически безопасными тканями, которые полагалось носить с удобной обувью - кожаными сандалиями на плоской подошве или мягкими сапогами из толстой кожи.
Таким образом, 90-е годы в моде окрасились движением «зеленых», борющихся против использования в одежде натурального меха, что отразилось в отказе носить натуральный мех многих известных персон. Примерами нового природосберегающего отношения дизайнеров явились работы: Франко, который в 1989 году представил шубу, сшитую из плюшевых мишек; итальянская фирма "Эирегда" выпустила на рынок пуленепробиваемую одежду, защищавшую также от кислотных дождей и ультрафиолетового излучения, с дополнительными аксессуарами в виде маски для дыхания и очков ночного видения. Французский дизайнер Л.Орта в 1992 г. создала коллекцию "одежды для выживания" - костюмы, превращавшиеся при необходимости в палатки и спальные мешки.
Проблемы экологии привели к изменению некоторых функций моды. Стали ставиться задачи сокращения избыточного количества модных товаров, были пересмотрены используемые материалы и технологии, происходило формирование новой структуры потребностей общества. Таким образом, наряду с развитием научно-технического прогресса коренным образом меняется, как мы выяснили отношение человека к моде. Но одно остается неиз-
менным - огромный интерес к ней. Итак, задачами этого периода в контексте поднимаемой проблемы стали: продление срока пользования изделиями путем снижения объема потребления; достижение оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока ее использования; разумный отказ от вещей одноразового пользования. Эта концепция привела к изменению психологии потребителя и соответственно повлияла на развитие моды и творчество модельеров. Появилась тенденция к созданию многофункциональных вещей, минимального гардероба, состоящего из вещей, подходящих для любого случая и не принадлежащих к какой-либо определенной ассортиментной группе. Универсальность становится принципом в дизайне одежды.. Сторонница концепции минимализма в моделировании одежды Донна Кэран отметила: «Я думаю, что наш стиль жизни требуетограничения наших расходов. Конечно, это имеет значение и для нашего гардероба. Женщины хотят, чтобы функциональность, комфорт и роскошь совмещались в одной вещи. Они хотят иметь одежду, в которой границы между днем и вечером, между рабочим днем и уик-эндом размыты» [7]
Подобный подход позволил пересмотреть некоторые принципы производства в промышленном производстве и изготовлении одежды с применением безвредных и безотходных технологий. Поэтому с экологизацией потребления связана и технологическая экологизация (экологизация производства). Это направление решает проблемы, связанные с экономией природных ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий,экологическим «круговоротом» [7]. Это приводит к изменениям и в модной индустрии. Происходит замена искусственных и синтетических материалов, негативно влияющих на здоровье потребителя
естественными материалами, такими как: лен, хлопок, шерсть, шелк и др. Отмечаем, что эта проблема актуальна и сегодня, т.к. напрямую затрагивает производство изделий из натурального меха, которое к концу 1980-х гг. уже терпели значительные убытки. Эти примеры подтверждают взаимосвязь технического прогресса, модных тенденций, промышленного производства, культурных традиций и инноваций, формируя общественный вкус, вызывая порой протесты и конфликты. Так, в Северной Америке и Западной Европе существует борьба «зеленых» с теми, кто носит одежду из натуральных кожи и меха. Показы коллекций меховых изделий нередко сопровождаются манифестациями защитников животных. Известен скандал, произошедший во время показа коллекции одежды из натурального меха осень-зима 1993—1994 гг. знаменитой итальянской фирмы «Фенди». И уже в коллекциях американских модельеров сезона осень-зима 1996—1997 гг. использовался только искусственный мех. Например, В. Вествуд также применяет только искусственный мех.
Вместе с тем, существует и другая точка зрения на эту проблему известных дизайнеров, которые относятся к изготовлению одежды из меха и кожи не как к предметами роскоши, а как к историческим традиционным материалам. Так, К.Лагер-фельд считает, что отказаться от одежды из натурального меха и обуви из натуральной кожи невозможно. Таким образом, мы видим, как мода вторгается в морально-нравственное пространство человека, обременяя его правом выбора.
Эта острейшая проблема привела к новым инновационным решениям в области производства материалов с новыми техническими и эксплуатационными свойствами, которые обладают такими инновационными качествами, как: способностью саморазлагаться, что приводит к разработке без-
© £
Ю
I
2 а
6
сч из £
Б
а
2 ©
вредных и безотходных технологий производства с целью получения экологичной продукции. Ученые говорят о необходимости создания замкнутых экоциклов (безотходных технологий), позволяющих повторно использовать природные ре-сурсы.Вторичная переработка сырья является для дизайнеров одежды способом решения не только экологических проблем, но и создания модного продукта. Об этом свидетельствует расцвет в 1990-е гг. бизнеса «сэконд хэнд». [7].
Итак, понятие «экологическая одежда» означает использование натурального, экологически чистого сырья (Organic) без использования вредных химикатов и выбросов, загрязняющих окружающую среду. Экологическую одежду также называют этичной, так как она производится в согласии с природой, при полном соблюдении баланса интересов человека и животных. Ежегодно в Париже проходит Ethical Fashion Show, которое представляет одежду, отвечающую высшим стандартам экологичности и этики. Так, в дополнение к требованиям чистоты производства, необходимо доказать, что предметы гардероба были выполнены: без привлечения детского труда; при соблюдении прав работников; цена соответствует реальным затратам, а не направлена на получение сверхприбылей [8].
2000-е - это рождение так называемой кибермоды, частично порождённой стилем панк, фантастическими фильмами о будущем, такими, например, как "Безумный Макс". Этот стиль использовал современные материалы (неопрен, полар-флис) и многочисленные детали, типичные для спортивной, рабочей или военной одежды. Дизайнеры фирм Levi's и Philips в 2000-м году объединили усилия и создали одежду-трансформер, названную "Industrial Clothing Division" ("icd+"). Это плащи, складывающиеся до размера жилета, и куртки, превращающиеся в сум-
ку, куда вмонтированы также компьютер и телефон.
Таким образом, мы видим, что на возникновение моды влияют экономические, политические, социальные, культурные изменения, характеризующие определенную эпоху. Исследователи (Е.Б.Нешина и др.) выделяют три принципа определяющие направление моды, это: демократизация моды, кардинальные изменения формы, пропорций и др.; функциональность и целесообразность; инновационность моды.
Инновационную функцию моды отмечал в своем исследовании А.Б.Гофман, поскольку мода «.распространяется на самые различные сферы социально-экономической и культурной жизни, поскольку она увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к внедрению и принятию нововведений в соответствующих сферах. Она влияет на обновление промышленной продукции, технологий, художественных стилей и т.д....Мода -источник, результата и показатель высокой степени иннова-ционности» [4, 172].
Таким образом, вслед за исследователями (А.Б.Гофман, Т.В. Козлова, Л.В.Петров, В.И.Толстых и др.) будем рассматривать моду как:
-одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человека;
-как форму коммуникации, передачи информации от одних людей к другим;
- как массовое поведение;
- как инновацию посредством традиции,
- как социальная и психологическая характеристика индивида;
- социальное взаимодействие между индивидом и социальной средой;
- как стандарты (культурные образцы), способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами.
На сегодняшний день развитие современного дизайна костюма немыслимо без исполь-
зования инновационныхтехнологий, техники, совершенствования материальных производств, новых открытий в разных областях науки. Рассматривая технический прогресс в аспекте удовлетворения потребностей человека в самых разных сферах, определим этот феномен как оптимизацию научно-технических достижений в области науки и техники и, в связи с этим - актуализируем развитие инновационных технологий, оказывающих непосредственное влияние на становление и функционирование моды.
Научно-технический прогресс продиктован ростом производственных мощностей в различных отраслях деятельности человека, обусловлен в частности, внедрением инновационных технологий в современный дизайн костюма. Это является стратегической задачей развития текстильной и легкой промышленности, определяет уровень жизни человека, комфортную среду его существования и, несомненно, формирует стратегию творческого поведения дизайнера. Совершенный технологичный дизайн-продукт возникает на стыке инноваций в техническом развитии и эстетике, поскольку дизайн содержит два важнейших компонента: наличия и действия, по мнению философа Г.Лола. Развитие технического прогресса влияет на внедрение инновационных технологий в текстильную, легкую промышленность, определяет концеп-туальность в дизайне одежды, позволяет обеспечить принципиально новые свойства материалов, тем самым открывая новые возможности для развития индустрии моды. Эта позиция является нашей дальнейшей исследовательской задачей, учитывая сущность проектировочной деятельности, нацеленной на преобразование человека, окружающей его среды и увеличения потенциальных возможностей творческой «миссии» дизайнера в обществе.
В ряде современных исследований (Э.Амосова, А.Андри-
евский, Т.Васильева, И.Савельева, В.Семёнова) анализируется влияние технологий, инноваций на дизайн костюма, рассматриваются исторические истоки возникновения инноваций как новых форм, свойств, характеристик одежды, систематизируются направления технологий в дизайне костюма. В частности, Т.Васильевой предлагаются направления в дизайне одежды («tech-couture»: «фабрицевтика», «биомимети-ка», «интегральная одежда», «умная одежда», «светящаяся одежда»), определяемые техническим прогрессом. Использование нанотехнологий в легкой промышленности привело к появлению целого ряда оригинальных, функциональных, эргономичных свойств и характеристик специальной одежды, «умной одежды», создание которой основано на использовании «встроенного» спецоборудования, технологичных тканей, обладающих противовоспалительными и обеззараживающими свойствами, высокотехнологичные мембранные ткани, которые контролируют и усиливают мышечную активность, согревают в холод, не мнутся, не пачкаются, «дышат». Использование инновационных методов моделирования и проектирования, таких нетрадиционных материалов как: оптоволокно, силикон, полимеры, - дают неограниченные стилистические возможности для широкой деятельности дизайнеров. В научном исследовании Э.Амосовой очерчен круг проблем системы: человек - техника - среда, касающихся вопросов инновационных технологий. Такие понятия как: «tech-couture» или «тех-номода, дает возможность дизайнерам применять новые методы при проектировании как промышленных так и авторских коллекций.
Таким образом, технологические, социо-культурные, нравственно-духовные проблемы развития и внедрения инновационных технологий в сферу науки, промышленности, образования, искусства, дизайна,
эстетики, этики, будут определять развитие человечества. В связи с этим, технический прогресс моделирует дизайн как фактор динамичного развития экономики, как ценность материально-художественной культуры, как грандиозная попытка соединения искусства и повседневности (В.Глазычев).
Большинство дизайнеров уделяют большое значение использованию инновационных технологий в своих проектах, с особой выразительностью это прослеживается в дизайне одежды. Постоянное развитие инновационных технологий побуждает дизайнеров создавать инновационные формы, применять новые методы при моделировании и проектировании коллекций, своевременно создавать новую продукцию, пользующуюся наибольшим спросом. Инновационные методы моделирования и проектирования, нетрадиционные материалы: оптоволокно, силикон, полимеры, и в целом удивительная фантазия дизайнеров, дают неограниченные стилистические возможности для широкой деятельности, вследствие чего активно используются ведущими дизайнерами: Х.Чалаян, С.Лии, М.Катранзой, И.Ван Херпен и т.д
Нами отмечается, что в ряде научных работ (Э.Ю. Амосова, А.М. Андриевский, Т.С. Васильева, И.Н. Савельева, В.В. Семёнова, М.В. Морозова, М.В. Жо-гова, И.А. Шеромова, Е.В. Ус-тинченко и др.) рассматривается значение инновационныхтехнологий в развитии дизайна костюма, появлении феномена, «tech-couture» или «техномода», который заключается в комбинаторике различных модификаций системы: человек - техника - среда. Данной проблеме посвящены зарубежные исследования: Бредли Куинн «Ткани будущего: мода, дизайн и технология» (Textile Futures: Fashion, Design and Technology), «Техно-мода» (Techno Fashion), Хлое Колчестер «Текстиль сегодня: глобальное исследование тенденций и традиций»
(«Textiles Today: A Global Survey of Trends and Traditions») и ряд других.
В заключение отмечаем, эволюция научно-технического прогресса приводит к кардинальным изменениям в моде, одной из задач которой является «.увеличение инновационного потенциала общества, готовность к внедрению и принятию нововведений в соответствующих сферах» [4, 172]. НТР предполагает не только увеличение масштабов и темпов роста объема производства, но и значительное повышение конкурентоспособности отечественной продукции по ценовому и качественному фактору; решение множества социальных проблем. И что не менее значимо - внедрение экологически безвредных технологий.
Литература
• Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцев, Е.Б.-Современный экономический словарь. —2-е изд., ис-пр.М.:ИНФРА-М.479 с.199.
• Мода и технический прогресс. [Электронный ресурс]. URL: http:// fashionstylist.kupivip.ru/text-14245-moda-i-tehnicheskiy-progress (дата обращения 05.01. 2016).
• Козлова, Т. В. Костюм. Теория художественного проектирования. Учебник для вузов. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. — 380 с.
• Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2000. -232с.
• Связь новых технологий и моды. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tipsboard.ru/ moda-i-texnicheskij-progress/ (дата обращения 05.04. 2016).
• Антология моды XX века: с 30-х по 90-е года. [Электронный ресурс]. URL: http://modagid.ru/ articles/299 (дата обращения 05.04. 2016).
• Экологические проблемы и основные тенденции. [Электронный ресурс]. URL: http://
О À
es
S
if от
2 e
от
www. po6iv. ru/art/ osnovnie_tendenzii. (дата обращения 05.01. 2016).
Influence of scientific and
technical progress on fashion of the XX century Melaya T.G, Kozlova T.V.
Moscow State University of design and
technologies Most of designers give great value to use of innovative technologies in the projects, with special expressiveness it is traced in design of clothes. Constant development of innovative technologies induces designers to create innovative forms, to apply new methods when modeling and designing collections, to timely create the new products which are in the greatest demand. Innovative methods of modeling and designing, nonconventional materials: optical fiber, silicone, polymers, and in general the surprising imagination of designers, give unrestricted
stylistic opportunities for broad activities. Material of article is devoted to the analysis of innovations as to the culture phenomenon. An inclusiveness of opening of scientific and technical progress to scientific, industrial, economic, fashionable spheres, are staticized as an important sociocultural problem. Are considered from the point of view of evolution of a shaping of a suit on the basis of new innovative solutions in the field of production of materials with new technical and operational properties.
Keywords: innovations, design, nanotechnologies, fashion, design of a suit.
References
• Raizberg B. A, Lozovskiy, L. sh., Starodubtsev E.B. Modern economic dictionary. —2-e Izd., Rev. M.:INFRA-479 M. p.199. (In Russian).
• Fashion and technical progress. Available at: http:// fashionstylist.kupivip.ru/text-
14245-moda-i-tehnicheskiy-progress (accessed 05.01. 2016).
• Kozlova T. V. Costume. The theory of artistic design. Textbook for high schools. — M.: MGTU im. A N. Kosygina, 2005. — 380 p. (In Russian).
• Hoffman A. B. Fashion and people.A new theory of fashion and fashionable behavior.- M: Agency «Publishing service», 2000. - 232c. (In Russian).
• The relationship of new technologies
and fashion. Available at: http:// www.tipsboard.ru/moda-i-texnicheskij-progress/ (accessed 05.04. 2016).
• Anthology of twentieth-century fashion: from the 30th to 90th year. Available at: http://modagid.ru/ articles/299 (accessed 05.04. 2016).
• Environmental issues and key trends.
Available at: http://www.po6iv.ru/ art/osnovnie_tendenzii. (accessed 05.01. 2016).
сч cs £
6
2 ©