УДК316.334.22:745 Гардабхадзе Ирина Анатольевна,
доцент, профессор кафедры дизайна одежды, Киевский национальный университет культуры и искусств.
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ФЕШН-ДИЗАЙНЕРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНДУСТРИИ МОДЫ
Рассмотрены проблемы профессиональной адаптации фэшн-дизайнеров нового поколения к современным требованиям индустрии моды. Показано, что тенденции информатизации ведут к изменению требований к компетенциям участников рынка. Предложена стратегия адаптации к новым требованиям путем расширения зоны участия дизайнеров в процессах производства и реализации современной одежды. Даны рекомендации по расширению функциональности деятельности фэшн-дизайнеров нового поколения.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, информатизация индустрии моды, требования компетенции, расширение функциональности дизайнеров нового поколения.
Gardabkhadze Irene Anatolievna,
Associate Professor., Professor of the Chair of Garments Design, Kiev National University of Culture and Arts [email protected]
PROBLEMS THAT NEWCOMING FASHION DESIGNERS FACE IN VOCATIONAL ADAPTATION TO INFORMATIZATION OF FASHION INDUSTRY ENVIRONMENT
The paper considers problems arisen while vocational adaptation of new generation’ fashion designers to nowadays challenges of the fashion industry. Informatization trends are shown to lead to changes in requirements for expert awareness of market players. An adaptive strategy to new requirements is offered, with extended scope of designer’s involvement into the course of production and marketing of modern garments. The paper provided guidelines to make new generation’ fashion designers fully operational and purposeful.
Keywords: vocational adaptation, informatization of the fashion industry, requirements for expert awareness, fully operational scope of involvement of new-coming designers
Как известно, начало нового тысячелетия совпадает с зарождением новой формации, знаменующей переход человечества из общества потребления в информационное общество. Исследователи отмечают, что этот переход идет эволюционным путем, однако перемены несут черты революционных преобразований в формировании стиля жизни и системы духовных ориентиров. Несмотря на широкие возможности, которые обещает гражданам информационное общество, плюсы и минусы новой эры и новой культуры, которыми сопровождаются перемены, видны не сразу. Появление электронных аналогов привычных бытовых процедур, развитие процессов автоматизации технологических процессов, информатизацию бизнеса, виртуализацию процессов и реалистичную имитацию присутствия территориально удаленных сотрудников и клиентов обычно относят к вновь создаваемым ценностям информационного общества. А в чём состоят его скрытые угрозы и какие риски несут эти угрозы для членов общества?
К потенциальным рискам информационного общества относят проблемы безопасности, надежности, управляемости и доступности информационной среды, с одной стороны, и проблемы адаптации к новым формам деятельности, включая занятость активного населения с одновременным дефицитом вновь возникших специализаций, с другой стороны. Почему же прогрессивные тенденции информатизации становятся источником проблем? Дело в революционном характере перемен в общественной, политической, культурной и экономической сферах общества, при котором общество что-то приобретает, а что-то теряет. В профессиональном плане проблемы развития автоматизации могут сопровождаться изменением типовых функций деятельности, которые потребуют модификации набора профессиональных и социальных компетенций, сложившихся в постиндустриальной экономике.
Процессы замены традиционных рабочих мест автоматизированными системами влекут за собой перераспределение ролей на рынке труда, что вызывает повышение незанятости определенных категорий работников. Некоторые специальности совсем исчезают с рынка труда, взамен возникают новые, уцелевшие видоизменяются, вбирая в себя невосполнимые функции уходящих профессий. В этих условиях становится актуальным учет рисков общественных преобразований, которые окажут влияние на аксиологию профессий и на их востребованность на рынке труда. Если с высокой достоверностью предсказать факторы влияния на девальвацию специализаций, можно будет планировать упреждающие меры по преодолению проблем переходного периода.
Несмотря на актуальность, вопросы дезактуализации компетенций и конвергенции специализаций исследованы мало. В отличие от аксиологии компетенций, проблема конкуренции
машинного и человеческого интеллекта имеет более чем полувековую историю. Уже привычной как для научных, профессиональных, так и общественных дискуссий стала ситуация, описанная Айзеком Азимовым в книге «Я, робот», в которой люди массово теряли работу, потому что компьютеры и роботы выполняли эту работу лучше, быстрее и дешевле. Несмотря на то, что на разных этапах научно-технического прогресса эта ситуация уже не раз наблюдалась в реальной жизни, она преодолевалась благодаря адаптации общества к новым условиям. Сегодня процессы информатизации привели к аналогичным результатам не только в отдельных профессиях, но и в целых отраслях деятельности. В статье «Новые технологии меняют рынок труда» [1] на сайте популярного российского сетевого источника аналитики и новостей информационных технологий Харбахабр обсуждаются результаты научной дискуссии о влиянии информатизации на профессиональные ценностные ориентиры, которая ведется учеными разных стран. Согласно материалам статьи, результаты исследователей из Оксфорда весьма пессимистичны: в ближайшие 20 лет около 45% рабочих мест США с высокой долей вероятности могут быть автоматизированы/компьютеризированы. Процесс вытеснения людей уже начался в легко формализуемых сферах, таких, как логистика, производство, административное управление, сфера обслуживания, торговля и строительство. Далее, по прогнозу этих ученых, новая волна автоматизации затронет науку, инженерию и искусства.
Замещение рабочих мест кибермоделями-аналогами на основе систем искусственного интеллекта ещё не полностью учитывает факторы влияния на занятость. Причиной обесценивания традиционных компетенций может стать конвергенция специализаций, при которой более актуальные специализации расширяют «зону влияния», присоединяя к себе типовые функции деятельности других, менее популярных специализаций.
Достоверный прогноз требований к специалистам возможен на основе учета общих тенденций общественного развития с последующей отраслевой конкретизацией. Согласно В.С. Поликарпову [2; с. 8], ход общественного прогресса «можно исследовать, основываясь на динамике общественно-исторического развития, когда происходит смена поколений. Каждое поколение осваивает доставшееся ему и продолжает унаследованную деятельность; вместе с тем оно изменяет эту деятельность в силу новых условий». В основу поиска решения проблемы занятости может быть положено следующее утверждение Поликарпова: «Человек должен уметь пользоваться множеством “вещей”, т.е. предметами внешнего мира, своими чувствами, мыслями. Каждый отдельный индивид лишь тогда может считаться “культурным человеком”, когда он владеет способами пользования достижениями общества, в котором живет» [2; с. 9].
Проблемы информатизации требуют учета области применения, однако существуют факторы, характерные для всех отраслей. Поскольку изменения в обществе в первую очередь из всех форм деятельности отражаются в искусстве, наиболее чувствительном к тенденциям развития и смене ценностных ориентиров, представляется актуальным изучить проблему занятости в информационном обществе на примере дизайна костюма.
Дизайн, как продукт суперпозиции процессов разной природы, благодаря инновационному характеру творчества и мультидисциплинарности отражает наиболее прогрессивные общественные течения и достижения науки в социальной, экономической и технической сферах. Мода, как катализатор процессов развития фешн-дизайна, формирует его критерии и инструментарий. Дизайн костюма является инструментом формирования имиджа человека, и поэтому его целесообразно использовать как индикатор общественных настроений и динамики культурных ценностей, характеристики которых выявляются при сопоставлении прошлого и настоящего на основе тенденций моды. Понятно, что дизайн одежды имеет специфические черты, связанные с ее утилитарными функциями, и формальный перенос этих черт на другие проявления культуры приведёт к ошибочным выводам. Но поскольку человек является центральным объектом культуры, а костюм - средством передачи информации по визуальному и символическому каналам коммуникаций, по которым обществу презентуется личность с её уникальностью и индивидуальностью, обобщение некоторых тенденций в современном костюме будет полезно для предвидения путей развития культуры в целом.
В области дизайна проблема профессиональной адаптации к новым рыночным требованиям рассматривалась в работах [3-7], в которых дана характеристика современных специализаций индустрии моды и обсуждены функциональные требования к художественному проектированию костюма. Однако в литературе отсутствуют сообщения о результатах исследований факторов влияния информатизации на конвергенцию специализаций, в частности, на изменение требований к профессиональной компетентности дизайнеров одежды.
Какие же тенденции индустрии моды сигнализируют о переменах на рынке труда, какие
характерные черты современной моды могут послужить индикаторами процессов, происходящих в культурной жизни общества? И каким образом процессы информатизации влияют на требования к компетенции дизайнеров одежды?
Целью данного исследования является идентификация факторов влияния на реконструкцию требований к компетентности дизайнеров нового поколения, а также поиск рекомендаций к их профессиональной адаптации на фэшн-рынке в условиях информатизации бизнес-процессов индустрии моды.
Для того чтобы лучше понять роль, функции и вектор изменений дизайнерской деятельности в индустрии моды, рассмотрим, какие специалисты обеспечивают функционирование этой отрасли и как они взаимодействуют между собой в процессе создания и продвижения модной продукции и услуг к потребителю.
Индустрия моды - это огромное многообразие сегментов деятельности и компаний, каждая из которых имеет свои особенности. Список профессий фэшн-индустрии огромен, так как в него входят не только профессии, связанные с производством или продажей модных изделий. Поскольку рынок труда, как индикатор динамики потребностей в профессионалах, отображает ситуацию в социальной, культурной и экономической жизни общества, для достоверности прогнозирования востребованных специализаций целесообразно отслеживать тенденции по запросам рекрутинговых компаний. Если не предъявлять требований к строгости формулировки, состав популярных специализаций фэшн-индустрии можно представить следующим длинным списком названий, позаимствованным из проспектов кадровых агентств и со страниц пресс-релизов в популярных журналах:
дизайнер, стилист, модельер, проектировщик, конструктор, технолог, материаловед, маркетолог, арт-директор модного дома, креативный директор, байер (торговый представитель), импресарио, продюсер, модельный агент - скаут, модель/манекенщица, фотограф, хореограф, рекламист, косметолог, имиджмейкер, трендмейкер, фэшн-журналист, мерчандайзер, аукционист, брокер, агент по продажам, графический дизайнер, режиссер-сценарист показа, видеооператор, звукорежиссер, Реагент, специалист по коммуникациям в индустрии моды, швЬ-дизайнер, специалист по продвижению сайтов, контент-менеджер.
Этот неполный перечень специализаций и должностных позиций, фигурирующих в рекрутинговых списках, содержит специализации с нечетким разделением обязанностей и частичным перекрытием функциональности. Тем не менее, именно эти позиции обеспечивают функционирование современной индустрии моды, и на основе этих специализаций фактически формируются требования к типовым задачам деятельности и компетенциям профессионалов фэшн-рынка.
К ключевым видам деятельности и соответствующим специальностям сегмента современной одежды индустрии моды можно отнести дизайн, стайлинг, организацию торговых процессов: маркетинг, байеринг, а также модельный бизнес, информационные коммуникации и масс-медиа индустрии моды.
Дизайн. Дизайнерский бренд играет роль стилистической, культурной, социальной и экономической доминанты для фэшн-бизнеса. Дизайнер-модельер, проектировщик коллекций современной одежды - самая заметная и ответственная фигура, как в формировании дизайнерского бренда, так и в индустрии моды в целом. Понимание художником-проектировщиком психологии адресата особенно важно при создании изделий, рассчитанных на определённую категорию потребителей, выделенную из конкретной рыночной среды, обладающей конкретным менталитетом. Именно здесь модельер должен иметь широкий кругозор, перекрывающий смежные специализации, быть как художником, маркетологом, так и психологом.
Стайлинг применяется практически во всех областях дизайна, индустрии моды, сценического искусства. Между дизайнером современной одежды и специалистом по формированию стиля много общего. Стилист создает образы, которые затем будут представлены дизайнерами, журналами, рекламными агентствами. Он задает направление будущим тенденциям. К специфическим особенностям маркетинговых коммуникаций индустрии моды, в которых стайлинг имеет ключевое значение, следует отнести показы моделей на подиуме, которые приобрели статус самостоятельного направления в шоу-бизнесе. Также к направлениям активной деятельности стилистов можно отнести формирование журналов мод. Без стилистов не обходятся и обзоры направлений моды при формировании трендов и информационного обеспечения в фэшн-индустрии. Роль стилистов частично перекрывается с функциями и компетенциями специализации «эксперт-аналитик тенденций» («тренд-сеттер», «трэнд-мейкер»), обеспечивающей такие приложения, как анализ перспективных направлений моды и прогнозирование трендов.
Организация торговых процессов. Результаты маркетинговых исследований используются дизайнером-модельером уже на раннем этапе создания перспективной коллекции, при формировании художественно-технического задания на проектирование. Требования к маркетологу в сфере индустрии моды расширены за счёт специфических особенностей фэшн-бизнеса, к которым относятся показы моделей на подиуме. Влияние рекламы и специфических форм маркетинговых коммуникаций на потребительский спрос в секторе современной одежды проявляется ярче, чем в других сферах деятельности.
Важную роль в реализации торговых процессов индустрии моды играет мерчандайзинг, совмещающий функциональность стайлинга, маркетинга и менеджмента бизнес-процессов. Тенденции виртуализации процессов презентации товаров стимулировали возникновение новых перспективных приложений, таких как визуальный менчандайзинг. К новым направлениям относятся разновидности технологии виртуального мерчандайзинга в режиме «augmented reality», расширяющие пространство взаимодействия товаров с потребителем путём использования инновационных технологий обработки и воспроизведения изображений (магическое зеркало, виртуальная примерочная, ситуационные панели, виртуальный подиум).
Байер. Байер как торговый представитель и заказчик выражает интересы торговых организаций и занимается формированием портфеля продуктов для реализации в следующем сезоне.
Модельный бизнес. Рынок модельного бизнеса как сегмента индустрии моды возник для удовлетворения потребностей в динамической визуализации товаров и услуг в форме театрализованного представления с участием специфических актёров-моделей и представителей их более узкой роли, ограниченной подиумом, - манекенщиков.
Информационные коммуникации и масс-медиа в индустрии моды.
В индустрии моды журналы имеют высокий уровень популярности, многие из модных изданий стали независимыми брендами. Фэшн-журналистика, как важная составляющая информационных коммуникаций, существует более века. Описание модного образа ее средствами особенно актуально для создания новых страниц о моде будущего. Фэшн-журналисты оказывают заметное влияние на общественное мнение и восприятие событий в мире моды.
Если проследить за работами дизайнеров костюма XX века, то можно заметить изменение графических приемов и средств в зависимости от направлений моды. Это подтверждает факт быстрого развития фэшн-графики как направления в графическом дизайне.
Сетевые коммуникации. Специалисты в области информационных коммуникаций в индустрии моды создают новые пространства, в которых люди могут приблизиться к модным брендам. Эти специализации востребованы в реализации таких приложений к бизнес-процессам индустрии моды, как контент-менеджмент, дизайн и продвижение порталов, вэб-сайтов и интернет-приложений торговли. Среди новых технологий и инструментов информационных коммуникаций, которые будут обеспечивать IT-специалисты нового поколения, следует назвать системы «телепрезенс», реалистично имитирующие виртуальное присутствие в одном помещении или демонстрационном зале территориально удалённых членов творческих коллективов, подиумов, выставочных объектов и потребителей.
Взаимодействие специалистов в процессе функционирования индустрии моды. В результате оперативного взаимодействия специалистов, обеспечивающих непрерывность и полноту «жизненного цикла» изделий от зарождения спроса до продвижения моделей к потребителю, различные специализации в индустрии моды имеют много общего. Последовательность событий от формирования спроса до его удовлетворения носит характер замкнутого цикла с обратным воздействием результатов удовлетворения спроса на причины его возникновения. Что же первично в этом замкнутом круге? Что определяет успех поставляемой на рынок продукции? Какие факторы в наибольшей степени влияют на успех разработки, по каким причинам коллекция имеет успех у потребителей, какие признаки помогают надёжно предсказать её дальнейшую судьбу?
В индустрии моды отправной точкой можно считать зарождение интереса к новым решениям в одежде. Осознание зарождения спроса происходит с участием тренд-мейкеров, маркетологов и стилистов. Информация о формирующемся спросе воспринимается дизайнерами, которые создают перспективные коллекции. Эти коллекции демонстрируются с участием модельных агентств на сезонных или специальных показах. Демонстрация перспективных коллекций вызывает начальный интерес к новым моделям и ограниченный спрос. Новые тенденции, зарождаясь в среде дизайнеров и представителей модного авангарда, в случае набора «критической массы» составляют суть формирующегося модного направления в одежде.
Как и всякое предложение товаров и услуг, одежда требует информирования потребителей о предлагаемых изделиях. Появляются отражения в прессе, статьи и фотографии моделей в журналах мод, каталогах. Однако одним из самых действенных способов информирования потребителей в индустрии моды является показ коллекций одежды на подиуме. Наглядность показа коллекции направлена на удовлетворение интересов и профессионалов, и зрителей.
Из сказанного ясно, что дизайн-проект представляет собой сложную комбинацию процессов, стимулируемых рыночным спросом, реализуемых творческой фантазией автора, продвигаемых маркетологами, байерами, масс-медиа, мерчандайзерами, успех которого на рынке индустрии моды зависит от множества факторов и предполагает слаженное взаимодействие разных специалистов. Какие же факторы формируют требования к компетенции фэшн-дизайнеров нового поколения в условиях информатизации индустрии моды?
Из анализа деятельности участников мира моды становится понятной ключевая роль дизайнера одежды. Многие специализации, типовые задачи деятельности и функции в условиях информатизации теряют ключевые позиции, уступая место автоматизированным системам проектирования, обработки информации и интеллектуальным системам управления ресурсами. Диверсификация процессов задевает и профессию дизайнера. Однако специализация «дизайн одежды» (художественное проектирование костюма) не теряет своей актуальности, а приобретает расширенные функции и требует новой компетенции. Это происходит в результате перенесения утилитарных функций, которые допускают алгоритмизацию, на компьютерные системы, оставляя дизайнеру сферу творческой генерации идей, в которой современные системы искусственного интеллекта не могут конкурировать с человеком.
В настоящее время информатизация предоставляет следующие возможности и перспективы для индустрии моды:
- системы автоматизации проектирования и производства (CAD/CAM—Computer-Aided Design / Computer-Aided Manufacturing,)
- комплексные системы адресного проектирования;
- системы, использующие передовые технологии визуализации;
- системы управления отношениями с заказчиками и другими контрагентами;
- автоматизированные системы управления ресурсами предприятия;
- интернет-технологии, сетевые транзакции и системы мобильной коммерции.
При тесном взаимодействии смежных специальностей стираются границы между функциями. Участники процесса создания и реализации модных изделий стремятся иметь широкий кругозор, охватывая несколько смежных областей, что определяет конкурентоспособность современного специалиста индустрии моды.
К факторам, воздействующим на формирование новых требований к компетенции дизайнера нового поколения, относятся расширение круга задач художественного проектирования и распространение системного подхода к созданию и реализации изделий современной одежды на предпроектный этап, производство и стадию продвижения моделей к потребителю.
Факторы расширения круга задач художественного проектирования обуславливают освоение дизайнером компетенций конструктора-модельера, конфекциониста и технолога за счет овладения опытом применения:
- систем автоматизации проектирования;
- систем автоматизации технологических операций;
- комплексных систем адресного проектирования;
- систем коллективной работы для территориально распределенных творческих групп, использующие передовые технологии визуализации.
Факторы расширения круга задач системного подхода к созданию и реализации моделей на рынке модной одежды способствуют освоению дизайнером функций маркетолога, мерчандайзера, трендсеттера, рекламиста, контент-менеджера, арт-директора, менеджера интернет-магазина и поставщика готовых изделий, включая навыки использования следующих инструментов:
- виртуальный подиум и виртуальная примерочная;
- системы управления отношений с потребителями;
- средства вэб-дизайна, сетевой рекламы и электронной коммерции.
Выводы. Результаты анализа особенностей формирования компетенций на рынке труда в условиях информатизации указывают на конвергенцию функций с одновременным повышением требований к профессиональной компетенции специалистов, которые играют ключевые
роли в бизнес-процессах индустрии моды. Индустрия моды дает дизайнерам шанс выполнения полного цикла работ с минимизацией специалистов и с творческой независимостью, ограниченной только потребностями рынка. Для этого кроме знаний теории художественного проектирования костюма и практического опыта создания коллекций дизайнер нового поколения должен разбираться в современных основах организации бизнес-процессов индустрии моды, иметь опыт применения современных инструментов автоматизированного проектирования, компьютерного моделирования и визуализации дизайнерских решений, владеть инновационными приемами маркетинговых коммуникаций, основами интернет-технологий и продвижения сайтов.
Перспективными направлениями дальнейших исследований проблем профессиональной адаптации являются анализ влияния конвергенции на межпрофессиональные коммуникации ключевых специализаций индустрии моды, а также учет изменений актуального набора типовых задач деятельности в требованиях к компетенции дизайнеров нового поколения при разработке и модернизации образовательных программ подготовки дизайнеров, конструкторов и технологов современной одежды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. - Э44 с.
2. Блог компании Mail.Ru Group, Новые технологии меняют рынок труда // Исследования и прогнозы в IT. -URL : http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/200586/ (дата обращения 10.11.201Э).
3. Гардабхадзе І. А. Сучасний одяг: науковий підхід до вирішення проблем дизайну : Навчальний посібник з курсу «Дизайн-проектування». - К. : «Издательский дом Виниченко», 201Э. - 275 с.
4. Гардабхадзе І. А. Сучасні тенденції у дизайні одягу та їх відображення в освітньому процесі / І. А. Гардаб-хадзе, Т. Ф. Кротова // Вісник КНУКіМ. Серія «Мистецтвознавство». - К., 2010. - Вип. 2Э. - С. Э9-46.
5. Гардабхадзе І. А. Інноваційні методи візуалізації результатів художнього проектування одягу в індустрії моди / І. А. Гардабхадзе, М. О. Островецька // Наукові записки КНУКіМ. - К., 2012. - Вип. 1Э - С. ЭЭ-41.
6. Гардабхадзе І.А. Особенности маркетинговых коммуникаций индустрии моды в сфере дизайна одежды // Маркетинг і менеджмент інновацій, № 2, 2012. - С. 64-77.
7. Гардабхадзе І.А. Наука і мистецтво: точки перетину у визначенні критеріїв якості освіти та професійних орієнтирів магістра дизайну одягу / І.А. Гардабхадзе, Т.Ф. Кротова // Інститут вищої освіти України. Тематичний випуск «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору». Додаток 4, том ІІІ (21). - К : «Гнозис», 2010. - С. 50-62.
1BB