Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА СОЗДАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА СОЗДАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ACADEMIC POTENTIAL / ПАТЕНТ / PATENT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепак Константин Борисович

Анализируется проблема эффективного использования научно-образовательного потенциала региона в качестве причины реформирования в 2014 г. законодательства об интеллектуальной собственности, которое стимулирует инновационную активность как в государственном, так и в частном секторах российской экономики. Цель. Рассмотреть основные проблемы использования и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в России в аспекте модернизации национальной экономики на базе инновационных технологий. При этом особое внимание уделить анализу патентной активности как механизму мультиплицирования инновационных продуктов и технологий с целью их коммерциализации. Задачи. Раскрыть влияние научно-образовательного потенциала регионов на создание результатов интеллектуальной собственности; определить динамику показателей патентной активности в регионах и динамику патентной активности на изобретения и полезные модели в Москве и Санкт-Петербурге. Материалы и методы. Оценочные методики базируются в основном на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики России. Производится анализ статистических данных Роспатента о динамике ряда показателей результатов интеллектуальной деятельности в регионах России в последние годы. Результаты. Показано, что эффективность использования научно-образовательного потенциала в регионах России явилось причиной реформирования российского законодательства в части правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности. Реформирование российского законодательства в части правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности осуществило сближение российской системы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности с системами в Европейском Союзе и других экономически развитых странах. Аргуметирован позитивный сценарий развития сферы инновационных технологий в интересах экономического развития регионов России. Предлагается осуществить мероприятия по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности при выполнении программы импортозамещения и экспорта несырьевых высокотехнологичных товаров и по привлечению оборотных и инвестиционных ресурсов в приоритетные направления развития экономики, в частности при реализации государственного оборонного заказа и антикризисных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепак Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Regional Academic Potential on the Creation of Intellectual Property for the Development of Innovative Economy

This paper analyzes the issue of the effective use of regional academic potential as the catalyst of the 2014 reforms in the intellectual property legislation that promote innovative activity in both public and private sector of Russian economy. Aim. To examine major issues in the use and legal protection of intellectual property in Russia in the context of Russian economy modernization on the basis of innovative technologies. Special attention was paid to the analysis of patent activity as a mechanism of multiplication of innovative products and technologies with the purpose of further commercialization. Tasks. To expand on regional academic potential for the creation of intellectual property; to determine the dynamics of patent activity indicators and the dynamics of patent activity on inventions and utility models in Moscow and Saint-Petersburg. Materials and methods. Assessment methods based primarily on the use of the Federal State Statistics Service databases. Statistical data from the Federal Service for Intellectual Property on the dynamics of a number of intellectual activity indicators in different regions of Russia in the recent years was analyzed. Results. The effectiveness of academic potential use in the regions of Russia was shown to have been the catalyst of the reforms in Russian intellectual property legislation. Reforms in Russian intellectual property legislation made Russian legislative system for legal protection of intellectual property closer to those of the European Union and other developed countries. The positive scenario of innovative technologies development for the economic development of Russian regions was substantiated. Measures were proposed for increasing the effectiveness of intellectual property use in the implementation of the import substitution program and export of non-resource hi-tech products and for the attraction of circulating and investment assets to the priority areas of economic development, particularly the implementation of a state defense order and contingency measures.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА СОЗДАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

Влияние научно-образовательного потенциала региона на создание результатов интеллектуальной собственности в интересах развития инновационной экономики

Impact of Regional Academic Potential on the for the Development of Innovative Economy

Creation of Intellectual Property

Слепак Константин Борисович

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Slepak Konstantin Borisovich

St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Анализируется проблема эффективного использования научно-образовательного потенциала региона в качестве причины реформирования в 2014 г. законодательства об интеллектуальной собственности, которое стимулирует инновационную активность как в государственном, так и в частном секторах российской экономики.

Цель. Рассмотреть основные проблемы использования и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в России в аспекте модернизации национальной экономики на базе инновационных технологий. При этом особое внимание уделить анализу патентной активности как механизму мультиплицирования инновационных продуктов и технологий с целью их коммерциализации.

Задачи. Раскрыть влияние научно-образовательного потенциала регионов на создание результатов интеллектуальной собственности; определить динамику показателей патентной активности в регионах и динамику патентной активности на изобретения и полезные модели в Москве и Санкт-Петербурге.

Материалы и методы. Оценочные методики базируются в основном на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики России. Производится анализ статистических данных Роспатента о динамике ряда показателей результатов интеллектуальной деятельности в регионах России в последние годы.

Результаты. Показано, что эффективность использования научно-образовательного потенциала в регионах России явилось причиной реформирования российского законодательства в части правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности. Реформирование российского законодательства в части правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности осуществило сближение российской системы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности с системами в Европейском Союзе и других экономически развитых странах. Аргумети-рован позитивный сценарий развития сферы инновационных технологий в интересах экономического развития регионов России. Предлагается осуществить мероприятия по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собствен-

УДК 347.77:001.8

О CD

< >

ности при выполнении программы импортозамеще-ния и экспорта несырьевых высокотехнологичных товаров и по привлечению оборотных и инвестиционных ресурсов в приоритетные направления развития экономики, в частности при реализации государственного оборонного заказа и антикризисных мероприятий.

Ключевые слова: научно-образовательный потенциал, патент, интеллектуальная собственность, инвестиции, инновации, региональная экономика

This paper analyzes the issue of the effective use of regional academic potential as the catalyst of the 2014 reforms in the intellectual property legislation that promote innovative activity in both public and private sector of Russian economy.

Aim. To examine major issues in the use and legal protection of intellectual property in Russia in the context of Russian economy modernization on the basis of innovative technologies. Special attention was paid to the analysis of patent activity as a mechanism of multiplication of innovative products and technologies with the purpose of further commercialization.

Tasks. To expand on regional academic potential for the creation of intellectual property; to determine the dynamics of patent activity indicators and the dynamics of patent activity on inventions and utility models in Moscow and Saint-Petersburg.

Materials and methods. Assessment methods based primarily on the use of the Federal State Statistics Service databases. Statistical data from the Federal Service for Intellectual Property on the dynamics of a number of intellectual activity indicators in different regions of Russia in the recent years was analyzed.

Results. The effectiveness of academic potential use in the regions of Russia was shown to have been the catalyst of the reforms in Russian intellectual property legislation. Reforms in Russian intellectual property legislation made Russian legislative system for legal protection of intellectual property closer to those of the European Union and other developed countries. The positive scenario of innovative technologies development for the economic development of Russian regions was substantiated. Measures were proposed for increasing the effectiveness of intellectual property use in the implementation of the import substitution program and export of non-resource hi-tech products and for the attraction of circulating and investment assets to the priority areas of economic development, particularly the implementation of a state defense order and contingency measures.

Keywords: academic potential, patent, intellectual property, investments, innovations, regional economy

Научно-образовательный потенциал определяет развитие инновационной деятельности. Проблема эффективного использования научно-образовательного потенциала региона стала одной из причин рефор-

ч о М

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

о...

Московская область Санкт-Петербург

о Республика Татарстан

а Свердловская область о Новосибирская область Томская область

Псковская область

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Год

Рис. 1. Динамика патентной активности в регионах России

мирования в 2014 г. законодательства об интеллектуальной собственности.

Модернизация российской экономики путем ее преобразования в инновационную экономику требует значительных инвестиций в инновации, которые необходимы для обеспечения постоянного обновления технологической базы производства. Внедрение инновационных технологий позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции, освоить выпуск конкурентоспособной продукции, поставляя ее на мировые товарные рынки. Основной проблемой, мешающей достижению мирового уровня в проводимых исследованиях и разработках, обеспечивающих конкурентоспособность российской продукции, являются несбалансированность сектора исследований и разработок и недостаточная проработанность механизмов его развития. Существует дисбаланс между финансированием прикладных исследований при проведении поисковых исследований и финансированием прикладных исследований при проведении научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) по государственным программам. Недостаточное финансирование поисковых исследований негативно сказывается на результатах НИОКР на стадии их внедрения с целью реализации серийного производства. Потребности промышленности в новых технологиях остаются не обеспеченными инновационными технологиями, которые созданы российской научной сферой и как следствие этого участие промышленных компаний и инвестиционных институтов в проведении работ по созданию научно-технологических НИОКР остается недостаточным [1].

Значительной частью финансирования научной сферы в экономически развитых странах являются инвестиции частного капитала, которые составляют до 70% от общего объема инвестиций. В России частное предпринимательство слабо заинтересовано в финансировании инновационной деятельности. Основное финансирование инновационной деятельности в России осуществляется из бюджетных средств и составляет примерно 70% от общего объема инвестиций [2]. Бюджетное финансирование, как правило,

сопровождается требованием включения в договора раздела о получении в результате проведенных НИОКР определенных результатов интеллектуальной деятельности, права на которую авторы должны защитить патентами.

Патентование — закрепление авторства и исключительных прав представляет собой правовой механизм охраны результатов интеллектуальной собственности путем их государственной регистрации. Патент, как объект интеллектуальной собственности, вносится в реестр учета федеральным органом исполнительной власти — Роспатентом. Права на охрану интеллектуальной собственности классифицируются: на изобретение, на полезную модель, на промышленный образец — и подтверждаются патентом, который охраняется государством, после прохождения соответствующей официальной процедуры. Патентование — эффективный способ организации юридической защиты результатов интеллектуальной собственности.

Анализ патентной активности является инструментом, определяющим возможность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также возможность распространения инновационных продуктов и инновационных технологий. Анализ динамики и объемов патентной деятельности используется для оценки регионального инновационного потенциала, уровня научного и инновационного развития региона. Расходы на развитие инновационной деятельности в России на региональном уровне ежегодно растут. В экономически развитых регионах страны создана необходимая рыночная инфраструктура развития инновационной деятельности. Имеется значительная дифференциация инновационной деятельности регионов. Основным индикатором оценки эффективности деятельности региональных инновационных систем является количество поданных заявок на получение патентов на изобретения и полезные модели. Динамика патентной активности в регионе зависит как от деятельности научных учреждений, находящихся на территории региона, так от деятельности органов региональной законодательной и исполнительной власти, которые совместно определяют региональ-

| 12 000

01

еб Н

Я ч

2 юооо

8000

6000

4000

2000

о со

Подано заявок на изобретения

в Москве Выдано патентов на изобретения в Москве

Подано заявок на полезные

модели в Москве Выдано патентов на полезные

модели в Москве Подано заявок на изобретения

в Санкт-Петербурге Выдано патентов на изобретения

в Санкт-Петербурге Подано заявок на полезные

модели в Санкт-Петербурге Выдано патентов на полезные модели в Санкт-Петербурге

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Год

Рис. 2. Динамика патентной активности в Москве и Санкт-Петербурге

ную финансовую поддержку развитию инновационных технологий.

Несмотря на наблюдающееся динамичное развитие патентной активности в регионах (рис. 1) [3], патентная активность в России в целом в разы меньше, чем в экономически развитых странах, таких как США, Китай и Япония. В России отмечался достаточно высокий процент выдачи патентов по отношению к количеству заявок, однако общее количество ежегодно выдаваемых в России патентов мало по сравнению с экономически развитыми странами. Эти процессы происходили до принятия федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»(далее — Федеральный закон) [4]. Изменения законодательства в области интеллектуальной деятельности позволят в будущем России сравняться по показателям патентной активности со странами — лидерами в области защиты прав интеллектуальной собственности. В настоящее время экономическая конкуренция обусловливается конкуренцией инновационных технологий, что существенно повышает роль интеллектуальной собственности.

Количество подаваемых заявок на получение патентов в регионе в наибольшей степени зависит от численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, численности исследователей с учеными степенями, объема внутренних затрат на исследования и разработки, затрат на технологические инновации. Показатели патентной активности также зависят от опыта исследователей по созданию и внедрению патентов.

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2013 г. составила 237 400 человек в Москве, что составляет 32,7% от общей численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками в России. В Санкт-Петербурге в 2013 г. аналогичный показатель составил 78 800 человек, или 10,8% от общероссийского

показателя. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2013 г. в Москве составили 264 751,7 млн руб., что составляет 35,3% от общероссийского показателя, в Санкт-Петербурге аналогичный показатель составил 92 834,4 млн руб., или 12,4% от общероссийского показателя. Общее количество поданных патентных заявок в Москве в 2013 г. составило 13 289, что составляет 31,4% от общероссийского показателя, в Санкт-Петербурге аналогичный показатель составил 2858 заявок, или 6,7% от общероссийского показателя [3]. Таким образом, научно-образовательный потенциал в значительной степени определяет патентную активность в регионе. Инновационное развитие регионов Москвы и Санкт-Петербурга существенно выше, чем других российских регионов, это объясняется высокой конкуренцией среди высококвалифицированных специалистов на рынке труда Москвы и Санкт-Петербурга.

Как видно из графика на рис. 2, в Москве наблюдается стабильный рост патентной активности. Количество подаваемых патентных заявок на полезные модели в период с 2003-го по 2013 г. стабильно росло в большинстве регионов России. В Москве данный показатель увеличился с 1767 заявок в 2003 г. до 3580 в 2013 г., в Санкт-Петербурге данный показатель в исследуемый период увеличился с 484 до 1179 заявок [Там же]. Наблюдаемый рост числа заявок на полезные модели обуславливался, в частности, отсутствием экспертизы по существу подаваемых заявок, что отрицательно сказывалось на научном уровне разработок.

Новая нормативно-правовая база по использованию результатов НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств, будет способствовать не только увеличению патентной активности, но и повышению качества подаваемых заявок. Федеральный закон был принят в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации. Основные изменения, привнесенные в Гражданский кодекс, вступили в силу с 1 октября 2014 г.,

^ за исключением положений, для которых в законе ^ указаны другие сроки. Федеральным законом предо усматривается введение обязательной экспертизы ^ поданных патентных заявок на полезные модели ^ по существу, что положительно сказывается на на-к учном уровне разработок и позволяет избежать не-¡Е добросовестной конкуренции. Федеральный закон ^ исключил перечень существенных признаков из нога менклатуры элементов заявки на получение патента на промышленный образец, что привело к расши-^ рению объема правовой охраны, даваемой патен-ш том. Гражданский кодекс регламентирует положение из об объеме правовой охраны, которое стало менее

2 формальным, допускается оценка признаков изделия ~ экспертом или потребителем. Режим правовой охраны

3 промышленных образцов стал существенно ближе ^ к существующему в странах Европейского союза. Это

< стало существенным шагом на пути вступления Рос-н сии в Гаагскую систему международной регистрации

< промышленных образцов. Особенностью правовой охраны промышленных образцов в России является сохранение в заявке подробного описания, чего нет в заявках, подаваемых на промышленный образец в Европейском союзе [4]. В целом изменения Гражданского кодекса положительно влияют на сближение российской системы правовой охраны промышленных образцов с системами правовой охраны промышленных образцов экономически развитых стран, главным образом с системой правовой охраны промышленных образцов в Европейском союзе.

Внесение изменений в Гражданский кодекс привело к изменениям в части выплат вознаграждений за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 июня 2014 г. № 512 правила выплаты вознаграждения, вступившие в силу с 1 октября 2014 г. [5], должны эффективно стимулировать изобретательскую деятельность.

Реализация положений, изложенных в измененных статьях Гражданского кодекса и нормативно-правовых документах, опубликованных во исполнение данного законодательного акта, позволит решить задачу упрощения процесса патентования, сократить импорт инновационных технологий. Интеллектуальная собственность, сформированная в виде патента, является важным фактором повышения конкурентоспособности производимой продукции, способствующим привлечению инвестиций. Скоординированные усилия государства, частного капитала, учреждений науки и образования по увеличению эффективности использования интеллектуальной собственности позволят осуществить практическое использование научных исследований с получением патентов и лицензий на инновационные разработки. В течение ближайших лет российская наука сможет успешно использовать позитивный эффект от изменений, внесенных в Гражданский кодекс, российская экономика получит новые инновационные технологии и сможет добиться значительных экономических результатов.

Инновационные технологии, содержащие результаты интеллектуальной собственности, являются основой модернизации российской экономики, технологический уровень которой зависит в основном от двух обстоятельств — инвестиций и инноваций. Особенностью развития инновационных технологий в России является то, что значительная часть внедренных инновационных технологий как в докризисный период, так и в период стагфляции приходится на импорт инновационных технологий, машин

и оборудования. Импорт инновационных технологий не способствует значительному повышению уровня конкурентоспособности товаров, производимых национальной промышленностью. Это связано с тем, что импортируемые российскими организациями инновационные технологии имеют ряд ограничений по своему технологическому уровню, который закладывается организацией-экспортером, являющейся одновременно конкурентом для организации, внедряющей у себя зарубежные инновационные технологии. Поэтому одной из ключевых задач модернизации российской экономики стало развитие инновационной деятельности отечественных разработчиков и производителей инновационного технологического оборудования.

Объем патентования в США в среднем в 5 раз выше российского [6]. В этой связи задача развития отечественного инновационного процесса была решена путем внесения изменений в Гражданский кодекс, был упрощен процесс патентования, что повысило эффективность работы деятелей российской науки и отечественных создателей технологических инноваций. До принятия Федерального закона и до внесения изменений в Гражданский кодекс задержка опубликования патентных документов в России составляла около 1,5 года, что стимулировало импорт инновационных технологий. Постепенно будет устранена проблема преобладания импорта инновационных технологий над отечественными инновационными технологиями.

Анализ направлений патентования в США показывает, что лидирующими направлениями патентования являются следующие области фундаментальной науки: исследования в области физики, электротехника, инновационные информационные технологии, транспорт. В США получают приоритет фундаментальные исследования, направленные на развитие высокотехнологичных областей экономики. Показатели патентной активности российского рынка отражают пока экономику, ориентированную на экспорт углеводородов, в то время как аналогичные показатели экономически развитых стран, таких как США, Япония, страны ЕС, отображают экономику, ориентированную на инновационное развитие. В России инновационный принцип развития начинает формироваться в таких областях науки, как сельскохозяйственные и медицинские науки, химия и металлургия.

Проведением научных исследований и изготовлением готовой продукции в России занимаются чаще всего различные организации. Разработчики, как правило, не обладают лицензионными правами на весь технологический цикл. Результаты НИОКР часто не находят коммерческого применения, так как научные учреждения, проводившие НИОКР, не имеют финансовых ресурсов и производственной базы для организации серийного производства продукции.

Научные исследования в прорывных областях науки и междисциплинарных исследованиях относятся к рискованному финансированию, которое значительно не только для частных российских компаний, но и для государства. Транснациональные корпорации, такие как американская корпорация, обеспечивающая производство авиационной, космической и военной техники «Боинг» (The Boeing Company), организуют весь производственно-технологический цикл. Этот производственно-технологический цикл начинается с проведения научно-исследовательских работ и заканчивается выпуском серийной продукции. Корпорация «Боинг» широко использует технологии двойного применения как для гражданской, так и для военной

техники. Используемый производственно-технологический цикл исключает возможность дублирования НИОКР. Результаты интеллектуальной деятельности работников корпорации «Боинг» востребованы на товарном рынке и обеспечивают конкурентоспособность как производства, так и создаваемой продукции [7].

Результаты деятельности российских ученых недостаточно востребованы экономикой и обществом. Причинами слабой востребованности результатов интеллектуальной деятельности экономикой российских регионов являются низкий спрос промышленности на инновационные российские разработки, ориентированность предпринимателей на использование зарубежных инновационных технологий, недостаточная проработка стратегии научно-технологического и социально-экономического развития региона, формальный подход к созданию объектов научно-инновационной инфраструктуры. Одной из проблем низкой патентной активности в России является прекращение деятельности большего количества патентных служб научных организаций в период экономического кризиса, связанное, в частности, с недостатком специалистов в области защиты прав интеллектуальной собственности, подготовка которых организована в виде дополнительного профессионального образования.

Общая мировая тенденцией перехода к инновационной экономике инициирует активность частных предпринимателей и специалистов взаимодействовать не только с производственными структурами, но и с подразделениями прикладной и фундаментальной науки. Заметно появление целого ряда областей междисциплинарных фундаментальных научных исследований, результаты которых непосредственно приводят к созданию инновационных продуктов. Примером таких исследований могут послужить исследования в области биофизики и области биотехнологий. Интеллектуальная собственность является важным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности производимой продукции, мощным инструментом привлечения инвестиций. Использование объектов интеллектуальной собственности повышает рыночную стоимость инновационных предприятий и способствует привлечению инвестиций. Одной из часто встречающихся ошибок среди начинающих руководителей инновационных предприятий являются безуспешные попытки продать объекты интеллектуальной собственности без создания изделия, в котором данная интеллектуальная собственность используется.

Совместные скоординированные усилия государства, частного капитала, учреждений науки и образования позволят увеличить эффективность использования объектов интеллектуальной собственности в России. Создание консорциумов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации является существенным механизмом координации деятельности по увеличению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности.

Переход к инновационной экономики является одним из основных стратегических приоритетов в России, который базируется на развитии науки и образования для осуществления социальной политики государства по повышению качества жизни населения. Ведь именно инновационная экономика определяет конкурентоспособность страны, необходимую для достижения экономического роста, успешной деятельности промышленности, развития культуры и обеспечения безопасности страны.

Инновационная деятельность является эффектив- ^ ным средством в конкурентной борьбе, обеспечивая ^ создание новых товаров, услуг и потребительского о спроса на новых рынках. Инновационная деятель- ^ ность способствует притоку инвестиций и дает воз- ^ можность обладателю инновационных технологий к стать успешным участником хозяйственной деятель- ^ ности и занять прочные позиции на рынке иннова- ^ ционных товаров. «

Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей, ^ обычно результатов научных исследований и раз- ш работок либо иных научно-технических достижений, из в технологически новые или усовершенствованные 2 товары или услуги, внедренные на рынке, в новые или с усовершенствованные технологические процессы или з способы производства или передачи услуг, использо- ^ ванные в практической деятельности. Инновационная < деятельность предполагает целый комплекс науч- н ных, технологических, организационных, финансовых < и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Инновационный потенциал региона представляет собой результат интеллектуальной экономической деятельности в регионе по созданию инновационных технологий, наукоемких товаров и услуг [8].

Уровень инновационного потенциала оценивается на основе следующих показателей:

• числа поданный патентных заявок на изобретения на 10 000 человек населения

• числа поданных патентных заявок на полезные модели на 10 000 человек населения

• затрат на технологические инновации на душу населения ^3).

Для расчета коэффициентов i2, i3), использующихся для расчета показателя развития инновационного потенциала, применяется метод линейного масштабирования, коэффициенты рассчитываются по формуле, где Х — порядковый номер соответствующего показателя:

IX - (^ай iXmm)/(iXmax iXmm), (1)

показатель развития инновационного потенциала рассчитывается по формуле:

ИП - I + 12 + 1з)/3. (2)

Результаты анализа инновационного потенциала российских регионов представлены в виде графика на рис. 3 [3].

Понимая значение развития инновационных технологий в развитии современной российской экономики и используя позитивный опыт экономически развитых стран, министерства и ведомства совместно с органами региональной исполнительной власти осуществляют мероприятия по созданию благоприятных условий для развития инноваций. Именно государство, учитывая инновационный потенциал регионов, выступает основным инициатором в инновационном развитии страны, так как это в частности гарантирует обеспечение национальной безопасности.

Существенными факторами увеличения эффективности проводимых научных исследований стали реформа российских академий наук и успешная работа Федерального агентства научных организаций (далее — ФАНО России). Доля подведомственных ФАНО России научных организаций составила 20% научных организаций России. В 2013 г. ученые, работающие в подведомственных ФАНО России научных организациях, обеспечили общий объем доходов организаций

о

CD

< >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я

Ц 0,8

03 м cd К

§ 0,7 щ

S

и

g 0,6 я К СО

0,5 0,4 0,3 0,2 ОД 0

Москва

о----^---о Санкт-Петербург

/

о________----о----У „.-о------о.^

.■о---___________о------Томская область

^ ^......

^——./' Московская

^^ ,-о------сг / область

„О"'' . ......-А...... . ......"А.........Д'

„---'.Д..............-"Д "л

____о- - ' ' ' ' а- "' .. - ■Д - -"""" "л".....:: -й------. -д.---------------а-------л а-------^ а Новосибирская

&........- а-" область

А'"''

^ _..х__________——--*-х * Псковская

х.---------'х...... - _х__________Х- X " область

I I I I I I I I I I I I I I

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Год

Рис. 3. Динамика развития инновационного потенциала регионов

в 115,8 млрд руб. В 2014 г. бюджет ФАНО России составил 108,1 млрд руб., при этом плановый объем финансирования исследований составил 77,4 млрд руб. В 2015 г. бюджет ФАНО России составил 92,7 млрд руб. Однако, несмотря на то что Россия переживает период стагфляции, отягощенный антироссийскими санкциями, в части финансирования фундаментальных исследований, проводимых в учреждениях ФАНО России, планируется сохранить прежний уровень бюджетных расходов [9].

Правительство России распоряжением от 27 января 2015 г. № 98-р утвердило План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., который подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития экономики в период неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры [10]. В 2015-2016 гг. будут реализованы меры, направленные на модернизацию российской экономики, поддержку эффективной занятости на рынке труда, уменьшение темпов инфляции, возвращение к макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе. В плане реализации первоочередных мероприятий: выполнение программы импортозамещения и экспорта несырьевых товаров, в частности высокотехнологичных товаров, привлечение оборотных и инвестиционных ресурсов в наиболее значимые сектора экономики, в частности при реализации государственного оборонного заказа, обеспечение финансирования приоритетных направлений развития экономики и антикризисных мероприятий.

Реализация федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р будет способствовать:

• обеспечению национальной безопасности,

• сокращению периода экономического кризиса,

• реализации конкурентных преимуществ российской

науки,

• инновационному развитию экономики регионов России с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Необходимость эффективного использования научно-образовательного потенциала в регионах России явилась причиной реформирования законодательства об интеллектуальной собственности, которое в свою очередь стимулирует инновационную активность как в государственном, так и в частном секторах российской экономики, являясь не только фактором экономического роста регионов, но и необходимым условием повышения качества жизни населения.

Литература

1. Слепак К. Б. Развитие науки, образования и инновационных технологий в регионах России как фактор обеспечения национальной безопасности. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та. 2014. 192 с.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 20132020 годы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/%Р0%В4%Р0%ВЕ%Р0%ВД%Р1%83% D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4125. (Дата обращения: 22.11.2015).

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Статистический сборник / Росстат. M., 2014. 900 с.

4. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/14/izm-gk-dok.html. (Дата обращения: 22.11.2015).

5. Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 512: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/06/06/voznagrajdenie-site-dok.html. (Дата обращения: 22.11.2015).

6. Патентная активность: Россия vs США: аналитическое исследование из цикла «Индикаторы инновационного развития российской экономики»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbkg.ru/researches/patent_ activity_russia_vs_usa.pdf. (Дата обращения: 22.11.2015).

7. Слепак К. Б. Влияние антикризисного планирования на инновационное развитие экономики регионов России в аспекте обеспечения национальной безопасности // Экономика и управление. 2015. № 2 (112). С. 47-53.

8. Слепак К. Б. Инновационное развитие национальной и региональной экономики Российской Федерации в посткризисный период // Экономика и управление. 2012. № 1 (75). С. 135-141.

9. Котюков М. М. Первые результаты реализации федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ: Доклад на круглом столе «Вопросы реализации федерального закона „О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». М., 2014. 12 с.

10. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр://доуегптеп^ ги/с1оо8/16639/. (Дата обращения: 10.09.2015).

References

1. Slepak K. B. Razvitie nauki, obrazovaniya i innovatsionnykh tekhnologiy v regionakh Rossii kak faktor obespecheniya natsional'noy bezopasnosti [The development of science, education and innovation in the regions of Russia as a factor of national security]. St. Petersburg, Polytechnical Univ. Publ., 2014. 192 p.

2. On approval of the state program of the Russian Federation "The development of science and technology" in the 20132020. Available at: http://MMHo6pHayKM.p$/%D0%B4%D0% BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/4125. Accessed November 22, 2015. (in Russ.).

3. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2014: Statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2014: Statistical Yearbook]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 900 p.

4. On Amendments to the first, second and fourth of the Civil ^ Code of the Russian Federation and certain legislative acts ^ of the Russian Federation. Federal Law of the Russian Fe- ^ deration of March 12, 2014 № 35-FZ. Available at: http:// ° www.rg.ru/2014/03/14/izm-gk-dok.html. Accessed Novem- o ber 22, 2015. (in Russ.). o

5. On approval of rules of remuneration for service inventions, k service utility model, industrial design office. Approved by ¡E the Resolution of the Government of the Russian Federation ^ of June 4, 2014 № 512. Available at: http://www.rg.ru/2014/ S 06/06/voznagrajdenie-site-dok.html. Accessed November 22, J 2015. (in Russ.). z

6. Patent activity: Russia vs USA: An analytical study of the ^ series "The indicators of innovation development of the ^ Russian economy". Available at: http://www.nbkg.ru/re- ^ searches/patent_activity_russia_vs_usa.pdf. Accessed No- cl vember 22, 2015. (in Russ.). c=

7. Slepak K. B. Vliyanie antikrizisnogo planirovaniya na inno- ^ vatsionnoe razvitie ekonomiki regionov Rossii v aspekte x obespecheniya natsional'noy bezopasnosti [Crisis planning ^ and innovative economic development of Russia's regions ^ in terms of national security]. Ekonomika i upravlenie, 2015, ^ no. 2 (112), pp. 47-53. <

8. Slepak K. B. Innovatsionnoe razvitie natsional'noy i regio-nal'noy ekonomiki Rossiyskoy Federatsii v postkrizisnyy period [Innovative development of national and regional economy of Russian Federation in the post-crisis period]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 1 (75), pp. 135-141.

9. Kotyukov M. M. The first results of the implementation of the Federal Law of September 27, 2013 № 253-FZ. Report of the round table "Problems of the Federal law implementation "On the Russian Academy of Sciences, the reorganization of the state academies of sciences and Amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». Moscow, 2014. 12 p. (in Russ.).

10. The plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on January 27, 2015 № 98-r. Available at: http://government. ru/docs/16639/. Accessed September 10, 2015. (in Russ.).

Научная деятельность СПбУУиЭ

Научная деятельность вуза направлена на решение важнейших проблем социально-экономического развития России и соответствует приоритетным направлениям научно-педагогических школ Университета. Научная продукция, создаваемая в результате выполнения исследовательских проектов, обладает новизной и оригинальностью предлагаемых решений, наличием определённого задела на пути к декларируемой цели и имеет спрос в научно-образовательном и экономическом пространстве. Научная деятельность вуза включает фундаментальные и научно-практические направления.

Долгосрочные партнерские отношения связывают Санкт-Петербургский университет управления и экономики с Отделением общественных наук РАН, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российской академией образования. Успешно развиваются контакты с региональными структурами РАН на Дальнем Востоке (Хабаровск), Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск), в Республике Карелия (Петрозаводск), Северо-Западном Федеральном округе (Кольский научный центр) и др. Реализация интеграционных связей с учреждениями Российской академии наук, Российской академии образования, другими организациями и учреждениями осуществляется на основе системы договорных отношений, в рамках реализации совместных программ и проектов.

Традиционными формами совместной деятельности в русле действующих партнерских соглашений и договоров являются участие ведущих ученых фундаментальной экономической науки в образовательном процессе СПбУУиЭ, научное руководство аспирантами со стороны учреждений РАН, издание совместных монографий, проведение совместных конференций и семинаров по актуальным научно-практическим проблемам и целый ряд других уже зарекомендовавших себя проектов.

Существенным фактором повышения научного статуса Университета стало Постановление Бюро отделения общественных наук РАН от 7 февраля 2006 года № 11, в соответствии с которым Санкт-Петербургский университет управления и экономики включен в число научных учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Отделения общественных наук РАН.

О большом научном потенциале вуза и его признании свидетельствует и тот факт, что научным руководителем Университета в области инновационного развития является академик-секретарь отделения общественных наук РАН, председатель Совета по проблемам международной безопасности при отделении общественных наук РАН, академик РАН, действительный член РАН, доктор исторических наук профессор, почетный профессор СПбАУУЭ А.А. Кокошин, а научными руководителями и консультантами институтов и кафедр лауреаты Нобелевской премии по экономике почетные профессора СПбАУУиЭ: профессор Колумбийского университета Э. Фелпс, профессор Чикагского университета Р. Маейрсон, профессора Гарвардского университета А. Сен и Р. Мертон, профессор Массачусетского технологического института П. Даймонд, профессор Стэнфордского университета Уильям Шарп, профессор Калифорнийского университета Беркли Оливер Уильямсон, академики РАН: вице-президент РАН Ж. И. Алферов, А. А. Анфиногентова, А. Г. Аганбегян, С. Ю. Глазьев, В. В. Ивантер, А. А. Кокошин, Н. Н. Казанский, В. И. Маевский, В. Л. Макаров, П. А. Минакир, А. Д. Некипелов, В. В. Окрепилов, М. Б. Пиотровский, А. И. Татаркин и др. Многие почетные профессора вуза регулярно выступают в университете с открытыми лекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.