Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / АНАЛИЗАТОРЫ / ПОЗНАНИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ СЛУХА И ЗРЕНИЯ / ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубанова К. Х., Манохина Н. Н.

Ребёнок начинает знакомиться и взаимодействовать с окружающей его средой с самого первого дня рождения. Истинность и корректность получаемых знаний об окружающем мире зависит от того, насколько правильно и хорошо работают его органы чувств (осязание, обоняние, слух, зрение и т. д.). Неполнота и неточность зрительного восприятия могут привести к дезориентации в пространстве, а также к нарушению всех видов деятельности ребёнка. Авторы рассматривают проблему формирования представлений об окружающем мире у младших школьников, анализируют психолого-педагогические научные исследования по данной теме, предлагают меры для компенсации нарушения зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF VISUAL IMPAIRMENT ON THE FORMATION OF UNDERSTANDING OF THE WORLD OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The child begins to be acquainted and interact with the environment from the very first day. The truth and correctness of the knowledge we receive about the world around us depends on how well and correctly our sense organs (touch, smell, hearing, vision, etc.) work. Incompleteness and inaccuracy of visual perception can lead to disorientation in space, as well as disruption of all types of child's activities. The authors consider the problem of forming ideas about the world around younger schoolchildren, analyze psychological and pedagogical scientific research on this topic, and propose measures to compensate for visual impairment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 376

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К. Х. Кубанова, Н. Н. Манохина

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Ребёнок начинает знакомиться и взаимодействовать с окружающей его средой с самого первого дня рождения. Истинность и корректность получаемых знаний об окружающем мире зависит от того, насколько правильно и хорошо работают его органы чувств (осязание, обоняние, слух, зрение и т. д.). Неполнота и неточность зрительного восприятия могут привести к дезориентации в пространстве, а также к нарушению всех видов деятельности ребёнка. Авторы рассматривают проблему формирования представлений об окружающем мире у младших школьников, анализируют психолого-педагогические научные исследования по данной теме, предлагают меры для компенсации нарушения зрения.

Ключевые слова: восприятие, окружающий мир, анализаторы, познание, ориентация, школьники, нарушение слуха и зрения, органы чувств.

INFLUENCE OF VISUAL IMPAIRMENT ON THE FORMATION OF UNDERSTANDING OF

THE WORLD OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

K. Kh. Kubanova, N. N. Manokhina

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The child begins to be acquainted and interact with the environment from the very first day. The truth and correctness of the knowledge we receive about the world around us depends on how well and correctly our sense organs (touch, smell, hearing, vision, etc.) work. Incompleteness and inaccuracy of visual perception can lead to disorientation in space, as well as disruption of all types of child's activities. The authors consider the problem of forming ideas about the world around younger schoolchildren, analyze psychological and pedagogical scientific research on this topic, and propose measures to compensate for visual impairment.

Keywords: perception, the surrounding world, analyzers, cognition, orientation, schoolchildren, hearing and vision impairment, sense organs.

Введение. Зрение — это оптическое восприятие, которое осуществляется благодаря зрительным анализаторам, представляющим собой сложную нервно-рецепторную систему человека и животных. Зрение помогает получить огромное количество информации об окружающем мире, о форме, цвете, объеме, величине предметов, их расположении в пространстве [1]. Цель данного исследования — уточнить особенности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями зрения. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: проанализировать психолого-педагогические научные исследования, в которых содержится информация о формировании представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями зрения, и выявить особенности их познавательной деятельности.

Основная часть. Проанализировав научные работы по выбранной теме, можно сказать о том, что у детей, имеющих нарушения зрения, отмечается низкая работоспособность, которая обусловлена непрерывным напряжением оптического анализатора. Практически при всех

заболеваниях зрительной системы нарушается центральное зрение (снижается острота зрения), что в большинстве случаев ведет к трудностям при опознавании мелких предметов, восприятии их величины и формы. При сильном снижении остроты зрения ухудшается восприятие на расстоянии, хуже протекает процесс формирования учебных универсальных действий и навыков (чтение, письмо).

В процессе аналитической работы слабовидящие дети также испытывают значительные трудности. В большинстве случаев они не могут правильно определить внешние признаки предметов и объектов, их расположение в пространстве. Кроме того, у детей со зрительными нарушениями замедляется и удлиняется время восприятия информации. Для ее полного усвоения требуется многократное предъявление и повторение (от 2 до 12 раз).

В своей научной работе доктор психологических наук Л. И. Плаксина сообщает об исследовании особенностей детей со зрительными нарушениями. В частности, она предложила детям комплекс заданий, которые были направлены на быстрое узнавание и дифференциацию одного объекта, но по-разному расположенного и имеющего разные размеры. Результат эксперимента показал, что дети со зрительными нарушениями не замечали отличия на картинках. Им понадобилось больше времени для восприятия изображений и нахождения различий. Группа детей с нормальным зрением справилась с заданиями в срок [2].

При зрительных нарушениях страдают многочисленные свойства внимания: скорость, переключаемость, динамичность, широта, устойчивость, нацеленность, сосредоточенность. Однако, невзирая на все приведенные аспекты, дети имеют все шансы развить внимание, а в определенных случаях и превысить степень развития всех его качеств по сравнению со зрячими людьми. Сужение внешних ощущений оказывает очень неблагоприятное действие на формировании разных критериев внимания [3].

У большинства детей с нарушениями зрительного анализатора весьма скудный и бедный запас кинестетических, слуховых, зрительных и обонятельных ощущений и представлений.

Зрение очень важно для восприятия находящегося вокруг нас мира и для взаимодействия с ним. Недостаток общения с окружающими людьми, то есть социальная депривация, оказывает большое влияние на психические и умственные отклонения детей. Вдобавок у них возникают вторичные отклонения в ориентировке в собственном теле и окружающей среде, появляются многочисленные трудности при передвижении в пространстве.

Для компенсации нарушения зрения следует активно использовать информацию всех сохранных и нарушенных анализаторов. Ориентация на анализ информации, полученной от одного из режимов приема, не создает адекватной и полной картины, что приводит к снижению точности ориентировочно-трудовой деятельности [4].

Оптические нарушения задерживают процессы, которые увеличивают объём памяти путём образования ассоциаций и запоминания важной информации. Слепым и слабовидящим необходимо понимать окружающие их материалы и помнить о них, на что зрячие в повседневной жизни даже не обращают внимания.

Заключение. Дети со зрительными нарушениями испытывают в повседневной жизни определенные трудности. Но при проведении грамотной коррекционной работы они смогут объективно увидеть картину окружающего их мира. Правильные знания и представления о нем играют огромную роль в жизни ребёнка, так как он начинает вступать во взрослую жизнь и становиться частью общества.

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Москва : Просвещение, 1968. — 464 с.

2. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учебное пособие / Л. И. Плаксина. — Москва : РАОИКП, 1999. — 32 с.

3. Лисина, Н. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н. И. Лисина, Г. И. Копчеля. — Кишинев : Штиинца, 1987. — 137 с.

4. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина ; 3-е изд., перераб. — Москва : МГППУ. — 2002. — 68 с.

Об авторах:

Манохина Надежда Николаевна, старший преподаватель кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), nadezhdmanokhin@yandex.ru

Кубанова Кяусар Хасановна, студент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), kkyausar@inbox.ru

About the Authors:

Manokhina, Nadezhda N., Senior lecturer, Department of Defectology and Inclusive Education, Don State Technical University (1 Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF) nadezhdmanokhin@yandex.ru

Kubanova, Kyausar K., Student, Department of Defectology and Inclusive Education, Don State Technical University (1 Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), kkyausar@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.