УДК 159.923
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0077
ВЛИЯНИЕ НА ЗАВИСТЛИВОСТЬ ДЕТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ
© 2019
SPIN: 4557-8902
ORCID: 0000-0001-8677-8056
Летягина Светлана Константиновна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Правовая психология, судебная экспертиза и педагогика» Саратовская государственная юридическая академия (410056, Россия, Саратов, ул. Вольская, д. 1, е-mail: let71@mail.ru)
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния на завистливость детей студенческого возраста особенностей конфликтного взаимодействия родителей и распределения ролей в семье. Психодиагностический инструментарий исследования представлен опросниками: «Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой, «Распределение супружеских ролей в семье» и «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М .Дубовской. Автор приходит к следующим выводам. Завистливость детей обоих полов, проявляющаяся в форме активного стремления лишить другого предмета зависти и превзойти конкурента, формируется в семьях, в которых матери стремятся проявлять независимость, демонстрировать превосходство над мужем, открыто с ним соперничают при отстаивании своих интересов, что служит для детей образцом психологии успешного социального поведения. Пассивная и защитная форма зависти, связанная с переживанием чувства обиды и несправедливости, формируется у сыновей в ситуациях рассогласования представлений о традиционных нормах супружеского поведения, когда оспаривается роль отца как семейного лидера и отец не получает понимания и эмоциональной поддержки со стороны жены. Зависть - неприязнь у дочерей формируется в семье при условии незначительной эмоциональной включенности матери в процесс воспитания дочери и ее сосредоточенности на профессиональной карьере. Подобное агрессивное отношение к успехам других несколько компенсируется у дочерей при наличии авторитетного и принимающего отца, отношения с которым способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в своей женской привлекательности, но тем не менее не решают проблему зависти, а способствуют более разнообразным формам ее проживания. Применительно к выборке сыновей все виды зависти проявляются сильнее, если матери не демонстрирует активность и инициативу в сфере организации досуга, не занимается в полной мере ведением домашнего хозяйства, но успешно справляется с ролью воспитателя. Агрессивное отношение к успехам другого у сыновей становится более выраженным, если отцы активно включены в воспитание сына и организацию совместных развлечений. Занятость отца и его нежелание разделять с сыном его увлечения вызывают у последнего разочарование и обиду, свойственные зависти - унынию.
Ключевые слова: зависть, завистливость, зависть-неприязнь, зависть-уныние, семейная роль, семейный конфликт.
INFLUENCE ON ENVIRONMENTALITY OF CHILDREN OF STUDENTS AGE OF FEATURES OF CONFLICT INTERACTION OF PARENTS AND DISTRIBUTION OF ROLE IN THE FAMILY
© 2019
Letyagina Svetlana Konstantinovna, сandidate of sociology, associate Professor of the Department of Legal Psychology, Forensics and Pedagogy Saratov State Law Academy (410056, Russia, Saratov, street Volskaya 1, e-mail: let71@mail.ru)
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the effect on envy of students of student age features of conflict interaction of parents and the distribution of roles in the family. Psychodiagnostic research tools are presented by questionnaires: "Methodology for the study of personality envy" T.V. Beskova, "Distribution of marital roles in the family" and "Interaction of spouses in a conflict situation" by Yu.E. Aleshina, L.Ya. Gozman, E. M. Dubovskaya. The author comes to the following conclusions. The envy of children of both sexes, manifested in the form of an active desire to deprive another subject of envy and surpass a competitor, is formed in families in which mothers seek to show independence, demonstrate superiority over their husbands, openly compete with them in defending their interests, which serves as an example of successful psychology for children social behavior. A passive and protective form of envy associated with experiencing feelings of resentment and injustice is formed in sons in situations of disagreement about the traditional norms of marital behavior, when the role of the father as a family leader is disputed and the father does not receive understanding and emotional support from the wife. Envy - hostility in daughters is formed in the family, provided that the mother is insignificantly involved in the process of raising her daughter and her focus on her professional career. Such an aggressive attitude to the successes of others is somewhat compensated for by daughters in the presence of an authoritative and host father, relations with which helps to form an adequate self-esteem and confidence in their female attractiveness, but nevertheless they do not solve the problem of envy, but contribute to a more diverse form of her living. With regard to the sample of sons, all types of envy are more pronounced if the mother does not show activity and initiative in the field of leisure activities, does not fully engage in housekeeping, but successfully copes with the role of an educator. Aggressive attitude towards the successes of another among sons becomes more pronounced if fathers are actively involved in raising their son and organizing joint entertainments. The father's employment and his unwillingness to share his hobbies with his son cause the latter to be disappointed and resentful, characteristic of envy - despondency.
Keywords: envy, envy, envy-hostility, envy-despondency, family role, family conflict.
ВВЕДЕНИЕ
На фоне трансформации социально-экономической системы общества происходит и перестройка брачно-семейных отношений.
Современная семья сталкивается с необходимостью решения ряда социально-психологических проблем,
обусловленных неопределенностью норм, регулирующих семейные, в том числе и ролевые отношения.
Перед каждой семьей стоит важнейший вопрос выбора способа ролевого взаимодействия и выработки стиля семейной жизни.
Гармоничное развитие личности определяется
Летягина Светлана Константиновна ВЛИЯНИЕ НА ЗАВИСТЛИВОСТЬ ...
отношениями в семье.
Уже в раннем детстве закла-дываются базисные установки и личностные под-структуры. С точки зрения отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович и др. основой развития личности ребенка является социальный опыт, который он получает на протяжении всего детства, и ведущая роль здесь принадлежит характеру семейных отношений.
Применительно к проблеме формирования личностной завистливости очевидно, что особенности семейного функционирования оказываются, пожалуй, наиболее значимой детерминантой влияния.
В контексте нашего исследования зависть мы будем понимать, как социально-психологическое отношение личности, в основе которого лежит совокупность отрицательных переживаний, признание и понимание своего более низкого социального статуса, стремление уравнять или дискредитировать превосходство других над собой. Весь перечисленный спектр психологических проявлений личности в дальнейшем осуществляется в виде конкретного социального поведения [1].
Переживание зависти обязательно предполагает сопоставление себя, своих возможностей с кем - либо.
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис в своей концепции патологизирующего семейного наследования утверждают, что в основе невротического развития личности лежит эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц в отношении членов семьи, находящихся в зависимом положении [2].
При воспитании детей подобным образом у них повышается вероятность формирования эгоцентризма, нарушения полоролевой идентичности, когнитивной и эмоциональной незрелости, акцентуированности характера, снижающих уровень их социальной адапти-рованности и, как следствие, повышающих вероятность переживания зависти. Однако проблема формирования зависти в аспекте психологии семейных отношений до сих пор остается малоизученным вопросом.
МЕТОДОЛОГИЯ
Целью нашего исследования является изучение влияния на завистливость детей студенческого возраста особенностей конфликтного взаимодействия родителей и распределения ролей в семье.
Диагностический инструментарий исследования представлен следующими опросниками:
1) Методика «Распределение супружеских ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской.
2) «Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой [3]. Методика содержит три шкалы: зависть-неприязнь (ЗН), зависть-уныние (ЗУ), интегральный показатель зависти (МИЗЛ).
3) Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской.
В эмпирическом исследовании приняли участие 109 полных семей, из них 59 семей, имеющих ребенка девочку (девушку), и 50 семей - ребенка мальчика (юношу). Респондентами выступили оба родителя и их дети студенческого возраста.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Обратимся к анализу результатов исследования, полученных по методике «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации».
Опираясь на результаты исследования, представленные в таблице 1, можно заключить, что супруги обоих полов в конфликте склонны к демонстрации пассивного характера взаимодействия, проявляющемся в умалчивании и отказе от открытого высказывания своей точки зрения и возражения партнеру. Статистически значимые различия выявлены по шкале «Проявление доминирования одним из супругов», свидетельствующие о том, что жены демонстрируют
большую активность и открытость в защите своих интересов и чаще конфронтируют с супругом.
Таблица 1 - Средние значения конфликтности по сферам семейных отношений
Сферы конфликтов Выборки Отношения с р одственника ми и друзьями Во спита! 1И с одним из супругов Нарушение ролевых ^ ожиданий Рассогласование норм поведения Ш1 § & Проявление отношении к деньгам
Матери 6,54 7,62 7,52 7,68 9,05 7,56 8,45 6,99
Отцы 7 7;93 7,91 8.15 9,24 б;69 8,61 7,31
^критерий Стъюдента 2,08*
Примечание: * - уровень значимости 0,05; **-уровень значимости 0,01.
Далее проанализируем результаты, полученные по методике «Распределение ролей в семье», которые представлены в таблице 2.
Понятие семейной роли в отечественной психологии связано с представлениями о социальной роли, которая трактуется как модель поведения, предписанная определенной социальной позицией личности в системе отношений [4].
Основной линией дифференциации семейных ролей женщин и мужчин традиционно считается линия «дом - работа».
Однако в современных условиях жизни в связи с активным включением женщины в процесс профессиональной самореализации в ролевой структуре семьи произошли серьезные изменения.
Сфор-мировалась так называемая эгалитарная модель семьи, в которой выполнение ролей распределяются между супругами примерно поровну.
Принятие семьей той или иной модели ролевой структуры семьи детерминируется ролевыми ожиданиями, возможностями и отношением членов семьи к выбранному образцу.
Таблица 2 - Средние показатели распределения ролей в семье
\ Роли в семье
\ 1 1 5
5 - =
£
\ О 1 и а. с о
\ £ 1 5 1 1 1 1 &
я
\ С ! 1 £ § я м
Выборки \ 03 т о 2 о О £ О О а-
Матери 3,06 2,95 2,09 2,98 2,82 2,22 2,60
Отцы 3,12 2,99 2,18 2,81 2,85 2,55 2,74
Статистически значимых различий в представлениях супругов о ролевой структуре их семей нами не выявлены.
По мнению авторов методики, с ростом брачного стажа в парах формируется достаточно согласованный способ межличностного реагирования супругов на проблемные ситуации и выполнение семейных обязанностей.
Также на основании средних значений можно говорить о том, что все перечисленные роли выполняются обоими партнерами.
Однако прослеживается традиционная тенденция, подтверждающая, что муж в большей мере отвечает за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения, а жена — за воспитание детей, эмоциональный климат семьи, организацию развлечений, ведение хозяйства.
Обратимся к результатам корреляционного анализа, посвященного исследованию влияния на завистливость детей особенностей взаимодействия родителей в конфликтной ситуации.
Как показывают результаты корреляционного анализа, представленные в таблице 3, зависть-неприязнь и интегральный показатель зависти у дочерей тем выше, чем больше мать проявляет негативный конфликтный характер взаимодействия в отстаивании своей позиции
и демонстрирует нежелание слышать партнера по браку.
Таким образом, можно утверждать, что злость, неприязнь, враждебность у дочерей, их желание превзойти конкурента любым способом зависит от характера отношений между отцом и матерью.
Стремление матери доминировать, демонстрировать превосходство над мужем, открытое проявление ревности и соперничества служит для дочери своего рода образцом социального поведения.
Таблица 3 - Статистически значимые взаимосвязи завистливости юношей и девушек и особенностей взаимодействия родителей в конфликтной ситуации
Сферы Проявление Проявление
^^¡сонфликтов Отношения с автономии Нарушение д оминир ования
родственниками Воспитание одним из ролевых одним из Проявление
Выборки ^^ и друзьями детей супругов ожидании супругов ревности
Дочь / Мать
ЗН -0,33*
ЗУ
мизл -0,29* -0,28*
Дочь / Отец
ЗН 0,34**
ЗУ 0,28*
МИЗЛ 0,29*
Сын / Мать
ЗН .0.47***
ЗУ
мизл
Сын / Отец
ЗН 0.46***
ЗУ -0,30*
МИЗЛ -0,28* -0,28*
Примечание: * - уровень значимости 0,05; **-уровень значимости 0,01.
Данный вывод подкрепляется и полученными взаимосвязями всех видов зависти у дочерей со шкалой «Воспитание детей» в выборке отцов.
Завистливость у дочерей будет тем выше, чем больше отцы в вопросах воспитания детей руководствуются мнением жен и соглашаются с их решениями, тем самым подтверждая в глазах дочерей правоту матери.
Взаимосвязь зависти и особенностей взаимодействия родителей в конфликтной ситуации применительно к выборке сыновей имеют похожую картину.
Зависть-неприязнь у сыновей будет тем выше, чем больше мать склонна в отношениях с мужем к демонстрации ревности, а отец в свою очередь предоставляет жене независимость в принятии решений, предпочитает открыто не выражать свои взгляды и не настаивать на своей точке зрения.
Зависть - уныние и интегральный показатель зависти у сыновей повышаются, если отец конфронтирует с супругой за роль семейного лидера, высказывает недовольство по поводу отсутствия понимания и эмоциональной поддержки со стороны жены, а также по поводу неприятия и критики супругой его родственников и друзей.
Подобные конфликты в семье и идентификация с отцом вызывает у сыновей чувство обиды, грусти, уныния.
Таким образом, завистливость детей обоих полов, проявляющаяся в форме активного стремления лишить другого предмета зависти и превзойти конкурента, формируется в семьях, в которых матери демонстрируют поведенческие признаки, традиционно приписываемые мужскому началу (смелость, настойчивость, решительность в отстаивании своей позиции), а со стороны отца наблюдаются мягкость и подчиняемость.
Проявляя характер и принимая сложные решения в профессиональной сфере, в семье отцы как правило отдают решение многих семейных вопросов на откуп женам и не рассчитывают на слишком уважительное отношение к себе.
Авторитет матери, демонстрация своего превосходства в спорах с отцом служат для детей обоих полов, но особенно дочерей, образцом уверенного и успешного поведенческого паттерна и формируют желание ему подражать.
Позиция отца семье в большей мере влияет на пассивный и защитный вариант переживания детьми зависти, когда они отсутствие успеха и признания в жизни объясняют скорее собственным бессилием что-либо изменить или социальной несправедливостью, нежели недостаточностью собственного упорства, трудолюбия и активности в достижении поставленных целей.
Теперь проанализируем результаты корреляционного анализа завистливости детей и особенностей распределения ролей в семье, представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Статистически значимые взаимосвязи завистливости юношей и девушек и особенностей распределения ролей в семье
Воспитание Эмоциональный Организация Роль Организаци
детей климат в семье развлечении хозяина хозяйки субкультуры
Дочь/Мать
ЗН -0,30*
ЗУ
МИЗЛ
Дочь/Отец
ЗН
ЗУ
МИЗЛ 0,27*
СынА1ать
ЗН -0,39** -0,28*
ЗУ -0,30*
МИЗЛ 0,34* -0,38**
Сын/Отеп
ЗН -0,29* -0,29*
ЗУ 0,41**
МИЗЛ 0,44**
Статистически значимые взаимосвязи завистливости юношей и девушек и особенностей распределения ролей в семье позволяют заключить, что особенности семейной ролевой структуры в большей степени влияют на формирование завистливости сыновей, чем дочерей.
Опираясь на полученные результаты можно заключить, что зависть - неприязнь у дочерей будет тем выше, чем меньше мать была включена в процесс воспитания дочери и в большей степени занималась профессиональной карьерой.
Интегральный показатель зависти у дочерей положительно связан с ответственностью отца за эмоциональный климат в семье. Принято считать, что выполнение роли «психотерапевта» более свойственно женщинам.
Однако в аспекте формирования личностной завистливости дочерей речь идет о способности отцов выслушать, эмоционально поддержать, выразить принятие, оказать помощь в решении возникающих проблем.
По сути отцы восполняют нехватку эмоционального контакта в диаде «мать - дочь».
В основе соперничества, ревности и конкуренции, по мнению Л.Б. Шнейдер, по сути лежит стремление человека найти замену родительской любви. Соперничество и ревность имеют эгоистический характер проявления и сопровождаются сомнениями в любви к себе со стороны значимых других. От ощущения своей значимости или отвержения, которую человек получает в детском опыте, в дальнейшем зависит направленность духа соперничества, которая переносится из сферы семейных отношений и в другие области социального взаимодействия. А спутником соперничества всегда выступает зависть [6].
Теплые эмоциональные отношения дочерей с отцом способствуют формированию адекватной самооценки и уверенности в своей женской привлекательности.
В аспекте проблемы личностной завистливости авторитетный и принимающий отец, таким образом, может повлиять на жизненный выбор дочери, пониманию того, что она достойна всего самого лучшего.
Возможно поэтому успехи и достижения другого в какой-то степени принижают и обесценивают собственные достижения дочерей, снижают их само-
Летягина Светлана Константиновна ВЛИЯНИЕ НА ЗАВИСТЛИВОСТЬ ...
оценку и вызывают злость и досаду [7].
Применительно к выборке сыновей все виды зависти имеют обратную связь с выполнением матерью роли организатора развлечений.
Эта роль предполагает проявление активности и инициативы в сфере организации досуга, совместных семейных выходов в театры, кино, гости, планирование отпуска и т.д.
И, если мать не оправдывает ожиданий сыновей в этой сфере, переживание зависти усиливается. Также зависть - неприязнь у сыновей будет тем больше, если мать не занимается в полной мере ведением домашнего хозяйства.
Интегральный показатель зависти у сыновей положительно коррелирует с материнской ролью воспитателя. И если у дочерей зависть коррелирует с нехваткой общения с матерью, то в группе сыновей зависть тем выше, чем больше мать занимается воспитанием сына.
Данный факт попробуем объяснить, обратившись к истокам семейного воспитания. Доверие, любовь и забота родителей необходимы и мальчикам, и девочкам.
Мальчикам с раннего возраста свойственно проявлять самостоятельность, и маленькому мужчине очень приятно сознавать, что он делает что-то сам, без материнской помощи.
А девочка, напротив, принимая помощь, будет чувствовать, что ее любят. На деле все происходит с точностью наоборот.
Мальчиков матери больше контролируют, опекают, оберегают от домашних обязанностей. А девочек считают более благоразумными, поэтому им достается меньше контроля и меньше защиты. Получается в итоге, что мальчикам матери дают заботу, а девочкам -доверие.
Поэтому в итоге вырастают сильные женщины и мужчины, которым нужен постоянный уход, внимание, поддержка. И тот и другой вариант семейного воспитания не способствует установлению гармоничных детско - родительских отношений, основанных на безусловной родительской любви и принятии, и приводят к проблемам личностного развития, одной их проявлений которых является завистливость.
Зависть - неприязнь сыновей будет тем выше, чем больше отец занимается воспитанием сына и организацией совместных развлечений. Влияние отца на сына проявляется и в том, что именно он сможет авторитетно объяснить, как поступают настоящие мальчики. Трудно переоценить роль хорошего отца в становлении типично мужских черт характера - инициативности, направленности на успех, соперничества, лежащих в основе зависти - неприязни [8].
Сын осваивает свою половую принадлежность, копируя родителя (объект подражания) своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет.
У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным - он запечатлевается только с одного объекта подражания. Стереотипы мужского поведения входят в сознание ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин, которые его окружают. А. Адлер писал, что что для формирования адекватной самооценки мальчик не должен заранее переживать поражение по причине вялости или пассивности [9].
Зависть - уныние и общий показатель зависти у сыновей коррелирует с ролью отца как организатора семейной субкультуры.
Эти виды зависти будут выше, если отец проявляет мало активности, направленной на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений.
Иными словами, занятость отца и его нежелание или объективная невозможность разделять с сыном его увлечения вызывают у последнего разочарование и обиду.
В конфликтном взаимодействии жены демонстрируют большую активность и открытость в защите своих интересов и чаще конфронтируют с супругом.
В исследуемых семьях сформировалась так называемая эгалитарная модель семьи, в которой выполнение всех ролей выполняется одновременно обоими супругами.
Завистливость детей обоих полов, проявляющаяся в форме активного стремления лишить другого предмета зависти и превзойти конкурента, формируется в семьях, в которых матери стремятся проявлять независимость, демонстрировать превосходство над мужем, открыто с ним соперничают при отстаивании своих интересов, что служит для детей образцом психологии успешного социального поведения.
Пассивная и защитная форма зависти, связанная с переживанием чувства обиды и несправедливости, формируется у сыновей в ситуациях рассогласования представлений о традиционных нормах супружеского поведения, когда оспаривается роль отца как семейного лидера и отец не получает понимания и эмоциональной поддержки со стороны жены.
Зависть у дочерей, проявляющаяся в таких отношениях к другому как ненависть и враждебность, формируется при условии незначительной эмоциональной включенности матери в процесс воспитания дочери и ее сосредоточенности на профессиональной карьере.
Подобное агрессивное отношение к успехам других несколько компенсируется у дочерей при наличии авторитетного и принимающего отца, отношения с которым способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в своей женской привлекательности, но тем не менее не решают проблему зависти, а способствуют более разнообразным формам ее проживания.
Применительно к выборке сыновей все виды зависти проявляются сильнее, если матери не демонстрирует активность и инициативу в сфере организации досуга, не занимается в полной мере ведением домашнего хозяйства, но успешно справляется с ролью воспитателя.
Агрессивное отношение к успехам другого у сыновей становится более выраженным, если отцы активно включены в воспитание сына и организацию совместных развлечений.
Занятость отца и его нежелание разделять с сыном его увлечения вызывают у последнего разочарование и обиду, свойственные зависти - унынию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бескова Т.В. Структура, атрибутивные свойства и параметры зависти как социально-психологического отношения личности // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки». 2017. № 4. С. 184-190.
2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
3. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности //Вопросы психологии. № 2. 2012. С. 127-141.
4. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1990. 440 с.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб: ЗАО Издательство «Питер». 2015. 800с.
6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
7. Энгельгардт Э.Э. Эмоциональное восприятие и воспитательные установки родителей детей дошкольного возраста // Вестник Санкт — Петербургского университета. Сер 6. 2007. Вып.2. Ч.2. С.38 - 42
8. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 5-18.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. 607с.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта 013-00134 А
Статья поступила в редакцию 26.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019